gazya.ru страница 1
скачать файл

УДК 657.62


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ:
ВЗГЛЯД ВСЕМИРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА.
(ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)

Сафиуллин М.Р., д.э.н., профессор, Директор ЦПЭИ АН РТ, г. Казань

Сафиуллин Л.Н., д.э.н., профессор, ЦПЭИ АН РТ, г. Казань
Аннотация

В статье приведен краткий обзор части 1 «Доклада о конкурентоспособности России 2011. Закладывая фундамент устойчивого процветания», разработанной Маргарет Држенек Хануз (Всемирный экономический форум развития) на тему «От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из Индекса глобальной конкурентоспособности». Выделяются слабые и сильные позиции России в сравнении с наиболее развитыми странами мира. Приводятся направления для дальнейшего развития России



Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, Всемирный экономический форум, индекс глобальной конкурентоспособности
В рамках анализа положения России в мировом сообществе по инициативе ОАО «Сбербанк России» совместно с консалтинговой компанией «Стратеджи Партнерс Групп» в лице Алексея Праздничных и Всемирного экономического форума развития в лице Маргареты Држенек Хануз было проведено детальное исследование конкурентоспособности России, который был представлен в виде «Доклада о конкурентоспособности России 2011. Закладывая фундамент устойчивого процветания».

Доклад состоит из двух частей. Первая представлена в виде докладов «От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из Индекса глобальной конкурентоспособности» Маргареты Држенек Хануз (Всемирный экономический форум развития) и «Построение инновационной экономики для будущего» Алексей Праздничных (Стратеджи Партнерс Групп). Во второй части приведены профили стран по материалам Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.

В данной статье мы раскроем общие положения и выводы, которые были представлены в рамках выступления Маргареты Држенек Хануз [1].

Исследование «От перераспределения благ к созданию процветания…» включает в себя два блока. В первом рассмотрен показатель производительности труда в России в сравнении со странами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а во втором – на основе раскрытия сущности двенадцати слагаемых конкурентоспособности, которые исследуются Всемирным экономическим форумом, рассматриваются их взаимосвязи друг с другом и, конкретизируя эти показатели применительно к России, определяются сильные и слабые стороны экономики, что позволило сформулировать направления развития и повышения индекса глобальной конкурентоспособности.

Одним из важнейших тезисов докладчика, на наш взгляд, является высказывание о взаимосвязи производительности, конкурентоспособности, уровня жизни и в итоге благосостояния граждан страны: «Измерение национальной конкурентоспособности Всемирный экономический форум определяет конкурентоспособность как набор институтов, политических мер и факторов, обусловливающих уровень производительности страны. Уровень производительности, в свою очередь, определяет устойчивый уровень благосостояния, которого может достичь экономика. Другими словами, более конкурентоспособные экономики обычно способны обеспечивать более высокий уровень дохода для своих граждан».

Исходя из данного высказывания, результирующим показателем является производительность, которая является основополагающим фактором конкурентоспособности. На базе такого подхода и рассматриваются все факторные показатели, приводящие в движение, т.е. росту (снижению) производительности.

Автор отмечает, что производительность является важнейшим и практически единственным элементом, объясняющим среднесрочные показатели роста экономики страны. Хотя экономический рост может быть обусловлен многими причинами – например, накоплением капитала или приростом населения, – устойчивым он является только при условии повышения производительности. В 2010 году ВВП России на душу населения превысил 10 521 доллар США (15 806 долл. США по паритету покупательной способности – ППС).

На рисунке 3 представлен индекс глобальной конкурентоспособности во взаимосвязи с величиной ВВП на душу населения в разрезе некоторых стран мира, характеризующий в большей степени и подтверждающий значительное влияние микроэкономических факторов на конкурентоспособность национальных экономик [2].



Рис. 1. Взаимосвязь индекса глобальной конкурентоспособности


с ВВП на душу населения1

За период с 2000 по 2010 год Россия достигла относительно высокого темпа роста ВВП в 5,5% в год, что позволило ей начать сокращать отставание от средних показателей стран ОЭСР. И тем не менее, разрыв между экономикой России и стран ОЭСР по среднедушевому ВВП составляет порядка 47 %. Другими словами, низкий уровень доходов в стране не позволяет России приблизить благосостояние населения к уровню жителей развитых стран мира. Вместе с тем, в своем выступлении Маргарет Држенек Хануз отмечает, что несмотря на превышающий общий уровень производительности в России, чем в Индии и Китае, превышение зарплаты приводит к тому, что на каждый заработанный рубль российский работник производит половину того, что производит работник в Китае или Индии.

