gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

РАЗДЕЛ 3. БИОЭТИКА КАК ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Философия обновления отношения к жизни. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Становление биоэтической парадигмы выживания. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Морально-правовые факторы при лечении инфекционных болезней как потенциального источника создания социальной опасности.

СПИД как глобальная проблема современности. Добровольность и обязательность тестирования на зараженность ВИЧ. Отказ от медицинской помощи больным СПИДом в свете истории и современных требований этики. Врачебная тайна, гарантии, защита конфиденциальной информации. Недопущение дискриминации и стигматизации. Социальная защита ВИЧ-инфицированных. Феномен спидофобии. Этические проблемы ВИЧ-инфицированных в педиатрии.

Роль личности в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества.


СЕМИНАР № 9. ФИЛОСОФИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ
План семинарского занятия:

1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике

2. Становление биоэтической парадигмы выживания

3. Техногенная культура и проблема защиты жизни достоинства человека

4. Роль личности в ситуации нравственного выбора.
Темы докладов:

1. Философия обновления отношения к жизни

2. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека

3. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей

4. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей.
Основные понятия темы (выписать определения в тетрадь):

патернализм, антипатернализм, либерализм, врачебная ошибка, корпоративная этика, моральная ответственность.


Пояснительная записка к семинару № 9.


  1. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике.

К числу высших морально-нравственных ценностей, особо значимых в медицинской науке и клинической практике, а ныне получивших закрепление в биоэтике, относятся: долг и честь ученого и врача, сохранение достоинства пациента, страдание и сострадание, свобода выбора и ответственность. С ними сегодня связывают право на риск и на возможность медицинской ошибки. Поэтому, отступая в некоторых случаях от заповеди «Не навреди», биоэтика подтверждает особое значение ее духа и противостоит повышенной рискованности методов научного исследования на человеке и врачевания на современном этапе развития медицины. Проблема риска в медицине тесно связана с проблемой новаторства врача, когда трудно рассчитать возможные негативные последствия.

Научное дерзание, предпочтение большего риска во имя достижения блага, т.е. обретения пациентом утраченного здоровья, без него не может быть научного творчества и прогресса в здравоохранении. Однако врачу-новатору каждый его смелый шаг, связанный с первым применением принципиально нового медицинского средства или иного метода лечения, дается нелегко и сопровождается мучительными раздумьями, которые никто не может облегчить или взять на себя. Неслучайно после неудачи одной из новаторских операций и смерти пациентки на операционном столе герой повести известного хирурга Н.М. Амосова говорит себе: «Все. В последний раз, больше не буду. Пусть они умирают без меня». Но проходит время, и врач сознает, что он обязан бороться с болезнями. Его биоэтическое сознание каждый раз требует давать оценку его врачебной новации, даже если она не влечет за собой уголовной ответственности. Врач не освобождает себя от нравственной ответственности. При этом наличие в клинической практике врачебных просчетов и несчастных случаев как неизбежных явлений, сопутствующих лечению неординарных заболеваний, ни в коей мере не должно означать права врача на ошибку.

Творческие инновации и нравственная ответственность врача самым тесным образом связаны с его нравственным отношением к своему врачебному долгу, обусловленному ценностью сохранения жизни людей и укрепления их здоровья для достижения всеобщего счастья. Врачебный долг заключается в выполнении всех профессиональных требований, связанных с его клинической работой и достижением главной врачебной цели - выздоровления пациента, вне зависимости от условий и времени оказания медицинской помощи, от состояния врача и его отношения к личности больного. Высшим проявлением профессионального долга врача является соблюдение им принципа гуманизма - «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) - и добросовестного выполнения им всех своих обязанностей по отношению к заболевшим людям. Руководствуясь принципами биоэтики, врач призван уважительно относиться к достоинству каждого своего пациента, независимо от его социокультурного положения, личностных качеств, состояния здоровья. Святость жизни и ценность личности - главное, что лежит в основе морально-нравственных требований биоэтики.

