gazya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



На правах рукописи

Ерегина Наталья Тимофеевна

ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ В 1917 - НАЧАЛЕ 1950-Х ГГ.
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена на кафедре истории Отечества Санкт-Петербургского

медицинского университета имени И.П. Павлова



Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Бякина Валентина Петровна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Олесич Нинель Яковлевна
доктор исторических наук, профессор

Гуркина Нина Константиновна

доктор медицинских наук, профессор



Микиртичан Галина Львовна

Ведущая организация: Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Защита состоится « 23 » сентября 2010 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета Д 502.007.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы» по адресу: 199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний пр., д. 57.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Западной академии государственной службы по адресу: Санкт-Петербург, Васильевский остров,

8 линия, д. 61.
Автореферат разослан «_____»____________2010 г.

Ученый секретарь совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций

кандидат исторических наук, доцент Е.С. Стецкевич



I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Постановка проблемы.

Высшая медицинская школа России занимает ведущее место в многоуровневой системе подготовки медицинских кадров. За трехвековую историю она накопила огромный и поучительный опыт. Активизировавшийся в последнее время поиск оптимальной модели высшего медицинского образования, выработка программы деятельности и принципов ее реализации предполагают знание предшествующих этапов развития, определяют актуальность и практическую значимость изучения данной проблемы. Не случайно в российском медицинском сообществе перспективы реформирования высшего медицинского образования в его современном состоянии являются одними из самых обсуждаемых и дискуссионных.

Вопросы качества подготовки и количественного роста медицинских кадров не раз с особой актуализацией вставали перед российским обществом. Зародившись в России в XVIII в. и пережив в течение XIX в. ряд последовательных реформ, высшая медицинская школа к началу ХХ в. представляла достаточно слаженную оформленную систему, вполне адекватную запросам времени и стабильно функционирующую, хотя и нуждающуюся в серьезном реформировании. Культурно-исторический перелом, обозначившийся в России после Октября 1917 г., не мог не затронуть основ высшей школы в целом и системы подготовки медицинских кадров в частности. На протяжении ХХ в. она многократно становилась предметом обсуждения на самом высоком партийно-государственном уровне, подвергаясь радикальному реформированию. Менялось содержание образовательного процесса, сроки подготовки врачей, ведомственная принадлежность медицинских вузов, факультетская специфика, принципы комплектования студенческих контингентов, подбора профессорско-преподавательских кадров.

Перспективы дальнейшего развития современного российского общества и вхождение его в мировое образовательное и экономическое пространство неразрывно связаны с системой образования, играющей решающую роль в формировании нового поколения кадров специалистов высшего звена. Интеграция национальной системы высшего медицинского образования в европейские образовательные структуры, объединенные Болонским соглашением, актуализирует вопрос о достоинствах и недостатках сложившейся системы и обращение к ее историческому прошлому. Всесторонний анализ истории высшей медицинской школы позволит сформировать новые и более объективные представления о сущности, содержании и тенденциях развития отечественной системы высшего медицинского образования, важнейших этапах ее становления и развития, достижениях и неудачах, что необходимо для понимания особенностей отечественного медицинского образования.



Цель исследования. Проследить основные этапы становления и развития системы высшего медицинского образования в России для изучения процесса подготовки медицинских кадров в 1917 – начале 1950-х гг., выявить наиболее характерные черты и факторы, способствовавшие или препятствовавшие динамике этого процесса.

Задачи исследования:

воссоздать целостную объективную картину высшего медицинского образования в контексте российской истории с октября 1917−до начала 1950-х гг.;

выявить важнейшие этапы в развитии высшей медицинской школы России в послеоктябрьский период;

показать особенности подготовки медицинских кадров в зависимости от реформ системы медицинского образования;

охарактеризовать содержание и формы учебного процесса в медицинских вузах в советский период;

выявить влияние процессов, происходивших в обществе на учебную, методическую и научную деятельность высшей медицинской школы;

проследить структурные, количественные и качественные изменения в высшей медицинской школе с октября 1917 г. по начало 1950-х гг.;

исследовать оправдавшие себя и несостоятельные эксперименты по повышению эффективности учебного процесса;

выявить противоречивые тенденции образовательного процесса в указанный период;

оценить степень эффективности сложившейся к началу 1950-х гг. системы высшего медицинского образования.



Объект исследования – высшие медицинские учебные заведения России, подведомственные Народному комиссариату просвещения РСФСР, а с 1930 г. – Народному комиссариату здравоохранения РСФСР и Народному комиссариату здравоохранения СССР (с 1946 г. – министерствам здравоохранения РСФСР и СССР). Ввиду особой специфики образовательного процесса и иной ведомственной подчиненности, диссертант не рассматривал в своем исследовании вопросы подготовки военно-медицинских врачей в высших военно-медицинских учебных заведениях. Вне поля исследования остались вопросы подготовки зубных врачей и фармацевтических кадров. Это обусловлено необходимостью иных подходов к решению этой теоретической проблемы в других, более широких хронологических рамках с комплексным рассмотрением во взаимосвязи не только высшего, но и среднего и последипломного образования, составлявших единую структуру подготовки данных специалистов, что выходит за рамки избранной нами темы.

Предмет исследования – процесс формирования системы высшего медицинского образования и подготовки медицинских кадров с октября 1917 г. по начало 1950-х гг. в рамках нормативно-правовых основ советской высшей школы, что предполагает анализ структурных изменений учебного процесса, динамики профессорско-преподавательского состава и студенческих контингентов, создания материально-технической базы, а также характера государственного руководства высшей медицинской школой, зависимости медицинского образования от социокультурной обстановки.

Хронологические рамки исследования охватывают один из самых сложных периодов в истории высшей школы России. Выбор данного временного отрезка (октябрь 1917 – начало 1950-х гг.) определяется сущностной спецификой процесса подготовки медицинских кадров. Начальная дата – октябрь 1917 г. является отправной точкой радикальных преобразований, начавшихся в социально-политическом и экономическом строе России, в том числе в высшей школе. Завершается исследование началом 1950-х гг., временем первых шагов по де-

сталинизации СССР, а в высшей медицинской школе – временем завершения важного, подчиненного внутренней логике этапа развития и начала нового периода реформ, намеченных постановлением СМ СССР и ЦК КПСС 1954 года.



Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации (в рамках избранного хронологического периода – территорию РСФСР). Тема раскрывается на материалах высших медицинских учебных заведений РСФСР с привлечением общесоюзных данных.

