gazya.ru страница 1
скачать файл



сборник методических материалов

по курсу

искусство заголовка
Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


2004

Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л ь — канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак



Программа курса «Искусство заголовка». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 10 с.

Подготовлена на факультете журналистики.

© Шостак М.И., 2004
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса — обратить внимание студентов на заголовок как на важнейшую часть газетно-журнальных публикаций. Представить заголовок не как «вывеску», но как «лицо» произведения. Рассмотреть проблему заголовка яркого, запоминающегося, апеллирующего к памяти читателя — и в то же время самостоятельно работающего как собственно журналистский текст, нацеленный на социальную ориентацию. Заставить задуматься о том, насколько осуществлено взаимодействие «заголовок — текст» и, что не менее важно, насколько самостоятельно и ответственно прямое взаимоотношение «заголовок — читатель».

В задачи курса входит и представление понятия «политика заголовков» в историческом аспекте, подразумевающем сопоставление задач газетных заглавий в прессе вчерашнего и сегодняшнего дня.

Уточняются вопросы соответствия заголовочной политики аудиторным запросам конкретной модели той или иной газеты и журнала. Обращено внимание на то, что периодичность выхода издания, его типология не могут не оказывать влияния на заголовки, что на заголовках отражается и специфичность информации в связи с уровнем интеллектуальной и эстетической подготовки читателей, возрастными и социальными характеристиками аудитории.

Слушателям предлагается рассматривать работу над заголовком журналистского произведения в свете общих проблем мастерства, ознакомиться с современными принципами организации заголовков, рассмотреть приемы, придающие заголовкам выразительность.



ПРОГРАММА


Введение. Заголовок как литературное произведение журналиста

Особенности литературной работы над заголовком.

К истории вопроса. Осмысление функциональности заголовков в истории прессы. Заголовок в советской прессе: установки, рекомендации, практика. Цензура заголовков. Заголовки-трафареты. Разные модели заголовков ХХ в. в журналистике разных стран.

Функции заголовка в современной прессе. Заголовок как часть текста, способная изменить отношение к материалу. Заголовок как определение предпочтений, следствие авторского выбора. Феномен «чтения по заголовкам». Возможности заголовков: привлечь внимание к журналистскому произведению, подготовить восприятие, повлиять на способ читательского общения с материалом и формирование оценок. Зависимость работы с заголовками от типа издания и характера аудитории. Эстетика заголовка.


Раздел I. ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКА

Тема 1. Информативность заголовков и «рекламные приманки»

Информативная функция — разные аспекты. Особенности информации о содержании материала. Представление авторской позиции. Сообщение посредством заголовка о позиции издания, его модели, аудиторных предпочтениях.


Ориентирующая задача заголовков в прессе; система рубрик, тематических разделов. Заголовок как средство организации внимания; выделение «гвоздя» номера, полосы. Заголовок как средство внушения.

«Рекламные приманки» заголовков. Что именно рекламирует заголовок. Идеологический оттенок «рекламы идей» в советской прессе; отождествление заголовка с лозунгом и призывом. Проблемы сенсационности и сбалансированности информационной и рекламной стороны заголовков.

Тема 2. Коммуникативные возможности заголовков

Сущность коммуникативной функции заголовка.

Современные требования к «общению посредством заголовка»; возможности и наработки журналистов как коммуникаторов. Принципиальные требований к заголовку, открывающему процесс перетекания информации: взаимная настройка коммуникатора и реципиента, достижение согласия на взаимодействие, доверительность и пр.

Разговорный стиль заголовков. Проблема протяженности (обстоятельность «длинных» заголовков и энергичность — кратких). Цитата в заголовке. «Лесенка смысла» заголовочных комплексов, которые создают с целью усиления коммуникативных контактов автора с аудиторией.


Тема 3. Типы заголовков и их функциональность

Взаимосвязь функций заголовка в современной прессе. Первенство коммуникативной функции, усиление рекламной функции, новое наполнение информативной функции.

Основные разновидности заголовков, употребляемых в прессе (типы и виды). Варианты классификации: по преобладающей функции, по эффекту общения с читателем, по уровню сенсационности, по комментирующим возможностям заголовков, по степени отражения личности автора и границам творческой игры с фактическим материалом.

Сенсация содержания и сенсация заглавий. Эффект «убийства сенсации» (банальные заголовки к интересным материалам).


Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1, 2 и 3

Вопросы для обсуждения

  1. Соотнесение основных типов заголовков с их функциональностью.

  2. Пути усиления коммуникативных возможностей заголовков.

  3. Проблемы сенсационности заголовков.



