gazya.ru страница 1
скачать файл



Пояснительная записка к проекту
КЛУБ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (КИР)

Института философии РАН
Актуальность проекта

Медленные темпы перевода страны на инновационный путь приводят к осознанию, что главная проблема в отсутствии адекватных субъектов инновационного развития. Назрела необходимость целенаправленного формирования инновационной элиты как авангарда всех видов элит, в задачи которого войдет разработка и распространение нового ценностного кодекса и мировоззрения XXI века. Учитывая междисциплинарную сложность проблемы, а также ведущую роль мировоззренческих аспектов, лидерами в ее решении могли бы стать представители философской науки.

Используемые сегодня механизмы рекрутирования и формирования элит во многих отношениях оказываются копией с механизмов номенклатурного подхода к элитам. Значительную роль в продвижении в элиту по-прежнему играют не личные достоинства, а принадлежность к «команде», клану, социальной группе, что препятствует отбору в элиту действительно лучших, наиболее способных людей. Такой подход выталкивает творческих потенциальных представителей инновационной элиты, и особенно молодежь, на периферию социальной активности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Формирование любого вида элиты предполагает длительный процесс. Для перевода России на инновационный путь развития мы располагаем крайне ограниченным ресурсом времени, поэтому актуальна проблема разработки методологии и методов рекрутирования и формирования ответственной инновационной элиты на основе представителей высокообразованной современной молодежи, на что и ориентирован предлагаемый проект создания «Клуба инновационного развития» (далее по тексту – Клуб).



Основные цели проекта

Научно-исследовательские:

  • Разработка мировоззренческих основ и методологии социогуманитарного обеспечения инновационного развития.

  • Разработка концептуальной модели формирования ответственной инновационной элиты.

  • Создание экспериментального стенда («креативной среды») для обеспечения научных исследований социогуманитарного обеспечения инновационного развития.

Практико-ориентированные:

  • Создание на основе Клуба опытного образца креативной среды формирования ответственной инновационной элиты.

  • Создание условий для «открытия социальных лифтов» для творческой высокообразованной молодежи и преодоления «утечки российских мозгов».

  • Разработка технологий социогуманитарного обеспечения инновационного развития.

  • Создание Клуба как базы для разработки опытного образца многоцелевой системы социогуманитарного обеспечения инновационного развития на основе междисциплинарной социальной сети с широким привлечением высокообразованной молодежи и ведущих специалистов страны.

  • Анализ, обобщение и распространение результатов проектной работы в интересах совершенствования национальной инновационной системы и перевода страны с сырьевого на инновационный путь развития.


Научная и практическая новизна проекта

1). Впервые ставится научная проблема формирования нового вида элиты – ответственной инновационной элиты, адекватной вызовам перехода к постиндустриальному обществу и условиям постмодерна.

2). Впервые ставится проблема разработки методологии и методов для рекрутирования и формирования ответственной инновационной элиты.

3) Впервые предпринимается попытка объединения усилий высококвалифицированных исследователей и молодых специалистов (гуманитариев и естественнонаучников) для создания междисциплинарной «креативной среды» в целях разработки и совершенствования методов рекрутирования и формирования ответственной инновационной элиты с использованием современных проектных и игровых технологий, а также для практического использования этой среды в интересах инновационного развития России.

4) Впервые ставится проблема разработка мировоззренческих основ и методологии социогуманитарного обеспечения инновационного развития.

5) Впервые ставится проблема создания образца многоцелевой системы социогуманитарного обеспечения инновационного развития на основе междисциплинарной социальной сети с широким привлечением высокообразованной молодежи и ведущих специалистов страны (российский ответ технологиям западных «фабрик мысли»).


Исходные методологические посылки для организации проектной работы

В российских реалиях фактически полностью доминирует линейная модель инновационных процессов, которая подразумевает прямолинейное движение от фундаментальных исследований к прикладным. Оставаясь в рамках этой модели, мы обречены на вечное отставание от лидеров инновационного развития.