Методологическая основа исследования базируется на синтезе принципов и методов, необходимых для исторического анализа, свободного от господствовавших многие десятилетия идеологических штампов и политической конъюнктуры. Основой для обеспечения данных подходов стали принципы историзма, объективности, комплексности и системности, используемые при анализе источников и сопоставлении полученных данных.

Исходным методом исследования стал описательный, позволивший выстроить логичное и последовательное изложение процесса подготовки медицинских кадров. Принцип историзма позволил проанализировать проблемы в развитии и изменении, исследовать многогранный процесс становления и развития высшей медицинской школы в советской России с учетом специфики рассматриваемой эпохи. Принцип объективности позволил избежать пристрастных и политизированных суждений и выводов, объективно оценить подчас взаимоисключающие тенденции, позитивные и негативные процессы, характерные для высшего медицинского образования.

Принцип системности использовался при анализе многогранного процесса подготовки кадров в высшей медицинской школе в его функциональной взаимосвязи. Применение метода сравнительного анализа в процессе изучения источников позволяло выявить общие тенденции и особенности регионального развития в различные временные периоды с учетом конкретно-исторической обстановки, проанализировать природу исследуемых процессов и их причинно-следственные связи, обусловливающие и/или тормозящие развитие высшей школы. Статистический метод применялся для изучения и уточнения особенностей социальной структуры студенческих контингентов, численности профессорско-преподавательских кадров. При анализе взаимоотношений власти и высшей школы через конкретные судьбы преподавателей привлекались методы биографической истории, способствовавшие определению личностного фактора в образовательном процессе. При анализе морального климата в научной медицинской среде в условиях идеологического диктата использовался социально-психологический метод. Все это вместе взятое обеспечило объективный исторический подход к исследованию заявленной темы и позволило сделать концептуальные заключения на основе всестороннего анализа недостаточно изученных событий и фактов.

При работе с периодическими изданиями 1917-1950-х гг. использовался дискурсивный подход, способствовавший лучшему пониманию фразеологии времени и социальной психологии эпохи. Комплексный и всесторонний характер решения заявленной научной проблемы достигался за счет сочетания хронологического и проблемного подходов.



Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение процесса подготовки медицинских кадров в условиях становления и развития советской системы высшего образования, выявлены механизмы реорганизации высшей школы, обусловившие количественные и качественные изменения контингента студентов, преподавательского состава, сети вузов.

Прослежены особенности образовательного процесса в 1920-1930-е гг., выявлены причины и направления дальнейшего реформирования медицинского образования, негативного воздействия поспешных государственных решений начала 1930-х гг. на ситуацию в высшей медицинской школе.

Выявлены новые факты и обобщены достижения историографии высшей медицинской школы в годы Великой Отечественной войны, определены основные направления образовательной деятельности медицинских вузов, особенности и трудности подготовки кадров, проанализирована обширная внеучебная и научно-практическая деятельность преподавателей и студентов.

Впервые показаны специфика деятельности медицинских вузов в послевоенные годы и трудности подготовки кадров в условиях политического и идеологического диктата; прослежено влияние идеологических кампаний второй половины 1940-х − начала 1950-х гг. на содержание учебного процесса.

Даны объективные оценки динамики преподавательского состава в изучаемый период, специфики профессиональной деятельности в высшей медицинской школе в условиях революции, гражданской войны, репрессий 1930-х гг., массовых увольнений второй половины 1940 – начала 1950-х годов.

В научный оборот введено значительное количество ранее неопубликованных архивных документов, статистических материалов и материалов периодической печати за 1917-1950-е годы.



Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в диссертации материалов при создании обобщающих работ по истории высшей медицинской школы России, спецкурсов по истории Отечества, истории медицины. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке модели высшего медицинского образования на современном этапе, в воспитательной работе в высшей школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексной, адекватной современному уровню исторической науки научной разработке вопросов подготовки медицинских кадров в советский период, являющихся одним из мало изученных аспектов истории высшей медицинской школы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

В период революции и гражданской войны высшая медицинская школа России продолжала подготовку врачей, вынужденно ориентируясь на количественные критерии образовательной деятельности. Это способствовало выполнению предъявленного к ней государственного заказа, но не качеству подготовки специалистов.

В условиях разрушения старых ценностей, приоритетов и невиданных кадровых потерь профессорско-преподавательский корпус медицинских факультетов, желая быть полезным Отечеству, активно сотрудничал с советской властью, способствуя тем самым упрочению ее режима. «Здоровый» консерватизм медицинской профессуры способствовал сохранению высшей школы, базиса сложившихся учебных программ, сориентированных в дореволюционное время на решение насущных задач врачебной практики.

Система высшего медицинского образования России, перестроенная в соответствии с основными принципами советского здравоохранения, на протяжении 1920-1930-х гг. неоднократно подвергалась радикальному реформированию как в структурном, так и содержательном планах. Многие новации в учебном процессе 1920-1930-х гг. оказались не оправданными, а мероприятия по форсированной подготовке медицинских кадров лишь усугубили и без того сложную ситуацию с обеспечением лечебных учреждений специалистами высшего звена.

Восстановление в конце 1930-х гг. признанных норм и правил организации учебного процесса, структуры и принципиальных основ построения учебных планов с учетом лучших традиций отечественной высшей медицинской школы предопределило их жизненность вплоть до настоящего времени и сохранение в основных принципиальных чертах, несмотря на непрерывное последующее реформирование.

Деятельность высшей школы России в годы Великой Отечественной войны продемонстрировала высокую жизнестойкость отечественной системы образования. В критических ситуациях высшая медицинская школа оперативно откликалась на веления времени, изыскивая решения и подчиняя свою жизнь запросам страны, что предопределяет уникальность накопленного опыта в плане оперативного решения образовательных задач в экстремальных условиях.

В рамках избранного хронологического периода высшая медицинская школа лишь в первое десятилетие советской власти относительно независимо выстраивала образовательный процесс. На протяжении 1930 – начала 1950-х гг. она находилась под жестким и все возраставшим административным и идеологическим давлением, достигшим апогея в начале 1950-х годов.

Перенесение методов политической борьбы в сферу медицины и высшей школы обернулось репрессиями по отношению к преподавательским кадрам, пагубно сказалось на моральном климате в медицинском образовательном пространстве, содержании учебных программ по ряду важнейших дисциплин, а, следовательно, на профессиональной подготовке врачей.



