gazya.ru страница 1
скачать файл

1.2. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ

Образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Язык. Речь»

1. Напиши мини сочинение (примерно 10 предложений) на одну из предложенных тем: «Почему русский язык называют великим и могучим»

«Помогает ли мне русский язык для получения новых знаний?»

«Какие особенности русского языка помогают мне полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения»

«Можно ли с помощью языка оказывать влияние на окружающих, развлекать их, сообщать им важную информацию»

«Люблю ли я русский язык?»


2-1. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.

1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения

3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.

4) I have got an apple. It is red. I will eat it.

5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.


2-2. Подчеркни слова, написанные на русском языке.

квiтки, мандарин, перець, game, перiод, came, беличий, злегка, белий, подсолнух, библиотека, страниците, произведенията, първо, поговорка, алюминий


3-1. Запиши звуки, которыми отличаются слова в парах:

мак – рак ____________________________________

игра – икра ____________________________________

примерять – примирять __________________________

рысь – рис _____________________________________

грусть – груздь _________________________________


3-2. Догадайся, сколько слов здесь спрятано. Запиши, какие. Объясни их значение.

атлас, гвоздики, стрелки, кружки, полки, попугай

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы»
4-1. Поставь в словах ударение.

алфавит, магазин, математика, манго, занавес, партер, перрон, скоропортящийся


4-2. Запиши последовательность звуков в словах:

карандаш [ __________________________]

машина [__________________________]

фасоль [__________________________]

ёлка [__________________________]

вьюга [____________________________________]

звёздный [________________________________]
5. Запиши слова рядом с нужной схемой.

поэт, дружба, варежки, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, всегда, правда, льдина, тетрадь, объезд, саночки





´


__________________________________________________________



´


__________________________________________________________


´


_________________________________________________________


´


__________________________________________________________


´


_________________________________________________________
6. Вставь в предложения нужные слова.

полка – полька

Над столом висела __________________________.

Мой любимый танец – весёлая ________________.

зайка - сайка

В булочной я купил шоколадного _______________________.

В булочной я купил мягкую _______________________.

лук - люк

Танкисты расселись по местам и закрыли ____________________.

В огороде на грядках взошли редиска и _______________________.


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: произношение»
7. Парная работа. По очереди повторите скороговорки. Оцените правильность и быстроту произнесения друг друга.

Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали, да не вылавировали.

Колли около Коли, а Коля около колли.

От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик.
8-1. Поставь нужные знаки в конце предложений.

Ребята Переходите дорогу только на зелёный свет

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы

Как называется эта улица

Как красив зимний лес

Кто из вас сегодня дежурный

Кто умеет дружить, у того много друзей
8-2. 5. Поставь знаки препинания в конце выделенных предложений.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла ____ »

Она в ответ:

«А ты как мог сорвать любимый мой цветок____ »
8-3. Подчеркни только правильные варианты:

портфéль, пять сковородков, красúвее, много яблоков, два щенка, пять котёнков, красивéй, мало яблок, поехать на метро, два рукава, нет местов, двое учениц, звонúт, щавéль, шóфер, свёкла, магазúн, два пальта,


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: графика»
10-1. Поставь + рядом со словами, написание которых не совпадает с их произношением.

 рыбка  пудра  сгибать

 местный  водица  буква
10-2. Найди и выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

маяк, пять, зверь, каюта, ель, юнга, льёт, ягода, вьюга, ёжик, енот, яхта, якорь, юбка, салют, юмор

_________________________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________
11-1. Запиши любые 10 букв в алфавитном порядке.
___________________________________________________________________________
11-2. Запиши данные слова в алфавитном порядке.

бык, арбуз, собака, цветы, марка, тюльпан, велосипед, ромашка, горка, часы, страус, лампа


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: техника и навыки письма»
12. Напиши как можно красивее 2-3 предложения.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


14. Восстанови текст и запиши его с соблюдением правил оформления текста.

вкрохотномдомикенакраюгородажилкотенокбылонбелый,какмотокангорскойшерсти, такойжепушистыйикругленькийещеукотенкабылабольшаяголовассиними,каквесеннее небо,глазамичетырекогтистыхлапкиипышныйхвостзваликотенкатишкаэтопотому,чтоон оченьтихоумелподкрадыватьсякмышам,которыежиливподвалеклубкамразноцветныхниток ирыбенасковородкеещевдомежили,кромемышейитишки,бабушкаиеёвнукборискабориске былочетырегода,итишкеприходилосьпрятатьсяотнеготонашкафу,топоддиваномбабушку тишкалюбилонавытащиламокроготишкуизвесеннейлужиивзялаксебежить

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Словарный запас»
16. Напиши несколько слов:

а) об арбузе _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) о слове арбуз _________________________________________________________________



_________________________________________________________________
17. Запиши по пять слов в каждую группу.

А) ПРОФЕССИИ




Б) ЯГОДЫ




В) ГОРОДА

1)




1)




1)

2)




2)




2)

3)




3)




3)

4)




4)




4)

5)




5)




5)
















Г) ЦВЕТА




Д) ДЕЙСТВИЯ




Ж) ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1)




1)




1)

2)




2)




2)

3)




3)




3)

4)




4)




4)

5)




5)




5)






























18-1. Объясни значение слов.