На смену линейной модели постепенно приходит «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. Хотя научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они более не являются единственной такой силой.

Краеугольной проблемой была и остается проблема поиска гармонии нормативного и субъектного подходов. При решении этой проблемы имеет место в большинстве случаев неосознаваемый конфликт двух базовых парадигм: «поддержки инноваций и поддержки конкретных субъектов инновационного развития». Необходимо введение новой парадигмы, включающей в себя обе упомянутые выше парадигмы как частные стратегии решения отдельных задач. На наш взгляд, это можно сделать в рамках субъектно-ориентированного подхода.

В основе наших исследований исходные посылки доминанты сетевых механизмов организации деятельности субъектов инновационного развития, доминанты «мягких» форм управления, доминанты рефлексивных процессов в организации инновационных систем. Эти соображения делают актуальной проблему разработки моделей субъектов инновационного развития, в которых они были бы представимы как рефлексивно-активные среды инновационного развития.

В проекте предпринята попытка разработки такого рода моделей, опираясь на методологию постнеклассической науки и наши наработки в части применения субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию и управлению, национальной безопасности и инновационному развитию.

Учитывая своеобразие русского менталитета, состоящее в том, что оно ставит превыше всего начало этическое, мы ориентируемся на необходимость требовать от ответственной инновационной элиты не только функциональных качеств, но и высокой нравственности и национальной ориентации.
Исходные организационные посылки создания «Клуба инновационного развития»

Разработка в кабинетных условиях методологии и технологий формирования ответственной инновационной элиты в условиях современной России гарантированно обречена на провал. Перед нами встала задача создания экспериментального стенда («междисциплинарной креативной среды») многоцелевого назначения, ориентированного на формирование инновационной элиты, а также для практического решения актуальных для страны проблем инновационного развития. Клуб рассматривается нами как базовый элемент междисциплинарной креативной среды для решения сформулированных выше задач.

В основу создания Клуба кладется образовательный процесс философской подготовки аспирантов Российской академии наук на кафедре «Истории и философии науки» Института философии РАН (более 1000 аспирантов, междисциплинарной ориентации от нанотехнологий до мировой экономики и международных отношений). В этот учебный процесс дополнительно включаются проектно-игровые педагогические технологии на основе идей субъектно-ориентированного подхода. В проектно-игровую деятельность включаются философы, а также ведущие специалисты страны, лидеры инновационного развития вместе со своими молодежными группами и сетевыми структурами. Создается общая площадка – Клуб на базе Института философии РАН.

В этом году под руководством профессора В.Е.Лепского успешно проведена предварительная апробация на основе проектно-игрового подхода организации учебного процесса по философской подготовке аспирантов в рамках одной учебной группы (аспиранты Института мировой экономики и международных отношений РАН).



Аспиранты «погружались» в проектно-игровую деятельность близкую к их профессиональным интересам, для выполнения которой потребовалось освоение основных тем обязательной учебной программы. Было организовано восхождение от индивидуальной к групповой проектной деятельности. Причем индивидуальные проекты и проекты подгрупп были ориентированы на сборку в общий групповой проект. Идея общего проекта была подсказана новой книгой З. Бжезинского1, который неожиданно сменил позицию «ястреба» на «миротворца», что само по себе насторожило и заставило задуматься об истинных целях такого перевоплощения. Более того, актуальность анализа такого перевоплощения резко повысилась с учетом того, что Бжезинский являлся консультантом претендента на пост президента США – Барака Обамы. Так возникла идея Стратегической рефлексивной игры «Россия и второй шанс США». В игре отрабатывались элементы нового поколения субъектно-ориентированных игр. В известных типах игр деловых, ролевых, организационно-деятельностных доминирующая ориентация на деятельности, а не на субъектов, что вступает в противоречие с базовыми требованиями постиндустриального общества и идеями постмодерна.

