gazya.ru страница 1
скачать файл

Хаустова Н.Н.,

доцент кафедры дизайна и

изобразительных искусств МГТА,

кандидат искусствоведения, доцент

Коломенское - архитектурно-ландшафтный ансамбль XVII века

Статья является продолжением исследования темы формирования средового комплекса в подмосковных усадьбах. На примере Коломенского, которое является базой для проведения практики студентов МГТА, можно познакомиться с особенностями создания архитектурно-ландшафтного ансамбля XVII века. Расположение усадьбы на скрещивании важнейших дорог способствовало быстрому ее возвышению. Строительство первых соборов продолжало традиции язычества в использовании элементов рельефа для постановки храмов. Храм Вознесения служит центром, вокруг которого формировался ансамбль резиденции. Свой окончательный вид ансамбль получает в XVII веке. Помимо придания традиционным элементам поместья парадных форм, здесь были пересмотрены устоявшиеся принципы планировки. С постройкой деревянного дворца на холме рядом с вершиной, парадный центр ансамбля переносится на жилые хоромы. Характерной особенностью древнерусской архитектуры являлся живописный принцип построения. Посадки были выполнены по принципу подобия, когда растения занимают на рельефе свой природный ярус.

Ключевые слова: село, усадьба, царская вотчина, благоустройство, планировка, хозяйственный комплекс, церковь, хоромы, теремной дворец, композиция, садоводство, ландшафт, ансамбль.

В ранней языческой Руси наибольшее композиционное значение имели не фактические центры городов, а те сооружения и ансамбля, которые служили дозорами на важнейших путях. Часто эту роль играли капища, которые ставились на протяжении судоходной части реки. В отличие от культовых сооружений поселений они не были обращены только во внутреннее пространство, а связывались между собой в единую систему. Капище при Дьяковском городище (I – V вв. н.э.) лежало в низкой пойме и использовалось для ритуальных празднеств. С принятием христианства, это удобное в стратегическом плане место было отмечено церковью. Строительство первых соборов во многом продолжало традиции язычества в использовании элементов рельефа для постановки храмов.

С возвышением Москвы этот своеобразный форпост, который запирал подступы к столице с юга и востока, перешел в руки московских князей. Достаточно хорошо изученная история села позволяет проследить за изменением схемы построения подмосковной усадьбы. Впервые село Коломенское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты (1328г.). Расположение усадьбы на скрещивании важнейших сухопутных и водных дорог способствовало быстрому ее возвышению. Сохранилось упоминание о том, что Дмитрий Донской возвел храм Георгия Победоносца в Коломенском. Став государями всея Руси, московские князья не забывали свою вотчину и продолжали ее украшать и обустраивать. В начале XVI века Василий III срубил себе здесь летние деревянные хоромы, утверждая вотчину в качестве летней царской резиденции. Дворец стоял, вероятно, с северной стороны церкви Вознесения на одном с ней уровне, не возвышаясь ни в прямом, ни в переносном смысле над «божьим» храмом. Здесь Иван Грозный неделями проживал не только летом, но и в зимнее время.

Самая старинная постройка, дошедшая до нас, церковь Вознесения возводится в 1532г. и долгое время служит молельней дворца XVI века и важным наблюдательным пунктом, охранявшим подъезд к Москве со стороны Каширской и Серпуховской дорог. Этот храм был самым высоким каменным зданием Руси того времени (высота шатра 62м). К дозорной вышке на самой вершине, господствовавшей над топями Нагатина с севера и глубокими оврагами с юга, вела лестница в толще стены и железная цепь – стремянка вдоль шатра. Таким образом, церковное здание, помимо своего культового назначения включалось в общую систему обороны столицы. Сохраняя значение военного центра на всем протяжении XVII века, Коломенское служило местом летних маневров войска, за которыми Алексей Михайлович наблюдал с «царского места» на галерее собора. Зодчие прекрасно чувствовали, какие эстетические возможности заключает в себе такое расположение храма. Благодаря умелой постановке напротив широкой речной долины, он господствует над окружающей природой, не подавляя ее, а гармонично сливаясь. Вырастая из каменных аркад, широко охватывающих холм, церковь кажется из-за реки скульптурным монументом. Храм Вознесения служит центром, вокруг которого формировался ансамбль резиденции.