дом - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________ молоко - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

мудрость - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________ ручка - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

язык - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

добрый - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

прыгать - _________________________________________________________________

__________________________________________________________________


18-2. Вот как один дошкольник рассуждал, услышав выражение время идёт: «Как же это время может идти? Что у него, ноги, что ли? И куда оно, интересно, идёт? И куда уходит?»

Объясни, о каком явлении языка еще не знает этот ребенок.

__________________________________________________________________

Приведи пример еще одного выражения, которое трудно будет понять этому дошкольнику.

__________________________________________________________________
18-3 Найди и подчеркни синонимы.

Зябнет осинка.

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке.

Мерзнет в жару.

И. Токмакова.


18-4. К словам левого столбика подбери близкие по смыслу слова правого столбика. Соедини их.

алфавит

огонь


шалун

чистый


прыгать

бросать


красить

аккуратный

алый


скакать

азбука


пламя

озорник


кидать

18-5. Подбери к словам 1-2синонима. Запиши их.

грустный-__________________________________________

бранить-____________________________________________

напрасно-___________________________________________

мрак-_______________________________________________


18-6. Оля подбирала синонимы к словам и сделала ошибки. Найди их и исправь.

смелый - храбрость_________________________________

дремучий - глухой__________________________________

шалун - проказник, озорник__________________________

злая – добрая _____________________________________

холод - морозный___________________________________




    1. Закончи пословицы, используя антонимы.

Ученье свет, а неученье - _________________________________.

Знай больше, говори _____________________________________.

Не бойся врага умного, бойся друга _________________________.

Лучшая вещь новая, лучший друг - _________________________.


18-8. Подбери антонимы к подчёркнутым словам.
мелкий пруд - ___________________________пруд.

мелкий дождь - __________________________дождь.

свежий хлеб - ____________________________хлеб.

свежая рыба - ____________________________рыба.

свободный стул - _________________________стул.

свободная обувь - ________________________обувь.

сладкое яблоко - _________________________яблоко.

сладкое лекарство - _______________________лекарство.
19. Работа в группе (7-8 учащихся)

А) Составьте объявление о концерте, с которым может выступить ваш класс.

Б) Напишите коллективный отзыв на книгу, которую вы прочитали.

В) Составьте инструкцию к одной из настольных игр.

Г) Подготовьте эскиз плаката о правах детей.
20-1. В статье, которую ты читаешь, тебе встретилось незнакомое слово. Каковы твои возможные действия?

1) _________________________________________________________________

2) _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________
20-2. Вставь подходящие по смыслу слова.

разглядывать, рассматривать

Ученики внимательно________________________в микроскоп каплю жидкости.

Дети с интересом ___________________________приезжего.

построить, соорудить

На берегу пруда недавно_____________________________лодочную станцию.

Из палатки и вёсел туристы быстро _____________________________ носилки.

есть, кушать

«Вы ____________________на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка.

Мы сели к столу и стали________________________________.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Смысловой и словообразовательный анализ»
21-1. Отметь значком + верные утверждения.

 В слове может не быть окончания;

 В слове может не быть приставки;

 В слове может не быть суффикса;

 В слове может не быть корня;
21-2. Из слов исчезли корни. Впиши их.

при________ёт под____________ит

раз_________ёт по_____________ит

от__________ёт от_____________ут


21-3. Выдели в словах ту часть, которая указана в названии столбика. В каждой строчке составь из выделенных частей слово. Запиши получившиеся слова.


приставка

корень

суффикс

окончание

слово

полет

краска

дочка

папа




пошел

слово

лисица

береза




послал

дарит

холодок

мост



21-4. Распредели слова по столбикам. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши по одному своему слову в каждый столбик.

подгото___ка, кра___ка, гру___, ска___ка, поса___ка, гри___ки, гра___, погру___ка, закла___ка, бли___кий, бере___ка, ду___ки, ма___ь, уло___, яго___ка, повя___ка, дру___



































































































Какое правило тебе пришлось вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________
21-5. Сгруппируй вместе слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши получившиеся группы. Выдели части слов.
лисица, нора, куст, дятел, белочка, дерево, сова, походка, пирожок, прибрежный, пригорок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


21-6. Запиши к каждому слову по три родственных слова.
зима, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

холод, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

бежать, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

синий, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Запиши свою группу родственных слов. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


21-7. Составь и запиши рассыпавшиеся слова. Постарайся найти как можно больше вариантов.

