gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать файл



Л.Н. Андрейченко

РУССКИЙ ЯЗЫК

Фонетика и фонология

Орфоэпия


Графика и орфография

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших
педагогических учебных заведений,
обучающихся по специальности 031200 –
педагогика и методика начального образования

Москва


«Флинта»

2003

Авторы:

Л.Н. Андрейченко. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Под ред. Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. М.: Флинта, 2003.



Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «педагогика и методика начального образования». В нем четко выделен и кратко (в схемах и таблицах) изложен материал, который изучается в средних педагогических учебных заведениях, что обусловлено необходимостью соблюдения преемственности при реализации государственных образовательных стандартов различного уровня. Теоретические вопросы вузовского курса рассмотрены с учетом традиции и современных исследований. Учебник содержит материал, рассчитанного на то, чтобы расширить кругозор студента и сформировать у него интерес к дальнейшему самообразованию.

Учебником могут пользоваться учителя, аспиранты и все интересующиеся проблемами современного русского языка.



ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» система образования в нашей стране «представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных общеобразовательных программ и государственных стандартов различного уровня направленности»1. Для того, чтобы осуществить на практике это положение о непрерывности образовательного процесса, необходимы соответствующие учебники. Данный учебник входит в состав цикла учебников, специфика которых заключается в тесной увязке программ среднего и высшего педагогического учебного заведения1. Особенно важно осознание этой непрерывности для выпускников педагогических училищ, которые продолжают свое образование в высших педагогических учебных заведениях, так как курс русского языка в училище шире, чем в средней школе, и часть материала они должны просто повторить. Поэтому изложение каждой темы делится на две части: в первой части [I] излагаются те сведения, которые предусмотрены программой по русскому языку и изложены в учебнике для педагогических училищ2; во второй части [II] дается материал, которые по традиции изучается в институте, или расширяются сведения, содержащиеся в учебнике для училища. Такого деления нет лишь в тех разделах, которые в программе училища отсутствуют вообще. В результате этого устанавливается преемственность между курсами русского языка в педагогическом училище и в педагогическом институте, причем сделано это так, чтобы сам факт преемственности был для студентов вполне очевидным и мог служить прочной, активной базой при овладении вузовским материалом.

В связи с тем, что в учебнике следует не только установить преемственность между курсами русского языка в училище и в педагогическом институте, но и в наглядной форме показать наиболее существенные связи и взаимоотношения между выделенными основными понятиями в пределах каждой темы курса, и училища, и института, широко используются различные формы знакового моделирования – схемы, графики, таблицы, структурные формулы и др. Это способствует осознанию языка как системы и в конечном итоге является важным условием и средством овладения знаниями, средством их закрепления и активизации.

Предлагаемые в пособии списки рекомендуемой литературы, ссылки в тексте на использованную литературу рассчитаны на то, чтобы сформировать у студентов потребность в самообразовании. Это особенно важно для учителя, призванного сформировать эту потребность у своих учеников, которым предстоит жить и работать в условиях, когда непрерывное обновление знаний станет острой необходимостью.


ФОНЕТИКА

Предмет фонетики

I. Фонетика (греч. phōnētikē от phōne – звук.) – учение о звуковом строе языка. Одним из практических приложений фонетики является орфоэпия (греч. orthos – правильный и epos слово) – наука о правильном произношении.

С фонетикой тесно связана и графика – учение об изображении звуков речи буквами (от греч. graphō – пишу).

II. Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка.



Различные определения предмета фонетики



Аспекты изучения звука и науки, изучающие эти аспекты

Аспекты изучения звука

Признаки звука

Науки,
имеющие отношение к изучению данного аспекта звука

Разделы
языкознания,
изучающие данный аспект звука

Физический, акустический

Высота (зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды колебаний), длительность, долгота (от продолжительности колебаний), тембр (от количества, качества и порядка возникновения обертонов)

Физика

(акустика)



Акустическая фонетика

Биологический, артикуляционный

Артикуляция (работа органов речи по произнесению звука)

Биология (анатомия и физиология)

Артикуляционная фонетика




Социальный, функциональный, фонологический

Различение звуком значимых единиц языка – словоформ и морфем

Языкознание

Фонология




Функции, звука и разделы языкознания, изучающие эти функции

Функции звука

Разделы языкознания,
изучающие данные функции

Перцептивная – доведение речи до восприятия

Фонетика

Сигнификативная – различение значимых единиц языка: словоформ и морфем

Фонология

Единицы фонетики имеют материальную природу. Они лишены, с одной стороны, самостоятельного значения (звуки речи, слоги), а, с другой стороны, именно эти единицы и обеспечивают существование значимых единиц языка (морфем, слов), являясь средством их материальной реализации.

