gazya.ru страница 1
скачать файл

Глава 17

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

Французская Республика — высокоразвитое капиталистическое го­сударство, ее население равно населению Великобритании (59 млн че­ловек в 1999 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).



§ 1. Конституция Франции

Структура Конституции. Конституцией Франции обычно счита­ется основной закон 1958 г., но точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспек­тах правового статуса личности, в связи с чем в Конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы Конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после Второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических пра­вах личности); Конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указан­ные выше два документа и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор О'Европейском Союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают принципы этих доку­ментов в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. — 17-я конституция со времени Дек­ларации 1789 г. Она невелика по объему, хотя и пространнее Консти­туции США. В 1998 г. поправкой к Конституции восстановлен ранее исключенный раздел о французском Сообществе, но теперь в нем идет речь только о статусе Новой Каледонии, которая в чем-то похожа на ассоциированный штат (государство) в США (иногда французские ав­торы употребляют этот термин).



Подготовка и принятие Конституции 1958 г. Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, заменив Конституцию 1946 г. Проект новой Конституции разрабатывался правительством под руководством Президента Ш. де Голля, который стремился к сильной государствен­ной (и личной) власти. Делегируя правительству полномочия по раз­работке проекта новой Конституции, парламент оговорил ряд условий, касающихся подготовки и содержания новой Конституции: парламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правитель­ство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект Конституции был обсужден в Кон­сультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламентами.

Основные черты Конституции. Конституция 1958 г. в отличие, на­пример, от итальянской Конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет поло­жений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-эконо­мического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственнос­ти, о равном налогообложении с учетом состояния граждан), более детально некоторые экономические, политические и социальные прин­ципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллек­тивную собственность объектов, которые приобретают характер наци­ональных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязан­ность трудиться, право на образование, здравоохранение, профсоюз­ные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного сувере­нитета для защиты мира и на условиях взаимности).

Конституция 1958 г. в основном регулирует взаимоотношения ор­ганов государства. Она провозглашает принцип национального сувере­нитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактичес­ки прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Кон­ституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по воле наро­да и для народа» (эта формулировка впервые официально была провоз­глашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В Конститу­ции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приори­тет над внутренним законодательством при условии взаимности. В со­ответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интегра­ция Франции в Европейский Союз.

По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарла­ментарная республика, по форме территориально-политического уст­ройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде ассоциированного штата). Во Франции существует демократический государственный режим.

Изменение Конституции. Право предлагать поправки к Конститу­ции принадлежит Президенту, который должен делать это по предло­жению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам Парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение про­ходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздель­но обеими палатами Парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции (стадия принятия поправки), а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или кон­грессом Парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов (стадия ратификации, утверждения). На пер­вой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает президент. Приме­нялся и тот, и другой способ.

Последние существенные поправки внесены конституционным за­коном от 4 августа 1995 г. (о перечне вопросов, которые могут быть, вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене раз­делов Конституции о французском Сообществе и переходных положе­ниях) и в 1998 г. (о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о французском Сообществе).



Конституционный контроль. Конституционный контроль во Фран­ции осуществляет Конституционный совет и в какой-то мере (в виде заключений для правительства в отношении актов регламентарной власти — Государственный совет) Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: Президен­том, председателем сената (верхней палаты Парламента) и председате­лем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих долж­ностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в Парламенте, с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей дея­тельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в Парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости долж­ностей, принимает решения о конституционности регламентов палат Парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их при­нятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за правильностью избрания депутатов и сенаторов, за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам Президента производится под наблюде­нием Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста Президента, с ним должен консультироваться Президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возла­гается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами Президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат Парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численнос­тью не менее 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном со­вете письменный и закрытый. Решение должно быть принято в течение одного месяца, в срочных случаях — в восемь дней.



Государственный совет назначается Президентом и дает заключе­ния правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он является также высшим адмнистративным судом.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осу­ществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это воз­можно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осущест­вляется и при обращении граждан в административные суды (в конеч­ном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.



§ 2. Основы правового статуса личности

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равно­правие, избирательные права, коллективное право народов на самооп­ределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, — положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. (хотя ее некоторые формули­ровки в современных условиях выглядят своеобразными) и в преамбу­ле Конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреп­лены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле Конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпри­нимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассо­циаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые права граж­дан были признаны только после Второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены Конституцией 1946 г., закон о свободе образования издан в 1977 г и т.д.). Содержание этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти до­кументы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод лич­ности, который соответствует международным стандартам.

