gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
скачать файл

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ «МАЛЫЕ ГОРОДА»
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АГЕНТСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛАДИМИР 2005



СОДЕРЖАНИЕ

Обобщение опыта реализации стратегий 5

О некоторых итогах социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году 6

Показатели социально-экономического развития муниципальных образований Владимирской области 12

Опыт разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований Владимирской области по итогам 2003 – 2004 гг. 14

Город Владимир 14

Ключевые характеристики муниципального образования 14

Основные тенденции социально-экономического развития г. Владимира 15

Опыт и проблемы разработки и реализации стратегии развития города Владимира 16

Округ Александров 19

Ключевые характеристики муниципального образования 19

Краткая характеристика администрации округа 20

Выявление точек роста муниципального образования 20

Первые итоги реализации стратегии социально-экономического развития 21

Округ Кольчугино 26

Ключевые характеристики муниципального образования 26

Краткая характеристика администрации округа. 28

Опыт реализации основных направлений стратегии развития 28

Сохранение и улучшение экологии на территории округа 31

Округ Муром 32

Ключевые характеристики муниципального образования 32

Муниципальное образование на юго-востоке Владимирской области, образовано путем объединения двух муниципальных образований – г. Мурома и Муромского района. 32

По данным на 01.01.2002 года в округе проживало 164,5 тыс. человек, что составляет 10,5% к числу жителей Владимирской области. 32

Муром – один из древнейших городов России с многовековой историей, это промышленный и культурный центр с выгодным пространством для инвестиций. 32

Краткая характеристика администрации округа 32

Разработка стратегии развития округа 32

Роль инновационных проектов в разработке стратегии социально-экономического развития 38

Стратегия как инструмент улучшения социального обслуживания населения 41

Роль муниципального заказа в реализации стратегии развития муниципального образования 43

Город Собинка 44

Ключевые характеристики муниципального образования. 44

Краткая характеристика администрации города. 45

Опыт разработки и реализации стратегии социально-экономического развития 46

Оценка результатов реализации стратегии 48

Реформирование ЖКХ г. Собинки в ходе реализации стратегии социально-экономического развития 50

Город Суздаль 51

Ключевые характеристики муниципального образования 51

Краткая характеристика органов местного самоуправления города 53

Привлечение инвестиций в туристскую инфраструктуру 54

Гороховецкий район 56

Ключевые характеристики муниципального образования 56

Краткая характеристика органов местного самоуправления района 57

Программа развития туризма Гороховецкого района 58

Гусь-Хрустальный район 76

Ключевые характеристики муниципального образования: 76

Краткая характеристика органов местного самоуправления. 77

Реализация стратегии социально-экономического развития в Гусь-Хрустальном районе 77

Киржачский район 84

Ключевые характеристики муниципального образования. 84

Промышленный сектор Киржачского района представлен машиностроением и электроэнергетикой, легкой, пищевой, лесной деревообрабатывающей и полиграфической промышленностью. Промышленный комплекс района включает 13 крупных и средних предприятий. По формам собственности – 96,3 % предприятий относятся к частной форме собственности. Ведущей отраслью на протяжении ряда лет остается отрасль машиностроения и металлообработки. В отраслевой структуре основная доля производства промышленной продукции приходится на машиностроение и металлообработку (77,5 %). 84

1. торговля; 85

2. деревообработка; 85

3. строительство; 85

4. бытовые и транспортные услуги и др. 85

Краткая характеристика органов местного самоуправления 85

Реализация стратегии социально-экономического развития Киржачского района в 2003-2004 гг. 86

Меленковский район 93

Ключевые характеристики муниципального образования 93

Структура органов управления. 95

Об опыте реформирования системы ЖКХ 97

Петушинский район 98

Ключевые характеристики муниципального образования 98

Характеристика органов местного самоуправления 99

Опыт мобилизации муниципальных финансов, как основы для реализации стратегии района 100

Социальный аспект реализации стратегии 101

Селивановский район 104

Ключевые характеристики района 104

Характеристика органов местного самоуправления 105

Реализации стратегии развития района 106

Судогодский район 107

Ключевые характеристики района 107

Характеристика органов местного самоуправления. 109

Развитие общественных инициатив как ресурс стратегического развития муниципального образования 110