Таким образом, по ее мнению, для повышения конкурентоспособности России необходимо привести соотношение между зарплатой и производительностью к среднемировому уровню.

В докладе приводятся данные по разрыву в производительности между Россией и странами ОЭСР в отдельных отраслях и секторах экономики. Выделяются три группы отраслевых секторов: базовые, поддерживающие и инфраструктурные. На рисунке 2 представлена производительность труда по группам отраслевых, инфраструктурных, поддерживающих и базовых секторов в России и ОЭСР.


Рис. 2. Производительность труда в России и ОЭСР.
К базовым секторам, как видно из доклада, относятся сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность и деятельность в области информационных технологий – то есть, все отрасли, производящие товары, которые потенциально могут продаваться на глобальном рынке, и потому часто работают в условиях реальной конкуренции.

Поддерживающие сектора – это сфера рыночных услуг, в том числе, отрасли, которые обеспечивают распределение товаров (например, оптовая и розничная торговля), поддерживают производство (например, бизнес-услуги) или производят такие товары и услуги, которые могут продаваться лишь на локальном рынке (например, строительство, недвижимость, деятельность гостиниц и ресторанов). Инфраструктурные сектора – это, в первую очередь, нерыночные услуги и промышленность, в том числе, государственное управление, образование и здравоохранение, транспорт и связь.

В докладе детализируются позиции, в которых наблюдается разрыв в производительности труда по этих секторах (рис. 3).
Рис. 3. Разрыв в производительности между Россией и ОЭСР.
Маргарет Држенек Хануз отмечает, что анализ роста экономики России по группам отраслевых секторов в период 2003–2009 гг. показывает, что наиболее быстрыми темпами росли те сектора, в которых интенсивность конкуренции выше. При этом производительность в поддерживающих секторах (в основном, это рыночные услуги) росла быстрее, чем во многих базовых секторах (тех, которые находятся под патронажем правительства, или где оно является основным собственником) и большинстве инфраструктурных секторов (в сфере нерыночных услуг).

Также отмечается, что в базовых секторах – как в ресурсных, так и в «обработке», производительность росла не так быстро, а занятость сокращалась. В инфраструктурных секторах рост занятости не наблюдался, а рост производительности был очень медленным. Производительность в группе инфраструктурных секторов в России в три раза ниже, чем в странах ОЭСР.

При этом самым быстрорастущим сектором в этой группе является отрасль связи – вследствие развития мобильных коммуникаций и Интернет. В поддерживающих секторах быстро росли как производительность, так и занятость, лидером роста был финансовый сектор. Этот сектор всё ещё находится в стадии становления, и его рост удовлетворяет активный спрос на финансовые услуги и обеспечивает выполнение в экономике поддерживающей функции, пока ещё недостаточно развитой. Разрыв в производительности в поддерживающих секторах вносит наибольший вклад в общий разрыв – 47% – и дальнейший быстрый рост производительности необходим, чтобы этот разрыв сократился.

Более чем наполовину отставание по производительности в поддерживающих секторах определяет низкий уровень производительности в строительстве и недвижимости, где производство является трудоёмким. Хотя производительность в этом секторе повышается, остаётся множество нерешённых проблем. В большинстве базовых секторов в России можно наблюдается некоторый рост производительности и сокращение занятости.

Уровень производительности также определяет коэффициент окупаемости инвестиций (в физический и человеческий капитал, в технологии). Коэффициенты окупаемости инвестиций являются основополагающими движущими факторами темпов роста экономики, а значит, более конкурентоспособная экономика развивается быстрее в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Таким образом, концепция конкурентоспособности подразумевает статические и динамические компоненты: хотя производительность явно определяет способность страны поддерживать высокий уровень дохода, она также во многом определяет окупаемость инвестиций, что, в свою очередь, является одним из ключевых факторов, объясняющих потенциал роста экономики.



Двенадцать слагаемых конкурентоспособности

Во втором блоке доклада Маргарет Држенек Хануз проводится анализ группы факторов, сгруппированных в двенадцать слагаемых конкурентоспособности, которые влияют на производительность в экономике (Рис. 4).