Составной частью основ правового статуса личности является принцип равноправия. Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие неза­висимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к обра­зованию, культуре, приобретению профессии.

К числу социально-экономических прав относятся: право собствен­ности и ее неприкосновенность (изъятие возможно на основе закона, для общественных нужд и при условии справедливого и предваритель­ного возмещения), право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку (не могут бастовать некоторые государ­ственные служащие: полиции, исправительных учреждений, неотложной медицинской помощи, диспетчеры воздушных сообщений, работ­ники информационных служб и др.), право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руко­водстве предприятиями, в соответствии с чем на каждом учреждении, предприятии, объединении, в обществах, регулируемых гражданским правом, создаются комитеты предприятий, обновляемые через год. Ру­ководство предприятий, учреждений и т.д. должно предварительно знакомить комитет со своими решениями об организационных измене­ниях. В конституцинных документах говорится о праве личности и семьи на необходимые условия для развития, праве на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, бесплатное образование на всех сту­пенях Эти права закреплены в основном в преамбуле Конституции 1946 г.

К числу политических прав, которые названы в основном в Декла­рации 1789 г., в преамбуле Конституции 1946 г. и в законах, входящих в «конституционный блок», относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Конституционные документы закрепляют личные права, исхбдя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личнос­ти, свобода совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев). В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, ее границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать к тому, что не предписано законом.

В конституционном праве Франции закреплены обязанности лич­ности, трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства провозглашается бесплатное и светское об­разование на всех ступенях, помощь неимущим. Прожиточный мини­мум, выплачиваемый государством, составляет во Франции 3433 фран­ка для престарелых и инвалидов (приблизительно 680 долл. США), 2260 франков для безработных в месяц (около 450 долл.).

Защита конституционных прав и свобод во Франции осуществля­ется не только общими (как в Великобритании) и административными судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, — Конституционным советом и Государственным советом. Граждане в случае нарушения их конституционных прав могут обращаться в Кон­ституционный совет, но только после прохождения других инстанций. Государственный совет рассматривает акты исполнительной власти, в том числе и на предмет выявления нарушений конституционных прав граждан, но только в том случае, если эти акты изданы в качестве самостоятельных, а не в развитие на основе закона.

Существует также особый орган — парламентский посредник (ом-будсман), но его полномочия ограниченны. Обращаться к нему с жало­бами на нарушения конституционных прав можно только через членов Парламента; он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.

§ 3. Правовое регулирование общественных объединений

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают по­литические партии. Во Франции действует несколько десятков поли­тических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Они постоянно изме­няются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и на­звания. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге — Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), яв­ляющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернацио­нала и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. чле­нов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Толля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике — «ассоциацию труда и капитала». На правом фланге находится Республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Националь­ный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний. На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на пар­тии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. дейст­вует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 комму-. ниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впер­вые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает:

1) принципы создания и деятельности партий (создаются и деист-, вуют свободно);

2) направление деятельности партий (содействуют выражению мнения народа путем голосования);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (долж­ны уважать принципы национального суверенитета и демократии — -это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность долж­ны соответствовать демократическим принципам).

Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Специального закона о политических партиях во Франции в отли­чие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулиру­ются законами об ассоциациях 1901 г. и 1971 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи дек­ларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для по­лучения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.

Законы, принятые в 90-х гг., регулируют финансирование полити­ческих партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований парти­ям. Государство поддерживает политические партии по двум основа­ниям: поддерживает партии и политические группировки, выдвигаю­щие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществля­ет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лиша­ются государственной поддержки. Контроль осуществляет Националь­ная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Предпринимательские союзы во Франции имеют различные формы: национальная и отраслевые ассоциации, торгово-промышленные па­латы, союзы работодателей и др. В отличие от Великобритании член­ство торговых и промышленных предприятий в торгово-промышлен­ных палатах (общегосударственной и местных) во Франции обяза­тельно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые пуб­личные функции.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производст­венному признаку. Действует несколько профсоюзных центров: Всеоб­щая конфедерация труда (600 тыс. членов), Форс увриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов), Французская конфедерация христианских тру­дящихся (100 тыс. членов) и др. Профсоюзы играют значительную роль в комитетах предприятий, но профсоюзное движение раздроблено, ру­ководители разных профсоюзных объединений ориентируются и на левые, и на правые силы.

