gazya.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл


Кубанский государственный аграрный университет


А.Ю. Шантыз

АНАТОМИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

(ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ)

Краснодар 2008



Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Кубанский государственный аграрный университет

А.Ю. Шантыз


АНАТОМИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

(ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ)
Методические указания для самостоятельной

аудиторной и внеаудиторной работы студентов

Краснодар

2008


А.Ю. Шантыз Анатомия домашних животных (опорно-двигательный аппарат). Методические указания. Краснодар, КГАУ, 2008 г. с 156.
Печатается по решению методической комиссии факультета ветеринарной медицины. Протокол № 3 от 28 ноября 2008 года

Предназначена для студентов, лаборантов, аспирантов и преподавателей кафедры анатомии домашних животных ветеринарно-биологических факультетов.



Предисловие
Самостоятельная работа студентов с использованием разнообразных методических приемов, позволяющих управлять и корректировать обучение, является на сегодняшний день актуальной проблемой в вузах страны.

Курс «Анатомия домашних животных» характеризуется обилием изучаемых живых объектов, структурных образований, латинских и греческих терминов, в связи с чем возникает необходимость оказать студентам помощь в самостоятельном овладении теоретическими и практическими знаниями по данному предмету.

Учитывая новые направления в подготовке ветеринарных врачей мы сочли необходимым уделить основное внимание методическим указаниям для самостоятельной работы студентов, которая является творческим процессом и в современной высшей школе играет ведущую роль в становлении специалиста. В руководстве приведена наиболее целесообразная и эффективная последовательность изучения строения опорно-двигательного аппарата и общего покрова.

профессор А.Ю. Шантыз




Введение
Дефицит учебного времени заставил кафедру заняться интенсификацией учебного процесса, как в отношении методов обучения, так и в отношении формы организации каждого занятия. При этом большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов, в связи с чем также изменены последовательность этапов учебного процесса. Прежде всего, ранее существовавший элемент занятия – объяснение нового материала преподавателем – используется частично. При этом лабораторные занятия организованы в следующей последовательности:

1. Проверка посещаемости. Распределение студентов по звеньям (первое занятие).

2. Разъяснение преподавателем непонятные вопросов предыдущей темы

3. Контроль готовности к занятию по вопросам исходного уровня знаний (фронтальный опрос студентов в объеме задания предыдущей темы). Результаты опроса учитываются как текущая успеваемость студентов.

4. Самостоятельная работа студентов под контролем и при

консультации преподавателя (доработка темы на живых объектах, натуральных препаратах, муляжах, схемах). В это время преподаватель проверяет анатомические словари и лабораторные тетради студентов.

5. Ответы студентов на вопросы итогового уровня знаний (фронтальный опрос по новой теме для выяснения продуктивности самостоятельной аудиторной работы студентов).

6. Резюме преподавателя по материалу изучаемой темы.

7. Задание по изучению нового материала. Преподаватель нацеливает студентов как легче и правильнее самостоятельно изучить очередную тему, какие знания нужно приобрести к следующему занятию.

При этом новый материал преподаватель не рассказывает.

Итоги последних лет работы убеждают нас в том, что когда акцент сделан не на часовые объяснения предмета преподавателем, а на самостоятельную работу студентов, активизируется деятельность каждого обучаемого, с преобладанием поискового момента. Необходимо отметить, что при этом роль преподавателя не упрощается, а наоборот усложняется и требует большой учебной и методической работы, заключающейся в помощи студенту разобраться в сложном, информационно насыщенном материале, и с меньшей затратой времени, побудить интерес первокурсника к азам избранной профессии.


Тема 1: Строение типичного позвонка
Материальное обеспечение:

1. Скелеты животных.

2. Позвонки разных отделов (типичный, шейный, грудной,

поясничный).

3. Плакаты «Схема деления скелета на отделы» и «Схема

строения позвонка».


Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) инструктаж по технике безопасности

в) зачитать содержание «Памятка первокурсника»

г) распределение студентов по звеньям
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Назовите анатомические плоскости.

2. Перечислите термины указывающие направления на теле жи-

вотных.


3. Какие функции выполняет скелет?

4. Классификация костей по форме (привести примеры).

5. Классификация костей по топографии и внутреннему строе-

нию.
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.


IV. Изложение нового материала

1. Термины, указывающие расположение и направление частей

на теле животного.

