gazya.ru страница 1
скачать файл

«Металлы - обобщение и систематизация знаний»
Цель урока: обобщить и расширить знания по основополагающим понятиям темы; проверить степень усвоения материала; активизировать учебную деятельность учащихся при подготовке к уроку.

Задачи

Образовательные: проконтролировать степень усвоения основных ЗУН (знаний, умений, навыков) по теме; продолжить формирование таких общеучебных умений, как самоконтроль,

сотрудничество, использование компьютера; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, сайтами Интернета.



Воспитательные: воспитывать познавательные интересы учащихся, культуру речи, трудолюбие, усидчивость; продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду; продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.

Развивающие: развивать умение использовать химическую терминологию; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, классификация, проведение аналогий, обобщение), умение доказывать, выделять главное; развивать интересы, способности личности; совершенствовать коммуникативные умения учащихся (вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно-познавательную компетентность учащихся.

Методы обучения. Беседа по проблемным вопросам, частично- поисковый, индивидуальная работа с учащимися, тестирование, рефлексия.

Форма урока: комбинированный урок, урок путешествие с использованием технологий ЛОО (технологии разноуровневого обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности).

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, компьютер, карточки задания для работы в группах, тесты, схемы.

Девиз: Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим

Сократ


Предварительная подготовка. За неделю до урока учитель сообщает тему урока и предлагает написать 1) сказку «Химические свойства металлов» 2) составить красворд «Положения металлов в периодической таблице Д. И. Менделеева» 3) подобрать загадки по теме «Металлы» Ученики сами выбирают форму творческой работы.

Ход урока

Слайд № 1 Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим

Сократ

Учитель приветствует учащихся и гостей, объясняет план урока. Так как у нас урок



комбинированный то мы его проведем, используя технологии личностно – ориентированного обучения: технологии разноуровневого обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности.

Учитель


Слайд №2 Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов более двухсот лет назад

определял некоторое вещество как «твердое, непрозрачное, светлое тело. Которое на

огне плавить и холодное ковать можно». К какому веществу относятся эти свойства?

- Ответ учащихся – металлу



Учитель Тема нашего урока

Слайд № 3 «Металлы - обобщение и систематизация знаний»

Учитель

- Я предлагаю сесть на поезд и проехать по уже известным местам нашего маршрута в страну где, живут металлы. У вас на столе находится маршрутная карта, давайте её подпишем. – Молодцы



По мере прохождения нашего маршрута, вы будете всё записывать в неё по окончанию урока, карты сдаются учителю.

Итак, первая станция «Угадай-ка». На перроне нас встречает Бабынина Ольга, она сейчас проведет небольшое тестирование, разминку, знаешь ли ты металлы, которые нас окружают.

Оля – Уважаемые пассажиры, прослушайте внимательно вопросы, ответы запишите в маршрутных картах

Слайд № 4 Станция «Угадай-ка»

Слайд № 5 1. Пахать и строить, все он может, если ему уголек в том поможет (железо)

2. По прозванью инвалид, но крепок в деле и на вид (хром)

3. Богатырём его не зря назвали, друг железа, помощник стали (титан)

4. Металл красой своей пленил и первый в топку угодил (медь)

Слайд № 6 5. Металл зимой не прочен: чума здоровье точит (олово)


  1. «Живое серебро» и льётся и блестит, охотно с золотом дружит (ртуть)

  2. Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги (калий)

  3. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека (серебро)

Ученица: Оля

- Молодцы вы справились с первым заданием.

Учитель

- Поезд движется дальше, и что мы видем, на перроне нас встречает начальник следующей станции: Богданова Виктория



Слайд № 7 Станция «Мой дом»

Ученица: Вика

– моя станция называется «Мой дом». Чтобы её проехать вам необходимо вспомнить, где находятся металлов в периодической таблице, а также их физические свойства.

Давайте сейчас с вами, ответим на вопросы, и узнаем зашифрованное слово кроссворда. Оно и позволит нам дальше передвигаться к намеченной цели.