§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициа­тива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.



Правовое регулирование выборов. Во Франции действует избира­тельный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший раз­личные акты о выборах с 1852 г. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет. Существует ценз оседлос­ти: в избирательные списки вносятся лица, проживающие в коммуне (низовой единице административно-территориального деления), как правило, не менее шести месяцев. Участие в выборах не обязательно, граждане проживающие за границей, могут выдать доверенность на гЪлосование.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собра­ние (нижнюю палату Парламента) устанавливается с 23 лет, в Сенат (верхнюю палату) — с 35 лет. Для Президента минимальный и макси­мальный возраст не установлен. В доктрине иногда считается, что он совпадает с условиями выборов в нижнюю палату. Кандидат в члены Парламента и в местные органы самоуправления (советы) может быть выдвинут одним избирателем (вследствие этого возможно и самовы­движение), но фактически кандидаты выдвигаются партиями, другими объединениями, только оформляется это как выдвижение избирате­лем. Запрещено выдвигать одного и того же кандидата более чем в Д одном избирательном округе, а также одновременно в обе палаты Пар­ламента. Установлена несовместимость мандата парламентария и должности члена правительства, но можно быть одновременно парла­ментарием и депутатом местного совета, членом правительства и депу--татом в местном органе самоуправления. Для кандидатов существует избирательный залог: 1 тыс франков — для нижней палаты (залог воз­вращается, если кандидат получил не менее 5% голосов), 2 тыс. — для сенаторов, 10 тыс. — для кандидатов на должность Президента. Канди­даты должны представить декларации о своем имущественном положе­нии, избранные лица должны представить такие декларации после ис­течения срока лолномочий.

Округа по выборам в нижнюю палату одномандатные, в Сенат — многомандатные, выборы Президента осуществляются по единому об- I ^негосударственному (национальному) округу. Нижняя палата избира­ется на пять лет в два тура по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большин­ство, во втором — относительное большинство, но баллотируются все кандидаты, получившие в первом туре не менее 12,5% голосов избира­телей (если таких нет — два кандидата, набравшие относительное боль­шинство голосов). В первом туре обычно избирается небольшое число депутатов.

Сенаторы избираются на девять лет (с ротацией 1/3 состава через три года) путем косвенных выборов — специальной избирательной кол­легией, состоящей приблизительно из 108 тыс. человек. В избиратель­ную коллегию входят депутаты Национального собрания (около 600), члены региональных и генеральных советов, т.е. члены советов регио­нов и департаментских советов (имеется 26 советов регионов и около 100 советов департаментов). В совокупности в избирательную колле­гию входит около 3 тыс. таких советников. Наконец, в коллегию входят избранные представители муниципальных советов (их приблизитель­но 104 тыс. человек). Именно последние из-за своей численности опре­деляют результаты выборов сенаторов Выборы сенаторов, таким обра­зом, как бы трехстепенные: муниципальные представители участвуют в выборах третий раз — сначала их выбрали, затем из своей среды они выбирают представителей в избирательную коллегию и, наконец, эти представители будут участвовать в избрании сенаторов, оказывая ре­шающее влияние на исход выборов.

Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента (он же главный город региона); от департамента членами избирательной коллегии избирается 2—3 и более сенаторов (всего сенаторов 321), по пропорциональной системе избираются 69 се­наторов, остальные — по мажоритарной системе абсолютного боль­шинства в два тура. Одновременно с сенаторами избираются их замес­тители.

Президент избирается прямыми выборами (после реформы Консти­туции в 1962 г.). Для выдвижения кандидатуры требуется 500 подпи­сей, но не рядовых избирателей, а лиц, занимающих определенные должности: членов Парламента, советов департаментов, совета Пари­жа, территориальных собраний, мэров. Причем эти подписи под заяв­лением о выдвижении кандидатуры должны представлять по меньшей мере 30 департаментов и заморских территорий из приблизительно 100. Избрание осуществляется по мажоритарной системе абсолютного большинства, во втором туре баллотируются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

Региональные советы избираются по пропорциональной системе по многомандатным округам, панашаж и преференциальный вотум не до­пускаются. Существует пятипроцентный заградительный барьер.

Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритар­ной системе, по одномандатным округам (округами служат историчес­кие единицы — кантоны, не имеющие органов самоуправления и адми­нистрации). Они избираются на шесть лет и с 1998 г. переизбираются целиком (ранее обновлялись наполовину каждые три года).

