gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл

«Программирование»





Тема 6.1. Обзор и краткие характеристики языков программирования.

Поколения языков программирования. стр. 3

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Среда Turbo Pascal.


  1. Глоссарий стр. 4

  2. Компиляция и интерпретация. Типы трансляторов. стр. 6

  3. Редактор текстов и отладчик программы стр. 7

  4. Совмещение функций редактора текстов, отладчика программы и компилятора в единой интегрированной среде Turbo Pascal. стр. 6

  5. Диалоговые окна стр. 8

  6. Главное меню. Опции главного меню. Локальное меню. стр. 9

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Основные понятия Turbo Pascal.

    1. Основные понятия: стр

  1. Структура программы.

  2. Типы данных.

  3. Переменные и константы

  1. Выражения, операнды и операции стр.

  2. Стандартные функции Паскаля: стр.

  1. Стандартные арифметические функции языка Паскаль.

  2. Стандартные функции преобразования

  1. Составление программы, реализующей алгоритм линейной структуры. стр.

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Разветвляющая структура программы (условные и безусловные).

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Операторы циклов: способы организации циклических структур алгоритмов.

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Операторы циклов: операторы циклов с известным числом повторений;

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Сложный тип данных. Массивы и действия над ними: Одномерные массивы, матрицы; Управление формой вывода массивов.

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Алгоритмы со структурой вложенных циклов: составление на ПК программы нахождения произведения двух матриц.

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Создание простейших графических изображений в Turbo Pascal.

Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Создание графиков функций с помощью графических средств Turbo Pascal.

Контрольная работа по курсу «Информатика».

Раздел 6. «Программирование»
Тема 6.1. Обзор и краткие характеристики языков программирования. Поколения языков программирования.

а. Классификация языков программирования.

По мере развития вычислительной техники возникали и развивались различные средства программирования. До настоящего времени возникли и «прожили » определенный срок, исчезли несколько языков программирования. Осталось и выжило всего лишь несколько из них.

Условно все средства программирования можно разбить на группы:


  1. ЯП машинно-ориентированные (низкого уровня). Разные типы процессоров имеют разные наборы команд. Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. В данном случае «низкий уровень» не значит «плохой». Имеется в виду, что операторы языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора. Языком самого низкого уровня является язык ассемблера, который просто представляет каждую команду машинного кода, но не в виде чисел, а с помощью символьных условных обозначений, называемых мнемониками. Однозначное преобразование одной машинной инструкции в одну команду ассемблера называется транслитерацией. С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора. С другой стороны, при этом требуется очень хорошо понимать устройство компьютера, затрудняется отладка больших приложений, а результирующая программа не может быть перенесена на компьютер с другим типом процессора. Подобные языки обычно применяют для написания небольших системных приложений, драйверов устройств, модулей стыковки с нестандартным оборудованием, когда важнейшими требованиями становятся компактность, быстродействие и возможность прямого доступа к аппаратным ресурсам. В некоторых областях, например в машинной графике, на языке ассемблера пишутся библиотеки, эффективно реализую требующие интенсивных вычислений алгоритмы обработки изображений.

  2. Языки программирования процедурно-ориентированные (высокого уровня). Pascal, QBasic, C. Значительно ближе и понятнее человеку, нежели компьютеру. Особенности конкретных компьютерных архитектур в них не учитываются, поэтому создаваемые программы на уровне исходных текстов легко переносимы на другие платформы, для которых создан транслятор этого языка. Разрабатывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных команд значительно проще, а ошибок при создании программ допускается гораздо меньше.

  3. ЯП объектно-ориентированные. Object, Pascal, Delphi, C++, Visual Basic. Такие программы представляют возможность программировать в режиме «конструирования», т.е. создавать и быстро изменять многие стандартные узлы, файлы баз данных уже готовыми, встроенными стандартными средствами и не тратить время на отладку множества процедур, подпрограмм.

  4. ЯП логического описания, напр. ПРОЛОГ.

Назначение каждого языка программирования – это решение определенного класса задач, отсюда специфика и разнообразие ЯП,

У каждого программного продукта существуют версии. Версией программного продукта называют усовершенствованный программный продукт, предназначенный для того же исполнителя. пример: Turbo Pascal 6.0.



Turbo Pascal 7.0 (одинаковое название)

Пример можно привести такой: допустим у вас дома в компьютере установили Turbo Pascal 7.0, а в колледже Turbo Pascal 6.0. Вы написали дома программу, выполнена она правильно, свою задачу решает. Приносите сюда, а она «не идет». Это потому что более ранняя версия не понимает более позднюю, и наоборот, более поздняя понимает все ранние версии.

Помимо версии у языков программирования есть диалекты. Диалект – это модификация программного продукта, предназначенного в соответствии с иным исполнителем. Пример: Basic, Turbo Basic, QBasic. Т.К. диалекты рассчитаны для различных исполнителей, то говорить о совместимости диалектов нет смысла.

б. Поколения языков программирования

Языки программирования принято делить на пять поколений. В первое поколение входят языки, созданные в начале 50-х годов, когда первые компьютеры только появились на свет. Это был первый язык ассемблера, созданный по принципу «одна инструкция — одна строка».

Расцвет второго поколения языков программирования пришелся на конец 50-х — начало 60-х годов. Тогда был разработан символический ассемблер, в котором появилось понятие переменной. Он стал первым полноценным языком программирования. Благодаря его возникновению заметно возросли скорость разработки и надежность программ.

Появление третьего поколения языков программирования принято относить к 60-м годам. В это время родились универсальные языки высокого уровня, с их помощью удается решать задачи из любых областей. Такие качества новых языков, как относительная простота, независимость от конкретного компьютера и возможность использования мощных синтаксических конструкций, позволили резко повысить производительность труда программистов. Понятная большинству пользователей структура этих языков привлекла к написанию небольших программ (как правило, инженерного или экономического характера) значительное число специалистов из некомпьютерных областей. Подавляющее большинство языков этого поколения успешно применяется и сегодня.

С начала 70-х годов по настоящее время продолжается период языков четвертого поколения. Эти языки предназначены для реализации крупных проектов, повышения их надежности и скорости создания. Они обычно ориентированы на специализированные области применения, где хороших результатов можно добиться, используя не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области. Как правило, в эти языки встраиваются мощные операторы, позволяющие одной строкой описать такую функциональность, для реализации которой на языках младших поколений потребовались бы тысячи строк исходного кода.

Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Главная идея, которая закладывается в эти языки, — возможность автоматического формирования результирующего текста на универсальных языках программирования (который потом требуется откомпилировать). Инструкции же вводятся в компьютер в максимально наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека, не знакомого с программированием.



Тема 6.2. Язык программирования Turbo Pascal. Среда программирования Turbo Pascal.

  1. Глоссарий

Буфер ввода-вывода - это область в памяти, которая выделяется для каждого файла.

Венгерская нотация - это соглашение о наименованиях переменных и функций.

Ветвление - это конструкция, состоящая из развилки, двух операций и слияния. Одна из операций может отсутствовать.

Выражение в алгоритмическом языке состоит из элементарных конструкций и символов, оно задает правило вычисления некоторого значения.

