gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 48страница 49
скачать файл

Максим Исповедник (Преподобный)

Избранные творения

Оглавление


  СОДЕРЖАНИЕ
  Иоанну, Архиепископу Кизическому, Максим о Господе радоваться
  I. Из Слова о любви к бедным на слова: «Жалею, как сотрудника и не знаю, как избежать мне восстания, или как не отпасть мне от Бога, отягчившись оковами, влекущими меня к земле или удерживающими на ней» [1]
  II. На его же из того же Слова: «Что это за премудрость относительно меня, и что за великое таинство?…Или предпочитает, чтобы мы, будучи частицей Божества и проистекши свыше, не презирали, надмеваясь и превозносясь своим достоинством, Создателя, в борьбе и брани с телом всегда к Нему взирали, а сопряженная [с нами] немощь служила бы воспитательной мерой для [нашего] достоинства?» [4]
  III. На его же из того же Слова: «доколе и само в себе вещество несет беспорядок, словно [находясь] в каком–то течении» [66]
  IV. На его же из Слова на святого Афанасия: «Ибо не имеет ничего более высокого, и даже совершенно [ничего] не будет иметь» [73]
  V. Из того же Слова на: «а кому удалось с помощью разума и созерцания расторгнуть вещество и плотское сие (то ли облаком следует его назвать, то ли покрывалом), соединиться с Богом, и смешаться с беспримесным светом, насколько это доступно человеческой природе; тот блажен, [как удостоенный] отсюда восхождения и тамошнего обожения, кое дарует истинное любомудрствование и то, чтобы стать над вещественной двойственностью ради помышляемого в Троице единства» [75]
  VI (V,2) [81]. Каким образом плоть называется покрывалом и облаком
  VII (V,3). Как происходит наслаждение
  VIII (V,4). Каким образом и сколько существует движений души
  IX (V,5). Умозрение о прохождении Моисея через море [85]
  X (V,6). Умозрение о восхождении Моисея на гору [87]
  XI (V,7). Умозрение о сухом тесте опресноков [89]
  XII (V,8). Умозрение о предводительстве Иисуса и переходе через Иордан, и о втором совершенном им обрезании ножами из камня [90]
  XIII (V,9). Умозрение об Иерихоне и о семи обхождениях, и о ковчеге, и о трубах, и о проклятии [92]
  XIV (V,10). Умозрение о Тире и о царе его, и о пленении его
  XV (V,11). Умозрение на слова: «небеса поведают славу Божию [98]»
  XVI (V,12). Умозрение на слова: «отец мой и мати моя остависта мя [99]»
  XVII (V,13). Умозрение о видении Илии в пещере Хорива [100]
  XVIII (V,14). Умозрение о Елисее, его ученике [104]
  XIX (V,15). Умозрение об Анне и Самуиле [105]
  XX (V,16). Умозрение об отлучающем нечистый дом [107]
  XXI (V,17). Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове [109]
  XXII (V,18). Умозрение о Преображении Господнем [110]
  XXIII (V,19). Умозрение о естественном и писаном законе и об их взаимном со–устремлении друг ко другу
  XXIV (V,20). Краткое изъяснение о пяти видах естественного созерцания
  XXV (V,21). Умозрение о Мелхиседеке [129]
  XXVI (V,22). Истолкование применительно к Господу сказанного о Мелхиседеке
  XXVII (V,23). Иное умозрение о Мелхиседеке
  XXVIII (V,24). Умозрение о словах: «ни начала дней ни конца животу имеяй».
  XXIX (V,25). Умозрение на: «пребывает священник выну».
  XXX (V,26). Умозрение об Аврааме
O различных недоумениях у святых Дионисия и Григория (Амбигвы к Фоме)
  СОДЕРЖАНИЕ
  Освященному рабу Божию, отцу духовному и учителю Фоме, смиренный Максим и грешный, недостойный раб и ученик