Апробация работы. Основные положения и результаты исследования использованы в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны» (ННИИ общественного здоровья РАМН, Москва, 2005); «Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (МГМСУ, Москва, 2006–2010); «Диалоги о прошлом и настоящем» (СПбГМУ, СПб., 2007); «Философия или новое интегративное знание» (ЯГПУ, Ярославль, 2007); «Медицинская профессура СССР» (РАМН, Москва, 2008, 2009); «История отечественной медицины» (ННИИ общественного здоровья РАМН, Москва, 2008); «Государство, общество, церковь в истории России ХХ века» (ИвГУ, Иваново, 2009); III съезд Конфедерации историков медицины (Москва, 2009); «Социальная история российской провинции» (ЯрГУ, Ярославль, 2009); «Гражданское общество в России. История и современность» (СПб., 2009); XI-й Республиканской конференции по истории медицины и фармации (ВГМУ, Витебск, 2009); «Гуманитарное образование в медицинском вузе» (СПбГМУ, СПб, 2010) и др.

Содержание и основные результаты исследования нашли отражение в 5 монографиях и 66 статьях и брошюрах, общим объемом свыше 120 п.л.



Объем и структура исследования. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу, что позволило проследить изучаемые процессы в их развитии и содержательном наполнении. Результаты исследования отражены во введении, пяти главах (содержащих 14 параграфов), заключении, списке источников и литературы, 23 приложениях, включающих таблицы и справочные материалы. Основное содержание диссертации изложено на 525 страницах, список литературы и источников – на 87 страницах.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, характеризуются объект и предмет исследования, сформулированы цели, задачи исследования, выносимые на защиту положения, определены территориальные и хронологические рамки, обоснован научный инструментарий и структура работы, научная новизна, практическая и теоретическая значимость диссертации.

Первая глава «Историографические и источниковые основы исследования» посвящена оценке степени изученности темы и характеристике источниковой базы исследования.

Первый параграф – «Историографический обзор» посвящен рассмотрению степени изученности темы.

Историографию темы условно можно разделить на несколько тематически взаимосвязанных групп. Это – исследования по истории отдельных высших медицинских учебных заведений и истории медицинского образования в России; исследования по истории высшей школы в целом; работы по истории здравоохранения, включающие сюжеты по вопросам подготовки медицинских кадров; труды, посвященные российской интеллигенции, касающиеся профессорско-преподавательских кадров высшей медицинской школы.

Осмысление различных аспектов высшего медицинского образования началось в 1920-е гг. в рамках так называемого «источникового периода», отличавшегося общей постановкой проблемы и фрагментарностью анализа с заострением на сиюминутные задачи текущего момента. К исследуемой теме обращались в основном политики, государственные деятели, ответственные работники Наркомздрава и Наркомпроса РСФСР, занимавшиеся разработкой стратегии развития здравоохранения, высшей школы в целом и высшей медицинской в частности. Это предопределило политико-пропагандистский и публицистический характер большинства работ данного периода1.

В статьях и брошюрах 1920-х – начала 1930-х гг. в порядке обсуждения поднимались вопросы подготовки врачей, развития здравоохранения, публиковались программные и дискуссионные материалы2. Написанные лозунговым языком, характерным для партийных дискуссий тех лет, иллюстративные по характеру исполнения, пропагандистские – по целевой установке, они содержали первые оценки деятельности высшей школы.

В 1930-е гг. в связи с изменением политической атмосферы в стране меняется тональность публикаций. Идеологическая заданность и узкоклассовая тенденциозность определяют политизированные подходы авторов к анализу истории высшей школы и развития здравоохранения3. Из работ этого периода заслуживает внимания книга А.Е.Бейлина – первое исследование конкретно-исторического плана4, раскрывавшее структурные изменения в составе специалистов за годы советской власти. В этот же период вышли первые монографии с попыткой анализа содержания и организации учебного процесса в советской высшей школе5. Книга, посвященная 30-летию Ленинградского медицинского института, рассказывала о переменах первых 10 лет советской власти с оценкой процесса формирования новых органов управления высшими учебными заведениями, специфики учебного процесса.

Ценный фактический материал лег в основу главы 2-го тома истории Казанского университета, посвященной истории вуза в советский период и написанной М.К. Корбутом6. Занимая позицию сторонника советских реформ, автор раскрыл всю бесперспективность сопротивления профессуры нововведениям в высшей школе, показав процесс «советизации» последней. Анализ истории КГУ богат данными о социальном, национальном и партийном составе студентов. Несмотря на ярко выраженный узкоклассовый подход к осмыслению университетской истории, данное исследование можно назвать серьезной заявкой на историографию рассматриваемой темы.

В 1940-е гг. вышли монографии по истории 1-го Московского и 1-го Ленинградского медицинских институтов. Небольшая книга рекламного характера «Старейший медицинский институт СССР» рисовала достижения 1 Московского медицинского института за предвоенное десятилетие7. Редкие критические вкрапления не выходили за рамки общепринятой фразеологии, а упоминание о тяжелой ситуации в высшей медицинской школе начала 1930-х гг. не содержало анализа причин, ее породивших. В то же время книгу под редакцией профессора И.Д. Страшуна можно считать событием в историографии темы8. Схема подачи материала, основанная на анализе истории кафедр, в последующие десятилетия станет традиционной для большинства исследований по истории медицинских вузов. Книгу отличает большой фактический материал, показ пройденных трудностей и еще больше – достижений советского периода. Если убрать политическую фразеологию, сама работа автора, ставшего первым историком медицины в первом составе АМН СССР, является многоплановым исследованием истории 1-го медицинского института в дореволюционное и советское время.

В выполненной по аналогичной схеме монографии о 1-м Ленинградском медицинском институте им. И.П. Павлова9 прослежены основные события и этапы становления советской системы медицинского образования, напряженная ситуация в высшей медицинской школе в годы гражданской войны, в 1930-е гг. и особо подробно – в блокированном Ленинграде. В вышедшем в этом же году биографическом словаре профессоров 1 ЛМИ приведены краткие очерки служебной и научной деятельности выдающихся профессоров вуза10.

В годы Великой Отечественной войны осмысление проблемы продолжилось в работах А.Н. Шабанова11. Отталкиваясь от тезиса об отсталости системы подготовки врачей в дореволюционной России, автор доказывал преимущества советской системы образования. Построенные в русле догматических схем, заложенных еще в 1930-е гг., эти публикации в то же время содержали ряд ценных статистических данных и характеристик, развернутый анализ учебных планов разных лет.

