gazya.ru страница 1
скачать файл

Ницоцот мин а-Нер - выпуск №3, Август 2002

В прошлом выпуске мы говорили о кратковременной потере энтузиазма. Это может случиться с каждым из нас. Любой может в первые две недели после отпуска чувствовать, что работать ему не хочется. И не всегда можно быть точно уверенным, что на сей раз так не окажется. (Поэтому может оказаться правильным вообще не вносить отпуск в план, а вместо этого брать выходной при появлении симптомов усталости и разочарование в работе). Также нельзя заранее знать, сколько времени продлится этот приступ разочарования. Иногда вы будете в полном порядке уже через пару дней. Иногда вам потребуется четыре или пять. Один из моих знакомых, работающий в области кирува, снимает номер в гостинице, в котором учится, пишет, тренируется и читает газеты. Он выключает свой мобильник, и только жена знает, где он. Раз в день он звонит в офис, задавая только один, и всегда один и тот же, вопрос: произошло ли что-нибудь из ряда вон выходящее, с чем только он может справиться? (Ответ всегда должен быть отрицательным). Никакой информации он не требует.

Однако длящееся разочарование - совсем другое дело. В своем социологическом исследовании Бояцис, Мак-Ки и Големан показали, как человек теряет точку опоры и перестает находить смысл в своей работе1, то есть страдает от длительной потери энтузиазма. (Мы привели результаты их исследования в соответствие с тем, что происходит в организациях, занимающихся кирувной работой). В этом сценарии человека его работа в начале полностью удовлетворяет, но чем дальше, тем больше она начинает казаться ему бессмысленной. Часто это чувство подкрадывается незаметно, человек начинает тосковать и может даже почувствовать себя загнанным в угол. Он теряет мотивацию и, если сейчас не звонит телефон или он не дает урока, в нем просыпается желание бросить все это. Поскольку большинство людей, занимающихся кирувной работой, относятся к типу людей, склонных непременно добиваться успеха, эти чувства годами могут скрываться, замаскированные бешеной активностью. Вы как руководитель можете даже думать, что вы, наоборот, проявляете совершенно необходимое для лидера качество: способность приспосабливаться. Но без постоянного внимания к собственным внутренним процессам вы рискуете, что процесс этого "приспособления" зайдет слишком далеко, так что вы перестанете отдавать себе отчет, кто вы такой. А внимание к себе, ощущение себя - очень труднодостижимая в обсуждаемой ситуации вещь. Коль скоро вы утеряли связь с тем, что вас воодушевляло, с вашими мечтами - сам процесс работы и ваши интеллектуальные привычки чрезвычайно затрудняют воссоздание этой связи.

Первая реакция на происходящее - начать выдавать тексты следующего типа: "Ну смотри: это работа, лучше многих других. У всех работ есть свои темные стороны. Я буду делать то, что должен, а смысла жизни поищу где-нибудь еще. Плюс к тому, я ведь не могу просто сказать "Баста!" и поломать все, что строил двадцать лет! Да и семью мне нужно кормить. А кто возьмет пятидесятилетнего с семью детьми?" Проблема в том, что мы столько времени тратим на кирувную работу, что никакого другого содержания в нашей жизни нет. У большинства из нас нет хобби, нет побочных занятий, нет никаких серьезных уроков, которые могли бы удовлетворить нашу глубочайшую потребность в наполненной жизни. Мы оставили себе только кирув и семью (и совершенно недостаточное время для изучения Торы) в качестве центральных опор нашей жизни; и горе нам, если кирув становится для нас "просто работой"!

Не страшно, если такое происходит недолго, скажем, несколько месяцев. Если же это длится дольше - надо уже что-то делать. Нужно, чтобы вы последовали влечению вашего сердца. Многие из профессиональных кирувных работников настолько свыклись с мыслью, что всю оставшуюся жизнь будут просто заниматься тем же самым, что постепенно привыкли к депрессии, фрустрации и даже скуке своей работы. Они стали воспринимать ее как рутину - а ведь такая работа совершенно несовместима с их истинным характером и с их истинными стремлениями! Ситуация по-настоящему трагична. Именно в такой ситуации наступает время последовать сердечному влечению (основываясь на Торе), чтобы оно привело вас в какие-то новые, неизведанные области. Это не значит, что вам нужно бросить все, но для возрождения вы должны применить некоторые уже испробованные и отработанные стратегии.

