gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

Методические рекомендации по созданию проектов в ГлобалЛаб, исходя из их типологии.

Драхлер Александр Борисович,

учитель истории, зам.директора Центра образования №293,

руководитель портала «Сеть творческих учителей»
Анализ более чем 120 проектов ГлобалЛаб, созданных редакцией, учителями и учащимися показывает, что их можно классифицировать по пяти типам.

Классификация – условная. Вместе с тем, основанная на примерах конкретных проектов, она окажет методическую поддержку, как новым авторам, так и педагогам, работающим по направлению «проектная деятельность учащихся». Кроме того, предлагаемая систематизация предоставит дополнительные возможности для объединения (сопоставления) данных, полученных при реализации разных проектов.


Тип 1. «Общественное мнение»

Проекты такого типа направлены на фиксацию и сопоставление мнений участников ГлобалЛаб по какой-то определенной тематикой проекта проблематике. Проекты типа «Общественное мнение» являются самыми распространенными в ГлобалЛаб (из 120 проанализированных проектов к проектам этого типа относится 55).



Ниже представлены наиболее интересные примеры проектов такого типа:

Шум вокруг нас https://globallab.org/ru/project/cover/449b4c6d-2ebe-416c-b22d-aafbcba1d245.ru.html

Мы выбираем. Нас выбирают... https://globallab.org/ru/project/cover/fcc74132-219f-4c13-983f-bcaad2ecbd0e.html

Хорошая ли у вас осанка? https://globallab.org/ru/project/cover/horoshaja_li_u_vas_osanka.ru.html

Сколько весит твой школьный портфель? https://globallab.org/ru/project/cover/skolko_vesit_tvoi_shkolnyi_portfel.ru.html

"Правша" - "левша" https://globallab.org/ru/project/cover/pravsha_levsha.ru.html

Кредит доверия https://globallab.org/ru/project/cover/cmon_just_trust_me.ru.html

Нет слов? Одни эмоции! https://globallab.org/ru/project/cover/net_slov_odni_emocii.ru.html

Мир не своими глазами https://globallab.org/ru/project/cover/mir_ne_svoimi_glazami.ru.html

Учитель, которого ждут https://globallab.org/ru/project/cover/utchitel_kotorogo_zhdut.ru.html

Сколько сока в соке? https://globallab.org/ru/project/cover/skolko_soka_v_soke.ru.html

Новогодняя ель https://globallab.org/ru/project/cover/novogodnjaja_el.ru.html

Зима пришла–на улице веселье! https://globallab.org/ru/project/cover/zima_prishlana_ulice_vesele.ru.html

Ваша семья. https://globallab.org/ru/project/cover/vasha_semja.ru.html

Как мы воспринимаем информацию? https://globallab.org/ru/project/cover/kak_my_vosprinimaem_informaciju.ru.html

Бездомные животные в городе. Это проблема? https://globallab.org/ru/project/cover/bezdomnye_zhivotnye_v_gorode_eto_problema.ru.html

Театральный зритель: портрет https://globallab.org/ru/project/cover/teatralnyi_zritel_portret.ru.html

Конфетная обертка https://globallab.org/ru/project/cover/konfetnaja_obertka.ru.html

Буквы и цифры. https://globallab.org/ru/project/cover/bukvy_i_cifry.ru.html

Понедельник- день тяжёлый https://globallab.org/ru/project/cover/ponedelnik_den_tjazhyolyi.ru.html

Святая Пасха https://globallab.org/ru/project/cover/svjataja_paskha.ru.html

Мы все одной крови: ты и я https://globallab.org/ru/project/cover/my_vse_odnoi_krovi_ty_i_ja.ru.html

Как вы хотите провести лето? https://globallab.org/ru/project/cover/kak_vy_hotite_provesti_leto.ru.html

Атлантида https://globallab.org/ru/project/inquiry/atlantida.ru.html

Созвездия и знаки зодиака https://globallab.org/ru/project/cover/sozvezdija_i_znaki_zodiaka.ru.html

Военная техника Второй мировой войны. https://globallab.org/ru/project/cover/voennaja_tehnika_vtoroi_mirovoi_voiny.ru.html

О чем говорит цвет ваших глаз? https://globallab.org/ru/project/cover/o_chem_govorit_cvet_vashih_glaz.ru.html

Проверим, что говорят о нас звёзды! https://globallab.org/ru/project/cover/proverim_tchto_govorjat_o_nas_zvyozdy.ru.html

Стальная птица https://globallab.org/ru/project/cover/stalnaja_ptica.ru.html
Целый ряд проектов схож по своей тематике и, фактически, дополняют друг друга. Это предоставляет дополнительные возможности для анализа, в том числе, сопоставительного.

