gazya.ru страница 1
скачать файл



Методические материалы

Текст. Основные категории и свойства текста.

Текст является очень сложным объектом исследования. До сих пор нет единого общепризнанного определения текста, но во всех исследованиях они обычно начинаются со слов «Текст- это…». В V классе мы знакомимся с таким определением: «Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически». Разные ученые предлагают определения текста от коротких образных формулировок, в которых в качестве доминирующего признака называются различные свойства текста, до развернутых определений, в которых дается объемная характеристика текста с выделением его важнейших признаков. Приведем примеры этих определений:

«Текст- это языковое выражение замысла его создателя» (Д.С.Лихачев);

«Текст- это проявление законов реальности» (М.Л.Мышкина);

«Текст представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д.» (В.П. Белянин) и др.

Познакомимся с определением текста,предложенным И.Р.Гальпериным в 1981 году, оно наиболее полно раскрывает природу текста: «Текст- это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение , состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц , объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».



Задание №1 Прочитайте записанные на уроке определения текста. Проясните по толковому словарю значение новых и непонятных слов. Прокомментируйте все определения. Найдите в научной литературе другие определения текста. Выпишите их в тетрадь с указанием источника.

Задание №2 Прочитайте определения художественного текста. В чем отличие художественного текста от текстов других типов? В чем заключается эстетическая функция художественного текста?

… Художественный текст представляет собой личностную интерпретацию действительности. Писатель описывает те фрагменты действительности, с которыми он знаком; развивает такие соображения, которые ему близки и понятны; использует языковые элементы и метафоры, которые наполнены для него личностным смыслом (В.П.

Белянин).

Художественный текст- это возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния художника душевное чувственно- понятийное постижение мира в форме речевого высказывания… (В.Г.Адмони).

Чем же художественный текст отличается от текстов других типов? Иногда говорят о его особой эмоциональности, но разве разговорная речь менее эмоциональна? Многие видят своеобразие художественного текста в его эстетичности. Но можем ли мы сказать, что все другие тексты лишены эстетической значимости? Научные тексты могут доставлять нам не меньше эстетического наслаждения. Различие состоит в том, что язык художественных текстов иной, нежели тот, к которому мы обращаемся, строя другие типы текстов. Художник слова пользуется общим языком, но для описания ситуации, посредством которой он выражает свою философию, свое понимание мира. Именно ситуация играет роль языка, выражающего некоторые общие идеи и представления автора о мире (Л.Н.Мурзин, А.С.Штерн).

Категории и свойства текста.

Целостность (или цельность) текста ориентирована на смысл и восприятие текста в целом, его целостное воздействие.

Связность текста выражается на уровне соединения слов, предложений, текстовых фрагментов.

Эти категории взаимодействуют: целостность- это некоторая характеристика результата восприятия внутренне связанного текста.

Антропоцентричность текста- направленность на человека. Текст создается человеком, в тексте изображается человек, создается текст для человека.

Социологичность текста проявляется в том, что текст связан с определенным временем, эпохой, социальным устройством общества.

Диалогичность текста- текст всегда соотносится с другими текстами.

Эстетичность текста- способность вызывать эстетический эффект.

Образность- способность вызывать систему представлений.

Интерпретируемость. Текст допускает множественность его интерпретаций (толкований, объяснений, раскрытий смысла).



Заголовок. Эпиграф. Ключевые слова.

I Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Март».

Название стихотворения обозначено словом «март», которое выражает тему текста (весна) и многое говорит читателю. Март- третий месяц календарного года и первый месяц весны. Слово происходит от латин. Mars, имени бога войны, что, видимо, отражает противоборство зимы и весны. Слово вызывает целый ассоциативный ряд: «весна», «тепло», «расцвет»,«радость», «жизнь» и т.д.

Попробуем определить ключевые слова текста.

Ключевыми словами являются слова, которые называют предметы или явления, их действия, признаки и т.д., важные для раскрытия темы текста. Они показывают путь развития текста. Ключевые слова создают смысловую цельность текста и его связность.

Ключевым может быть слово, словосочетание, предложение. «Овраг», «у весны», «жизнь», «дни и ночи», «дробь капелей», «солнце», «живитель», «виновник», «навоз».