Вопросы на слайде, ответы устно (можно для себя записывать в маршрутный лист)

Слайд №8 Вопросы



  1. Вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток (электролит)

  2. Металл, который в средние века алхимики изображали в виде воина (железо)

  3. Физическое свойство металлов, являющееся результатом отражения световых лучей от их поверхности (блеск)

  4. Щелочной металл (калий)

  5. Физическое свойство металлов, связанное с их агрегатным состоянием (твердость)

  6. Самый твердый металл (хром)

  7. Свойство металлов, которое лежит в основе их деления на легкие и тяжёлые (плотность)

  8. Драгоценный металл V111В группы (пластичность)

Слайд №9

  1. Жидкий металл (ртуть)

  2. Самый тяжёлый металл (осмий)

  3. Группа металлов, в которую не входят железо и его сплавы (цветные)

  4. Металл, ставший причиной гибели целых племён (например, племени инков) (золото)

  5. Положительно заряженный электрод (анод)

  6. Элемент, противоположный металлу по физическим и химическим свойствам (неметалл)

  7. Процесс самопроизвольного разрушения металлов и сплавов под действием внешних факторов (коррозия)

  8. Свойство веществ изменять форму под воздействием внешних факторов и сохранять принятую форму после прекращения этого воздействия (пластичность)

  9. Самый лёгкий металл (литий)

  10. Самый тугоплавкий металл (вольфрам)

Ученица: Вика

- Какое слово зашифровано в кроссворде? - Электропроводность

- Молодцы, поезд может дальше продолжать свой путь.

Слайд № 11 Станция «Мои друзья»

Учитель

И так мы с вами, продолжаем путешествие. Но что это, почему мы остановились, нам преградили путь. Пояснить мы попросим Попова Дмитрия.



Ученик: Дима

- Я сейчас расскажу вам одну легенду, а вы внимательно её послушайте, она вам очень пригодится в дороге:

Слайд № 12 Однажды на луне родился необычный малыш, и случилось, так что он попал на землю

в Периодическую систему химических элементов.

Слайд №13 Малыш испугался и растерялся, земля была непонятной прямоугольной формы, на

ней жили непонятные цветные буквы. И вдруг он услышал голоса:

- ты что не видишь, ты меня придавил.

- ай, больно, ты меня сейчас раздавишь

- уходи, ты, что не видишь это моя территория.

Лунтик стал бегать с одного места на другое, все громче слыша голоса, запутался и

упал. Цветные жители так и кружились в его голове, и он не мог понять, что это за

земля, на которой живут: буквы и цифры.

Слайд № 14 Вдруг, откуда не возьмись, к нему на ухо что-то прыгнуло и стало с ним

разговаривать:

- Привет, а меня зовут Кузя я житель этой земли.

- Привет, а я Лунтик упал с луны и потерялся.

- Лунтик ты не потерялся, а попал в большое государство, которое называется

Периодическую систему химических элементов, она разделена на периоды и

группы.

Слайд №15 - Кузя, а что за цветные жители в этом государстве?



Слайд №16 - Лунтик, это химические элементы, вот например красным цветом обозначены не

металлы, а черным металлы. Каждый элемент имеет свой порядковый номер,

относительную атомную массу, символ элемента.

- Кузя, а ты познакомишь меня с ними?

- Конечно, но для начала ты должен познакомиться с нами главными жителями

этого государства.

Слайд № 17 Вот, например, я Кузя возглавляю главную подгруппу 1 группы, моих элементов

называют щелочные металлы. Из моих подчиненных получают мыло, приправы к

пище и многое другое.

Слайд № 18 Но, мои вредины не дружат со всеми элементами.

Слайд № 19 - знакомься, а это Пчелёнок он возглавляет и следит за порядком в главной

подгруппе 2 группы, эти металлы называют щелочноземельными.

Слайд № 20 Они такие же вредины, как и мои и не совсем готовы дружить с другими.

