gazya.ru страница 1
скачать файл

МДОУ детский сад № 3

«Алёнушка»

Газета для родителей

Тема номера:

«Развитие математических способностей у дошкольников»

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и


т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны

.

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. 


 

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).



В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
 

Знакомство  с блоками Дьенеша

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:



  • Найди все  фигуры такого же цвета, как  эта (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

  • Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  распределяем фигуры по размеру,  форме, толщине.

  • Какая эта  фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
     

Игры  и упражнения с  блоками

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

  5. Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

  6. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

  7. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

  9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

  13. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

  15. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

  19. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

  20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

  21. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

  22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

  23. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
     

  • цвет обозначается пятном

  • величина - силуэт домика (большой, маленький).

  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
     

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

 

В газете приведены лишь некоторые игры с  блоками, но на самом деле их намного  больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомится с данной методикой и играми более подробно.



Мультимедийные презентации в обучении дошкольников математике.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы.

Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.



Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.



Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.



«Презентация - это - обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума?

Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке.

Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?

3. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

4. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно!

Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.



С помощью чего смотреть файлы презентаций?

Для просмотра файлов-перезентаций (*.ppt) необходима программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office.



О чем же должен знать современный дошкольник? Что пишут в «детсадовских» программах?

Дошкольный образовательный стандарт - это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности.

Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум.

Где найти качественные мультимедийные презентации?

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Поисковые системы сети Интернет предоставляют родителям возможность найти и отобрать практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения. Важно, чтобы электронные учебные пособия были предназначены специально для детей дошкольного возраста.



«Хорошая презентация - это когда ставишь ребенку слайды и он поглощен процессом просмотра, когда мне не приходится листать самой слайды и объяснять что? где? когда? и почему? Если ребенок с удовольствием смотрит презентацию и просит поставить ее еще раз, уверена, что он с пользой провел это время!» Виктория Кузнецова.

Существует ряд сайтов, где выкладываются качественные, профессионально выполненные детские презентации,  создана  Большая Библиотека Электронных Книг Для Детей. Большинство презентаций были выполнены мамами для собственных детей. Некоторые творческие натуры, увлекаясь процессом создания мультимедийной презентации, превращают его в хобби не только для себя, но и для своего ребенка. Проходит время и юный автор появляется на страницах сайта уже со своими работами.



Обучающие игры - презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх,  которые выполнены в виде перезентаций в программе Microsoft PowerPoint.

· Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

· Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

· Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

· В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

· Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

· Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

· Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Предлагаю скачать две мои игры - презентации по математике:



Математическая игра – раскраска «Ну погоди!» (скачать в фомате ppt из архива *.rar) 20 Мб

Арифметическая игра «Где чей домик?» (скачать в фомате ppt из архива ю-мамы *.rar)

Вашему вниманию предлагается арифметическая игра.

Идея в книге "Давайте поиграем: математические игры для детей 5 - 6 лет" Её написал - Абрам Аронович Столяр.

Придумала сказочный сюжет и сделала игру-презентацию  - преподаватель методики математики Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Игра "Где чей домик?" упражняет детей в умении сравнивать числа в пределах десяти, учит понимать символику, работать по алгоритму, формирует логические структуры мышления. Воспитывает внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

Как играть в эту игру?

Ребенок попадает в город Цифроград и помогает расселить цифры в домики, согласно знакам - указателям: < или >. Сказочный сюжет помогает ребенку осознать, что цифры обозначают то или иное число, которые надо уметь сравнивать.

Анимация, звуковое оформление позволяет сделать игру – презентацию автодидактической.

Удачи!

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером  актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут.



Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 50 - 60% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключение отметим ,использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.



ИГРЫ

«Цепочка примеров»

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметиче­ский пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо про­извести действие с числом, являющимся ответом в первом приме-. частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше иг­роков.

«Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При деле­нии детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

«Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отга­дать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к резуль­тату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Сколько взять конфет?»

Цель, Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результа­том.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке ле­жат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наи­меньшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказа­лись хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача реша­ется путем логического размышления.

«Цепочка  примеров»

Цель, Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество кар­точек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречают­ся в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности бе­рет' карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначен­ное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на ме­сто, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

 Определение уровня готовности к обучению математике

Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить  такие задания:
- Сейчас утро или вечер?
- Что бывает раньше – утро или день?
- Покажи правую руку.
- Что находится слева от тебя?
- Какой из этих предметов лежит посередине? Какой – наверху? Что лежит внизу?
- Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
- Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- Назови цифры на карточках.
- Продолжи счет 1,2,3…
- Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
- Что больше 7 или 4, 2 или 5.
- Реши задачи:
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
- Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Сложи прямоугольник из двух треугольников.