Рис. 4. Эннеаграмма факторов индекса глобальной конкурентоспособности по данным Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.

К этим слагаемым относятся: институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, емкость рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Несмотря на то, что в Докладе представлены результаты индивидуально для каждого из 12 слагаемых, важно помнить, что они не являются независимыми: все эти слагаемые усиливают друг друга, а слабое развитие одного из них зачастую негативно влияет на другие. Например, инновационный потенциал (12-е слагаемое) будет очень сложно реализовать без хорошо обученных и подготовленных кадров (4-е и 5-е слагаемые), способных осваивать новые технологии (9-е слагаемое), а также без достаточного финансирования (8-е слагаемое) исследований и разработок или без эффективного товарного рынка, который позволил бы довести инновации до потребителя (6-е слагаемое). Именно поэтому, хотя все слагаемые и объединяются в один индекс, для каждого из двенадцати по отдельности выводятся количественные показатели. Такая детализация позволяет получить представление о том, какие сферы нуждаются в улучшении в конкретной стране.

В соответствии с хорошо известной экономической теорией о стадиях развития, расчёт ИГК учитывает, что на первой стадии экономика обусловлена факторами производства, и страны конкурируют исходя из существующих у них базовых условий: в первую очередь, неквалифицированной рабочей силы и природных ресурсов. Компании конкурируют на уровне ценообразования и продают основные продукты или сырье, и их низкая производительность отражается в низких уровнях зарплат. Поддержание конкурентоспособности на этой стадии развития зависит в первую очередь от хорошо функционирующих государственных и частных институтов (1-е слагаемое), развитой инфраструктуры (2-е слагаемое), стабильной макроэкономической среды (3-е слагаемое) и здоровой рабочей силы, получившей хотя бы базовое образование (4-е слагаемое).

По мере роста конкурентоспособности страны производительность будет повышаться, а зарплаты увеличиваться. Затем страны переходят на стадию развития, когда экономика обусловлена эффективностью, и странам необходимо приступать к разработке более эффективных производственных процессов и повышать качество продукции, поскольку зарплаты выросли, а увеличивать цены они не могут. На данном этапе конкурентоспособность всё больше стимулируется высшим образованием и профессиональной подготовкой (5-е слагаемое), эффективными товарными рынками (6-е слагаемое), хорошо функционирующими рынками труда (7-е слагаемое), развитыми финансовыми рынками (8-е слагаемое), возможностью использовать преимущества существующих технологий (9-е слагаемое) и большим внутренним или внешним рынками (10-е слагаемое).

Наконец, к тому моменту, когда страны переходят на стадию, при которой экономика движима инновациями, зарплаты уже выросли до такого уровня, что их дальнейший рост и соответствующий рост уровня жизни возможны, только если компании в стране способны конкурировать, производя новые и уникальные продукты. На данной стадии компании должны конкурировать, выпуская новые, отличные от других, товары и используя самые передовые производственные процессы (11-е слагаемое), а также внедряя собственные инновации (12-е слагаемое).

При расчете ИГК более высокий относительный вес имеют те слагаемые Индекса, которые более значимы для страны на определённой стадии развития. То есть, хотя все 12 слагаемых в определённой степени важны для всех стран, влияние каждого из них зависит от стадии развития конкретной страны. С учётом этого слагаемые конкурентоспособности группируются по трём субиндексам, каждый из которых является критически важным для определённой стадии развития.

Субиндекс базовых условий включает слагаемые, наиболее важные для стран на той стадии, когда экономика обусловлена факторами производства. Субиндекс факторов эффективности объединяет слагаемые, которые наиболее важны для стран, чья экономика движима эффективностью. И, наконец, в субиндекс факторов инноваций группируются те слагаемые, которые критически важны для стран на стадии развития экономики, движущей силой которой являются инновации.



Базовые условия

Институты

Инфраструктура

Макроэкономическая среда

Здоровье и начальное образование

Ключевые для экономики,



ДВИЖИМОЙ ФАКТОРАМИ

Факторы эффективности

Высшее образование и профессиональная подготовка

Эффективность рынков товаров и услуг

Эффективность рынка труда

Развитость финансового рынка

Технологический уровень

Размер рынка


Ключевые для экономики,



ДВИЖИМОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ



Факторы инноваций

Конкурентоспособность компаний

Инновационный потенциал

Ключевые для экономики,



ДВИЖИМОЙ
ИННОВАЦИЯМИ


В третьем блоке своего доклада проведен детальный анализ конкурентных преимуществ и недостатков России и приведены ключевые направления для политики, направленной на повышение конкурентоспособности и стимулирование экономического развития. Основную идею она представляет в виде формулы «3 + 5», т.е. Россия могла бы существенно увеличить производительность, сосредоточившись на «капитализации» и развитии трёх преимуществ и устранении пяти системных «слабостей».

