gazya.ru страница 1
скачать файл

ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога

Французский стиль в русской архитектуре

Учитель: Астахова В.Н.
Таганрог 2013


Содержание

  1. Стили в архитектуре

  2. «Классицизм» в России

  3. Русский ампир в архитектуре

  4. Франция в русском классицизме XVIII века

  5. Французский классицизм в Москве

  6. Особенности стилевой архитектуры Таганрога


Романский стиль

1.jpg

Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле.



Готика

1.jpg

Готика (XIII-XV вв.)


Его название происходит от итальянских слов «готская манера» (от названия германского племени готов). Ведущим архитектурным типом стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный вместить все взрослое население города.Высоту его подчеркиваютгигантскиеажурные башни, высокиестрельчатые арки, окна и порталы, многочисленные декоративные детали. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры, фантастические фигуры зверей («химеры»).


Знаменитый собор Парижской Богоматери — самый внушительный и самый замечательный памятник ранней готики.

Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут.Первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и римским папой, а много веков спустя,там короновался Наполеон.



собор парижской богоматери. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор Парижской Богоматери.


Вид с юга.

собор в реймсе. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор в Реймсе. Западный фасад. 1210г, начало XIVв.



собор парижской богоматери. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор Парижской Богоматери.


Западный фасад.
Вторая половина XII-XIII в.

Реймский собор, (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) и Шартрский собор — вершины французской зрелой готики.

собор в реймсе. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор в Шартре. Королевский портал. Середина XII










Ренессанс

1.jpgВозрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре.

Барокко

1.jpgОбычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля — барокко и классицизм.

Архитектура барокко во Франции

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века — временем правления Людовика XIII (1610—1643). Главные зодчие были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. дворец лувр, париж - www.arhitekto.ru



Жак Лемерсьежак лемерсье на фоне сасовни сорбонны. дворец лувр, париж - www.arhitekto.ru
Жак Лемерсье был мастером классицизма во Франции.

Для кардинала Ришелье архитектор построил Палас-Кардиналь (впоследствии переименованный в Пале-Рояль) в Париже (1629) и церковь Сорбонны (начата в 1626).



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/419/71419148_21.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/sorbonne_.jpg
С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра.

Другой важной работой Лемерсье явилось строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца, позже грандиозной королевской резиденции.

Двор замка получил название Мраморного.

мансар франсуаФрансуа Мансар.

Мансар впервые применил для здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»).

Франсуа Мансар (1598-1666) построил замкокМэзон-Лафитт на берегу Сены.
замок мэзон-лафитт - www.arhitekto.ru


мансар церковь валь де грас

Церковь Валь де Грас (1645-1646, Париж)

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), преемником Лемерсье на посту первого архитектора короля становится не Мансар, а Луи Лево, возглавивший строительство Лувра (1654).



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bc/louis_le_vau.jpg/506px-louis_le_vau.jpg

Фасады Лувра

восточный фасад лувра - www.arhitekto.ru

Строительство королевского дворца Лувра - исключительно важное событие в истории французской архитектуры и в эволюции ее стиля.

Это визитная карточка царствования Людовика XIV, но король будет жить в Лувре только до совершеннолетия и полностью утратит интерес к проекту.

Лувр воплощает идеальный образец четырехугольного дворца, которым будут вдохновляться создатели такого рода дворцов в Берлине, Стокгольме и Мадриде.



file:louvre at night centered.jpg

http://www.visitingdc.com/images/louvre-museum-picture.jpg

Версаль

Людовик XIV, превратил Версаль в столицу.

Возможно, над дворцовым комплексом в Версале Лево работал в содружестве с Лебреном и Ленотром.
http://ilya.gorod.tomsk.ru/uploads/2657/1236829821/lenotrdr.jpg

Ленотр


http://www.artfrance.ru/art/l/lebren/img/1sm.jpg

Лебрен


Грандиозен Версальский парк: лестница, спускающаяся к бассейну Латоны, главная аллея, бассейн Аполлона и, наконец, огромный крестообразный Большой канал. Здесь и четкость линий и контуров, огромные плоскости водоемов, прямые аллеи, стриженая зелень, мраморные и бронзовые скульптуры.

