gazya.ru страница 1
скачать файл

Планы и содержание практических и семинарских занятий

Тема 1: «Виды тренинга».

1.Цели и специфика проведения разных видов тренинга. Тренинг сензитивности.

Т-группы.

2.Основные понятия, процедуры, правила тренинговых групп. Гештальт-группы.

3.Тренинг коммуникативных умений.

4.Тренинг креативности.

5.Тренинг личностного роста.

СРС:

Прочитайте и законспектируйте в тезисной форме основное содержание предлагаемых в рамках курса первоисточников (монографии, научные труды). Список первоисточников предлагается:

1.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004.

2.Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.:Генезис, 2004.

3.Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.

Литература:



  1. Тренинг в подготовке будущих учителей. сост. А. А. Черникова. Учебно-методические пособие для студентов, преподавателей психолого-педагогических дисциплин и практических психологов. Барнаул : БГПУ, 2007. — 77 с.

  2. Быков А. К. Методы активного социально- психологического обучения. М.: Сфера, 2005 .— 160 с.

  3. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика

  4. К.Рудестам. Учебник.СПб: Питер, 2000. - 386с.

  5. Тренинг личностного роста. Прутченков А.С. учебное пособие - М., 1993- 130с.

Тема 2. «Основные подходы к изучению временных ориентаций личности. Диагностика особенностей временного компонента самосознания».

1. Краткая характеристика категории «психологическо время».

2.Психологическое время и его модусы: прошлое, настоящее и будущее.

3.Понятие временной перспективы. Значение образа «будущего» для личности. 4.Хронотопический подход к изучению проблемы профессиональной идентичности.



СРС:

-Найти и рассмотреть ( законспектировать) методики изучения субъективного отношения к времени: методика «Временные децентрации», «Проблемная насыщенность будущего», методика «Шкалы временных установок», метод семантического дифференциала, методика Ф. Зимбардо, направленная на изучение временных ориентаций.

-ознакомиться с отечественными и зарубежными описаниями профессионально важных качеств психолога.

Литература:





  1. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог». – М.: Изд-во МПСИ, 2004. – С. 224 – 232

  2. Крупенина А. В. О некоторых проблемах профессиографического исследования деятельности практических психологов в системе образования// Психологическая наука и образование., 2002. – «1. – С. 85-86

Тема 3. «Развитие способности к прогнозированию как условие формирования профессиональной идентичности. Диагностика уровня развития способности к антиципации»

1.Определение понятия «прогнозирование», «антиципация», «прогностическая способность».

2.Ознакомление с диагностичеким инструментарием для изучения уровня развития способности к антиципации.

3.Обсуждение понятий «мифологические составляющие профессионального самосознания, «житейская и научная психология», «студенческие и профессиональные роли», «эталонный вариант психологической деятельности».

4. Развитие прогностической способности.

СРС:

Методика «Прогностическая задача», тест «Способность к антиципации».

Составьте кроссворды по темам курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга. Требования к психологу -руководителю группы.
Литература:


  1. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001 – 256с.

  2. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001.- 541 с.

  3. Романова Е. С. 99 популярных профессий. – СПб.: Питер, 2003

  4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003 – 175с.

  5. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003. – 208с.

  6. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002. – 256с.


Тема 4. "Актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста"(4 часа)


  1. Понятие о личности. Факторы, детерминирующие развитие личности. Психологическая характеристика деятельности и личности специалиста.

  2. Психологическая структура личности специалиста: социально-психологическая и профессиональная направленность; психолого-педагогическая и специальная компетентность, социально и профессионально важные качества, профессионально нежелательные качества.

  3. Профессиональное становление личности. Потребности и мотивы профессионального развития. Траектория профессионального развития и его кризисы.. Развитие ключевых квалификаций и профессионально важных качеств: способности к инновациям, профессиональной надежности, работоспособности, конкурентоспособности, социальной ответственности, сверхнормативной активности, способности к самостоятельному принятию решений и др.