Недалеко стоит круглая церковь Святого Георгия, которая служила его колокольней, относящаяся также к XVI веку. Приблизительно к этому же времени относится постройка церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково за оврагом, где жили придворные и чиновные люди. По своей композиции эта постройка предшествует храму Василия Блаженного в Москве. Церковь являлась либо мемориальным, либо обетным храмом, это назначение хорошо выражалось в ее обособленном расположении на территории усадьбы. Продолжая ландшафтную роль древнего капища, она встречала подъезжавших снизу по реке к Коломенскому, и как бы подготовляла их к восприятию дальнейшей композиции. Вертикаль Дьяковской церкви связывала два села в одно архитектурное целое. В конце XVI века, после того как татары уничтожили первый дворец, начинают рубиться новые царские хоромы, часть которых возможно вошла в знаменитый деревянный дворец царя Алексея Михайловича.

Свой окончательный вид ансамбль получает в XVII веке, когда после Смутного времени закладывается каменная церковь Казанской Божьей Матери, возводится ряд служебных построек и предпринимаются большие работы по общей реконструкции дворцового хозяйства, успевшего отстать от новых требований придворного быта. Эти работы продолжаются до последней четверти XVII века и завершаются в 70-х годах постройкой великолепных хором. Одним из первых ансамблей, в котором царские хоромы занимают существенное место во внешнем облике и композиционном строе, было Коломенское времени царствования Алексея Михайловича. Связано это было, по-видимому, с тем, что бывшая великокняжеская вотчина должна была стать светской загородной официальной резиденцией.

К XVII веку в Коломенском относятся: Соколиная или Водовзводная башня, Передние ворота, Приказная палата, Приказная палата, Полковничьи палаты, Царский дворец, Казанская церковь, Сытный двор, Задние ворота, Кормовой и Хлебный дворы. Резиденция была охвачена кольцом укреплений – рвов, мостов, стен, плотин – и окружена садами, прудами и Москвой – рекой. В планировочной схеме нетрудно угадать основные элементы, свойственные большой усадьбе. Помимо облачения традиционных элементов поместья в парадные формы, здесь были пересмотрены устоявшиеся принципы планировки. В ходе движения композиция раскрывается в той же последовательности, начиная с парадной площади с центральным храмом – вертикалью. Затем Передние ворота, рядом с которыми находятся Сытный двор с помещениями для служилых людей, за ними следует «государев двор» с хоромами и домовой церковью. Его замыкают Задние ворота и отдельный объем Кормового двора с караульнями. Теперь горизонтальная ось ясно прочитывалась и была сквозной, особое внимание уделяется сооружениям, которые связывают замкнутое центральное ядро с окружающим пространством – Передним и Задним воротам. И хотя всю усадьбу окружает забор, отделяющий ее от плодовых садов и прудов, в целом характер планировки отражает влияние нового времени.

Забор не существовал только перед той стороной храмовой площади, которая выходила к Москве – реке. Это главный фасад ансамбля, ибо именно с этой стороны был главный подъезд к Коломенскому из столицы с переправой через реку. Хотя незначительная крепостная ограда не мешала живописному сочетанию зданий с окружающим ландшафтом, но основная точка зрения была задумана отсюда. Разнообразные кровли теремов и церквей, причем первые выкрашенные изумрудной краской с золочеными деталями и скульптурными элементами, многократно усиливали свой декоративный эффект, отражаясь в водном зеркале реки и производя неизгладимое впечатление на посольские поезда, поднимавшиеся по крутому склону. После подъема иностранные послы попадали на парадную площадь перед укрепленным въездом на «государев двор». Роль парадной выполняла храмовая площадь с четырьмя архитектурными вертикалями. Мощные, монохромные завершения четко читались на ярком фоне зелени и разноцветного деревянного дворца. Помимо храма Вознесения, увенчанного шатром, с колокольней, завершенной куполом, здесь возвышались Соколиная башня (ворота в сад), крытые бочкой, и Парадные (Передние) ворота с шатровой вышкой. Все эти здания, несмотря на различие в стилях, формах и размерах, составляют внутри себя самостоятельный гармоничный ансамбль.

Соколиная (Водовзводная) башня, помимо своей основной функции – подачи воды через гончарные трубы в Дьяково и Коломенское, служила укрепленными воротами в Вознесенский сад. Дорожка, которая шла через сады, плотину над ручьем в овраге, поднималась вверх к Дьяковской церкви. Таким образом, Соколиная башня не только замыкала парадную площадь, но и открывала новую перспективу, которая включала Дьяковскую церковь в ансамбль храмовой архитектуры.