Посередине дворца покои короля. Посредством искусства выражалась идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии. Людовику XIV приписывают фразу: «Государство — это я».

Такие произведения архитектуры, как Версаль и внешние фасады Лувра, в сильнейшей степени способствовали утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.

http://www.unique-travel.ru/france/img/versal/versal_03.jpg
http://www.unique-travel.ru/france/i/paris/versailles2.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/1/300/1761300/f_6599176.jpg

http://www.flyex.ru/upload/z/zamok_volevikont_i_versal-versal2.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/travel/themes/zoom/1638_5.jpg


http://art.1september.ru/2007/03/no3___26.jpg

Малый Трианон.

Жемчужина французской классической архитектуры XVIII века – павильон версальского парка — Малый Трианон, созданный Габриелем(1762–1768 гг).



http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=362870380-23-72&n=21

Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные. Громадные окна придают постройке удивительную легкость.



http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=11093

http://www.bc.edu/bc_org/avp/cas/fnart/arch/17thc/versailles10.jpg

Замок Во ле Виконт был построен Лево совместно с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителемЛенотром для министра Фуке. Здесь формируется парадная резиденция с регулярным садово-парковым ансамблем.



http://s018.radikal.ru/i501/1201/d1/63503e74ef4a.jpg

http://www2.ac-lyon.fr/etab/colleges/col-01/ladombes/test_baroque_classique/vaux-le-vicomte.jpg

http://www.fototerra.ru/image.html?id=205426&size=medium

Вслед за Людовиком XIV другие европейские монархи — особенно в Германии — начнут возводить пышные загородные резиденции. Можно сказать, что без Версаля не появились бы на светПетергоф, Царское Село.


Рококо

Рококо часто считают поздней стадией барокко. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный.



file:potsdam chinesisches haus 1.jpg

file:nymphenburg amalienburg-1.jpg

file:basilika vierzehnheiligen 005.jpg

Классицизм

1.jpg
КЛАССИЦИЗМ (образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.

Ордерный стиль в классицизме – это строй, порядок, колонны, пилястры (вертикальные выступы в стене). Ордер классицизма иллюзорно воплощает тектоническую взаимосвязь несущих и несомых частей здания.



file:catane université.jpg

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже.

Начало французского классицизма связано со строительствам церкви Св. Женевьевы в Париже (1756 г.) Жаком ЖерменомСуффло.

После Великой французской революции церковь преобразуется в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции.

Простота, просторность, ощущение света, плоские своды, арки, опирающиеся на колонны. Купол в центре поднимается почти до 120 м.



http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=11088

Екатерининский Классицизм. Ранний Классицизм (1762-1780)

1.jpg

Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.)


Возникла потребность в «образцовой архитектуре». За образец берётся, как правило, античность.

Главный корпус Педагогического института (Герцена)главный корпус педагогического института (герцена)

северный фасад малого эрмитажа

Северный фасад Малого Эрмитажа

здание академии художеств (1764-1788 гг.)

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)

дворец г.а.демидова. ж.б.валлен-деламонт. а.ф.кокоринов.

Дворец Г.А.Демидова. Ж.Б.Валлен-Деламонт. А.Ф.Кокоринов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/116603815.5d/0_57c3b_a78093dc_xl

http://www.megabook.ru/mobjects2/data/pict2005/tourism/04t1038.jpg
http://www.inter-meb.ru/photogallery/classic/inc/dvorec-ekateriny-golubaja-gostinaja.jpg

http://raz-max.com/images/raznoe/journal_2_2012/arhitektura/arhitektura_2.jpg


Екатерининский Классицизм. Эпоха Строгого Классицизма (1780-1800)

Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие.


Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры.

http://muzei-mira.com/uploads/posts/2012-07/1343490473_ekaterininskiy-dvorec-paradnaya-lestnica.jpghttp://content.foto.mail.ru/mail/vihasha/5559/i-5598.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4705/weskym.28/0_634a5_bf2679e9_xl

http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/sapozhnik-1.69/0_51940_f2fcb8af_xl

Александровский классицизм

1.jpg

Эпоха позднего классицизма и его расцвет. Название ввел художник И. Грабарь в 1912 г.  



Ампир

1.jpgАмпир – (империя) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. 