В стихотворении много непонятных слов и выражений, ключевые слова данного текста называют его микротемы странностей. Попробуем в них разобраться.

1 строфа

С


Солнце- центральное небесное светило нашей планетной системы, представляющее собой гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло.

Греет- передает свою теплоту.

До седьмого пота- фразеологизм, работать до крайней испарины.

Бушует- бушевать- проявляться с особой силой, неистово.

Одурев- одуреть- потерять ясность мысли под влиянием какого-нибудь сильного переживания. Одуреть от радости.

Дюжий- сильный, крупного телосложения.

Скотница- работница, занимающаяся уходом за скотом.

Кипит в руках- фразеологизм, работа спорится, выполняется оживленно, стремительно, производительно.


олнце греет до седьмого пота

И бушует, одурев, овраг.

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.



Изобразительные средства:

Олицетворение- бушует, одурев,

овраг.

Сравнение- как у дюжей скотницы



работа…

Эпитет- у дюжей скотницы.

Прокомментируем строфу.

Важнейшим, на мой взгляд, в ней является слово «работа», которое встречается как непосредственно в тексте, так и «скрыто» в толкованиях тех или иных слов и выражений (работа- работница). Благодаря этому слову вся строфа находится в действии, движении, деятельности. Весна у Пастернака- неистовая работа, бушующая, как одуревший враг.




Чахнет- чахнуть- становится чахлым- вянущим, сохнущим, хилым.

Малокровье- болезненное состояние вследствие большой потери крови или недостаточности в крови красных телец.

Дымиться- испускать дым.

Хлев- специальный сарай для домашнего скота.

Пышет здоровьем- чаще о внешнем виде человека- быть блестящим, румяным, отражая внутреннее благополучие.
2 строфа

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил.

Но дымится жизнь в хлеву коровьем.

И здоровьем пышут зубья вил.

Прокомментируем строфу.

В этой строфе поэт использует метафору, которая наполняется особой дерзостью. Пастернак как бы путает допустимые сочетания слов. «Чахнет снег…» Чаще всего так говорят о растении. Но снег? Или «дымится жизнь…» Обычно так говорят об испарениях. Но поэту важно сказать другое: снег чахнет, т.е. умирает, подобно живому существу, сдает свои позиции весне; дымится жизнь- преображается, возрождается, возносится к новому состоянию.

Знакомство с понятием оксюморон. Оксюморон- соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий, с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

3. По набору ключевых слов восстановите сюжеты известных сказок:


  1. Гора, малахит, мастер, хозяйка.

  2. Курица, яйцо, золотое, дед, баба, мышь.

  3. Старик, старуха, море, сеть, золотая рыбка, корыто.

4. Составьте список ключевых слов стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Объясните, как ключевые слова связаны с названием стихотворения и с раскрытием его основной темы.



Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и бубят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»


Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..


5. Проведите анализ стихотворения Е.А.Боратынского «Осень».
И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

3 строфа

Эти ночи, эти дни и ночи!

Дробь капелей к середине дня,

Кровельных сосулек худосочье,

Ручейков бессонных болтовня!
Лексический повтор и риторическое восклицание 1 строки показывают эмоциональный взрыв и восторг, вызываемый действием весны. Основным приемом опять является метафора. «Худосочье сосулек» (худосочье-общее истощение) и «болтовня ручейков».

4 строфа


Н
Навоз- перегнившая смесь помета домашнего скота и подстилки, служащая для удобрения почвы.

Виновник- являющийся причиной, источником чего-нибудь. Виновник счастья.

Живитель- возбуждающий к жизни, дающий жизненные силы.
астежь все, конюшня и коровник.

Голуби в снегу клюют овес,

И, всего живитель и виновник,-

Пахнет свежим воздухом навоз.


Прокомментируем 4 строфу.

Итак, в стихотворении Б.Пастернака нет никаких красивостей, весенний пейзаж довольно сдержан, но какой красотой, подлинной красотой и силой пронизано все стихотворение! Так что же весна для Пастернака?
Задания.

1. Приведите примеры названий художественных произведений, изученных вами. Подумайте, какова роль этих названий в раскрытии содержания этих произведений?

2. Вспомните определение эпиграфа. Найдите эпиграф, который использует А.С.Пушкин к IV главе I тома романа «Дубровский». Как он соотносится с содержанием этой главы? («Где стол был яств, там гроб стоит».)