Об опыте реформирования структуры администрации в целях успешной реализации стратегии муниципального развития 112

Суздальский район 114

Ключевые характеристики района 114

Характеристика органов местного самоуправления 115

Реализация стратегии развития района 116

Юрьев-Польский район 118

Ключевые характеристики муниципального образования. 118

Структура управления муниципальным образованием 120

Реализация стратегии социально-экономического развития района 121

Поселок Энергетик 125

Ключевые характеристики муниципального образования. 125

Органы местного самоуправления. 126

Развитие общественных инициатив в ходе реализации стратегии 126

Поселок Юрьевец 128

Ключевые характеристики муниципального образования 128

Органы местного самоуправления 129

Организация работы по привлечению инвестиций 129

Развитие общественных инициатив 132

Город Лакинск 132

Ключевые характеристики муниципального образования 132

Органы местного самоуправления муниципального образования 133

Социальное партнерство в целях развития города 133

Город Покров 137

Ключевые характеристики муниципального образования. 137

Органы местного самоуправления. 137

Реализация Стратегии развития малого города 138

Установление партнерских отношений для решения
стратегических задач 139

Поселок Красный Октябрь 141

Ключевые характеристики муниципального образования 141

Опыт строительства и ввода в эксплуатацию модульной котельной 141

Строительство храма-часовни Святых Бориса и Глеба 142

Поселок Анопино 143

Ключевые характеристики муниципального образования 143

Характеристика органов местного самоуправления 143

Налаживание контакта с предпринимательским сообществом 143

Воспитание молодежи через спортивные организации 144

Поселок Великодворский 147

Ключевые характеристики муниципального образования 147

Краткая характеристика органов местного самоуправления 148

Реализация стратегии развития поселка 148

Поселок Добрятино 149

Ключевые характеристики муниципального образования 149

Краткая характеристика органов местного самоуправления 149

Развитие социальной сферы поселка 149

Школа – центр образовательного и воспитательного пространства муниципального образования 151

Поселок Золотково 154

Ключевые характеристики муниципального образования 154

Характеристика поселкового совета и администрации 154

Стратегия как антикризисная программа действий 154

Возрождение историко-культурного и промышленного наследия как точка роста муниципального образования 155

Поселок Иванищи 157

Ключевые характеристики муниципального образования 157

Органы местного самоуправления поселка 157

Роль местных средств массовой информации в развитии социального партнерства 157

Поселок Красное Эхо 158

Ключевые характеристики муниципального образования. 158

Характеристика органов местного самоуправления 159

Опыт построения межбюджетных отношений в рамках реализации стратегии развития муниципального образования второго уровня 159

Город Курлово 161

Ключевые характеристики муниципального образования 161

Характеристика органов местного самоуправления 162

Формирование безубыточной муниципальной энергетики 162

Поселок Мезиновский 163

Ключевые характеристики муниципального образования 163

Характеристика органов местного самоуправления 164

Создание музея А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА как способ формирования нового имиджа муниципального образования 164

Поселок Уршельский 166

Ключевые характеристики муниципального образования 166

Характеристика органов местного самоуправления 166

Реализация Стратегии развития поселка 166

Реализация экологических программ на территории поселка 168




Обобщение опыта реализации стратегий


Первичный материал для обобщения опыта представили следующие руководители и специалисты муниципалитетов: Малахова М.А.(г. Владимир), Качеван В,А,, Мальцева М.В., Силина Т.Л., Савина И.Ю. (о. Муром), Королева Т.Ф. (г. Собинка), Шитов В.В. (Гороховецкий район), Рыжков А.И. (Гусь – Хрустальный район), Старовойтов В.Г. (Киржачский район), Чижова Е.А. (Меленковский район), Кузина Н.А. (Петушинский район), Миронова М.А. (Селивановский район), Смирнов А.В., Медведева Н.В., Сычева Н.Н. (Судогодский район), Бурлаков Ю.В. (Суздальский район), Комарова Н.Д., Родионова Е.В. (Юрьев-Польской район), Чугунов В.И., Гаврилова А.А. (п. Энергетик), Харьков И.А. (п. Юрьевец), Агафонов В.А. (г. Лакинск), Замятина В.А., Сулоева Л.В. (г. Покров) и многие другие.