  4. Психологические основы профессионального роста и карьеры.

  5. Профессионально обусловленные кризисы и деформации специалиста. Факторы, обусловливающие профессиональные деструкции личности: социально-профессиональные особенности труда, акцентуации черт характера, психологическая защита, самоотношение личности Коррекция профессионального развития личности.

  6. Профессиональный и личностный рост. нравственность и карьера.

.

СРС:

-Найти и провести диагностику карты личности, которая отражает профессионально-психологический профиль специалиста.

-Диагностика социально-психологических профессионально важных и профессионально нежелательных характеристик личности осуществляется при помощи профессионально ориентированных опросников, кратких интеллектуальных тестов;

стандартизированных тестов профессиональной компетентности, тестов достижений и индивидуальных особенностей личности


Литература:

  1. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов вузов. М. : Просвещение, 2006. — 320 с.

  2. Тренинг в подготовке будущих учителей. сост. А. А. Черникова. Учебно-методические пособие для студентов, преподавателей психолого-педагогических дисциплин и практических психологов. Барнаул : БГПУ, 2007. — 77 с.

  3. Быков А. К. Методы активного социально- психологического обучения. М.: Сфера, 2005 .— 160 с.

  4. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика

  5. К.Рудестам. Учебник.СПб: Питер, 2000. - 386с.

  6. Тренинг личностного роста. Прутченков А.С. учебное пособие - М., 1993- 130с.

  7. Жуков Ю. М и др. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004 .— 256 с

  8. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).



Тема 5. « Теоретико-методологические основы проблемы формирования профессионального самопознания личности».(4 часа)


  1. Проблема самосознания в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

  2. Профессиональное самосознание как категория педагогической науки: сущность и структура.

  3. Профессиональное образование как фактор становления профессионального самосознания будущих юристов.

  4. Состояние профессионального самосознания студентов современного вуза: эмпирическое исследование.

  5. Модель процесса формирования профессионального самосознания студентов — будущих юристов и ее реализация в педагогическом процессе современного вуза.

СРС:

Напишите тематическое эссе.

Темы: «Мой опыт в тренинговой группе»; «Тренинг: польза или …?»

Необходимо выразить собственную точку зрения, обозначить проблемные зоны, ключевые моменты, сформулировать рекомендации (при необходимости), рекомендуется ссылаться на точки зрения ученых.

Литература:


  1. Абрамова Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности // Вопросы философии. -1970. -№ 9.

  2. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1972.

  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

  4. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

  5. Большая советская энциклопедия. Т.5. - М.: Советская энциклопедия, 1971.-С. 40.

  6. Васильев B.JI. Юридическая психология: учебник. СПб.: Питер, 2000. -634 с.

  7. Введение в юридическую специальность: пособие / под ред. А.П. Коренева. М.: Московская академия МВД России, 2001. - С. 50.

  8. Герасименко Т. Вуз в системе профессионального обучения // Высшее образование в России. 2004. - № 4. - С. 49-55.


Тема 6. «Теоретические основы профессиональной ориентации»



  1. Профориентация как важная составляющая профориентологии.

  2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности

  3. Психосоциальное развитие в юности

  4. Исследование взаимосвязи личности и профессиональной ориентации



СРС:

-Составьте блок-схемы в соответствии с темами курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга. Требования к психологу -руководителю группы.

-Методические рекомендации к составлению: Блок-схема предполагает схематическое отображение основных моментов темы, ключевых определений. Блок-схема должна обеспечить возможность изложения материала в четкой последовательности, должны быть отражены взаимосвязи основных смысловых концептов (ключевых моментов) темы.

Требования к структуре блок-схемы: Наглядность. Содержательность (информативность). Логичность. Цельность. Четкость. Завершенность.

Литература:


  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

  2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. –М.: Наука, 1970.

  3. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.: ил.

  4. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997.— 448 с.

  5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.



Тема 7. «Основные подходы к изучению временных ориентаций личности. Диагностика особенностей временного компонента самосознания».