Синхрония, диахрония и изучающие их подразделы фонетики


1 Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. Русский перевод А.М. Сухотина. – М., 1933. – С. 88.

Предмет изучения и подразделы фонетики, определяемые им



Методы изучения и подразделы фонетики,
в которых используются эти методы



Соотношение раздел в языкознания,
изучающих звуковой, строй языка

I степень абстракции II степень абстракции


Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка в плане артикуляторно-акустических характеристик

Фонология – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка в ее функциональной значимости

В известном смысле эти разделы


представляют собой единое целое

[в о д ы]

[в  д ы]

[в ъ д  в о с]

Синтагматика, таким образом, ряд линейный, парадигматика – ряд ассоциативный: [о], [], [ъ] – синтагматические единицы, совокупность которых представляет собой единицу парадигматическую.

Значение фонетики для изучения других разделов языкознания



Значение фонетики для прикладных аспектов языкознания

В предлагаемом учебнике излагается курс современного русского литературного языка с отдельными элементами истории языка (т.е. характеризуются основные языковые закономерности и факты в синхронном плане с элементами диахронии)1.



Фонетические единицы

С ритмико-интонационной стороны наша речь представляет собой речевой поток, цепь звучаний, которая членится на следующие фонетические единицы: фразы, речевые такты (синтагмы), фонетические слова, слоги, звуки.



Ритмико-интонационное членение речи. Фонетические единицы





Фраза
наиболее крупная фонетическая единица, соответствующая законченному по смыслу высказыванию, обладающая интонационной законченностью и отделенная от других соответствующих единиц паузами


Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом |1


Речевой такт, синтагма, полуфраза
часть фразы, не соответствующая законченному по смыслу высказыванию,
характеризующая определенной интонационной структурой и отделенная
от других соответствующих единиц паузами

Речевые такты могут быть обязательными и факультативными

Обязательное членение характерно для любого, говорящего на данном языке; как правило, соответствует знакам препинания, а в стихотворном тексте – и к концу строки

Факультативное членение характерно не для любого, говорящего на данном языке; как правило, не соответствует знакам препинания, определяется задачами высказывания и темпом речи

Концы обязательных речевых тактов обозначаются сплошной вертикальной чертой

Концы факультативных речевых тактов обозначаются пунктирной вертикальной чертой

Белеет парус одинокий |

В тумане моря голубом ||1






Фонетическое слово – одно или несколько лексических слов, объединенных одним словесным ударением

Проклитика – безударное слово, примыкающее в ударному спереди.

Проклиза – примыкание спереди



Энклитика – безударное слово, примыкающее к ударному сзади.

Энклиза – примыкание сзади



[н’иэ – иш’ьт]

[и-мач’тъ]



[ч’итал-л’и]

[он-жъ]


1Примеры фонетических единиц (фразы, речевого такта) до изучения транскрипции даны в орфографическом виде.

[па | рус]

[к’и | нул]

[п], [а]


Фонетика изучает материальные языковые единицы. Эти единицы лишены самостоятельного значения (звук, слог) или имеют специфическое значение (речевой такт, фраза – разные интонационные типы), но они обусловливают существование значимых единиц языка (морфемы, слова, словосочетания, предложения), являются средством их материальной реализации.

Выделение этих единиц проводится по разным основаниям



При выделении фонетических единиц недопустимо их смешение с единицами других уровней. Если звук и слог являются специфически фонетическими единицами, поэтому их смешение с единицами других уровней невозможно, то особенно нужно предостеречь от смешения фонетического

1 Необходимо графически различать слогораздел, обозначив его вертикальными, чертами, и перенос, обозначив его горизонтальными чертами.

слова (на-руки, читал-ли) и лексического (руки, читал), фразы, единицы фонетической, и предложения, единицы синтаксической. Кроме различия к основаниях, но которым выделяется фраза и предложение (хотя присутствует и общее основание – семантическое), указанные единицы не совпадают и линейно: одной фразе может соответствовать несколько предложений, а одному предложению – несколько фраз.