Тема текста.

Тема-основное содержание текста.

Проблема-та сторона действительности, которая особенно интересует автора.

Идея-это авторской отношение к тому, что он изображает.

Задания:


  1. Докажите, что представленный отрывок- текст.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Какова тема текста?

  4. Какова проблема текста?

  5. Сформулируйте основную мысль текста.

  6. Составьте список ключевых слов.

  7. Определите средства выразительности в данном тексте.

«Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании».

Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м году от Р.Х.

Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет. Вместо писем придумали телеграммы и телефоны, вместо театров — телевизоры, вместо гусиного пера — шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — все изобретается- для того, чтобы сберечь человеку время.

Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает.

Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. Не только у него - цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д. Гранину)
Вдохновение—это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение— это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение— как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

(По К. Паустовскому.)
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами. Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, косые, сильные скатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(По К. Паустовскому)
Литература:


  1. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. М., 2000.

  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

  3. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

  4. Козловская Н.В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: анализ текста. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- СПб.. 2005.

Художественное пространство и способы его воплощения.

Как только человек начинает осознавать себя и познавать окружающий мир, он сталкивается с пространством-основным проявлением реальности. При этом человек ставит себя в центр пространства, которое заполнено предметами, вещами, другими людьми. Мир-место, где живут близкие, свои, родные люди в знакомом и понятном мире (обжитой мир). Мир- бесконечно открытое место, не имеющее границ, непонятное и таинственное (Вселенная, космос).

Художественное пространство-это индивидуальная модель мира определенного автора, выражение его пространственных представлений (Ю.М.Лотман).

Принято различать следующие типы литературно-художественных моделей пространства:



  1. Психологическое (замкнутое в субъекте) пространство, при воссоздании его наблюдается погруженность во внутренний мир субъекта.

  2. Географическое пространство-это конкретное место, географически реальное, просто обжитая среда: городская, деревенская, природная. Это пространство может быть направленным и ненаправленным, ограниченным и открытым, близким и далеким. Оно может иметь цветовую картину, чувственно-обонятельную, эмоционально наполненным.

  3. Точечное, внутренне ограниченное пространство: дом, комната, палата и т.д. Это пространство какого-либо определенного места, имеющего обозримые границы, пространство наблюдаемое.

  4. Фантастическое пространство наполнено нереальными с научной точки зрения и с точки зрения обыденного сознания существами и событиями. Этот тип пространства является жанрообразующим, вследствие чего в отдельный жанр выделяется фантастическая литература. Но данный тип пространства обнаруживается и в литературно-художественных произведениях, которые нельзя однозначно отнести к фантастике.

  5. Космическое пространство характеризуется вертикальной ориентацией, является для человека далеким пространством, наполненным свободными и независимыми от человека телами (Солнце, Луна, звезда и др.).

  6. Социальное пространство. Это освоенное человеком пространство, в котором в основном протекает его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественную обусловленность.

Выделенные типы литературно-художественных пространств не отрицают друг друга и чаще всего в целостном художественном тексте взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга. Подобное совмещение пространств можно наблюдать в стихотворении Н.Гумилева «Крыса»:

Вздрагивает огонек лампадки,

В полутемной детской тихо, жутко,

В кружевной и розовой кроватке

Притаилась робкая малютка.
Что там? Будто кашель домового?

Там живет он, маленький и лысый…

Горе! Из-за шкафа платяного

Медленно выходит злая крыса.


В красноватом отблеске лампадки,

Поводя колючими усами,

Смотрит, есть ли девочка в кроватке,

Девочка с огромными глазами.


-Мама, мама!- Но у мамы гости,

В кухне хохот няни Василисы,

И горят от радости и злости,

Словно уголечки, глазки крысы.


Страшно ждать, но встать еще страшнее.

Где он, где он, ангел светлокрылый?

-Милый ангел, приходи скорее,

Защити от крысы и помилуй!


Задание: Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей». В чем философский смысл данного произведения? Определите тему этого произведения. Определите список ключевых слов. Перечислите основные микротемы, участвующие в раскрытии основной темы произведения. Определите типы художественных пространств текста и опишите пространственную позицию рассказчика в них.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


Художественное время и средства его создания.