Упражнения в аудитории

  1. Сопоставьте варианты заголовков качественного и массового издания (газеты или журнала).

  2. Рассмотрите и прокомментируйте заголовки новостной полосы популярного еженедельника.

  3. Определите типы заголовков, использованных при оформлении тематического разворота (пример взят из текущей периодики).


Раздел II. ПРЯМЫЕ ЗАГОЛОВКИ И ЗАГОЛОВКИ С ПОДТЕКСТОМ
Тема 4. Повествующая «заголовочная строка» и заголовок-констатация

Сообщение в заголовке. Заголовки, исчерпывающие смысл. Заголовки с элементом недоговоренности, интриги. Новость в заголовке. Связь формы заголовочной строки с концепцией новостной подачи материалов. Возможности усиления элемента новизны. Заголовок новости, переходящий в текст (заголовок как часть лида).

Констатация и резюме. Возможности оценки и комментария в констатирующем заголовке. Декларативный вариант заголовка-констатации. Номинации — «называние» ситуации или характеристики людей; малая информативность, навязывание суждений как недостатки формы.

Тема и смысл заголовка. Нарушение логики в констатирующем заголовке («заголовок-бессмыслица»). Интрига в констатирующем заголовке. Газетные штампы констатаций.


Тема 5. Заголовок-резюме и развернутый комментарий

Возможности комментирования средствами заголовка.

Разновидности заголовка-резюме. Прямой комментарий. Безличные и неопределенно-личные формы. Заголовок — комментирующая цитата.

Резюме с оговоркой. Усиление комментирующего эффекта при форме «составное резюме». Особенности заголовков реплик и оперативных комментариев. Заголовок «вдогонку», присоединяющий комментарий, основанный на новейших сведениях, к оперативно переданному тексту.

Сенсационный заголовок-комментарий: разновидности, структура. Творческие находки, рекомендации по применению.
Тема 6. Персонифицированный и интонированный заголовки

Интонированный заголовок. Обращение в заголовке. Риторические восклицания. Интонация призыва и интонация реплики. Заголовок-вопрос. Рекламно-декларативный заголовок (лозунги как категоричная форма резюме и пародии на них). Интонация размышления. Интонированное резюме. Интонация парадокса. Опасности интонированных заголовков.

Заголовок-цитата и другие варианты «персонифицированного» заголовка: традиционное применение и творческие варианты. Разновидности цитирования. Прямой, косвенный и фрагментарный заголовок-цитата. Варианты ссылки на источник мнений, автора высказывания. Сенсационные персонифицированные заголовки.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 4, 5 и 6

Вопросы для обсуждения


  1. Повествование и констатация в заголовках.

  2. Границы и возможности комментирования средствами заголовка.

  3. Заголовок как реплика автора и авторская «ремарка».

Упражнения в аудитории

    1. Смените заголовок: предложите свой вариант комментирующего заголовка, использовав «составной вариант» (с разделяющей точкой либо многоточием).

    2. Смените заголовок: превратите персонифицированный заголовок с косвенным цитированием в заголовок-цитату.

    3. Смените заголовок, «интонировав» его (в форме вопроса, восклицания).


Раздел III. ИГРОВЫЕ ЗАГОЛОВКИ
Тема 7. Переосмысление, пересоздание, иносказания

Работа над игровым заголовком как творчество и как приглашение к сотворчеству (обращение автора к фантазии читателя).

Основные разновидности игровых заголовков. Использование средств литературной выразительности для «игры смыслов».

Перефразировка. Работа с известными цитатами, крылатыми словами. Обращения и персонификация в игровых заголовках. Игра слов и «игры ума» — парадоксы, каламбуры. Ирония в игровом заголовке. Стилизация (под научное определение, под стиль «доноса» и пр.). Иносказания. Ироничный вывод и ироничный прогноз.



Тема 8. Ритмическая и графическая организация игровых заголовков

Ритмизированный игровой заголовок. Звуковая инструментовка-аллите­рация. Ритмические совпадения и соответствия. «Подражание ритму» (разгадка первоисточника). Перебивка ритма («игра в неожиданность»). Рифмованные заглавия.

Иностранные слова в тексте многослойно-смыслового заголовка. Игровой комплекс «заголовок — фотография (коллаж, рисунок)»; варианты: преобладающая роль текста и преобладание изображения.

Современные способы графических выделений фрагментов заголовка как элементы игры. Эффект внушения, достигаемый зрительным образом заголовка (цветовые пятна, графика, текстовые переносы как средство организации «игровой стихии»).



Тема 9. Уровни игры. «Минусы» игровых заголовков

Иллюзия «чистого творчества» и публицистика игрового заголовка.

