gazya.ru страница 1
скачать файл



МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «АКМУЛЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ».


СЕКЦИЯ ЛИТЕРАТУРА


РАСКРЫТИЕ МИРА ДУШЕВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗ ЛОШАДИ

Исследовательская работа


выполнена ученицой 5А класса

МБОУ Лицей № 83 Орджоникидзевского

района городского округа г. Уфа РБ

Уразаевой Ренаты

Научный руководитель –

Зиятдинова Е.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории

Уфа, 2013

Человечность определяется не по тому,

как мы общаемся с людьми, а по тому,

как ведём себя с животными.

Чак Паланик

Обоснование темы.

Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-либо животного. Я задумалась над тем, какую роль играют животные в художественных произведениях, в частности, лошадь? Все животные нуждаются в заботе человека. Лошадь будет верна и послушна только доброму, чуткому хозяину. В жизни судьбы лошадей и их хозяев крепко переплетаются. А как в литературном произведении? Что помогает понять лошадь человеку? Это мне стало интересно, и я решила исследовать этот вопрос.



Проблемы: Для чего в произведениях дан образ лошади?

Как изображается лошадь?

Каким изображается человек рядом с лошадью?

Гипотеза: Если в произведении дается образ лошади, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.

Цель исследования: Определить значимость образа лошади в произведениях русской литературы.

Определить, что о человеке говорит образ лошади.



Задачи исследования:

  • Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ лошади.

  • Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этих произведениях.

  • Найти параллели в изображении лошади и человека

  • Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ лошади.

Методы исследования: чтение произведений, просмотр фильмов, анкеты, беседы, изучение научно-популярной литературы.

Ход исследования

1 этап. Исследование научно-популярной литературы.

Животное, всем нам знакомое с детства,

Века с человеком  живёт по соседству,

Как верный и преданный  друг помогает,

А он о ней песни  и  сказки слагает.

Давно эта дружба  у нас началась…

И лошадям посвящаю рассказ.

Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют».

Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли.

Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Верхом на лошади человек превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде.

Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.

Я прочитала книги Б. Алмазова «Прощайте и здравствуйте, кони!», В.И.Гершуна «Домашние животные». В этих книгах рассказывается все об этом животном: происхождение, строение лошади, одомашнивание, использование человеком, какую пользу дает человеку лошадь, исторические случаи с лошадью и т.д. Это необыкновенно интересно. Лошадь – удивительное животное. Во все времена конь был рядом с человеком.



2 этап. Подбор произведений, анализ.

Б.Слуцкого «Лошади в океане»

Именно через отношение к животному раскрывается человек, проявляются его нравственные качества.

Лошади умеют плавать,

Но – не хорошо. Недалеко.

«Глория» - по – русски значит «Слава», -

Это вам запомнится легко.

Шел корабль, своим названьем гордый,

Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,

Тыща лошадей толпилась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!

Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки сели.

Лошади поплыли просто так.

Как же быть и что им делать, если

Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров,

В море, в синем, остров плыл гнедой.

Им сперва казалось – плавать просто,

Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.

На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая

Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,

Все на дно покуда не пошли.

Вот и все. А все-таки мне жаль их,

Рыжих, не увидевших земли,

Так и не увидевших земли…

«Хорошее отношение к лошадям»



Первоначао стихотворение называлось «Отношение к лошадям» и было опубликовано газетой «Новая жизнь» в июне 1918 г. Основная тема стихотворения заключается в словах:

…все мы немножко лошади,



каждый из нас по-своему лошадь.