  I. На слова святого Григория Богослова из первого слова о Сыне: Посему Единица, от начала подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице» [168], и паки его же, из второго слова о мире, о «Единице, подвигшейся по причине богатства, превзойденной двоице (ибо [божество] превыше материи и формы, из которых [состоят] тела) и Троице, определившейся по причине совершенства» [169]
  II. На его же из того же первого слова: «Одним словом, речения более возвышенные относи к божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а более уничижительные — к сложному, за тебя истощившемуся и воплотившемуся, а не хуже сказать, и вочеловечившемуся» [181]
  III. На его же и из того же слова: «Ибо Сей, тобою ныне презираемый, был некогда выше тебя. Ныне Он человек, а был и несложен. Чем Он был — остался; и чем не был - воспринял. В начале был Он без причины (ибо какая причина у Бога?), но впоследствии начал быть по причине, и причиною было спасти тебя — ругателя, который потому презираешь божество [Его], что принял [на Себя] твою дебелость посредством ума приобщившийся плоти и ставший человеком дольний Бог, потому что смешалась она [т. е. дебелость] с Богом и стала с Ним едино, так что лучшее победило, дабы стать мне настолько богом, насколько Он — человеком» [186]
  IV. На его же из второго слова о Слове и Сыне: «Ибо как Слово, не был Он ни послушлив, ни непослушлив (ибо сие принадлежит подвластным и второстепенным: одно — благоразумным, а другое — достойным наказания). А как зрак раба [191] снисходит Он к сорабам и рабам и воображается в чуждее, всего меня нося в Себе вместе со всем моим, чтобы в Себе истощить худшее, как огонь воск, или как солнце — пар от земли, и чтобы я приобщился Его свойств посредством срастворения. Сего ради Он делом почитает послушание и навыкает ему в страдании [192]. Ибо не достаточно расположения, как недостаточно бывает его и нам, если не посредством дел совершим его, так как дело служит доказательством расположения. Но может быть не хуже предположить и то, что Он испытывает наше послушание и все наши страдания измеряет Своими, искусством человеколюбия, дабы Своими [глазами] увидеть наши [возможности], и сколько с нас требовать, а сколько — прощать, учитывая вместе со страданием и немощь» [193]
  V. На слова Послания Гаию ферапевту святого Дионисия Ареопагита, епископа Афинского: «Как ты говоришь, что Иисус, [сущий] вне всего, сущностно сопричтен всем людям? Не как, однако, виновник человеков он называется здесь человеком, а как по самой всецелой сущности истинно являющийся человеком» [205]
Послание второе к тому же
  I. На слова святого Григория Богослова из первого слова о Сыне: «Посему Единица, от начала подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице», и паки его же, из второго слова о мире, о «Единице, подвигшейся по причине богатства, превзойденной двоице (ибо [Божество] превыше материи и формы, из которых [состоят] тела) и Троице, определившейся по причине совершенства»
  II. На его же из того же первого слова: «Посредством ума приобщившийся плоти и ставший человеком дольний Бог, потому что смешалась она [т. е. дебелость] с Богом и стала с Ним едино, так что лучшее победило, дабы стать мне настолько богом, насколько Он — человеком».
  III. На слова толкования на Послание к Гаию святого Дионисия: «и все остальное, посредством чего Он, двигая (по обычаю души самодеятельно [т. е. своею силой] двигать соединенное с ней тело) воспринятое естество, как поистине ставшее и называющееся Его естеством (или, точнее сказать, Сам Он без изменения стал тем, чем именно является [человеческое] естество) немечтательно [т. е. не по видимости только] исполнил домостроительство о нас» [278]
Вопросоответы к Фалассию
 