В 1950-е гг. параллельно с накоплением фактических данных шел процесс обобщения истории высшего образования. Вышел ряд обзорных исследований12. Написанные на основе личного опыта и ведомственной статистики, они в первую очередь раскрывали деятельность партии по проведению культурной революции и подготовке кадров специалистов из рабочих и крестьян.

В эти же годы вышел ряд изданий по истории высшей медицинской школы13. Историк медицины Д.М. Российский посвятил значительную часть книги достижениям советского периода. Явным преувеличением выглядит авторский тезис о большой научной работе на медицинском факультете после революции и эффективном учебном процессе 1930-х годов. На этом фоне фундаментальное издание под редакцией В.В. Кованова гораздо более информативно14. Анализ 200-летней деятельности медицинского факультета, а затем 1-го медицинского института подчинен сформулированной задаче – «показать достижения старейшей медицинской школы в историческом аспекте». Возвращаясь к «кафедральной» схеме изложения, авторский коллектив серьезно переработал и дополнил опубликованные ранее материалы новыми фактическими данными. Штрих времени – присутствие всех идеологических «штампов» тех лет. Монография выполнена в строгом соответствии с партийными установками, повествование построено на показе достижений советского периода при отсутствии материалов о трудностях, неудачах, репрессиях. Характерный недостаток этой работы, как и всех предшествующих – изолированное рассмотрение истории института, вне связи с общей историей высшей медицинской школы.

Первым обобщающим исследованием истории высшего медицинского образования в СССР стала работа В.К. Овчарова15, охватывающая период с 1917 по 1930 г. Вызывает возражение предложенная автором периодизация – период становления (до 1924 г.) и период коренной перестройки высшей медицинской школы (1924-1930 гг.). Собственно «период коренной перестройки», начавшийся после выделения медицинских факультетов в самостоятельные вузы (с 1930 г.) наступил позже и остался за рамками внимания автора. Избранная В.К. Овчаровым концепция истории советской высшей медицинской школы представлена бесконфликтно и предельно упрощенно – успешное поступательное развитие от десятилетия к десятилетию. В своей работе автор не столько раскрыл, сколько обозначил проблемы, требующие объективного рассмотрения. Изданные в 1957 г. труды по истории советского здравоохранения лишь вскользь касались вопросов подготовки медицинских кадров16.

1960-1970-е гг. отмечены выходом значительного числа работ по проблемам формирования научно-педагогических кадров и высшей школы в целом17. В них обобщались новые данные о динамике социального состава студентов, сети вузов, подчеркивалась авангардная роль коммунистической партии в развитии высшего образования. Повествование концентрировалось на успехах высшей школы, в русле традиционных методологических схем и стереотипов. Конфликтные ситуации трактовались как борьба советской власти против «реакционной буржуазной профессуры», высылка ученых из страны – как «оздоровление политической атмосферы в вузах», постановления 1930-х гг., откровенно вскрывавшие недостатки в работе высшей медицинской школы, – как решения по дальнейшему развитию достигнутых успехов.

В 1970-1980-е гг. появились монографии, посвященные отдельным медицинским вузам18. Основное их достоинство – систематизация фактического материала. Содержавшиеся в них краткие исторические обзоры не выходили за рамки сложившейся в прежние десятилетия социалистической парадигмы, привычных оценок успешного развития с указанием преодоления имевших место трудностей роста.

В 1980-е гг. продолжилось обобщение вопросов развития высшей школы и подготовки научных кадров в различные периоды советской истории19. Следует особо отметить исследование А.П. Купайгородской, посвященное высшей школе Петрограда-Ленинграда в первые годы советской власти20. Выполненное по привычной схеме с оценочными выводами, характерными для исследований тех лет, оно в то же время содержало анализ разносторонней деятельности вузов города, сложности организации учебного процесса, становления советской системы образования. В научный оборот вводилось множество новых архивных документов.

Новыми данными пополнилась история высшей школы в годы Великой Отечественной войны21. Глубокий анализ мероприятий по организации работы вузов содержит книга М.Р. Круглянского, раскрывающая специфическую жизнь высшей школы в условиях военного времени. Вышедшая десятилетие спустя монография под редакцией Ф.Б. Комала лишь незначительно дополнила историографию вопроса, не меняя устоявшихся оценок. Заметным событием в этом плане стал выход книги Е.И. Смирнова, в годы войны – начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии, содержавшей не только личные воспоминания автора, но и детальный анализ работы медицинской службы. Богатый статистический материал книги позволяет оценить уровень готовности медицинской службы к войне в плане обеспечения кадрами, степень их военно-медицинской подготовки, роль преподавателей вузов в комплектовании медицинской службы Красной Армии в годы войны.

В 1990-е гг. наметился качественно новый этап в историографии проблемы. Отход от коммунистической парадигмы развития России в ХХ веке, от сложившихся, переходящих из десятилетия в десятилетие стереотипов и реальная свобода слова предоставили исследователям широкие возможности объективного анализа развития высшей школы. В исследования стали вовлекаться проблемы, ранее закрытые для историков и историков науки, а новые методологические подходы позволили более объективно подойти к изучению многих аспектов рассматриваемой темы.

Особо следует отметить публикации по вопросам социальной истории отечественной науки журнала «Вопросы истории естествознания и техники» (ВИЕТ)22. Напрямую они не касались истории высшей медицинской школы. Но поднимаемые темы тесно перекликались, а иногда и разворачивались в одной плоскости с проблемами медицинской науки и высшего медицинского образования. Реконструкция научной деятельности в тоталитарном российском обществе, дискуссии о судьбах науки в СССР, воскрешение вычеркнутых из истории имен, анализ взаимоотношений власти и научной интеллигенции – эти и многие другие обсуждаемые вопросы подготовили почву для целого ряда исследований, вышедших в последующие годы23.

Выполненные «на волне» критики советского общества, публикации Е.С. Левиной, С.Э. Шноля, С.И. Романовского, М.С. Геллера и других авторов нередко предельно жестко, без полутонов, рисовали политику большевиков по отношению к научной интеллигенции как «физический террор вкупе с идеологическим оскоплением интеллекта» (С.И. Романовский, 1999). При этом авторы не «выдергивали» факты, а сообразно выстраиваемой концепции освещали реальные события. Безусловная ценность этих работ во введении в научный оборот новых, в том числе ранее засекреченных архивных документов, анализ которых позволял оценить масштабы деформации и репрессий в естественных науках, напрямую сказывавшихся на учебном процессе и организации научных исследований в высшей медицинской школе.