При избрании муниципальных советов (городских, населенных пунктов, групп поселений, которые обобщенно называются коммуна­ми) используются разные системы. В коммунах применяется мажори­тарная система, но в крупных коммунах используются списки партий: каждая партия должна выдвинуть столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии. Во Франции избирается также 81 депу­тат в Европейский парламент по единому (национальному) избира­тельному округу и пропорциональной системе. Каждая партия пред­ставляет свой список кандидатов из 81 человека и вносит избиратель­ный залог 100 тыс. франков.

Результаты выборов Президента могут быть обжалованы в Консти­туционный совет, остальных выборов — в органы административной юстиции.

Референдум. Конституционное право /Франции предусматривает широкое использование этого института.'Предусмотрен конституци­онный референдум о поправках к Конституции! если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе Президента, то возможен и референдум, и утверждение поправок кон­грессом Парламента, т.е. на совместном заседании его палат).

Референдум может проводиться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат Парла­мента, но только по определенному кругу проблем, установленному новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация пуб­личных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функциони­ровании государственных институтов страны.

Местный референдум возможен в двух случаях:

1) уступка, присоединение, обмен территории государства не могут производиться без согласия ее населения (на основе этой статьи кон­ституции проводились референдумы в Алжире в 1962 г., на Коморских Островах в 1974 г., на острове Майотта в 1976 г.);

2) объединение коммун.

Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицатель­но, они проводятся довольно часто (по статистике, в среднем семь мест­ных референдумов в год).

Большую роль в развитии демократии играет разветвленная сеть средств массовой информации, государственных и частных.

§ 5. Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Президент под­писывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием Парламента. Система, существую­щая во Франции, получила название «рационализированный Парла­ментаризм».



Структура Парламента. Парламент состоит из двух палат: Нацио­нального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 — от заморских территорий) и Сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают де­путатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обя­занность государства обеспечивать депутатам их материальные по­требности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они получают высокое денежное довольствие, состоящее из двух частей: основного жалованья и дополнительного (около трети основного), ко­торое должно выплачиваться в зависимости от участия членов Парла­мента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удержания из этой части жалованья не производятся). С 1995 г. члены Парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае совер­шения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. В других случаях для лишения иммунитета тре­буется разрешение бюро палаты. Ограничение свободы или уголовное преследование члена Парламента может быть приостановлено на пери­од сессии, если этого требует палата.

Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракци­онная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с госу­дарственными должностями невозможно, избранный должен отказать­ся от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (послед­ние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: председатели палат назнача­ют по три члена в Конституционный совет, председатель нижней пала­ты председательствует в конгрессе Парламента при утверждении по­правок к Конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции Президента республики в случае вакантности поста. С пред­седателями палат должен консультироваться Президент в случае вве­дения чрезвычайного положения. Председатель палаты принимает ре­шение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рассматриваться парла­ментом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Пред­седатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.

Как и в других парламентах, в палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсужда­ют законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан вхо­дить в постоянную комиссию.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта зако­на. В них входят члены нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и сенаторы, избираемые верхней палатой. Эти комиссии — большая редкость, чаще создаются другие, согласи­тельные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает вре­менные специальные комиссии по расследованию и контролю, особые комиссии для определенных случаев, например для снятия депутат­ской неприкосновенности с члена парламента. Для изучения научных и технических проектов создано объединенное бюро палат (8 депутатов и 8 сенаторов).

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председа­телей (бюро палаты и председатели фракций).



Депутатские объединения (во Франции их называют политически­ми группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней — не менее 14. Эти объ­единения (фракции) должны публиковать декларации (заявления) о своих целях. На основе пропорционального представительства фрак­ций формируются бюро палаты и постоянные комиссии. Председатели фракций определяют политическую линию последних и даже голосуют за отсутствующих депутатов, имея ключи от их электронных табло, хотя такое голосование регламентом запрещено.

Внутренняя структура Сената аналогична структуре Национально­го собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).



Полномочия Парламента. Как и другие парламенты, французский Парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия за­конов.

Осуществляя законодательную деятельность, Парламент принима­ет обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие Конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обык­новенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: на­пример, нельзя изменить республиканскую форму правления). Фран­цузский Парламент по Конституции 1958 г. — это Парламент с ограни­ченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).