История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубого со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом. Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия: Грабь. Гроб. Груб, -Далее в сюжете произведения дается небольшая, но емкая пейзажная зарисовка, построенная на олицетворении: Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Восприятие улицы как одушевленного существа подчеркивает, что лошадь не виновата в своем падении, которое подробно описывается далее. В.В. Маяковский в совершенстве владел оригинальными приемами и способами создания художественного пространства. Поэт удачно использует образы смеха и модных в то время штанов-клеш, которые выполняют объединяющую функцию в зрительном и звуковом планах. Благодаря этим художественным обобщениям в стихотворении создается образ толпы, разноликой и в то же время одинаковой в своем жестоком и бездушном смехе над несчастным животным. Однако лирический герой далек от тех, кого лишь позабавила эта обыденная сценка городской жизни: Смеялся Кузнецкий, Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные…Многоточие и последующий за этим перебив в развитии темы срабатывают в данном случае как приемы укрупнения детали. В.В. Маяковский сознательно умалчивает о том, что герой увидел в раскрытых глазах лошади. Он предоставляет читателю право дорисовать всю глубину эмоционального переживания несчастного существа. И при этом художественный эффект данного приема воздействует с гораздо большей выразительной силой, нежели если бы автор подробно описал глаза лошади, полные страдания. Жестокая толпа народа моментально теряет интерес к истории с лошадью. В.В. Маяковский мастерски показывает ее немое равнодушие с помощью метафоры: Улица опрокинулась течет по-своему. Возникает закономерный вопрос, кто из существ более высоко организован: человек или лошадь? В одной из строк В.В. Маяковский называет смех людей воем. Лошадь же плачет, и лирический герой утешает ее, как ребенка. Основное настроение произведения удачно передает определение «звериная тоска», хотя финал контрастно оптимистичен: Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило. Символично созвучие: рыжий ребенок — жеребенок. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба. В стихотворении есть интересные рифмы: составные («в вой ему» — «по-своему», «один я» — «лошадиные»), когда рифмуются омонимы («пошла» — краткое прилагательное и «пошла» — глагол), много неточных рифм («зевака» — «зазвякал»).По настроению и творческой манере данное стихотворение органично связано с ранним творчеством поэта. Философская глубина произведения очевидна. Исследователи усматривают глубокие связи его с творчеством Ф.М. Достоевского (в частности, с образом несчастной клячи из романа «Преступление и наказание»).

А. Чехов «Тоска»

В произведении «Тоска» автор рассказывает об извозчике, у которого умер сын. Извозчик хочет поделиться с кем-нибудь своим горем, но никто из седоков не хочет его слушать, у всех свои проблемы. И товарищем по несчастью оказывается старая лошадь. Автор очень трогательно описывает, как лошадь его слушает и как будто сочувствует. Две одинокие души в большом мире. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с бездушными людьми. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе - о смерти сына. Хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с бабами лучше разговаривать на эту тему, «те хоть и дуры, но ревут от двух слов».

Однако его собеседников Потапов не интересовал, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, «тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила...»

Извозчик не находит понимания у людей - вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив «Тоски». Иона начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына.

В лошади он видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло.

Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.





А.Куприн «Изумруд»

Это история чудного коня – Изумруда. Когда он был ещё жеребёнком, его взяли на ипподром, чтобы сделать из него хорошего скакуна, чтобы зарабатывать на нем деньги. Но из-за жестокости человека Изумруд погибает В основу положена подлинная история беговой лошади Рассвет, из-за корыстных побуждений погубленной людьми.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”.

Не случайна тесная связь, взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего.

Изумруд не отгораживается от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставляют читателя равнодушным.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, потому что, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это придаёт напряжённость сюжету

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии.

Манера письма Куприна, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами, производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа..

Л.Толстой «Холстомер»

В рассказе говорится о жеребенке, жившем на ферме. Он родился пестрой окраски, и все над ним смеялись. Потом его разлучили с матерью. Нелегкой была его жизнь. Он много трудился. А когда состарился, он стал никому не нужен. Не так ли иной раз проживает человек? А Холстомера еще ждала страшная смерть. ХОЛСТОМЕР — центральный персонаж повести Л.Н.Толстого «Холстомер» (1860). Объект изображения в повести — табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун — это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж X., чье жизнеописание занимает почти всю повесть. Толстой стремится создать образ живой, зримый, конкретный. Внешность X. описана обстоятельно и подробно: «мерин был роста большого — не менее двух аршин и трех вершков, частью он был вороно-пегий, но теперь вороные пятна стали грязно-бурого цвета выражение лица было строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое». Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Но несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что это была в свое время замечательная лошадь. «Глубоко мысленный» образ X. (он же «Мужик Первый сын Бабы») синоним российского земледельца, сотворен писателем, утверждающим религиозно-нравственную философию бытия. В судьбе X. отражена судьба попранного, униженного, порабощенного «мужика», участь которого - «унижения, труд, унижения, труд». «Я был пегий, — сообщает о себе X., — я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой совершают купчие сделки. Пежина — это знак, наглядно разоблачающий условность и порочность деления божьего мира на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом существования. После случившегося с X. «странного несчастья», ставшего для него «решительным переворотом», он осознал жестокость и нелепость понятий: «мой, моя, мое, которые говорят про различные вещи, существа, предметы, даже про землю, про людей и про лошадей». Драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, — апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям. Даже после смерти они продолжали служить добру, участвуя в вечном круговороте жизни. Образу X. противопоставлен бесшабашный, беззаботный, веселый гусар Серпуховский, превратившийся в никчемного барина-паразита, жившего за счет работяг, таких, как X. Толстой использовал наивное, отстраненное, незамутненное предубеждениями и ложными постулатами сознание X., чтобы обнажить абсурдность и противоестественность социального порядка, признающего право собственности, насилие, произвол, угнетение.