Выражение-константа представляет собой выражение, которое может вычисляться компилятором без необходимости выполнения программы.

Глобальные переменные - это переменные, описанные вне процедуры и функции и располагающиеся в сегменте данных.

Динамическая переменная создается во время выполнения программы и память для них выделяется в динамической области (heap).

Запись представляет собой совокупность ограниченного числа логически связанных компонент, принадлежащих к разным типам. Компоненты записи называются полями, каждое из которых определяется именем.

Именами (идентификаторами) называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Имя - это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ '_' подчеркивание.

Инициализация переменных - это задание начальных значений переменным.

Инкапсуляция - это объединение данных и алгоритмов их обработки в одной структуре данных (объекте).

Компонентный или типизированный файл - это файл с объявленным типом его компонент.

Компонентные файлы состоят из машинных представлений значений переменных, они хранят данные в том же виде, что и память ЭВМ.

Локальные переменные - это переменные, описанные в самой процедуре или функции и располагающиеся в сегменте стека.

Массивы представляют собой ограниченную упорядоченную совокупность однотипных величин. Каждая отдельная величина называется компонентой массива.

Методы - это инкапсулированные в объект процедуры и функции.

Множество - это ограниченная совокупность различных элементов.

Модуль - это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами.

Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор или блок.

Операторы отношений сравнивают два значения, возвращая в результате булевское значение True или False.

Подпрограмма - это последовательность операторов, которые определены и записаны только в одном месте программы, однако их можно вызвать для выполнения из одной или нескольких точек программы. Каждая подпрограмма определяется уникальным именем.

Полиморфизм - это свойство, позволяющее называть разные алгоритмические действия одним именем.

Последовательный доступ - это доступ в каждый момент времени лишь к одной компоненте данных из всей последовательности, записанной в файл.

Программа - это объединенная единым алгоритмом совокупность описаний и операторов на алгоритмическом языке.

Процедура и функция - это именованная последовательность описаний и операторов.

Прямой доступ предполагает, что файл представляет собой линейную последовательность блоков.

Семантика - определение смысла и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

Символы языка - это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке.

Синтаксис - правила построения элементов языка.

Следование - это конструкция, представляющая собой последовательное выполнение двух или более операций.

Статической переменной (статически размещенной) называется описанная явным образом в программе переменная, обращение к которой осуществляется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы.

Строки в языке Паскаль - это последовательность символов, записанная между апострофами.

Структурированная программа (или подпрограмма) - это программа, составленная из фиксированного множества базовых конструкций.

Физические файлы - это файлы на внешних устройствах.

Цикл - это конструкция, имеющая линии управления, ведущие к предыдущим операциям или развилкам.

Элементарные конструкции - это минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл. Они образуются из основных символов языка.


  1. Компиляция и интерпретация.

Для того, чтобы программа, написанная на языке программирования, была понята вычислительной машиной, ее необходимо перевести на язык команд ЭВМ или машинный язык. Точный перевод осуществляется автоматически специальной программой, которая получила название «транслятор» (от латинского translatio – передача). Программы-трансляторы создаются для каждого алгоритмического языка и для каждого типа компьютеров. Существует два основных способа трансляции – компиляция и интерпретация.

При компиляции вся исходная программа сразу превращается в последовательность машинных команд. После этого полученная результирующая программа выполняется ЭВМ с имеющимися исходными данными. Достоинство такого способа состоит в том, что трансляция выполняется один раз, а (многократное) выполнение результирующей программы может осуществляться с большой скоростью. Вместе с тем результирующая программа может занять в памяти ЭВМ очень много места, так как один оператор языка при трансляции заменяется сотнями или даже тысячами команд. Кроме того, отладка и видоизменения транслированной программы весьма затруднены.





Рис.1. Схема выполнения программы при компиляции и интерпретации
При интерпретации исходная программа хранится в памяти ЭВМ почти в измененном виде. Программа-интерпретатор декодирует операторы исходной программы по одному и тут же обеспечивает их выполнение с имеющимися данными. Интерпретируемая программа занимает в памяти компьютера мало места, ее легко отлаживать и видоизменять. Зато выполнение программы происходит достаточно медленно, поскольку при каждом исполнении заново осуществляется поочередная интерпретация всех операторов.

Трансляторы обычно подразделяются на три типа:

1) компиляторы, переводящие всю программу, написанную на языке программирования высокого уровня, на машинный язык, после чего программа записывается в память ЭВМ и лишь потом реализуется ТР, С + С ++, ТВ.

2) интерпретаторы, переводящие команды или операторы входной программы по очереди и немедленно выполняющие их BASIC.



  1. ассемблеры, переводящие входную программу, написанную

на автокоде (языке ассемблера) в систему команд машины.

Ассемблер, как правило, каждый оператор автокода отображает в одну команду ЭВМ. Автокод используется системным программистами, для которых важно получить экономные и эффективные машинные программы, обычные пользователи на автокоде не работают.



Любой транслятор решает две основные задачи.

  1. анализирует транслируемую программу, в частности определяет, правильна ли она;

  2. генерирует выходную программу (ее часто называют объектной или рабочей) на язык команд ЭВМ.

Транслятор должен

во первых: для предъявленного текста на входном языке уметь распознать, правилен ли он или нет, если нет, то транслятор обязан указать те места текста, где нарушены правила написания. Если текст программы правильный, то транслятор должен уметь определить ее структуру (Например: выделить арифметические и логические выражения, описание, циклы и т.п.)

во-вторых: для всякой конструкции входного текста транслятор должен суметь построить, без изменения смысла соответствующую ей конструкции выходного языка. (П.: XY+ X) транслятор должен построить на выходном языке программу, которая, перемножив X и Y, к полученному результату прибавила бы Х.

Еще одной крупной задачей, решаемой в процессе трансляции, является распределение памяти. (для входной программы (назначению каждому фрагменту или для всех фрагментов программы (блоков, функций, подпрограммы) и информационных массивов, адресов, участков памяти или места в общем участке памяти, организованного в виде списка.




  1. Редактор текстов и отладчик программы.

Отладка программы - процесс поиска и исправления ошибки в программе.

Ошибки бывают 2-х типов синтаксические и семантические.

Синтаксические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением

синтаксиса, т.е. правил языка программирования, каким написана программа.

Современные трансляторы сами отслеживают синтаксические ошибки и указывают места в программе, где они есть. Только после отслеживания синтаксиса происходит полная трансляция программы, т.е. превращение ее в последовательность машинных команд, после чего программа может быть запущена в работу. Именно тогда и начинается основная отладка программы поиск семантических ошибок, связанных с содержанием и смыслом программы.

Редактор – программа, позволяющая с помощью клавиатуры терминала создавать на экране дисплея тексты или изображения, вводить их в память ЭВМ и выводить на печать.

Когда программист, сидя за терминалом и глядя на экран пишет программу на языке программирования, он по существу пользуется редактором неотъемлемой частью программного обеспечения этого языка.

Любой текстовый редактор имеет набор стандартных возможностей: удаление и вставка отдельных символов, строк и кусков текста, перенос и копирование выделенного куска текста в нужное место, различные сдвиги фрагментов текста.


