gazya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

111801 Ветеринария
Квалификация (степень) «специалист»

Москва 2011


1. Цели и задачи дисциплины: Целью изучения физиологии и этологии животных при подготовке специалистов высшей квалификации по направлению подготовки (специальности) 111801 Ветеринария (квалификация (степень) «специалист»), является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о их качественном своеобразии в организме продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов.

Задачами физиологии и этологии животных являются:

- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;

- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Общепрофессиональный ветеринарно-биологический цикл. При изучении дисциплины «Физиология и этология животных» студенты должны знать особенности строения клеток, тканей, органов, их биохимический состав, уметь пользоваться микроскопической техникой, препаровать ткани и органы, готовить и окрашивать гистологические препараты. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Патологическая физиология», «Цитология, гистология и эмбриология», «Клиническая диагностика», «Внутренние незаразные болезни», «Болезни молодняка», «Ветеринарная фармакология. Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Биологическая химия», «Иммунология», «Оперативная хирургия с топографической анатомией», «Акушерство и гинекология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой клинического исследования животных, назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;

- способен и готов анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;

- способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности;

- способен и готов участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;

- способен и готов проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных;

- способен и готов осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности;

- способен и готов проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей.

- способен и готов осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвавать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты;

- способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Закономерности осуществления физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации, механизмы их нейрогуморальной регуляции, сенсорные системы; высшую нервную деятельность; поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты.

Уметь: Использовать знания физиологии и этологии при оценке состояния животного; самостоятельно проводить исследования на животных.

Владеть: Знаниями и навыками по исследованию физиологических констант функций, методами наблюдения и эксперимента.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

(Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц)



Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

180/5

90

90

В том числе:

-

-

-

Лекции

72

36

36

Практические занятия (ПЗ)

6

2

4

Семинары (С)

10

4

6

Лабораторные работы (ЛР)

92

48

44

Самостоятельная работа (всего)

180/5

90

90

В том числе:










Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

+

+

+

Другие виды самостоятельной работы

+

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зачет

Экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы



360

180

180

10

5

5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



1

2

3

1.

ВВЕДЕНИЕ


Наука физиология. Предмет, конечная цель, место ее среди других наук. Методы физиологии. История развития физиологии.

2.

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Общие свойства возбудимых тканей. Законы возбуждения. Лабильность. Оптимум, пессимум, парабиоз.

Биоэлектрические явления в тканях: потенциал покоя, потенциал действия. Проведение возбуждения в тканях. Физиологические свойства нервных волокон.

Скелетные и гладкие мышцы, свойства их. Сокращения мышц, механизм, виды сокращения. Сила, работа, утомление мышц.

3.

ФИЗИОЛОГИЯ

НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ


Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма. Нервная система как основной компонент рефлекторного механизма регуляции. Нейрон, его деятельность. Рефлекторная дуга, звенья ее, их роль. Физиология нервного центра, нервного волокна, нерва, синапса. Рефлекс.

Деятельность организма по принципу функциональных систем. Функциональная система. Роль П.К. Анохина в создании учения о функциональных системах организма.

Центральная нервная система. Роль спинного, продолговатого и среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, промежуточного мозга, лимбической системы, подкорковых ядер и коры больших полушарий головного мозга.

Вегетативный отдел нервной системы. Роль ее в рефлекторной регуляции деятельности органов. Вегетативные рефлексы.

4.

ФИЗИОЛОГИЯ

ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ


Общая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика гормонов. Механизмы их действия. Характеристика отдельных желез внутренней секреции и гормонов: гипоталамус, гипофиз, щитовидная и паращитовидные железы, эпифиз и тиммус.

Роль надпочечников, островкового аппарата поджелудочной железы, половых желез. Диффузная эндокринная система и тканевые гормоны.

5.

ФИЗИОЛОГИЯ

СЕНСОРНЫХ


СИСТЕМ


Рецепция, рецептор, анализатор. Общие свойства анализаторов, принципы их строения и кодирования сигналов. Роли слуховой, зрительной, вкусовой и обонятельной рецепций.

Роли кожной, мышечно-суставной, висцеро- и вестибулорецепций.

6.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


ДВИЖЕНИЯ

Движение и его виды. Поддержание позы и движение животного.

7.


ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


КРОВИ

Состав, функции и свойства крови. Плазма и форменные элементы крови, их роль.

Кроветворение. Свертывание крови. Группы крови.

8.

ФИЗИОЛОГИЯ

ИММУННОЙ СИСТЕМЫ



Иммунитет, его значение. Структурная организация иммунной системы. Клетки иммунной системы, их виды, функции. Естественный иммунитет.

Молекулярные и клеточные основы адаптивного иммунитета. Антигены. Антитела. Иммунный ответ.



9.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМ


КРОВООБРАЩЕ-НИЯ

И ЛИМФООБРАЩЕ-НИЯ



Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Законы сердца. Внешние проявления деятельности сердца. Регуляция сердечной деятельности.

Физиология кровеносных сосудов. Давление и движение крови по сосудам. Внешние проявления деятельности сосудов. Регуляция кровообращения.

Лимфа, ее состав. Лимфообразование. Движение лимфы. Регуляция лимфообразования и лимфообращения.

10.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


ДЫХАНИЯ

Легочное дыхание, его механизмы. Легочная вентиляция. Жизненная и общая емкость легких. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью. Обмен газов между кровью и клетками. Регуляция дыхания.

11.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


ПИЩЕВАРЕНИЯ

Сущность пищеварения. Методы исследований функций органов системы пищеварения. Прием корма. Ротовое и желудочное пищеварение. Регуляция его.