Влияние музыки на психику и здоровье человека. https://globallab.org/ru/project/cover/vlijanie_muzyki_na_psihiku_i_zdorove_tcheloveka.ru.html

Музыка вокруг нас https://globallab.org/ru/project/cover/muzyka_vokrug_nas.ru.html

Здоровье и Музыка https://globallab.org/ru/project/cover/zdorove_i_muzyka.ru.html
Книги и их герои https://globallab.org/ru/project/cover/korabli_mysli.ru.html

Читалка! https://globallab.org/ru/project/cover/tchitalka.ru.html

Мы - то, что мы читаем https://globallab.org/ru/project/cover/my_to_tchto_my_tchitaem.ru.html
Основы здоровья - правильное питание https://globallab.org/ru/project/cover/osnovy_zdorovja_pravilnoe_pitanie.ru.html

Шоколад: польза или вред для здоровья человека https://globallab.org/ru/project/cover/shokolad_polza_ili_vred_dlja_zdorovja_cheloveka.ru.html

Чай или кофе с утра? https://globallab.org/ru/project/cover/chai_ili_kofe_s_utra.ru.html

Завтрак съешь сам... https://globallab.org/ru/project/cover/bbc0ff50-51a2-4523-9127-964281ef9a3a.ru.html

Школьная еда https://globallab.org/ru/project/cover/shkolnaja_eda.ru.html
Социальные сети https://globallab.org/ru/project/cover/socialnye_seti.ru.html

Интернет- мой друг. https://globallab.org/ru/project/inquiry/internet_moi_drug.ru.html

Компьютерные игры: добро или зло? https://globallab.org/ru/project/cover/kompjuternye_igry_dobro_ili_zlo.ru.html
Первый рубль https://globallab.org/ru/project/cover/pervyi_rubl.ru.html

"Я и мой труд." https://globallab.org/ru/project/cover/ja_i_moi_trud.ru.html
Мой спорт https://globallab.org/ru/project/cover/my_sports.ru.html

Спорт - хобби или жизнь? https://globallab.org/ru/project/cover/sport_hobbi_ili_zhizn.ru.html
Настоящий друг. https://globallab.org/ru/project/cover/nastojashii_drug.ru.html

Друзья https://globallab.org/ru/project/cover/druzja.ru.html
В качестве цели исследования, в данном случае, определяется, что очевидно, «частотность» или популярности объекта.

  • Выявить наиболее распространенные продукты завтраков в будни и выходные дни.

  • Составить список наиболее частотных на сегодняшний день выражений, передающих реакции собеседника на неожиданную новость.

  • Узнать, какой вид ёлки (живой или искусственной) более предпочтителен.

  • Выявить основные виды зимних игр и увлечений.

  • 1 - узнать кого больше мальчиков или девочек;

2 - узнать у кого сколько детей в семье.

  • Ответы участников позволят определить готовы ли участники Global Lab отказаться от крупных социальных сетей.

  • Определить ведущий канал восприятия у участников проекта.

  • Выяснить, считают ли участники ГлобалЛаб шоколад полезным продуктом, или же они считают его вредным.

  • Проверить или опровергнуть мысль, что понедельник - день тяжёлый

  • Я хочу узнать, кто же вместе со мной увлекается пением.

В качестве цели, определяют и выявление определенных закономерностей.



  • Выявить закономерность между увлечениями и "умением дружить".

  • Выяснить процентное соотношение "правшей" и "левшей" среди участников проекта.

  • Изучить степень доверия различным источникам информации. Определить, кому и чему доверяют в современном мире в первую очередь.

  • Подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что книги электронного формата более популярны, чем классические бумажные.

Определить, зависит ли формат книги от возраста читателя.

Определить, зависит ли тип литературы от возраста читателя и формата самой книги.

  • Главной целью исследования является изучение влияния компьютерных игр на детей.

  • - соответствует ли действительности, что людей с I группой крови больше всего, а с IV-меньше;

- совпадают ли распространенные психологические характеристики групп крови человека с реальными.

  • Узнать к какому отдыху больше склоняются люди и как они его проводят

  • В этом проекте мы узнаем, для кого какое место в жизни занимает спорт и сколько времени остается на другие дела. Возможно ли совместить серьезный спорт и серьезную учебу?

  • Выяснить наличие личного трудового опыта у подростков и отношение к труду.

  • Целью проекта является определение по цвету глаз особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные способности человека. По глазам всегда можно определить внутренние переживания, оттенки эмоциональных состояний и настроение , судить о чувствах человека и душевных качествах.

  • Собрать информацию о предпочтениях разных людей, рождённых под одним знаком зодиака. Выявить самый активный знак зодиака!

  • Выяснить, влияет ли музыка на здоровье человека.

  • Узнать, как громадная машина поднимается так легко в небо?

Осознать, что в воздух помогают поднять машину лопасти, главный винт и подъёмная сила.
Встречаются и попытки создания «картины мира».