  1. Совмещение функций редактора текстов, отладчика программы и компилятора в единой интегрированной среде Turbo Pascal.

Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух в известной степени самостоятельных начал: компилятора с языка программирования Паскаль и некоторой инструментальной программной оболочки, способствующей повышению эффективности создания программ. Реализуемый компилятором язык программирования Паскаль –язык Турбо Паскаля, а разнообразные сервисные услуги, предоставляемые программной оболочкой, - среда Турбо Паскаль.

Система программирования турбо Паскаль представляет собой интегрированную среду разработки, включающую в себя:



  • электронный редактор;

  • компилятор входного языка;

  • редактор связей;

  • интерактивный символьный отладчик;

  • справочную подсистему.

Указанные компоненты в совокупности обеспечивают все виды работ по созданию программы на языке турбо Паскаль.

Многооконный интерфейс с иерархической системой меню обеспечивает высокую производительность труда программиста.

Интегрированность системы означает следующее;


  1. единое для всех компонентов системы внутренне представление информационных объектов:

  2. единая идеология построения компонентов включая унифицированный интерфейс (называют совокупность технических, аппаратных и/или программных средств, обеспечивающих сопряжение (совместимость) различных аппаратных средств между собой, а также полное сопряжение технических средств с человеком, позволяющее ему общаться с этими средствами) (Пр.; телефон)

  3. тесная связь компонентов: П.: в процессе отладки программ система поддерживает визуальное соответствие исполняемого фрагмента объектного кода и соответствующей ему строки программы, в процессе отладочного исполнения программы можно оперативно вносить в нее изменения с помощью экранного редактора.

В системе ТР имеется всеобъемлющая встроенная справочная подсистема, представляющая в процессе работы оперативную помощь, как по входному языку, так и по самой системе.

Справочная служба ТР.

Существуют четыре способа обращения к справочной службе непосредственно из окна редактора:

F1 – получение контекстно-зависимой справки;

Shift-F1 – выбор справки из списка доступных справочных сообщений;

Ctrl-F1 – получение справки о нужной стандартной процедуре, функции, о стандартной константе или переменной;

Alt-F1 – получение предыдущей справки.

По команде Shift-F1 на экране появится окно, содержащее упорядоченный по алфавиту список стандартных процедур, функций, типов, констант и переменных, для которых можно получить справочную информацию.

Эту же справку можно получить и по-другому. Напечатайте на экране имя процедуры (функции, типа и т.д.) или подведите курсор к имеющемуся в тексте стандартному имени и нажмите Ctrl-F1. Среда проанализирует ближайшее окружение курсора, выделит имя и даст нужную справку.

Небольшой пример можно «вырезать» из справки и перенести в окно редактора. Для этого после вызова справки нажмите Alt-E, выберите в появившемся дополнительном меню продолжение Copy examples (копировать примеры) и нажмите Enter – текст примера скопируется во внутренний буфер редактора. Для извлечения пример из буфера, нажмите Esc, чтобы выйти из справочной службы, подвести курсор к свободной строке в окне редактора, нажмите Shift-Insert (копирование содержимого буфера в текст программы) и Ctrl-K H, чтобы убрать выделение скопированного текста цветом.

Интерфейс системы ТР воплощает следующие принципы:


  1. Принцип полиэкрана, при котором все возникающие и циркулирующие в системе информационные объекты доступны через специальные выделенные области экрана дисплея (окна). Несколько окон могут одновременно присутствовать на экране, предоставляя пользователю исчерпывающую информацию о текущем состоянии системы в ходе ее работы.

  2. Принцип непосредственного взаимодействия, который заключается а) в том, что изменения вносимые пользователем в его информационные объекты (тексты программы) , осуществляется прямым воздействием на изображения объекта в окне без помощи к-л промежуточных средств (П.: специальных команд). б) Этот принцип означает поддержание оперативного соответствия всех изображений на экране текущему состоянию объектов и всей системы (что вижу – то имею).

  3. Принцип меню, при котором для выполнения некоторых действий пользователя достаточно выбрать его из предлагаемого множества возможных в данный момент действий это исключает необходимость в специальном языке – посреднике между системой и пользователем и значительно облегчает и ускоряет процесс работы.




  1. Диалоговые окна.

В системе ТР реализована иерархическая система меню обеспечивающая все возможные в системе виды работ.

Первичным в иерархии является главное меню, постоянное присутствующее на экране и доступное в процессе работы. Некоторые альтернативы меню содержат подменю обеспечивающие доступ к группе локальных действий. Некоторые наиболее часто используемые альтернативы доступны непосредственно.

Экранный редактор системы ТР многооконный: возможно держать на экране дисплея изображение нескольких файлов одновременно (до 9) и при необходимости быстро переключаться с одного файла на другой.

Верхнюю и нижнюю строки занимают соответственно главное меню системы и оперативная подсказка.

В центральной части располагаются окна с изображениями редактируемых файлов.

На верхней части рамок окон написано имя файла (посередине) и порядковый номер окна.

Окно считается активным, что подчеркивается двойной рамкой, остальные окна имеют одинарную рамку. Работа ведется с активным окном.

Доступ почти ко всем средствам интегрированной среды осуществляется через иерархическую систему меню, что иногда приводит к излишнему загромождению экрана. Поэтому, когда требуются действия различного характера (П: Ввести имя нового файла, имея возможность при этом рассмотреть список уже существующих) введены окна специального вида, называемые диалоговыми окнами.



Пример диалогового окна окно «Open и file», которое возникает на экране при выборе альтернативы File/Open или при нажатии кл. F3

Данное окно содержит несколько различных областей (полей)



  • поле Name предназначенное для непосредственного ввода имеет файлы, которые нужно поместить во вновь создаваемое окно;

  • поле Files , которое является как бы «окном в окне» и содержит список файлов текущего каталога; в этом списке можно выбрать нужное имя, перемещая подсветку с помощью клавишным управлением курсором, при этом в нижней части окна высвечиваются атрибуты того файла на который установлена подсветка.

  • Поле Open, Replace, Cancel, Help, используются для активизации нормальных действий, связанных с ………. окне. Эти поля называются «кнопками», т.к. их назначение и действие соответствует кнопкам к-л устройства.

Переход от одного поля диалогового окна к другому производится клавишей Tab (в прямом направлении) или комбинацией Shift – Tab (в обратном направлении).

Клавиша F6- используется для последовательной смены окон, нажатие на эту клавишу делает активным очередное окно; если окно было закрыто другими окнами, оно накладывается поверх них.

Клавиша F5 – распахивает окно и возвращает окну обычный размер.

Alt-F3 – закрывает окно (удаляет с экрана).

Ctrl-F5 – изменяет параметры окна (изменяется цвет и линии рамки), таким образом среда сигнализирует о переходе к режиму настройки.

Клавишами смещения курсора окно можно перемешать по экрану.

Клавишами курсора в сочетании с Shift меняется размер окна.
Работа с меню.
F10 – переход от редактирования к выбору из главного меню.

Esc – для возврата в редактор.

Клавишами курсора перемешать указатель к нужной опции и нажать Enter.

Flt -<буква> - опция главного меню.


Работа с диалоговым окном.