Игровой заголовок: соблазны и опасности — особенности употребления в современной прессе, привлекательные и отрицательные черты, наиболее распространенные ошибки. Проблемы функциональности заголовков этого типа; слабая информативность.

Двусмысленный заголовок и ложная сенсация.

Этико-профессиональные ограничители «игры» в заголовке.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 7, 8 и 9

Вопросы для обсуждения


  1. Основа для игры в заголовке. Проблема узнаваемости первоисточника.

  2. Ритмизированный и стихотворный заголовок.

  3. Этика игровых заголовков.

Упражнения в аудитории

  1. Подберите примеры заголовка-аллитерации.

  2. Превратите заголовок-резюме в игровой.

  3. Переделайте текст заголовка под «научное определение».

  4. Дайте вариант стихотворного заголовка на предложенную тему.


Раздел IV. ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Тема 10. Работа с подзаголовком

Заголовочный комплекс как важный инструмент привлечения и удержания внимания читателя. Элементы заголовочного комплекса, современные приемы использования «многоступенчатых» названий. Эффект проведения читателя по разным ступеням смысла, постепенность включения в текст. Игра интонаций в заголовочном комплексе. Включение в комплекс первого абзаца текста (лида).

Подзаголовок как уточнение концепции, как пояснение и как дополнительная интрига. Резюмирующая функция подзаголовка. Коррекция заголовка: «добавление смысла» и др. Сопоставление и контраст. «Перекличка». Подзаголовок-реплика.
Тема 11. Надзаголовок, шапка, эпиграф в заголовочном комплексе

Рубрики и надзаголовки: спектр возможностей и вариантов.

«Маркировка» тематических полос и разворотов.

Надзаголовки-«оттяжки». Введение дополнительного смысла. Авторские оговорки и предостережения. Ассоциативный надзаголовок и эпиграф. Источники цитирования.

Эпиграфы как «лозунги» изданий; традиции прессы и современные варианты.

Роль «шапки» на полосе. Первополосные «шапки» в партийной, идеологизированной прессе. «Шапка» как комментарий «от редакции», концентрация смысла тематической полосной подборки материалов.


Тема 12. «Сквозная игра» заголовков полосы и номера

Сложные игры с заголовком. Многослойные заголовки. Объединение нескольких материалов одним заголовком. Варианты одного и того же заголовка при публикации контрастных материалов (двойная игра). Заголовки-обманки.

Несколько заголовков к одному материалу в журналах-еженедельниках. Переход из номера в номер ведущего образа заголовочного комплекса.

Сочетания заголовка с фрагментами изопублицистики (коллажем, жанровой фотографией, рисунком). Современный дизайн заголовков и публицистическая выразительность.


Учебные задания к семинарскому занятию по темам 10, 11 и 12

Вопросы для обсуждения

  1. Смешанные заголовки (объединение возможностей заголовков разных типов в едином составном заголовке или в заголовочном комплексе).

  2. Разновидности подзаголовков.

  3. Надзаголовки в газете и в журнале.

Упражнения в аудитории

  1. Рассмотрите и прокомментируйте варианты заголовочных комплексов одного из общенациональных российских изданий.

  2. Сопоставьте рубрики и надзаголовки («оттяжки») в двух изданиях молодежной прессы.

  3. Рассмотрите «колонку-аншлаг» первой полосы популярного еженедельника.


Заключительная лекция

Заголовок: общие проблемы технологии и мастерства.

Заголовок как произведение журналиста (журналистская афористика). Варианты афористики — серьезный и ироничный «афоризмы» первых полос еженедельников. Рекламные строчки-«фонарики». Афористика «шапок» тематических страниц.

Общие тенденции работы с заголовком в современной прессе.



Проблемы профессиональной ответственности.
Методические указания к курсу
Курс лекций и семинарских занятий, посвященный проблемам и технологии литературной работы журналиста над заголовками, предполагает активную практическую работу слушателей. Студенты должны: самостоятельно изучать предложенную литературу; готовить по каждой теме «досье» — подборку вырезок из текущей прессы; выполнять контрольные работы к каждой теме.

Отчетность: зачет. Студенты представляют реферат и отвечают на вопросы зачетного собеседования, иллюстрируя свой ответ примерами из «досье».
Вопросы для подготовки к зачету

  1. Функции заголовков в современной прессе.

  2. Основные типы заголовков.

  3. Повествовательный заголовок-констатация.

  4. Повествовательный заголовок-резюме.

  5. Составной заголовок-резюме.

  6. Интонированный заголовок.

  7. Вопрос и восклицание.

  8. Персонифицированный заголовок.