2. Деление скелета на отделы.

3. Строение типичного позвонка.
V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы

Первый вопрос нового материала - термины, указывающие расположение и направление частей на теле животного
1. Срединная плоскость

А) сагиттальная

Б) парасагитальная

2. Дорсальная (фронтальная) плоскость

3. Поперечная (сегментальная) плоскость
На скелете обозначить расположение направление частей тела:

1. Медиальный

2. Латеральный

3. Каудальный

4. Краниальный

5. Ростральный

6. Назальный

7. Аборальный

8. Дорсальный

9. Вентральный

10. Передний

11. Задний

12. Верхний

13. Нижний

14. Наружный

15. Внутренний

16. Поверхностный

17. Глубокий


Второй вопрос нового материала - деление скелета на отделы (смотри рабочая тетрадь с. 2)
Третий вопрос нового материала - строение типичного позвонка
На типичном позвонке найти:

1. Тело позвонка

2. Дужка позвонка
На теле позвонка найти:

1. головка позвонка

2. ямка позвонка

3. вентральный гребень


На дужке позвонка найти:

1. ножка дужки позвонка

2. пластинки дужки позвонка

3. отверстия дужки позвонка

4. краниальная позвоночная вырезка

5. каудальная позвоночная вырезка

6. остистый отросток

7. поперечные отростки

8. реберные отростки

9. краниальный суставной отросток

10. каудальный суставной отросток
VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Деление осевого скелета на отделы.

2. Какие основные части имеет позвонок?

3. Какие анатомические образования расположены на теле по-

звонка?

4. Какие анатомические образования расположены на дужке по-



звонка?
VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 1 с. 2-7 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.


Тема 2: Скелет грудной клетки
Материальное обеспечение:

1. Скелеты домашних животных.

2. Грудные позвонки (комплекты по 4 шт. каждого вида живот-

ного).


3. Ребра (комплекты).

4. Грудная кость (комплекты).

5. Программированные кости.

6. Витражи.


Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) инструктаж по технике безопасности – повторить для

отсутствовавших студентов на предыдущем занятии


II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Какие кости формируют полный костный сегмент?

2. К каким костям по форме относятся кости грудной клетки?

3. Строение кости как органа.


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала

1. Характерные признаки костей разных отделов позвоночного

столба.

2. Полный костный сегмент.



3. Строение грудного позвонка.

4. Видовые особенности грудного позвонка.

5. Строение ребра.

6. Видовые особенности строения ребер.

7. Строение грудины.

8. Видовые особенности строения грудной кости.

9. Строение грудной клетки.

10. Редукция элементов полного костного сегмента.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя

А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала - характерные признаки костей разных отделов позвоночного столба
Второй вопрос нового материала - полный костный сегмент
Третий вопрос нового материала - строение грудного позвонка
На грудном позвонке найти:

1. Тело позвонка

2. Дужка позвонка
На теле позвонка найти:

1. головка позвонка

2. ямка позвонка

3. краниальные рёберные ямки

4. каудальные рёберные ямки

5. вентральный гребень

6. отверстие позвонка

7. позвоночный канал


На дужке позвонка найти:

1. ножки дужки позвонка

2. пластинка дужки

3. остистый отросток

4. поперечный отросток

5. поперечные рёберные ямки (реберная ямка поперечного отростка)

6. краниальные суставные отростки

7. каудальные суставные отростки

8. краниальные позвоночные вырезки

9. каудальные позвоночные вырезки

10. латеральные отверстия

11. добавочный отросток

12. сосцевидный отросток
Четвертый вопрос нового материала - видовые особенности грудного позвонка (смотри методическое пособие)
Пятый вопрос нового материала - строение ребра
На ребре найти:

1. Костное ребро

2. Реберный хрящ
На костном ребре найти:

1. вертебральный конец.