В качестве первого преимущества выделяются природные ресурсы.

Россия контролирует 5,6% мировых запасов нефти и 23,7% запасов газа (по данным на конец 2009 г.). Это позволяет ей быть крупнейшим в мире экспортёром минерального топлива и нефтепродуктов (в 2009 г.) и занимать 10,6% мирового рынка.

Но богатство России не ограничивается углеводородами. Страна также владеет 8,4% мировых запасов воды, 8,1% пахотных земель и 23% мирового лесного покрова.

Второе существенное конкурентное преимущество страны – большой размер рынка. Большой рынок способствует росту производительности, так как позволяет компаниям реализовать экономию на масштабе. Внутренний рынок России является одним из крупнейших в мире: по данному показателю страна занимает 8-е место из 139 стран, что однозначно даёт существенные преимущества.

Как говорится в докладе, если сопоставлять Россию с другими схожими по размеру странами, она является более экспортноориентированной: в 2009 г. экспорт составил 28,2% ВВП. В Китае, экономика которого для своих размеров является крайне экспортно-ориентированной, экспорт достигает 27,9% ВВП, в Турции – 24,3%, а в Бразилии, которая является значительно менее экспортно-ориентированной страной, экспорт достигает только 11,3% ВВП. Однако тот факт, что 73,1% российского экспорта приходится на топливо и полезные ископаемые, ограничивает это преимущество большого рынка, поскольку в других секторах экономия на масштабе не может быть реализована.



Третье преимущество: хорошо образованное население

Последнее, но не менее важное преимущество – уровень образования российского населения, один из самых высоких в мире. По количественным параметрам образования страна занимает 25-е место из 139, значительно опережая Китай (96-е место), Индию (108-е) и Бразилию (51-е). Благодаря унаследованной от Советского Союза системе, которая предоставляла всеобщий доступ к образованию на всех уровнях, преимуществом страны является высокий уровень образования трудовых ресурсов. Россия находится в группе стран с самой высокой долей работников, имеющих высшее образование. По этому показателю Россия идёт сразу после США и опережает многие страны ЕС.

Однако, следует обратить внимание на уже достаточно низкое и продолжающее ухудшаться качество образования.

На базе Индекса глобальной конкурентоспособности в докладе определили пять ключевых направлений, которые должны лечь в основу новой программы реформ российской экономики в ближайшем будущем: институциональная среда, качество образования, эффективность рынков товаров и услуг, эффективность и стабильность финансового сектора и развитость бизнеса.

Вполне очевидно, что в России необходимо бороться с коррупцией, однако, поскольку коррупция по своей природе является «скрытым» явлением, количественно оценить преимущества, которые страна получит в результате её сокращения, достаточно непросто, если это возможно в принципе27. Некоторые международные оценки подтверждают, что коррупция составляет свыше 5% мирового ВВП и достигает 10% совокупных затрат на ведение бизнеса.
Рис. 5. Затраты на строительство 1 км дороги, млн.долл.

В докладе раскрываются проблемы, которые приводят к низкой конкурентоспособности России. К ним относятся: неэффективная судебная система, неэффективная институциональная среда, снижение качества образования, низкий уровень математического и естественнонаучного образования в школе, неэффективность рыночных механизмов, торговые барьеры, неэффективные таможенные процедуры, высокая степень монополизации рынков и барьеры для торговли и инвестиций, влияние налогообложения и чрезмерное налоговое бремя, ограниченная развитость кластеров и ряд дургих.

На рисунке 2 представлены факторы, оказывающие негативное влияние на конкурентоспособность страны в разрезе ведущих стран мира.

По результатам данного Доклада предлагаются две основные рекомендации стратегического характера: необходимо ещё больше увеличить открытость России внешнему миру и придать наивысший приоритет реформам в области развития институциональной среды.