Другим зданием с подобной задачей являлись Передние ворота, которые территориально разделяли главную площадь от «государева двора» и принадлежали двум зонам. Нижний ярус этого сооружения прорезан арками ворот, которые по древнерусской традиции были несимметричными. Широкая арка для проезда и узкая – пешеходная. К воротам примыкали, выстроенные, по-видимому, несколько позднее Полковничьи палаты, у которых со стороны площади были устроены караульные навесы на каменных столбах. Здесь же находилась и Приказная палата, ведавшая делопроизводством по охране дворца и его хозяйственными функциями. По сторонам дворца к воротам примыкал Сытный двор, в который входили фряжские погреба, ледники, над ними – деревянные сушила, палаты Поваренные, Уксусная, Хлебная и две Клюшничьи. Сытный двор загибался углом и переходил в каменную стену. Впоследствии в Передних воротах были устроены часы, в восьмигранной башне в центре висел «боевой колокол», а в каждом из проемов – «перечасные» колокола. Это многоцелевое сооружение прекрасно осуществляло архитектурную связь двух частей – парадной и дворцовой. Своей башней с шатром ворота перекликались с шатровым храмом Вознесения, а композиционным решением, формами, декором они были тесно связаны с дворцовым комплексом, часть которого они составляли.

С постройкой роскошного деревянного дворца с дворцовой Казанской церковью, которые как бы сливались в единый силуэт, на холме рядом с вершиной, парадный центр ансамбля переносится на жилые хоромы. Раньше царский дом, вокруг которого группировались обслуживавшие его здания, являлся только бытовым центром. Теперь его крыши в виде шатров, «бочек», «палаток» и пирамид, увенчанных резными коньками, шпицами и двуглавыми орлами, составляли более мощный второй план фасада загородного комплекса, перевешивая по декоративности и живописности церковные здания (которые всегда служили художественной доминантой). На самом гребне холма раскинулось государево подворье, которое стало выполнять роль парадной площади вместо храмовой. Сам дворец занимал существенную часть «государева» двора», заключенного в четырехугольник между Передними и Задними воротами и крепостной оградой вдоль длинных сторон. Южный стороной дворцовая территория примыкала к фруктовому саду, задней выходила на хозяйственную дорогу в сторону Москвы, северной была обращена к Казанской церкви, с которой дворец еще в XVIII веке соединялся крытым переходом.

В основном строительство дворца было завершено в 70-х годах. Работы, произведенные при царе Федоре Алексеевиче, ограничивались более скромными масштабами: постройка большой столовой, новых сеней и ворот. Ведали строительством плотницкий староста Семен Петров и стрелец Иван Михайлов. Богатое внутреннее убранство дворца создавали белорусские резчики и лучшие живописцы того времени Симон Ушаков и Богдан Салтанов. Высокие хоромы состояли из разных частей в два, три и в четыре яруса. Весь первый этаж был отведен под хозяйственные надобности, а основное жилье помещалось на более ценном – втором этаже. В основе лежала обыкновенная жилая клеть, размноженная и повторенная столько раз, сколько требовалось условиями дворцового быта. Расположение и сочетание клетей в отдельные группы определялось в первую очередь практическими соображениями. Согласно древнерусской традиции, каждый терем предназначался только для одной определенной функции, причем помещения повторялись для членов царской семьи. Другой характерной особенностью древнерусской архитектуры, являлся живописный принцип построения, когда здание возводилось не по готовому плану, а могло формироваться в течение длительного срока, подобно живому организму. В этой группе любую часть можно было отнять и на ее место поставить другую, иной формы. Эти постройки связаны между собой переходами и соединениями, благодаря чему дворец как бы раскидывался дальше, пространственно растекаясь по всей усадьбе.

Внутри дворца отсутствует даже единое направление плановых линий. Главные количественные массы постройки распределялись с северо-запад на юго-восток, тогда как группа парадного фасада развивалась с юга на север. Парадный фасад был обращен к церкви Вознесения. Здесь сосредотачивалось все декоративное богатство и изобретательность мастеров, строивших дворец. Наиважнейшей частью этой главной группы построек являлись хоромы царя, и которых был ход в расположенные за ними хоромы царевичей и протянувшиеся вдоль Казанской церкви помещения царицы. Перед окнами царя помещался каменный, по-видимому, челобитный столб. В северной части дворца помещалась самая крупная постройка – хоромы царицы, переходы к палатам царевен и переход в домовую Казанскую церковь. Три палаты царевен, представляющие собой одинаковые отдельные срубы, составили западную сторону. На южную сторону, к воротам во фруктовый сад, выходили хоромы царевичей Петра и Ивана и хозяйственные постройки – мыльня, стряпущая, оружейная избушка. Они примыкали к каменным палатам Кормового двора на западе.

На поверхности кирпичной ограды Хлебного и Кормового дворов еще в XX веке можно было видеть следы печей. Эта ограда шла от садовых ворот, дальше поворачивалась углом и переходила в Стрелецкие палаты (караульни), которые примыкали к Задним (Спасским) воротам. Они выводили за пределы дворцовой территории через два проезда – широкий и узкий, повторяя нижний ярус Передних ворот. Из других хозяйственных заведений в Коломенском известны Потешный и Конюшенный дворы, которые находились в пустоши Кречетове. Также известны два глубоких пруда, которые образовались после запруды ручья в Дьяковском овраге, где разводили карасей для царского стола.