  • Составить «шумовую карту мира» и на её основе выявить источники самого сильного шума.

  • Выявить долю школьников, регулярно читающих художественную литературу и определить их основные предпочтения.

  • Цель исследования состоит в том, что бы изучить основы правильного питания для всех возрастных категорий граждан.

  • Определить круг проблем, связанных с бездомными животными и предложить пути выхода из сложившейся ситуации

  • Собрать информацию о доступности и популярности профессионального театра в настоящее время. Составить обобщённый портрет пользователя ГлобалЛаб как театрального зрителя.

  • Выяснить способы подбора литературы

  • Узнать, как выглядят завтраки в разных школах разных городов.

  • Выяснить, как современные дети могут использовать Интернет для познания и обучения?

  • 1.Выяснить наиболее распространённые способы первого заработка.

2. Определить влияние первого заработка на будущую профессию.

  • Выяснить, как участники глобаллаб празднуют Пасху.

  • Выяснить как можно больше об этой уникальной империи. Рассмотреть разные теории и привести множество интересных фактов.

  • рассмотреть историю и легенды, связанные с зодиакальными созвездиями

Как показывает опыт, сложности возникают при формулировании гипотезы. Ниже представлены наиболее показательные примеры гипотез, относящихся к проектом типа «общественное мнение». Полагаю, что знакомство с ними поможет в составлении собственной гипотезы.



  • У большинства людей завтрак в выходные отличается от завтрака в будни.

  • Характер увлечения оказывает влияние на межличностные отношения.

  • Для "правшей" и "левшей" характерны различия в свойствах характера, предпочтениях, любимых видах деятельности.

  • Выбор самого достоверного источника информации зависит от возраста, места жительства и социального статуса.

  • «Скажи мне твой любимый фрукт, и я скажу кто ты…» ?

  • Доля школьников, читающих художественную литературу каждый день меньше 50%.

  • С появлением разного рода электронных гаджетов в массах, бумажные книги будут использоваться реже по сравнению с электронными версиями книг.

  • Уверена, что самые популярные будут лыжи и катание на санках, прогулки.

  • Современный человек готов отказаться от социальных сетей.

  • Шоколад повышает настроение и работоспособность, но вреден для зубов, если есть его много

  • Лучшие друзья любят тебя просто так… ни за внешность, ни за статус, ни за деньги… они будут с тобой всегда и при любых обстоятельствах. Их не может быть много…, но они НАСТОЯЩИЕ!!!"

  • Мы считаем, что причин появления бездомных животных на улицах наших городов несколько.

  1. Безответственное отношение к домашним животным.

  2. Незнание владельцами правил содержания животных.

  3. Недостаточное количество приютов для животных.

  • Частотность посещения театра в разных регионах распределена неравномерно и зависит от размера населённого пункта.

Сегодня потребность людей в театре превышает их возможности посещения театра.

  • Разные люди выбирают разные по содержанию книги. Выбор литературы зависит от характера человека.

  • Школьные завтраки должны быть вкусными и питательными. Но при этом они могут быть очень разнообразными.

  • Возможно, что Интернет можно использовать только в развлекательных целях.

  • Вероятно, что многие дети используют Интернет только как средство общения, а не обучения

  • Наиболее распространёнными формами первого заработка могут быть: успехи в учёбе, помощь по хозяйству и производственная практика.

  • В понедельник проходят самые сложные уроки и обязательно хоть одна контрольная или проверочная работа на оценку.

  • Большинство участников пекут куличи к Пасхе сами и красят яйца.

  • Компьютерные игры вредят физическому и психическому здоровью детей.

  • люди с различными группами крови имеют характерные черты;

I группа крови самая распространенная, а IV-менее.

  • Положительный пример родителей оказывает влияние на выбор профессии их детей.

  • Глаза являются самым информативным источником сведений о любом человеке.

  • Подтверждение (или опровержение) предположения о схожести во вкусах и предпочтениях людей, рождённых под одним знаком зодиака.

  • Музыка положительно влияет на здоровье человека

Тип проектов «Общественное мнение» редко нуждается в специальном оборудовании. Поэтому примеров здесь можно привести немного.



  • Хорошее настроение и фотоаппарат, если вы хотите поделиться с нами фотографией своего любимого блюда.

  • фотоаппарат или телефон с камерой

Интерес представляют примеры заполнения раздела «Зачем в исследовании нужны материалы других участников»



  • Использование ГлобалЛаб позволит проанализировать отношение к завтраку в разных городах и странах.

  • Большое количество участников проекта позволит статистически достаточно точно проверить выдвинутую гипотезу.

  • С помощью участников ГлобалЛаба определяем качества настоящего друга.

  • Только используя большое количество данных о том, сколько и что читают школьники в разных регионах, можно увидеть общую картину: насколько процесс чтения художественной литературы популярен среди детей.