кот-

болт-


голос-

сад-


пёстр-

рыж-


осень-

-ый

-лив-


-ёнок

-ист


-еньк-

-н-


-ик-

-ок-


-ий-

-еват-

































К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Классификация: морфологические признаки»
22-1. Догадайся, по какому признаку можно распределить слова на три группы.

волшебный, зонтик, летать, корабль, ласковый, плавать, моросить, чудесный, солнечный, девочка, пушистый, ветер, помогать, листопад, счастье, таять, лиловый, смешить
























































22-2. Отметь, к какому падежу ставятся вопросы “кому?” “чему?”.



  1. предложному 2) винительному 3) родительному 4) дательному

22-3. Какие вопросы ставятся к именительному падежу?

1)кем? чем? 2)кого? что? 3) кого? чего? 4) кто? что?

22-4. В каком падеже стоит подчеркнутое имя существительное:

Мама постелила на стол скатерть.

1) в именительном 2) в винительном 3) в родительном 4) в предложном

22-5. К 1 склонению относится имя существительное:

1)отмель 2) отметка 3) отменять 4) ответ

22-6. Какое имя существительное относится к 3 склонению?



  1. у кроватки 2) у подруги 3) у рощи 4) у кровати

22-7. Отметь словосочетания, в которых имена существительные стоят в винительном падеже.



  1. ловить рыбу 2) книга сестры 3) читать журнал

4)вышли на берег 5) портрет художника 6) рассказ писателя


    1. Что обозначает имя прилагательное?

  1. предмет 2) признак действия 3) признак предмета 4) действие

22-9. Укажите окончания имен прилагательных женского рода:



  1. -ая 2) -ое 3) -ой 4) -ий 5) -яя 6) -ый 7) -ее

22-10. Глагол в настоящем и будущем времени изменяется:



  1. по лицам 2) по падежам 3) по числам 4) по родам


К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Употребление в предложениях, высказываниях, текстах»
23-1. Составь, используя имена прилагательные, портрет знакомого человека.

лицо____________________________________________________________

глаза___________________________________________________________ лоб_____________________________________________________________

нос_____________________________________________________________

волосы__________________________________________________________

взгляд__________________________________________________________

улыбка_________________________________________________________

23-2. Восстанови текст, дописав нужные окончания.

Мимо станции проходил___ поезда. Из окошек смотрел____ люд___. Вагоны был___ зелён____, син____, красн____, на них висел____ табличк____ с названиями дальн___ мест, куда уезжал____ пассажир____ и откуда они приезжал____. Тим из-за скорост____ не успевал их прочесть. Он завидовал тем, кто ехал далеко-далеко, мимо множеств____ станций, за кажд____ из которых начинал____сь страна, такая же таинственн____ и загадочн____, как неизведанн____ улицы и места здешн____ посёлка. И ещё более таинственн____ и загадочн____. Там были горы и моря, пустыни и степи, верблюды и слоны. Поезд____ мчал____сь, оставляя за собой ветер, как будто в приоткрытую отдушину повеяло сквозняк____ из этих пространств.
23-3. Напиши небольшое сочинение на любую интересную тебе тему.

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: Классификация и употребление в речи»
24. Сравни два текста. Запиши, чем они отличаются.

№ 1.


Наступила осень. Как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев. Солнце светит реже. Часто дует сильный ветер и гонит по небу облака.
№ 2.

Это было просто здорово – город, заваленный листьями. Не наводнение, а налистнение.

Нынешняя осень была особенно радостной и светлой. Ликующей. С каждым днём всё яснее виделась гибель лета, и осень торжествовала победу над умирающим противником в упоительной желтизне. Иногда показывалось солнце, высветляя на тротуарах мокрые озябшие листья, и запах палых листьев, острый осенний запах будоражил душу и заполнял её ни с чем не сравнимой тоской.

Целый день по небу шлялись легкомысленные, беспокойные облачка, а сухие, по-осеннему поджарые листья густо лежали на земле молча, без шороха

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________


25-1. Приведи по одному примеру.

Повествовательное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вопросительное предложение:

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Побудительное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Восклицательное предложение:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Невосклицательное предложение:

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________


25-2. Составь и запиши словосочетания.

куда?


х

едем ______________________________


чья?

х

помощь ______________________________


что?

х

слушаю ______________________________



каких?

х

елей ______________________________


как?

х

говорить ______________________________


какая?

х

тропинка ______________________________


25-3. Сделай предложения распространенными. Разбери их по членам.