Ведь во все времена и у всех народов мира сохранение и сбережение здоровья человека по праву считалось наивысшей ценностью. На осмысление и выработку действенных путей, средств и методов обеспечения естественного права людей на достойную и счастливую человеческую жизнь была направлена деятельность философов, ученых, медиков и т.д. Им действительно удалось достигнуть поистине грандиозных успехов в сфере науки и медицины, техники и педагогики, но особенно в области философии сбережения и укрепления здоровья людей. Проблема сбережения и укрепления здоровья человека всегда была актуальной и рассматривалась в разных содержательных аспектах: в биологическом, физиологическом, психическом, интеллектуальном, нравственном, культурно-гуманистическом и т.д. Ныне эта тема, к чести ученых, философов, политиков и медиков, как об этом не раз сказано, философски осмысливается в ключе интегрированной междисциплинарной дисциплины - биоэтики, ищущей новые образовательно-воспитательные пути, методы и средства для сохранения жизни, сбережения и укрепления здоровья людей, повышения их личной ответственности.

Биоэтика, учитывая сказанное, рассматривается в медицинских кругах в основном в трех аспектах. Первоначально ее основной задачей считается сбережение здоровья людей как необходимое условие для их благополучной физической, психической и социально-культурной жизни. Затем создание социально-культурных условий для творческо-созидательной деятельности человека. И, наконец, задачу успешной реализации каждым человеком его природных биофизиопсихических, интеллектуально-нравственных и иных скрытых качеств в целях компетентного участия в общественных делах. Залогом создания благоприятных условий для реализации идеалов и принципов биоэтики как принципиально новой этики, направленной на сохранение жизни на Земле и сбережение здоровья всех людей, должно стать морально-правовое воспитание, особенно молодежи. Со времен Ф. Бэкона (1561-1626), а может быть и раньше, мыслящие люди осознали, что истинное познание человека и его смысла жизни получается методом «чтения книги жизни» (Ф. Бэкон). Именно этим методом и должны овладеть все молодые люди, входящие в сложный и противоречивый природный и общественный мир.

Биоэтика сегодня призвана способствовать радикальной модификации системы воспитания и взрослых, и молодых людей. В связи с этим большая ответственность возлагается на систему высшего образования, которая должна вырабатывать новые методы эффективного исследования жизни и философско-методологические стимулы ее улучшения и поддержания нравственного здоровья студентов и аспирантов всех учебных заведений, граждан России и в будущем ответственных специалистов. В связи с этим в учебный процесс образовательного учреждения необходимо вводить биоэтику как целостный комплекс философско-психологических и этико-правовых учебных курсов, специальных тренингов сообразно специфике студенческого коллектива, региона, национальных традиций и т.д. Эти курсы и тренинги должны быть направлены на формирование ответственного нравственного отношения к сбережению собственного здоровья. Для этого и преподавателям, и студентам надо глубоко переосмыслить идеи традиционной этики, выработанные мыслителями прошлого, а также усвоить философию и методологию биоэтики в деле сбережения жизни на Земле и здоровья людей.

С позиции философско-психологической методологии и идей биоэтики в учебных заведениях необходимо изменить прежний системно-педагогический стиль этического воспитания и образования студентов для создания творческой интеллектуально-нравственной атмосферы. Такая учебная программа должна стать философией сбережения здоровья всех граждан России.

Закрепление в индивидуальном сознании современного специалиста высоких нравственных идеалов позволит успешно разрешать сложнейшие жизненные демографические проблемы, связанные с непродуманными действиями ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов. Они своими не всегда безупречными в нравственном отношении действиями ставят человеческую жизнь под угрозу. Философы и ученые считают, что сегодня необходимо подвергать стратегические исследования морально-правовой оценке и ограничивать бесконтрольное экспериментирование на живых организмах. Человек от науки, да и вообще любой специалист, имеющий дело с людьми, должен содействовать тому, чтобы современное общество поднялось на новую ступень в своем интеллектуальном и нравственном саморазвитии.