  • Участие большого количества людей разного возраста, социального статуса и различных взглядов позволит увидеть более точную картину использования электронных и бумажных книг по всему миру.

  • Хочется узнать, чем занимаются зимой дети, если у них не бывает снега.

  • Большое число собранных анкет позволит более достоверно ответить на вопросы исследования.

Сориентироваться в порядке проведения исследования примеры заполнения раздела «Протокол».

  1. Выберите два дня с типичным для вас распорядком: один будний и один выходной.

  2. Запишите, из чего состоял ваш завтрак в эти дни. Подготовьте рецепт вашего любимого блюда на завтрак и, если есть возможность, его фотографию.

  3. Поучаствуйте в исследовании, заполнив анкету.




  1. Измерьте уровень шума (в децибелах) с помощью датчика шума в различное время суток.

  2. Сфотографируйте источник шума, рядом с которым вы провели измерение.

  3. Определите, к какому типу объектов (природному/искусственному) относится этот источник.

  4. Занесите результаты, полученные с помощью датчика, в Анкету исследования (прочитайте подробное описание работы с датчиками и приложениями). При использовании мобильного приложения glsound данные автоматически передаются в ГлобалЛаб;

При использовании датчиков шума Fourier и Globisens их необходимо подключить к компьютеру согласно протоколу, после подключения данные также будут автоматически переданы в ГлобалЛаб; при использовании датчиков других производителей занесение данных производится вручную, при этом следует указать дату и местное время измерения.

  1. Следите за результатами, полученными другими пользователями.




  • Присмотревшись к своему увлечению и к своим взаимоотношениям с друзьями, постарайтесь откровенно ответить на вопросы анкеты.




  1. Вспомните все прочитанные Вами книги, произведения, журналы, статьи и т.п. за последние 6 месяцев.

  2. Определите, к какому типу литературы относятся прочитанные Вами тексты. Если у Вас возникает проблема с определением типа, обратитесь в ближайшую библиотеку за помощью.

  3. Проанализируйте, литература какого типа преобладает в прочитанных Вами текстах за последние 6 месяцев.

  4. Ознакомьтесь с результатами исследования.

  5. Ответьте на вопрос: "Подтвердилась гипотеза проекта?"

  6. Оставьте комментарии в обсуждениях проекта.


1. Обращаю внимание на то, что этот проект адресован уже взрослым людям. И мы хотим выяснить, как взрослые люди в первый раз в своей жизни заработали деньги. Именно заработали, а не нашли...

2. Анкету должен будет заполнять или взрослый, или ребёнок со слов взрослого человека.

3. Будет даже лучше, если ребёнок заполнит несколько анкет на несколько взрослых людей. То есть - 1 анкета = опрос одного взрослого человека!
1. В ближайший понедельник проанализировать, каким он оказался для вас: трудным или лёгким.

2. По расписанию уроков определить какие предметы в понедельник преобладали: гуманитарные или точные?

3. Запомнить сколько контрольных и проверочных работ прошло в этот понедельник.

4. Заполнить нашу анкету


  1. Выберите 1-2 дня для посещения работы родителей.

  2. Запишите, план - распорядок рабочего дня родителей ( из чего состоит рабочий день).

  3. Поучаствуйте в исследовании, заполнив анкету.

И, наконец, примеры раздела «Техника безопасности»



  • Относитесь бережно к вашим родным и близким. Не сообщайте шокирующей или страшной новости дедушкам и бабушкам, людям со слабым здоровьем.

  • не пользоваться электроникой в дождь

  • Не подходите близко к бездомным животным, проявляющим агрессию.

  • Надо максимально внимательно отнестись к ответам опрашиваемых...

  • Напоминаем: выкладывая свои антропометрические данные (такие как цвет глаз, волос, рост и т.п.) на сайт, вы соглашаетесь на их обнародование и полностью берете на себя ответственность за него

Важное значение имеет анкета исследования. Наличие грамотной системы вопросов (анкет) позволит сопоставлять между собой мнения по разным вопросам, собираемые участниками ГЛ. С учетом возраста аудитории оптимальной представляется анкета, состоящая из 10-12 вопросов.

Порядок вопросов в анкете определяется несколькими простыми правилами:

- начинать следует с более простых вопросов;

- желательно обеспечить смысловое соответствие между начальными вопросами и заявленными целями опроса;

- вопросы необходимо сгруппировать в смысловые блоки, чтобы перед опрашиваемым было упорядоченное целое. Иногда смысловые блоки разделяют графически или с помощью специальных фраз.

- следует избегать однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов, если вопросы следуют друг за другом;

- недопустимы слишком резкие переходы от конкретных вопросов, относящихся к сфере быта, к мировоззренческим вопросам. Иногда в анкеты специально вставляются дополнительные малоинформативные вопросы, сглаживающие такие переходы;

- в отдельных случаях могут быть необходимы небольшие подсказки и конкретные инструкции по заполнению отдельных вопросов.