Различия в терминологии фонетических единиц


Традиционная терминология

Нетрадиционная терминология

Фраза

Высказывание (Л.В. Бондарко)

Речевой такт

Полуфраза (А.А. Реформатский), синтагма (представители ленинградской фонологической школы, Е.А. Брызгунова)

Фонетическое слово

Такт (А.А. Реформатский, М.В. Панов)

Слог




Звук




Таким образом, в современной лингвистической литературе наблюдается несоответствие в терминологическом обозначении фонетических единиц, которое проявляется не только в излишней дублетности терминов (по 2-3 на одно понятие), но и в омонимии терминов, что недопустимо. Так, например, под тактом может пониматься и последовательность «белеет парус одинокий», и последовательности «белеет», «парус», «одинокий». Рекомендуем использовать традиционную терминологию фонетических единиц, имея в виду прежде всего соотношение в терминах, что поможет при чтении различной лингвистической литературы, в том числе и учебной.

Количественные различия между фонетическими единицами

Может включать один (одно) или несколько




Фраза




Не может включать, один (одно) или несколько




Речевой такт (синтагма)







Фонетическое слово







Слог







Звук




Качественные различия между фонетическими единицами

Качественные различия между фонетическими единицами важнее количественных.




Единство




фразы



о

п



р

е

д



е

л

я



е

т

с



я




интонацией




речевого такта (синтагмы)







фразовым ударением




фонетического слова







тактовым ударением




слога







словесным ударением



звука








волной сонорности










акустико-артикуляционной однородностью


Сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные,
просодические) фонетические единицы,
т.е. фонетические единицы и фонетические средства
.

В звуковом потоке необходимо различать сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы.



Сегментные (линейные) фонетические единицы являются отрезками, сегментами непрерывной цепи звучания в речевом потоке. К сегментным (линейным) фонетическим единицам относятся фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук. В лингвистической литературе сегментные (линейные) фонетические единицы называются также просто фонетическими единицами.

Суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы не являются отрезками, сегментами речевой цепи, не могут существовать сами по себе, а накладываются на сегментные единицы, определяя их. К суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим единицам относятся интонация и ударение (фразовое, тактовое, словесное). В лингвистической литературе суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы называются также фонетическими средствами.


В современной лингвистике нет единообразия и понимании суперсегментных единиц. Так, например, М.В. Панов к перечисленным выше и традиционно выделяемым суперсегментным единицам относит также слог, но не как линейную единицу, представленную звуками, а как сочетание слогообразующего звука с неслогообразующими, волну сонорности, что поддерживается и Л.Л. Касаткиным, а также пограничные сигналы (диэремы), обнаруживаемые на границах слов и морфем, первое упоминание о которых находим у Н.С. Трубецкого.



Фонетические средства

Фонетические средства русского языка выполняют две функции: перцептивную, функцию доведения речи до восприятия, и сигнификативную, функцию различения значимых единиц языка (морфем, словоформ, словосочетаний, предложений) и совокупностей языковых единиц (парадигм)1.











Фонетические средства

Различают следующие единицы языка

Связаны с данными разделами языкознания

Примеры

ФОНЕТИКА

Звук

морфемы

с лексикологией, с морфологией

[том] – [дом]

[домъ] – [домъм]






словоформы одной парадигмы

с морфологией

[дом] – [дому]




словоформы разных парадигм

с лексикологией

[дом] (имя сущ.) – [домъ] (наречие)

Словесное ударение

словоформы одной парадигмы

с морфологией

[рук’и] – [рук’и]




словоформы разных парадигм при одинаковом составе и порядке звуков

с лексикологией

[бур’и] – [бур’и]

Фразовое ударение

фразы при одинаковом составе и порядке слов

с синтаксисом

Казнить – нельзя помиловать. Казнить нельзя – помиловать.

Интонация

фразы при одинаковом составе, порядке слов и месте фразового ударения

с синтаксисом

Снег идет. Снег идет? Снег идет!

Типы ударений во фразе

Необходимо различать фразовое и логическое ударение. Фразовое ударение приходится на конец фразы, его функция – обозначение границ фразы. Логическое ударение – это смещенное фразовое ударение; оно может падать на любое фонетическое слово фразы, его функция – выделение логического центра фразы. Во фразе может быть или логическое, или фразовое ударение, но только одно из них. Логическое ударение сильнее фразового.



Типы ударений
во фразе

Местоположение

Функция

Примеры

Фразовое ударение

Конец фразы (последнее фонетическое слово)

Обозначение границ фразы

Сегодня мы едем в Волгоград.

