gazya.ru страница 1
скачать файл

Игра – как средство ознакомления детей с родным краем
МДОУ «детский сад общеразвивающего вида №23» с.Никоноровка

Сысоева О.В.
Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, сказки и легенды.

«Игры народные» – этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального и изобразительного искусства

Трудно себе представить жизнь ребенка без игр – веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую он осваивает мир окружающих его предметов, человеческие отношения.

Играть с детьми можно по-разному. Кто-то предпочитает футбол, бадминтон, городки, а мы любим народные игры.

И не просто народные, а игры родного края – Белгородской области.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России

Ближе сердцу Белгородчина моя.

Если уж повезло жить в таком замечательном крае, надо изучать его культуру и приобщать к ней наших воспитанников, что я и делаю.

Игры поразительно разнообразны и переменчивы. Нередко дети вносят в процесс игры свои правила, добавления, нередко сами придумывают сюжеты.

Самодеятельное, самостоятельное проведение игры – главное отличительное свойство народных игр. Выступление самих ребят в роли организаторов игр и судей, несомненно, будет способствовать успеху.

Прежде чем предложить игру, заранее выясняю, знакома ли она детям. Если хотя бы некоторые из ребят владеют игрой, я предлагаю им её провести.

Освоение традиционной игровой культуры детьми осуществляю различными формами.



  1. Игротека.

Провожу занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. В процессе дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-соревнования, игры с выбором, игры с подражанием и др.); разными вариантами одной игры, овладевают её вариантами, такими как выбор водящего (считалки, угоды). Например, считалки:

  1. Шёл баран по крутым долам,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто травку возьмет, тот вон пойдет.



  1. Раз, два, три, четыре

Жили мыши на квартире!

Чай пили, чашки били.

По три денежки платили!

Кто не хочет платить –

Тому и водить!


  1. Катилось яблочко мимо сада,

Мимо огорода, мимо частокола.

Кто его поднимет, тот вон выйдет!



  1. 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 10.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет

Тот и вон пойдет.

Провожу игротеку во вторую половину дня – в спортивном зале, а на улице – игровой площадке. В детском саду создана «Комната быта» и отдельные игровые занятия провожу в ней с активным участием «Хозяюшки», которая знакомит детей с играми из «бабушкиного сундука».

Предлагаю домашние задания для детей, направленные на развитие интереса к народным играм, типа, поговорить с родителями, бабушкой и дедушкой о том, в какие игры они играли в детстве, они играли в детстве, описать их; поиграть в ту или иную игру во дворе с ребятами (научить их). С большим удовольствием родители принимают участие в проведении игр развлечений: Георгадзе М.А.; Иванова Н.И.; Кващук Е.А.; Шагина Т.П.


  1. Прогулка с использованием народных игр.

Включаю традиционные детские игры в содержание прогулок, широко использую считалки, сговоры.

Приоритет отдаю играм-ловишкам: «Аисты и лягушки», «Ремешок», «Здравствуй дедушка Прокоп», «Зайчик» и др., которые с одной стороны удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, а с другой – придают этому движению через правила игры определенную направленность. Игры-состязания: «Репка», «Городки» и др.

В зависимости от времени года на прогулке использую состязания с мячом, веревочкой или со снежными комками.

Для дополнительного игрового эффекта готовлю сюрпризы: прячу в окружающем кустарнике игровой материал, который находим с помощью игры «Холодно-горячо»; развешиваю на деревьях призы – их будут добывать участники игр-соревнований; дети любят прятки.

Не забываю позаботиться о детях, которые предпочитают боле спокойные игры, типа «Колечко» и др. походы, игровые прогулки провожу вместе с инструктором по физ. Воспитанию. По пути с детьми играем в такие игры-шутки, как «Барыня», «Садовник», «Молчанка». Загадываем, друг другу загадки, проговариваем скороговорки, вспоминаем приметы, проводим игры-состязания с мячом, чурками, с подпрыгиванием через препятствия. Использую розыгрыши, шутки, рассказываем веселые истории. Возвращаемся домой со спонтанными играми (преследованием, опережением, угадыванием).