Важную роль в анкете играют вопросы-фильтры (или «отсекающие» вопросы). Они позволяют отобрать группу респондентов, которые в силу тех или иных причин могут ответить на следующие за фильтром вопросы. Респондент должен иметь четкие и ясные указания по заполнению анкеты в случае присутствия в ней зависимых вопросов и вопросов-фильтров, например:

«1. Есть ли у вас хобби?

Да.


Нет (переходите к вопросу 5).»

Последние вопросы анкеты – это так называемая «паспортичка», содержащая сведения социально-демографического характера о респонденте (пол, возраст, образование, семейное положение и т.п.). Начинать анкету с этих вопросов не рекомендуется, т.к. они вызывают у некоторых людей тревогу, и респондент может прекратить работу с анкетой, фактически не начав ее (если же он уже почти заполнил анкету, то он, как правило, заполняет и «паспортичку»).

В конце анкеты рекомендуется поблагодарить респондента за сотрудничество.

В идеале опрос должен включать и закрытые, и открытые вопросы. Более того, разработана даже определенная последовательность вопросов в анкете:



  1. Закрытый вопрос для выявления осведомленности респондента или наличия у него какого-то отношения к данной проблеме;

  2. Открытый вопрос для оценки общего отношения, обобщенной установки;

  3. Закрытый вопрос, содержащий описание конкретных аспектов, сторон проблемы;

  4. Открытый или полузакрытый вопрос, позволяющий респондентам обосновать свое мнение, объяснить, почему они так считают;

  5. Закрытый вопрос на интенсивность мнения, показывающий, насколько респондент убежден в своей точке зрения.

Особенностью проектов типа «общественное мнение» является превалирование «закрытых» вопросов. Открытые вопросы используются в качестве иллюстрации.

Приложение.

Пример закрытого вопроса



Выберите понравившуюся пословицу.

Пример полузакрытого вопроса



Пример открытого вопроса:



  • Напиши одним предложением, что для тебя музыка...

Примеры удачного сочетания открытых и закрытых вопросов

Первый рубль https://globallab.org/ru/project/form/pervyi_rubl.ru.html











Примеры визуализации:






Примеры анализа:

  • Анализ результатов отдельно по разным возрастным группам.


Введение дополнительной переменной:

По двум параметрам





По трем параметрам




Тип 2. «Коллекция»

Проекты типа «Коллекция» (антология, памятник) направлены на накопление в рамках одной площадки сходных по каким-либо основаниям объектов.



Приведем примеры таких проектов, реализованных на ГлобалЛаб:

Внимание, конкурс! Букет своими руками https://globallab.org/ru/project/cover/8b4978d0-8fe2-4dc8-abdb-784fe80049e2.html

Давайте говорить друг другу комплименты! https://globallab.org/ru/project/inquiry/3490a219-8b4f-42f7-a376-217a9a830651.ru.html

Музей игрушек https://globallab.org/ru/project/cover/a1b52ac1-5019-4a40-a14c-26b3a6abe777.html

Архитектурная бионика https://globallab.org/ru/project/cover/338b7e8d-7a29-4f47-af32-a2b03e304c80.ru.html

О Прекрасной Даме https://globallab.org/ru/project/cover/7abc0367-867c-41b2-9de1-08cf2dcbd505.ru.html

Бобик, не болей https://globallab.org/ru/project/cover/393f8787-f680-4ec9-bb0d-c7e0f2a49389.html

Книги и их герои https://globallab.org/ru/project/cover/195372e5-88fe-4328-b722-24ec2374b643.ru.html

Путешествие в мир скороговорок https://globallab.org/ru/project/cover/223a03a5-c0ee-4729-ac36-b91f077942ec.ru.html

Моя малая Родина https://globallab.org/ru/project/cover/this_is_my_home.ru.html

История одной улицы https://globallab.org/ru/project/cover/stories_that_streets_tell.ru.html

Мои домашние питомцы https://globallab.org/ru/project/cover/my_pets.ru.html

Планета кукол https://globallab.org/ru/project/cover/the_doll_planet.ru.html

Я и мое имя https://globallab.org/ru/project/cover/ja_i_moyo_imja.ru.html

Мои увлечения https://globallab.org/ru/project/cover/my_interests.ru.html

Экскурсия в лето https://globallab.org/ru/project/cover/a_tour_of_your_last_summer.ru.html

Звериный отряд: операция «Имя» https://globallab.org/ru/project/cover/zverinyi_otrjad_operacija_imja.ru.html

Калейдоскоп любимых плодов https://globallab.org/ru/project/cover/kaleidoskop_ljubimyh_plodov.ru.html

Загадки домашних имён https://globallab.org/ru/project/cover/endearing_nicknames.ru.html