Логическое ударение

Любое место фразы (любое фонетическое слово, в том числе и последнее)

Выделение логического центра фразы

Сегодня мы едем в Волгоград (а не завтра).

Сегодня мы едем в Волгоград (а не вы).

Сегодня мы едем в Волгоград (а не летим).

Сегодня мы едем в Волгоград (а не в Ригу)


Фонетическая транскрипция

I. Фонетической транскрипцией называется точная запись устной речи, при которой каждому звуку соответствует одна буква.




Закономерности фонетической транскрипции

Примеры

1.

Запись в квадратных скобках

[рот]

2.

Употребление добавочных букв (ј, и)

[мои]

3.

Употребление добавочных знаков ( ’ )

[л’ук]

4.

Использование ъ на месте а, о после твердых согласных в неударных слогах, кроме первого предударного

[плавът’]

[въдавос]



5.

Использование ь на месте буквы я, е после мягких согласных в неударных слогах, кроме первого предударного

[п’ьтака] [кол’ът]

6.

Обозначение долготы согласных чертой над соответствующей буквой

[ванъ] [пъталкяут']

7.

Использование ј перед ударной гласной, а и – не перед ударной

[ја]

[мои]


8.

Использование а на месте а, о после твердых согласных в нервом предударном слоге1

[сады] [вада]

9.

Использование иэ на месте а, е после мягких согласных в первом предударном слоге

[п’иэтак] [п’иэтух]

10.

Использование ыэ после твердых шипящих в первом предударном слоге в некоторых словах

[жыэк’эт] [жыэл’эт]

II. Фонетическая транскрипция представляет собой способ передачи на письме устной речи с максимальным учетом ее звуковых особенностей, вне отношения к структуре языка, вне учета позиций, обусловливающих качество кратчайших звуковых единиц, вне вопроса о тождестве и различии этих единиц.

Необходимость транскрипции объясняется расхождением между системой звуков и системой букв в современном русском языке, отсутствием однозначного соответствия между звуком и буквой.


1 Напоминаем, что в данной таблице обобщены сведения, которые изложены в пособии для педучилищ; ср. с таблицей в разделе II, в которой изложены правила фонетической транскрипции в соответствии с требованиями вузовской программы.

Примеры неоднозначного соотношения между звуками и буквами

Звуки

Буквы

Примеры

[ъ]

[а], [^], [ъ]

[т]

[в], [в’]



[ф], [ф’]

[ш’]


[ја]

а, о, е

а

д, т



в
сч

я


маховик, молодой, жестяной

взмах, махни, маховик

род, рот

крова, крови, кров, кровь
считать

яма



Существуют насколько систем фонетической транскрипции, но основным принципом любой из систем является однозначное соответствие между звуком и знаком.

Универсальной фонетической транскрипцией является система, принятая Международной фонетической ассоциацией (МФА) в 1886 году и постоянно совершенствующаяся. Общую характеристику этой транскрипции можно найти у А.А. Реформатского1.

В современной лингвистической, научной и учебно-методической, литературе используются частично расходящиеся системы записи устной речи, что связано и с различием в фонологических школах, московской и ленинградской, и с учебными задачами, и просто с подходами отдельных лингвистов. Различие в транскрипции обнаруживается также в учебнике для педучилищ2 и учебниках для вузов.

Предлагаем частично измененную и приближенную к школьной и училищной транскрипцию Р.И. Аванесова3.




Правила фонетической транскрипции
русского литературного произношении

1. Транскрибируемый текст заключается в квадратные скобки.

2. В транскрипции нет больших букв и знаков препинания.

3. Слитное, раздельное, дефисное написание не принимаются во внимание, так как вместо лексического слова рассматривается фонетическое, которое может включать в себя проклитики (безударные слова, примыкающие к ударному слову спереди) и энклитики (безударные слова, примыкающие к ударному слову сзади): [нъ-ст^л’э], [на-рук’и].

4. В системе фонетической транскрипции используются все буквы русского алфавита, кроме йотированных букв е, ё, ю, я, которые в русской графике обозначают после согласных мягкость предшествующего согласного плюс гласный; в начале слова, после гласных, после разделительных Ъ, Ь – [ј(i)] плюс гласный.

5. Гласные транскрибируются в соответствии со схемой качественной редукции безударных гласных.