Отражением все возраставшего интереса историков к судьбам российской интеллигенции и проблемам подготовки научных кадров стало появление ряда монографий и сборников материалов конференций24. Оценивая ситуацию в высшей школе в первое десятилетие советской власти В.Л. Соскин делает вывод, что, несмотря на все перипетии октябрьской революции и гражданской войны высшие учебные заведения в России продолжали функционировать, чем подтвердили глубокую жизненность феномена культуры. В исследованиях А.В. Квакина показано, что при всем неприятии большевистского варианта реформирования высшей школы ученые сотрудничали с советской властью, продолжая готовить специалистов. В плане интересующей нас темы особого внимания заслуживают материалы конференции, составившие книгу «Власть и наука, ученые и власть: 1880-е − начало 1920-х годов»25.

Рубеж ХХ-ХХI веков в связи с выходом значительного массива работ по истории отдельных медицинских вузов можно характеризовать как историографический бум. Желание строить образовательную политику в сфере медицины на прочном фундаменте собственной истории предопределило возрастание интереса к истории здравоохранения и истории высшей школы. Одной из первых в этом ряду стала монография «Министры здравоохранения», нацеленная на реконструкцию объективной и многослойной картины советской системы здравоохранения с ее классовым характером и идеологизированными представлениями об охране здоровья26. В книге впервые упоминалось о провалах программ ускоренной подготовки специалистов.

В фундаментальном исследовании М.Б. Мирского27 значительное место отведено советскому периоду. Автор одним из первых очертил сложный период репрессий в медицине, связанный с именами выдающихся руководителей здравоохранения, ученых и практических врачей, показал практику административного давления на медицинскую науку в послевоенные годы, на примере биографических зарисовок деятелей российской медицины обозначил границы русского медицинского зарубежья.

Заслуживает особого внимания небольшая по объему, но чрезвычайно содержательная в концептуальном плане книга И.Н. Денисова, И.И. Косарева, в которой значительное место уделено методологическим и методическим аспектам высшего медицинского образования, осмыслению изменений в его содержании и структуре, обоснованию всех составляющих новой модели подготовки врача, основным элементом которой, как считают авторы, призван стать проблемно ориентированный профессионализм28.

Последнее десятилетие отмечено все большим осмыслением темы на региональном уровне, введением в научный оборот новых архивных документов. Исследования казанских историков, заметно активизировавшиеся в связи с 200-летием Казанского университета, в комплексе составили достаточно цельную картину истории высшей школы Казани29. В «Очерках истории» прослежена эволюция университета за 200 лет. В монографии Е.А. Вишленковой, С.Ю. Малышевой, А.А. Сальниковой раскрывается история университетского сообщества в таких срезах как стиль и качество жизни студента и преподавателя, культура отношений внутри и за пределами сообщества, привычки, традиции университетской корпорации. Биографический словарь профессоров КГМУ дополняет подготовленную коллективом авторов историю Казанского медицинского университета30.

Итогом труда сибирских исследователей стал двухтомный словарь, посвященный профессорам медицинского факультета Томского университета31. Содержащиеся в нем характеристики, включающие знаковые события биографий ученых, раскрывают пеструю мозаику истории высшей медицинской школы, а краткое предисловие очерчивает основные этапы истории вуза. Словарь существенно дополнил очерк истории Томского медицинского института, вышедший ранее к столетию вуза32.

Первое десятилетие ХХI в. ознаменовалось выходом целого ряда биографических справочных изданий, посвященных ученым медицинских вузов. С разной степенью полноты – от стандартных анкетных характеристик до развернутых биографических очерков в них представлены сведения, позволяющие конкретизировать и уточнить многие события, связанные с историей высшей медицинской школы в советский период33. Большинство изданий подобного рода в силу привязки к праздничным юбилейным датам редко включали очерки о трагических судьбах преподавателей своего вуза.

Этого недостатка лишен фундаментальный биографический словарь, изданный к юбилею Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова34. Собранные в нем материалы убедительно демонстрируют ведущее место и роль академии в развитии медицинского образования и науки. В общей сложности издание включает свыше 1 100 статей о заведующих кафедрами, профессорах и выдающихся выпускниках. Впитавшие традиции и колорит Alma mater, они следовали им в другой образовательной среде, передавая опыт организации учебной и научно-исследовательской деятельности другим российским вузам. Обширная источниковая база обусловила полноту биографий.

Существенным дополнением к истории медицинского образования в XIX веке35 и медицинского факультета МГУ36, стала книга, вышедшая к 250-летнему юбилею Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова37. Рассматриваемый нами период составляет лишь часть истории вуза, что предопределило фрагментарность его характеристики в данном издании. Тем не менее, авторы сумели четко обозначить основные болевые точки истории высшей медицинской школы. Исследование отличается высоким уровнем обобщения и анализа основных тенденций высшего медицинского образования в ХХ веке.

Серьезным вкладом в историографию рассматриваемой темы стало исследование А.В. Шаброва и В.П. Романюка (в 2-х томах), представившее целостную картину развития Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова38. Опираясь на архивные документы, авторы проследили изменения в системе высшего медицинского образования в советское время. Самостоятельную ценность представляют приложения, особенно – биографии профессоров, в разное время работавших в вузе.

Богатый фактический материал содержит книга, посвященная 100-летию Российского государственного медицинского университета (бывшего 2 МГУ, 2 ММИ)39. Монография выполнена по стандартной схеме, раскрывающей деятельность отдельных факультетов и кафедр. Предпосланные этим разделам введения емко и содержательно раскрывают особенности учебного процесса в институте в советское время. Анализ широкого круга архивных документов, многие из которых впервые введены в научный оборот, позволил авторам объективно оценить специфику учебного процесса в 1917 – начале 1950-х гг.

Подобное структурирование материала характерно для большинства монографий по истории отдельных медицинских вузов, вышедших за последние два десятилетия40. Выполненные как юбилейные, справочные издания, содержащие в то же время не только информационные, но и аналитические материалы, эти книги являются частью историографии высшей медицинской школы. Несколько особняком в данном ряду стоят исследования В.А. Лукина, Г.С. Щурова и П.И. Сидорова, раскрывающие историю медицинских вузов Иваново и Архангельска на широком историческом фоне41. То же можно сказать и о книге М.Д. Карпачева42, посвященной Воронежскому университету и содержащей интересные материалы о том периоде, когда медицинский факультет находился в его структуре.

