gazya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№16»












22155713_1

Дополнительная образовательная программа
«Школа журналистики»

журналист.bmp

Срок реализации программы:

4 года

Возраст детей:

10 – 17 лет 22155713_1

22155713_1

Автор программы:

Учитель информатики22155713_1

Журина М. А.


Рязань, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ищи, пробуй, твори...
В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д.

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный проект). Данная программа по обучению теории и практики газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, журнала) предназначена для развития проекта «Школьная газета».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они смогут влиять на нее, изменять, развивать собственную, инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпуском школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в кружке «Школа журналистики» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Содержание учебного материала соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, обеспечивает глубокое проникновение в сущность явления, проблем, фактов.

Специфика данной программы заключается в том, что обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который соответствует образовательным и воспитательным задачам современного образования и формированию следующих компетенций:


  • личностные (знания, умения и навыки самосовершенствования);

  • коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);

  • информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);

  • ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

  • социльно-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность)

  • учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);

  • общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре);

Программа «Школа журналистики» по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный, в котором теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистического творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Концепция программы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни в условиях информационного общества в целях гармонического развития личности.

Основные принципы построения и реализации программы:

  • доступности и последовательности;

  • систематичности;

  • научности;

  • актуальности;

  • учет возрастных особенностей;

  • сознательности и активности участников образовательного процесса;

  • дифференцированности;

  • наглядности;

  • принцип связи теории с практикой

  • сочетание обучающего компонента с развивающим и воспитывающим;

  • вариативность содержания, многообразие тем, творчество педагога;

  • игровое начало как один из путей педагогического воздействия.

Целью дополнительной образовательной программы является создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.

Достижению данной цели способствует решению следующих основных задач программы:



Обучающие:

  • изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного издания;

  • знать основные понятия и термины газетного дела;

  • познакомить учащихся с принципами деятельности системы средств массовой информации, сформировать первоначальные навыки в них;

  • освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компютерных технологий.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация;

  • развивать алгоритмическое и логическое мышление;

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в различных социальных ролях;

  • развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие навыков установления межпредметных связей.

Воспитывающие:

  • воспитывать ценностное отношение к предмету информатика;

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения

  • воспитывать взаимоуважение друг к другу;

  • воспитывать аккуратные записи в тетрадях;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать бережное отношение к оборудованию и технике;

  • воспитывать дисциплинированность;

  • формирование представления о журналистике как профессии, играющую специфическую роль в жизни общества;

  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

  • формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

  • организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;

  • изучение истории журналистики.

Практико-деятельстные:

  • развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Мотивационные:

  • создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;

  • создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.

Социально-педагогические:

  • формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;

  • развитие ученического самоуправления;

  • формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.

Успешное решение поставленных задач достигается через изучение блока теоретических тем и практическую направленность полученных знаний и навыков.

Программа отличается от аналогичных удачным сочетанием нескольких факторов:

  • актуальностью поставленных задач;

  • высокой социальной обусловленностью

  • продуктивной личностной ориентацией учащихся;

  • формирование эстетического вкуса;

  • наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень развития ребенка;

  • освоение композиционных закономерностей;

  • профориентация обучающихся;

  • имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, обществознание, информатика, право, экономика)в ней четко прослеживаются межпредметные связи;

  • использование на занятиях новейших компьютерных технологий;

  • портфолио учащегося.

Особенности программы:

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Школа журналистики», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в профессии журналиста.

Основными принципами реализации данной программы является индивидуализация и дифференциация обучения. Программа предоставляет обучающемуся возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, исходя из его индивидуальных склонностей, возможностей и образовательных потребностей.

 Данная программа носит практико-ориентированный характер: большая часть учебного времени затрачивается на практическое овладение основ журналистики.

Практическое обучение предусматривает использование профессиональных тестов, проведение деловых и развивающихся игр, выполнение творческих работ на темы, отражающие современную жизнь детей.

Основное внимание в программе «Школа журналистики» уделяется созданию ученической газеты.

Программа рассчитана на 272 часа (теории 112,5 часа, практика 159,5 часа).

Данная образовательная программа предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на 4 ступени обучения.



Структура программы:

1 ступень обучения: 1 курс «Школы журналистики».

