gazya.ru страница 1
скачать файл

ТЕМА: Психологические защитные механизмы (ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Куницкая С.А.)
Учебные вопросы:

1. Формирование защитных механизмов.

2.Выявление причин формирования конфликтной личности: учение Э. Фромма об агрессии.

3. Психологические агрессоры.

4. Характеристика основных психологических защитных механизмов.
1.Формирование защитных механизмов.

Представления человека о себе и об окружающем мире определяют систему ценностей. Пока поступающая извне информация поддерживает сложившееся у человека представление о мире, он живет в согласии с самим собой. Но стоит наметиться расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуждающее человека либо к изменениям системы ценностей, либо к попыткам пресечь поток поступающей информации, вызывающей дисбаланс представлений.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями высшей нервной деятельности.


2. Выявление причин формирования конфликтной личности: учение Э. Фромма об агрессии.

Страх активирует защитные механизмы.

Агрессия является универсальным защитным механизмом.

Когда возникает угроза жизни, стимулируется филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству («бей – беги»).

Э.Фромм различает два вида агрессии:

оборонительная или "доброкачественная"

деструктивная или "злокачественная"

- служит для выживания индивида или рода;

- имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.




- свойственна только человеку и практически отсутствует у млекопитающих;

- не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению;

- направлена не на реальную опасность, а на свой собственный прогноз.

3. Психологические агрессоры.



- Внешние и внутренние агрессоры.

- Открытые и скрытые агрессоры.

- Вербальные и невербальные.

- Гипноз, внушение, современные психотехнологии.

- Деструктивные формы социального программирования.

5. Характеристика основных психологических защитных механизмов.

Психологическая защита направлена на сохранение целостности «Я-образа», т.е. на представление о себе и об окружающем мире.
4. Характеристика основных психологических защитных механизмов.

Психоаналитики, сверх восьми, описанных Фрейдом защит, описали более 30 психологических защитных механизмов:



  1. Вытеснение (забывание).

  2. Отрицание (игнорирование информации).

  3. Замещение (напр., в семье могут срываться при проблемах на работе; или - через образ матери выбирается подобная).

  4. Противодействие («я ощущаю в себе одну тенденцию и начинаю себя вести противоположным образом»; напр., через образ матери выбирается отличная от матери женщина).

  5. Искажение – рационализация.

  6. Регрессия – возвращение к детским формам поведения.

  7. Проекция – когда то, что я не признаю в себе, переносится на личность другого человека.

  8. Сублимация – исполнение своих желаний в социально приемлемой области (напр., агрессивный человек может выбрать профессию хирурга).

А также:

десакрализация, идеализация, идентификация, исполнение роли, инверсия, образование симптомов, юмор, эмоциональное высказывание, обесценивание, компенсация, фасад, маска, экранирование, интеллектулизация, интроекция, репрессия (подавление желаний), ретрофлексия, самопрощение и др.



Отрицание.

Стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Оно проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Восприятию травмирующих событий обычно сопутствуют и могут быть зарегистрированы определенные физиологические изменения. Они реально обнаруживаются при всех других видах защиты, кроме отрицания. Это говорит о том, что при отрицании информация не проходит в сознание. Этот барьер расположен прямо на входе воспринимающей системы и сразу отсекает нежелательную информацию (при предварительном, обобщенном восприятии ситуации), которая в результате необратимо теряется для человека и не может быть в последствии восстановлена. При отрицании человек становится невосприимчивым к тем сферам жизни и граням событий, которые для него чреваты неприятностями, могут его травмировать. Отрицание приводит к тому, что человек старается о чем-то не думать, отгоняет от себя мысли об этом.

Например, утверждение «я верю» («я не верю») обозначает особое состояние психики, при котором то, что входит в конфликт с порогом веры, часто не воспринимается. Верующий, сам того не осознавая, подвергает всю поступающую информацию тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что не противоречит его вере.

Нередко отрицание развивается при опасных заболеваниях – тогда больные или их родственники либо вообще игнорирую болезнь, либо делают акцент на наименее тяжелых симптомах.

Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого-то или что-то мы «в упор» не видим или не слышим.

Столкнувшись с трудностями, человек активизирует фильтр отрицания, пытаясь сохранить свой внутренний мир от деформации и разрушения. Но, в отличие от других защитных механизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не их трансформацию из неприемлемых в приемлемые.



Подавление.

При подавлении, как и при отрицании, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание.

Если человек усилием воли старается забыть о чем-то пережитом или отталкивает нечто от себя, устраняя намерения или мысль, это вызывает диссоциацию следов в памяти, т.е. разделение их на разрешенные к произвольному воспоминанию и неразрешенные. Подавление обнаруживается в прерывистости воспоминаний: травмирующая их часть становится со временем все менее доступной, образуя провалы в памяти. Не все негативные события подавляются в равной мере. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Вытеснение.

Описывают иногда как «мотивированное забывание». В результат действия вытеснения человек не осознает своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травмирующих прошлых эпизодов. Пусковым механизмом вытеснения являются чувства стыда, вины, различные страхи (наказания, страх быть пристыженным, потерять расположение). Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещением стало после, и потому удерживается в памяти. Условие вытеснения – сравнение новой информации с идеалом «Я».

Бессознательное неподвластно времени. Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, не теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прежней силой.

Вытеснение есть не освобождение от нежелательного груза, а постоянное, выматывающее, требующее непрерывного расхода энергии держание его под спудом. Когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, возникает тревога, беспричинный страх. Хотя вытесненным влечениям закрыт путь к реализации, они накапливают в подсознании энергетический заряд, который провоцирует: – повышение общей эмоциональности; – стремление вытесненного материала к открытому выражению, что может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках; – иногда заставляет человека менять логику поведения. Например, стремление отца, путем чрезмерных нагрузок и закаливания, сделать из сына «настоящего мужчину», что нередко объясняется вытеснением из сознания опасениями отца за свою собственную мужественность.

Трансформируясь, вытеснение проявляется в виде чувства немотивированной тревоги, при этом может сопровождаться соматическими явлениями. Например, у ученика, испытывающего отвращение к обучению игре на фортепиано, вдруг могут появиться спазмы или судороги в руках.

Согласно теории Фрейда вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях, психосексуальных нарушениях (импотенция, фригидность, которая может компенсироваться гиперсексуальным поведением).

Когда действие механизма вытеснения для уменьшения тревожности становится недостаточным, то могут подключиться механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации: вытеснение и смещение. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочь заболеет – защита против враждебности к ребенку. Вытеснение и конверсия (соматическая символизация) – основа истерических реакций.

Н.П.Бехтерева описывала пример из своей жизни: «Я увидела у близкого мне человека признаки опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспоминала его, и только встретив его и увидев вновь признаки болезни, уже усилившиеся, вспомнила все».



Отчуждение (расщепление)

Отчуждение представляет собой изоляцию, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Они становятся автономными комплексами, отрываются от иерархии сознания. Так возникают отдельные обособленные сознания («Я»), каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью, установками. В результате возникает отрыв от вызывающих беспокойство мыслей чувств от их абстрактных или логических аспектов, нарушается связь между травмирующими событиями и их эмоциональной окраской, хотя реальность этих событий осознается. Отчуждение часто ведет к расщеплению, диссоциации личности.

Диссоциация психики – состояние, позволяющее перемещаться из одной изолированной зоны в другую и при этом наблюдать за самим собой «со стороны». Отчуждение, таким образом, осуществляет защиту личности путем «отстранения» от собственных переживаний. Психика при этом расщепляется на несовместимые и четко разграниченные области, каждая из которых обладает непротиворечивой внутренней организацией, своим набором проблем, форм внимания к миру себе, к своему прошлому. В каждый момент субъект отождествляет себя только с одной из этих личностей, а другие могут восприниматься как чужие, опасные.

Вследствие отчуждения могут возникать состояния деперсонализации, дереализации, галлюцинаций и бреда.