Сегодня, в эпоху техногенной цивилизации и глобализации жизненных сфер развития, нельзя забывать о необходимости создания в обществе творческой интеллектуально-нравственной атмосферы. На ее создание настроены лучшие специалисты: философы и ученые, инженеры и техники, наконец медики и психологи. Ими достигнуты уже поистине грандиозные успехи. Все это не может не радовать, но не может и не тревожить. Человечество почувствовало реальную угрозу физическому, умственному, психическому и нравственному здоровью и даже собственному существованию. Можно сказать, что наука подвела человечество к краю пропасти, за которой возможно и его самоуничтожение. Интенсивное вмешательство человека в естественно-природные и социально-культурные процессы на Земле ставит острые вопросы о нравственности и ответственности за хищническую эксплуатацию природных ресурсов, которая может привести к экологической катастрофе.

В биоэтике определился и новый нравственный подход к разрешению труднейших проблем человечества в улучшении взаимоотношения человека с живой и неживой природой, в создании на планете условий для нормальной естественной жизни. Именно биоэтика стала определять качественно иные моральные и правовые координаты в деятельности ученых, медиков, да практически всех специалистов, от которых зависят приоритеты в деле сохранения жизни и сбережения здоровья всех людей на Земле. Кстати, философия сбережения жизни, по мнению авторитетных ученых и философов, зарождалась на той же проблемной почве, что и медицина, на познании сути жизни и ее сбережении.

Традиционные моральные идеалы, принципы и установки как высшие общественные духовные ценности стали утрачиваться и попросту игнорироваться многими людьми. Значит, жизнь современных людей стала особо нуждаться в новом философско-этическом переосмыслении. Ведь философско-этическая мысль с момента своего зарождения еще в середине I тысячелетия до новой эры была рефлексией на духовный мир человека. Начиная с середины ХХ в. и до наших дней в мире социально-культурной и духовной жизни происходят радикальные трансформации и серьезные новации в философии и философствовании о человеке и его судьбе. Теперь философская рефлексия черпает свою духовную энергию из новых социально-культурных, научно-образовательных ситуаций, в которых заложен гуманный смысл человеческого существования, его интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Эти, по сути, самые актуальные и в то же время самые сложные проблемы жизни и деятельности современного человека становятся предметом пристального внимания философов, ученых, медиков. Ныне остро встала проблема сохранения жизни и сбережения здоровья людей.

Чтобы сегодня судить о жизни и ее сбережении в естественном виде, необходимы научное познание и понимание совокупности ее ценностных признаков, относительно которых сегодня все ученые едины, как на уровне естествознания, так и на уровнях нравственности и юриспруденции. Не случайно, что именно в наше время возникла потребность в биоэтике, которая основывается на идеалах и принципах сохранения природных свойств и качеств всех живых существ на Земле и человека в их естественном симбиозе. Многие мыслители глубокой древности, обращаясь к феномену жизни, размышляли о человеке, его жизни и деятельности, о способе его познания как судьбоносном факторе в развитии человечества. Достаточно вспомнить имена таких выдающихся философов, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Сенека и др. По Аристотелю, жизнь предполагает особую материю и форму. Материей является тело, а формой - душа, названная им энтелехией.

Ныне жизнь как системно развивающийся органический мир живых существ на Земле и духовно-культурный мир человека исследуется рядом естественно-научных, исторических, культурологических, социальных и гуманитарных дисциплин. С позиции современных философов, совпадающей с точкой зрения ученых-биологов, жизнь - это процесс постоянной эволюции существ, обладающих свойствами самоорганизации и самоуправления. Согласно работам многих отечественных ученых и философов (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Н. Моисеев, В.Н. Казначеев, А.А. Яшин) жизнь рассматривается так же, как и Космос (греч. kosmos - порядок, упорядоченное устройство, красота). Она становится предметом особого интереса философии, науки, религии, искусства и, конечно, биомедицины.