2. тело ребра

3. стернальный конец


На вертебральном конце найти:

1. головка ребра

2. суставная поверхность головки ребра

3. гребень головки ребра

4. шейка ребра

5. гребень шейки ребра

6. бугорок ребра

7. суставная поверхность бугорка ребра


На теле ребра найти:

1. угол ребра

2. нервно-сосудистый желоб

3. мышечный желоб

4. латеральная поверхность

5. медиальная поверхность


На стернальном конце найти:

1. реберный хрящ

2. суставные фасетки
Шестой вопрос нового материала - видовые особенности строения ребер (смотри методическое пособие)
Седьмой вопрос нового материла – строение грудной кости
На грудной кости найти:

1. Рукоятка грудины

2. Тело грудины

3. Мечевидный отросток
На рукоятке грудины найти:

1. хрящ рукоятки (грудинный хрящ)



На теле грудины найти:

1. рёберные ямки (вырезки)

2. сегменты грудины

3. гребень грудины

4. дорсальная поверхность

5. вентральная поверхность


На мечевидном отростке найти:

1. мечевидный хрящ


Восьмой вопрос нового материала - видовые особенности строения грудной кости (смотри методическое пособие)
Девятый вопрос нового материала - грудная клетка
На грудной клетке найти:

1. Полость грудной клетки

2. Вход в грудную клетку

3. Выход из грудной клетки

4. Рёберная дуга

5. Угол реберной дуги

6. Межрёберное пространство

7. Истинные ребра (стернальные)

8. Ложные ребра (астернальные)

9. Висячие ребра


Десятый вопрос нового материала - редукция элементов полного костного сегмента.
VI. Ответы на вопросы итогового уровня знаний

1. Что такое полный костный сегмент?

2. Количество грудных позвонков у разных видов домашних

животных?

3. Основные отличия грудных позвонков от остальных позвон-

ков позвоночного столба?

4. Строение грудных позвонков.

5. Видовые особенности грудных позвонков.

6. Чем отличается последний грудной позвонок от остальных?

7. Строение рёбер.

8. Видовые особенности рёбер.

9. Строение грудины.

10. Видовые особенности грудины.
VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 2 с. 8-13 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 3: Строение и видовые особенности шейных позвонков
Материальное обеспечение:

1. Шейные позвонки домашних животных на подставках.

2. Атлант (комплекты).

3. Второй шейный позвонок (комплекты).

4. Типичный шейный позвонок (комплекты).

5. Седьмой шейный позвонок (комплекты).

6. Скелеты домашних животных.

Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Количество шейных позвонков у разных видов домашних

животных?

2. Какие шейные позвонки являются типичными, а какие

атипичными?

3. К каким костям относятся шейные позвонки по форме?


III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала

1. Характеристика шейного отдела позвоночного столба.

2. Строение первого шейного позвонка.

3. Видовые особенности первого шейного позвонка.

4. Строение второго шейного позвонка.

5. Видовые особенности второго шейного позвонка.

6. Строение 7 шейного позвонка.

7. Видовые особенности 7 шейного позвонка.

8. Строение типичных шейных позвонков.

9. Видовые особенности типичных шейных позвонков.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала - характеристика шейного отдела позвоночного столба
Второй вопрос нового материала - строение первого шейного позвонка
На атланте найти:

1. Дорсальная дужка

2. Вентральная дужка

3. Крыло атланта (поперечные отростки)

4. Вентральный бугорок

5. Дорсальный бугорок

6. Ямка зуба

7. Краниальная суставная ямка

8. Каудальная суставная поверхность

9. Крыловая ямка атланта

10. Крыловое отверстие

11. Межпозвоночное отверстие

12. Поперечное отверстие

13. Крыловая вырезка (собака)

14. Поперечный канал (свинья)
Третий вопрос нового материала - видовые особенности первого шейного позвонка (смотри методическое пособие)
Четвертый вопрос нового материала – строение второго шейного позвонка

На 2-ом шейном позвонке найти:

1. Зубовидный отросток (зуб)

2. Гребень осевого позвонка (дорсальный гребень)

3. Краниальная суставная поверхность

4. Каудальные суставные отростки

5. Поперечные отростки

6. Межпозвоночное отверстие

7. Поперечное отверстие

8. Вентральный гребень

9. Ямка позвонка


Пятый вопрос нового материала - видовые особенности второго шейного позвонка (смотри методическое пособие)
Шестой вопрос нового материала - строение 7 шейного позвонка
На 7-ом шейном позвонке найти:

1. Головка позвонка

2. Ямка позвонка

3. Поперечный отросток

4. Остистый отросток

5. Вентральный гребень

6. Каудальные реберные ямки
Седьмой вопрос нового материала - видовые особенности 7 шейного позвонка (смотри методическое пособие)
Восьмой вопрос нового материала - строение типичных шейных позвонков
Ha типичном шейном позвонке найти:

1. Головка позвонка

2. Краниальная позвоночная вырезка

3. Каудальная позвоночная вырезка

4. Отростки позвонка

А) поперечные (каудальные)

Б) рёберные (краниальные)

5. Суставной отросток краниальный

6. Суставной отросток каудальный

7. Остистый отросток

8. Поперечное отверстие

9. Вентральный гребень

10. Ямка позвонка
Девятый вопрос нового материала - видовые особенности типичных шейных позвонков (смотри методическое пособие)
V. Вопросы итогового уровня знаний

1. По каким признакам вы отличите позвонки каждого отдела

позвоночного столба?