Стиль ампирявляется своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

Вдохновленные идеями живописца Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I.

file:château de malmaison à rueil-malmaison 001.jpg

Мальмезон (фр. Malmaison) — усадьба в 20 км от Парижа, наиболее известная как резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/913/74913770_large_aq2.jpg

Фонтенбло



http://900igr.net/datai/frantsuzskij-jazyk/zamki/0017-017-dvorets-i-park-fontenblo.jpg

замок фонтенбло

В общей сложности за семь веков в Фонтенбло побывало 34 французских правителя.



Тюильри - дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Начиная с Людовика XVI — основная резиденция всех последующих французских монархов. Сожжён в дни Парижской коммуны.

Сохранились павильоны Марсан и Флоры.


http://zlngrd.ru/upload/iblock/582/582c987f24c8ff39bedaccc54edb039b.jpg

file:pavillon de flore seine paris.jpgПавильон Флоры

Павильон Марсан



file:le pavillon de marsan 2.jpg

Стиль ампир – это видоизменение все тех же классических элементов, это стиль декорации и даже поверхностного камуфляжа.

Если для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага!

Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники.


http://stat16.privet.ru/lr/090c72efe0f06903cf86fb9acc489170

Яркий пример – триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей (архитектор Ж.-Ф. Шальгрен) и мемориальная Вандомская колоннана площади того же названия, подражавшая колонне Траяна в Риме (архитекторы Ж. Лепер и Ж. Гондуэн).



http://fineworld.info/wp-content/uploads/2012/01/paris_column.jpg
Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в.

Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля архитектуры.


Русский ампир в архитектуре

И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже".



персье шарль

Персье Шарль

Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами.

Персье и Фонтен, после поражения французской Империи стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

огюст монферран — выдающийся архитектор первой половины xix в., автор известных архитектурных сооружений — исаакиевского собора и александровской колонны.

http://www.bolshoyvopros.ru/files/users/images/a3/87/a3872a5ee94752281df898ee520cda1d.jpg

Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К.Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.



file:rossi.jpg К. Росси

file:v.p. stasov by varnek.jpgСтасов

Франция в русском классицизме XVIII века


Петр Великий прожил 44 дня в Париже в 1717 году. С этого времени ведут свое начало франко-русские архитектурные связи. По существу их развитие представляет внедрение стилевых принципов классицизма в ментальность и художественную практику русских зодчих.

Царь захотел создать у себя «огород», не хуже версальского».

Жан-Батист Леблон был приглашен в Россию. Его идеи повлияли на облик Стрельни и Петергофа.

http://www.peterburg.biz/images/stories/arh_leblon_b.jpg

Стре́льна — посёлок в России. Расположен на южном берегу Финского залива. Численность населения составляет 12 751 чел.

В начале XVIII векаПётр I задумал создать здесь загородную резиденцию, «русскую Версалию. В1797 годуПавел Первый подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.



file:strelna palace 02.jpg

http://wiki.iteach.ru/images/2/2b/1144_w600_h371_52334562_1311.jpg

http://www.sev-zap.ru/upload/medialibrary/ba0/strelna2.jpg

Константиновский дворец



http://www.grandpeterhof.ru/images/strelna2.jpg

http://www.allross.ru/lenobl/images/strelna/p1/full/img_8691.jpg
Дворец Петра I
Леблон недолго прожил в Петербурге. В 1718 году он умер от оспы. Однако благодаря французскому архитектору Россия познакомилась с европейским классицизмом в его самом рафинированном варианте. Пространственный размах и изысканность регулярных композиций способствовали формированию стиля русского императорского барокко и позволили впоследствии легко перейти к классицизму.

Предложенная Леблоном система организации работ была принята впоследствии ФранческоБартоломео Растрелли.