Правила:


  • для перехода от одного поля к другому предназначена клавиша Tab (клавиша располагается в левой верхней части основной зоны клавиатуры и обозначена двумя разнонаправленными стрелками);

  • для перехода внутри поля используются клавиши смещения курсора;

  • закрыть диалоговое окно можно клавишей Esc ( в этом случае не происходит никаких действий, связанных с окном) или клавишей Enter (в этом случае выполняются все указанные в окне установки или выбирается указанный файл).

Система меню.
Все управление средой ТП осуществляется в основном с помощью системы последовательно разворачивающихся меню.

File (файл) – действия с файлами и выход из системы;

Edit (редактировать) – восстановление испорченной строки и операции с временным буфером;

Search (искать) – поиск текста, процедуры, функции или места ошибки;

Run (работа) – прогон программы;

Compile (компилировать) – компиляция программы;

Debug (отладка) – отладка программы;

Tools (инструменты) – вызов вспомогательных программ (утилит);

Options (варианты) – установка параметров среды;

Window (окно) – работа с окнами;

Help (помощь) – обращение к справочной службе.



  1. Главное меню. Опции главного меню. Локальные меню

Хотя взаимодействовать с системой программирования Турбо Паскаль можно с помощью средств обычной командной строки, максимальные возможности предоставляются тем, кто работает в специальной интегрированной среде этой системы. Интегрированная среда - это совокупность взаимосвязанных сервисных программных средств, обеспечивающих всестороннюю поддержку процесса разработки программ. Использование возможностей среды Турбо Паскаля позволяет значительно повысить эффективность этапов проектирования, тестирования и отладки программ. Переходы от режима редактирования к компиляции, а затем выполнению, просмотр результатов, выдача справочной информации в большинстве случаев происходит практически мгновенно.
5.1 Главное меню

Когда Вы входите в интегрированную среду системы программирования Турбо Паскаль (для этого достаточно вызвать модуль turbo.exe), Вы сразу же попадаете в главное меню, которое расположено в самой верхней строке экрана. Это единственное меню системы программирования Турбо Паскаль, в котором опции расположены горизонтально. Опции - это содержащиеся в меню альтернативные варианты действий. В главном меню их десять: File, Edit, Search, Run, Compile, Debug, Tools, Options, Windows и Help. Каждая из опций имеет свое собственное меню. В отличие от главного эти дополнительные меню падающие, т.е. они расположены вертикально. Для навигации используйте мышь.


5.2. Опции главного меню

Меню опции File. Выбор опции File дает возможность создавать файлы, помещать их в окно редактора и проводить с ними различные операции. Это меню включает десять опций.

Опция Open позволяет выбрать файл с исходным текстом и поместить его в одно из окон редактирования. После активизации опции Open на экране появляется диалоговое окно, в котором находится список файлов текущей директории и ряд кнопок. Главными являются кнопки [Open] и [Replace]; первая загружает выбранный файл во вновь открываемое окно, вторая - в активное в данный момент окно редактирования. Если при использовании Replace новый выбранный файл загружается на место старого находящегося в окне файла, имя старого файла помещается в нижнюю часть меню опции File. В диалоговом окне опции Open открывается еще дополнительное окно - окно ввода. В это окно можно ввести имя необходимого Вам файла или группы файлов и работать именно с ним.

Опция New производит открытие нового окна редактирования и нового файла с именем NONAME <цифра><цифра>.PAS .

Опция Save позволяет записать файл, находящийся в активном окне редактирования на диск.

Опция Save As дает возможность файл, находящийся в активном окне редактирования, переименовать и записать на диск.

Опция Save All работает так же, как опция Save, но сохраняет файлы, находящиеся не только в активном окне, но и во всех остальных открытых к данному моменту окнах редактирования.

Опция Change Dir позволяет изменить текущее устройство и (или) директорию. Существует два способа смены директории: первый заключается в указании в окне ввода полного адреса новой директории; второй - в выборе нужной директории из появляющегося в диалоговом окне дерева директорий.

Опция Print распечатывает содержимое активного окна редактирования.

Опция Printer Setup позволяет указать имя специальной программы-фильтра, обрабатывающей данные перед выводом их на печать. Например, можно предусмотреть выделение различных элементов синтаксиса при печати. Сама печать производится с помощью опции Print.

Опция Dos Shell позволяет временно покинуть интегрированную среду системы программирования Турбо Паскаль без выгрузки ее из оперативной памяти. После этого Вы получаете доступ ко всем стандартным средствам операционной системы. Отметим, что доступная при этом оперативная память сокращается приблизительно на 240 К. Для того чтобы вернуться в среду Турбо Паскаль, достаточно набрать на клавиатуре команду EXIT.

Опция Exit осуществляет выход из Среды Турбо Паскаля и удаление ее из оперативной памяти компьютера. Если перед выбором этой опции не все редактируемые файлы были сохранены, система предложит Вам их сохранить.

Меню опции Edit. В этом режиме можно проводить различные операции с редактируемыми текстами. В частности, можно выделять фрагменты текста, удалять, копировать и перемещать их в любое нужное место. Выделение фрагментов текста производится как с помощью клавиатуры, так и с помощью мыши. Кроме того, для перемещения текстов из одного окна в другое можно использовать дополнительное окно Clipboard, называемое карманом. Тексты, помещенные в карман, также могут редактироваться. Меню опции Edit состоит из семи подопций.

Опция Undo позволяет отменить все изменения, внесенные последней операцией редактирования.

Опция Redo отменяет действия, выполненные с помощью опции Undo.

Опция Cut. С помощью этой опции выделенный фрагмент текста удаляется из окна редактирования и помещается в карман.

Опция Copy помещает копию выделенного фрагмента текста в карман. Важно, что фрагмент можно взять из окна помощи (это окно чаще всего открывается по команде Help).

Опция Paste позволяет поместить текст из кармана (или выделенный фрагмент текста из окна Clipboard) в указанное курсором место активного окна.

Опция Clear дает возможность удалить выделенный фрагмент без помещения его в карман. Эту опцию можно использовать для очистки кармана.

Опция Show Clipboard служит для открытия окна кармана. Окно кармана похоже на окно редактирования. Единственное отличие заключается в том, что любой фрагмент, вырезаемый (Cut) или копируемый (Copy) из окна кармана, автоматически помещается в конец текста, в данный момент находящегося в кармане. Отметим, что опция Paste берет из кармана не весь текст, а только выделенный фрагмент.

Меню опции Search. В этом режиме очень удобно осуществлять поиск любой необходимой последовательности символов в редактируемых текстах.

Опция Find. При выборе этой опции на экране появляется диалоговое окно, а пользователю предлагается ввести искомую последовательность символов и определить условия и область поиска. Условия поиска задаются с помощью нескольких кнопок-флажков. Флажки позволяют установить, следует ли при поиске:

- различать прописные и строчные буквы;

- анализировать только слова или знаки пунктуации тоже;

- распознавать включаемые в искомую строку спецификаторы формата.

Кроме того, с помощью кнопок-переключателей определяется область и направление поиска: областью поиска может быть весь текст или выделенный фрагмент; начало или конец области может также помечаться курсором; направление поиска может либо быть прямым, т.е. от начала области к концу, либо обратным.