 Рекомендации родителям по развитию математических представлений

Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются.

На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» - «меньше», «выше» -«ниже», «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете - поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых  можно наглядно показать, как  отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.

 «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ»

 Какие упражнения существуют для развития мыслительных операции?

Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ре­бенком.

1.Обобщение.

Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. По­просите его назвать одним словом разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.



2.Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и  более предметов.

Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.

      3.Сортировка картинок или предметов.

      4.Ассоциативное мышление.

Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зе­леный, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.

5.Установление причинно-следственных связей.

Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сю­жета. Предложите составить рассказ по картинкам.



6.Выделение признаков предметов.

Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, пря­моугольника и т. д.

 

Что делать, если ребенок невнимательный?

Умение внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя присуще не всем детям: немало таких, кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной дея­тельности, и быстрая утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно психоло­гическая неготовность (слабые, неразвитые возможности управления вниманием и памятью).

Способность действовать по инструкции, управлять учебным процессом склады­вается у детей, как правило, не раньше шести лет. Заставлять ребенка выполнять до­статочно длительную работу, да еще требовать сосредоточенности на какой-либо деятельности — очень трудная задача как для взрослого, так и для самого будущего первоклассника.

Что такое объем внимания?

Сколько объектов может одновременно зафиксировать наше внимание? Психо­логи обычно определяют объем внимания так: на короткое время (несколько секунд) человеку показывают несколько разных объектов (или изображение букв, цифр). Сколько из них запомнил человек — таков его объем внимания. Чаще всего человек обращает внимание на четыре—шесть объектов.

 Методика «Домик»

Эта методика выявляет особенности развития внимания малыша, позволяет опре­делить, умеет ли он точно копировать образец. Предложите ребенку следующее: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором на­рисована картинка. На этом листе нарисуй точно такую же картинку. Не торопись, будь внимателен! Если что-то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».



Рассмотрите выполненное малышом задание. Обратите внимание на количество элементов, которые изображены неверно или не нарисованы вообще. Очень важно отметить следующее:

как ребенок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

как часто отвлекается во время работы;

сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Точное выполнение рисунка означает хорошо развитое внимание, умение действовать по инструкции. И наоборот, плохо выполненное задание выявляет слабые места.

  

Произвольное  и непроизвольное   внимание.

Непроизволыюе-внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе наше непроизвольное внимание?

 Во-первых, то, что привлекает внимание своими внешними свойствами: гром­кие и неожиданные звуки (гром, резкий визг тормозов, разорвавшаяся хлопушка); яркие световые явления (молнии, красочная реклама, внезапно включенный или вык­люченный свет); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды).

    Во-вторых, все, что интересно конкретному человеку. Обычный человек не обра­тит внимания в лесу на какие-то следы. Но внимание охотника будет этими следами буквально поглощено.

Привлекательно для человека чаще всего то, что связано с его любимыми заня­тиями в жизни.

Совсем иначе возникает произвольное внимание. Чаще всего тогда, когда человек сам ставит перед собой определенную цель и прилагает усилия, старания для ее до­стижения.

Задача по математике не производит такого сильного впечатления, как удар гро­ма. Удар грома овладевает вниманием человека без усилий. Но чтобы решать мате­матическую задачу, надо прилагать усилия, чтобы постоянно удерживать на задаче свое внимание.

Однако иногда решение какой-то задачи становится для человека столь интерес­ным делом, что он может не услышать тот же удар грома. Тогда можно говорить о том, что его внимание в процессе решения задачи из произвольного превратилось вновь в непроизвольное. 



РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

Что такое произвольная и непроизвольная память?

Когда запоминание происходит без специальных усилий, само собой — работает непроизвольная память. Попробуйте вместе с ребенком вспомнить и записать, что вы видели, например, сегодня по дороге в школу или в детский сад. Вы же не пытались специально запо­минать, все произошло помимо вашего желания, то есть непроизвольно. Но человек может и разумно управлять своей памятью. Он может ставить перед собой задачу запомнить какой-либо материал. Такая память называется произвольной.