Б. Васильев «Великолепная шестерка»

В рассказе Бориса Васильева говорится, как шестеро мальчишек украли старых лошадей из загона, чтобы покататься. Накатавшись, привязали их к деревьям и забыли про них. Лошади погибли, но как автор описывает их! Лошади оказались гораздо мудрее и милосерднее, чем разумный человек. После этого случая к директрисе Кире Сергеевне приходят милиционер и старичок, они показывают жуткую фотографию с мертвыми лошадьми и доказывают виновность мальчишек. «За что мальчишки погубили лошадей?» - этот вопрос я задаю себе. Ребята были очень талантливые, но очень равнодушные к окружающим. Директриса Кира Сергеевна не признавала вину мальчишек, потому что она всегда боролась за первое место в соцсоревновании и ни о чем другом не желала думать. Она не щадила ни себя, ни людей. Она всегда получала первое место и считала, что и этот год не обманет ее надежд.

Мне было трудно понять мальчишек. Мальчики были самолюбивыми и жестокими, способными погубить ни в чем не повинных лошадей, им было все равно, что будет с лошадьми. Погубив лошадей, мальчишки погубили еще одну жизнь: «А почетный пенсионер колхоза Петр Дементьевич Прокудов тем же вечером умер. Он купил две бутылки водки и выпил их в зимней конюшне, где до сей поры так замечательно пахло лошадьми».

Можно обладать хорошими способностями, как эти 6 мальчиков, но быть при этом совсем равнодушными к окружающим. Погубив животных, мальчики погубили и человека. Через отношение к животным мы лучше узнаем черты характера мальчишек и их взаимоотношения друг с другом и окружающими.



3 этап. Выделим проблемы, которые ставят авторы в произведениях:

  • Проблема несправедливого отношения человека к лошади

  • Проблема одиночества и человека, и животного

  • Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного

  • Проблема старости человека и животного

  • Проблема нравственных ценностей в жизни

4 этап. Проследим, как решаются поставленные проблемы в произведения

«Лошади в океане» Б.Слуцкого


Человек Лошади

жестокий добрые

бесчувственный доверчивые

равнодушный беспомощные

бессердечный беззащитные


Выводы по прочитанным произведениям:

Показывая жизнь лошади, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с лошадью. Образ лошади рисуется благороднее, чище. Значит, авторы хотят, чтобы человек задумался о себе, о своем отношении не только к животным, но и ко всему, что его окружает, о своей душе.



5 этап. Анкеты и беседы с людьми.

Каковы ваши впечатления от прочитанных произведений о животных?

- Такие книги всегда интересно читать. Наверное, у животных действительно есть душа.

- Только я не люблю, когда животные погибают.

- Человек всегда ведет себя как царь, а на самом деле животные гораздо добрее.

- Я никогда не задумывался, а ведь животные действительно благороднее нас, в нас гораздо больше зла.