В Конституции содержится перечень вопросов, по которым Парла­мент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает за­коны-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в Конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) Парламент издает исчерпывающие законы, а исполни­тельная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в Конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти — ордонансами и иными актами правительства. Право Парламента издавать законы ограничивается также полномочиями Президента, который может выносить законо­проекты на референдум, минуя Парламент.

Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Пра­вительственный законопроект представляется в бюро любой палаты, законодательное предложение депутата и сенатора — только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. Полномочия комиссий ограничены: они могут подержать или отклонить законопро­ект и предложение, но не могут заменить их своими. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, го­лосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законо­проект возвращается из другой палаты непринятым. Однако прави­тельство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокиро­ванного голосования» — с учетом только поправок правительства. До первого чтения возможен «предварительный вопрос»: обсуждение це­лесообразности законопроекта, но оно имеет ограниченный характер. Выступает лишь автор текста и один противник, после чего произво­дится голосование.

Принятый в одной палате, проект передается в другую, и если будет принят в том же тексте, — идет на подпись к Президенту. Если другая палата его не примет, возможно длительное его хождение из палаты в палату — «челнок». Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от Парламен­та создать смешанную паритетную комиссию (по семь человек от каж­дой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подго­товить согласованный текст или ее текст не принимается обеими пала­тами Парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предло­жениям депутатов), оно может допустить бесконечный «челнок»; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законо­проекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Из сказанного видно, что роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.

По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодо­леть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты толь­ко обеими палатами. По другим законопроектам, если они приняты смешанной паритетной комиссией, нижняя палата может преодолеть вето верхней только большинством списочного состава (т.е. все воздер­жавшиеся и неучаствующие в голосовании автоматически зачисляют­ся в число голосовавших против).

Закон после принятия передается Президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секре­тарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необходимыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодо­левается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифи­цированным) большинством голосов и потому практически почти не используется (в 1946—1996 гг. оно использовалось в среднем один раз в три с половиной года, но президент Ф. Миттеран, например, приме­нял его за 14 лет лишь два раза).

Некоторые акты до их подписания президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направ­ляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона президентом могут депутаты и сенаторы (минимум 60 членов любой палаты). Такое обращение приостанавли­вает подписание закона, оно возможно только при положительном ре­шении Конституционного совета.

Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осущест­вления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий долж­ны быть внесены в Парламент на утверждение.

Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий,^ следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции Парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). В контроле участвует посред­ник Парламента, назначаемый, однако, правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав по­средник не имеет, но он может сообщать об этом Парламенту, возбуж­дать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекоменда­ции государственным органам (по вопросам прав граждан). В департа­ментах (административно-территориальных единицах) есть предста­вители посредника — делегаты.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить прави­тельство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в от­ставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к Парламенту принять правительственную програм­му, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в отставку, оно не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у Президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необхо­димым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится де­путатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями парламентского большинства, хотя по конституции это не обязательно. Резолюция может быть принята только абсолют­ным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к го­лосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.

Судебные полномочия Парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Института импич­мента во Франции нет. Внешнеполитические полномочия Парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров.

Парламент проводит одну ежегодную сессию, которая длится с на­чала октября по конец июня. Переход во Франции к одной девятиме­сячной сессии с 1995 г. объясняют сокращением законодательной дея­тельности (уже существует развитое законодательство) и усилением контрольной функции парламента. За период сессии каждая палата должна провести не более 120 заседаний. Впрочем, при определенных условиях возможны дополнительные заседания. Постоянные комис­сии могут работать и вне сессии. Палаты заседают раздельно, совмест­ные заседания возможны только в форме конгресса для утверждения поправок к конституции. Послания Президента Парламенту заслуши­ваются на раздельных заседаниях палат.



§ 6. Исполнительная власть

Во Франции существует дуализм исполнительной власти. Ее осу- *« ществляют Президент республики и правительство (Совет мини­стров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под пред- Ц седательством Премьер-министра. Роль этих органов неодинакова, она зависит и от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой, по- I скольку оно может зависеть от партии (партий) большинства в нижней | палате (так было, например, в 1986—1988 гг., 1993—1995 гг. и после выборов парламента в 1997 г.). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль пра­вительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает (с 1997 г.).



Президент республики занимает главное место в системе органов jj государства. Даже разделы Конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с 1 (рези­дента. Президент следит за соблюдением Конституции, является гаран­том национальной независимости, территориальной целостности, со­блюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитра­жем нормальное функционирование публичных властей, а также пре­емственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно раз­делить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрасигнатуры Премьер-министра (иног­да также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта Президента). .

