gazya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл

Содержание.
Введение.

Раздел 1. Исторический аспект возникновения и развития принципа разделения властей.

Раздел 2. Реализация принципа разделения властей.

1.1. Законодательная власть и её органы.

1.2. Исполнительная власть.

1.3. Судебная власть и её органы.

1.4. Реформы организации государственной власти в России на современном этапе.

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
Принятие на референдуме 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что «…Россия есть демократическое … правовое государство…», как представляется, отнюдь не приблизило российское общество к построению правовой государственности. Движение России к правовому государству обременено целым рядом негативных факторов. Не могут внушать оптимизма ни сам характер процесса принятия Конституции в результате острейшей политической борьбы в условиях манипулирования общественным сознанием, ни содержание Конституции. Продекларированные в этом акте принципы народовластия, федерализма, разделения властей, а также закреплённые в нём права и свободы граждан, находятся в существенном противоречии со значительным дисбалансом полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, что в соответствии с аксиомами правовой государственности резко снижает реальность провозглашённых прав и свобод.

Целью курсовой работы является изучение истории возникновения, совершенствования и механизма реализации принципа разделения властей, определение его роли в формировании институтов правового государства, а также исследование проблемных вопросов совершенствования механизма государственной власти в России.


Раздел 1.
Исторический аспект возникновения и развития принципа разделения властей.
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель. Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескъе. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648) и в последствии во Франции (1789-1794 гг.).

В основании политической философии Локка (1632-1704) и либерализма лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство-социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того, чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство. Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактически беззаконием. Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной – король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями».

Отстаивая данный способ организации власти и распределения её между различными государственными органами Д. Локк активно выступал против концентрации абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».

Дело в том, считал учёный, что поскольку она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

Согласно философским и политическим воззрениям Д. Локка, если абсолютная монархия – это построенная тирания и беззаконие, которое противоречит природе человека и общественному договору, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескъе. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть судебная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой части государь или учреждение создаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую-просто исполнительной властью государства».

Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескъе усматривал, так же как и Локк, в чётком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.

Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма из взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведёт, по мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу.

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс её становления и развития, в научной и учебной юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и Монтескъе в отношении рассматриваемой теории, Монтескъе и его учение о разделении властей «обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями».

В чём же это проявлялось? Во-первых, в том, что Монтескъе соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, в том, что он более определённо высказался за включение в состав властей, надлежащих разграничению судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескъе принципом независимости судей.

Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Теория разделения властей имела и имеет в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789г.); Конституция Франции(1791).

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Исторический аспект возникновения и развития принципа разделения властей
567.92kb.
Государственный аппарат
103.61kb.
История развития энергетики и современное ее состояние 2 Краткий исторический очерк развития термодинамики 4 Развитие теплоэнергетики в Санкт-Петербурге 6 История развития тепловых сетей Москвы 9 5
125.88kb.
Конспект лекций Основы возникновения права
1227.56kb.
Участие этнических китайцев в политической жизни сша: исторический аспект
90.66kb.
И о чем это Вы будете писать?
26.48kb.
Исторический
5966.88kb.
Непрозрачность и неготовность региональных властей к диалогу с инвестором
37.45kb.
Вопрос 2: стихийные бедствия геологического характера (землетрясения). Причины возникновения и последствия. Действия населения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения
43.97kb.
История нового времени
518.89kb.
Модуль 1 алканы
39.31kb.
Инновационно-культурная стратификация: возможный подход
32.25kb.