Рис. 2. Факторы, негативно влияющие на конкурентоспособность

В исследовании подчёркивается, что Россия обладает потенциалом существенного повышения конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и улучшения экономического положения, при условии, что будут проведены ключевые реформы, а скорость их проведения будет увеличена. Мы предлагаем «формулу конкурентоспособности» для России «три плюс пять», руководствуясь которой можно существенно повысить конкурентоспособность за достаточно короткое время. Этот подход предполагает «капитализацию» и развитие трёх ключевых преимуществ, а также решение проблем по пяти основным направлениям.

Согласно данным Индекса глобальной конкурентоспособности, для более полной реализации потенциала России предстоит решить основные задачи в пяти сферах. Во-первых, необходимо масштабное реформирование и развитие институциональной среды. Во-вторых, при сохраняющейся высокой доле обучающегося населения снижается качество образования. В-третьих, значительно повысить эффективность всех сфер экономики могла бы более острая конкуренция на внутреннем и внешнем рынках страны. В-четвёртых, необходимо дальнейшее совершенствование надзора за финансовыми рынками и развитие банковского сектора. В-пятых, внедрение и использование более совершенных методов управления.

Во второй части данной статьи приводится обзор материалов «Доклада о конкурентоспособности России 2011. Закладывая фундамент устойчивого процветания» подготовленного ОАО «Сбербанк России» совместно с консалтинговой компанией «Стратеджи Партнерс Групп» в лице Алексея Праздничных.

В рамках обзора рассмотрено исследование на тему «Построение инновационной экономики для будущего», подготовленного Стратеджи Партнерс Групп под руководством Алексея Праздничных2.

Также как и в докладе Маргареты Држенек Хануз важным тезисом, на наш взгляд, является рост благосостояния жителей страны, но с позиции разработки и внедрения инноваций в экономике. В данном исследовании отмечается наличие у России огромного потенциала в сфере науки и технологий, который, по тем или иным причинам, не реализуется в инновациях и росте благосостояния. Разработчики данного исследования определяют инновации как разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и услуг, процессов, систем, организационных структур или бизнес-моделей в целях создания новой потребительской ценности, улучшения финансовых результатов и повышения производительности.

Такое определение справедливо подчёркивает несколько ключевых аспектов этого комплексного понятия, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. В частности, инновации приводят к повышению уровня производительности; инновации позволяют продавать продукты и услуги по более высокой цене благодаря их более высоким потребительским качествам; инновации в сфере сортировки и переработки отходов позволяют сокращать влияние человека на окружающую среду; новые лекарственные препараты и методы лечения позволяют человеку справляться с всё большим числом болезней и повышают продолжительность жизни и так далее.

Концепция конкурентоспособности национальных инновационных систем объясняет, почему некоторые страны добиваются высоких результатов в осуществлении инноваций. По определению авторов доклада конкурентоспособность национальной инновационной системы представляет собой наличие необходимого множества ресурсов, институтов и политик, которые способны обеспечивать результативность инновационных процессов и их использование для повышения будущего благосостояния.

В докладе осуществляется детальное исследование шести слагаемых конкурентоспособности инновационных систем, к которым относят:

1. Таланты и идеи как основные источники инноваций, которые формируются в раках достойной образовательной системы с вытекающими отсюда последствиями.

2. Коммерциализация. Внедрению новых продуктов и идей способствует развитая специализированная инфраструктура для коммерциализации: центры передачи технологий, бизнес-инкубаторы, необходимые услуги для начинающих предпринимателей и компаний.

3. Условия спроса. Способность и склонность национальных компаний заниматься инновациями во многом зависят от внешних стимулов, в первую очередь, от характеристик спроса на внутреннем рынке. Как известно, это один из детерминантов конкурентоспособности по М.Портеру, который приводит пример с искушенностью и изощренностью японских потребителей.

4. Технологическая инфраструктура и отраслевые кластеры. Инновационная система, представляя собой сложную сеть взаимодействий между малыми и крупными компаниями, исследовательскими институтами, образовательными организациями, потребителями, ассоциациями, правительством и другими организациями, обусловливает результативность, широко доступной технологической инфраструктуры, современными техническими стандартами и развитым законодательством об интеллектуальной собственности

5. Инновационный потенциал и технологические способности, являясь фактором конкурентоспособности компаний, определяют их поведение и мотивацию к инновационной активности.