6. Для обозначения гласного звука первого предударного слога после твердых согласных, соответствующего ударным [а] и [о], используется знак [^] («крышечка»).

7. Для обозначения ударного гласного переднего ряда, среднего подъёма нелабиализованного в лингвистической литературе используется два знака: [е] и [э]; для обозначения гласного первого предударного слога, передн<м;реднего ряда, верхнее-среднего подъёма, нелабиализованного: [ие] и [иэ]; для обозначения гласного первого предударного с лога, передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованного используются тоже два знака: [ые] и [ыэ]; для более четкого различения буквы и звука, а также в целях приближения к школьной практике предлагаем второй знак из каждой пары: [э], [иэ], [ыэ].

8. Для обозначения ослабленного, или редуцированного, гласного среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованного используется [ъ], а для обозначения редуцированного гласного переднего ряда, верхнее-среднего подъёма, не лабиализованного – [ь].

9. Результаты аккомодации качества гласного качеству согласного для гласных переднего ряда обозначаются крышечкой над гласными ([и], [э]), что указывает на напряженность и закрытость гласных; продвижение в переднюю зону образования гласных непереднего ряда обозначается точкой над гласным слева, если такое продвижение наблюдается в начале аршкуляции; справа, если оно в конце артикуляции; с двух сторон, если про движение, гласного происходит на всем протяжении артикуляции

([а][а],[а]):[п’ит’],[п’эт’],[м’от],[мат’],[л’уд’и].



10. В системе фонетической транскрипции используются все атласные буквы русского алфавита, кроме щ, которая в русской графике обозначает [ш’], и й.

11. В русской фонетической транскрипции используются две согласные буквы, отсутствующие в русском алфавите: [ј].– для обозначения согласного сонорного, щелевого, среднеязычного, звонкого, мягкого; [γ] – для обозначения согласного шумного, щелевого, заднеязычного, звонкого, твёрдого.

12. В транскрипции различаются [ј], выступающий только непосредственно перед ударными гласными, и [i], используемый в других позициях: [м ^i а], [ма i ь], [i иэ во].

13. Согласные звуки транскрибируются на основании анализа произношения; при этом глухость-звонкость согласных в транскрипции обозначается разными буквами, например [б] и [п], а твердость-мягкость – наличием (для обозначения мягкости) или отсутствием (для обозначения твердости) надстрочного знака, апострофа, например [т] и [т’]: [быт], [быт’].

14. Долгота согласных обозначается чертой над соответствующими согласными буквами: [ванъ].

15. Неслоговый характер звуков обозначается дужкой под буквами: [маi].

16. Частичная утрата голоса сонорными согласными обозначается крышечкой под буквами сонорных согласных: [вопл’].

17. Слитная артикуляция согласных обозначается дужкой над согласными буквами: [дод’ж’ - бы].

18. Затранскрибированный текст делится двумя вертикальными чертами (||) на фразы, одной сплошной вертикальной чертой (|) – на обязательные речевые такты, одной пунктирной вертикальной чертой ( ) – на факультативные речевые такты. Проклитики и энклитики, образующие вместе с ударным словом единое фонетическое слово, в транскрипции присоединяются дужкой или знаком тире: [нъ – г^р’э]. Конец текста обозначается тремя вертикальными чертами (|||).

Надстрочные и подстрочные знаки, используемые в транскрипции называются диакритическими.



Образец фонетической транскрипции

С. Есенин



Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

[н’вы жаты / рош’и голы //

^т-в^ды туман ы-сыръс’т’ //

къл’иэсом з^-с’ин’и горы /

сонцъ т’ихъiь ск^т’илъс’ //

др’эмл’ьт взрытъiь д^рогъ //

јэi с’иэводн’ь пр’им’иэч’талъс’ /

што с^фс’эм с^фс’эм н’иэмногъ /

ждат’ з’имы с’иэдоI ^сталъс’///]



Акустические свойства звуков речи

Звук речи с акустической точки зрения представляет собой результат колебательных движений воздушной среды, доступный для слухового восприятия.

Теорией звука занимается раздел физики, называемый акустикой. Акустические свойства звуков речи рассматривает акустическая фонетика.



При механическом сложении нескольких одновременных движений, различных по высоте, силе, фразе, образуется сложное колебательное движение.

Звуки речи представляют собой сложные колебательные движения.