Первое, что вы должны сделать - взять тайм-аут. Этот тайм-аут должен включать в себя полное забвение всех дел вашей организации на период от шести месяцев до года. В это время вы должны не только работать над воссозданием вашей личной жизни (например, вернувшись к двум учебным седерам в день, во время которых вы будете заниматься преимущественно теми областями Торы, в которых, по вашему собственному ощущению, плохо ориентируетесь); вы должны точно так же обновить и вашу профессиональную жизнь. Запишитесь на какой-нибудь курс лекций в вашем местном университете или через Интернет, читайте книги из области руководства и менеджмента, научитесь работать на PowerPoint, восполните недостаток знаний по истории американского еврейства... Самое главное - потратьте несколько недель на то, чтобы посетить другие успешно работающие кирувные организации и посмотрите, чему вы могли бы у них научиться.

Теперь настало время вернуться к составлению личного плана вашей жизни. Пройдитесь заново по своим взглядам на жизнь, вновь поставьте себе цели и разработайте способы их достижения. Непременно отведите в этом плане время на размышления и время на учебу. Разработайте такой же план и для вашей организации. Выясните, не связано ли ваше разочарование в работе с недостаточной ее успешностью. Идентифицируйте проблему и мужественно предпримите те шаги, которые необходимо предпринять. Если вы думаете, что руководящий состав вашей организации не соответствует вашим новым целям, подумайте о том, чтобы уволить всех и начать заново.

БОЯЦИС, МАК-КИ И ГОЛЕМАН РАЗРАБОТАЛИ НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ.

ОНИ ПОМОГУТ ВАМ ЗАНОВО СФОРМУЛИРОВАТЬ ВАШИ "ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"



Понимание прошлого

Освободите себе час или два и прорисуйте вашу "линю жизни, начиная с самого детства; фиксируйте самые верхние и самые нижние точки - события, которые больше всего порадовали и больше всего опечалили вас. Выделите те моменты, когда вы ощущали самую большую гордость собой, самый горячий энтузиазм, когда вы были на пике силы и душевной ясности. Обратите также внимание и на те моменты, когда вы чувствовали себя покинутым и одиноким. Отметьте себе времена переходов - периоды, когда ход вещей претерпел самые серьезные изменения. Сделали? Окиньте взглядом все, что у вас получилось. Что лежит в основе всего происходящего с вами? Что присутствует всегда, в любой ситуации? На какие ценности вы оглядываетесь чаще всего, и какие из них для вас существеннее других, когда вы меняете вашу жизнь? Движетесь ли вы по большей части в положительном направлении, или же ваш жизненный путь представляется чередой взлетов и падений?


Готово? Теперь переключитесь на самое недавнее прошлое и ответьте на следующие вопросы: Что изменилось, а что не изменилось в работе? В жизни? Как я себя ощущаю? Как я смотрю на самого себя в эти дни? Реализую ли я в своей жизни собственные ценности? Удовлетворен ли я? Как мои ценности соотносятся с тем, что я обязан делать по работе и с тем, чем занимается моя организация? Изменилась ли суть моих стремлений? Остались ли мои представления о желанном для меня будущем теми же самыми? Чтобы рассмотреть все эти темы в совокупности, напишите небольшое сочинение в свободной форме, завершив его фразой: "Всю жизнь я... А теперь я...".

Определение ваших жизненных принципов



Обдумайте важные стороны вашей жизни, такие, как семья, межчеловеческие отношения, работа, духовная жизнь и телесное здоровье. Какие ценности составляют сердцевину каждой из этих областей? Перечислите пять или шесть принципов, которыми вы руководствуетесь всю жизнь, и подумайте о том, действительно ли вы опираетесь на них в повседневной деятельности или только говорите о них.