Ботанический шарж https://globallab.org/ru/project/cover/botanitcheskii_sharzh.ru.html

Литературная география https://globallab.org/ru/project/cover/literaturnaja_geografija.ru.html

Помоги животным планеты! https://globallab.org/ru/project/cover/pomogi_zhivotnym_planety.ru.html

Что едят наши домашние любимцы? https://globallab.org/ru/project/cover/tchto_edjat_nashi_domashnie_ljubimcy.ru.html

Крылатые имена https://globallab.org/ru/project/inquiry/names_that_fly.ru.html

Мой любимый город https://globallab.org/ru/project/cover/moi_ljubimyi_gorod.ru.html

А жива ли поговорка? https://globallab.org/ru/project/cover/idioms_alive_and_kicking_today.ru.html

Мамы разные нужны, мамы всякие важны. https://globallab.org/ru/project/cover/mamy_raznye_nuzhny_mamy_vsjakie_vazhny.ru.html

Естественно, что формулировка цели здесь отличается от целей к проектам типа «Общественное мнение».

Чаще всего, собираемая «коллекция» имеет лишь познавательно-теоретическое значение.


  • Создать карту архитектурных объектов мира, при проектировании которых использованы принципы бионики.

  • Описание и сравнительный анализ образа возлюбленной в произведениях малых стихотворных жанров.

  • Выявить распространённые в мировой литературе типы героев, описать их в системе отношений с авторами книги и читателями.

  • Выяснить, какой тип названий самый распространённый в стране, в мире.

  • Создать базу современных зоонимов, которая ляжет в основу первой международной классификации имён домашних животных.

  • Собрать и классифицировать плоды участников проекта.

  • Собрать и проанализировать домашние имена – обращения к детям, созданные с помощью метафоры.

  • Изучить и проанализировать места, описанные в литературных произведениях (дом, улица, площадь, фонтан, сквер, парк, памятник, мост, гора и т.д.).

  • Изучить информацию о животных занесенных в Красную книгу природы и составить фотокарту редких видов животных регионов нашей планеты

  • Изучить типы кормления домашних питомцев в семьях современных горожан и жителей сельской местности.

  • Составить мировую карту крылатых имён, чтобы узнать, как происходит их распространение по всему миру из стран – культурных очагов фразеологизмов.

Встречается и практический выход.



  • Собрать материалы для анализа эволюции игрушки.

  • Помочь нашим домашним питомцам избежать заражения серьёзным заболеванием – пироплазмозом.

  • Узнать, откуда происходят названия улиц, и таким образом изучить историю и географию своего края.

  • Собрать галерею авторских иллюстраций на ботанические темы. По итогам проекта создать интернет-сборник «Ботанический шарж».

  • Воспитание любви и интереса к городам России, позитивного отношения к миру.

Представленные гипотезы помогают лучше понять замысел авторов проекта.



  • Выяснив тип названия улицы, можно определить, к какому периоду оно относится.

  • На облик национальной куклы влияют в равной степени культурные и географические особенности местности.

  • Среди зоонимов преобладают человеческие имена, заимствованные из другой, не родной для хозяина животного, культуры.

  • Во всём мире домашние имена в большинстве случаев используются для того, чтобы проявить нежность и заботу. Отношение к домашним именам изменяется в зависимости от возраста.

  • В большинстве случаев авторы описывают реальные места, которые в литературной передаче претерпевают значительные изменения.

  • Фразеологизмы, в составе которых есть имена собственные, демонстрируют через эти имена географическое распространение национальных культур по планете.

  • У каждого свой любимый город, который любят за то, что он самый лучший для него

  • Увидим, как много разных профессий сегодня доступно современным женщинам.

Интересных примеров реализации раздела «Материалы и оборудования», увы, немного.



Энциклопедия «Кругосвет», раздел «Лингвистика». Режим доступа: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/33.

Словари и энциклопедии на Академике, режим доступа: http://dic.academic.ru/ Фразеологический словарь, Словарь крылатых слов и выражений.

Любые другие доступные словари фразеологизмов и этимологии имён собственных, словари иностранных слов, латинских выражений и т.д.
При составлении проекта интересно обратить внимание на опыт описания раздела «Техника безопасности»:

  • В ходе поисков вам, возможно, предложат самостоятельно зайти к кому-то в гости за той или иной игрушкой. Помните, что НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СЛЕДУЕТ ходить к незнакомым и малознакомым людям без сопровождения взрослых.

  • Не забывайте при проведении исследования соблюдать стандартные правила безопасности на улице. При фотографировании каких-либо объектов не стойте на проезжей части.

  • Прежде чем сделать фотографию куклы, нужно обязательно спросить на это разрешение у её владельца. Часто бывает, что в целях конкуренции продавцы не желают, чтобы их товар фотографировали. В этом случае нужно объяснить, с какой целью производится фотосъемка. Также обязательно нужно специально узнавать о возможности фотосъёмки в музеях.

