gazya.ru страница 1
скачать файл

Классный час «Свобода и ответственность».

Цель:

Дать старшеклассникам возможность задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории.



Задачи:

- сформировать у учащихся правильное понимание "свободы".

- содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности

Оборудование:

Компьютер, колонки, презентация в программе Power Point, видеофильм.


Ход занятия:

Учитель: Тема нашего классного часа – «Свобода и Ответственность». В условиях, в которых вы находитесь сейчас, понятие «свобода» в первую очередь означает жизнь там, за этим высоким забором. Но мы с вами сегодня будем говорить и свободе, как о более широком явлении. А чтобы вам стало понятнее, я хочу прочитать вам стихотворение:

Что есть свобода? - счастье,

Божий дар, бессмертие.

Она нужна, как воздух, доброта,

Как храм, как дружба,

В это вы поверьте,

Как в Мироздании безмерном, красота.

Свобода - жизнь, галактика и точка,

Эзоп и царь, добро и зло - всё в ней,

От белых дыр, звезды до малого цветочка,

От темноты ничтожной до Божества огней.

Для человека суть свободы в силе

Добра и зла - таков её удел.

Свобода - зло, когда она - насилие.

Свобода - доброта, ей гимн поэт пропел.

Свобода снится людям с давних пор,

О ней написано писателями много

Стихов, поэм, неистощимый спор

Она посеяла у своего порога.

Учитель. Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

(идет обсуждение среди обучающихся)



Учитель. Вопрос о свободе беспокоит не только вас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста. Задание: прочитайте высказывания о свободе и ответственности известных мыслителей и выберите наиболее удачное, на ваш взгляд. Прочитайте. (Изречения написаны на листах, раздаются группам.)

1.Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш. Монтескье)

2. «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее». Карл Ясперс.

3. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко».     Н.А. Бердяев.

4. «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости». Вольтер.

5. «Лишь глупцы называют своеволие свободой». Т. П. Корнелий.

6.Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает. (Б. Ауэрбах)

9. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

10. «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» (З. Фрейд)

Учитель: давайте сейчас попробуем определить, на сколько свободен каждый из вас.

Отвечайте на вопросы этого теста, получившиеся баллы суммируйте. В конце теста ознакомьтесь с его результатами.




1. Правда ли, что, выбирая место работы, вы предпочтете коллектив, в котором работают представители вашей национальности?

А) А кто меня будет спрашивать? – 0 баллов        


Б) пожалуй, да – 1 балл
В) это для меня неважно – 2 балла
Г) устраиваться на работу в мои планы не входит – 3 балла


2. Вас пригласили в гости, но, придя, вы обнаруживаете, что в компании присутствует человек, который давно вам крайне неприятен. Как будете действовать?

А) смолчу и не подам виду – 0 баллов


Б) чтобы не обидеть хозяев, посижу какое-то время, а потом незаметно уйду – 1 балл
В) буду вести себя максимально раскованно, чтобы внимание было приковано ко мне, а не к тому человеку – 2 балла
Г) может так случиться, что я не сумею сдержаться и всё выскажу хозяевам и тому человеку – 3 балла


3. Как вы считаете, можно ли в компании по-доброму подшучивать над человеком?

А) лучше этого не делать, может плохо кончиться – 0 баллов


Б) только если это близкий друг, который понимает ваши шутки – 1 балл
В) можно – 2 балла
Г) можно и не по-доброму, если человек это заслужил – 3 балла


4. В ваших неудачах и неприятностях кого вы чаще всего вините?

А) себя и только себя – 0 баллов                        


Б) порой обстоятельства бывают непреодолимыми, но в основном ошибки совершаю я – 1 балл

В) И себя, и других – 2 балла


Г) в основном других – 3 балла


5. Когда в присутствии начальника вам нужно срочно закончить работу, вы допускаете ошибки из-за нервозности ситуации?

А) часто – 0 баллов


Б) иногда – 1 балл
В) такое случается очень редко – 2 балла
Г) нет, у меня стальные нервы – 3 балла


6. Случается ли, что вас одолевают тревожные предчувствия, от которых вам трудно избавиться?

А) постоянно – 0 баллов


Б) иногда случается – 1 балл
В) случается редко, если имеется серьезный повод – 2 балла
Г) не припомню такого случая – 3 балла


7. Вам трудно по-настоящему простить человека, который поступил с вами несправедливо?

А) да, трудно – 0 баллов


Б) могу это сделать только в случае необходимости – 1 балл
В) Прощу легко, потому что людям свойственно ошибаться – 2 балла
Г) я всегда всех прощаю – 3 балла


8. Вас беспокоит, когда родные и знакомые говорят, что в вашем возрасте человек должен уже достигнуть определенного положения и иметь то, чего у вас пока нет?

А) да - 0 баллов


Б) такое бывает, но люди постоянно преувеличивают – 1 балл


В) это случается редко – 2 балла


Г) не переживаю, это не их дело – 3 балла


9. Вы испытываете неловкость, разговаривая с симпатичными людьми противоположного пола?

А) да – 0 баллов                                      


Б) это зависит от темы разговора – 1 балл
В) да, если человек мне понравился – 2 балла
Г) нет, я умею общаться с любой публикой – 3 балла


10. как вы относитесь к мнению, что в жизни всегда важно иметь твердый фундамент?

