gazya.ru страница 1
скачать файл

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ, ПРОВОДИМОГО В 5 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»

Цель урока: cформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи урока:

Оборудование: мультимедийная презентация;

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Балет Щелкунчик – Трепак, марш , танец феи драже; Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Литература:

Ход урока.



  1. Вход учащихся в класс – П. И . Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»

  2. Музыкальное приветствие – День добрый!

  3. Актуализация, подготовка к изучению новой темы.

- Какое настроение у вас было, когда вы заходили в класс?

- Назовите жанр музыки, под которую вы заходили в класс? (танец)

- Музыка какого народа? (русский танец)

-Сегодня мы в очередной раз отправимся путешествовать в мир музыкальных жанров.

-Для музыкального путешествия нам необходимы знания?

- Выполним небольшую разминку: 1. Что такое окраска звука? 2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт? 3. Краткое литературное изложение сюжета оперы? 4. Скорость исполнения музыки? 5. Небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков? (челеста)

- Посмотрите, ребята, слова нам подарили какие-то буквы. Для чего? Составьте слово. Что получилось?

- Правильно. Куда мы будем путешествовать?

4. Тема нашего урока «Путешествие в музыкальный театр. Балет»

На какие вопросы нам необходимо найти ответы? (-что такое балет; участники балетного спектакля; терминология балета; известные танцоры, балерины; названия известных балетов; поучаствовать в спектакле)



  1. Работа над новой темой.

Мы уже знаем, что такое балет? Попробуйте дать определение, используя ключевые слова: музыка, хореография, литература, драматическое искусство, изобразительное искусство

Балет – это музыкальный спектакль, в котором едины музыка…

Балет – это вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах – читаем мы в музыкальном словаре.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.
Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии.  Тогда  он назывался  опера-балет.  Во  Франции  в  XVII  веке,  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.

Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.

(Первоосновой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто)
- Без чего не может быть сделан балет? (без либретто)

Что должно быть записано в либретто? (сюжет, герои, время, в которое происходит действие)

Кто же принимает участие в балетном спектакле?


  1. Танцоры-солисты

  2. Симфонический оркестр

  3. Балетмейстер

  4. Режиссер

  5. Дирижер

  6. Художники по костюмам

  7. Художники-декораторы

  8. Кордебалет

У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Тамара Красавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Юрий Григорович, Рудольф Нуреев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Цискаридзе и другие мастера балета.


Балетная мозаика – балеты мирового уровня

«Гаянэ» - «Золушка» - «Спящая красавица» - «Щелкунчик» - «Лебединое озеро»

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду и воли. Известные танцоры и хореографы.

Великий русский композитор – П. И. Чайковский – создатель русского классического балета. Он автор 3 балетов: …



  1. Слушание музыки.

Послушаем фрагмент из одного балета Чайковского. Подумайте, как называется это балет?

Звучит Битва с мышами из Щелкунчика.

- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это Щелкунчик.

Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем. …

Какой эпизод мы услышали? Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века – хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского. Чем заканчивается балет? Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже. Подумаем, каков музыкальный образ этой феи.

Слушание музыки - Посмотрим вариации феи Драже. Так называются сольные номера в балете.

Сегодня на уроке вы тоже попробуете быть участниками спектакля. Перевернем карточки и узнайте, какую роль вы выполняете в спектакле. Подумаем, можем ли мы поставить балетный спектакль?

А какой спектакль нам по силам?

Правильно. Для этого спектакля нам нужно распеться.

В нашем спектакле есть следующие герои:


  • Мальчик Тима;

  • Девочка Тики-Так

  • Придворный сочинитель

  • Король

  • Главный советчик

  • Королевский угодник

  • Королева

  • Ведущий

  • Часовой мастер

  • Стражники, придворные

Послушайте, чья это может быть песня

Пою песню Тимы.

Кто её может спеть? (мальчики)

Песенка Тики-так. Её споют девочки.

Разучивание

Наш миниспекталь окончен – аплодисменты! Молодцы!


Мы ответили на наши вопросы?

Заполним таблицу:



Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

хореография

есть

Второстепенная роль




либретто



скачать файл



Смотрите также:
Литература: Ход урока. Вход учащихся в класс П. И. Чайковский. «Трепак» из балета
51.25kb.
5 класс, литература. Произведения обязательной программы: Русские народные сказки
242.91kb.
Разработка урока литературы для 9 класса Тема урока Александр Исаевич Солженицын «Путешествуя вдоль Оки», «Колокольня». Ход урока
60.38kb.
Конспект открытого урока природоведения, 5 класс Учитель биологии Богатырёва Марина Евгеньевна
49.95kb.
"Человек и природа", 6 класс
91.12kb.
Урока по биологии 6-класс Биология «Растения, бактерии, грибы и лишайники»
73.94kb.
Учитель: Сливина Лариса Ивановна 10 класс профиль оап проект «Деловая женщина XXI века» Дата 27. 11 2012 Тема урока Работа с логическими выражениями
116.74kb.
Г. Казани Тип урока: урок комплексного контроля и проверки знаний и умений учащихся. Глобальная, значимая концепция
88.5kb.
Урок развития речи в 7 классе Тема: «Фотография из семейного альбома» 22 Устный журнал в 6 -ых классах Тема: «Кто и когда нам письмена сотворил» 27 Урок-портрет по творчеству А. А. Фета (10 класс) 40 Литература 63
648.1kb.
Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах хода урока мужества. Музыка
373.44kb.
План-конспект урока музыки учителя Назаровой Кристины Павловны Класс 4 класс
71.41kb.
И. О. учителя : Петрова Ньургустана Николаевна Класс : 4 Дата : 01. 14 Предмет : оркисэ место и роль урока в изучаемой теме : урок
76.55kb.