Опция Replace позволяет заменять в тексте одни последовательности символов на другие. Диалоговое окно, которое появляется при выборе этой опции, очень похоже на соответствующее окно опции Find; исключением является дополнительное поле, в которое необходимо поместить строку замены. Если искомая строка найдена, система спрашивает, следует ли заменить только ее первое вхождение либо все вхождения сразу. Как и в случае опции Find, текст для поиска может быть взят из окна редактирования.

Опция Search Again позволяет установить все те условия поиска, которые были сформированы в результате самого последнего вызова либо опции Find, либо опции Replace и провести поиск.

Опция Goto line number. С помощью этой опции ищется участок текста, содержащий строку с заданным номером. Найденный участок появляется в окне редактирования.

Опция Show last compiller error позволяет установить курсор на строку текста программы, содержащую последнюю ошибку, обнаруженную компилятором. Одновременно в верхней строке экрана появляется сообщение об ошибке.

Опция Find Error позволяет определить место нахождения ошибки, возникающей во время выполнения программы. Если флаг Debugging установлен (см. меню опции Option), то при возникновении ошибки курсор автоматически будет помещен на строку, содержащую ошибочный оператор.

Опция Find Procedure позволяет отыскать в программе нужную процедуру или функцию. Для инициализации поиска необходимо ввести имя подпрограммы.

Меню опции Run позволяет проводить компиляцию, компоновку и выполнение программы, а также осуществлять прогоны программы в различных отладочных режимах.

Опция Run осуществляет компиляцию, компоновку и выполнение программы, находящейся в активном окне редактирования. Если со времени последней компиляции исходный текст не претерпел изменений, программа сразу же будет выполнена.

Нажатие клавиши Ctrl-Break приводит к приостановке процесса выполнения программы; курсор в этом случае будет установлен на строке, которая непосредственно следует за уже выполненной. Выполнение программы после этого можно продолжить. Повторное нажатие клавиш Ctrl-Break завершит работу программы.



Опция Trace into приводит к выполнению очередного оператора программы. После этого выполнение программы приостанавливается. Следующая готовая к выполнению строка программы выделяется подсветкой. Если очередным оператором является обращение к подпрограмме, управление передается внутрь подпрограммы.

Опция Step over аналогична предыдущей, но пооператорное сканирование подпрограмм с ее помощью не проводится.

Опция Goto Cursor. Вначале осуществляются все необходимые действия, связанные с компиляцией и компоновкой программы. После этого программа выполняется до строки, помеченной курсором (строка выделяется подсветкой). В этом режиме можно пользоваться всеми средствами встроенного отладчика.

Опция Program Reset освобождает память, отведенную для программы, закрывает все файлы, используемые программой, и прекращает сеанс отладки.

Опция Parameters задает строку символов, которая будет интерпретироваться программой как набор ее входных параметров.

Меню опции Compile поможет провести компиляцию и компоновку программы, сформировать загрузочные файлы, а в случае необходимости сохранить их на диске. В состав меню входят пять опций.

Опция Compile предназначена для компиляции программы или модуля, находящегося в активном окне редактирования. После окончания компиляции на экране появляется окно, содержащее информацию о результатах компиляции. Если в тексте допущена синтаксическая ошибка, процесс компиляции прекращается, в окне редактирования появляется сообщение об ошибке, а курсор показывает место ошибки в тексте программы.

В том случае, если в тексте компилируемой программы (или модуля) имеется обращение к другим модулям, последние должны быть к этому моменту откомпилированы и храниться на диске в виде файлов с расширением .TPU.



Опция Make. С помощью этой опции компилируются:

а) программа (модуль) либо находящийся в файле, имя которого указано в опции Primary File, либо присутствующий в активном окне редактирования;

б) все модули, которые удовлетворяют двум условиям: во-первых, вызываются откомпилированной программой (модулем) из пункта (а) и, во-вторых, изменялись с момента их последней компиляции;

в) модули, которые обращаются к определенным в пунктах (а) и (б) модулям, секции связи которых претерпели изменения.



Опция Build подобна опции Маке, но предусматривает перекомпиляцию всех модулей, определенных в пунктах (а), (б) и (в) вне зависимости от того, подвергались они изменениям с момента последней компиляции или нет.

Опция Destination позволяет определить, где будет размещаться загрузочный код программы или модуля, в оперативной памяти или на диске. Эта опция может принимать одно из двух возможных значений MEMORY (память) или DISK (диск). Отметим, что даже если значением опции является MEMORY, все дополнительные TPU-файлы, сгенерированные в режимах RUN, MAKE и BUILD, будут записаны на диск. Если поле Primary File пусто, то обрабатывается файл, содержащийся в активном окне редактирования. Чаще всего в этом поле следует задавать имя файла, содержащего текст главной программы.

Опция Clear primary File очищает поле опции Primary File.

Опция Information дает возможность по результатам компиляции получить информацию о программе (или модуле).



Меню опции Debug позволяет пользоваться большими возможностями отладчика, встроенного в среду программирования Турбо Паскаль 7.0. К ним, в первую очередь, относятся средства работы с окнами наблюдений и средства временной остановки выполнения программы.

Опция Breakрoints расширяет возможности использования точек останова при отладке программ. Активизация опции Breakpoints приводит к появлению на экране диалогового окна, содержащего информацию о всех действующих в данный момент точках останова. О каждой точке останова хранятся следующие данные: номер строки, условие срабатывания и регулярность срабатывания. Последний элемент данных является числом, которое показывает, сколько раз надо пройти через точку останова перед тем, как она сработает. Для управления диалоговыми окнами предназначены три кнопки: [Edit], [Delete] и [View]. Они позволяют производить редактирование данных, относящихся к выбранной точке останова; удаление и просмотр текста, связанного с выбранной точкой останова.

Активизация режима редактирования (кнопка Edit) приводит к появлению нового диалогового окна. Для работы в нем предназначены две кнопки: [Modify] и [New]. Первая позволяет менять условия уже существующей точки останова, а вторая - сгенерировать новую точку останова.



Опцию Call Stack можно использовать только в том случае, когда выполнение программы временно приостановлено.

Опция Register позволяет сделать активным окно Register, содержащее данные, характеризующие состояние регистров центрального процессора Окно используется, когда в программе присутствуют операторы языка Ассемблер.

Опция Watch используется для открытия и активизации окна наблюдений.

Опция Output активизирует окно вывода. В окно помещается информация, передаваемая программой на экран дисплея и запрашиваемая у пользователя.

Опция User Screen используется для просмотра результатов работы программы не в отдельном окне, а на всем экране, т.е. опция расширяет границы окна вывода до размеров экрана.

Опция Evaluate/Modify позволяет в процессе отладки вывести на экран значение произвольного выражения, а также просмотреть или изменить значение любой переменной. Выбор этой опции приводит к открытию диалогового окна, содержащего три поля: Expression (Выражение), Result (Результаты), New Value (Новое значение). Поле New Value можно использовать только тогда, когда в поле Expression находится имя переменной. Для манипулирования полями предназначены две кнопки: Evaluate (Вычислить) и Modify (Изменить).