2. Строение 1-го шейного позвонка.

3. Видовые особенности 1-го шейного позвонка.

4. Строение 2-го шейного позвонка.

5. Видовые особенности 2-го шейного позвонка.

6. Строение типичного шейного позвонка.

7. Видовые особенности типичного шейного позвонка.

8. Строение и видовые особенности типичного и 7-го шейных

позвонков.
VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 3 с. 14-18 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 4: Строение поясничных крестцовых и хвостовых позвонков
Материальное обеспечение:

1. Поясничные позвонки домашних животных на подставках.

2. Поясничные позвонки (комплекты).

3. Крестцовые позвонки (комплекты).

4. Хвостовые позвонки (комплекты).

5. Программированные кости разных отделов.

6. Скелеты домашних животных.

Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Назовите количество поясничных позвонков.

2. По каким признакам можно отличить поясничный позвонок от

других позвонков?

3. Назовите основные признаки строения крестцовой кости.

4. Количество крестцовых позвонков у домашних животных?

5. Характерные признаки первых, средних и последних хвосто-

вых позвонков.

6. Количество хвостовых позвонков?
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала

1. Характеристика поясничного отдела позвоночного столба.

2. Строение поясничных позвонков.

3. Видовые особенности поясничных позвонков.

4. Характеристика крестцового отдела позвоночного столба.

5. Строение крестца.

6. Видовые особенности крестцовой кости.

7. Характеристика хвостового отдела позвоночного столба.

8. Строение хвостовых позвонков.

9. Видовые особенности хвостовых позвонков.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала - характеристика поясничного отдела позвоночного столба
Второй вопрос нового материала - строение поясничных позвонков
На поясничном позвонке найти:

1. Головка позвонка

2. Ямка позвонка

3. Поперечнорёберные отростки

4. Тело позвонка

5. Остистый отросток

6. Суставные отростки краниальные

7. Суставные отростки каудальные

8. Сосцевидные отростки

9. Добавочные отростки (собака)

10. Вентральный гребень
Третий вопрос нового материала - видовые особенности поясничных позвонков (смотри методическое пособие)
Четвертый вопрос нового материала - характеристика крестцового отдела позвоночного столба
Пятый вопрос нового материала - строение крестца
Ha крестце найти:

1. Основание крестца

2. Тело крестца

3. Верхушка крестца
На основании крестца найти:

1. крыло крестцовой кости

2. дорсальная поверхность

3. ушковидная поверхность

4. мыс

5. дорсальные крестцовые отверстия



6. вентральная (тазовая) поверхность

7. вентральные крестцовые отверстия

8. поперечные линии

9. позвоночный канал (крестцовый)

10. срединный дорсальный крестцовый гребень

11. промежуточный крестцовый гребень

12. латеральный крестцовый гребень

13. межпозвоночные отверстия


На теле крестца найти:

1. краниальные суставные отростки


На верхушке крестцовой кости найти:

1. каудальные суставные отростки


Шестой вопрос нового материала - видовые особенности крестцовой кости (смотри методическое пособие)
Седьмой вопрос нового материала - характеристика хвостового отдела позвоночного столба
Восьмой вопрос нового материала - строение хвостовых позвонков
Ha хвостовом позвонке найти:

1. Головка позвонка

2. Ямка позвонка

3. Дужка позвонка

4. Поперечные отростки

5. Краниальный суставной отросток

6. Гемальная дужка

7. Гемальный отросток


Девятый вопрос нового материала - видовые особенности хвостовых позвонков (смотри методическое пособие)
V. Вопросы итогового уровня знаний

1. Строение поясничных позвонков.

2. Видовые особенности поясничных позвонков.

3. Строение крестцовых позвонков.

4. Видовые особенности хвостовых позвонков.

