gazya.ru страница 1
скачать файл

Материалы бесплатного пробного ЕГЭ по русскому языку, состоявшегося

7 апреля 2013 года на историко-филологическом факультете

Пензенского педагогического института им. В.Г. Белинского

Пензенского государственного университета
Вариант 1

Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из 1 задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Желаем успеха!
Часть 1

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

1) бАнты 2) донельзЯ 3) слИвовый 4) жалюзИ


А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) От Дона нёс ветер шорох плывущего льда и пресный ЖИВИТЕЛЬНЫЙ запах талой сырости.

2) Дом был хорош: просторный, ДОБРОТНЫЙ, с мезонином и стеклянной верандой.

3) Акониты – травянистые многолетники с ЭФФЕКТИВНЫМИ цветками, собранными в крупные кисти.

4) На школьной доске висел КРАСОЧНЫЙ плакат с изображением самолётика.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) семьдесят шести пенсионеров

2) вместительные контейнеры

3) клади в сумку

4) самые вкусные торты
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обратившись к орфографическому словарю,

1) помощь учителя мне не понадобилась.

2) вы узнаете, как пишется слово.

3) ошибки в сочинении не появятся.

4) слово будет написано правильно.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря различным видам искусства человек может передавать самые сложные чувства.

2) Живопись обогащает не только эмоционально, но и заставляет думать.

3) Не каждому дано умение увидеть в обычных явлениях природы необычное.

4) Всем, кто принимал участие в новогоднем представлении, объявили благодарность.
А6. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Мне наконец доставили отчёт, который бухгалтер закончил ещё месяц назад.

2) За столом, который ломился от еды, сидели богатейшие семьи уезда.

3) Братья, которые только что вернулись из экспедиции, делились впечатлениями.

4) Вячеслав, которого я попросил прийти пораньше, к сожалению, опоздал.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1)… (2) Действительно, прежде чем нанести гуашь на бумагу, её, как и акварель, надо разбавить водой. (3) То есть гуашь относится к группе водорастворимых красок, включающей акварель и медовую акварель. (4) Иногда гуашь даже считают разновидностью акварельных красок. (5) … она имеет свою специфику. (6) Слой гуашевой краски, положенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный, и поверхность живописи получается матово-бархатистой.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1) По своему составу классическая гуашь близка к акварельным краскам.

2) Название красок и техники гуашь происходит от французского «gouache».

3) Профессиональные художники часто используют гуашевые краски, ими также любят рисовать дети.

4) В состав гуаши, как и в акварель, входит глицерин, но в гораздо большем количестве, поэтому краска лучше растворяется.
А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста?

1) Поэтому 2) По-видимому 3) Однако 4) Поскольку


А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) нанести (предложение 2)

2) слой не прозрачный (предложение 6)

3) гуашь считают (предложение 4)

4) она имеет (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложносочинённое 2) бессоюзное сложное 4) простое осложнённое 4) сложноподчинённое


А11. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие.

1) 6 2) 2 3) 3 4) 4


А12. Укажите значение слова ПЛОТНЫЙ (предложение 6).

1) тесный 2) толстый 3) тугой 4) крепкий

____________________________________________________________________________
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Встреча членов комитета, назначе(1)ая на вторник в лекцио(2)ом зале, была необоснова(3)о перенесе(4)а на пятницу.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…птать, к…вычки, изл…жение

2) соб…рут, св…детельство, загл…дение

3) осозн…вать, притв…ряться, ув…дание

4) зач…рованный, щ…бетанье, д…кламировать
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…митивный, пр…нарядить, пр…вилегия

2) пон…строить, об…млеть, с…орудить

3) пред…юбилейный, трел…яж, судопод…ёмник

4) ра…мельчить, не…балансированный, бе…болезненный
А16. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

1) претерп…шь, наряж…нный

2) помож..шь, осме…нный

3) выгоня…шь, обруш…вшийся

4) обессил…шь соперника, ненавид…мый
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. Рубаш…чный Б. Усидч…вый В. Рул…вой Г. Тюл…вый

1) Б, В 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) В котелке булькает ни с чем (не)сравнимая уха.

2) Над городом плыл запах ещё (не)распустившейся акации.

3) Уж (не)медовый, а грибной запах держится на дне оврага.

4) (Не)яркое осеннее солнце уже спускалось за синеющие холмы.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) ГДЕ(ТО) (В)НИЗУ булькала вода.

2) На ветках жёлтенькие цветочки, они маленькие, почти незаметные, (ЗА)ТО запах их чувствуешь (ИЗ)ДАЛЕКА.

3) Спинка у птички была настолько яркая, что (ВО)ВРЕМЯ полёта она блестела (ТАК)ЖЕ, как переливается на изгибах атлас.

4) Охотники шли нам (НА)ВСТРЕЧУ, спускаясь (С)ВЕРХУ по течению реки.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

За окном моросило () и никуда не хотелось выходить из дома.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 4, 5


А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива тоже следует прислушаться.