Другой важной статьей хозяйства были знаменитые плодовые сады. По документам XVII века можно составить представление о прекрасных садах в дворцовых вотчинах под Москвой – в Алексеевском, Воробьеве, Покровском – Рубцове, Измайлове, Преображенском. В Покровском – Рубцове в 1632г. мастер Онисим руководил устройством прудов, а в 1635г. здесь были разведены сады. Естественно, что в излюбленной загородной резиденции царя садовое хозяйство получило особенно широкое развитие. Кругом царских теремов на большом пространстве в XVII веке было расположено шесть садов. С южной стороны дворца, за воротами, находился Вознесенский сад, размерами 220х180 саженей, где росли яблони, вишни, груши и сливы. Здесь были также посажены 6 кедров, смородина, крыжовник, малина. По северной стороне дворца располагался Казанский сад размерами 130х115 саженей также засаженный плодовыми деревьями, а позади Новый сад – длинной 300 саженей и площадью 75.000 квадратных саженей. За оврагом находился Дьяковский сад. Коломенское было окружено кольцом зеленых дубрав, лугов. От древнего усадебного парка сохранились лишь дубы в южной его части. В оврагах зеленели орешник, дикая малина, клен. Дальше росли кедры, пихты, липы, вязы, ясени, береза вперемешку с боярышником, сиренью, бузиной, крушиной. Сады вклинивались во внутренние дворики, окружали площади и окаймляли подъездные дороги к усадьбе. Искусственные посадки были выполнены по тому же принципу подобия, когда растения занимают на рельефе свой природный ярус. Шесть садов венком поднимались к вершине холма, от луговых трав до высоких деревьев, где острые контуры елей и широкие кроны дубов сливались с причудливыми силуэтами самых высоких сооружений.

Если говорить об общей схеме композиции ансамбля, то в основе его своеобразия и живописности лежит дальнейшее развитие схемы утилитарной усадьбы. Архитектурной вертикалью является храм Вознесения, который объединяет комплекс. Храмовая площадь предшествует объемам «государева» и Кормового дворов. Вся усадьба обнесена забором. Ансамбль построен по старинной русской традиции строить на возвышении и располагать сооружения так, что самые высокие находятся на холме, а низкие и менее значительные в низине. При этом весь комплекс хорошо просматривается с любой точки рельефа. Но наряду с известными приемами здесь чувствуется влияние светского начала, которое проникает в архитектуру. Со строительством жилых хором, не изолированных от окружения, а наоборот, рассчитанных на обзор, в том числе иностранными послами, восточной фасад дворца входит составной частью в панораму ансамбля вдоль Москвы – реки. Если проследить эту линию дольше до Дьяковской церкви, через сад и плотину, то мы получим новую планировочную ось, как в парадных кремлевских резиденциях. Это еще раз говорит о государственном значении, которое придавали селу Коломенскому. Другая, уже известная горизонтальная ось проходит через храмовую площадь, Передние ворота, «государев двор» и Задние ворота. Пересекаются они под тупым углом в основании вертикальной оси – церкви Вознесения. Такой прием построения можно наблюдать не только в архитектуре, но и в литературе и живописи эпохи, когда композиция строится на двух осях, точнее пространственных конусах. Центр одного конуса расходится от зрителя в ходе движения, центр другого – Бог, взирающий с высоты.




скачать файл



Смотрите также:
Коломенское архитектурно-ландшафтный ансамбль XVII века
112.17kb.
Первые шаги российской модернизации: реформы середины XVII века
446.5kb.
«Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности до конца XVII века»
93.97kb.
История зарубежной литературы
21.11kb.
Ансамбль танца «Мирас» Детской школы искусств Приволжского района г. Казань, руководитель Давлят Умеров; народный образцовый ансамбль танца «Шаян» ау «Дворец культуры им. С. Гассара» г
27.65kb.
Конкурс «Симфония урока»
59.11kb.
Какой мореплаватель совершил первое кругосветное путешествие
36.25kb.
Информминутка посвященная дню освобождения Можайска
28.54kb.
Учебный план профессионального обучения по программе «Ландшафтный дизайн» Контингент обучаемых
181.08kb.
Современные архитектурно-планировочные и объемно-пространственные принципы формирования жилой среды с учетом традиционных ценностей раздел 1 Общие положения
557.93kb.
Программа «Историко-компаративистское изучение литератур Западной Европы и Америки»
111.35kb.
Лекция №17. Тема: кризис феодализма, социальные изменения в Европе XVI-XVII веках. План
84.2kb.