Величайший из зодчих России середины XVIII столетия Растрелли родился в Париже в семье итальянского скульптора. Его планировочные принципы дворцов и парков Царского Села и Петергофа можно сопоставить с Версалем.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/wise-cat.5d/0_183f0c_346e1ba2_l

Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года.

file:st petersburg peterhof 23453.jpg

file:antonio bonazza-zephyrus flora pomona and vertumn- upper gardens of peterhof.jpg

http://stat19.privet.ru/lr/0b184d3419e5306d6cea4f9e95cd9447

http://veles-sp.ucoz.ru/39231073_1233854928_1734.jpg

http://www.turinfo.ru/images/content/1_b994947921ca9f9bf62f8baf97297b2c.jpg

http://www.fisnyak.ru/_nw/37/20224772.jpg
Царское Село — памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Занимает площадь 107 га. Состоит из Старого сада и Английского парка. Назван в честь императрицы Екатерины I.

file:liceum building in tsarskoe selo 01.jpg

Здание лицея



file:catherine palace in tsarskoe selo 01.jpg

http://vestnikk.ru/uploads/posts/2011-01/jant_carnagenews_ru_31.jpg

file:grot pavilion in tsarskoe selo.jpg

Павильон грот



file:admiralty in tsarskoe selo 02.jpg

Адмиралтейство

Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот был приглашен в Россию еще при Елизавете Петровне.В 1759 году он стал первым в России профессором архитектуры.

http://www.peterburg.biz/images/stories/arh_vallindelamothe_s.jpg

Само здание Академии художеств в Петербурге стало символом новой архитектуры. Кроме этого сооружения французский мастер создал знаменитые склады строевого леса российского флота – Новую Голландию, гостиный двор и церковьСв. Екатерины на Невском проспекте, дом графа И.Г.Чернышова. Многие его здания достраивались уже после отъезда мастера во Францию в 1775 году.


http://vchera.com/uploads/12/04/04/o_%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b4.jpgАкадемия художеств
file:st-petersburg petrikirche septembr 2008.jpg

Церковь Святой Екатерины

Следующий этап русско-французских отношений связан с именем Шарля де Вайи. В его мастерской в Париже учились сначала Василий Иванович Баженов, потом Иван Егорович Старов. Оба затем были в Риме и вернулись на родину (1765 и 1768 год).

баженов василий ивановичБаженов

http://www.sablino.ru/oblast/starov1.jpg

Старов


Важное значение в развитии русского церковного зодчества второй половины XVIII столетия имело создание И.Е.СтаровымТроицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и участие Леграна в возведении московских церквей.

http://s39.radikal.ru/i084/0902/5e/e1b24b3b7ceb.jpg

Троицкий собор



http://minskrest.by/data/potemkinmedium.jpg

И.Е.Старов: Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге

Краткое правление Павла I ознаменовано романтическими строительными замыслами, такими, как создание Михайловского замка.

http://img15.nnm.ru/6/b/d/7/f/8dafa7cd764dfa331bb87124a46.jpg

http://rusmuseum.ru/images/cms/data/complex_mih_castle01.jpg

А.Д.Захаров и Ж.-Ф.Тома де Томон продолжили то, что в своих последних работах начал И.Е.Старов.

http://www.ilovepetersburg.ru/sites/default/files/people/toma_de_tomon_01.jpgТома де Томон


pic_61

9. Жан Тома де Томон (1760-1813) Проект памятника- мавзолея Павлу I в Павловске. 1805-1808

http://www.tourdnepr.com/images/stories/famous_people/zakharov_andreyan_d_1.jpgШальгрен

http://www.biografija.ru/pictures/m_27851.jpg

Захаров
Искусство ученика Шальгрена Захарова есть продолжение и завершениефранцузского. Захаров – создатель здания Адмиралтейства в Петербурге.



http://lifeglobe.net/media/entry/456/img_4632_1.jpg


Французский классицизм в Москве
VII-
XVIII

 


Отдельное место в этом импорте французской стилистики занимает Москва. Источников было три: его приносили сами французские архитекторы, его использовали русские архитекторы, учившиеся во Франции (В.И.Баженов, И.Е.Старов)а также он «экспортировался» через архитекторов из Петербурга и проекты, присланные оттуда. 

В Москве работал французский архитектор Николя Легран.