Слайд № 21 - А вот лёгкий Алюминишка, он живёт в домике под номером13

Слайд № 22 Или вот Железяка, который живёт под номером 26. Эти жители всегда соперничают

друг с другом и устраивают кулачные бои.

Слайд № 23 Все металлы, с которыми ты познакомился, имеют еще физические и химические

свойства.

Слайд № 24 - Кузя, Кузя честно тебе признаться, я не понял ничего.

- Поэтому, Лунтик, нужно ходить в школу и учить химию, как это делают ученики

9 «В» класса

Ученик: Дима

Спасибо, что выслушали.

Ответе на несколько вопросов.



  1. Назовите металлы, которые составляют первую группу главную подгруппу?

(литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций)

  1. Назовите простые вещества, с которыми они будут реагировать.

(кислородом, галогенами, серой, водородом)

  1. 3.Назовите классы веществ, в состав которых могут входить щелочноземельные металлы.

(оксиды, основание, соли)

Желаю успеха!

Учитель

- ребята, а сейчас нас ждут испытания. Мы подъезжаем к следующей станции



Слайд № 25 Станция «Умельцы»

Учитель


Сейчас у нас буде работа в парах, пожалуйста, выполните задания №1 маршрутного листа.

Выполняя задание, воспользуйся любой схемой

Схема: А) металл ----- оксид металла ------- основание ---------- соль

|______________________________|

Б) металл ----- соль ------ основание ----- оксид металла --- соль

В) металл ----- пероксид металла ------ оксид металла ----- основание ----- соль

Г) металл ---- железная окалина

|

соль ------- основание ------ оксид



Задание №1 Составьте генетические ряды металлов; напишите уравнения реакций, с помощью

которых можно осуществить эти превращения (4 превращения)



Первая пара

Ученик №1 натрий (Na)

Ученик №2 барий (Ba)

Генетический ряд

Генетический ряд

1.

1

2

2

3

3

4

4

А) Проверяем у доски правильность составления генетических рядов (четыре ученика записывают ответы на доске)

Натрий - Na 1) Na ------- Na2O2 ------ Na2O ----- NaOH ---- Na2 SO4

Барий - Ba 2) Ba ----- BaO ------ Ba(OH)2 ------- Ba SO4

|__________________|

Алюминий - Al 3) Al ------ AlCl3 ----- Al (OH)3 ---- Al2O3

|

Na |Al(OH)4|



Железо - Fe 4) а) Fe ----- Fe3O4 б) Fe ----- Fe3O4

| |


FeSO4 ------Fe (OH)2 ------- FeO FeCl3 ----Fe (OH)3 ----- Fe2O3
Б) Проверяем у доски правильность составления химических уравнений (четыре ученика записывают ответы на доске)

№1 1) 2Na + О2 = Na2O2 №2 1) 2Ba + О2 = 2BaO

2) 2Na + Na2O2 = 2 Na2O 2) BaO + Н2О = Ba(OH)2

3) Na2O + Н2О = 2 NaOH 3) Ba(OH)2 + Н2 SO4 = Ba SO4+ 2Н2О

4) 2NaOH + Н2 SO4 = Na2 SO4 + 2Н2О 4) Ba + 2Н2О = Ba(OH)2 + Н2

№3 1) 2Al + 6НCl = 2AlCl3 + 3Н2

2) AlCl3 + 3NaOH = Al (OH)3 + 3NaCl

3) 2Al (OH)3 = Al2O3 + 3Н2О

4) 2Al + 2NaOH + 6Н2О = 2Na |Al(OH)4| + 3Н2

№4 1) 3Fe + 2О2 = Fe3O4 1) 3Fe + 2О2 = Fe3O4

2) Fe + Н2 SO4 = FeSO4 + H2 2) 2Fe +3Cl2 = 2FeCl3

3) FeSO4 + 2NaOH = Fe (OH)2 + Na2 SO4 3) FeCl3 + 3NaOH = Fe (OH)3 + 3NaCl

4) Fe (OH)2 = FeO + Н2О 4) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3Н2О

Учитель


- Молодцы, вы потрудились на славу, и по этому я сейчас предлагаю вам отдохнуть

«Физ-минутка»

Закройте глаза, опустите голову вперёд и посчитайте до пяти. Положите руки на стол, пять, раз сожмите и разожмите ладони.