  Максима монаха к Фалассию, благочестивейшему пресвитеру и игумену о различных затруднительных местах священного писания
  ВОПРОС I[289]
  ВОПРОС II
  ВОПРОС III
  ВОПРОС IV
  ВОПРОС VI
  ВОПРОС VII
  ВОПРОС VIII
  ВОПРОС IX
  ВОПРОС Х
  ВОПРОС XI
  ВОПРОС XII
  ВОПРОС XIII
  ВОПРОС XIV
  ВОПРОС XV
  ВОПРОС XVI
  ВОПРОС XVII
  ВОПРОС XVIII
  ВОПРОС XIX
  ВОПРОС XX
  ВОПРОС XXI
  ВОПРОС XXII
  ВОПРОС XXIII
  ВОПРОС XXIV
  ВОПРОС XXV
  ВОПРОС XXVI
  ВОПРОС XXVII
  ВОПРОС XXVIII
  ВОПРОС XXIX
  ВОПРОС XXX
  ВОПРОС XXXI
  ВОПРОС XXXII
  ВОПРОС XXXIII
  ВОПРОС XXXIV
  ВОПРОС XXXV
  ВОПРОС XXXVI
  ВОПРОС XXXVII
  ВОПРОС XXXVIII
  ВОПРОС XXXIX
  ВОПРОС XL
  ВОПРОС XLI
  ВОПРОС XLII
  ВОПРОС XLIII
  ВОПРОС XLIV
  ВОПРОС XLV
  ВОПРОС XLVI
  ВОПРОС XLVII
  ВОПРОС XLVIII
  ВОПРОС XLIX
  ВОПРОС L
  ВОПРОС LI
  ВОПРОС Lll
  ВОПРОС Llll
  ВОПРОС LIV
  ВОПРОС LV
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия.
  Первая сотница
  Вторая сотница
Главы о любви
  Сотница первая
  Сотница вторая
  Сотница третья
  Сотница четвертая
Мистагогия
  Содержание
  Введение
  I. Каким образом и как Святая Церковь есть образ и изображение Бога
  II. О Том, как и каким образом Святая Церковь есть образ мира, состоящего из сущностей видимых и невидимых
  III. О том, что Святая Церковь есть также образ только чувственного мира
  IV. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия символически изображает человека и сама изображается им как человек
  V. О том, как и каким образом Святая Церковь Божия есть образ и изображение души самой по себе
  VI. Как и каким образом Священное Писание называется человеком
  VII. Как и каким образом мир называется человеком, а человек — миром
  VIII. Что символизирует первый вход [архиерея] в священное Собрание и последующие за тем действия
  IX. Что показывает вход народа в Святую Церковь Божию
  X. Что символизируют божественные чтения
  XI. Что символизируют божественные песнопения
  XII. Что означают возглашения «мир всем»
  XIII. Символом чего, в собственном и частном смысле слова, является чтение святого Евангелия и последующие за ним тайнодействия
  XIV. Символом чего, в общем смысле слова, является божественное чтение святого Евангелия
  XV. Символом чего является закрытие врат Святой Церкви после [чтения] святого Евангелия
  XVI. Что означает вход святых даров
  XVII. Символом чего является божественное лобзание
  XVIII. Что означает божественный символ веры
  XIX. Что означает славословие Трисвятого
  XX. Символом чего является святая молитва: «Отче наш, иже еси на небесех»
  XXI. Что означает окончание таинственного священнодействия, завершающегося песнопениями «Един Свят, Един Господь» и прочее
  XXII. Как и каким образом в каждом из описанных [действий] созерцается отдельно обожительное и совершенное состояние души, постигаемой самой в себе
  XXIII. О том, что первый вход святого Собрания есть символ душевных добродетелей
  Заключение
Беседа о покаяніи
Гимн к Богу, благодарственный и просительный
Десять глав о добродетели и пороке
К Феопемпту схоластику
Наставление о воздержании в браке
О бесконечности человека
Письмо Іоанну постельничему о печали по Боге.
Письмо Иоанну Кувикуларию
Послание к Иоанну Кубикуларию о любви
Послание о существе и ипостаси
Слово о подвижнической жизни
Старец и ученик. Слово подвижническое, в вопросах и ответах
Толкование на 59 псалом
Толкование на молитву господню