В последнее десятилетие продолжилось изучение истории высшей медицинской школы в годы войны. Заметным вкладом в комплексную разработку данной проблемы стало 3-х томное издание «Великий подвиг»43, в котором прослежена роль наиболее известных московских вузов в приближении Победы. Этой же теме посвящена брошюра А.Ю. Друговской о деятельности Курского медицинского института в условиях войны44.

Характерная черта историографии последнего времени – появление значительного числа работ по частным вопросам деятельности высшей медицинской школы: истории кафедр, клиник, научных школ. Приуроченные к юбилейным датам, они систематизируют ценный фактический материал, хотя и носят в большинстве своем обзорно-исторический характер45.

Значимые события и факты истории высшей медицинской школы нашли отражение на страницах журнала «Исторический вестник Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова», информативном научном издании, отличающемся современными методологическими подходами к оценке и анализу истории высшего образования46. Биографические материалы о выдающихся деятелях высшей медицинской школы представлены в сборниках тезисов докладов ежегодных научных конференций Российской академии медицинских наук, посвященных медицинской профессуре СССР47.

Вопросы строительства новой советской высшей школы, взаимоотношений власти и вузовской профессуры, атмосферы в научной среде и влияния идеологии на практику научных исследований представлены в целом ряде работ зарубежных авторов. В монографии Л.Р. Грэхэм48 раскрывается процесс деформации естественных наук в СССР под флагом борьбы за «чистоту марксизма», анализируется научное творчество российских биологов и генетиков, их практическая деятельность.

Богатый фактический материал приводит в своих работах П. Конечный (P. Konecnу), раскрывающий на примере петроградских (ленинградских) вузов политику Наркомпроса РСФСР по отношению к высшей школе 1920-1930-х гг.49 Автор прослеживает процесс политизации в высшей школе, показывает роль А.В. Луначарского в разработке концепции ее реформирования, идейную борьбу внутри Наркомпроса, анализирует новые формы обучения, вызванные изменением социального состава студентов. Особое внимание отведено показу трудностей быта студентов на фоне мизерного финансирования высшей школы.

Объективные и содержательные оценки процесса подчинения высшего образования политике большевистского государства содержит работа С. Финкеля, построенная на основе анализа архивных документов и оценок зарубежных исследователей50. Автор справедливо характеризует отношение государственных структур к высшей школе как «смесь уступок и давления», с помощью которых государство в итоге установило контроль над высшим образованием. Анализу социальной истории России посвящены работы Ш. Фицпатрик (S.Fitzpatrick)51, отмечающей отсутствие равных возможностей для получения высшего образования в советском обществе 1920-1930-х гг.: классовую дискриминацию, проявлявшуюся в форме чисток от «классово чуждых» элементов, а также характерную для отдельных категорий населения, в том числе студенчества, практику «приписывания» к пролетариату или крестьянству для поступления в вуз.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о наличии значительного числа исследований по частным аспектам рассматриваемой темы, на фоне которых становятся еще более очевидны разрозненность научных интересов, отсутствие обобщающих комплексных работ, сводящих воедино общее и особенное в истории высшей медицинской школы ХХ века. Многие тенденции, являвшиеся частью государственной политики в сфере высшего медицинского образования, в рассмотренных нами работах зачастую преподносятся как новации и достижения отдельных вузов, без должного анализа и увязки с конкретно-исторической обстановкой. При наличии фундаментальных исследований по истории высшей медицинской школы России и подготовке медицинских кадров в дореволюционное время – следует констатировать полное отсутствие аналогичных работ по советскому периоду.



Второй параграф – «Источниковая база исследования» посвящен анализу различных групп источников диссертации.

Источниковая база сформировалась в процессе изучения широкого круга неопубликованных и опубликованных документов и материалов, которые по функциональному назначению делятся на: 1) законодательные и правовые акты: указы, декреты, постановления; нормативные документы государственных органов различного уровня; 2) документы личного происхождения; 3) делопроизводственные документы, главным образом высших учебных заведений; 4) статистические материалы; 5) периодическая печать; 6) мемуарная литература.

Правовой базис исследования составили опубликованные законодательные акты по вопросам организации высшего профессионального образования и деятельности высшей школы, партийно-государственные документы и документы центральных органов РКП(б) – ВКП(б) – КПСС, решения которых были идентичны законодательным актам52.

К ним примыкают ведомственные нормативные акты, часть которых содержится в сборниках документов и официальных ведомственных журналах, бюллетенях, сборниках53. Это постановления СНК РСФСР по докладам Наркомздрава, постановления коллегий НКЗ РСФСР по медицинскому образованию, постановления Наркомпроса РСФСР, приказы, распоряжения Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР, Министерства высшего образования СССР и другие, определявшие и регулировавшие развитие высшего медицинского образования и всех его составляющих.



Вторую группу источников, раскрывающих политику пролетарского государства в области высшего образования и здравоохранения, в том числе по отношению к медицинским кадрам, раскрывают документы личного происхождения доклады, выступления, статьи, заметки, телеграммы, письма деятелей Коммунистической партии и Советского правительства54.

Третью, самую многочисленную группу источников составили делопроизводственные документы − разнообразные по характеру документы 7 центральных и местных государственных архивов (ГАРФ, ЦГА СПб, ЦГАИПД СПб), Центрального архива города Москвы (ЦАГМ), Государственного архива Ярославской области (ГАЯО), Центра документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО), Государственного архива Ивановской области (ГАИО), большинство которых вводится в научный оборот впервые.

В фондах Министерства просвещения РСФСР (ф. А-2306) сосредоточены материалы секретариата коллегии Наркомпроса РСФСР, где рассматривались вопросы развития высшего медицинского образования, отчеты вузов за 1918-1920 гг. В фонде Главпрофобра (ф. А-1565) сохранилась делопроизводственная документация по организации учебного процесса, научной деятельности, кадрах и сети вузов. В первое десятилетие Советской власти эти документы не «подгонялись» под официальную доктрину и носили в основном объективный характер. Очевидно, этот факт объясняет их исключение из научного оборота при составлении официальных справочников советского периода.