А) я полностью согласен с таким мнением– 0 баллов


Б) это хорошо, но если фундамента нет, не стоит отчаиваться – 1 балл
В) определенный фундамент есть у каждого, но думать надо о душе – 2 балла
Г) это обывательский взгляд на жизнь – 3 балла


6 баллов и менее - «Узник совести»

Ваша свобода тотально ограничена по всем направлениям. Вы внутренне зажаты, к тому же вами легко манипулировать. Люди это чувствуют и понимают, что вас можно использовать. В результате жизнь вы проживаете не ради себя, а ради тех, кто пытается на вашем горбу въехать в рай. Избавиться от «севших на хвост» не позволяют совесть и слабая воля. Возможно, вы уже и сами осознали этот печальный факт. Если это так, тогда пришло время разобраться в себе и изменить ситуацию. Не исключено, что придется вычеркнуть из жизни некоторых людей, однако это не должно вас расстраивать. Как говорится в пословице «Была бы шея, а хомут найдется». Значит, одиночество вам не грозит.




7-14 баллов - «Освобожденный условно-досрочно»

Вы цените свою свободу, но чувствуете, что она сильно ограничена. Что поделать – в жизни есть масса условностей и правил, по которым нужно играть, чтобы достичь успеха. Ради карьеры и семьи Вы сознательно отказались от немалой части своих свобод и очень расстраиваетесь, когда близкие люди этого не видят. Зато вы обрели финансовую независимость, материальную свободу. А чтобы ощутить свободу моральную свободу, вам нужно хотя бы иногда отвлекаться от повседневных забот. Хорошо, если у вас есть «отдушина» в виде какого-нибудь хобби, будь то пение под караоке, возня в огороде или любовь мастерить что-либо своими руками.




15-22 балла - «Борец за свои права»

Вы подчиняетесь правилам социума, умеете уживаться с людьми, но при этом сохраняете в себе внутренний стержень, позволяющий не забывать о собственных принципах. Поэтому когда вы чувствуете, что на вашу свободу (гражданскую, правовую или бытовую) кто-то покушается, то стараетесь всеми возможными средствами отстоять свои права. У вас есть все шансы воплотить в жизнь далеко идущие планы – вам хватает внутренней свободы от навязываемых вам условностей. Вы усвоили принципы свободного общества и не позволяете общаться с собой, как с бессловесной скотиной. Пусть вы пока не всегда добиваетесь своего, однако вы, по крайней мере, встали на правильный путь.




23 - балла и более»- "Ниспровергатель»

Свобода для Вас превыше всего. Вы считаете большинство окружающих людей ханжами и лицемерами, которые боятся быть сами собой из-за колоссальной несвободы, навязанной им обществом. Вы любите бросать вызов общественной морали. Однако такой стиль поведения вряд ли приведет вас к успеху в жизни. Ведь неуживчивость и игнорирование чужих интересов ставит под сомнение вашу способность влиться в коллектив или создать семью. Личная свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. И помните великую фразу мыслителя: « У того, кто в двадцать лет не был революционером, нет сердца. У того, кто к сорока годам не стал консерваторов, нет головы», Если Вы очень молоды, то ваш вызов естественен. Если же вы зрелый человек, то не пора ли вам остепениться.



Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

1ученик. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы? (Обмен мнениями).

Давайте обратимся к высказыванию Фрейда

«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» (З. Фрейд)

«Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности»

Станислав Ежи Лец
Давайте вместе подумаем, какая ответственность обычно стоит перед людьми. Делает ли нас ответственность перед кем-либо или чем-либо менее свободным?

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

В завершении я бы хотела показать вам небольшой мультфильм о тяге к свободе, об ответственности за близкого и о любви.

А закончить наш классный час я бы хотела строчками из произведения Виктора Френкеля «Человек ищет смысл», которые должны заставить вас ещё раз задуматься, что такое свобода в вашей жизни.

«Мы, жившие в концентрационных лагерях, помним людей, которые ходили от барака к бараку, чтобы поддержать дух остальных, чтобы поделиться с ними последним ломтем хлеба. Хотя их было немного, но этого было достаточно, чтобы доказать, что можно отобрать у человека все - кроме одного: последней из человеческих свобод - определить свою позицию в условиях сложившихся обстоятельств, выбрать свой путь. И всегда была возможность выбора: ежедневно, ежечасно тебе приходилось принимать решения. Решения, покориться или же не сдаваться, не уступать силам, угрожавшим отнять саму суть твоей личности, твою внутреннюю свободу; решения, быть или не быть тебе игрушкой в руках обстоятельств, отказаться ли от своей свободы и чести и превратиться в типичного заключенного»

ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска

Личностно-ориентированный

классный час

«Свобода

и

ответственность»

Классный руководитель

11 «А» класса

Торочкова



Ирина Александровна

2013-2014 учебный год
скачать файл



Смотрите также:
Классный час «Свобода и ответственность»
99.31kb.
Классный час- экскурсия в 6 классе, посвящённый 625 годовщине Куликовской битвы. Функции классного часа: Просветительская
81.35kb.
Классный час в 7 «А» классе Классный Бессонова Ж. П. Вино вину творит
45.96kb.
Классный час в 4 классе «Б» Классный руководитель Трубачева М. В. г. Шебекино 2011 Тема: содружество независимых государств (снг)
132.08kb.
«история религий в россии»
33.45kb.
Классный час в 10 классе разработан: А. А. Поповым Цель
32.75kb.
Классный час «Это было в Краснодоне…»
97.82kb.
Классный час викторина «Пусть поколения помнят…»
63.02kb.
Классный час «Мой дом моя крепость»
64.55kb.
Классный час в 8 классе «Толерантность путь к миру»
136.59kb.
Классный час «Один день с газетой…»
48.21kb.
Классный час в 5 «Б» Жизнь дана на добрые дела
41.3kb.