6. Институты и государственное управление. Качество и дееспособность институтов и органов государственной власти представляют группу ключевых факторов, влияющих на инновационную активность. От совершенства институтов зависит способность всех участников инновационной системы принимать решения и планировать долгосрочные инвестиции.

Пять слагаемых конкурентоспособности непосредственно стимулируют развитие инноваций, но каждое из них связано с отдельным компонентом инновационной системы и с отдельным этапом инновационного процесса. Ни одно слагаемое конкурентоспособности не является главным или основным.

Успешные инновации основаны на сбалансированном действии всех слагаемых; развитие каждого из них является необходимым. Но в зависимости от ситуации, некоторые из них могут оказываться более важными. В том числе, относительная важность слагаемых и отдельных факторов зависит от стадии развития инновационной системы страны.

Также в докладе исследуются сильные и слабые стороны конкурентоспособности инновационной системы России.

По сравнению с советским периодом, инновационная система России несколько снизила свои способности. Количество направлений, в которых могут создаваться новые технологии, существенно сократилось, а сегмент, ориентированный на простое использование импортных технологий, вырос. Как показывает статистика результатов инновационной активности, сегодня Россия не лидирует ни в сфере технологий (изобретений), ни в производстве и экспорте высокотехнологичной продукции.

Из профиля конкурентоспособности инновационной системы России лишь некоторые факторы можно отнести к сильным сторонам России, а по большинству (более половины) факторов страна занимает низкие позиции.

В докладе приводиться результаты анализа сильных и слабых сторон российской инновационной системы, а также возможностей и угроз для её развития (Таблица 1).

Таблица 1



Сильные стороны и возможности

Слабые стороны и угрозы

Таланты и идеи

Высокий потенциал системы профессионального образования

Отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж и в коммерческие сектора экономики, снижение финансирования

Высокая доля жителей имеющих высшее или среднее образование

Отсутствие какого-либо контроля над качеством образования и непрестижность естественнонаучного и математического образования

Высокая доля инженерных или естественнонаучных специальностей

Школьники занимают 37-38 позиции в рейтинге из 65 стран по уровню знаний в сфере математики и других точных наук

Талантливая молодежь «из регионов» имеет доступ к качественному высшему образованию

Низкий уровень государственных затрат на НИОКР и низкая результативность государственных НИОКР

Формируются самовоспроизводящиеся научные школы



В России лишь в очень ограниченном числе вузов студенты имеют возможность использовать полученные знания на практике и участвовать в научных исследованиях.

Как отмечается в докладе, для ведения конкурентоспособных и результативных исследований необходимо наличие хорошо подготовленных, амбициозных и трудоспособных людских ресурсов. В большинстве научных центров России основную часть кадрового потенциала составляют сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста. Более того, многие исследователи из числа наиболее квалифицированных или уехали из России в научные центры других стран, или ушли в другие сектора экономики, обеспечивающие более высокий уровень дохода.

Более того, по количеству международных публикаций российские ученые существенно отстают от среднемирового уровня, причем это отставание слабо связано со спецификой научных отраслей, в которой делаются публикации. Наиболее ёмкими по количеству публикаций российских ученых являются физика, химия и инженерные науки. Наиболее высокий уровень специализации в публикациях (т.е. отношение доли публикаций в России к общемировой доле публикаций в этой отрасли знания) наблюдается также в физике, науках о космосе и науках о земле, математике, химии, инженерных науках.

При этом качество (оцениваемое по цитируемости публикаций) российских публикаций уступает среднемировому во всех дисциплинах. В целом, уровень цитат на статью для российских публикаций составляет 4,7, тогда как среднемировой показатель равен 10,7.

При этом разрыв, обусловленный «портфелем публикаций», то есть спецификой портфеля публикаций по научным дисциплинам, составляет всего около одной цитаты на статью; тогда как разрыв, обусловленный «уровнем публикаций», то есть разницей в цитируемости внутри одной и той же отрасли научных знаний, составляет около пяти цитат на статью. Важно отметить и то, что ситуация в сфере публикаций российских ученых несколько улучшилась за последние годы.