  • При подготовке вашего животного к фотосессии и во время её постарайтесь не повредить ему, относитесь бережно к его психике и не дразните его, иначе вы можете получить травму или нанести травму вашему питомцу.

  • при работе используйте фартук. Будьте осторожны при работе с ножом (скальпелем).

  • Во время исследований придерживайтесь правил:

осторожно рассматривайте плоды;

работу выполняйте на лотке;

будьте внимательны к окружающей нас природе.

  • Спрашивайте разрешение на фотосъемку у хозяев животных.

Будьте вежливы с опрашиваемыми людьми.

Будьте аккуратны при общении с животными.
А, вот, примеры реализации раздела «Зачем в исследовании нужны материалы других участников».

  • «Результативность нашего проекта напрямую зависит от числа участников. Именно сопоставление находок из разных стран и городов даст возможность сравнить игрушки между собой и точнее определить, в чём состоит своеобразие каждой отдельной находки».

  • «Чем больше собаководов примет участие в исследовании, тем более информативную и подробную карту заражённости клещей бабезиями мы получим. Это позволит хозяевам собак планировать выезды, прогулки с минимальным риском для своих питомцев и, при необходимости, принимать дополнительные меры защиты».

  • «Представленные участниками описания и фотографии природных объектов или архитектурных памятников их малой родины помогут составить, как из мозаики, уникальную краеведческую картину России и мира».

  • Данные, предоставленные всеми участниками проекта, складываются в общую картину источников ласковых метафор – обращений взрослых к детям. Только в коллективном исследовании мы увидим разнообразие метафорического фонда языков и проследим эволюцию обращений в зависимости от возраста адресата.

  • На основании собранных данных из разных местностей можно будет заключить, существуют ли действительно универсальные для всех языков имена, которые вошли в мировой фонд крылатых имён в составе фразеологизмов.

  • В зависимости от региона, местности, края - какие профессии мам популярны.

Примеры раздела «Протокол»



  • Обязательно запишите, откуда вы получили эту информацию. Самые достоверные источники — это книги, архивные записи, периодические издания. Не забывайте, обязательно нужны все выходные данные издания — год, месяц, автор, издательство. Если вы нашли информацию в интернете, то запишите адрес сайта и дату последнего изменения на сайте. Обычно её можно найти в самом низу страницы.

  • Соберите информацию о кукле, которую вы собираетесь описывать, руководствуясь следующим планом:

- где производится;

- из чего сделана (уточните материалы);

- почему именно в таком стиле;

- что означает каждый элемент костюма;

- почему использовались именно такие материалы, краски и т.д.;

- с какими историческими персонажами она связана и связана ли;

- связаны ли с куклой традиционные верования и обряды, и если да, то какие именно.

Постарайтесь понять, что же конкретно символизирует данная кукла и каким образом она связана с вашей местностью.

Ответы на эти вопросы вы найдете как в справочной и периодической литературе и в интернете, так и у производителя, если кукла изготавливается на месте. Особое внимание обратите на городские (районные) Дома ремесел. Там работают специалисты, хорошо разбирающиеся в своем деле. Если это авторская кукла, желательно познакомиться с ее автором, который также может дать какую-то интересную информацию. Если это обрядовая кукла, узнайте информацию об обряде, с которым кукла связана.


  • Выберите крылатое выражение, в составе которого есть имя собственное. Это должен быть фразеологизм, который используете в своей речи вы или кто-то из вашего окружения. Помните, что фразеологизм – это маленькая устойчивая фраза, которую нельзя понимать буквально. Её значение нужно просто запомнить, например: кричать на всю Ивановскую – очень громко кричать, между Сциллой и Харибдой – в трудном, почти безвыходном положении. Для каждого фразеологизма мы заполняем отдельную анкету. Их может быть много.

Проанализируйте этот фразеологизм, отвечая на вопросы Анкеты.
Анкета исследования.

Наличие грамотной системы вопросов (анкет) позволит проводить работу по систематизации и классификации найденных материалов, анализу закономерностей и выявлению уникальности.

Порядок вопросов в анкете определяется несколькими простыми правилами:

- начинать следует с более простых вопросов;

- желательно обеспечить смысловое соответствие между начальными вопросами и заявленными целями опроса;

- вопросы необходимо сгруппировать в смысловые блоки, чтобы перед опрашиваемым было упорядоченное целое. Иногда смысловые блоки разделяют графически или с помощью специальных фраз.

- следует избегать однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов, если вопросы следуют друг за другом;

- недопустимы слишком резкие переходы от конкретных вопросов, относящихся к сфере быта, к мировоззренческим вопросам. Иногда в анкеты специально вставляются дополнительные малоинформативные вопросы, сглаживающие такие переходы;

- в отдельных случаях могут быть необходимы небольшие подсказки и конкретные инструкции по заполнению отдельных вопросов.