К первой группе полномочий, осуществляемых президентом само­стоятельно, относятся:

1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого Президент должен лишь проконсультироваться с председа­телями палат Парламента и Премьер-министром, но такая консульта­ция его ни к чему не обязывает). Президент не может использовать это право чаще, чем раз в год, а также во время чрезвычайного положения;

2) право вводить в стране исключительное (чрезвычайное) положе­ние, во время которого может быть установлено, по существу, прези­дентское единовластие: по Конституции Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычай­ного положения он предварительно должен провести такие же консуль­тации, как и при роспуске нижней палаты Парламента. Парламент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, напротив, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты Пре­зидента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия (ст. 16 Конституции об исключительном по­ложении применялась один раз в 1961 г. во время событий в Алжире, являвшемся тогда французской колонией);

3) право назначать Премьер-министра, министров, высших граж­данских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства Президентом требует последую­щего (но не обязательно при назначении) одобрения правительствен­ной программы нижней палатой Парламента;

4) право передавать на референдум законопроекты по перечислен­ным выше вопросам (предложение Президента о референдуме предва­рительно обсуждается в обеих палатах Парламента, но не голосуется: Парламент выступает в качестве совещательного органа);

5) право обращаться с посланиями к палатам на их раздельных заседаниях; эти послания не подлежат обсуждению;

6) право председательствовать в Совете министров по своему ус­мотрению;

7) право обращаться в Конституционный совет с запросами и назна­чать треть его членов;

8) Президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

9) Президент ратифицирует международные договоры (обычно это делает Сенат, но если ратификацию осуществляет Президент, то тре­буется контрасигнатура правительства);

10) Президенту принадлежит право помилования. Полномочия Президента, требующие контрасигнатуры членов

правительства, немногочисленны: созыв Парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это личные полномочия Президента, они не требуют контрасигнатуры.

В осуществлении полномочий президенту помогает его собствен­ный аппарат — несколько сот личных сотрудников. Часть из них-обра-зуют кабинет Президента, часть — президенсткий генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные пол­номочия), другие являются советниками Президента. Все они назнача­ются Президентом. Он использует также огромный аппарат правитель­ства.

Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше.



Правительство. Правительство Франции — Совет министров со­стоит из Премьер-министра и министров (в 1999 г. — 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает Президент (министров — по представлению Премьер-министра). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учитывать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием Парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (Президент может также распустить Парламент по своему усмотрению). Доверие не обя­зательно должно быть получено после формирования правительства:' само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, госу-4 дарственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельноетью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.

Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров (советом кабинета), но это различие иного рода. Совет министров — это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осущест­вляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров со­зывается Премьер-министром по специальному поручению Президен­та и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседа­ниях Премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Сове­та министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты пра­вительства при осуществлении регламентарной власти — ордонансы, при осущестлении исполнительной власти — декреты. Все они подпи­сываются Президентом.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важ­ные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседании Совета министров, и в этом случае решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полно­мочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства.

На практике многие полномочия реализуются от имени правитель­ства Премьер-министром, который во Франции, как И во многих дру­гих странах, занимает особое положение в правительстве. Он коорди­нирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы ми­нистерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает Президент), «обеспечивает исполнение законов» (по Конститу­ции это его личная обязанность), может созвать Парламент на допол­нительные заседания (свыше 120 дней, правда, после консультации с нижней палатой), практически он от имени правительства устанавли­вает повестку дня работы Парламента, может требовать принятия за­кона при разногласиях палат, осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (прав­да, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрасигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при раз­ногласиях палат Парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос о доверии правительству, у него есть личное право обращаться в Конституционный совет с запро­сом о конституционности законопроекта (предложения депутатов), с требованием принять решение о разграничении законодательной и рег-ламентарной власти — при определении профиля законопроекта или акта правительства. Премьер-министр обладает правом отменять дей­ствие некоторых законов, если они вторгаются в сферу регламентарной власти, но только после заключения Koнституционного совета и при некоторых других условиях. Премьер-министру помогает генеральный секретарь правительства. У него есть также собственные службы — ка­бинет Премьер-министра, генеральный секретариат правительства (он координирует работ министров) генеральные секретариаты планиро­вания, обороны и др. Каждый министр имеет свой кабинет (не более 10 человек), а на местах (в департаментах) учреждаются службы ми­нистерств (для осуществления общегосударственных полномочий), которые возглавляются департаментскими директорами. Многие из этих служб подчинены префекту департамента.