  1. Характеристика категории «психологическое время».

  2. Психологическое время и его модусы: прошлое, настоящее и будущее.

  3. Хронотопический подход к изучению проблемы профессиональной идентичности.

  4. Характеристика основных методик для изучения особенностей временной перспективы.

СРС:



  1. Самодиагностика по методикам: «Временные децентрации», «Проблемная насыщенность будущего», «Шкалы временных установок», метод семантического дифференциала, методика Ф. Зимбардо, направленная на изучение временных ориентаций.

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни.- СПб.: Алетейя, 2001. – 234-268 с.

  2. Панок В.Г., Рудь Г.В. Психологія життєвого шляху особистості.-Київ.-Ніка-Ценрт.-2006.-с.69-74



3.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы

СОДЕРЖАНИЕ СРС:

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:



  • слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

  • основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

  • чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

  • подготовку вопросов семинарского занятия по плану с обязательным конспектированием,

  • самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

  • подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

  • подготовку докладов с получением консультации преподавателя по указанным им источникам,

  • самостоятельный подбор темы доклада (получить консультацию преподавателя),

  • самостоятельный подбор темы и литературы к докладу и написание доклада.

Задания расположены по степени усложнения. По всем неясным вопросам даются консультации преподавателя. Преподаватель вызывает на консультации студентов с целью контроля работы над темой, курсом, первоисточниками, а также в случае пропуска занятий. На консультациях необходимо иметь конспекты лекций, семинарских занятий.

Таблица 8. Содержание СРС



Содержание СРС (заочное)


п/п


Темы

Содержание заданий, выносимых на СРС

Кол-во часов

Сроки проверки результатов СРС

примечания

1

Теоретические и методические основы проведения тренинга

Сочинение на тему актуальности и профессиональной необходимости изучения дисциплины «Тренинг личностного роста».



7

В течение семестра

Конспект, презентация.

2

Виды тренинга

Прочитайте и законспектируйте в тезисной форме основное содержание предлагаемых в рамках курса первоисточников (монографии, научные труды). Список первоисточников предлагается:

1.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2004.

2.Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.:Генезис, 2004.

3.Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.




5

В течение семестра

Конспект, презентация.

3

Основные подходы к изучению временных ориентаций личности. Диагностика особенностей временного компонента самосознания

-Найти и рассмотреть ( законспектировать) методики изучения субъективного отношения к времени: методика «Временные децентрации», «Проблемная насыщенность будущего», методика «Шкалы временных установок», метод семантического дифференциала, методика Ф. Зимбардо, направленная на изучение временных ориентаций.

-ознакомиться с отечественными и зарубежными описаниями профессионально важных качеств психолога.





5

В течение семестра

Конспект презентация, реферат

4

Развитие способности к прогнозированию как условие формирования профессиональной идентичности. Диагностика уровня развития способности к антиципации

Методика «Прогностическая задача», тест «Способность к антиципации».

Составьте кроссворды по темам курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга. Требования к психологу -руководителю группы.



7

В течение семестра

Конспект, реферат

5

Актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста



Найти и провести диагностику карты личности, которая отражает профессионально-психологический профиль специалиста.

-Диагностика социально-психологических профессионально важных и профессионально нежелательных характеристик личности осуществляется при помощи профессионально ориентированных опросников, кратких интеллектуальных тестов;

стандартизированных тестов профессиональной компетентности, тестов достижений и индивидуальных особенностей личности


7

В течение семестра

Конспект, таблицы, реферат

6

Теоретико-методологические основы проблемы формирования профессионального самопознания личности



Напишите тематическое эссе.

Темы: «Мой опыт в тренинговой группе»; «Тренинг: польза или …?»

Необходимо выразить собственную точку зрения, обозначить проблемные зоны, ключевые моменты, сформулировать рекомендации (при необходимости), рекомендуется ссылаться на точки зрения ученых.