Время- такой же обязательный атрибут пространства текста, как и пространство. В различных системах знания, накопленных человеческим разумом, существуют разнообразные представления о времени: бытовое, обыденное представление, научно-физическое, научно-философское, грамматическое и пр.

Исторически в культурном сознании сложилось два представления о времени: о времени циклическом и времени линейном.

Время циклическое представляет собой последовательность однотипных событий, жизненных кругов, вращение по кругу, восходящее к сезонным циклам. Характерными признаками циклического времени являются завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличение начала и конца. Это обобщенное, вечное время, повторяющееся и непреходящее. Время линейное связано с представлением об однонаправленном поступательном движении событий, с формированием исторического сознания, с идеей начала, конца, эволюции, развития. При этом особо значимым является актуализация неповторимости, уникальности событий, их единичности, а также актуализация необратимости самого жизненного процесса.

Ю.С.Степанов выделяет три типа времени: циклическое (кольцевое), линейное (по его мнению, это то же представление о кольце, но кольце разорванном в одном месте) и разом данное. Разом данное- «настоящее», «прошлое» и «будущее» мыслится как бы разом, одновременно данным сознанию человека и одновременно присутствующим в определенной его действительности.

В качестве основных признаков реального времени (времени действительного мира) принято называть его одномерность, необратимость, однонаправленность (от прошлого к настоящему и будущему), протяженность, временной порядок. В художественном тексте наблюдается стремление авторов передать жизненный поток событий подобно реальному времени, а также передать существеннейшие свойства времени, изменить его ход, размыть, разомкнуть временные границы, прервать однонаправленность времени.

Каждое отдельное литературно-художественное произведение имеет собственное время, характеризующее отображаемый в данном произведении мир событий, отношений, переживаний. Сам ход времени в художественном тексте иной, чем в действительности, так как автор текста волен в общем потоке изображаемых событий выделять, укрупнять те, которые в соответствии с его творческим замыслом являются наиважнейшими, ключевыми и компрессировать, сжимать события менее важные.

В художественном тексте могут наблюдаться временные отклонения- ахронии. Ретроспекции- взгляд в прошлое, и проспекция- взгляд в будущее.

Основной организующей силой временных отношений в художественном тексте является точка зрения автора- наблюдателя. Различают внутреннюю и внешнюю точки зрения. Внутренняя точка зрения- временная позиция повествователя синхронна описываемому им времени, т.е. он ведет свое повествование как из «настоящего» участников действия. Внешняя точка зрения- взгляд автора ретроспективен: из настоящего в прошлое.

В литературно-художественном произведении большую роль играют лексические средства, прямо или косвенно обозначающие время. Лексическую основу текстового времени составляют слова время, эпоха; названия месяцев, дней недели, времени суток(утро, день, вечер, ночь; слова минута, секунда, вчера/сегодня/завтра, вечность, пора, миг, мгновение, момент; названия периодов жизни человека (детство, юность и пр).

Литература:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Вопр. Языкознания. 1974. №3.

2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек- текст- семиосфера- история. М., 1996.

3. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исслед. М., 1997.



скачать файл



Смотрите также:
Методические материалы Текст. Основные категории и свойства текста
166.2kb.
«Люблю тебя, мой Татарстан» (брйн-ринг ко Дню Конституции рт)
190.93kb.
Не может быть забвенья. Методические материалы
273.66kb.
Задание №1 Основные требования, предъявляемые к вагонам
405.26kb.
Епископ Иоанн Киренский и архиепископ Николай Японский: к проблематике взаимоотношений Иркутской миссии и Российской духовной миссии в Японии в начале ХХ в
140.86kb.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов направления 032200. 62 «Зарубежное регионоведение»
279.53kb.
Из предложенных вариантов выберите слово, относящееся к заданному ряду слов
92.11kb.
Учимся анализировать поэтический текст. О. Э. Мандельштам «Ленинград». 11 класс
90.63kb.
2 Лекции 3 Практические и лабораторные занятия
601.37kb.
►Основные дифференциальные биохимические свойства возбудителя дифтерии: ■He расщепляет мочевину
39.25kb.
Сборник №14 (История) методические материалы по теме
106.65kb.
Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо
356.68kb.