В дальнейшем специалисты Агентства муниципального развития (г. Владимир) провели дополнительное изучение ситуации с выездом в муниципальные образования. Из огромного потока информации (аналитические записки, справки, отчеты, интервью и т.д.), были отобраны «зерна», которые и претендуют на название «опыт». К изложению и обработке материала были привлечены сотрудники Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города» (Москва), Владимирского филиала РАГС при Президенте РФ, Академии Социального Управления (Москва) и Владимирского государственного университета.

Главным вопросом при этом был поиск информации, которая могла бы использоваться другими муниципальными образованиями в качестве образца. Для того, чтобы понять и перенять механизм стратегического управления, важно увидеть общую методологию разработки стратегии. А после этого, исходя из специфики территории, определить траекторию ее развития. Изложенный опыт поможет это сделать, причем будет предостерегать от повторения ошибок, которые допускали муниципальные образования Владимирской области. Вот в этом деле появятся новые и самые важные эксперты – работники муниципалитетов, изучающие опыт и планирующие использовать его в своей работе.

Мы рассматриваем работу, проделанную во Владимирской области, как важный шаг по развитию стратегического управления регионом в целом. Во всех муниципальных образований области завершен полный цикл стратегического управления: от стратегического анализа до разработки стратегий, их реализации, оценки реализации и корректировки стратегий. Эта работа положила начало следующему этапу стратегического управления на уровне области – разработаны проекты отраслевых стратегий и концепция стратегии развития области на период до 20015 года. Высокая оценка проделанной работе дана на областном экономическом совещании в марте 2005 года.



О некоторых итогах социально-экономического развития Владимирской области в 2004 году1


Решение стратегической задачи удвоения валового национального продукта (ВВП) России до 2012 года, поставленной перед Правительством РФ Президентом России2, в связи с определенным замедлением в истекшем году роста экономики страны оценивается сегодня в различных политических и экономических кругах далеко неоднозначно. Однако у этой проблемы существуют различные аспекты. Достижение указанной цели не может складываться из арифметической суммы удвоений валовых региональных продуктов (ВРП) по отдельным субъектам Федерации: слишком различается вклад регионов в формирование ВВП. Поэтому, с нашей точки зрения, удвоение ВРП в наиболее экономически развитых регионах с достаточно высокой стартовой базой 2002 г. – задача более сложная, чем в регионах, где эта база была невысокой. В то же время в высокоразвитых регионах с большой инвестиционной привлекательностью возможности для динамичного роста неизмеримо больше, чем в остальных. Речь идет именно о трудностях в решении задачи удвоения ВРП, а не о высоких абсолютных приростах ВРП.

Экономический советник Президента РФ А. Илларионов, а также представители Минэкономразвития (МЭРТ) неоднократно заявляли, что для решения задачи удвоения необходимо достижения прироста ВВП как минимум 7%, а лучше 9%. В то же время динамика номинального ВВП в последние два года выглядит следующим образом: 2003 г. прирост к 2002 г. составил 7,3%, а объем ВВП – 434 млрд. дол. США; 2004 г. (оценка) к 2003 г. прирост – 6,8%, объем – 583,3 млрд. дол. США. Производство промышленной продукции выросло на 6,2%, сельского хозяйства - на 1%. Во Владимирской области прирост ВРП в 2003 г. к 2002 г. (в текущих ценах) составил по предварительным расчетам 15% и достиг 60717,6 млрд. руб. или более 2 млрд дол. США (доля - около 0,5% в ВВП). В истекшем году, по нашим оценкам, прирост ВРП к 2003 г. будет не ниже, чем в прошлом году. Это обеспечивает прирост промышленного производства - 7,3% (в 2003 г. к 2002 г. 5,2%). Серьезный прорыв достигнут в жилищном строительстве: прирост к прошлому году составил 17% (в 2003 г. – 8,2%), а всего введено жилья - 327 тыс. кв. м (в 2003 г. – 274,2 тыс. кв. м). Прирост подрядных строительных работ составил 5%. Поэтому, несмотря на низкие результаты в сельском хозяйстве (объемы производства в этой отрасли ниже уровня прошлого года на 6,5%), динамика роста основных показателей народного хозяйства области (прежде всего ВРП) остается выше общероссийских.