Особенно быстро развивается произвольная память с поступлением ребенка в школу. Это происходит потому, что при обучении в школе нельзя полностью пола­гаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что нужно запомнить.

У ребенка плохая память. Как ему помочь?

Конечно, каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. И поэтому для начала хорошо бы обратиться к специалисту-психологу. Необходимо выявить при­чины плохой памяти у малыша. Однако все равно какой-то вид памяти развит лучше остальных. Чаще всего это зрительная память. Ее в дальнейшем лучше и использовать для усвоения материала, другие виды памяти надо тренировать, развивать.



Игры, развивающие память

Игра «Исчезнувший предмет»

Ребятам предлагается запомнить игрушки, картинки или открытки, разложенные на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет какой-нибудь предмет и предлагает отгадать, что исчезло.



Игра «Что изменилось?»

Ребятам предлагается запомнить расположение игрушек или картинок, открыток, разложенных на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий меняет местами не­сколько предметов и предлагает отгадать, что изменилось на столе.

Сейчас огромное количество разнообразных развивающих игр. Главное, чтобы родители помнили: чем раньше начнется работа по развитию памяти малыша, тем легче ему будет учиться в школе.

Какие существуют приемы, помогающие хорошо запомнить какой-то учебный материал?

Для облегчения запоминания учебного материала существуют некоторые приемы.

Приемы, облегчающие запоминание



Прием рифмы

Человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому, чтобы лучше запомнить ка­кое-то правило, можно придумать рифму или простую фразу. Например, в рус­ском языке есть такое правило: ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Оно звучит в рифму, поэтому легко запоминается.

Часто бывает сложно запомнить все цвета радуги. Но существует такая считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной и той же буквы:

каждый - красный

охотник - оранжевый

желает - желтый

знать - зеленый

где - голубой

сидит - синий

фазан - фиолетовый



Прием парных ассоциаций

Важную информацию человек часто связывает с тем, что всегда хорошо помнит. Например, очень часто в качестве шифра для замка или камеры хранения человек выбирает год своего рождения. Это он никогда не забудет.



Прием «По местам»

Этот прием позволяет запомнить список предметов, поместив каждый из них на свое место. Например, для того чтобы не забыть купить нужные продукты в магазине,

можно мысленно разместить их на кухне. Мясо кладут в холодильник, крупу - в шкаф, чай - на полку, фрукты - на стол. Потом останется только представить себе кухню, чтобы вспомнить список нужных продуктов. Вспомните вместе с ребенком, пользовались ли вы перечисленными приемами запоминания? В каких случаях? Запишите их. 

ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ

Как должен уметь считать ребенок :  на пальцах, палочках или в уме?

Ребенок должен постепенно совершенствоваться в счете, т. е. переходить от счета предметов моторными способами к счету глазами.

Кроме умения считать, будущий первоклассник обязательно должен знать по­следовательность чисел и понимать выражения: «перед каким числом», «после какого числа», «до какого числа», «за каким числом».

Очень важно закрепить знание числового ряда через последовательное изобра­жение предметов в строго определенном направлении — слева направо. Например: первым слева будет яблоко, вторым — банан, третьим — груша, четвертым — вишня, пятым — ананас, шестым — земляника, седьмым — лимон, восьмым — помидор.

Наверное, каждый из вас, уважаемые родители, хочет


видеть своего ребёнка счастливым, умеющие общаться с
окружающими людьми. И главное - это - собственный
пример. Но, к сожалению, не всегда это достаточно, не
всегда ребёнку легко наладить общение, и задача взрослых
помочь своему малышу в сложном мире
взаимоотношении. Способность общаться со сверстниками
и взрослыми это проявление коммуникативных способностей, индивидуально психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношение с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития. Но не следует забывать, что социальная активность вашего ребёнка напрямую зависит от типа темперамента. Рассмотрим краткую характеристику проявлений различных темпераментов.

1.Сангвистический тип

Для детей-сангвиников характерна повышенная активность, богатство движений и мимики, яркая эмоциональность, впечатлительность. Ребёнок с таким типом темперамента легко сходится с людьми, но в своих привязанностях он непостоянен.

Отличительные черты: общительный, контактный, разговорчивый, жизнерадостный, беззаботный, непринужденный.

2. Холерический тип.

Дети-холерики очень энергичны. У них ярко выраженные эмоции, они резки в движениях.

При неблагоприятных условиях дети, имеющие данные тип темперамента, становятся крайне вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, агрессивны и раздражительны.