7

В течение семестра

Конспект, презентация, реферат

7

Теоретические основы профессиональной ориентации

Составьте блок-схемы в соответствии с темами курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга. Требования к психологу -руководителю группы.

-Методические рекомендации к составлению: Блок-схема предполагает схематическое отображение основных моментов темы, ключевых определений. Блок-схема должна обеспечить возможность изложения материала в четкой последовательности, должны быть отражены взаимосвязи основных смысловых концептов (ключевых моментов) темы.



Требования к структуре блок-схемы: Наглядность. Содержательность (информативность). Логичность. Цельность. Четкость. Завершенность.

7

В течение семестра

Конспект, таблицы, реферат

8

Основные подходы к изучению временных ориентаций личности. Диагностика особенностей временного компонента самосознания



  1. Самодиагностика по методикам: «Временные децентрации», «Проблемная насыщенность будущего», «Шкалы временных установок», метод семантического дифференциала, методика Ф. Зимбардо, направленная на изучение временных ориентаций.




7

В течение семестра

Написание реферата.


Примерная тематика рефератов:

  1. Понятие наблюдательской сенситивности. Принципы развития наблюдательской сенситивности.

  2. Классификации экспрессивной мимики.

  3. Характеристика упражнений, направленных на активизацию и развитие умения фиксировать особенностей невербальных проявлений.

  4. Характеристика упражнений, направленных на активизацию и развитие умения фиксировать вербальных аспектов поведения другого.

  5. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимать состояние другого.

  6. Классификация чувств. Правила открытого выражения чувств.

  7. Понятие «уверенности». Основные составляющие программ развития уверенности в себе.

  8. Личные права человека и их учет в коммуникации.

  9. Характеристика отличительных особенностей неуверенного, уверенного и агрессивного поведения.

  10. Модель ассертивного принятия критики (на примере).

  11. Техника «Я»- высказываний, «Ты» - сообщений. Области применения в коммуникации.

  12. Основы саморегуляции и релаксации в работе психолога.

  13. Область и виды профессиональной деятельности психологов-профессиоведов.

  14. Историческая и социокультурная обусловленность профессионального развития личности.

  15. Детерминация профессионального становления личности.

  16. Многообразие сценариев профессионального развития личности.

  17. Психологическое сопровождения профессиональной адаптации.

  18. Методы исследования психологии профессий.

  19. Профессиональное самоопределение на разных стадиях профессионального развития личности.

  20. Психодиагностика в профессиональном консультировании.

  21. Конфликты профессионального развития личности.

  22. Психологическое сопровождение профессионального образования.

  23. Формы профессионального роста и карьеры.

  24. Трудность определения критериев эффективности профконсультирования.

  25. Психологическое сопровождение на стадии профессионализации и мастерства

  26. Психологическое сопровождение на этапе прекращения профессиональной деятельности.

  27. Современные программы психологической профессиональной реабилитации инвалидов.

  28. Профилактика профессионального самоопределения и коррекционно-реабилитационная работа.

скачать файл



Смотрите также:
Планы и содержание практических и семинарских занятий Тема 1: «Виды тренинга»
148.22kb.
Спецсеминар по иммуногенетике
896.26kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 061500 «Маркетинг» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
836.95kb.
Рабочая программа Тематика и планы практических занятий Тематика рефератов График текущего и промежуточного контроля
179.04kb.
Программы подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов малого бизнеса в научно-технической и инновационной сфере на базе инновационно-технологических центров
58.75kb.
Программа курса философии планы семинарских занятий Методические рекомендации
1393.7kb.
Программа кружка «Эколог и Я»
457.28kb.
Семинарских занятий по курсу: История российского государства и права
275.58kb.
Программа курса «Вспомогательные исторические дисциплины»
172.31kb.
Программа просветления Вернера Эрхарда
2808.76kb.
Практические занятия
17.14kb.
Мастер-класс «Создание интерактивных упражнений с помощью программы HotPotatoes». Цель
35.21kb.