Это же можно сказать о документах фонда Министерства здравоохранения РСФСР (ф. А-482) за первое десятилетие советской власти. Здесь собраны материалы (справки, доклады, программы) о работе Ученого медицинского совета, доклады и тезисы работников Наркомздрава РСФСР о медицинском образовании, делопроизводственные документы 1930-х гг.: отчеты о студенческих контингентах, новых факультетах, цифрах выпуска и приема, профессорско-преподавательском составе, бюджете вузов. Характер исполнения данных документов в сравнении с периодом 1920-х годов серьезно меняется. Они становятся более формализованными, лишенными описательности. Отчеты вузов предоставлялись по типовой форме, не предусматривавшей какие-либо произвольные дополнения и строго учитывавшей интересующие Наркомздрав РСФСР показатели.

В фонде Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР (ф. Р-8080) сосредоточены приказы, циркулярные письма медицинским вузам, справки и отчеты отдела медицинских вузов, стенограммы заседаний отдела высших медицинских учебных заведений и совещаний директоров, годовые отчеты высших медицинских учебных заведений и дополнения к отчетам, материалы обследований институтов, стенограммы совещаний.

В фонде Министерства здравоохранения СССР (ф. Р-8009) хранятся отчеты медицинских вузов с конца 1930-х гг., готовившиеся по стандартной схеме, включавшей развернутое описание вузовской деятельности (100 и более листов), стенограммы совещаний начальников управлений и отделов НКЗ СССР, стенограммы заседаний комиссий НКЗ СССР (с 1946 г. – МЗ СССР) по высшему медицинскому образованию.

Документы этого фонда уже несут на себе явную печать времени – ссылки на вредительскую деятельность, апелляции к решениям партийных съездов и пленумов, изобилуют разоблачениями и адресной критикой. Часть исторических источников 1930-х гг. чрезмерно политизирована и зачастую и не отражает реальной ситуации. В то же время, многие цифровые, количественные показатели, характеризующие работу высших медицинских учебных заведений, при их сопоставлении с другими данными, достаточно объективны.

Важными для настоящего исследования являются документы, хранящиеся в ЦГА СПб. В фонде Комиссариата народного просвещения Союза коммун Северной области. 1918-1919 гг. (ф. 2551) особое внимание было обращено на документы Комиссии по реформе ученых и учебных заведений Петрограда. Собранные справки, отчеты, обзоры характеризуют деятельность высших медицинских учебных заведений в первые годы советской власти.

В фонде Ленинградской Комиссии по улучшению быта ученых (КУБУ) (ф. 2995) содержится текущая документация комиссии за 1920-1927 гг., подборки биографических материалов медицинской профессуры Петрограда, ходатайства ПетроКУБУ об освобождении арестованных преподавателей, позволяющие более полно представить атмосферу деятельности вузов тех лет.

Ценная информация сосредоточена в фонде Управления военного комиссара медицинских факультетов Петрограда (ф. 2770), где сохранились многочисленные нормативные акты (приказы по Управлению военкомов, циркуляры Наркомпроса РСФСР и др.), поясняющие процесс милитаризации медицинских факультетов в годы гражданской войны, отчеты военкомов медицинских факультетов Петрограда, доклады с мест и другие.

В фондах 1 Ленинградского медицинского института (Ф. 3132), Ленинградского педиатрического медицинского института (ф. 9872), Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ф. 3081) изучена текущая документация разных лет. Сопоставимая по характеру информация почерпнута в Центральном архиве города Москвы (фонды 714, 726, 3210), в Государственном архиве Ивановской области (ф. 2101).

Значительный массив документов (свыше 400 дел) проанализирован в Государственном архиве Ярославской области, в первую очередь – документы фонда Ярославского государственного университета (ф. Р-51) и Ярославского государственного медицинского института (ф. Р-839), позволившие на примере конкретного вуза оценить процесс становления и развития провинциальных медицинских институтов и подготовки медицинских кадров.

Характерное для отчетов высших учебных заведений 1930-х – 1950-х гг. замалчивание недостатков и противоречий преодолевалось посредством привлечения косвенных, дополнительных источников, интерпретации фактического материала в соответствии с устоявшимися современными социокультурными и конкретно-историческими характеристиками.

В фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб), Центра документации новейшей истории Ярославской области (ЦДНИЯО) изучены документы партийных организаций, показывающие степень партийного влияния на учебный и научный процесс, воссоздающие идеологический фон времени.

Четвертую группу источников составили статистические материалы, аналитические и информационные ведомственные издания, материалы которых дополнили сведения о сети и структуре вузов, численном, социальном, национальном, партийном составе студентов и преподавателей. Достоверность данных, привлекаемых из статистических справочников, обеспечивалась путем их сопоставления, сравнения с архивными материалами55.

Оценку многих событий истории высшей медицинской школы содержат периодические издания, составившие пятую группу источников – журналы, центральные и областные газеты изучаемого периода (41 наименование журналов и 15 наименований газет). Особенно информативными для настоящего исследования явились журналы «Известия Народного комиссариата здравоохранения», «Вопросы здравоохранения», «На фронте здравоохранения», «Советский врачебный журнал», «Советское здравоохранение», «Вестник высшей школы», газеты «Медицинский работник», многотиражные вузовские газеты. На их страницах, помимо официальной хроники регулярно публиковались дискуссионные материалы о реформе образования, организации учебной и научной работы, материалы юбилейного характера по медицинским вузам, кафедрам, персоналиям.

Написанные по горячим следам, газетные и журнальные статьи несут в себе ярко выраженный эмоциональный настрой и культурно-исторический колорит времени. В то же время, вся периодика советского периода подвергалась строгой политической цензуре. Данный вид источников в силу его открытости и публичности не всегда отражал (а с середины 1930-х гг. нередко искажал) правду о состоянии дел, поэтому требует внимательного изучения и сопоставления с другими документами.

Шестую группу источников составила мемуарная литература. Опубликованные в советское время воспоминания Н.А. Семашко, А.В. Луначарского и других несут на себе печать «официальных» воспоминаний56. Ценные характеристики взаимоотношений высшей школы с большевистской властью содержит эмигрантская литература, в частности, юбилейный сборник к 175-летию Московского университета57. Демократические перемены последних двух десятилетий обусловили появление значительного количества мемуарной литературы, свободной от «идеологических рамок» прошлых лет. Это – воспоминания ректоров, деканов, профессоров, в разное время работавших в высшей школе и непосредственно создававших ее историю58.