Расширение горизонта

Попытайтесь написать страничку-две о том, чем бы вы хотели заняться в оставшиеся вам годы жизни. Перечислите все, что вы хотели бы сделать или испытать до того, как умрете. Это упражнение сложнее, чем представляется, поскольку в природе человека - размышлять на такие темы в терминах "что я должен делать" - завтра, на следующей неделе или через месяц. Но, так сильно сузив свой горизонт, мы в состоянии сосредоточиться лишь на неотложном, но не на важном. Когда мы расширяем наш мысленный горизонт, задаваясь, например, вопросом о том, что мы собираемся успеть до смерти, мы раскрываем для себя новый диапазон возможностей. Вы удивитесь, когда обнаружите, как много пунктов вашего списка совершенно не связаны с работой! Когда вы выполните задание и прочтете то, что у вас получилось, найдите то, что поможет вам сформулировать ваши мечты и стремления.



Воображение будущего
Представьте себе, где вы устроитесь за чтением этой статьи через пятнадцать лет, если ваша жизнь сложится наилучшим образом. Какого рода люди будут вас окружать? Какой будет обстановка на вид и на ощупь? Чем вы будете заниматься на протяжении обычного дня или недели? Пусть вас не волнует, возможно ли достичь такого строя жизни; наоборот, позвольте своему воображению свободно творить и найдите себе место в созданной им картине. Попытайтесь в свободной форме записать эти ваши представления на бумаге, наговорите их на магнитофон или обсудите с друзьями, которым вы доверяете. Многие говорят, что, выполнив это упражнение, они чувствовали прилив энергии и смотрели на мир оптимистичнее, чем когда бы то ни было раньше. Воображение идеального будущего может оказаться мощным средством для обретения возможностей внести изменения в жизнь..




Возвращение к реальности

Если вы проделали все вышеописанное, вы теперь в состоянии определить, в какой области могут быть заложены конфликты между вашим личным списком предпочтений и типом деятельности, навязанным нуждами вашей организации.

Место вашей работы должно быть тем местом, где вы можете обрести удовлетворение. Необходима гармония между тем, каким вы хотите быть, и тем, какой должна стать ваша организация. Но точное соответствие здесь недостижимо. В каком-то месте вы непременно ощутите некоторое напряжение. Вы можете устать от необходимости все время проводить уроки на элементарном уровне; на самом деле, вы можете обнаружить, что вам вообще не хочется больше связываться со всем этим.

Если дело так и обстоит, речь вовсе не обязательно идет о кризисе. Если же это действительно кризис, проблема может быть в том, что вы ошибочно полагали, что ваша организация должна каким-то образом служить целям и вашего личного удовлетворения. Другими словами, возможно, вы напрасно постулировали слишком тесную связь между вашими собственными нуждами и целями вашей организации.





Поэтому давайте сформулируем здесь два основных принципа:


  1. Личные цели всегда будут больше, чем цели организации.

  2. Цели организации всегда должны быть больше, чем ваши личные цели

Первый принцип означает, что вы никогда не должны чувствовать себя завязнувшим, даже если речь идет об организации, вами же и созданной. Та область, в которой вам хотелось бы действовать, содержит достаточно места для месирус нефеш (самопожертвования). Мученичество вовсе не обязательно должно входить в список ваших целей. И, пожалуйста, не начинайте: "Да, конечно, я тут же уйду, как только найду кого-то на свое место". Если вы решите оставить работу к определенному числу, замена найдется. Но если вы не приняли четкого решения, господин Подходящий не найдется никогда. Куча людей готовы принять у вас наследство, как только вы решите уйти. (И даже не думайте: никто из них не будет работать так же хорошо, как вы на первых порах). (Несомненно, здесь необходима шеела (вопрос к раввину), но она будет теперь звучать так: "Я хочу оставить работу, и множество людей готовы заменить меня. Могу ли я это сделать?")