Если проблему роста ВРП анализировать с учетом достигнутых среднесрочных результатов, то положение области также выглядит пока достаточно благополучно. В течение 2001-2004 гг. удалось обеспечить стабильно высокие темпы экономического роста: номинальный ВРП возрос более, чем в 1,7 раза. В настоящее время область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов Центрального федерального округа РФ. В 2004 г. промышленное производство области к 1996 г. выросло в 2 раза (в базовых ценах).

Промышленный рост в истекшем году достигнут во всех основных отраслях. Максимальный рост выпуска продукции обеспечивается в стекольной промышленности – 127%, медицинской промышленности – 120%, химической и нефтехимической – 111%, в машиностроении и металлообработке – 109%. В 2004 г. продолжена реализация крупных инвестиционных проектов. Введен в строй Петушинский металлический завод с годовым объемом производства около 1 млрд руб. В г. Александрове создано современное предприятие по выпуску телевизоров ("Вестел-СНГ", Турция) мощностью на первом этапе функционирования - 1 млн телевизоров в год. В г. Гороховце завершено строительство и введена в строй третья очередь производства стеклобутылки на ОАО "Русджам" (Турция). Объем производства на этом одном из крупнейших в Европе (по выпуску этой продукции) заводов доведен почти до 1 млрд бутылок в год. Строительство и пуск в истекшем году завода по производству хлопковой целлюлозы позволил на первом этапе создать производственные мощности по выпуску 6 тыс. т хлопковой целлюлозы в год. В области велось активное строительство других новых предприятий и проводилась реконструкция уже давно действующих.

В прошлом году сохранились опережающие темпы развития связи – 145% (в 2003 г. – 160,9%).

Определенные успехи достигнуты и в сельском хозяйстве: производство продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельхозпредприятиях выросло на 12% и 1,2% соответственно. По сельскохозяйственным предприятиям надой на одну фуражную корову за 2004 г. составил 4050 кг (рост к 2003 г. – 140 кг). По предварительным данным – это 5 место по Российской Федерации. На поддержку АПК из областного бюджета выделено 169,6 млн руб. (рост на 25% к прошлому году). Активно ведется реструктуризация кризисных сельскохозяйственных предприятий. Количество убыточных предприятий сократилось с 131 в 2003 г. до 86 к концу минувшего года.

Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики за 2004 год составил 266,8 млн дол. США, что в 3 раза больше, чем за весь 2003 г. Основной объем иностранных инвестиций направлялся на предприятия: пищевой промышленности – 105,5 млн дол. США; стекольной промышленности – 50,7 млн дол. США; машиностроения – 35,2 млн дол. США. Начата реализация новых проектов: строительство предприятия по производству кирпича (компания "Винербергер", Австрия); завода по производству полимерной упаковки для пищевых (компания "Грайнер Ферпакунген ГмбХ", Германия); предприятия по производству консервированных продуктов (компания "Хаме", Чехия) и других. Заключено Соглашение между администрациями Владимирской области и провинцией Падуя (Италия) о реализации проекта по созданию во Владимирской области специализированного грузообрабатывающего терминала и логистического центра.

В ВРП увеличилась доля малого бизнеса (на 2% к 2003 г.). Сегодня она составляет – 21%, а доля занятых в сфере малого бизнеса составила 19,1% от общего числа занятых в экономике области (рост занятых в сфере – 5,5% к 2003 г.)

Удалось добиться достаточно стабильной работы систем жизнеобеспечения населения области: к отопительному сезону 2004-2005 гг. была обеспечена 100% готовность центральных тепловых пунктов, водопроводных сетей; подготовлено к работе в зимних условиях 99,5% жилых домов.

Успешно развивалась и социальная сфера. В 2004 г. в области удалось стабилизировать показатель младенческой смертности. Этот показатель является самым низким в ЦФО РФ. Веден в действие новый хирургический корпус областной клинической больницы. Только на приобретение оборудования для этого корпуса было выделено из федерального и областного бюджетов около 40 млн. руб.

В целях повышения качества обучения 111 общеобразовательных школ участвуют в федеральном эксперименте по апробации нового содержания образования. Осуществлялись реструктуризация сети общеобразовательных учреждений и развитие вариативности школьных образовательных услуг с учетом запросов населения. В 2004 г. удалось приостановить рост социального сиротства, развить институт приемной семьи и патронатной воспитание.