Иоанну, Архиепископу Кизическому, Максим о Господе радоваться


Похваляются, и должно быть справедливо, всеми по причине их любви к учению ревностнейшие любители прекрасного и тщательнейшие исследователи науки о нем, приступающие к лучшим учителям лучших [предметов], потому что непостыдно приемля посредством вопрошания знание о том, чего они не знали, и ученость они освобождают сами себя от незнания и неопытности, и от упрека в них. Вас же какое похвалит по достоинству слово? Или кто из человеков найдется способный, хотя бы мыслью объять величие вашей добродетели? Ибо вы, будучи опытными пастырями словесных овец, и зная как звуками духовной свирели возводить и приводить их к вышней ограде, так как вы прежде приобрели недоступное другим обладание тайным знанием божественного, ради которого по достоинству вам были вверены кормила Христовой Церкви, которую по образу корабля, с грузом веры и благолепия жизни по Богу, вы умело направляете к пристанищу божественной воли, нисколько не поврежденной морем житейских искушений, о [вещах] известных вам, коих и истолкователями поставил вас Бог, не только более мудрых (если только существует кто высший вас знанием), но и ничего [божественного] не достойных и совершенно неискусных в учении, по вере [надеясь] обрести нечто, как вы привыкли, и у ничего не значащих спрашивать о многозначительном не посчитали вы недостойным.

Поэтому и я, получив почтенное ваше послание, повелевающее мне о каждом из недоуменных для вас мест в Словах святого Григория Богослова, над которыми старательно трудились мы в то время когда были вместе, послать вам, запечатлев на письме, слово, справедливо подивился вашей добродетели и воспел высоту и светлость сообразной ей вашей христоподражательной нищеты (лучше же сказать, — Самого всячески славимого через вас и в вас Господа, и сотворившего вас, и явившего дарованную [Им] вам силу стать достойными Его, светло украшенную Его собственными свойствами [сообщаемыми вам] самым делом и истиною), [снизошедшей] до меня, малого и ничего не достойного, и неученого, и всячески обнаженного от всякой добродетели и ведения. Видя вас смирившими себя в этом, я понудил себя принять ваше приказание, ради вас не задумываясь вовсе о том, что могу многим показаться самонадеянным. Но и вы ожидающему принять любезную и вожделенную мзду за свое послушание даруйте протяженные, как это принято, молитвы, дабы Христос Бог — готовое заступление боящимся Его — пришел ко мне, как сподвижник моего слова; или скорее, как Слово, даровал бы всецелое слово, чтобы мне говорить благочестиво.

Прошу же вас читая не требовать приукрашенного слова от меня, не владеющего поражающей слух речью и не знающего, как делать ее весомее посредством подогревающих любопытство пауз. Ибо я неискусен в этих науках и неопытен в соответствующих упражнениях, и был бы рад и доволен, если бы мысль этого святого и великого учителя, хотя бы и вульгарной речью и хоть сколько–нибудь правильно сумел выразить, а не то чтобы рассчитывал на пространные толкования. Ибо богословесный этот муж, как вы знаете, будучи немногословным и многоумным, вынуждает хотящего развернуто изложить его мысль, хотя бы тот был и лучшим ритором и философом, проходить сквозь многое, а тем более меня, невежу. Если же ваша боголюбезная ревность подвигнется к краткому и вместе точному переложению написанного мною, или же и к совершенному исправлению смысла на более возвышенный, то получите и мзду совершенную — молитвы богоносного [Григория] ко Владыке всех, за то, что не попустили его божественным и выше–естественным мыслям быть извращенными неудачными и никчемными рассуждениями. Итак, следуя вашему посланию и на каждую главу его ответ составив, я изложил их на письме, прося вас быть благими и человеколюбивыми судьями сказанному.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
II. На его же из того же Слова: Что это за премудрость относительно меня, и что за великое таинство
6954.57kb.
Ну, что же, когда нет ничего, надо, чтобы этого было много. Плюрализм! Это ведь только истина прозябает в унылом одиночестве, идиотизмам же несть числа
155.72kb.
«Маленький лжец»
21.5kb.
Бородина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы Краснокамск, 2013 Обобщающий урок
75.48kb.
Таковы, что. Найдите значение выражения
145.98kb.
Краснова Алина Александровна
59.06kb.
Моя декларация
30.89kb.
Что такое любовь? Любовь
35.87kb.
Музыка на слова Тараса Шевченко
163.89kb.
Я посвящаю эту книгу тебе. Помнишь, ты попросила меня выговориться. Я говорила, что меня зовут колокола, что мне ничего в мирской жизни уже не нужно. Теперь дарю тебе весь свет, заключенной во мне
1119.16kb.
Проблемная ситуация
1496.57kb.
-
56.91kb.