  9. Заголовок-цитата.

  10. Заголовок-цитата и другие варианты персонификации заглавий.

  11. «Интонированные» заголовки — восклицание, вопрос, многоточие.

  12. Разновидности игрового заголовка.

  13. Игровой заголовок: рекомендации и предостережения.

  14. Варианты заголовочных комплексов.


Темы рефератов

  1. Заголовки новостной полосы популярного еженедельника.

  2. Заголовочные комплексы газеты «Комменсантъ».

  3. Художественно-изобразительная сторона современных заголовков.

  4. Персонифицированный заголовок: традиционное применение и творческие варианты.

  5. Заголовок-цитата в современной прессе.

  6. Особенности игрового заголовка, привлекательные и отрицательные черты, наиболее употребительные варианты.

  7. «Многоязычный» современный заголовок (вставки английских слов, игра со сленгом).

  8. Разновидности резюмирующих и комментирующих заголовков в современной прессе.

  9. Особенности работы над заголовочным комплексом.

  10. Стихотворный заголовок: история и современность.

  11. Функции подзаголовков.

  12. Рубрики и шапки современной газеты.

  13. Названия газет и журналов — реклама и ответственность.

  14. Этико-профессиональные ограничители в употреблении заголовков.



Контрольные работы

  1. Смените заголовок: констатирующий на игровой.

  2. Смените заголовок: прямое резюме на игровое.

  3. Предложите несколько вариантов игрового заголовка к одному и тому же материалу (сентенция, стихи, обыгранная цитата).

  4. Приведите наиболее удачные заголовки из собственной практики. Определите их тип.

ЛИТЕРАТУРА
Бессонов А. Газетный заголовок. — Л., 1958.

Блисковский З. Муки заголовка. — М., 1981.

Воскобойников Я., Юрьев В. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. — М., 1993.

Кайда Л. Эффективность публицистического текста. — М., 1989.

Костомаров В. Из наблюдений за языком газет: газетные заголовки. — М., 1965.

Лазарева Э. Заголовок в газете. — Свердловск, 1989.

Погребенков В. Заголовочный комплекс в американской военной газете: структура и функции: Канд. дисс. — М., 1977.

Подчасов А. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков (на материале российских и британских газет второй половины 1980–1890 гг.): Канд. дисс. — М., 2001.

Сазонов Е. Желтая пресса: современная практика // Журналистика в 1998 году. — М., 1999.

Толомасова О. Структурно-функциональные особенности английских газетных заголовков в сопоставлении с газетным информационным текстом: Канд. дисс. — Горький, 1981.

Ученова В. Публицистика и политика. — М., 1973.

Шостак Г. Коммуникативные тактики в создании заголовков (на материале современных британских газет) // Журналистика 2003. — М., 2004.

Шостак М. Журналист и его произведение. — М., 1998.

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. — М., 2001.

Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист. — 1998. — № 3.

Шостак М. Реплики прессы // Журналистика 2003. — М., 2004.

Если для понимания заголовка нужно прочесть статью — это не заголовок. Советы американских коллег // Журналист. — 1998. — № 6.



Харровер Тим Настольная книга газетного дизайнера. — Воронеж, 1999.

Friloux Zoe Cabaniss It’s all about headlines. Tips from the three presenters. http://www.copydesk.org/heds.htm

Russial John Guide to writing headlines.

http://www.pointer.org/Visual/WED/wed_headlines.htm



Schlander John Stuck for a headline? Try these tips.

http://www.copydesk.org/headtipes.htm


СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса 3

Программа

(темы лекций, учебные задания к семинарским занятиям) 3

Методические указания к курсу 8

Вопросы для подготовки к зачету 9

Темы рефератов 9



Контрольные работы 10

Литература 10
скачать файл



Смотрите также:
Для студентов факультета журналистики Москва
161.33kb.
Методические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры романо-германской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского Государственного Университета
217.61kb.
Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика Научный журнал
137.8kb.
История зарубежной журналистики
181.49kb.
Контрольная работа №2 по современному русскому литературному языку для студентов-заочников 1 курса факультета журналистики 2013-2014 уч год
66.39kb.
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
726.04kb.
«заразные болезни» для студентов 4 курса, 5 курса факультета ветеринарной медицины и 6 курса факультета заочного обучения по специальности
73.58kb.
Основы творческой деятельности журналиста
3224.54kb.
Для студентов юридического факультета
222.56kb.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Учение о фациях» для студентов геологического факультета
720.94kb.
Вопросы к переводным экзаменам по акушерству и гинекологии, для студентов 4 курса лечебного факультета
67.08kb.
Практического занятия
35.36kb.