  1. Праздники,

Праздники провожу вместе с музыкальным руководителем. Сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом – зимние, весенние, летние, осенние.

Обогащаю игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времен года. Например: весенний праздник «Ярилины игры», осенний «Осенние посиделки».

Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Информация, полученная нашими детьми в детском саду и дома, не пройдет мимо сознания каждого ребенка, его внимания и слуха, обязательно отзывается творческим началом в последующий период детства.


Занятие-развлечение из опыта работы

ТЕМА: «Были у бабуси…»

ЦЕЛЬ: 1.Расширять и уточнять знания детей о народной культуре родного края, о народных играх. 2.Учить ребят самовыражаться в играх, чисто интонировать закличку и считалку. 3.Развивать эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным, умение действовать по сигналу, выполнять правила игры. 4. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным играм, желание принимать в них участие.


ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: Музыкальный зал украшен в народном стиле: дом; плетень, на котором сидит петух; лавки, покрытые самоткаными полотнами; стол с самоваром и глиняной посудой; пряха с прялкой; рубель.

АТРИБУТЫ ДЛЯ ИГР: Мешок. Карусель. Платки для игры «Шатёр». Ремешок для игры «Ремешок». Костюм для петушка. Корзинка-копилка. Бубен. «Горошина». Шапочка козлика.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Проведение занятий в «Избе». Проведение русских народных календарных праздников и развлечений. Разучивание русских народных игр. Работа детей в кружке «В гостях у бабушки Варварушки»; работа с родителями; посещение музейной комнаты ДК с. Никаноровка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Дети приходят в гости к Хозяюшке).



Дети. Утро доброе, Хозяюшка!

Хозяйка. Здравствуйте, гости, дорогие! Проходите, располагайтесь поудобней.

Дай Бог тому, кто к нашему дому,

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы вас Господь и житьём,


И, бытием, и здоровьицем!


1 ребёнок. Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним – одна за всех отвечает.

Хозяюшка, а что ты интересного нам припасла?

Хозяйка. Я весною на завалинке,

А зимою в горнице посиживаю,

Сижу, на народ всегда гляжу,

Все всегда запоминаю и в копилку собираю.

Это моя корзинка-копилка (показывает). Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

2 ребёнок: Мы ведь знаем много загадок, давайте подарим Хозяйке, пусть

положит в свою корзинку-копилку.



3 ребёнок: Стоит копна вся в дырках,

На копне гора,

Из горы идёт дым. (Изба).

Хозяйка: Вот вам моя отгадка – стоит бычище, проклёваны бочищи.

4 ребёнок: Дарья да Марья друг на друга глядят (пол и потолок).

Хозяйка: Ой, да это те два братца,

Которые друг на друга глядят,

А вместе не сойдутся.

5 ребёнок: Набита пухом

Лежит под ухом. (Подушка)



Хозяйка: Ах, вот она!

Два брюшка Четыре ушка.

Спасибо, ребята. Вот и пополнилась моя копилка новыми загадками. А в моей корзинке разные игры хранятся. Хотите поиграть? Давайте, с закрытыми глазами, доставайте любую игру. Какую достанете, в ту игру будем играть. ( Ребёнок достаёт бубен)

Ребёнок: Кто будет играть в интересную игру? А в какую – не скажу, Солнце разгорается – игра начинается.

« Игра с бубном » (Дети передают бубен из рук в руки).

Ведущая: (Произносит считалку):

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот игру расскажет нам.

Ребёнок, на котором закончилась считалка, предлагает детям сыграть в игру, которую он назовёт.

Предлагаются русские народные игры Белгородской области, знакомые детям: «Барин», «Здравствуй, дедушка Прокоп», «Ремешок», «Аисты и лягушки», «Катай каравай» и др. Игра повторяется 2-3 раза, меняя главных героев.

Хозяйка: Поиграли, повеселились, молодцы! (слышится чихание из мешка).

Ребята, кто из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся, поиграть с вами хочет.



Дети: Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке?

Хозяйка: Что за чудо – скок да скок.

Гляньте, тронулся мешок!