Естественно-научные дисциплины (биология, экология и биомедицина) исследуют жизнь как универсальный предмет эволюционного саморазвития мира. При этом одной из наиболее важных задач в познании жизни является осознание объективной логики ее происхождения и саморазвития. Наибольшее распространение в общественном сознании ныне получили следующие модели возникновения и развития жизни на Земле: креационизм, или божественное сотворение мира, а затем и жизни из ничего, панспермизм, или внеземное происхождение животного мира. Согласно этому учению, жизнь, как и весь мир, вечна и в своем развитии бесконечна. Это постоянный процесс естественной физико-химической эволюции. Ученые полагают, что первые признаки жизни на Земле зародились примерно 4-5 млрд лет назад. За это время различные виды и формы жизни сильно эволюционировали. Наряду с простейшими организмами теперь в мире сосуществуют и очень сложные существа и, конечно, их высшая форма - человек.

В связи с этим значительно возросли социальные и моральноправовые требования к модификации всей системы здравоохранения и путей сбережения людьми собственного здоровья как источника творческой и созидательной деятельности. На первый план выдвигается принцип защиты прав человека, а в медицине - принцип достижения информированного согласия пациента на лечение, согласно которому любое врачебное вмешательство в жизнь человека, диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера, проводилось бы только на основе осознанного и добровольного согласия пациента. При принятии врачебного решения сегодня недостаточно практического опыта, знаний и компетенции специалиста-медика, необходима еще и нравственная составляющая, заложенная в интегративной дисциплине сбережения жизни - биоэтике. Это принципиально новая междисциплинарная наука о жизни и ее сохранении, которая опирается на современные достижения естествознания, техники и технологии биомедицины. Биоэтика не повторяет прошлое традиционной этики. Это по-настоящему новое интеллектуальнонравственное и правовое явление. Оно открывает перед людьми огромные возможности, которых не было и в помине лет тридцать или пятьдесят назад.


  1. Становление биоэтической парадигмы выживания.

Становлению биоэтики как новой научной парадигмы предшествовали общеметодологические, аксиологические и естественно-научные повороты в познании жизни и заботе о ее сохранении. Биоэтика, объединяя биологические, медицинские знания и человеческие ценности, связанные с необходимостью защиты прав личности, представляет собой систематическое исследование в области наук о жизни, человеке в той мере, в какой концептуальные основания традиционной этики уже не могут сегодня ориентировать ученых, медиков, других специалистов в их исследовательской и практической деятельности. В новом этическом ракурсе формулируются научные цели и задачи расширенной трактовки биомедицинских исследований и актуализируются проблемы прав и свобод личности. С особой остротой звучат в биоэтике проблемы рациональной и нравственной аргументации сбережения жизни, затрагивающие интересы всех людей на Земле и будущего человечества. Речь идет о путях сохранения естественной жизни и, конечно, сбережении здоровья людей: физического, психического, ментального и нравственного в условиях техногенной эпохи.

Рационально-логическое обоснование и нравственное осознание новых ценностей в современной жизни, органично включающиеся в биоэтику и в научно-медицинское знание, должны транслироваться во все образовательные технологии и усваиваться студентами и молодыми исследователями в процессе обучения. Стратегическая задача, стоящая сегодня перед современной наукой и медициной, - не только включение в структуру познавательной деятельности проблем рационально-философского направления, но и нравственных смыслов и правовых подходов в самых различных областях исследования жизни. Биоэтика как разумно-нравственная парадигма, как своеобразный мост в будущее человечества, олицетворяет собой логическое единство научного рационализма и общественной морали, идеалы гармонии защиты жизни на Земле и сбережения человеческой личности: ее естественных прав и гуманистической ответственности за все творческо-инновационные деяния в природе, общественной жизни людей.

Разумеется, в век небывалого научно-технического и технологического прогресса проповедь так называемого «морального рационализма» звучит эффектно (у кого возникнет мысль поставить под сомнение значение «светлого разума»), а если принять во внимание то реальное обстоятельство, что дело биоэтического образования поставлено пока не лучшим образом, то весьма убедительно. Было бы сегодня неразумно недооценивать значение биоэтики, которая, как всякое научное знание, освещает путь практике, помогает медикам, всем специалистам действовать «с пониманием». Важно, однако, чтобы знание биоэтических идей и принципов, моральных норм современного общежития людей превратилось во внутренние нравственные убеждения специалистов, вылилось в их глубокое осознание своей личной ответственности. Знание же как таковое ни в коей мере не может заменить или восполнить недостаток развитого нравственного сознания, неразбуженность совести. Прогресс нравственности, как свидетельствует об этом история, не находится в прямой зависимости от прогресса науки и техники. Торжество гуманности и высокой нравственности обеспечивается не победой «светлого разума» над «темным чувством в людях», а установлением таких общественных отношений, которые бы, в конечном счете, определяли моральное состояние общества.