– Молодцы, теперь мы можем продолжить свой путь.

Следующая станция

Слайд № 26 Станция «Логики»

Учитель

Все расчеты производим в маршрутном листе.



Задание №2

Чтобы решить химическую задачу рекомендуется следующий порядок действий

1. Изучите внимательно условия задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления. Запишите данные задачи в виде кратких условий. (Дано)

2. Если в условиях задачи идет речь о взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции и уравняйте его коэффициентами

3. Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно вычислить, т.е. определите предварительные этапы расчета. Этих этапов может быть несколько. Для вычисления некоторых величин можете использовать «Химический калькулятор»

4. Определите последовательность всех этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.
5. Подставьте соответствующие числовые значения величин, проверьте их размерности, произведите вычисления.

Пара №1


Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора нитрата бария с 196,0 г раствора серной кислоты с массовой долей растворённого вещества 5%?

Дано:
________

Решение

1.составить уравнение реакции

2. рассчитать массу и количество веществ, содержащихся в растворе

3. определить массу выпавшего осадка

Ответ:

Пара №2


Какая масса осадка образуется при взаимодействии избытка раствора хлорида кальция с 65,6 г раствора фосфата натрия с массовой долей растворённого вещества 10%?

Дано:
________

Решение

1.составить уравнение реакции

2. рассчитать массу и количество веществ, содержащихся в растворе

3. определить массу выпавшего осадка

Ответ:

Проверяем у доски правильность решения задачи (2 ученика решают задачи)

№ 1


Дано: Решение

m (р-ра H2SO4)=196 г 1) Ba (NO3) 2 + H2SO4 = Ba SO4 + 2HNO3



w(H2SO4) =5% = 0,05 2) m (H2SO4) = m(р-ра) ) • w = 196,0 • 0,05 = 9,8 г

m ( осадка) - ? n (H2SO4) = m (H2SO4) / М (H2SO4) = 9,8 : 98 = 0,1 моль

3) n (Ba SO4) = n (H2SO4) = 0,1 моль

m (Ba SO4) = n (Ba SO4) • М(Ba SO4) = 0,1 • 233 = 23,3 г

Ответ: m (Ba SO4) = 23,3 г

№2

Дано: Решение



m (р-ра Na3PO4)=65,6г 1) 3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3 (PO4) 2 + 6NaCl

w(Na3PO4) =10% = 0,1 2) m (Na3PO4) = m(р-ра) • w = 65,6 • 0,1 = 6,56 г

m ( осадка) - ? n (Na3PO4) = m (Na3PO4) / М (Na3PO4) = 6,56 : 164 = 0,04 моль

3) n (Ca3 (PO4) 2 ) = ½ n (Na3PO4) = 0,02 моль

m (Ca3 (PO4) 2 ) = n (Ca3 (PO4) 2 ) • М(Ca3 (PO4) 2 ) = 0,02 • 310 = 6,2 г

Ответ: m (Ca3 (PO4) 2) = 6,2 г

Учитель


- Молодцы, теперь самая сложная станция

Слайд № 27 Станция «Эрудиты»

Ребята подскажите мне, что мы сегодня делали на уроке?

- вспомнили весь материал, который изучили по теме: «Металлы»

- Молодцы! Сейчас, вы должны будете ответить на вопросы теста

Слайд № 28



Вариант - 1

Вариант - 2

Часть 1

А 1 Какая пара оксидов обладает основными и

амфотерными свойствами соответственно:

а) СаО и ВаО; б) ВаО и SrO;

в) MgO и СаО; г) ВаО и ВеО.

А 2 При взаимодействии натрия с водой образуются:

а) пероксид натрия;

б) хлорид натрия и вода;

в) гидроксид натрия и водород;

г) гидроксид натрия.