5. Строение хвостовых позвонков.

6. Видовые особенности хвостовых позвонков.

VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 4 с. 19-23 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 5: Сравнительная анатомия скелета позвоночного столба (элементы УИРС)
Материальное обеспечение:

1. Скелеты домашних животных.

2. Позвонки различных отделов.

3. Позвонки различных видов животных.

4. Ребра различных видов животных.

5.Грудина разных видов животных.

6. Методическое пособие (элементы УИРС при проведении занятий по теме «Опорно-двигательный аппарат», Краснодар, 2004).
Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное
План, приемы и этапы проведения данного занятия описаны в методическом пособии (см. материальное обеспечение)


Тема 6: Скелет головы (общая характеристика)
Материальное обеспечение:

1. Скелеты животных.

2. Целые черепа всех видов домашних животных.

3. Раскрашенные черепа.

4. Черепа с обозначенными швами.

5. Сагиттальные распилы черепов.

6. Фронтальные распилы черепов.
Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Назовите термины, указывающие поверхности и направления

на скелете головы.

2. На какие отделы делится череп?

3. Какие висцеральные органы защищают кости черепа?
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала

1. Общая характеристика скелета головы.

2. Видовые особенности скелета головы.

3. Перечислить и показать границы костей мозгового отдела.

4. Перечислить и показать границы костей лицевого отдела.

5. Перечислить кости, участвующих в образовании носовой и ротовой полостей, орбиты глаза.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала – общая характеристика скелета головы
Второй вопрос нового материала – видовые особенности скелета головы (смотри методическое пособие)
Третий вопрос нового материала – перечислить и показать границы костей мозгового отдела
На мозговом отделе черепа найти кости:

1. Затылочная

2. Теменная

3. Межтеменная

4. Височная

5. Клиновидная

6. Крыловидная

7. Решетчатая

8. Лобная
Четвертый вопрос нового материала – перечислить и показать границы костей лицевого отдела
На лицевом отделе черепа найти кости:

1. Носовая

2. Носовые раковины

3. Слезная

4. Скуловая

5. Небная

6. Резцовая

7. Нижнечелюстная

8. Верхнечелюстная

9. Сошник

10. Подъязычная кость

11. Хоботковая кость


Пятый вопрос нового материала – перечислить кости, участвующих в образовании носовой и ротовой полостей, орбиты глаза.
V. Вопросы итогового уровня знаний

1. Назовите парные кости мозгового отдела черепа.

2. Перечислить непарные кости мозгового отдела черепа.

3. Назовите парные кости лицевого отдела черепа.

4. Перечислить непарные кости лицевого отдела черепа.
VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 6 с. 24-27 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

Тема 7: Строение затылочной, клиновидной и решетчатой костей.
Материальное обеспечение:

1. Скелеты животных.

2. Целые черепа всех видов домашних животных.

3. Раскрашенные черепа.

4. Черепа с обозначенными швами.

5. Сагиттальные распилы черепов.

6. Фронтальные распилы черепов.
Содержание, приемы и последовательность проведения занятия:
I. Организационной момент

а) проверка присутствующих

б) разное
II. Ответы на вопросы исходного уровня знаний

1. Назовите кости, формирующие крышу мозговой полости.

2. Назовите кости, формирующие основание мозговой полости.

3. Назовите кости, формирующие боковые стенки мозговой по-

лости.

4. Назовите кости, формирующие заднюю стенку мозговой по-



лости.

5. Назовите кости, формирующие переднюю стенку мозговой

полости.
III. Анализ ответов студентов и методические указания по исправлению ошибок, допущенных при изучении предыдущей темы.
IV. Изложение нового материала

1. Границы затылочной кости, и кости граничащие с ней.

2. Строение затылочной кости.

3. Видовые особенности затылочной кости.

4. Границы клиновидной кости, и кости граничащие с ней.

5. Строение клиновидной кости.

6. Границы решетчатой кости, и кости граничащие с ней.

7. Строение решетчатой кости.