В условиях пропаганды современной гуманистической парадигмы общественного развития, характеризующей суть, смысл и цели воздействия техногенной цивилизации на судьбы людей, именно биоэтика может и должна обеспечить разрешение глобального противоречия между революционными достижениями научно-технического и научно-технологического прогресса и естественными интересами людей. Сегодня в рамках биоэтической парадигмы уже происходит принципиальное изменение в морально-правовом отношении к обеспечению здоровой жизни людей, к сохранению живой природы. Оно состоит в том, что гуманизация сознания каждого отдельного человека должна проявляться в гуманном отношении к живой природе в той же мере, как и в межличностных отношениях, и в отношении его к самому себе. Биоэтика как совокупность гуманистических, морально-правовых принципов и правил в жизни и деятельности современных людей ориентирует их на выработку и следование новым требованиям к проведению современных биомедицинских исследований. Речь идет о бережном отношении к любому живому существу, о правах биоса на основе швейцеровского принципа благоговения перед жизнью.

Дальнейшее прогрессивное развитие человеческой цивилизации ныне можно представить только с позиции коэволюции живой природы и человека, но не подчинения одного другому, а при гармоничном процессе совместного развития. Раскрывая суть и смысл принципа коэволюции, Н.Н. Моисеев резонно отмечает, что на определенной стадии развития человечества уже нельзя изучать и понимать его независимо, вне связи с эволюцией природных процессов, так же, как и человека, - вне общества и его культуры. Во имя выживания и благополучного развития современного человечества возникает необходимость в согласованности эволюционного характера взаимосвязи общества людей и живой природы. И если коэволюция как характерная черта естественно-исторического процесса саморазвития природы и человечества реализуется на других уровнях механизмами естественной самоорганизации, то согласованность всех параметров саморазвития природы и общества может осуществляться только благодаря человеческим разуму, воле и совести.

Высокие научные технологии требуют биоэтического диалога между учеными, медиками и общественностью в деле сбережения жизни на Земле и здоровья всех людей. Биоэтика - это не только принципиально новая область этического знания, но и особая мировоззренческая дисциплина, дополняющая философию жизни. Последняя в ряде современных научных исследований жизни, особенно в биомедицине, сама начинает активно опираться на биоэтические принципы. На основе идей биоэтики сегодня происходит переосмысление и синтез естественно-научных, гуманитарных, морально-правовых знаний, т.е. биоэтика выступает как новое философское основание для всех наук о жизни. Именно биоэтика наряду с традиционными этическими учениями позволяет понять и выработать оптимальные решения глобальных проблем сбережения жизни, с которыми столкнулась современная цивилизация.

Результатом этих непростых размышлений и стало создание биоэтики - сложного феномена в современной научно-исследовательской и медицинской культуре, философии и юриспруденции. Термин «биоэтика» впервые появился в научной, медицинской и философской литературе в середине прошлого столетия. Его ввел в широкий научно-философский и медицинский оборот в 1969 г. американский биолог, врач-онколог Ван Ренсселер Поттер (1911-2001), вкладывающий в содержание этого междисциплинарного термина, прежде всего, установление тесной взаимосвязи традиционного этического учения с биологической наукой и современной медициной. Это было, образно говоря, некое интеллектуально-нравственное наведение мостов между естествознанием в целом, биологией, медициной, этикой, философией, правом.

