gazya.ru страница 1
скачать файл

УДК 625.721.2
оценка покрытий автомобильных дорог по величине риска глиссирования
Осипова Т.В.
ФГБОУ ВПО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Министерство образования и науки Российской Федерации, Саратов, Россия (410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77); e-mail: tanosipova73@yandex.ru

_____________________________________________________________________________

Краткая аннотация: Исследование направлено на повышение безопасности движения автомобилей на покрытиях автомобильных дорог в районах с высокой интенсивностью осадков. Предложена методика оценки возможности глиссирования легковых и легких грузовых автомобилей, рекомендуемая к применению при проектировании, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог

_____________________________________________________________________________

Ключевые слова: аквапланирование; безопасность; водяной клин

_____________________________________________________________________________


ТО perform ТНЕ evaluation of roads BY THE MAGNITUDE OF RISK OF HYDROPLANING
T.V. Osipova
Saratov state technical University of a name of Gagarin Y.A., the Ministry of education and science of the Russian Federation, Saratov, 410054, Russia; e-mail:tanosipova73@yandex.ru

_____________________________________________________________________________________________

A brief abstract: The aim of the research is to improve traffic safety on wet road surfaces in the areas with high intensity of rainfall. In this paper we propose a method to assess the possibility of hydroplaning of different kinds of vehicles that is recommended to be used on the stages of design, renovation and usage of roads.

_____________________________________________________________________________

Keywords :hydroplaning, safety, water wedge.

Серьезную опасность для автомобиля при движении на большой скорости по мокрой ровной дороге представляет так называемое явление глиссирования (аквапланирования), которое заключается в том, что вода не успевает выдавливаться из-под колес легковых и легких грузовых автомобилей и образует перед ними подобие водяного клина. Колесо слегка поднимается над покрытием дороги (на несколько миллиметров) и движется по водяному слою, не имея сцепления с дорогой. При глиссировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Другими словами, автомобиль становится неуправляемым.

Для выполнения оценки проектных решений автомобильных дорог воспользуемся методикой определения вероятности глиссирования автомобилей на мокрых покрытиях:

1) Глубину слоя жидкости на покрытии устанавливаем по формуле:
, (1)

где a – интенсивность ливня, мм/мин;

Тс – время стока, мин.

Установленная таким образом глубина жидкости (h) на покрытии принимается за фактическую глубину (hф). Коэффициент вариации глубины () зависит от точности определения глубины жидкости, степени ровности покрытия и в среднем находится в пределах =0,15-0,25.

2) Определяем значение среднего квадратического отклонения глубины жидкости на покрытии по зависимости:

. (2)

3) Назначаем три или более значения скорости глиссирования автомобиля (например, , …, ) для построения зависимости «скорость движения – риск глиссирования».

4) Определяем значения угла всплытия передних колес автомобиля при заданных значениях скорости глиссирования () по формуле:

=arcsin, (3)

где  - плотность жидкости, кг/м3;

V – начальная скорость глиссирования, м/с;

Рш – давление воздуха в камере колеса, Па.

5) Устанавливаем значения критических глубин пленки воды, которые соответствуют критическим скоростям , по зависимости:


, (4)

где - радиус обжатого колеса, м;

 - средняя высота выступов шероховатости, м;

;…n – угол всплытия передних колес автомобиля, определяемый по формуле (4).

6) Приравниваем коэффициент вариации критических глубин () к коэффициенту вариации фактических глубин 1, учитывая, что эти коэффициенты должны принадлежать к одной совокупности:



.

7) Определяем значение среднего квадратического отклонения критической глубины при трех или более значениях критической скорости по зависимости:



.

8) Устанавливаем риск движения легкового автомобиля 2 при заданных значениях скоростей и глубине жидкости (hф) по зависимости:



(5)

9) Строим зависимость «скорость движения – риск глиссирования» для трех типов автомобилей: 1 – автомобили 3110 («Волга»); 2 – автомобили 2101-2107 («ВАЗ»); 3 – автомобиль «Ока». В качестве примера рассмотрим один из исследуемых участков дороги Сызрань-Саратов-Волгоград. Особенностью этого участка является подъем длиной 260,7 м.

Ограничение скорости принято по самому легкому типу автомобилей в составе движения (марки Ока).

водка8

Рис. 1. Оценка возможности глиссирования и установка знака ограничения скорости движения на участке дороги.
10) По величине допустимого риска (110-4 для вновь проектируемых дорог; 110-3 - для существующих дорог, который обоснован методами технико-экономических расчетов), устанавливаем графически допустимую скорость движения (Vдоп) на данном участке.

В данном примере (рис.1) показано, что допустимый риск глиссирования самого легкого автомобиля на участке без просадки покрытия на слое жидкости 3 мм будет превышен при скоростях движения более 58 км/ч. То есть установка знака ограничения скорости движения значением 55 км/ч обеспечит безопасность движения при данных погодных условиях по данному участку. Для увеличения безопасной скорости проезда по данному участку необходимо выполнить планировочные изменения отметок и предусмотреть устройство водосбросных лотков. Такие проверки необходимо выполнять для участков с понижением рельефа и в пределах вогнутых кривых продольного профиля.

Глиссирование может происходить не только во время дождей, но и в весенний период, так как на обочинах снег и лед тают дольше, чем на покрытиях автомобильных дорог. В этот период под действием положительной температуры воздуха и солнечных лучей вода собирается на покрытии. Снег и лед, лежащие на обочине, не позволяют воде покинуть проезжую часть в пределах вогнутых кривых или колеи с просадкой покрытия. Появляется возможность глиссирования автомобилей. Данная методика позволяет устанавливать вероятность возникновения глиссирования при оценке проектных решений, что делает ее особенно актуальной.
Литература
1. Осипова Т.В. О Возможности глиссирования автомобилей на влажных и мокрых покрытиях // Техническое регулирование в транспортном строительстве. – 2014. – № 1 (5); URL: trts.esrae.ru/11-34

2. Осипова Т.В. Практические рекомендации для участков дорог с необеспеченным водоотводом// Техническое регулирование в транспортном строительстве: -2014.-№1 (5)


URL: trts.esrae.ru/11-33 
скачать файл



Смотрите также:
Оценка покрытий автомобильных дорог по величине риска глиссирования Осипова Т. В
51.67kb.
Главная Об ассоциации
80.2kb.
Тверская область
56.14kb.
Контактная информация департамента городского хозяйства администрации Волгограда по вопросам ремонта автомобильных дорог и дворовых территорий
19.9kb.
Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов
2143.6kb.
1. 5 Контактный телефон (4922) 42-52-86, Лесниченко Нина Васильевна
186.84kb.
Транспортное обеспечение в районе осуществляет муниципальное автотранспортное предприятие, парк которого насчитывает 16 автобусов и которое обслуживает 15 маршрутов
99.52kb.
Высшая школа экономики
281.29kb.
Предупреждение кредитного риска
91.07kb.
Курсовая работа по практикуму на эвм: структуры данных и алгоритмы Факультет: прикладной математики и информатики Группа
97.24kb.
Г. Набережные Челны
81.15kb.
Осипова Н. Самарская область: накануне переписи //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов
28.5kb.