1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4


А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (Знаки препинания не расставлены.)

1) На грядках росли морковь и лук и укроп.

2) Он быстро просмотрел лежащие на столике газеты и журналы и теперь откровенно скучал.

3) Рыбин был милым добрым и тактичным человеком.

4) Вы продлите прежний контракт или заключите договор на новых условиях?
А24. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами, хриплый хохот кукушки – всё гулко отдавалось в лесу.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется первой.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.

1) 2, 3 2) 3 3) 1, 2 4) 2


А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Толпа продолжала шуметь (1) и (2) когда на трибуну поднялся представитель эсеров (3) шум усилился настолько (4) что выступавшему пришлось прервать речь и дождаться тишины.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 3


А27. Прочитайте текст.

Юго-западное побережье Гренландии омывается тёплым Западно-Гренландским течением, и поэтому климат здесь не столь суров, а зимы не такие морозные, как на остальной части острова. Здесь растут луговые травы и даже встречается берёзовое криволесье. Именно поэтому норманн Эрик Рыжий назвал остров Гренландией, т. е. Зелёной Землёй.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Эрик Рыжий назвал остров Гренландией, потому что юго-западное побережье острова омывается тёплым Западно-Гренландским течением.

2) Остров Гренландия получил своё название благодаря луговым травам, растущим на его юго-западном побережье.

3) На юго-западном побережье Гренландии зимы не такие морозные, как на остальной части острова.

4) На юго-западном побережье Гренландии климат не столь суров, поэтому там встречается берёзовое криволесье.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В7
(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)Здесь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый – себе на уме. (3)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (1)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13)Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги. (14)Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)За это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём… (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря…

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей – островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22) На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околозвёздной скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

*Владимир Фёдорович Кравченко (род. В 1953 году) – русский писатель-публицист.
А28. О чём говорит высказывание героя-рассказчика: «Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода»?

1) Герой-рассказчик полагает, что люди выбирают местом своего жительства уединённый остров для того, чтобы испытать чувство покоя и одиночества.

2) По мнению героя-рассказчика, островные жители живут не спеша потому, что от бурного, суетливого мира их отделяет водное пространство.

3) Герой-рассказчик считает, что неторопливость островного человека объясняется его слабостью.

4) По убеждению героя-рассказчика, жителям островов не следует быть столь медлительными.
А29. Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

2) Предложения 2-4 включают описание.

3) Предложения 9-10 содержат повествование.

4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста.
А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) жильё (предложение 3)

2) вымощена (предложение 7)

3) ясной (предложение 10)

4) погрузился (предложение 16)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.
В1. Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочным способом.

В2. Из предложения 16 выпишите относительное местоимение.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании (ЗА) ЭТО ВРЕМЯ (предложение 15).
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 19-24 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 19-27 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В8. Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как ___________ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и _________________ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также ___________ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет _______________ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).
Список терминов

1) гипербола (-ы)

2) обращение (-я)

3) вводные слова

4) парцелляция

5) сравнение (-я)

6) олицетворение (-я)

7) фразеологизм (-ы)

8) эпитет (-ы)

9) контекстуальные синонимы


Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ключи к пробному тестированию по русскому языку (вариант 1)
Часть А

А1

2

А11

3

А21

2

А2

3

А12

2

А22

2

А3

1

А13

2

А23

3

А4

2

А14

3

А24

2

А5

2

А15

1

А25

4

А6

4

А16

4

А26

2

А7

4

А17

4

А27

2

А8

3

А18

4

А28

2

А9

1

А19

3

А29

3

А10

3

А20

1

А30

4


Часть В

В1 - некуда

В2 - (в) которую

В3 - согласование

В4 - 3

В5 - 20


В6 - 25

В7 - 10


В8 - 8, 6, 7, 3
скачать файл



Смотрите также:
7 апреля 2013 года на историко-филологическом факультете Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета Вариант 1 Инструкция по выполнению работы
143.21kb.
Российская цивилизация на современном этапе
2440.37kb.
Программа развития информационного обеспечения деятельности профсоюзной организации Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева на период 2006 – 2010 года
88.47kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 01. 02. 06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры» по техническим наукам
93.52kb.
Конкурс пианистов им. Ф. Шопена «прелюдия-2013» Томск, 13 17 мая 2013 г. I. Общие положения
81.99kb.
В 2013 году реализованы проекты
28.43kb.
Инструкция по выполнению работы
237.31kb.
Правила внутреннего распорядка юридической клиники Центра клинических методов обучения юридического института Томского государственного университета «утверждены»
113.87kb.
Инструкция по выполнению работы; уясняется цель работы и последовательность действий
981.88kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей
80.63kb.
Информатизация как средство обеспечения конкурентоспособности регионального вуза: опыт мурманского государственного педагогического университета
52.72kb.
Толстова Галина Александровна
484.43kb.