Наведение вообще каких-либо мостов исстари рассматривалось как создание прочной взаимосвязи между разными сторонами некой целостности во имя ее укрепления. И в деле создания синтетической дисциплины биоэтики «мост» стал служить своеобразным символом упрочения единства различных сфер науки, медицины философии, права в целях сохранения жизни и сбережения здоровья людей. Взаимосвязь эта рассматривается весьма многопланово, но для В.Р. Поттера главной была задача сформировать в сознании людей новую, эпохальную, ответственность, которая бы нацеливала всех ученых, медиков, всех специалистов, исследователей и хранителей жизни, на разумное использование новейших открытий в науке вообще, в биологии и биомедицине в особенности. «Человечество, - убеждал В.Р. Поттер, - нуждается в соединении биологии и гуманитарного знания, из которого предстоит выковать науку выживания и с ее помощью установить систему приоритетов».

На формирование биоэтики значительное влияние оказала современная биософия - раздел философии, занимающийся анализом и осмыслением новейших достижений различных наук в выявлении закономерностей саморазвития всего живого на Земле. Большой вклад в гуманизацию наук о жизни вообще и человеческой в особенности вносят философские воззрения, связанные со всеобщей экологией, которая несет в себе как естественно-природное или материальное, так и социально-культурное содержание. Чтобы познать, понять и оценить уникальность бытия жизни, нужно интегрировать биологические знание и философское восприятие жизни, которое необходимо для установления морально-правовых связей и отношений в мире природы и обществе. И в этом может помочь биоэтика, которая опирается на качественно иные философские основания, связанные с новыми естественно-научными знаниями в области биологии и современными метафизическими изысканиями. Это принципиально новое интеллектуально-нравственное учение и получило название биософии.

Биософия как учение о мудрости жизни вбирает в себя широкий круг понятий, характеризующих земной биос, биосферу, их эволюцию и организацию. К ним относятся «специфика живого», «единство живого», «разнообразие живого», «организация живого», «адаптация», «жизненная среда», «биосфера», «биогеоценоз», «биохимические круговороты» и многие другие. Они лежат в основе биологического знания, на них базируется теоретическое мышление в области биологии, биомедицины, без которого невозможно развитие биоэтического сознания людей. Биософия учит землян бережно относиться к природе, призывает стремиться к сохранению жизни, сбережению своего здоровья. «Функционирование идей и принципов биософии в самом «теле» науки и медицины создает новые акценты в содержании целей и мотивов научного исследования». Таким образом, люди становятся свидетелями формирования новых революционных парадигм в биософии - биоэтики и биомедицинской этики.

Биоэтика руководствуется биософскими идеями, идеалами и принципами, а также правовыми требованиями к ученым, медикам, ко всем специалистам, имеющим то или иное отношение к жизни вообще, нацеливает их на ее защиту и сбережение здоровья людей. В то же время биоэтика сама в современной системе здравоохранения имеет и особую профессиональную составляющую. Она выдвигает на первый план задачи сбережения жизни вообще (в земной биосфере) и человеческой жизни, в частности, укрепления физического, психического и умственного здоровья людей. В этих целях устанавливаются качественно иные морально-правовые отношения во всей системе здравоохранения между взаимодействующими субъектами - учеными, врачами, медсестрами и пациентами. Эта принципиально иная научная и межпрофессиональная разновидность отношений в науке и медицине получила воплощение в биомедицинской этике.

Главенствующим принципом биомедицинской этики и биоэтики стал принцип А. Швейцера (1875-1965) благоговения перед жизнью. Этот гуманный принцип требует, по сути, от каждого человека «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь». Он предполагает осознание людьми необходимости самопожертвования во имя сохранения жизни, воспитание чувства личной ответственности и сострадания. Гуманный человек, по А. Швейцеру, «повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживаться от того, чтобы подчинить живому какой-либо вред». Со временем идеи биомедицинской этики станут моральным и правовым стимулом справедливой жизни всех людей, сохранения ими жизни как высшей космической ценности и, конечно, сбережения и укрепления физического и духовного здоровья людей.