Важную роль в анкете играют вопросы-фильтры (или «отсекающие» вопросы). Они позволяют отобрать группу респондентов, которые в силу тех или иных причин могут ответить на следующие за фильтром вопросы. Респондент должен иметь четкие и ясные указания по заполнению анкеты в случае присутствия в ней зависимых вопросов и вопросов-фильтров, например:

«1. Есть ли у вас хобби?

Да.


Нет (переходите к вопросу 5).»

Последние вопросы анкеты – это так называемая «паспортичка», содержащая сведения социально-демографического характера о респонденте (пол, возраст, образование, семейное положение и т.п.). Начинать анкету с этих вопросов не рекомендуется, т.к. они вызывают у некоторых людей тревогу, и респондент может прекратить работу с анкетой, фактически не начав ее (если же он уже почти заполнил анкету, то он, как правило, заполняет и «паспортичку»).

В конце анкеты рекомендуется поблагодарить респондента за сотрудничество.

В идеале опрос должен включать и закрытые, и открытые вопросы. Более того, разработана даже определенная последовательность вопросов в анкете:



  1. Закрытый вопрос для выявления осведомленности респондента или наличия у него какого-то отношения к данной проблеме;

  2. Открытый вопрос для оценки общего отношения, обобщенной установки;

  3. Закрытый вопрос, содержащий описание конкретных аспектов, сторон проблемы;

  4. Открытый или полузакрытый вопрос, позволяющий респондентам обосновать свое мнение, объяснить, почему они так считают;

  5. Закрытый вопрос на интенсивность мнения, показывающий, насколько респондент убежден в своей точке зрения.

Приложение

Примеры вопроса с использованием карты

Отметьте на карте предположительное место создания…
Примеры вопроса с использованием галереи


  • Разместите фотографию объекта, которому посвящена ваша экскурсия. Подпишите фотографию, проаннотируйте на ней «особенные» места – для этого выделите область и оставьте к ней комментарий.

Примеры открытых вопросов



  • Рассказ владельца

  • Автор объекта

  • Напишите несколько слов о своих домашних питомцах. Кто они? Откуда у вас появились? Это редкие в вашей стране домашние питомцы или таких животных часто держат в домах? Какие у них характеры, повадки?

  • Здесь напишите синквейн про Ваш любимый плод.

Первая строка - тема синквейна (одно существительное, предмет). Вторая строка - описание признаков и свойств Вашего плода (два прилагательных). Третья строка - действие (три глагола). Четвёртая строка - личное отношение к плоду (фраза из четырёх слов). Пятая строка - вывод (одно слово).
Примеры полузакрытых вопросов (с возможностью добавления собственного варианта через опцию «другое»):

Из какого материала изготовлен объект?

Форма объекта?

Цель создания объекта?

Назначение объекта?

Особенности объекта

Выберите период, в который, по вашему мнению, была создана эта игрушка или игра.

Выберите наиболее подходящий тип игрушки (игры). Если она подпадает под несколько определений, отметьте их все.

Выберите все подходящие варианты

Степень сохранности
Примеры «полузакрытых» вопросов с «иконками»


Примеры аналитических действий

Сравните свои данные с данными других участников. Изучите географию сообщества ГлобалЛаб по карте, найдите тех, кто живёт рядом с вами, и тех, кто обитает на другом конце света. Проверьте, правда ли большинство из нас проживает в больших городах, или всё-таки сельских жителей больше. Узнайте, кто живёт рядом с морями, а кого окружают леса. Вам наверняка понравится рассматривать фотографии необычных мест и памятников, которые прислали ваши друзья.

Обсуждайте получившиеся результаты. Ищите друзей и соседей, ищите тех, кто совместно с вами сможет придумывать новые проекты и участвовать в уже существующих!
Примеры визуализации ответов:








скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по созданию проектов в ГлобалЛаб, исходя из их типологии
483.17kb.
Тесты для самоконтроля; методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины, подготовке к различным видам занятий и аттестации
273.63kb.
Методические рекомендации по созданию сельскохозяйственных потребительских обслуживающих кооперативов
749.51kb.
Методические рекомендации для преподавателей по использованию элементов метода проектов при изучении дисциплины «Специальное рисование и лепка»
280.59kb.
Методические рекомендации Ставрополь, 2003 Подагра. Подагрический артрит. Методические рекомендации. Ставрополь. Изд. Сгма, 2003
533.23kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.48kb.
Методические рекомендации Челябинск 2007
161.51kb.
Методические рекомендации для практических и научных
301.49kb.
-
340.86kb.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях 371,70 2
44.39kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов
597.25kb.
Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель
1028.35kb.