( в мешке сидит взрослый; мешок шагает на середину «Избы»).

Хозяйка: Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите! (потасовка с мешком).

Давайте развяжем мешок да посмотрим, что в нём? (открывает мешок) Чего же ты, мешок, скачешь? Что он хочет сказать? (наклоняется к мешку, слушает его). Мой весёлый мешок предлагает поиграть с ним. (Из мешка выходит взрослый, одетый в русский народный костюм Белгородской области).



Взрослый: Ой, батюшка! Народу-то собралось! От всех деревень.

Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие!

Люди свойские, простые!

Мы всегда рады гостям, как добрым вестям.

Я пришла к вам поиграть.

Показывает красивые платки, карусель, предлагает поиграть в игру «Шатёр». Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – стул, на нём платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют или приговаривают:

Дети: (поют или приговаривают)

Мы весёлые ребята ,

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая первая постоит шатёр.

Хозяйка: Молодцы, ребята, играть вы мастера. Много русских народных игр знаете про родной край. А в копилке у меня есть ещё одна игра. Называется она «Селезень». Вы знаете её? Давайте попросим нашу гостью, она нас научит играть в эту игру.

Гостья играет с детьми в игру « Селезень». Играющие стоят по кругу, выбирают селезня и уточку. Затем идут по кругу, держась за руки.

Дети: (поют)

Селезень уточку догонял,

Молодой уточку загонял:

«Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой!»

Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелке. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры « Кошки-мышки ». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг.

Гостья: Понравилась игра?

Хозяйка: И старые игры вспомнили и новую узнали. Спасибо тебе гостьюшка, садись с нами рядышком.

У плетня стоит Петушок и кричит « ку-ка-ре-ку».

Хозяйка: Это мой Петушок, горделивый гребешок. А что с ним приключилось, пусть песня подскажет. (Песня «Горошина»).

По дороге Петя шел,

Он горошину нашел,

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ох- ох, ох-ох!

Где-то вырастет горох?

Петушок идёт по залу, высоко поднимая колени и похлопывая крыльями. На слово «нашел» наклоняется и поднимает с пола заранее положенную «горошину». Затем роняет её, закатывает подальше. Петушок кружится на одном месте, похлопывая крыльями, ищет горошину.

Хозяйка: (обращаясь к Петушку)

Горох нашли ребятки,

Вскопали быстро грядки.

Из лейки поливали



И урожая ждали.

Исполняется песня-хоровод «Посадили мы горох». Пока дети поют и инсценируют песню, Хозяйка выносит бутафорский стручок, слегка приоткрытый сверху. По окончании песни Хозяйка подзывает детей к стручку.

Хозяйка: Поработали на славу, урожай у нас не плох! Пришла пора отведать наш горох (угощает детей). Весело у нас было: песни пели, в игры играли. Да пришла пора, вам домой идти. Приходите в гости ещё. Буду ждать.

Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка. До свидания!


скачать файл



Смотрите также:
Игра – как средство ознакомления детей с родным краем мдоу «детский сад общеразвивающего вида №23»
86.07kb.
«В спортивном теле – здоровый дух», под таким девизом встретились дети мбдоу «Детский сад №43 общеразвивающего вида»
17.58kb.
Информационный доклад о деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №192 общеразвивающего вида г
43.12kb.
Инновационный проект муниципального дошкольного образовательного учреждения «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»» «Развитие исследовательской и проектной деятельности в мдоу»
309.61kb.
Прокопьевой Светланой Вячеславовной, воспитателем старшей группы «Колокольчики» мбдоу «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» г. Новочебоксарска, заведующий Степанова Л. И
16.58kb.
Мдоу «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок» Наш друг – клоун
59.48kb.
Мдоу детский сад №3 «Алёнушка» Газета для родителей
258.16kb.
Программно методическое обеспечение образовательного процесса
33.95kb.
В начальной школе обучение иностранному языку происходит успешно, если учитывать особенности детей младшего школьного возраста
96.08kb.
Детский сад №154 комбинированного вида г
52.21kb.
Юго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
168.22kb.
Работа дошкольного учреждения по организации питания
67.5kb.