Древние идеалы гуманности и моральные принципы, воплощенные в биомедицинской этике сегодня в обобщенной форме изложены в «Конвенции о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины». Эта Конвенция принята Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1996 г. На первом месте защита интересов отдельного человека, прежде всего пациента. Они должны превалировать над интересами государства. Все правительства, указывается в Конвенции, обязуются обеспечивать равную доступность медицинской помощи надлежащего качества всем членам общества. Причем любое вмешательство в сферу сбережения здоровья людей должно отныне осуществляться в полном соответствии с профессиональными знаниями и умениями, а также гуманными идеалами.

С учетом гуманных идеалов и принципов, изложенных во «Всеобщей декларации прав человека», этико-правовых норм, провозглашенных ранее в международных документах: конвенциях и резолюциях, рекомендациях Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения и Всемирной медицинской ассоциации создаются и российские этические кодексы медицинских работников. Уже разработаны и функционируют: «Кодекс врачебной этики», «Этический кодекс фармацевтического работника», «Этический кодекс медицинской сестры», «Российская декларация в защиту прав пациента» и др. Важнейшая задача этих морально-правовых документов - ограждение человека от возможных негативных последствий внедрения в медицинскую клиническую практику качественно иных, пока еще недостаточно проверенных медико-биологических достижений и новейших медицинских технологий.

В научной и практической работе по внедрению идей и принципов биоэтики в сознание и деятельность ученых, медиков, всех специалистов, имеющих отношение к проблемам сбережения здоровья людей, в связи с современной ситуацией, требующей минимизации финансовоэкономических и материальных затрат в российской системе здравоохранения стало, к сожалению, много формальностей. Действительность показывает, что гипертрофированная коммерциализация медицины в России практически отрывает врачей, медсестер, фармацевтов от их лечебной деятельности, а, значит, и от гуманистической составляющей здравоохранения народа. Дело в том что последнее не всегда совпадает с экономической выгодой в медицине. Коммерческий подход к проблемам сохранения жизни людей и тем более сбережения их здоровья находится в противоречии с нравственными принципами и правовыми обязанностями медиков, которые положены в основу международных конвенций, деклараций и медицинских кодексов.

На этом фоне зарождается и укрепляется сама философия биоэтики. На медиков она возлагает большую личную ответственность за сбережение здоровой творческой жизни людей, что позволит им осознать свою особую уникальность и роль в мире. Конечно, для нормального функционирования творческой жизни необходимо удовлетворять естественные потребности людей. Что касается медицины, то она теперь призвана не только избавлять людей от болезней, но и содействовать раскрытию их духовных творческих начал как естественной потребности жизни и деятельности. Ведь с самого детства у человека проявляется естественная потребность в своем жизнеобеспечении, и формируются новые духовные интересы и материальные потребности. Все это обусловливает осмысленную жизнь людей. Естественные потребности - это все, что необходимо для естественного существования. Это потребность в воде, пище, жилище и т.д. Но люди нуждаются еще и в удовлетворении постоянно возрастающих социально-культурных потребностей, связанных с научной, моральной, эстетической, религиозной и иной деятельностью.

Признавая исключительно большое значение биоэтики в сохранении различных видов и форм жизни как принципиально нового научного учения о современном бытии живых существ на Земле, необходимо помнить о научной роли и значении дарвинизма, учении об эволюции. Дарвинизм оказал огромное влияние на развитие естествознания. Однако традиционная биология, изучающая жизнь, какой она реально предстает на данный момент, шире теории эволюции, освещающей пусть важнейшей, но все же только один из аспектов понимания жизни. Расшифровка в 1953 г. строения молекулы ДНК позволила сформировать современную модель жизни. Это по научному значению сравнимо с мировоззренческой революцией Н. Коперника на заре эпохи Нового времени. Жизнь теперь понимается в науке как объективное сосуществование и саморазвитие всех земных организмов (будь то растения, животные, люди), выражающееся в обмене веществом и энергией с окружающей средой, а также в воспроизведении себя и себе подобных.