Деперсонализация связана с расстройством самосознания, нарушением механизма восприятия чувств, мыслей, воспоминаний как «своих». Она может порождать чувство душевного онемения, которое защищает от острой психической травмы.

Дереализация нарушает восприятие внешних явлений и предметов, вызывает ощущение чуждости и нереальности мира.

Галлюцинации и бред также связаны с трансформацией восприятия, искажающей прерывающей контакт с опасной ситуацией.

Вызвать отчуждение может сильное переживание, аффект.

Расщепление может произойти, если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями «Я».

Отчуждение играет и позитивную защитную роль: оно вступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отключится от душераздирающих физических или психологических страданий. Неоднократно отмечено, во время пыток человека, при ощущении сильной боли подчас возникает чувство отстранения от себя: «Это происходит с моим телом, но не со мной».

В следственной практике известны случаи, когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного участия в содеянном, не может вспомнить хоть что-нибудь из того, что делал в том состоянии, ибо тогда им управляла другая часть сознания. Человек осознает предметы, с помощью которых было совершено преступление, как свои, не отрицает своего присутствия в тот момент, но вопреки всякой очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный – вторгается защита по типу отчуждения.

Т. о. отчуждение связано с отмежеванием одной части личности человека, неприемлемой и травмирующей его, от другой части его же личности, которая вполне приемлема. Пока существует такое расщепление, достойная часть личности не страдает по поводу поступков недостойной.

Проблема преодоления подобной отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия тесно связана с осознанием своей греховности, с признанием отвергаемых частей своей личности.

Замещение

Это защита, осуществляющая перенос, с недоступного объекта, на – доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Можно наблюдать специфические реакции разрядки: «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу»... Аналогично действует смещение агрессии на «козла отпущения». Все заменители служат отведению возбуждения, не способного найти нормальный выход.

Возникающие, от невозможности реализовать желаемое действие, чувство неуверенности, бессилия могут обернуться стремлением к разрушению. Характер поступка при «замещении» часто совершенно случаен, т.к. для человека важно лишь, чтобы действие обеспечило ему определенную «разрядку». Объектом разрушительных тенденций может стать сам человек (автоагрессия). Кроме того, замещение может иметь вид «ухода с поля» - например, в работу, религию.

Замещение более эффективно (т.е. внутренне напряжение лучше разряжается), если с его помощью удалось хотя бы частично достичь исходной цели. Если же, несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось – человек начинает ругать то, к чему только что стремился. Другой распространенный способ замещения, когда, исчерпав аргументацию, человек приходит в ярость и срывается на крик.

Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как-либо обнаружить свое отношение к нему, то напряжение разряжается сменой жертвы агрессии – человек направляет свои действия на другого или на предмет.

В структурах замещения особую роль играют ритуальные действия. Они позволяют человеку удовлетворить запретное бессознательное желание окольным путем. Например, навязчивые действия: частое мытье рук может замещать чувство вины и порождаемые ими разрушительные импульсы.

Защита по типу замещения может осуществляться не только заменой объекта или самого действия, но и переводом их в иной план – из реального мира в мир утешительных фантазий. Фантазии замещают реальность, ослабляя горечь страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта – свершившийся факт. Достижение цели замещается грандиозными замыслами, которые освобождают человека от непереносимого чувства собственного ничтожества, дают ему чувство своей значительности.

Сначала человек на свои фантазии тратит так много энергии, что начинает ощущать их как полноценную реальность, а затем и ведет себя так, как будто это действительно реальность. Поэтому мечты и фантазии небезобидны. Внедряя в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к их осуществлению в реальности.

Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и ему не под силу сохранить поведение, достойное взрослого человека. Он замещает его низшими, детскими формами – эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы и истерики. Психолог Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда он не выдерживает напряжения, связанного с «взрослой» жизнью.