Знаменитый Шарль де Вайи присылал свои проекты русским вельможам: есть сведения о том, что дом в усадьбе графа П.Б.ШереметеваКусково (1769–1775) построен по его чертежам, присланным из Парижа
Кусково
http://msk.gorko.ru/p/pb/0/54f/212960.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/sheic.c7/0_49006_a87dfa1d_xl

http://bms.24open.ru/images/026215d22a76b6b37d3710286cec70f0


http://gid.podolsk.ru/images/gid_ku3.jpg
school20

Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. 1769–1775


Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. Портик со стороны пруда

Усадьба Архангельское князя Н.А.Голицына (1780-е) построена по проекту архитектора де Герна.



http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/06/arhang1.jpg

http://www.djinvlampe.ru/photo/podborm5.jpg

http://traveltipz.ru/gallery/21/37821/large/72186.jpg

http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-08/1314718000_80ad5a8e9dabb3a759b84290fcc_prev.jpg

В Москве в декорации дворцов использовалось огромное число предметов и архитектурных деталей, привезенных из Парижа. Как пример: Останкинский дворец графов Шереметевых.


http://www.brodun.ru/1moskva/20.1usadba_ostankono.jpeg
http://bms.24open.ru/images/6755de94b294a160d2dfaed775d368df
Работавший в Петербурге французский архитектор Валлен-Деламот приезжал в Москву в 1762 г. и составил проект для Коллегии иностранных дел в Кремле.

Московский Воспитательный дом (1764–1780-е) был построен по чертежам петербургского архитектора Ю.М.Фельтена.
file:wiki moscow orphanage, moskvoretskaya embankment.jpg

Ю.М.Фельтен. Воспитательный дом. 1764–1780-е


В жилой архитектуре Москвы тема сложных планов с круглыми и овальными пространствами начата была Казаковым: дом Хлебникова, дома Разумовских на Покровке и на Воздвиженке, а также дом Юшкова на Мясницкой. 



http://www.msu.ru/culture/images/pr4.jpg

Казаков
http://lubimov-l.narod.ru/rest/m/rez_0.jpg



http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100290/29036.b.jpg

http://parktsaricino.ru/image/arhitektory1.jpg
Царицыно Баженов Казаков

http://www.museum.vn.ua/uploads/catalog/1034_1_m.jpg

Дом-музей В.В.Хлебникова.

http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/36/41/2010/12/30/1a00c2__0e5ecdabff_600.jpg

ДомЮшкова у Мясницких ворот

 school18


Ш. де Вайи. Дом Разумовских на Воздвиженке. После 1774 г.
Ж.-Б. Валлен-Деламот. Дом усадьбы Ярополец. 1760-е

Эта же тема привела к созданию оригинальных московских трапезных с округленными углами и овальными пространствами внутри:



http://www.shults.ru/saviour_files/original_images/p0000021.jpg
ФамильнаяусыпальницаШереметевых.
http://findmapplaces.com/bphoto/36/hram-ikoni-bozhiey-materi-quotvseh-skorbyashchih-radostquot-na-bolshoy-ordinke-ob\'ekt-kulturnogo-naslediya_361569.jpg
Церковь Скорбящих на Ордынке
http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/32362/khram_svyatykh_bessrebrenikov_original.jpg




Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке
http://img-fotki.yandex.ru/get/6305/135279013.2f/0_725dc_b482f3d2_l.jpg





"Церковь Влахернской иконы Божией Матери вКузьминках



Отдельно следует сказать о московских храмах-ротондах. Только в пределах города их три: Филиппа Митрополита (1777–1778), Святого Духа на Лазаревском кладбище (1784–1787) и Вознесения на Гороховом поле (1788–1793).




http://files.in-road.ru/r_c17ca7b5393213e659fb9f965c4eb5be.jpg




Церковь Филиппа Митрополита
http://findmapplaces.com/bphoto/22/tserkov-soshestviya-svyatogo-duha-na-lazarevskom-kladbishche_223970.jpg
Церковь Сошествия СвятогоДуха на Лазаревском кладбище
http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/birykow2008.18/0_47ba3_adb8165c_l

Церковь Вознесения на Гороховом поле

Основа в виде французского классицизма видна и в храмах в Быкове, Знаменке и в Царицыне.

http://www.dom-zel.ru/img/350.jpg
Храм в Быкове
http://www.hrampetraipavla.ru/images/ind_2.jpg
Храм в Знаменке
http://www.invamos.ru/php/imageresize.php?s=600&img=../dbcontent/352/391.jpg
Храм в Царицыно


Наконец, существовала и традиционная версия храма: храм Троицы в Серебрянниках(1781г).



school16

Церковь Троицы в Серебряниках. 1781


Церковь Успения в Левшине (на Могильцах). 1791–1798

В чем же значение французского стиля на московской почве? Прежде всего – в подражании.

