gazya.ru страница 1
скачать файл

Тема: Биосинтез углеводов – фотосинтез.



Цель  урока: расширить и углубить знания о способах питания в органическом мире, об  особенностях пластического обмена веществ на примере фотосинтеза, изучить механизм фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать понятие о механизме, результатах и особенностях протекания  световой и темновой фазы фотосинтеза;

- рассмотреть роль света, воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза;

- закрепить понятия: пластический обмен, фотосинтез;

- изучить взаимосвязь между строением и функцией хлоропластов;

- обосновать космическую роль зеленых растений.



Развивающие:

Продолжить формирование предметных компетенций  учащихся:

- умение ставить цели образовательной деятельности;

- умение анализировать учебный и дополнительный материал, в том числе в электронном виде; 


- умение сравнивать объекты, факты, явления; 
- умение обобщать и делать выводы;

- умение составлять таблицы, схемы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органоидов клетки;

- умение использовать ранее полученные знания в новой ситуации;

- умение работать с инструктивными карточками и ЭОРами  разных типов (информационный, практический,  контрольный).

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- продолжить формирование познавательной  мотивации, воспитывать системное мышление;

- учить коллективной мыслительной и практической работе;

 - формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

- формировать гордость за отечественных ученых, внесших вклад в развитие научных знаний о процессе фотосинтеза.

- способствовать  формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.



Тип урока: Урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемный.

Формы работы учащихся: эвристическая беседа;

самостоятельная работа с ЦОР: видеофрагментом, интерактивной моделью, иллюстрациями; поиск ответа на проблемный вопрос;

самостоятельная работа с таблицей, составление схемы, самостоятельный поиск информации по информационному модулю ЦОР.

Оборудование: Таблица «Схема фотосинтеза», компьютерная презентация, интернет.

Ход урока



  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Кто готов к уроку посмотрите на меня, спасибо, садитесь.

  1. Новый материал.

Сегодня мы познакомимся еще с одним биологическим процессом, уникальным по множеству позиций на нашей планете. Я вам буду их перечислять, а вы догадайтесь, о чем идет речь.

Слайд 1.


- Если бы для биологических процессов и явлений существовала Книга рекордов Гинесса, то он занял бы там не один десяток страниц.

- Благодаря этому процессу, существует весь органический мир на нашей планете.

- Это единственный процесс, который снабжает кислородом атмосферу и создает органические вещества.

- О нем писал в своей книге «Солнце, жизнь и хлорофилл» К.А. Тимирязев.

Учитель: - О каком жизненно важном процессе идет речь?

- Конечно это фотосинтез. Слайд 2.

- К какому этапу обмена веществ относится этот процесс? (Пластический обмен…).

- Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь.



Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Учитель: С процессом фотосинтеза мы познакомились в курсе биологии растений в 6 классе. Что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? (предложения учащихся).

Учитель предлагает учащимся составить схему дальнейших действий и определить задачи.

Фотосинтез

Где? Как? Для чего?

Учитель: Исходя из составленной схемы определите цель урока (ребята формулируют цель урока).

Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока – расширить и углубить знания о фотосинтезе. Сформируем понятие о механизме, результатах и особенностях этого замечательного процесса, без которого невозможна жизнь на земле, Мы прослушаем сообщения ребят, посмотрим результаты проведенных опытов. Вполне возможно, что знания о фотосинтезе пригодятся вам в жизни, помогут решить экономические проблемы, а также помогут сохранить ваше здоровье.

Изучение процесса фотосинтез я предлагаю начать с истории изучения. Ребята получили задание по истории изучения фотосинтеза. Дадим им слово, а вы внимательно слушайте сообщения и записывайте в тетради имена этих великих людей.

Слайд 3. Ян Баптист ванн Гельмонт.

Слайд 4. Джозеф Пристли.

Слайд 5. Эор. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/da127169-310a-0510-a274-7930bfc0f98c/?from=da9175fd-22fa-068f-2e58-74406ac727c3&interface=pupil&class=51&subject=29

О том, где происходит фотосинтез по опыту Пристли можно определить?

(ответы учащихся).

Учитель: Ни Ван Гельмонт, ни Пристли не смогли до конца исследовать удивительное явление фотосинтеза. Это смог сделать русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев.

Слайд 6.

На фоне слайда учитель: у К. Тимирязева есть прекрасное высказывание о фотосинтезе. Послушайте его «Дайте лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир, зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях».

Сообщение о К.А. Тимирязеве.

Слайд 7. Проверьте хронологию изучения фотосинтеза.

Итак: Слайд 8. Фотосинтез это процесс, который идет при наличии солнечного света в зеленых растениях с образованием органических веществ из углекислого газа и воды.

Наши ребята тоже провели опыты. Дадим им слово. А вы завершите схему «условия фотосинтеза» в рабочих листах.

(Выступление учащихся)

Проверим схему (устно). Если не все условия, тогда

Слайд 10.

Слайд 9


Учитель: Посмотрите внимательно на схему. Свет, вода, углекислый газ поступают из внешней среды. А где же находится хлорофилл?

(Ответы учащихся).

Учитель: при рассмотрении листа под световым микроскопом хорошо видны хлоропласты – зеленые пластиды, содержащие хлорофилл.

- Что такое хлорофилл? (Ответы учащихся).

Хлорофилл придает растениям зеленый цвет, а по своей структуре похож на молекулы гемоглобина крови, поэтому его также называют кровью растений... А Тимирязев говорил, что зерно хлорофилла – исходная точка всего того, что мы понимаем под словом «жизнь». Ученый посвятил много времени изучению этой загадки природы и написал несколько научных трудов на эту тему.