Компенсация и гиперкомпенсация

Это действия, имеющие целью маскировку или восполнение имеющихся у человека недостатков, например, бессознательная попытка преодолеть реальные и воображаемые недостатки. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится музыкантом) и неприемлемой (низкий рост и стремление к власти с агрессивностью). Прямая компенсация, например, стремление к успеху в заведомо проигрышной ситуации, и косвенная – стремление утвердить себя в другой сфере.

Проблемой компенсации занимался А.Адлер, который говорил о ней, как о развитии индивидом тех свойств, которые позволяют справиться с чувством неполноценности за счет получения социального признания в доступных областях деятельности.

Регрессия

Когда жизнь человека теряет привычную стабильность, когда необходимо принимать ответственные решения, у него может возникнуть ощущение тревоги и даже страха. Простейшая реакция защиты – стремление выйти из травмирующей ситуации. Есть люди вообще склонные к бегству от трудностей. В сложных обстоятельствах они предпринимают переезд, эмиграцию, либо стремятся отсидеться, пережить – не вступать в конфликты, но и не приспосабливаться к новой ситуации. В этом варианте защита создает тенденцию уклонения, «бегства в болезнь», в работу.

Например, если травмирующая ситуация сложилась в профессиональной сфере, то человек может друг объявить, что работа для него не главное. Уход в болезнь – человек неожиданно начинает демонстрировать чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье.

Активная политическая деятельность – известный способ уклонения от своих профессиональных обязанностей.

Регрессия может рассматриваться как возврат к детскому поведению. Взрослый человек ведет себя как ребенок. Например, у матери начинается приступ мигрени, если дети поступают не так, как ей хочется. Или она грозит им, что расскажет об их поведении отцу.

Приспособление (конформизм) как вариант регрессиии

Под приспособлением здесь понимается поступать, как поступает большинство людей в данной культуре («как принято», в соответствии с существующими и одобряемыми образцами поведения). Эта стратегия обеспечивает ему уважение окружающих; он защищен от посягательств и оскорблений.

С помощью приспособления он защищен только от внешних конфликтов (окружающие удовлетворены). И если он не поглощен работой, ему нужны другие способы бегства от себя (в частности, и девиантное поведение), чтобы заглушить сознание своего оскудения. Таким образом, предельная гибкость может обернуться изменой себе и своим идеалам.

Альтернативный подход – развитие индивидуальности (для этого нужно признать и самоценность и индивидуальность другого; нам не надо менять окружающих или приспосабливаться к ним, что дает нам возможность обратиться к себе).



Рационализация

Способ справиться с тревогой или фрустрацией: исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Это способ оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи рационализации. Например, мужчина, которому женщина ответила отказом, когда он пригласил ее на свидание, умешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Студент, которому не удалось поступить в вуз, утешает себя тем, что он на самом деле не хотел поступать в этот вуз.

Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен.

Главная особенность рационализации состоит в попытке создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Решение, как поступить, принимается подсознательно, но когда поступок уже совершен, человек находит для него оправдание, убедив и себя и других, что действовал в соответствии с реальной ситуацией. Например, не желая признаваться себе, что потерял хорошую должность по собственной вине, человек убеждает себя, что ушел с работы добровольно.

Рационализация может противоречить законам логики, но может быть вполне разумной и логичной.

Продукт рационализации – осознаваемые мотивы поведения – представляют собой смесь ложной информации и включенных в нее островков истины. Рационализация – это всегда индульгирование, т.е. оправдательное отношение к своему поведению и своим принципам.

Обычно считается, что если человек верит в свои слова, то он говорит правду. Однако, субъективная убежденность в своей искренности ни в коем случае не служит критерием правдивости.

Гармонии между реальным поведением человека и его представлением о должном можно достигнуть: - либо повышением ценности совершенного поступка, полученного результата, - либо понижением ценности поступка, который совершить не удалось, результата, который не достигнут.

Т.о. рационализация – это поиск ложных оснований, позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует исходя из других – разумных и достойных мотивов. Например, в обычных объяснениях алкоголиков используются мотивировки, приемлемые для окружающих и самого пьющего, позволяющие ему представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и почувствовать себя правым. Некоторые люди настолько опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя виноватыми, чтобы другие поняли, что это благородный человек, который сам страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со стороны.