Отличительные черты: активный, беспокойный, чувствительный, агрессивный, возбуждённый, непостоянный, импульсивный.

3.Флегматический тип.

Ребёнок-флегматик характеризуется медлительностью, достаточно низкой активностью, спокойствием. Дети, имеющие данный тип темперамента, трудно сходиться с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств, но отличаются постоянством привязанностей.



Отличительные черты: рассудительный, пассивный, доброжелательный, миролюбивый, осмотрительный, ровный, управляемый, спокойный, надёжный.

4. Меланхолический тип.

Ребенок-меланхолик характеризуется сдержанностью, низкой активностью, слабым выражением чувств, тихой речью. На фоне данных особенностей могут развиваться эмоциональная ранимость, тревожность и неуверенность в себе, замкнутость. Таких детей пугают незнакомые люди и новая обстановка.



Отличительные черты: плаксивый, тревожный, пессимистичный, тихий, необщительный, сдержанный.

Но, как правило, в природе чистые типы темперамента встречаются крайне редко, поэтому можно говорить лишь о преобладании того или иного типа темперамента. И в каждом типе темперамента, в каждой особенности есть свои положительные черты. Обращайте на них внимание, опирайтесь на них в общении с ребёнком.

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы, направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, музыкой, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей, случаев сотрудничества, взаимопомощи, контроль за поведением ребенка, который в любом случае не должен ущемлять его достоинство. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям – это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.




В игре дети отрабатывают позитивные способы разрешения конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров поддержку, одобрение или недовольство, т.е. у детей формируются способы адекватного взаимодействия.

Обучать детей надо на собственном положительном примере. Видя, какие меры предосторожности вы предпринимаете, дети схватывают, запоминают их и затем начинают применять самостоятельно.

ЭМОЦИИ

Совершенно очевидно, что важную роль в жизни и благополучии семьи играют эмоции. Эмоции помогают человеку приспособиться к той или иной ситуации. Вот почему необходимо, чтобы ребёнок умел понимать свои чувства и управлять ими. Что значат для родителей эмоции ребенка? Малыш грустный или разгневанный — значит, у него что-то не в порядке. Если радуется и выглядит счастливым - значит, в его мире всё хорошо. Эмоции ребёнка — это «посла­ние» окружающим его взрослым о своём состоянии.



ЭМОЦИИ РЕБЁНКА

Дошкольники в состоянии распоз­навать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать своё отноше­ние к ним, то есть ребёнок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстро­ен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привя­занностей.

Предложите ребёнку определить, какие чувства испытывают изображён­ные здесь герои.



Печаль


Радость

Удивление

Гнев


1. Объясни, как ты догадался, что это радость или печаль, гнев, удивление.

2. Расскажи, как меняется положение губ и бровей при разном эмоциональном состоянии.

3. Возьми карандаши и сам нарисуй своих любимых героев из сказок, а потом расскажи, какие они у тебя получились. Подумай, что могло их огорчить или обрадовать.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Детей учит то, что их окружает:



  • Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.

  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

  • Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.

  • Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  • Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

  • Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.

  • Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости.

  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.

  • Если ребёнка часто одобряют — он учится к себе хорошо относиться.

  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
скачать файл



Смотрите также:
Мдоу детский сад №3 «Алёнушка» Газета для родителей
258.16kb.
Инновационный проект муниципального дошкольного образовательного учреждения «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»» «Развитие исследовательской и проектной деятельности в мдоу»
309.61kb.
Мдоу «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок» Наш друг – клоун
59.48kb.
Работа дошкольного учреждения по организации питания
67.5kb.
Игра – как средство ознакомления детей с родным краем мдоу «детский сад общеразвивающего вида №23»
86.07kb.
Прокопьевой Светланой Вячеславовной, воспитателем старшей группы «Колокольчики» мбдоу «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» г. Новочебоксарска, заведующий Степанова Л. И
16.58kb.
Информационный доклад о деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №192 общеразвивающего вида г
43.12kb.
Директор кс(К)оу «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №1» Минобразования Чувашии
86.39kb.
Руководитель Управления образования
296.86kb.
Информация о формировании списков детей, поставленных на учет по определению в мбдоу детский сад «Катюша» 2008 года рождения
136.57kb.
Программно методическое обеспечение образовательного процесса
33.95kb.
«Развитие ориентировки в пространстве как профилактика оптической дисграфии»
310.98kb.