Я предложила ещё такую анкету ученикам 5-х классов:

  1. Любите ли вы читать книги о животных? (да – 75%, нет- 15%)

  2. Кто из животных может быть другом человеку? (собака – 79%, лошадь- 2%,кошка-18%,другие-1%,)

  3. Может ли лошадь быть другом человеку? (да – 100%)

  4. Есть ли у лошади свой характер, душа? (да – 100%)

  5. Может ли лошадь превосходить человека в чём-либо? В чём? (скорость – 60%, преданность – 15%,доброта-20%,сила-5%)

  6. Как вы думаете, в наше время науки и техники нужна ли человеку лошадь?( нет – 4%, да-96%, дружить, помощь по хозяйству, для любования, лечиться и успокаиваться)

  7. Хотели бы вы иметь в хозяйстве лошадь? (да – 95%,нет-5%)


1. 15%


75%

2.

18% 2%

1%

79%
3.



100%

4.

100%

5. 20% 15%

5%


60%

6.

4%



96%


7.

5%



95%


6 этап. Сделаем выводы. Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви, состраданию. В том числе ко всему живому. Но сейчас человек утрачивает нравственные качества. К сожалению, человек ценит то, что ему выгодно, что дорого стоит, что престижно. А посмотришь на улицу – там бродят брошенные собаки, кошки. В приют собирают брошенных детей. Речки высыхают, деревни исчезают, увидеть лошадь – редкость. Во всей круговерти жизни, мне кажется, необходимо остановиться каждому человеку и внимательно к себе присмотреться, задуматься о том, какую роль играют животные в нашей жизни.

- человек и животное - это часть природы, они равноправны,

- лошадь всегда полезна человеку,

- отношение человека к лошади показывает нравственные качества человека:

злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или

бездушный, корыстный или милосердный.



7 этап. Наши рекомендации:

  • если вы имеете животное, вы ответственны за него,

  • животное рядом с вами показывает, каковы вы,

  • постарайтесь больше общаться с животным, изучите его характер и полюбите его,

  • читайте больше произведений о животных, писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.

Список использованной литературы:

  1. Детская энциклопедия, №2,1998. Военный лексикон: «Аргументы и факты», с.23

  2. Весёлые уроки,№1, 2002г., с.25-27

  3. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», с.394, 698

  4. Бульванкер В. «От кота до кита», с.111,117

  5. «Что есть что», перевод с немецкого Г.П. Герасимрова,   с.1-7,48

  6. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» (электронный вариант)

  7. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm

  1. http://referatik.com.ua/subject/43/18522/?page=3 

  2. Н.Р. Байжанова «Генезис архаичных пословиц с образом коня: к типологии паремиологического фонда тюркcких народов Сибири http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_bajanova1.htm

  3. Русский фольклор, М.: Художественная литература,1985:с.42

  4. Былины, пословицы, загадки.

  5. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

  6. П.П. Ершов «Конёк- горбунок»

  7. К.Паустовский «Тёплый хлеб»

  8. С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»

  9. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

  10. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

  11. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

  12. Л.Н.Толстой «Петя Ростов»
скачать файл



Смотрите также:
Исследовательская работа выполнена ученицой 5А класса мбоу лицей №83 Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа рб уразаевой Ренаты
158.39kb.
Положение
76.73kb.
Исследовательская работа Число «ПИ» или история длиной в 4000 лет. Работа выполнена учеником 9 «Б» класса Орловым Станиславом
65.18kb.
Информация о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности му «Рай дез жкх коминтерновского района» городского округа город Воронеж за 2007 год
68.6kb.
Комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Губаха»
111.61kb.
Управление образования администрации старооскольского городского округа
43.82kb.
О депутатском запросе депутата Думы городского округа Тольятти Довгомели А. И
23.29kb.
Практическая работа по английскому языку Тема: The Olympic Games- sochi 2014. The Olympic Mascots
161.55kb.
Исследовательская работа Язык как средство манипулирования сознанием (на примере рекламы). ученица 9 класса
265.93kb.
Ваулина Инна Георгиевна, заместитель директора по научной работе мбоу «Лицей №1» г. Березники Пермский край в апреле 2012 года наш лицей отметил свое 20-летие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт
40.79kb.
Рыбка Екатерина Владимировна пути и средства использования аргументации на занятиях по риторике как ресурс интеллектуального развития ребенка
339.33kb.
Положение о Методической службе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №58 городского округа Самара
101.57kb.