Другим средством предохранить себя от чувства вины является «праведное возмущение». Интенсивно критикуя чьи-то действия, мы начинаем себя чувствовать более умными, высоконравственными, всегда правыми. Зачем обращать внимание на собственные недостатки, когда столько порока.



Сублимация

Это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой активности. Это – наиболее адаптивная из форм защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-одобряемому результату.

Сублимация – процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм – на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии инстинктов в неистинктивных формах поведения. Благодаря исключительной силе сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество, которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения.

Интроекция

Представляет собой невротически механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия, мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. «Я делаю и чувствую то, что от меня хотят другие».

Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, – оно становится чужеродным телом (интроектом). Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.

Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические ценности – все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно или безопасно. Или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно – все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это не съедобно, это чужеродны тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чужеродные образования попадают в личность, называют интроекцией.

Психологическая пища (как и физическая) вначале должна быть деструктурирована, проанализирована (переварена), а затем собрана вновь в той форме, в которой оно окажется для нас наиболее ценной.

Опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чужеродных элементов в своей системе. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Напр., с детства нас учат двум, совершенно различным, установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» – делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая – закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем эти две установки как догму, мы, в конце концов, будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле битвы.

Проекция

Человек отрицает принадлежность себе тех аспектов личности, с которыми ему трудно примирится, кажущиеся ему непривлекательными. Человек в другом человеке видит то, что принадлежит ему, т.е. он проецирует свой образ на другого. То, что он не способен увидеть в себе он обязательно увидит в другом.

Чрезмерно осторожный, мнительный человек, который говорит, что хотел бы иметь друзей, хотел бы быть любимым, но в то же время добавляет, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», типичный пример проекции.

Необходимо различать проекцию: – нормальную, – невротическую, – патологическую.



Нормальная: «Если бы я был им, я сделал бы то-то и то-то». Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет, но в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Актер на сцене воплощается в своего героя.

Невротическая. Например, отчужденный, высокомерный мужчина, обвиняет людей в том, что они враждебно к нему относятся. В этих случаях люди делают предположения, основанные на собственной фантазии не сознавая, что это только лишь предположения. Сюда же можно отнести ревность.

Патологическая: крайняя степень проекции – паранойя.
Идентификация

Разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать. Идентификация реализуется не только пи отождествлении себя с кем-то, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу.

Школьник не хочет ничем отличаться от своих товарищей. Стремление «быть как все» удовлетворяет потребность в безопасности. Стыд, чувство неполноценности подростка при отсутствии у него, например, дорогих джинсов, выступают в качестве защиты от страха быть отвергнутым своей группой. Это механизм идентификации. В результат подросток становится упрямым и беспощадным к родителям. Этот же механизм включается в стремление быть похожим на людей, от которых мы зависим или которых боимся. Такого рода защита была обнаружена, когда установили, что некоторые подростки стараются походить на своих обидчиков.

Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских ролевых игр («дочки-матери», «пожарники», «космонавты»). Она приносит чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или чем-то. Дети идентифицируются с теми. Кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает нормы поведения значимых для него людей, т.е. активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого. И обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом случае у нас имеются ожидания, установки – мы знаем, как «он» должен вести себя, ведь это «часть нас самих».


Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и сублимация – приводят к включению части этой новой информации в собственную систему ценностей.

Слияние

Слияние происходит, когда индивид вообще не чувствует границы между собой и средой. Человек теряет границу «Я и Мы»: «Мы с сыном будем сдавать экзамен», «Мы пришли лечиться». Это нормально, когда ребенок маленький. В определенный момент ребенок должен почувствовать свободу своей личности.

В момент экстаза люди чувствуют себя в слиянии с окружающим (болельщики, во время ритуалов). Но если это чувство глубокой идентификации является хроническим, и индивид не способен видеть различия между собой и остальным миром, он психологически болен: он потерял чувство себя.

Человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам и, где начинаются другие.



Символизация

Позволяет человеку перенести вызывающую у него тревогу связь с первоначальным предметом на его символ или в символической форме выразить какое-либо запретное желание или побуждение



Интеллектуализация (как разновидность рационализации).

Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Подменяет переживание реальных чувств размышлениями и разговорами о них.



Изоляция

Отделение неприемлемой мысли или когнитивных процессов от эмоций, которыми они сопровождались. В отличие от интеллектуализации, действует не посредством изменения теоретических конструктов, а путем перцептивных характеристик воспринимаемых объектов, т.е. путем отстранения, эмоционального дистанцирования от них.



Конверсия

Человек с сильным и мучительным чувством своей неполноценности постоянно гордится и старается доказать, что он уважает самого себя, застенчивый старается выглядеть нахальным, трусливый - смелым, беспощадный – добрым, скупой – расточительным. Это стремление завуалировать какой-то свой недостаток или вину через противоположные, контрастные проявления характера или поведения называют «формированием реакции».



Формирование реакции или реактивное образование (обратное действие)

Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления и формирования противоположного.

К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему.

Катарсис

В переводе с греческого «катарсис» – очищение. Катарсис – вид психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Катарсис может наступить только при значительных эмоциональных напряжениях, которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание сильного страха приводит иногда к нравственному перерождению, пробуждению совести. Сравнимое по силе и результатам воздействие может произвести любовь. Она наделяет человека новой жизненной позицией, преобразуя всю шкалу ценностей и идеалов.

Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск.

Катарсис может произойти при восприятии произведений искусства, живописи, музыки, художественных произведений. Сопереживая страданиям героев, зритель испытывает такие же эмоции, рождается катарсис; разрешается душевный конфликт и нормализуется психическое состояние.

Ярко описал воздействие театра через механизмы катарсиса Шиллер: «Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и служит путем к нравственности».

Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис – в этом состоянии происходит гармонизация «Я», его синтезирование, преодоление дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил: «Для художника записать – это значит отделаться от боли, ослабить боль». При этом творец очищается от внутренних конфликтов, становится способным преодолевать субъективность. Через катарсис искусство реализует особые, высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей нравственного преобразования и совершенствования личности.

Красота и гармония искусства спасительны для человека, он умиротворяют его душу и очищают от дурных наклонностей и страстей.

По свидетельству древних, Пифагор владел искусством гармонизировать, умиротворять душевные состояния, исправлять дурные наклонности посредством музыки: «Существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв, которые (мелодии) он, очевидно, считал наиболее способными помочь. Другие, в свою очередь, против раздражения, против гнева, против всякой душевной нечистоты». (Лосев А.Ф., Шестаков В.П.)

Искусство призвано духовно возвышать человека, а не погружать его в низины темных страстей. Художник не должен идти за публикой и ее вкусами, оглядываясь на ее запросы и мнения. Спускаясь в ад человеческой души, он призван вывести ее из этого ада. И тут от него требуется духовное мужество идти вперед, к духовному свету, не оборачиваясь вспять.

В науке проблема катарсиса «очищающего страдания» обсуждается со времен Аристотеля. Он употребил этот термин в связи с определением трагедии как жанра, совершающего «…путем страдания и страха очищение подобных аффектов». Загадочность этого высказывания и неполнота дошедшего до нас текста породили множество интерпретаций. Комментарии к теории по поводу этого текста начались с 16 в. и продолжаются доныне.

Переживание трагического действия приводит не к «разрядке» нервной энергии, не к «погашению» и «уничтожению» аффектов, а к их преобразованию: гармонизации. Зритель уходит не «разреженным», а «наполненным» и «воодушевленным»… И, наконец, почему отрицательные эмоции превращаются в положительные? Ведь речь идет не просто об избавлении от напряжения и чувств облегчения. Переживание катарсиса – это духовная радость, чувство открытия вечного смысла бытия. Страдает эгоистическое наличное «Я»: радуется человек встрече с духовным «Я». … Сопереживая герою трагедии, человек соотносит свою жизнь с его судьбой.