Луч осветил.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Капли падали.

____________________________________________________________________________________________________________________________
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: синтаксический анализ»
26-1. Найди неправильное утверждение.

1) Подлежащее- главный член предложения.

2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

3) Предложение может не иметь второстепенных членов.

4) Наличие главных членов - признак распространенного предложения.
26-2. Подчеркни слово, которое является подлежащим в предложении:

Весной Толя посадил дерево под окном.


  1. Толя 2) дерево 3) весной 4) окном

26-3. Подчеркни слово, которое является сказуемым в предложении:



Воробей устал, намок до последнего пёрышка.

  1. устал 2) устал, намок 3) намок 4) намок до пёрышка

26-4. Катя выписала из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок. Если есть, объясни, в чем они заключаются.



Темная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце.
туча (какая?) темная _______________________________

проползла (как?) через рощу__________________________________

закрыла (что?) солнце________________________________________

проползла и закрыла___________________________________

медленно (что сделала?) проползла___________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Правописание»
27-1. Выбери случаи слитного написания.


  1. (под)снежник 2) (под)снежком 3) (до)школы

4) (до)школьник 5) (на)писал 6) (по)работе
27-2. Укажи букву, которую вставишь в слова:

нар...жать (ёлку) , погл...дел, перев...зал, объ...вил

1) «е» 2) «и» 3) «я»


27-3. Укажи слова, в которых пропущена буква:

  1. лес...ница 2) килограм... 3) опас...ность

4) праз...ник 5) чудес...ный 6) Рос...ия
27-4. Укажи слова, в которых пропущен Ъ:

  1. под...ём 2) в...юнок 3) об...явление 4) коп...ё 5) с...умел 6) об...ём

27-5. Укажи слова, в которых пропущен Ь:



  1. полноч... 2) лист...я 3) калач... 4) мелоч... 5) под...езд 6) помощ...

27-6. Укажи слова, в которых допущена ошибка:



  1. узкая 2) клюф 3) редкий 4) прышки 5) круг 6) гараш

27-7. В каком слове пишется окончание “и”?

1) по улиц... 2) по ветв... 3) по ветк... 4) по дорог...
27-8. Выбери правильное написание и объяснение: “ жить в город...”

1) е - 1 скл., Предл. п. 2) е -2 скл.,Предл. п. 3) и - 3 скл., Предл. п. 4) е - 1 скл., Дат.п.



    1. Найди слово 3 склонения в дательном падеже с окончанием и- :

1) об осен... 2) от осен... 3) к осен... 4) к осин...

27-10. Какое существительное не склоняется: 1)окно 2) кино 3) бревно 4) дно

27-11. В данной группе слов проверочным является слово :


  1. бедняк 2) бедняжка 3) бедный 4) обеднеть

27-12. Слово с непроизносимой согласной :

1) ужас...ный 2) опас...ный 3) праз...ник 4) чудес...ный


27-13. Укажи словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква «и»:

  1. бежал по тропинк.. . 2) прочитал в книг... 3) думал о матер...

4) работал без устал... 5) подошёл к деревн... 6) подплыл к Казан...

  1. спал в постел... 8) осталось на скатерт... 9) зашёл к подруг...

27-14. Проверь, правильно ли выполнено задание «Подчеркни безударные гласные в корне». Исправь ошибки цветной ручкой.


малыш, река, коса, столик, зимушка, сестра, борода, подбегать


    1. Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

______________________-т__плица

______________________-см__ялся

______________________-___кно

______________________-тр__ва
27-16. Исправь ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко отнеё раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядя на его молча.


28. Поставь недостающие знаки препинания.

1) Ласточки скворцы и кукушки появляются стайками весной в лесах.

2) Снег потемнел пропитался водой отяжелел и осел.

3) В лесу под деревьями рыщут звери пасутся лоси и резвятся белки.



4) С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями
скачать файл



Смотрите также:
1 русский язык и чтение образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению
151.83kb.
Контрольная работа по чтению, математике, русскому языку в 4 классе Учитель: Лукьянова Елена Владимировна
40.63kb.
Анализ результатов егэ в 2012 году
104.14kb.
Диплом победителя 2 степени, учитель Зотеева Л. А. Российский уровень № Название
73.24kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку
81.23kb.
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык»
98.62kb.
Программа вступительного испытания по русскому языку в нги составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
117.08kb.
Программа переводного испытания (комплексного собеседования) по предметам «русский язык и его история» и «русская литература»
516.09kb.
Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского
15.1kb.
Банк данных экзаменационных заданий переводного экзамена по русскому языку в 10 классе Задание а -1
410.72kb.
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе
101.4kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей
80.63kb.