Высшие контрольные и консультативные органы. Во Франции су­ществует множество контрольных и консультативных органов, оказы­вающих помощь Парламенту и правительству. Некоторые из таких органов занимают особое место. К их числу относятся Конституцион­ный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд),.Выс-ший совет магистратуры, который ведает судебным управлением — на­значением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель — Прези­дент, но фактический руководитель — министр юстиции).

Консультативную роль при правительстве выполняет Экономичес­кий и социальный совет, основанный на принципе партнерства государ­ства, труда и капитала. Он состоит из представителей предпринима­тельских союзов, профсоюзов и лиц, назначенных правительством. Этот Совет в обязательном порядке дает заключения о проектах про­граммных законов и планов экономического и социального развития, об исполнении таких актов; он может назначить делегата для изложе­ния своего мнения перед парламентом.



Государственный совет, во главе которого стоит Премьер-министр (на деле руководит Советом замещающий Премьера министр юсти­ции), не только осуществляет конституционный контроль в отношении актов исполнительной власти, но и выступает еще в двух качествах: как консультативный орган правительства и как высший орган особого звена правосудия — административной юстиции.

Счетная палата оказывает помощь правительству и Парламенту в контроле за исполнением бюджета и финансового законодательства, но ее полномочия распространяются только на государствейные органи­зации и предприятия. Есть и иные контрольные и консультативные органы: Центральный совет по изучению стоимости и рентабельности государственных служб, наблюдающий за их эффективностью, Нало­говый совет, следящий за справедливым налогообложением, и др.

§ 7. Судебная власть

Во Франции — пять различных ветвей осуществления правосудия. Это:

1) общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осущест­вляется непрофессиональными судьями — медиаторами (посредника­ми); в основном это отставные судьи, чиновники, знакомые с юриспру­денцией. Они назначаются местными советами — муниципалитетами, в стране их около тысячи человек;

2) иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматрива­ющих уголовные и гражданские дела; дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей, но без участия при­сяжных заседателей;

3) различные специальные суды (для несовершеннолетних, воен­нослужащих и др.);

4) иерархическая система административных судов;

5) особое звено судов присяжных.

Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (напри­мер, при Счетной палате — суд бюджетной и финансовой дисциплины).

Основную роль в системе правосудия играют суды общей юрисдик­ции. Низшая ступень в их системе — трибуналы малой инстанции (при рассмотрении уголовных дел они называются полицейскими судами или полицейскими трибуналами). Они создаются в главном городе департамента (если департамент относительно небольшой), в цент­ральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие граждан­ские дела — с ценой иска до 20 тыс. франков и мелкие уголовные дела — лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков.

В каждом департаменте или судебном округе, объединяющем не­сколько мелких департаментов, создается трибунал большой инстан­ции (в крупном департаменте их несколько). Он имеет палаты по уго­ловным и гражданским делам. Эти палаты заседают обычно в составе трех судей, некоторые дела рассматривает судья единолично. Если осу1 ществляется уголовное судопроизводство, судебное присутствие назы­вается исправительным судом. При трибунале большой инстанции действуют несколько следственных судей (следователей). По мелким преступлениям следствие проводит полиция. Высшее звено — апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3—4 департамента. В соста­ве апелляционного суда множество палат — по гражданским, уголов­ным, социальным делам, палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиаль­но, в составе нескольких судей.



Специальные суды создаются по разным вопросам, кроме «государ­ственных» судов по делам несовершеннолетних и военнослужащих су­ществуют и специальные суды, формируемые особым образом. Это суды по торговым делам (избираются коммерсантами), советы по тру­довым соглашениям (избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах), суды по арендным делам (избираются сторо­нами на паритетной основе).

Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, явля­ются особым звеном в системе общих судов. Они создаются4 в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела. Судебное при­сутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка из­бирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).

Возглавляет судебную систему (кроме административных судов) Кассационный суд (его часто называют Верховным судом). В его соста­ве несколько палат, которые рассматривают кассационные жалобы — жалобы на нарушение закона в судебном процессе. Решения палат могут быть обжалованы в пленарное заседание суда.