Катарсис – не просто «трансформация чувств», не просто эстетическая реакция, «это – духовное преображение личности».

В позитивистской науке понятие катарсиса утратило свой духовный смысл. С 19 в. господствующими становятся теории катарсиса как «разрядки напряжения». Катарсис редуцируется до физиологической реакции.

Эти идеи развивались в унисон с психоанализом Фрейда, основой которого является «отреагирование» вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека. Этот подход в современной психологии является преобладающим.

Для Фрейда нравственные нормы ограничения выступали как внешняя необходимость, приводящая, в конечном счете, к невротизации личности и общества в целом. Катарсис, по Фрейду, состоит из отреагирования вытесненных этими нормами и ограничениями биологических влечений, имеющих антиобщественный характер. Поэтому, как думал Фрейд, человек в глубине души враждебен культуре и ее ограничениям.

Понимание катарсиса как «отреагирования» вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Оно сопряжено с фрейдовской установкой к первоначальному неорганическому состоянию, т.е. к смерти. Теория Фрейда сконцентрирована на освобождении энергии бессознательного, а его метод – на путях обхода «сопротивления» и расшифровке вытесненных переживаний пациента. Аналитическая изощренность Фрейда в этом процессе погружения в душевные низины не уравновешена синтезом личности, что адекватно отражено термином «психоанализ». Понятие «сублимации» у Фрейда тоже носит энергетический характер: это переключение энергии влечений на более высокие цели. По существу сублимация лишь констатируется Фрейдом: в рамках его теории она необъяснима. Ведь для переключения энергии влечений на более высокие цели необходимо энергетическое преобладание более высокой цели. Но оно невозможно, коль скоро энергетическим резервуаром является подсознательное «Оно» изначально аутичного субъекта. По этой логике освобожденные влечения, обладая более сильным энергетическим потенциалом, должны подчинить себе сознание, а не наоборот. В этом случае «катарсическое» освобождение влечений могло бы лишь разрушить личность.

Фрейд, прежде всего, озабочен высвобождением энергии бессознательного. Но само высвобождение и дальнейшее направление этой энергии обусловлено содержанием сознания. Неразработанность этой содержательной стороны психоанализа Фрейда, очевидно, связано с проблемой мировоззрения.

Итак, психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценке человека. Но одновременно они представляют и «скорлупу», в которой живет человек. Тем самым он теряет свободу и, как следствие, творчество. Свобода эта заключается, прежде всего, в умении смотреть на события с разных точек зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром.

Мы становимся «рабами» собственных защит.

Т.о. подсознательные барьеры – это противостояние человека самому себе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Э.Фромм

  2. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведении. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

  3. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994. – 320с.

  4. Коржова Е.Ю. Психология личности: типология теоретических моделей
скачать файл



Смотрите также:
2. Выявление причин формирования конфликтной личности: учение Э. Фромма об агрессии
239.15kb.
Сравнительное богословие
24.65kb.
Настоящего исследований является выявление различий в жизненных траекториях представителей разных поколений выпускников общеобразовательных школ
144.67kb.
Сборник материалов Курсов по правам человека Душанбе -2009 Содержание Раздел Учение о Конституции. Виктор Осятынский. Из книги «Твоя Конституция»
1150.47kb.
Ix два аспекта церкви
236.11kb.
Конспект лекций по дисциплине психология личности для слушателей заочного отделения Рабочая программа цикла опд гос впо
332.06kb.
Как правильно питаться школьнику
34.06kb.
Диссертация «Учение о Логосе в его истории»
78.9kb.
Проблема определения личности. Психологическое определение личности по В. М. Бехтереву
46.11kb.
8. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт
61.15kb.
Комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях
1097.96kb.
Р азминка для объедения участников, способствует снятию агрессии, сплочению коллектива. Ее рекомендуется использо­вать, когда группа находится в «разогретом» состоянии. Участники прогуливаются по помещению
8.63kb.