Таблица 2

Сильные стороны и возможности

Слабые стороны и угрозы

Коммерциализация

Большой внутренний рынок (потребительский рынок России один из крупнейших в мире)

Низкая эффективность инфраструктуры для коммерциализации

Большие военные закупки

Низкий уровень предпринимательской активности исследователей и населения в целом




«Безразличие к инновациям» в государственных закупках

Технологическая инфраструктура и отраслевые кластеры

Наличие базовых технологий

Неэффективная инфраструктура для технического регулирования

Спрос на инновации в инфраструктурных и социальных секторах в России

Барьеры в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности

Потенциальный спрос в секторе обороны

Низкий уровень развития ключевых региональных инновационных кластеров

Доступность знаний и технологий

Отсутствуют или потеряли свои позиции инновационные хабы

Увеличение количества и повышение мобильности исследователей (за счёт роста в развивающихся странах)

Низкая инновационная активность в отраслях экономики через адаптацию зарубежных технологий и разработку собственных

Доступность и возможности для использования и адаптации лучших международных стандартов и системы технического регулирования

Низкий уровень иностранных инвестиций в России в секторе НИОКР

Низкая эффективность государственной политики в области науки, технологий и инноваций




Замораживание текущей структуры экономики




Потеря населением научной грамотности и распространение лженауки




Низкий уровень привлекательности карьеры ученого и инженера

В докладе выделяются 6 направлений новой инновационной политики России:



Направление

Задачи

Амбиции,
стратегия и
координация

• Повышение эффективности координации между различными ведомствами и организациями при разработке и реализации инновационной политики;

• Использование современных подходов и создание системы по оценке результативности и эффективности отдельных программ в рамках инновационной политики;

• Совершенствование и развитие системы статистических наблюдений в сфере инновационной политики.


Политика
в области государственных научных
исследований

• Увеличение и повышение эффективности финансирования научных исследований со стороны государства;

• Рационализация и повышение эффективности управления системой государственных научно-исследовательских организаций;

• Развитие исследовательской функции ведущих университетов;

• Развитие естественнонаучного и инженерного образования;

• Развитие медико-биологических исследований и исследовательской инфраструктуры через формирование конкурентоспособных в международном масштабе интегрированных медицинских комплексов (медицинский вуз + НИИ + клиника).


Политика
в области коммерциализации и развития
инновационных предприятий МСБ

• Расширение доступности финансовых ресурсов для коммерциализации, особенно на ранней стадии – до этапа создания компании (включая увеличение средств, упрощение и повышение эффективности процедуры отбора);

• Повышение эффективности опорных элементов инновационной инфраструктуры («микроинструментов»), например, таких как центры коммерциализации/передачи технологий при ведущих вузах и НИИ, повышение доступности недвижимости и инфраструктуры для начинающих технологических компаний, повышение доступности и качества профессиональных услуг для коммерциализации, становления и развития технологических компаний;

• Расширение доступности финансовых ресурсов для технологического развития существующих предприятий малого и среднего бизнеса (например, через расширение портфеля грантов на реализацию технологической модернизации и адаптацию современных технология предприятиям МСБ).


Технологическая политика

• Поддержка технологического обновления и стимулирования инновационной деятельности в компаниях (например, с использованием различных инструментов прямой финансовой поддержки инновационных проектов предприятий);

• Рационализация и повышение эффективности системы отраслевых научно-исследовательских институтов;

• Повышение технологического уровня предприятий малого и среднего бизнеса;

• Тестирование и внедрение налоговых льгот для компаний, осуществляющих НИОКР;

• Активное привлечение в Россию международных компаний для осуществления НИОКР и другой инновационной деятельности (например, через реализацию специальных налоговых и других мер поддержки);

• Внедрение современных принципов управления НИОКР в интересах обороны и безопасности.



Региональное
измерение
инновационной политики

• Развитие конкурентоспособных в международном масштабе «инновационных центров» в нескольких регионах как платформы для развития инновационных кластеров;

• Стимулирование наиболее конкурентоспособных и перспективных инновационных кластеров (например, через систему конкурсного проектного финансирования для реализации стратегий развития инновационных кластеров в ограниченном числе регионов – победителей конкурса);

• Содействие регионам в развитии региональных инновационных систем и реализации региональной инновационной политики (например, содействие в развитии инфраструктуры для коммерциализации и развития инновационных предприятий МСБ; содействие в реализации региональной технологической политики).