Особое внимание уделялось философским темам, формирующим ответственное инновационное мировоззрение! Результаты превзошли все ожидания. Высокая посещаемость занятий, блестящие выступления, сопровождаемые компьютерными презентациями, высокая скоординированность в подгруппах при подготовке совместных тем, активное участие в подготовке к игре. В учебной группе сформировалось «чувство» социально-ориентированной команды, способной на совместное решения сложных проблем в интересах своей родины и мирового сообщества в целом. И еще, что особенно приятно, аспиранты пришли к выводу, что им нужна не годичная подготовка к экзамену по философии, а непрерывное приобщение к философским знаниям в процессе учебы в аспирантуре и после ее окончания. Это также заставило задуматься о создании новых форм работы с высокообразованной инновационно-ориентированной молодежью.


Предварительные соображения об отдельных элементах структуры Клуба

Попечительский совет клуба, руководство клуба, экспертный совет, групповые члены клуба и др.

На данный момент имеются предварительные согласованные соображения по составу руководства Клуба:

Президент клуба:



Лепский Владимир Евгеньевич - Институт философии РАН, главный научный сотрудник, доктор психологических наук.

Вице-президенты клуба:



Аршинов Владимир Иванович – Институт философии РАН, заведующий отделом, доктор философских наук.

Василов Раиф Гаянович – Общество биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова, президент, доктор биологических наук.

Васюков Владимир Леонидович – Институт философии РАН, заведующий кафедрой «Истории и философии науки», доктор философских наук.

Кортунов Сергей Вадимович – Высшая школа экономики, заведующий кафедрой «Мировой политики», первый заместитель декана факультета «Мировой экономики и мировой политики», доктор политических наук.

Малинецкий Георгий Геннадиевич – Институт прикладной математики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор физико-математических наук.

Провинцев Павел Михайлович – Российский фонд развития высоких технологий, директор

Сильвестров Сергей Николаевич – Институт экономики РАН, заместитель директора по научной работе, доктор экономических наук.

Планируется дополнительное расширение состава руководства клуба.

Согласована готовность включения в работу клуба групповых членов аспирантов из Высшей школы экономики, МФТИ и др.

Имеются оригинальные идеи и технологии по организации клубных заседаний и сетевых проектов.



Статус Клуба КИР ИФ РАН утвержден решением Ученого Совета ИФ РАН от 11.12.08.
Инициативная группа проекта


1 Бжезинский Збигнев. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. - М.: Междунар. отношения, 2007.- 240 с.

скачать файл



Смотрите также:
Медленные темпы перевода страны на инновационный путь приводят к осознанию, что главная проблема в отсутствии адекватных субъектов инновационного развития
79.6kb.
Современные тенденции инновационного развития страны обусловливают необходимость активного включения в эти процессы регионов
102.92kb.
«Инновационный регион: критерии, инструменты, конкурентные преимущества». На ней шла речь о механизмах, если так можно сказать, ускорения инновационного процесса
45.12kb.
Проблема эквивалентности перевода научного издания по предметной области нанотехнологии
51.73kb.
Письмо федеральной налоговой службы от 26. 04. 10 № шс-37-3/656 об отсутствии необходимости построчного перевода электронного авиабилета
226.01kb.
Активные исследования, направленные на построение теории инновационного развития в образовании, ведутся с 30-х гг. ХХ века, И. Шумпетер и Г
76.35kb.
Боровик М. А. к э. н., с н. с. Инион ран шемберко Л. В
298.37kb.
Социально-экономические риски в системе инновационного развития
114.79kb.
В настоящее время более 50% российского товарооборота приходится на Европу. Но проблема в том, что европейский рынок серьезно расширяться уже не будет. Европа вступила в эпоху медленного экономического развития
179.59kb.
Раскрыть сущность исторического процесса, который являлся вехой на пути перехода от традиционного общества к индустриальному; показать, как он осуществлялся
56.53kb.
Среди основных приоритетов социальной и экономической политики этого периода указывается распространение здорового образа жизни
1617.17kb.
Социально ответственное поведение субъектов хозяйствования, которому уделяется пристальное внимание политиков и учёных в настоящее время, не является новейшим проявлением отношений между бизнесом и социумом
1320.73kb.