Большая часть растений на планете содержат хлорофилл, даже краснолистные разновидности орешника. Однако есть исключения, например, растение петров крест, в котором хлорофилл полностью отсутствует. Красные и бурые водоросли содержат другие пигменты для обеспечения фотосинтеза. Иногда можно встретить светло-желтые или белые экземпляры обычных видов растений. Их называют растения-альбиносы. Это явление обычно является следствием болезни и нарушения обмена веществ, такие листья неспособны к фотосинтезу.

Хлоропласты, содержащие хлорофилл имеют сложное строение.

Слайд 13. ЭОР 542f-43b1-9b26-9f0213b752e6&interface=pupil&class=51&subject=29&rub_guid[]=cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6

От цитоплазмы отделены двойной мембраной. Полость хлоропласта строма – белковое образование. Внутренняя мембрана образует плоские мешочки – тилакоиды. В них содержится хлорофилл. Кроме хлорофилла здесь нахдятся вспомогательные пигменты – каротиноиды. Это фотосинтезирующие мембраны. Стопки тилакоидов называются гранами. Все граны соединены между собой ламеллами. В этих органоидах происходит сложный, многоступенчатый процесс – фотосинтез, в котором различают две фазы: световая и темновая.

Учитель: сейчас мы будем работать в группах. Я хочу напомнить вам правила работы в группах.



Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Работа в группах: 1 группа – определяет сущность световой фазы,

2 группа – определить сущность темновой фазы,

3 группа - Условия протекания и значение фотосинтеза.

Выступление представителя группы.

Заполнение схемы. (Если будут допущены ошибки, тогда слайд 12, ЭОР).

Выступление 3 группы.

Учитель: слайд 13. Тимирязев утверждал, что фотосинтез играет космическую роль. Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то почему? Обоснуйте свой ответ. Работа в группах, составление тезисного конспекта.

Проверьте правильность выполнения задания со слайдом.

Учитель: Действительно растения играют космическую роль. Так за год растения нашей планеты поглощают примерно 600 млрд. т углекислого газа, а выделяют в атмосферу 400 млрд. т кислорода и образуют около 450 млрд. тонн органического вещества. Но эти процессы могут происходить только в неповрежденных частях зеленых растений. Отсюда, какой вывод напрашивается? (об охране растений)



(Доп. Материал). Можно с уверенностью сказать, что хлорофилл – одна из самых больших загадок природы и необходимое условие жизни. Сейчас ученые работают над созданием процесса искусственного фотосинтеза, первые результаты уже были получены в США и Японии. В будущем это поможет создать эффективный и дешевый способ использования солнечной энергии, учитывая ограниченные запасы полезных ископаемых на планете.

Зная условия, при которых происходит фотосинтез, можно управлять процессом.



Рефлексия. Вернемся к схеме, которую мы начертили в начале урока.

Какая проблема была поставлена?

Смогли ли мы ответить на все вопросы? Какие новые знания получили о фотосинтезе?

Обратите внимание на критерии оценки в рабочих листах. Кто набрал максимальное количество баллов? Молодцы.

Кто набрал наименьшее количество баллов? Почему?

Домашнее задание: параграф 11 для тех ребят, кто набрал наименьшее количество баллов. Творческое задание – составить кроссворд по теме «Фотосинтез», или синквейн для тех ребят, кто получил отметку «5» или «4».

Еще издавна хлорофилл использовался в медицине для заживления ран и язв, в наше время проводятся научные исследования по разработке новых медицинских препаратов для лечения инфекционных, онкологических заболеваний, для выведения токсинов из организма. Ученые проводили опыты на мышах: прививали клетки опухоли толстой кишки. Мыши, которые ели пищу, богатую хлорофиллом, не заболевали. Это еще раз подтверждает, что употребление зелени полезно для профилактики различных заболеваний. Иногда можно увидеть, как кошка или собака едят траву. Животные на интуитивном уровне чувствуют, что им необходима зелень.

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Рабочий лист по теме «Биосинтез углеводов – фотосинтез».





Этап урока. Алгоритм действий

Оценивание

1.

Этап мотивации.

1.Слайд 1. Прочитай основные позиции.

2.О каком процессе идет речь?

3.Запиши дату, тему урока.

4.Определи цели урока, сравни со схемой на доске.


Правильный ответ 1 балл.

2.

1.Запиши в тетради хронологию изучения фотосинтеза. Сравни со слайдом.

1 балл за правильный ответ, максимум 3 балла.

3.

1.Условия фотосинтеза:

-

-



-

-


1 балл за правильный ответ, максимум 4 балла

4.

1. На основе рассказа товарищей и видеофрагмента завершите схему.

2. Вместо цифр поставьте нужные слова.




?

?
1 4

3

2 5



Правильный ответ 10 баллов.


5.

1.Космическая роль растений:

-

-



-

-

-




1 балл за каждый правильный ответ,

Максимум 5 баллов.






Домашнее задание:

-Если набрано 15-17 баллов и менее – Параграф 11;

- Если набрано 18 и более баллов - составить кроссворд или синквейн по теме «Фотосинтез.





Критерии оценки: 21-23 балла - «5»

18- 20 баллов - «4»



15- 17 балла – «3»

Менее 15 баллов – «2»
скачать файл



Смотрите также:
Биосинтез углеводов – фотосинтез
92.5kb.
В каких продуктах содержатся углеводы
60.53kb.
Лекция 10. Обмен веществ. Биосинтез белков Общая характеристика
89.96kb.