Рамочные
условия и
стимулы

• Повышение эффективности оборота интеллектуальной собственности (например, разработка регламентов по правоприменению законодательства об интеллектуальной собственности, решение коллизий о распределении ИС между юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в ее разработке и т.п.);

• Повышение эффективности и «ориентированности на инновации» государственных закупок в социальных и инфраструктурных секторах, а также в сфере обороны и безопасности;

• Создание эффективной инфраструктуры качества и технического регулирования (например, внедрение современных стандартов клинических исследований и т.п.);

• Снижение барьеров для привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа (включая вопросы выдачи виз и трудового законодательства);

• Повышение эффективности внешнеторгового регулирования (включая более работоспособное и благоприятное для инновационного сектора таможенное законодательство регулирующее ввоз высокотехнологического оборудования и комплектующих).

Разные направления инновационной политики приводят к различным результатам для экономики и общества, причем эти результаты могут быть разнесены во времени, например, эффективная технологическая политика может дать отдачу в краткосрочной и среднесрочной перспективе, фокус на коммерциализации и развитии инновационных малых и средних предприятий – не ранее чем в среднесрочной перспективе, политика в области научных исследований – только в среднеи долгосрочной перспективе. Как подсказывает международный опыт стран по развитию инновационных систем, опережающего и устойчивого развития НИС можно добиться только при условии адекватного внимания ко всем ключевым компонентам инновационной политики.

Список литературы.


  1. Доклад о конкурентоспособности России 2011. Закладывая фундамент устойчивого процветания. Часть 1. «От перераспределения благ к созданию процветания: выводы из индекса глобальной конкурентоспособности», Маргарета Држенек Хануз, Всемирный экономический форум.

  2. Сафиуллин М.Р., Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин Н.З. Анализ конкурентоспособности России в 2010-2011 гг. (по материалам ВЭФ) // Экономический вестник РТ. 2010. – №4.

  3. Доклады Всемирного экономического форума. – www.weforum.com.

  4. Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин А.Р., Хазиахметов Б.З. Структурные исследования конкурентоспособности Республики Татарстан. – Казань: Изд–во Казанск. ун–та, 2011. – 269 с.

  5. Сафиуллин Л.Н., Пикулев А.А. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2011. – № 2.

  6. Сафиуллин Л.Н., Сафиуллин Н.З. Конкурентоспособность: теория и методология / Монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 162 с.

  7. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.

  8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательский книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 892 с.

  9. Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер с англ. / Науч.ред.чл.–корр. РАН В.С. Автономов. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 931 с.

COMPETITIVENESS OF RUSSIA:

SIGHT OF THE WORLD ECONOMIC FORUM.

(REVIEW)


The abstract

In article is resulted the short review of a part 1 «The Report on competitiveness of Russia 2011. Laying the foundation for steady prosperity», developed Margaret Drzhenek Hanuz (the World economic forum of development) on a theme «From redistribution of the blessings to prosperity creation: conclusions from the Index of global competitiveness». Weak and strong positions of Russia are resulted in comparison with the most developed countries of the world are allocated. Directions for the further development of Russia



Keywords: the competitiveness, competitive advantage, the World economic forum, Index of global competitiveness

1 По расчетам авторов статьи.

2 По Материалам Доклада по конкурентоспособности ВЭФ (2011). Часть 1. Построение инновационной экономики для будущего. Автор Алексей Праздничных, Стратеджи Партнерс Групп и Евразийский институт конкурентоспособности.

скачать файл



Смотрите также:
Конкурентоспособность россии: взгляд всемирного экономического форума.
259.08kb.
1. 1 Международный конкурс эссе «Сервис класса «люкс» (далее Конкурс) проходит в рамках V евразийского экономического форума молодежи
59.91kb.
Участники Всемирного экономического форума четко формулируют, что привело к глобальному кризису. Но ни у кого нет рецепта, как из него выйти
28.32kb.
Экономический и Социальный Совет
38.22kb.
А. С. Ревайкин, профессор кафедры экономической теории и финансов экономического факультета ПетрГУ, д э. н., профессор
168.45kb.
Пояснительная записка данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
259.05kb.
Мужское здоровье и долголетие
222.49kb.
Рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Что я люблю»
170.16kb.
«Конкурентоспособность российского образования не позволяет с уверенностью говорить о будущем наших детей»
130.34kb.
Александр Мишарин презентовал возможности Среднего Урала в Швейцарии
55.87kb.
Соломанина Юлия Владимировна республиканская форма правления в россии: история и современность
419.09kb.
Современные международно-правовые проблемы экономического сотрудничества государств-членов
483.71kb.