Жизнь на Земле - это форма и способ бытия, а для человека еще и биопсихосоциокультурная творческо-созидательная и преобразовательная деятельность. Жизнь и деятельность человека интегративна в самом широком смысле этого слова. На фоне естественно-природной и социально-культурной среды обитания человек осуществляет специальные или специализированные формы творческой деятельности, такие как общение с людьми, познание мира и общества, научно-практическая работа по его преобразованию, культурный отдых и т.д. Эти и некоторые другие формы человеческой жизни и его творческо-созидательной деятельности существуют и развиваются в общем контексте бытия общественного субъекта. Они проявляются во множестве различных естественно-природных, общественных и культурных видах бытия.

Проблема жизни в силу своей сложности и многогранности по сей день не перестает оставаться в центре внимания не только ученых-естественников, но и ученых-гуманитариев. Так, выдающийся писатель и мыслитель Л.Н. Толстой (1828-1910) в своем философском трактате «О жизни» писал, что «жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте просто жить, так говорят в своем заблуждении люди, поддерживаемые ложными учениями. И не зная, что такое жизнь и ее благо, им кажется, что они живут, как может казаться человеку, несомому по волнам без всякого направления, что он плывет туда, куда ему надобно и хочется».

Согласно работам выдающихся русских ученых В.И. Вернадского, А.А. Яшина, Н.В. Тимофеева-Ресовского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, жизнь - это результат сложнейшего взаимодействия ряда космических и земных факторов. Размышление о симбиозе материальных и духовных сущностей жизни, единении Космоса, Земли и человека были свойственны представителям и философской, и религиозной мысли: В.С. Соловьеву, Н.А. Бердяеву, П.А. Флоренскому. Философы ищут источник или, иначе говоря, субстанцию этого удивительного и уникального симбиоза в движения (развитии) материи и духа как некоего «жизненного порыва». (А. Бергсон). Они рассматривают этот «жизненный порыв» в космической целостности, т.е. в единстве множества объективных условий и субъективных факторов развития, но всегда как биологические и социально-культурные процессы эволюции бытия мира.

Человечество сегодня подошло к осознанию того факта, что жизненно необходимо развивать новое как мировоззренческое, так и нравственно-правовое отношение людей к сбережению жизни вообще и человеческой особенно. Мудрость современных людей состоит в понимании и создании принципиально новых морально-правовых принципов и требований к жизни и деятельности человека. Сегодня моральные идеи и идеалы, принципы и правовые требования заложены в новом интеграционном междисциплинарном концепте, получившем название биоэтики. Революционные прорывы в науке, технике, технологии нацелили философов, ученых и медиков на выработку иной системы морально-правовых требований, принципов и правил для тех, кто занимается наукой о жизни, прежде всего медициной. Новый морально-правовой концепт должен быть гуманным по сути, жестким и категоричным по способу претворения в жизнь.

Задача состоит в том, чтобы сформировать новое морально-правовое сознание и самосознание - биоэтическое. Науке и философии предстоит решать непростые теоретические и практические проблемы биоэтического свойства: искусственное оплодотворение, трансплантация органов, генные операции и т.д. Причем эти проблемы считаются обыденными и малоинтересными, однако решать их намного труднее, чем, например, проблему клонирования. Академик РАМН Ю.Л. Шевченко заявил: «Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Данный критерий является основным в научных исследованиях биологии и медицины. Какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте». В этом и состоит нравственная ответственность ученого и медика.



  1. скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Биоэтика как философия и наука выживания человечества
396.4kb.
Примерная учебная программа
770.17kb.
Тема Философия, ее назначение и роль
505.01kb.
И. Р. Шафаревич От редакции : в системе ценностей европейской культуры XVIII xix вв наука занимала одно из самых почетных мест. Само занятие
176.68kb.
Гносеологическая дихотомия рационализма и эмпиризма в преподавании философии
31.29kb.
Районная науно – исследовательская конференция
130.99kb.
Е. А. Тюгашев этнофилософия абая
135.93kb.
Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100. 62, философия, подготовки бакалавра
365.58kb.
Неклассическая философия XIX в. Современная философия
325.7kb.
Русский Север — Прародина Человечества
959.76kb.
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические рекомендации
1393.7kb.
1. Будьте оптимистами! Педагогика наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука). Пессимистичен только дилетантизм
519.42kb.