Опция Add Watch позволяет добавить в окно наблюдений очередное выражение. При этом открывается диалоговое окно, в котором необходимо поместить выражение, за изменениями значения которого надо следить в процессе выполнения программы. Это окно будет помещено в окно наблюдений. Окно наблюдений появляется на экране после нажатия клавиши F6.

Опция Add Breakpoint приводит к открытию окна, предназначенного для определения новой точки останова. В этом окне присутствуют те же позиции, что и в окне, связанном с опцией Breakpoints.

Меню опции Tools предназначено для оперативного доступа к внешним программам непосредственно из Среды Турбо Паскаль.

Меню опции Options предназначено для управления режимами компиляции и компоновки программ, написанных на Турбо Паскале, для определения параметров интегрированной среды и, в частности, встроенного отладчика. Специальные средства этого меню позволяют проводить настройку текстового редактора, управлять мышкой, выбирать цветовую гамму и т.п.

Меню опции Window содержит команды управления окнами. В системе программирования Турбо Паскаль 7.0 могут быть открыты окна редактирования, наблюдений, вывода, помощи. Каждое из них может быть развернуто на весь экран, или несколько окон могут одновременно присутствовать на экране. Есть средства, позволяющие осуществлять изменение размеров окна и прокрутку содержимого окна.

Опция Tile размещает на экране дисплея все открытые в данный момент окна. Размеры всех окон одинаковы, друг друга они не перекрывают.

Опция Cascade располагает на экране все открытые окна, но друг за другом; не перекрытым останется только одно активное окно. У всех остальных окон видны только их заголовки.

Опция Close All предназначена для закрытия всех открытых окон.

Опция Refresh Display. Если запущенная программа выводит результаты непосредственно на экран интегрированной среды (а не в окно вывода), то для восстановления содержимого экрана следует выбрать опцию Refresh Display.

Опция Size/Move служит для изменения размеров активного окна и места его расположения на экране. Операции можно осуществлять либо с помощью клавиш со стрелками, либо с помощью мыши. Если окно имеет специально предназначенный для изменения размеров уголок, удобнее пользоваться мышью.

Опция Zoom увеличивает размер активного окна до максимальных размеров, либо восстанавливает предыдущие размеры окна.

Опция Next делает активным следующее по порядку за активным окно.

Опция Previous активизирует окно, которое было открыто непосредственно перед текущим активным окном.

Опция Close закрывает активное окно.

Опция List выводит на экран список всех открытых окон.

Меню опции Help позволяет получить справочную информацию по любым аспектам языка и его интегрированной Среды через окно помощи. Получить справку можно также о выбранной опции меню, нажав клавишу F1, или о языке, поместив курсор в окне редактирования под интересующим словом и нажав клавиши Ctrl-F1. Если окно Help активно, то присутствующие в нем подсвеченные ключевые слова или предложения могут быть выбраны для получения справочной информации.

Опция Contents выдает оглавление справочной информации.

Опция Index выдает на экран список ключевых слов.

Опция Topic Search выдает справку о языковой конструкции, на котором стоит курсор в окне редактирования.

Опция Previous Topic восстанавливает на экране содержимое предыдущего окна помощи.

Опция Using Help поясняет как пользоваться справкой.

Опция Files позволяет добавлять в справочную систему новые Help-файлы.

Опция Compiler directives выдает информацию о директивах компилятора.

Опция Procedure and functions содержит данные о подпрограммах

Опция Reserved words выдает информацию о зарезервированных словах языка.

Опция Standart Units содержит информацию о стандартных модулях системы программирования.

Опция Turbo Pascal Language дает информацию о синтаксических элементах языка.

Опция Error messages содержит список сообщений об ошибках компиляции и выполнения.
5.3. Локальные меню

Имеется четыре локальных меню, каждое из которых привязано к соответствующему окну: редактирования, помощи, наблюдений и вывода. Активизация локального меню производится правой кнопкой мыши.



Меню окна редактирования содержит четыре опции меню Edit: Cut, Copy, Paste, Clear; одну опцию меню Help: Topic search; одну опцию меню Run: Go to cursor; две опции меню Debug: Evaluate/modify, Add watch; опцию Options, которая дублирует опцию Environment/Editor меню Options; две новые опции:

Опция Open file at cursor приводит к загрузке в новое окно файла, имя которого позиционировано курсором.

Опция Toggle breakpoint устанавливает точку останова на строку, помеченную курсором, а если она была то снимает.

Меню окна помощи включает четыре опции меню Help: Contents, Index, Topic Search, Previous topic; одну опцию меню Edit: Copy; и новую опцию: Copy example, которая используется для копирования примеров программ из окна помощи в карман.

Меню окна наблюдений включает шесть опций.

Опция Add служит для добавления выражения в окно наблюдений.

Опция Modify позволяет редактировать текущее выражение в окне наблюдений.

Опция Remove удаляет текущее выражение из окна наблюдений.

Опция Clear all очищает окно наблюдений от всех выражений.

Опция Disable скрывает значение текущего выражения окна наблюдений: вместо значения будет появляться слово .

Опция Enable отменяет действие опции Disable.

Меню окна вывода включает три опции.

Опция Clear позволяет очистить окно вывода.

Опция Goto source позволяет перейти в окно редактирования, в котором находится анализируемый файл.

Тема 6.2. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ 6.0-7.0.



1.1. Основные понятия

Как начать работу с Турбо Паскалем

Система Турбо Паскаль довольна значительна по объему. Она поставляется на нескольких дистрибутивных дискетах и устанавливается на жесткий диск. При развертывании системы на жестком диске обычно создается каталог с именем ТР (или PAS, TURBOPAS, PASCAL и т.п.), в который помещаются все файлы с дистрибутивных дискет. Для вызова Турбо Паскаля необходимо отыскать в древовидной структуре каталогов ПК этот каталог и в нем файл TURBO.EXE. Этот файл содержит готовую к работе диалоговую систему программирования Турбо Паскаль. В него входят минимально необходимые части Турбо Паскаля (текстовый редактор, компилятор, компоновщик, загрузчик). Для нормальной работы в диалоговой среде понадобятся также основная библиотека, располагающаяся в файле TURBO. TPL, и справочная служба (файл TURBO.HLP). В принципе, этих файлов достаточно для написания, компиляции и исполнения большинства примеров, содержащихся в этой книге.

Пусть перечисленные файлы располагаются в каталоге ТР на диске D. Тогда для вызова Турбо Паскаля следует дать команду:

D:\TP\TURBO

По этой команде операционная система MS-DOS поставит на исполнение программу из файла TURBO.EXE: загрузит программу в оперативную память и передаст ей управление.