Характеристика звука речи

Качественные

Количественные

Высота

Сила, или интенсивность

Тембр

Длительность, или долгота

Прямо пропорциональна частоте колебаний. Единица измерения – герц (одно колебание в секунду). Человеческое ухо различает высоту звуков в пределах от 6 до 20000 Гц. Инфразвуки (ниже 16 Гц) и ультразвуки (выше 20000 Гц) различают собаки, волки, лисы, летучие мыши и особенно дельфины. Характеристика голоса человека (сопрано, альт, контральто, тенор баритон, бас) определяется высотой звуков речи. Функциональную значимость высота звука имеет для интонации.

Прямо пропорциональна амплитуде колебаний. Единица измерения – децибел. Отношение между силой звука (акустической характеристикой) и гром костью (восприятием силы звука человеком) определяется высотой: для усиления низкого звук; (по сравнению с более высоким) необходимо большее увеличение амплитуды колебаний. Функциональную значимость сила, или интенсивность, звука имеет для динамического словесного ударения.

Тембр – это окраска звука, определяемая количеством, соотношением по высоте и силе, порядком возникновения обертонов (парциальных, дополнительных тонов), накладывающихся на основной тон. Гармонические, периодические, равномерные звуковые колебания образуют тоны. Гласные представляют со бой чистый тон. Негармонические, непериодические, неравномерные звуковые колебания образуют шумы. Согласные представляют собой шум (глухие) или сочетание шума и голоса, тона (звонкие).

Длительность, или долгота, звука определяется количеством времени, затраченным на его произношение. Абсолютная длительность связана с темпом речи и не имеет функциональной, лингвистической значимости. Относительная длительность функционально значима. Различают два типа относительной длительности: фонетический и фонологический. Фонетический тип связан с длительностью гласных в зависимости от уда рения, соседства с согласным. Это позиционно обусловленный признак, не являющийся различительным, дифференциальным. Фонологический тип связан с противопоставлением долгих и кратких звуков (например, в немецком. английском языках). Это дифференциальный признак. В русском языке нет фонологического типа относительной длительности, существует только фонетическая относительная длительность.



Дихотомическая акустическая классификация звуков

Описательная фонетика, как правило, сводится к артикуляционной классификации звуков, тем не менее, поскольку звук представляет собой акустическое явление, необходима и акустическая классификация звуков.

В программы по русскому языку для вузов лишь в относительно недавнее время включены вопросы по акустике. Для факультетов начальных классов это было сделано в программе 1986 года, где только называются акустические свойства звуков речи.

Представители ленинградской фонологической школы, следуя традициям Л.В. Щербы, более внимательны к акустическим аспектам фонетики, тогда как представители московской фонологической школы, кроме М.В. Панова, не касаются акустических вопросов и не предлагайте акустической классификации звуков.





Акустические признаки звуков и их соотнесенность
с признаками артикуляционными


1

Вокальные

Невокальные

Гласные

Согласные

сонорные + шумные












2

Неконсонантные

Консонантные

Гласные

Согласные:

сонорные + шумные












3

Гласные

Высокие

Низкие

Переднего ряда

Среднего и заднего ряда













Согласные

Низкие

Высокие

Низкие

Губные

Зубные

Переднее- и средненебные

Задненебные
















4

Согласные

Диффузные

Компактные

Губные

Зубные

Небные
















Гласные

Диффузные

Компактные

Верхнего подъема

Среднего и нижнего подъема










5

Согласные

Диезные

Недиезные

Мягкие

Твердые













Гласные

Диезные

Недиезные

Гласные, находящиеся в позиции меду мягкими согласными

Гласные, находящиеся в позиции между твердыми согласными










6

Гласные

Бемольные

Небемольные

Лабиализованные (огубленные)

Нелабиализованные (неогубленные)













Согласные

Бемольные

Небемольные

Согласные, находящиеся в позиции перед лабиализованными (огубленными) гласными

Согласные, находящиеся в позиции перед нелабиализованными (неогубленными) гласными










7

Прерванные

Непрерывные

Смычные согласные

Несмычные (щелевые) согласные и гласные










8

Резкие

Нерезкие

Аффрикаты и вибранты

Все остальные










9

Звонкие

Глухие

Гласные и звонкие гласные

Глухие согласные1


Артикуляционная характеристика звуков речи

Понятие об артикуляции

Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи.


В речевом потоке нет четкого деления артикуляции звука на три фразы; рекурсия предшествующего звука может приспосабливаться к экскурсии последующего и наоборот; при этом количество звуков определяется количеством выдержек.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей

I. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека.