Источниковедческий анализ свидетельствует о репрезентативности выявленных источников и их соответствии поставленным исследовательским целям.



Вторая глава «Высшая медицинская школа в условиях революции и гражданской войны» раскрывает процесс становления советской системы высшего медицинского образования после октября 1917 г.

В первом параграфе – «Государственная политика в сфере образования и высшие медицинские учебные заведения» прослежены изменения в системе подготовки медицинских кадров. В соответствии с декретом СНК РСФСР в 1918 г. высшие медицинские учебные заведения перешли в ведение Народного комиссариата просвещения РСФСР, занимавшегося организацией медицинского образования параллельно с Ученым медицинским советом Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Декреты и постановления советской власти ломали старые традиции, предоставляли широкие права студентам, расширяли рамки внутривузовской демократии, ущемляя позиции и прежние права профессоров и университетских органов управления.

Романтика революционного времени и новые правила приема предопределили рост студенческих контингентов, изменение социального состава. Однако значительная часть молодежи не имела достаточных базовых знаний, что являлось причиной массового отсева из вузов. Социальные эксперименты в высшей школе очень скоро обнаружили свою несостоятельность. Хозяйственная разруха и топливный кризис 1918-1919 гг. пагубно отразились на работе и материальной базе высших учебных заведений.

Гражданская война не стала препятствием к организации новых вузов. В 1918-1922 гг. в РСФСР открылось 11 медицинских институтов и факультетов. Потребность в них обусловливалась недостатком врачей и наличием значительного числа молодежи, желавшей обучаться медицине. Тяжелая эпидемиологическая обстановка в стране на фоне сокращения общей численности врачей вынуждала власти в течение 1919-1920 гг. неоднократно пополнять их ряды за счет мобилизации студентов и организации досрочных выпусков. Острая потребность в медицинских кадрах повлияла на ужесточение режима подготовки врачей, что было оформлено соответствующим декретом СНК РСФСР о милитаризации медицинских факультетов (июль 1920 г.). Он предусматривал введение на факультетах должности военкома, строгий учет студентов-медиков и оперативную отправку выпускников на фронт в случае соответствующих правительственных решений. Воспротивиться этому высшая школа не могла, так как в ответ на это следовали репрессивные меры.

Количественные показатели работы медицинских вузов в годы гражданской войны были поставлены во главу угла. Все это неизбежно сказывалось на качестве подготовки врачей. На 1-м Всероссийском съезде по медицинскому образованию (1920 г.) оно было оценено как «крайне недостаточное». Его уровень зависел не только от емкости и материальной базы вузов, значительно сократившейся и ухудшившейся, но, прежде всего, от их обеспеченности квалифицированными преподавательскими кадрами.



Второй параграф – «Научно-педагогические кадры высшей медицинской школы» посвящен анализу ситуации с преподавательскими кадрами. Позиция профессуры по отношению к декретам 1918-1919 гг. о правилах приема в вузы, отмене экзаменов, введении студентов в состав Советов и другим нововведениям на коллегии Наркомпроса РСФСР была оценена как «не только саботаж, но открытое сопротивление».

Во многих представителях профессуры новая революционная власть видела «скрытых» заговорщиков, и если в провинции она редко прибегала к крайним мерам и прощала даже открытую оппозиционность, отчетливо сознавая важность завоевания специалистов на свою сторону, то в Москве и Петрограде аресты профессоров и преподавателей медицинских факультетов без достаточных оснований были не редким явлением.

В годы гражданской войны материальное положение преподавателей резко ухудшилось. В 1920-1921 гг. зарплата профессора составляла лишь 20-25% дореволюционной и была в 3-4 раза ниже зарплаты дворника, а месячное жалование – в 3 раза меньше прожиточного минимума. Помощь Комиссий по улучшению быта ученых, созданных в ряде городов России, распространялась не на всех. Изменение жилищных условий в связи с «уплотнением квартир» и постоянное недоедание пагубно сказывались на здоровье. Сокращение профессорско-преподавательских кадров (в связи с болезнью, смертью, эмиграцией, мобилизацией в армию) было характерно для всех медицинских факультетов. Многие кафедры длительное время оставались вакантными. Из-за крайне низких зарплат повсеместно были не доукомплектованы должности младших преподавателей. Нарком просвещения А.В. Луначарский вынужден был открыто признать это на X Всероссийском съезде Советов (1922 г.).

Отмена ученых степеней и званий и практика избрания на профессорскую должность по Всероссийскому конкурсу, введенная декретом СНК РСФСР от 1 октября 1918 г. и призванная ослабить позиции профессуры, на медицинских факультетах не привела к смене преподавателей. Политикой уступок и давления большевистское руководство выстраивало новую систему высшего образования, постепенно привлекая профессорско-преподавательские кадры на свою сторону. Не разделяя идеологии большевизма, но, надеясь на демократические перемены в будущем, они продолжали подготовку врачей.

Недостаток преподавателей и выросшая учебная нагрузка, прекращение снабжения кафедр лабораторным оборудованием, отечественной и зарубежной научной литературой, свели к минимуму научную медицинскую деятельность. Несмотря на все препятствия, она продолжалась благодаря глубокому творческому потенциалу работников высшей школы, их научному призванию.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Подготовка медицинских кадров в высшей школе россии в 1917 начале 1950-х гг
692.09kb.
Учебник для слушателей факультетов (отделений) подготовки педагогических кадров высшей квалификации высших учебных заведений
5490.73kb.
Цкп «Водородная энергетика и электрохимические технологии» научные исследования и подготовка кадров для новой энергетики
69.09kb.
Утверждены
1855.16kb.
Книга для взрослых
3278.76kb.
Н. И. Лобачевского «Инновационные методы обучения в высшей школе: проектно-ориентированный, проблемный, поисковый и другие методы»
34.82kb.
Почему нужна культурология в высшей школе?
144.74kb.
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой «Основ марксизма-ленинизма»
8.87kb.
«MedSoft-2006» медицинские информационные технологии (ИТ)
71.7kb.
Программа семинара «Членство России в вто: проблемы и пути повышения эффективности внешнеторговых отношений»
34.22kb.
Сознание в квантовом мире: новый диалог философии и науки
294.67kb.
Один из способов повышения качества процесса подготовки кадров это использование современных образовательных информационных технологий, таких как: интерактивные доски; интерактивные аудитории
267.41kb.