Систему судов административной юстиции возглавляет Государст­венный совет. Для разграничения компетенции общих и администра­тивных судов в конфликтных ситуациях создаются трибуналы по кон­фликтам. В системе административной юстиции работают не судьи, а иные государственные служащие — чиновники. Есть административ­ные суды первой инстанции (их 25) и апелляционные суды. Жалобы на решения последних подаются в Государственный совет. Админи­стративные суды вправе проверять законность всех административных актов — от муниципальных постановлений до ордонансов президента по самым разным вопросам: политическим (например, выборы), эконо­мическим (хозяйственное руководство на государственных предпри­ятиях), социальным (охрана окружающей среды), по вопросам образо­вания, нравственности (цензура кино) и др.

Прокуроры действуют при судах, начиная с трибунала большой инстанции. При Кассационном суде состоит генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы го­сударства по гражданским делам).



§ 8. Местное самоуправление и управление

Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть вы­борные органы самоуправления. Наряду с этим существуют админи­стративные округа, где выборных органов самоуправления нет и управ­ляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуп­равления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осущест­вляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при Парла­менте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: эко­номический, социальный, культурный. Правительство Франции имеет право распустить парламент Корсики. На референдуме, проведенном в Новой Каледонии в 1998 г., одобрен ее договор с Францией, в соответ­ствии с чем внесена поправка в Конституцию 1958 г. Новая Каледония (бывщая колония) имеет теперь своеобразный статус ассоциированного штата с Францией. У нее есть местный парламент и избираемый им исполнительный орган.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). В общине избирается совет сроком на 6 лет (9—69 человек) по мажоритарной системе. В выборах участвуют лица, живущие в коммуне 6 месяцев и 4 года уплачивающие налоги. Совет в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно является председателем совета и по должности — представителем государствен­ной власти в коммуне.

Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки ц музеи, кладбища и др. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, уста­навливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, ут­верждает служащих, принимает программы развития, занимается рын­ками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принад­лежат коммуне (общине) на праве публичной собственности, предприятия, леса — на праве частной собственности (расположение первыми осуществляется на основае административного права, вторыми — гражданского права). Муниципальный совет может быть досрочно рас­пущен декретом Президента, принятым на заседании Совета мини­стров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет по мажоритарной системе и с 1998 г. обновляется целиком (а не по час­тям). Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Исполнительным органом со­вета с 1982 г. является не назначаемый префект (позже он получил название комиссара республики, но теперь опять используется преж­ний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общи­ны, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах, объединяющих 3—8 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выбора­ми). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функ­ции. Исполнительным органом совета является избираемый им пред­седатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые депар­таменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми сове­тами и мэрами.



Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе де­партамента), в департаменте — префект департамента, в округе, не яв­ляющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего со­вета, есть супрефект. Префект назначается Советом министров. Он представляет в своей административно-территориальной единице пра­вительство и каждого министра, руководит деятельностью государст­венных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интере­сов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредст­венно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопро­сы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится поли­ция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.

Префект теперь не осуществляет административную опеку над ор­ганами местного самоуправления, но имеет право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться с момента представления их префекту независи­мо от его визы на них (ранее требовалась такая виза). Эти решения должны представляться префекту в течение 15 дней, который, если считает их незаконными (и теперь только по этому основанию), может в течение двух месяцев обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.
скачать файл



Смотрите также:
Основы конституционного права франции
390.77kb.
1 Конституционное право ведущая отрасль права и правовой науки Тема 2 Понятие и сущность конституционно-правовых отношений Тема 3 Наука конституционного права Тема 4 Источники конституционного права. Система источников конституционного
2620.87kb.
Законы как источник конституционного права РФ конституция РФ основной источник конституционного права РФ
100.66kb.
Вводная лекция Источники конституционного права зарубежных стран. Основные школы науки конституционного права. Вопрос 1
1133.78kb.
Тема конситуция португалии и ее особенности
39.42kb.
Вопросы вопросы к зачету по дисциплине «Конституционное право»
31.94kb.
Норма всеобщего избирательного права впервые становится конституционной во Франции в 1789 году. Однако первый эксперимент всеобщих выборов имел место в той же Франции лишь в 1848 году
84.06kb.
Бельгийский федерализм
316.13kb.
Дурнайкин Д. Г
86.2kb.
З. В. Макарчук Кафедра конституционного, административного и финансового права
2721.47kb.
Роль органов Конституционного контроля в процессе правообразования
146.97kb.
Учебник для студентов юридических вузов и факультетов 3-е издание, обновленное и доработанное
1590.28kb.