gazya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1

Волоконовского района Белгородской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ Рябинина С.А.

Протокол № 6 от

«26» июня 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ ВСОШ № 1

________ Алиева О. В.

«29» июня 2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ВСОШ № 1

_________ Горюнова А. Г.

Приказ № 413

От «30» августа 2013г.


Рабочая программа
Рыкаловой Елены Николаевны
по учебному предмету
«Музыка»
3 «В» класс
2013 – 2014 учебный год
1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по музыке для обучающихся в 3 классе МБОУ «Волоконовская СОШ № 1», разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г., программы «Музыка. Начальная школа» ( авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Издательство «Просвещение», 2010) и учебника «Музыка. 3 класс» (авторы Критская Е.Д, Сергеева Г.П. – М.: Просвещение, 2010), инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году», методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического пения».



Цель программы – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Основными задачами уроков музыки с приоритетом академического пения являются:

Образовательные:

- вооружить учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального образования и самовоспитания;

- научить понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении.

Развивающие:

- развивать интерес и любовь к певческому искусству, к музыке, желание слушать и исполнять её для самореализации в сценической деятельности;

- приобщить учащихся к «золотому» фонду народной, духовной, классической и современной хоровой музыки;

- всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.



Воспитательные:

- формировать художественный и эстетический вкус учащихся;

- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способность воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности на уроке;

- создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.



Мотивационные:

- сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретённые учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге (во внеурочной деятельности);

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность учащихся.

Изменения в рабочую программу внесены с учётом методических рекомендаций «Организация уроков музыки с приоритетом академического хорового пения»:


  • изменены основные задачи уроков музыки с учётом приоритета академического пения;

  • повысилась роль вокально-хоровой работы на уроках музыки для нормального развития и функционирования голосового аппарата, для охраны детского голоса;

  • в соответствии с ФГОС изменилась продолжительность учебного года: 3 класс - 34 учебных недели.

2.Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способность оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.




3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Музыка» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального образования. Базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования (1 час в неделю). Продолжительность учебного года: 3 класс - 34 учебных недели.



4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»

Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос: «Что есть истина, добро и красота в окружающем нас мире»?

Содержание программы базируется на художественно образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинения современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой музыкальной культуры.Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского – это художественна ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.



Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамотности как средства фиксации музыкальной речи.

5.Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы.



Личностными результатами изучения музыки являются:

  • развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.



Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся необходимо сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитывать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно – творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Учитель музыки должен научить обучающихся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; а также воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

В процессе обучения необходимо помочь обучающимся проявить способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Создать такие условия, чтобы ребята смогли реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся необходимо научить понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; дать представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.



Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной

и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.



Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.



Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Выпускник получит возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

6.Содержание программы предмета «Музыка» 3 класс.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Урок 1. Мелодия – душа музыки.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки.



Урок 2. Природа и музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.

Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.



Урок 4. Кантата «Александр Невский».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».



«День, полный событий» - 4 ч.

Урок 6. Утро.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».



Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.



Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.



Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).



«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Урок 10. Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.



Урок 11. Древнейшая песнь материнства. нрк. Образ матери у ненцев.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери у ненцев.



Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).



Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Урок 14. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).



Урок 15. Певцы русской старины. Лель.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).



Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.Мелодии в народном стиле.



«В музыкальном театре» - 6 ч.

Урок 17. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».



Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».



Урок 20. «Океан – море синее».

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.



Урок 21. Балет «Спящая красавица».

Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.



Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.



«В концертном зале» - 7ч.

Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.



Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.

Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).

Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.



Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».



Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.



Урок 29. Мир Бетховена.

Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Урок 30. Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 31. Мир Прокофьева.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.



Урок 32. Певцы родной природы. нрк. Образ природы в творчестве ямальских композиторов.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.



Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.



Урок 34. Обобщающий урок.

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.


7. Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 3 «В» классе




Дата проведения

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Данная рабочая программа по музыке для обучающихся в 3 классе мбоу «Волоконовская сош №1», разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г
353.59kb.
Рабочая программа по физической культуре
526.65kb.
Программа «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в маоу
2612.9kb.
Русский язык
1449.88kb.
Хабибуллин Р. Н. Приказ №117 от «31» августа 2013г
372.57kb.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009г
236.79kb.
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ос «Школа 2100»
13711.6kb.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 10 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
561.95kb.
Селиванова Ольга Александровна (уч биологии) моу сош №94, 2009-2010 учебный год пояснительная записка Настоящая рабочая программа
417.14kb.
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
381.92kb.
Программа рассчитана на 70 часов при двухчасовой учебной нагрузке
970.67kb.
Приказ № от 20 г. Рабочая программа педагога мусина Алия Халимжановна Ф. И. О., категория
825.57kb.