Кишечное пищеварение. Секреторная деятельность поджелудочной железы, кишечных желез и печени, их роль в пищеварении. Моторная деятельность кишечника. Регуляция кишечного пищеварения.

Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание продуктов превращения питательных веществ и освободившихся минеральных веществ, воды и витаминов в пищеварительном тракте. Регуляция всасывания.







Особенности пищеварения у жвачных животных, лошадей, свиней и птиц.

12.

ФИЗИОЛОГИЯ

ОБМЕНА


ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ

Значение обмена веществ и энергии. Методы исследования. Обмен белков, углеводов и жиров, его регуляция. Обмен минеральных веществ, воды и витаминов, его регуляция.

Обмен энергии, его регуляция. Пути освобождения и потребления энергии в организме. Методы исследования обмена энергии. Поддержание оптимальной температуры тела.

13.


ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


ВЫДЕЛЕНИЯ

Выделение из организма чужеродных веществ и нелетучих продуктов обмена. Почки и мочевыводящие пути. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды организма. Образование мочи. Выведение из организма образующейся мочи.

14.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


РАЗМНОЖЕНИЯ

Половая система самца. Органы размножения и их функции у самцов. Образование спермиев, половое поведение, половое взаимодействие, выведение спермы.

Половая система самки. Органы размножения и их функции у самок. Развитие яйцеклеток, половое поведение, половое взаимодействие и оплодотворение. Поддержание беременности. Роды. Развитие животных после рождения.

15.

ФИЗИОЛОГИЯ

СИСТЕМЫ


ЛАКТАЦИИ

Образование молока, распределение и накопление молока в емкостной системе вымени. Молоко и молозиво.

Выведение молока при доении и сосании. Остаточное молоко. Физиологические основы сосания, ручного и машинного доения.

16.

ФИЗИОЛОГИЯ

ВЫСШЕЙ


НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Функциональные и структурные особенности коры больших полушарий. Учение об условных рефлексах. Условный рефлекс. Методики выработки условных рефлексов.

Механизм образования условного рефлекса. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Первая и вторая сигнальная системы.

17.

ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

Понятие этологии. История. Врожденное и приобретенное поведение.

Формирование поведения животных. Виды поведения. Коммуникации между животными.

18.

ФИЗИОЛО-

ГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ



ЖИВОТНЫХ

Понятие о физиологической адаптации. Принципы деятельности механизма адаптации. Основные закономерности адаптации животных к разной температуре окружающей среды, шумам, условиям газовой среды, технологическим условиям. Природные факторы среды.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Безопасность жизнедеятельности

+

+







+













+

























2

Биологическая химия

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







3

Клиническая биохимия

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







4

Цитология, гистология и эмбриология

+

+

+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







5

Патологическая физиология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Ветеринарная генетика

+




+

+

+




+

+

+

+

+

+




+

+

+







7

Разведение животных

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Кормление животных с основами кормопроизводства

+




+

+

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Зоогигиена

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Клиническая диагностика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+







11

Болезни молодняка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Ветеринарная фармакология. Токсикология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13

Оперативная хирургия с топографической анатомией

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




+

+

+

+







14

Иммунология

+
















+

+

+




























15

Акушерство и гинекология

+





































+

+










16

Внутренние незаразные болезни

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

Паразитология и инвазионные болезни

+
















+




+

+

+

+

+

+













Примечание: (+) – связь физиологии с последующими дисциплинами.
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л.

П.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Все-го

1.

ВВЕДЕНИЕ

2

-

2

-

4

8

2.

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

6

-

10

-

18

34

3.

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

8

-

8

-

18

34

4.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

4

-

6

-

10

20

5.

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ

4

2

4

-

8

18

6.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ДВИЖЕНИЯ


2

-

-

2

4

8

7.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

КРОВИ


4

-

8

-

12

24

8.

ФИЗИОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

2

-

-

2

4

8

9.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМ

КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ



4

-

10

-

14

28

10.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ДЫХАНИЯ


2

-

4

-

6

12

11.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ПИЩЕВАРЕНИЯ



8

-

10

-

20

38

12.

ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА

ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ



4

2

4

2

12

24

13.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ВЫДЕЛЕНИЯ



2

-

4

-

6

12

14.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

РАЗМНОЖЕНИЯ



4

-

6

-

10

20

15.

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ

ЛАКТАЦИИ


4

-

4

-

8

16

16.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ

НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



6

-

6

-

12

24

17.

ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ

4

-

6

2

8

20

18.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖИВОТНЫХ

2

2

-

2

6

12

ИТОГО:

72

6

92

10

180

360
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии
513.98kb.
Лабораторная работа № исследование электрического поля с помощью электролитической ванны
168.04kb.
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по программе «Планета знаний», учитель высшей категории Дятлова В. Н. Тема «Сказки К. Г. Паустовского»
93.32kb.
Программа по дисциплине «Лингвистические основы информатики» для специальности прикладная информатика в юриспруденции (351400)
78.73kb.
«Химическая связь. Сопряжённые системы. Электронные эффекты заместителей. Взаимное влияние атомов в органических соединениях»
41.82kb.
Библиотекарь как менеджер в школьной библиотеке
179.22kb.
Мггу методические рекомендации по изучению дисциплины
490.15kb.
Урок в 11 «б» классе. Тема: Музыка. Французская песня. Музыкальная гостиная. Le salon musical
53.25kb.
Учредителями олимпиады являются спбгэту «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина) и спб отделение нто рэс им. А. С. Попова
224.81kb.
1. Целями освоения дисциплины «Зоология» являются: освоение знаний по Зоологии как комплексной науки о морфологии, анатомии, физиологии, экологии и биоразнообразии животных
137.97kb.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Раздел I
1493.36kb.
Учебная программа Дисциплины б5 «Языки программирования» по направлению 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
132.36kb.