Особенности изысканной, витиеватой и орнаментальной ордерной декорации стиля Людовика XVI можно изучать на фасадах московских храмов и особняков, общественных зданий и подмосковных усадебных домов.

Вершину иерархии здесь занимает Пашков дом (1784–1788) с его изящной архитектурой, которая в равной степени может принадлежать французскому мастеру или Баженову.


































http://moscowwalks.ru/wp-content/uploads/2011/10/05.jpg

Гораздо более скромные по размерам, но продуманные композиционно и точно «в стиле» украшенные дома 1770–1790-х гг:



 school24


Дом Долгоруких на Пречистенке. 1780-е

Дом князя Голицына-Прозоровского.



http://img-fotki.yandex.ru/get/5504/miron4ikoff-a.1/0_51e36_66b2043d_xl








http://www.kvadroom.ru/i/news/32195-big.jpg
Шефский дом

school23

Дом Толстого на Покровском бульваре. 1780-е


Дом в Подсосенском переулке. 1790-е

Наконец, в Москве встречаются и крупные дома-палаты, композиционно восходящие к эпохе барокко, но украшенные строго в соответствии со стилем французского классицизма:


http://i1.otzovik.com/2010/10/16399/img/9662264.jpg
ДомОболенских.

http://www.projectclassica.ru/images/07_2003/school28.jpg
ДомГендрикова на Садовой-Спасской.



Примерами поздней фазы этого стиля могут служить работы Назарова: церковь-усыпальница Шереметевых и Странноприимный дом Шереметева (1792–1803), а также построенная Леграном церковь Успения в Левшине (1791–1798).



http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/135279013.24/0_6df4e_7f40b26_xl.jpg
СтранноприимныйдомШереметьева.

school16

Церковь Троицы в Серебряниках. 1781


Церковь Успения в Левшине. 1791–1798

Во второй трети XIX века связи русского зодчества с архитектурой французского классицизма прерываются.

Архитектура Таганрога

Таганрог выделяется своим историческим и архитектурным своеобразием. Центр современного Таганрога застраивался по проектам 1808 и 1824 гг. Была выбрана лучевая система улиц, идущих к бывшей крепости. В 1806 году началось мощение улиц, а в 1849 завершилось благоустройство Пушкинской набережной. В этот период город получил ценнейшие образцы зданий в стиле классицизма.

Знаковыми для Таганрога стали: Дворец Алфераки на улице Фрунзе, построенный в стиле русского ампира петербургским архитектором А. И. Штакеншнейдером: необычный архитектурный декор, портик с четырьмя колоннами, тяжелые лепные украшения в стиле барокко. 

http://rufact.org/media/attachments/wakawaka_wikipage/633/%d0%94%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%86%20%d0%90%d0%bb%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b8._1.jpg

Факультет иностранных языков педагогического института: портик и восемь колонн коринфского ордера.



http://www.ros-vel.ru/image/o_predpriyatii/popov(1).jpg

Гостиный двор, построенный архитектором Кампиниони. Два крыла бывших Александровских рядов, украшенных дорическими колоннами, симметрично обрамляют Красную площадь, где находитсяпамятник Чехову советского времени.



http://www.stroyka.ru/book/stats/ulicy1.jpg

Единую композицию составляют фасады зданий по улице Петровской.



http://www.taganrog-realty.ru/files/images/img_0022.preview.jpg

http://www.maximz.ru/photo/city/tgn/img_7906.jpg
http://pangorod.ru/images/photos/map945.jpg

http://megaart-ug.ru/system/images/bahbb1shogzmik8ymdexlza5lzaxlze1xzuxxzqwxzk1ov~rgtc10ldrgtgax9c40lxf0yfqtdgf0l7qstcwx9gc0ldqs9cw0l3rgnc+0lmuanblz1siogzwogp0ahvtyiimnjawedywma/teatr_im_chehova_taganrog.jpeg

http://tkmp.narod.ru/pic/kollege/zdanie_p.jpg

Здание ТКМП со стороны ул. Петровской

http://sdelanounas.ru/images/img/s43.radikal.ru/x400_i102_1010_8f_a9da647e8fec.jpg.jpeg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/120608089.3/0_60db8_d8f654f4_xl