Я вел однажды семестр для группы английских общинных раввинов. Мы обсуждали трудности, связанные с воспитанием общины в условиях сопротивления "официальных лиц" (так они там у себя называют руководство). Я ответил, что если такого рода ситуация действительно создалась, и если я чувствую, что не могу достичь удовлетворительных для меня целей, я бы оставил свою работу. Мой ответ был встречен шквалом разнообразных "вы не понимаете". Но было ясно, что некоторые из них просто забыли о своих собственных целях, подчинившись диктату организационных целей своей общины.

Второй принцип означает, что вы не можете так вот просто взять и изменить направление деятельности своей организации лишь потому, что вас оно не удовлетворяет. Вы должны сначала тщательно продумать, насколько это - в более широких интересах Клаль Исроэль (Общины Израиля). А потом, когда вы зафиксируете в своем уме все выводы, вы все равно должны сделать шеела (вопрос к раввину).

Например, представим себе, что последние двадцать лет вы занимались организацией кирувных лагерей. Теперь, вместо этих лагерей, вы хотели бы заняться молодыми супружескими парами. Может быть, организованные вами лагеря были очень успешными, но вам уже окончательно надоело выпрашивание денег. Кроме того, вы хотите иметь стабильную общину, в которой результат ваших усилий будет виден непосредственно. Но предположим, что вы - один из уникальных людей, которые действительно могут сделать такой летний лагерь, каким он должен быть. Не кажется ли вам, что эта уникальность должна быть как-то учтена в процессе выработки решения?

Частью вашего вопроса к раввину непременно будет и такое соображение: "Насколько я смогу по-прежнему успешно делать лагеря, если мне больше не хочется заниматься этим?" (И, кстати: "Насколько успешно я смогу действовать в своей новой сфере?"). Но одно совершенно очевидно: организованная вами система кирувных лагерей - это реальность, большая, нежели вы сами. Поняв это, вы сможете принять это в расчет, встроив, например, идею последовательности в ваш проект с самого начала. "Последовательность" обозначает здесь сознательный и направленный интерес к тому, как будет работать ваша организация без вас - даже если вы будете тратить на это меньше усилий, чем на новую свою работу.



Давайте приведем более тонкий пример. Представим себе, что вас уже совершенно достали организационные хлопоты и добывание денег, и теперь вы чувствуете, что вам бы хотелось больше давать уроков. Но вы знаете, что преподаватели, которыми вы располагаете на данный момент, делают это лучше, чем вы, и что они, несомненно, не смогут заменить вас на вашем посту. Решение этой дилеммы может состоять в том, что вы найдете какие-то возможности для преподавания, лежащие совершенно вне рамок вашей организации, даже если для этого вам придется связаться с другой кирувной организацией. Это решение будет удовлетворять обоим сформулированным выше принципам.

1 "Возрождение любви к работе", Ричард Бояцис, Анни Мак-Ки и Дэниэл Големан, "Гарвардское Деловое Обозрение", апрель 2000.

скачать файл



Смотрите также:
Ницоцот мин а-Нер выпуск №3, Август 2002
95.84kb.
Регламент: доклад 15 мин., обсуждение 5 мин
70.89kb.
Ядерный контроль
353.79kb.
Допущено научно-методическим советом по информатике при Мин обр
166.53kb.
6 стр. Музейник Юбилейный выпуск стр. Музейник Спец выпуск
324.09kb.
В 1996 1997 г г. старший геолог зао «Тревожное Зарево», где занимался детальной разведкой Асачинского золоторудного месторождения. В 1998 2002 г г. начальник партии ОАО «Камгео». В 2002 2006 г г
50.58kb.
В ред. Федеральных законов от 24. 07. 2002 n 97-фз, от 25. 07. 2002 n 116-фз, от 30. 06. 2006 n 90-фз
20.56kb.
Расчет пенсии мужчин 1950 года рождения
74.03kb.
Москва, 20 марта 2002 года
29.23kb.
Рейтинг информационной открытости глав субъектов РФ август 2012
143.73kb.
Допущено Мин обр. Рб в качестве учебного пособия для студентов учреждеений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям Когнитивная психология: Учебное пособие / А. П. Лобанов. 2-e изд. М
48.5kb.
Выпуск №12 (12)
225.4kb.