V. Самостоятельная аудиторная работа студентов под контролем и при консультации преподавателя
А. Инструктаж по выполнению самостоятельной работы;

Б. Показ и краткое объяснение нового материала;

В. Задание для самостоятельной работы
Первый вопрос нового материала – границы затылочной кости, и кости граничащие с ней
Второй вопрос нового материала – строение затылочной кости
На затылочной кости найти:

1. Затылочная чешуя

2. Тело затылочной кости

3. Боковые (латеральные) части
На чешуе затылочной кости найти:

1. выйный гребень (затылочный гребень)

2. выйная линия (КРС)

3. наружный затылочный выступ (предбугорье, бугор)

4. вдавление полушарий мозжечка

5. вдавление червячка мозжечка

6. внутренний затылочный выступ

7. наружный сагиттальный гребень (собака, лошадь)

8. выйный бугорок (собака)
На теле затылочной кости найти:

1. мышечные бугорки

2. вдавление мозгового моста

3. вдавление продолговатого мозга

4. рванное отверстие (лошадь, собака)
На боковой части затылочной кости найти:

1. затылочный мыщелок

2. яремный отросток

3. яремная вырезка

4. вентральная мыщелковая ямка

5. дорсальная мыщелковая ямка

6. канал подъязычного нерва

7. мыщелковый канал

8. большое затылочное отверстие
Третий вопрос нового материала – видовые особенности затылочной кости (смотри методическое пособие)
Четвертый вопрос нового материала – границы клиновидной кости, и кости граничащие с ней
Пятый вопрос нового материала – строение клиновидной кости
На клиновидной кости найти:

1. Тело клиновидной кости

2. Крылья клиновидной кости

3. Крыловидный отросток клиновидной кости
На теле клиновидной кости найти:

1. мышечный бугорок

2. турецкое седло

4. спинка турецкого седла

5. гипофизарная ямка

6. борозда перекреста



На клиновидной кости найти:

1. глазничные крылья

2. височные крылья
На крыловидном отростке найти:

1. крыловой канал

2. ростральное крыловое отверстие

3. каудальное крыловое отверстие

4. крыловидный гребень
На клиновидной кости и костях граничащих с ней найти следующие отверстия:

1. решетчатое

2. зрительное

3. круглое

4. овальное

5. сонное

6. глазничная щель
Шестой вопрос нового материала – границы решетчатой кости, и кости граничащие с ней
Седьмой вопрос нового материала – строение решетчатой кости


На решетчатой кости найти:

1. Продырявленная пластинка

2. Перпендикулярная пластинка

3. Глазничная (боковая или бумажная) пластинка

4. Решетчатый лабиринт
На продырявленной пластинке найти:

1. петуший гребень

2. обонятельная ямка

3. решетчатое отверстие


На перпендикулярной пластинке найти:

1. пластинка крыши

2. пластинка основания
На решетчатом лабиринте найти:

1. воздухоносные ячейки

2. решетчатые ходы

3. внутренние завитки

4. наружные завитки
V. Вопросы итогового уровня знаний

1. Из каких трех основных частей состоит затылочная кость?

2. Топография зрительного и кругло-глазничного отверстия.

3. Строение решетчатой кости.

4. Где находится канал подъязычного нерва и мыщелковый кА

нал?


5. Назовите анатомические образования на мозговой поверхно-

сти базисфеноида.


VII. Подведение итогов самостоятельной работы
VIII. Задание на дом

1. Закончить работу над заданиями тема № 7 с. 28-31 (лабораторная тетрадь)

2. Самостоятельная практическая работа в анатомическом кабинете
IX. Окончание занятия и уборка рабочих мест.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
А. Ю. Шантыз Анатомия домашних животных (опорно-двигательный аппарат). Методические указания. Краснодар, кгау, 2008 г с 156
1013.93kb.
Осоо «российская ассоциация любителей домашних животных» «Утверждено» решением Президиума ралдж 01 марта 2012г
197.12kb.
Методические указания для выполнения практических заданий
1354.58kb.
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Задереев Е. С
143.16kb.
Методические указания к лабораторной работе Определение точки Кюри с помощью трансформатора д исциплина
84.75kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета ветеринарной медицины очной и заочной формы обучения
216.87kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов направления 032200. 62 «Зарубежное регионоведение»
279.53kb.
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета
217.61kb.
1. письменность основанная на старомонгольской графике
29.26kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 190100 "Приборостроение"
267.41kb.
Методические указания по развитию навыков устной речи на тему: "Подростковая преступность"
149.27kb.
Изучение строения и принципов функционирования опорно-двигательной системы человека, получение навыков оказания первой доврачебной помощи при повреждении скелета, получение знаний о гигиене опорно-двигательной системы
91.13kb.