На первую ступень принимаются учащиеся с 10 – 11 лет.

2 ступень обучения: 2 курс «Школы журналистики».

На вторую ступень принимаются учащиеся с 12– 13 лет.

3 ступень обучения: 3 курс «Школы журналистики».

На третью ступень принимаются учащиеся с 14 – 15 лет.

4 ступень обучения: 1 курс «Школы журналистики».

На четвертую ступень принимаются учащиеся с 16 – 17 лет.

Объединение комплектуется на основании заявлений родителей на прием в дополнительное образование «Школа журналистики».

По реализации программа «Школа журналистики» рассчитана на 4 года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ

Формы, методы и режим занятий

Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.



Основной тип занятий - практикум. 2/3 учебного времени отводится практикумам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Кроме того, на занятиях применяются следующие формы и методы обучения:

  • лекция – предназначена для изучения несложного, но большого объема теоретического материала; теоретических основ по каждой теме;

  • учебная дискуссия – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов к аргументации чужой и свой позиции. Учит учащихся мыслить, спорить, доказывать свою правоту.

  • лекция с элементами беседы – более продуктивный метод по сравнению с предыдущим, за счёт общего разбора с воспитанниками наиболее сложных и важных вопросов в каждой теме. Данная форма обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность воспитанников, «оживить» атмосферу занятия;

  • моделирование информационного процесса, ситуации – воспитанникам предлагается реальная жизненная ситуация для оценки её с точки зрения информатики и информационных технологий;

  • групповое задание – воспитанники объединяются в группы и разбирают предлагаемую им задачу коллективно. После этого происходит обсуждение со всей группой, выявление и анализ допущенных ошибок;

  • проектная деятельность - создание и защита собственного или группового проекта позволяет наиболее широко раскрыть умственный и творческий потенциал воспитанников, научиться работать в коллективе;

  • игра – ролевые, деловые, дидактические, развивающие компьютерные игры, тренажеры, игры-тренинги;

  • экскурсии в редакции районных, городских газет, типографии, посещения занятий по журналистике в вузах города и встречи с профессионалами;

  • практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории;

  • наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п.;

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация готовых иллюстраций, работа по таблицам и схемам);

  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

  • проблемно-поисковый (в проектной деятельности);

  • творческие (творческие задания, проекты).

В учебно-воспитательный процесс включены так же нетрадиционные формы проведения занятий:

  • урок-сказка;

  • открытые уроки «День открытых дверей»;

  • урок эксперимент;

  • урок веб-квест и т.д;

  • урок-«круглый стол» (обсуждение вопросов, волнующих современную молодежь;

  • урок-чаепитие (празднование дня журналистики, приглашение знаменитых журналистов)

  • урок-поэтический вечер (чтение стихов).

Занятия проводятся в группах по 12-15 человек 2 раза в неделю по 1 академическому часу.



Технология преподавания

На занятиях используются:



  • игровые технологии;

  • информационные;

  • групповые технологии;

  • дифференцированные технологии;

  • информационно коммуникативные;

  • личностно-развивающие технологии,

  • проблемное обучение;

  • мультимедиа технологии и другие.


Рекомендуемая структура занятий:

  1. Разминка (упражнения для настроя);

  2. Завязка (проблемная ситуация);

  3. Основная часть (изучение теоретического материала);

  4. Физкультминутка (для глаз, для тела);

  5. Актуализация ЗУН (практические навыки)

  6. Подведение итогов. Рефлексия.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Для оценки эффективности образовательной программы разработан оцеочно-результативный блок:




  • текущий самоанализ, контроль и самооценка учениками образовательных результатов (Для текущего контроля качества образоательного процесса используется тестирование, анализ творческих работ учащихся, анкеты, рефлексивный контроль ( сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности));

  • взаимооценка учащимися работ друг друга;

  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных или групповых);

  • текущая диагностика преподавателем и тестирование в конце изучения каждой темы, итоговое тестирование в конце учебного года;

  • участие в различных ежегодных конкурсах и фестивалях детской и юношеской прессы, форумах, научно-исследовательских конференциях, информационном обеспечении школьных семинаров;

  • анкетирование «Мои творческие успехи»;

  • портфолио учащегося;

  • рейтинг;

  • таблица учета достижений учеников;

  • блиц-опросы;

  • кроссворды;

  • издание ученической газеты;

  • игровые формы контроля.