Не рекомендуется работать с системой, назначив в качестве каталога по умолчанию (текущего каталога) тот, в котором хранятся перечисленные выше файлы (этот каталог будем называть системным). Во-первых, в таком случае можно ошибочно стереть какой-либо из файлов системы программирования и тем самым нарушить ее работоспособность, а во-вторых, этот каталог очень скоро заполнится другими файлами, прямо не относящимися к Турбо Паскалю. Существует и еще одна причина, покоторой нежелательно работать в системном каталоге. Дело в том, что Турбо Паскаль имеет свойство запоминать свою настройку в двух файлах с именами TURBO. TP и TURBO.PCK. При вызове система начинает поиск этих файлов в текущем каталоге. Если этот каталог - Ваш индивидуальный, система всякий раз будет настраиваться так, как Вы этого хотите. Если эти файлы не обнаружены в Вашем каталог (а при первом обращении к Турбо Паскалю так оно и будет), система продолжит поиск в системном каталоге, а не найдя их там, настроится стандартным образом. Впоследствии можно сохранить настроечные файлы в своем каталоге и тем самым избавить себя от необходимости перенастройки системы всякий раз при обращении к ней.

После успешного вызова системы экран ПК приобретает вид, показанный на рис. 1.1.

http://256bit.ru/education/turbopascal/gl1/1_1.jpg

Рис. 1.1. Вид экрана после вызова Турбо Паскаля

Сразу же скажем, что для выхода из Турбо Паскаля следует нажать клавишу Alt и, не отпуская ее, - клавишу с латинской буквой X, после чего можно отпустить обе клавиши.

Верхняя строка содержит «меню» возможных режимов работы Турбо Паскаля, нижняя - краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну редактора, очерченному двойной рамкой и предназначенному для ввода и коррекции текстов программ. В его верхней строке приводятся имя того дискового файла, откуда был прочитан текст программы (новому файлу присваивается имя NONAME00.PAS), два специальных поля, используемых при работе с устройством ввода «мышь» (эти поля выделены квадратными скобками), и цифра 1 - номер окна. В Турбо Паскале можно работать одновременно с несколькими программами (или частями одной крупной программы), каждая из которых может располагаться в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9-ти окон редактора одновременно.

Кроме окна (окон) редактора в Турбо Паскале используются также окна отладочного режима, вывода результатов работы программы, справочной службы, стека, регистров. По желанию они могут вызываться на экран поочередно или присутствовать на нем одновременно.

 Текстовый редактор

Текстовый редактор среды Турбо Паскаля предоставляет пользователю удобные средства создания и редактирования текстов программ. Признаком того, что среда находится в состоянии редактирования, является наличие в окне редактора курсора -небольшого мигающего прямоугольника. Режим редактирования автоматически устанавливается сразу после загрузки Турбо Паскаля. Из режима редактирования можно перейти к любому другому режиму работы Турбо Паскаля с помощью функциональных клавиш или выбора нужного режима из главного меню. Если среда находится в состоянии выбора из меню, курсор исчезает, а в строке меню появляется цветной указатель-прямоугольник, выделяющий одно из кодовых слов (опций меню). Для перехода от состояния выбора режима из главного меню в состояние редактирования нужно нажать клавишу Esc (ESCape - ускользать, убегать), а для перехода к выбору из главного меню - F10.

Рассмотрим основные приемы работы с текстовым редактором.

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры ПК подобно тому, как это делается при печатании текста на пишущей машинке. После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу Enter, чтобы перевести курсор на следующую строку (курсор всегда показывает то место на экране, куда будет помещен очередной вводимый символ программы).

Окно редактора имитирует длинный и достаточно широкий лист бумаги, фрагмент которого виден в окне. Если курсор достиг нижнего края, осуществляется прокрутка окна редактора: его содержимое смещается вверх на одну строку и снизу появляется новая строка листа. Если курсор достиг правой границы экрана, окно начинает по мере ввода символов смещаться вправо, показывая правый край листа. Размеры листа по горизонтали и вертикали ограничиваются только общим числом символов в файле, которых не должно быть больше 64535, однако компилятор Турбо Паскаля воспринимает строки программы длиной не более 126 символов.

Окно можно смещать относительно листа с помощью следующих клавиш:

Page Up -на страницу вверх;

Page Down - на страницу вниз;

Ноте - в начало текущей строки;

End - в конец текущей строки;

Ctrl-Page Up -в начало текста;

Ctrl-Page Down - в конец текста.

Клавишами перевода курсора (эти клавши помечены стрелками и располагаются в правой части клавиатуры) его можно смещать по экрану. При достижении границ окна оно смещается на строку Или на символ.

Если Вы ошиблись при вводе очередного символа, его можно стереть с помощью клавиши со стрелкой (или надписью Backspace), расположенной над клавишей Enter. Клавиша Delete стирает символ, на который в данный момент указывает курсор, а команда Ctrl-Y- всю строку, на которой расположен курсор.

Следует помнить, что редактор Турбо Паскаля вставляет в конце каждой строки невидимый символ-разделитель. Этот символ вставляется клавишей Enter, а стирается клавишами Backspace или Delete. С помощью вставки/стирания разделителя можно «разрезать»/«склеить» строки. Чтобы разрезать строку, следует подвести курсор к нужному месту и нажать Enter, чтобы склеить соседние строки, нужно установить

курсор в конец первой строки (для этого удобно использовать клавишу End) и нажать Delete или установит курсор в начало второй строки (клавишей Ноте) и нажать Backspace.

Нормальный режим работы редактора - режим вставки, в котором каждый вновь вводимый символ как бы «раздвигает» текст на экране, смещая вправо остаток строки. Следует учитывать, что разрезание текста и последующая вставка пропущенных строк возможны только в этом режиме. Редактор может также работать в режиме наложения новых символов на существующий старый текст: в этом режиме новый символ заменяет собой тот символ, на который указывает курсор, а остаток строки не смещается вправо. Для перехода к режиму наложения нужно нажать клавишу Insert, а если нажать эту клавишу еще раз, вновь устанавливается режим вставки. Признаком того, в каком режиме работает редактор, является форма курсора: в режиме вставки он похож на мигающий символ подчеркивания, а в режиме наложения он представляет собой крупный мигающий прямоугольник, заслоняющий символ целиком.

И еще об одной возможности редактора. Обычно редактор работает в режиме автоотступа. В этом режиме каждая новая строка начинается в той же позиции на экране, что и предыдущая. Режим автоотступа поддерживает хороший стиль оформления текста программы: отступы от левого края выделяют тело условного или составного оператора и делают программу более наглядной. Отказаться от автоотступа можно командой Ctrl-O I (при нажатой Ctrl нажимается сначала клавиша с латинской буквой О, а затем О отпускается и нажимается I ), повторная команда Ctrl-O I восстановит режим автоотступа.

Ниже перечислены наиболее часто используемые команды редактор Турбо Паскаля. 



Смешение курсора

Page Up -на страницу вверх;

Page Down - на страницу вниз;

Ноте - в начало текущей строки;

End - в конец текущей строки;

Ctrl-Page Up - в начало текста;

Ctrl-Page Down - в конец текста.

 Команды редактирования



Backspace - стирает символ слева от курсора;

Delete - стирает символ, на который показывает курсор;

Ctrl-Y- стирает строку с курсором;

Enter - вставляет новую строку, разрезает старую;

Ctrl-Q L - восстанавливает измененную строку (действует, если курсор не

покидал строку после ее изменения). 


Работа с блоком

Ctrl-K В - начинает выделение блока;

Ctrl-K K- заканчивает выделение блока;

Ctrl-K Y - уничтожает выделенный блок;

Ctrl-K С - копирует блок;

Ctrl-K V - перемещает блок на новое место;

Ctrl-K W - записывает блок в файл;

Ctrl-K R - читает блок из файла;

Ctrl-K P - печатает блок.