II. Речевой аппарат – это совокупность органов речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа, надгортанник, маленький язычок, нёбо, язык, зубы, губы).

Все названные выше органы обладают биологическими функциями: это органы дыхания, приема и переработки пищи, обоняния, вкуса. Применение этих органов для образования звуков речи – вторичная, общественная функция.




Воздушная струя может встречать преграду сначала в гортани в виде сдвинутых и напряженных голосовых связок, при этом колебание голосовых связок образует тон, а может и не встречать преграды в гортани, если голосовые связки раздвинуты, при этом тон не образуется. Следующая преграда возможна в ротовой полости, при этом образуется шум; в случае отсутствия преграды в ротовой полости шум не образуется.

Классификация звуков в зависимости от наличия-отсутствия преграды в гортани и в ротовой полости:


Звуки

Преграды

в гортани
(голос)

в ротовой полости (шум)

Гласные

Сонорные согласные

Шумные звонкие согласные

Шумные глухие согласные



+

+

+





+

+



+


Классификация звуков речи.
Основные фонетические процессы


Гласные и согласные, их акустические и артикуляционные различия

I. Звуки речи делятся на гласные и согласные.



Хар-ки

Звуки


Состоят из

Воздушная струя

Гласные

голоса:

[а], [о], [у], [ы], [э], [и]



не встречает препятствие

Согласные

шума:

[к], [п], [с],[т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [ш’];

голоса и шума:

[б], [в], [г], [д], [ж],[з], [л], [м], [н], [р]



встречает препятствие

II. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Такое различие основывается на акустических и артикуляционных признаках.

Акустическое различие между гласными и согласными определяется наличием тона и шума.

Акустическое различие между гласными и согласными:

Акустическое

различие


Звуки

Характеризуются

1

2



1

2

Гласные

Тоном, то есть музыкальным, гармоническим звуком, являющимся результатом периодических колебаний голосовых связок при прохождении через гортань воздушной струи

Согласные

шумом, то есть немузыкальным, негармоническим звуком, являющимся результатом преодоления воздушной струей преграды в ротовой полости

Акустическая характеристика звуков предполагает распределение звуков по степени сонорности (звучности). Гласные определяются только тонами, шумы в них не присутствуют; сонорные согласные характеризуются преобладанием тонов над шумами; звонкие шумные согласные содержат тоны и шумы; глухие шумные согласные имеют только шумы.

Крайние точки по сонорности представляют звуки [а] и [п].

Расположение звуков но степени убывания сонорности, звучности:

Гласные

[а], [э], [о], [и], [у]

Сонорные согласные

[м], [н], [л], [р]

[м’], [н’], [л’], [р’]



Звонкие шумные длительные

[в], [з], [ж]

[в’], [з’], [ж’]



Звонкие шумные мгновенные

[о], [д], [г]

[о’], [д’], [г’],



Глухие шумные длительные

[ф], [с], [ш], [х]

[ф’], [с’], [ш’], [х’]



Глухие шумные мгновенные

[п], [т], [к]

[п’], [т’], [к’]



Артикуляционное различие между гласными и согласными минимально определяется наличием-отсутствием преграды в ротовой полости, максимально – 1) локализацией напряженности; 2) силой воздушной струи; 3) наличием-отсутствием преграды в ротовой полости; 4) наличием-
отсутствием голоса; 5) участием ротового и носового резонаторов.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Л. Н. Андрейченко. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Под ред. Г. Г. Инфантовой и Н. А. Сениной. М.: Флинта, 2003
2886.57kb.
Программа переводного испытания (комплексного собеседования) по предметам «русский язык и его история» и «русская литература»
516.09kb.
I. Фонетика и орфография
105.16kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык. Синтаксис Рекомендуется для направления подготовки
153.88kb.
Литература Кол- во Энциклопедии, справочники
191.75kb.
1 русский язык и чтение образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению
151.83kb.
1 Тайные сообщества эпохи Просвещения 84 глава 2
3575.7kb.
Вместо предисловия (Как нужно писать историю)
6682.09kb.
А. Переводчик с 2008 г переводчик-фрилансер, области специализации: юриспруденция, экономика, бизнес, история
12.93kb.
Контрольная работа по дисциплине «Русский язык»
52.15kb.
Современный русский язык
143.88kb.
Славянские ветви вырастают из мощного ствола индоевропейской языковой семьи
210.62kb.