Таганрогский металлургический колледж

http://www.s-hotel.ru/pages/3351.jpg

Не менее интересна застройка улицы Шмидта, на которой сохранилось много зданий классического вида.



http://www.shtahanov.ru/foto/statii/tagan/2004091241.jpg

http://www.shtahanov.ru/foto/statii/tagan/2004091231.jpg

Особенно эффектно возвышается над Пушкинской набережной колоннада Дома Волкова-Реми, построенного в 1812-14 гг.



http://static.diary.ru/userdir/1/8/5/9/1859992/59359311.jpg

«Александровский дворец», в котором умер император Александр I на улице Греческой.



http://img-fotki.yandex.ru/get/4908/slog-68.2/0_41c38_1b144782_xl

Классическая гимназия на улице Октябрьской



http://img-fotki.yandex.ru/get/3416/eliseewa-elena.1d/0_46fd2_377a834a_xl.jpg

http://im3.turbina.ru/photos.4/7/1/0/2/9/1592017/feed.photo.jpg
http://s39.radikal.ru/i083/0904/ce/605158ac8bc8.jpg

Из многочисленных церквей, построенных в стиле классицизма, в советское время было разрушено большинство. Лишь одно культовое здание сохранилось в изначальном виде. Это церковь Всех Святых на старом кладбище Таганрога. Она была построена в 1813 году с последующей перестройкой в 1837.



http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/55543982.96/0_abd3c_2b9dff30_l

В конце 19 – начале 20 веков здания строились в стиле эклектизма (постройки одного периода базируются на разных стилевых школах).



http://i013.radikal.ru/0904/64/0f7aa25c4e7c.jpg

картинная галерея клиника Гордона

http://www.voopiik-don.ru/main/images/stories/histdoninmon/tagrws/trws-old-c.jpg

Старый вокзал

Средневековый замок напоминает Домик Чайковского на улице Греческой

http://sdelanounas.ru/images/img/www.bigring.ru/x400_images_54153.jpeg

Одноэтажный особняк купца Рафаиловича



http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/rafailovich_taganrog_02_paradn.jpg

Бывший окружной суд



http://thinkit.ru/images/blog/usersdata/689/komsud5+.jpg

архитектурно разнообразят городскую застройку.


Одним из самых красивых зданий города после реконструкции стала Таганрогская картинная галерея, бывший Дом Хандрина.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/861/73861804_28a_hudozh_muzey__2_.jpg

За три столетия своего существования Таганрог стал своеобразным архитектурным музеем, где собраны во многом уникальные для юга России памятники зодчества и ваяния.



Литература

  1. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.

  2. Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. 2003.

  3. Белова О.Ю. История искусств. М., 2007.

  4. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2010.

  5. КрыжановскаяМ.Я. Искусствозападногосредневековья, Москва, 1963

  6. 3.ЛясковскаяО.А. Французскаяготика XII-XIV веков, Москва, 1973 г.

  7. 4.ИскусствосреднихвековвЗападнойиЦентральнойЕвропе., Москва, 1964 г.

  8. 7.Советская энциклопедия, Москва, 1986.

  9. Интернет ресурсы.
скачать файл



Смотрите также:
Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский стиль в русской архитектуре Учитель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
213.68kb.
Французский классицизм
39.9kb.
Положение открытый командный чемпионат по силовому экстриму посвященный празднованию дня города Таганрога
33.68kb.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год
196.77kb.
Кожомина Татьяна Анатольевна, учитель географии высшей категории мбоу «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургский район» 2012 год
90.02kb.
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
297.85kb.
Руководство по архитектуре AlwaysOn
414.98kb.
Гбоу санаторная школа-интернат №25 Информационно – аналитическая справка о результатах организации образовательной деятельности на первой ступени обучения по итогам 3 четверти 2012-2013 учебного года
205.5kb.
Деловой стиль одежды для школьников Содержание понятия «деловой стиль одежды»
57.73kb.
Программа городского конкурса «Учитель года 2012»
37.62kb.
Ваулина Инна Георгиевна, заместитель директора по научной работе мбоу «Лицей №1» г. Березники Пермский край в апреле 2012 года наш лицей отметил свое 20-летие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт
40.79kb.
Мбоу икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К. С
749.92kb.