 Основные приемы работы в среде Турбо Паскаля

Работа с файлами

Как уже говорилось, сразу после запуска Турбо Паскаля среда переходит в режим редактирования текста, в котором можно подготовить новую программу или исправить существующую.

Основной формой хранения текстов программ вне среды являются файлы. После завершения работы с Турбо Паскалем можно сохранить текст новой программы в дисковом файле с тем, чтобы использовать его в следующий раз. Для обмена данными между дисковыми файлами и редактором среды предназначены клавиши F2 (запись в файл) и F3 (чтение из файла). Если Вы создаете новую программу, то среда еще не знает имя того файла, в который Вы захотите поместить текст этой программы, и поэтому она присваивает ей стандартное имя NONAME00.PAS (NO NAME - нет имени). Для сохранения текста программы в файле нужно нажать F2. В этот момент среда проверит имя программы и, если это стандартное имя NONAME, спросит, нужно ли его изменять: на экране появится небольшое окно запроса с надписью

Save File as 

(Сохранить в файле с именем...)

Ниже надписи располагается поле для ввода имени файла, в котором можно написать нужное имя и нажать Enter - текст будет сохранен в файле. Если в имени опущено расширение, среда присвоит файлу стандартное расширение PAS. Если Вы захотите завершить работу с Турбо Паскалем, а в редакторе остался не сохраненный в файле текст, на экране появится окно с запросом

NONAMEOO.PAS has been modified.Save?

(Файл NONAME00.PAS был изменен. Сохранить?)

В ответ следует нажать Y(Yes - да), если необходимо сохранить текст в файле, или N(No - нет), если сохранять текст не нужно.

Алфавит языка включает символы:

- прописные и строчные латинские буквы A..Z, a..z

- десятичные цифры 0..9


  • специальные символы + - * / = < > [ ] . , ( ) : ; ^ @ { }

Следует иметь в виду, что при обработке текста программы компилятор системы программирования ТР не различает коды латинских букв, набираемых на нижнем и верхнем регистрах клавиатуры, в связи с этим строчные и прописные латинские буквы интерпретируются одинаково. Эта особенность не распространяется на символьные строки и комментарии, допускающие включение любых символов.

Язык ТР имеет некоторый набор служебных (ключевых) слов, назначение которых в языке строго определено (зарезервировано).



Зарезервированные слова - слова, смысл и назначение которых однозначно предопределены правилами языка. Их нельзя использовать для других целей. Это служебные слова и директивы. Например, and, array, begin, goto, end и т.д.

Идентификаторы - имена для обозначения констант, переменных и их типов, полей, процедур, функций, модулей, программ. Начинаются с буквы или символа подчеркивания _ и далее возможны буквы, цифры, _. Длина имени любая, но компилятор различает идентификаторы по первым 63-м символам.

Идентификаторы (имена) выбираются самим программистом по следующему правилу: имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Следующие имена составлены без ошибок: X , Y22M, РАЗМЕР, GAMMA, R15.

А такие имена, наоборот, ошибочны: 4ABC – начинается с цифры; Y.22 – содержит недопустимый символ – точку; А+В – содержит недопустимый символ – знак «+»; РАЗМЕР ПАЛЬТО – пробелы в имени недопустимы.

Выбор имени следует осуществлять исходя из логической или физической сущности обозначаемого объекта.

Метки - целые числа в диапазоне 0..9999 или идентификаторы. Используются при передаче управления оператором goto.

Числа :

а) <целое>::=<цифра>[<целое>] Например: 2, 33, 796 и т.д.

б)<вещественное с фиксированной точкой>::= <знак> <целое>.<целое> Например: 77.35, 2.421, -0.3 и т.д. (Часть числа, которая читается как «умножить на десять в степени», обозначается буквой Е, цифры, предшествующие букве Е обозначают мантиссу числа, цифры, следующие за буквой Е – порядок), (ошибки – 15. –оканчивается точкой; .65 – начинается с точки; 155.27.54 – содержит две точки. (мантисса и порядок могут иметь знак) (ОШИБКИ: Е-05 –отсутствует мантисса; -5.Е02 –мантисса числа).

в)<вещественное в экспоненциальной форме >::= <знак> 0. <целое>E<знак><целое> Например: -0.7Е+02= 70, 0.5Е-1=0.05 и т.д.



Строки - последовательность любых символов, заключенная в апострофы. Два соседних апострофа в строке обозначают один символ - апостроф. Например: ‘Turbo Pascal’ ‘ Объявление ’ и т.д. (ОШИБКИ – ‘const –нет конечного апострофа; PROGRAM- апострофы отсутствуют; ’15.8’E5 –апостроф стоит не в конце строки; ‘=*.;” – не хватает еще одного апострофа в конце строки.).

Комментарии - любая комбинация символов в фигурных скобках { } или комбинированных скобках (* *), /* */. Например:

{Пишите программы с комментариями}

(* В них удобнее разбираться *)

Комментарии – тексты, поясняющие программу, но не влияющие на ход ее выполнения. Могут быть вставлены в любое место программы, где может стоять пробел, и состоять из любых допустимых машиной символов, кроме скобок комментариев.


1.2. Структура программы
Программа включает заголовок и два раздела. В первом содержатся объявления всех объектов, используемых в программе (типы данных, константы, переменные, метки, процедуры, функции). Во втором - операторы для описания действий над предварительно объявленными объектами:
<программа>::=[<заголовок>];

<раздел объявлений>

Begin


<раздел операторов>

End.
Например:

Program Ex; {пример}

Var


a: integer;

Begin


a:=5;

writeln(‘оценка – ‘, a);

End.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Обзор и краткие характеристики языков программирования
1094.08kb.
Учебная программа Дисциплины б5 «Языки программирования» по направлению 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
132.36kb.
Классификация языков программирования. Императивные (процедурные) языки программирования. Характеристика. Преимущества. Недостатки
384.8kb.
Паради́гма программи́рования
341.41kb.
Программа по курсу: сравнительный анализ языков программирования (базовый) по направлению: 010900 факультет: фупм
120.93kb.
10. Черные, цветные, редкие и легирующие металлы
207.79kb.
Эта книга новейшее руководство по нейролингвистическому программированию, содержащее широкий обзор современных техник нлп. Она станет увлекательным путешествием в мир нлп для менеджеров, психологов, педагогов
1414.62kb.
Лабораторная работа Использование цифрового осциллографа gds-840C для изучения периодических сигналов Петрозаводск, 2004
79.73kb.
Дисциплины является приобретение навыков программирования в визуальной среде программирования Delphi. Изучается методология проектирования приложений, в том числе обучающих и игровых программ
60.96kb.
Об опыте преподавания программирования ядра Linux
46.64kb.
Развитие методов и средств компьютерного моделирования всегда происходило в направлении упрощения диалога человека с вычислительной (моделирующей) системой, приближения языка программирования задачи к инженерному
173.59kb.
Шаблоны c++ — эффективное средство разработки и реализации решений математических задач
62.02kb.