Начата реализация целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей во Владимирской области на 2004-2010 годы". В истекшем году молодым семьям уже выдано 92 областных жилищных свидетельств и из областного бюджета выделено 20 млн руб.

В последние годы активно развиваются позитивные процессы в жизни населения: рост реальной заработной платы в истекшем году составит по оценке - 110%. Средняя начисленная заработная плата в декабре (по предварительным расчетам) превысит 5400 руб. Планомерно осуществляется бюджетный процесс – рост доходов в консолидированный бюджет области в 2004 г. составил – 115,0%, а его объем вырос до 13,4 млрд руб. До конца года в области были произведены ежемесячные денежные выплаты 96% ветеранам труда и тружеников тыла, репрессированных граждан и граждан, имеющих детей, за январь 2005 г. В истекшем году в полном объеме была обеспечена выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.

С 2001 г. дальнейшее развитие получил программный метод решения основных социально-экономических проблем. Успешно выполнена среднесрочная программа социально-экономического развития области на 2000-2003 гг. В истекшем году принята программа развития области на 2004-2006 гг. Осуществляются 22 областные целевые программы, в том числе 10 – социального характера. Область участвует в реализации 34 федеральных целевых программ. В минувшем году по сравнению с 2000 г. финансирование федеральных целевых программ увеличилось в 3 раза.

В области завершилось формирование многоукладной экономики; постоянно совершенствуются нормативно-правовая база и система межбюджетных отношений; повышается роль и ответственность органов местного самоуправления в пополнении доходной части бюджетов и рационализации расходов; последовательно обеспечивается социальная ориентация бюджетов всех уровней.

Сформирована система действенной социальной защиты населения – оказывается адресная помощь, реализуются социальные программы, работают фонды социальной поддержки. Принимаемые меры позволили стабильно, без срывов осуществлять оплату труда работникам бюджетной сферы.

В области проводится целенаправленная политика по поддержке искусства и культуры, открываются новые выставочные залы и музейные экспозиции. За последние годы открыты десятки новых приходов Русской православной Церкви, работают 27 монастырей (в 2000 г. - 9).

В области сохраняются проблемы, которые характерны и для большинства других российских регионов. Наиболее острыми являются: демографическая проблема; высокий уровень бедности и безработицы; недостаточные темпы структурной перестройки, направленной на увеличении доли высококонкурентных и наукоемких отраслей и другие.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что динамика решения социально-экономических проблем Владимирская область имеет стабильный положительный характер. Это позволяет сделать вывод, что при неухудшении существующих тенденций развития задача удвоения ВРП может быть решена в установленные сроки. Однако при этом удвоение ВРП к 2010 г. позволит только восстановить тот объем ВРП, который был уже достигнут в области в последний предкризисный - 1991 год3 (в базовых ценах), и выйти на новый этап развития, на котором будет производиться такой постоянно растущий объем ВРП, который никогда еще не создавался в нашей области.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Муниципальных образований «малые города» академия социального управления владимирский филиал российской академии
2823.77kb.
Список депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований Юго-Восточного административного округа в городе Москве Перечень вмо ювао г. Москвы
766.27kb.
Международные связи муниципальных образований
111.5kb.
Российская академия наук
407.21kb.
И о наделении статусом муниципальных образований административной территории города лысьвы пермской области принят Законодательным Собранием Пермской области 21 октября 2004 года Настоящий Закон
233.23kb.
П/п Место в рейтинге Наименование муниципального образования
80.12kb.
Название межрегионального проекта
49.81kb.
Закон города москвы об основах управления собственностью города москвы
139.92kb.
«ассоциация муниципальных образований иркутской области» телефонный справочник
1218.62kb.
12 марта исполняется 146 лет со дня рождения естествоиспытателя, геолога, геохимика, академика ан ссср, лауреата государственной премии, академии Петербургской, Российской, Чехословацкой, Парижской академий
63.09kb.
Альменевский район
572.16kb.
Постоянно действующие молодёжные биржи труда на территории муниципальных образований Свердловской области в 2012 году
89.26kb.