Одним из условий реализации процесса обучения является его гибкость, возможность варьирования программы. В ходе обучения дети могут выполнить проект по своему выбору.
Диагностика результативности программы
Диагностика результативности программы включает в себя:

  1. Диагностика уровня обученности воспитанников.

  2. Мониторинг достижений обучающихся.

  3. Отслеживание профессионального выбора выпускников.

Отслеживание уровня обученности

Уровень обученности обучающихся определяется как:



  1. минимальный;

  2. общий;

  3. продвинутый

В течение учебного года осуществляется 3 диагностических среза:

1. Стартовая, или входная диагностика, которая позволяет выявить стартовый уровень обученности воспитанников, их предварительные ЗУН, готовность к изучению данного кружка, организовать учебный процесс соответственно выявленным результатам. Осуществляется в начале учебного года.

2. Промежуточная диагностика, которая позволяет выявить достигнутый на данный момент воспитанниками уровень обученности, соответствие его прогнозируемому уровню, на этой основе оценить успешность выбранных содержания форм и методов обучения и, если это необходимо, их скорректировать. Осуществляется в середине учебного года.

3. Итоговая диагностика, которая позволяет определить достигнутый уровень обученности детей, качество усвоения обучающимися образовательной программы, реальную результативность учебного процесса в объединении.



Уровень обученности определяется по трем параметрам:

Теоретические знания.

Критерием оценки является: степень усвоения теоретического материала, глубина, широта и системность теоретических знаний.

Знание технологии.

Критерием оценки является: степень усвоения материала, глубина, широта и системность знания технологии.

 Уровень овладения практическими умениями и навыками.

Критериями является: разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам и правилам, технологиям) практических действий, свобода владения специальным оборудованием и оснащением, качество детских творческих продуктов: грамотность исполнения, использование творческих элементов.

Для выявления уровня обученности воспитанников объединения используется адаптированная диагностическая методика В.Н.Максимовой - Т.И. Дормидоновой. Воспитанникам объединения предлагается самостоятельная работа, включающая как теоретические, так и практические задания 3 - уровней сложности:



  1. Минимальный уровень

Задания 1-й степени сложности проверяют усвоение знаний на репродуктивном уровне – воспроизводство и запоминание, применение знаний в стандартной ситуации.

  1. Общий уровень

Задания 2-й степени сложности проверяют усвоение знаний на частично-поисковом уровне - применение знаний и способов действия в несколько измененной по сравнению со стандартной ситуацией.

  1. Продвинутый уровень

Задания 3-й степени сложности проверяют усвоение знаний на творческом уровне, применение знаний и способов действия в новой, нестандартной ситуации.

Методика проведения стартовой диагностики имеет свои особенности - стартовый уровень подготовки обучающихся определяется по 2 показателям:



  1. уровень обучаемости;

  2. уровень обученности

Результаты диагностики уровня обученности обучающихся объединения анализируются совместно с администрацией станции по следующим параметрам:

  1. количество обучающихся, освоивших образовательную программу на продвинутом, общем, минимальном уровнях;

  2. динамика уровня обученности детей за учебный год
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа «Школа журналистики»
577.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ос «Школа 2100»
13711.6kb.
Образовательная программа «Школа 2100» Обучение грамоте 1 класс
77.85kb.
Основная образовательная программа начального общего образования для мбоу сош №203 хэц, работающей по ос «Школа 2100»
684.8kb.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103» Ново-Савиновского района города Казани (фгос 1-4)
1738.52kb.
История зарубежной журналистики
181.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мкооу сши с. Виахту александровск-Сахалинского района
2183.12kb.
Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика Научный журнал
137.8kb.
Учитель моу гимназии №19 г. Липецка Программа: Образовательная система «Школа 2100». Авт. Еськов К. Ю. Учебник: Земля и люди. Учебник для 5-го класса. Авт. Коллектив: К. Ю. Еськов, О. В. Бурский,Т. Л. Смоктунович
69.69kb.
Для студентов факультета журналистики Москва
161.33kb.
Отделение деловой и политической журналистики
604.27kb.
Рабочая программа дисциплины
136.02kb.