А 3 Какая формула соответствует гидроксиду и оксиду лития:

а) LiOH и Li 2 0; б) Li(OH)2 и Li 2 0; в) Li(OH)2 и LiO; г) Li(ОН) 2 и Li 02.

А 4 Электронная конфигурация атома

1s22s22p63s23p64s2. Это элемент:

а) бериллий; б) кальций; в) магний; г) цинк.

А 5 Какой объем водорода (н.у.) может быть полу­чен при растворении в воде 1,4 г кальция?

а) 6 б) 1 в) 4 г) 2

А 6 Укажите неизвестное соединение в цепочке

превращений Al —> X —> Al(OH)3

а) Al2O3 б) Al в) Al(OH)3 г) AlCl3

Часть 2

С1 Какая масса соли образуется при взаимодействии раствора гидроксида натрия с 139 г раствора фосфорной кислоты с массовой долей растворённого вещества 10%?



Часть 1

А 1 Какая пара оксидов обладает основными

и амфотерными свойствами:

а) СаО и S02; в) ВаО и А1203;

б) MgO и СаО г) Ва и ВеО.

А 2 При взаимодействии калия с водой образуются:

а) пероксид калия;

б) хлорид калия и вода;

в) гидроксид калия и водород;

г) гидроксид калия.

А 3 Какая формула соответствует гидроксиду и оксиду алюминия:

а)AlOH и Al203; б) Al(OH)2 и Al20; в) Al(OH)3 и Al2O3; г) Al2O3 и Al(OH)3

А 4 Электронная конфигурация атома

ls22s22p63s23p64s1. Это элемент:

а) калий; б) кальций; в)магний; г) цинк.

А 5 Какой объем водорода (н.у.) может быть полу­чен при растворении в воде 4,6 г натрия?

а) 22,1 б) 0,22 в) 2,24 г) 22,4

А 6 Укажите неизвестное соединение в цепочке

превращений К —> X —> KN03.

а) KОН б) K2О в) KC1 г) K2SO4



Часть 2

С1 Какую массу осадка можно получить при взаимо­действии 30 г 15%-ного раствора

гидроксида нат­рия с раствором соли FeCl3?


Учитель


Задание №3 «Оцени своего товарища» (поменяйтесь вариантами друг с другом и проверьте тест)

Слайд № 29 Проверь себя

Ответы на вопросы теста




№1

№2

№3

№4

№5

№6

С-1

1 вариант

г

в

а

б

б

г

23,3г

2 вариант

в

в

в

а

в

б

4 г

После того, как ученики справятся с заданием №3 задаю Д/З

Слайд № 30 Д/З 1) § 8 – 14 (повторить)

2) Р/Т стр 69 - 71

1-й уровень «3»

2-й уровень «4»

3-й уровень «5»

3) Составить и решить тест по теме: «Металлы»

Слайд № 31 Спасибо за урок

Благодарю за урок. Выставляю оценки помощникам - 5

Сообщаю, что следующий урок я начну с анализа маршрутных листов.



Критерии оценки теста: 1 - 3 «2» 4 - 5 «3» 6 - 7 «4» 8 – 9 «5»
скачать файл



Смотрите также:
Продолжить формирование таких общеучебных умений, как самоконтроль
139.91kb.
Воспитание интереса к математике через игровую деятельность
74.06kb.
"кислород и его свойства"
67.14kb.
Урок по теме «древний египет»
23.37kb.
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «Разнообразие животных»
123.91kb.
Конспект открытого урока русского языка «Правописание слов с безударными гласными в корне» ( 3 класс)
143.64kb.
Цели урока: ● Раскрыть понятия: одноосновные карбоновые кислоты, карбоксильная группа
40.01kb.
Волновые свойства света
68.28kb.
Урок семинар «Путешествие по шкале электромагнитных излучений»
35.99kb.
Урок информатики "Логическое отрицание" (2 класс)
68.33kb.
Гбоу гимназия №1597 структурное подразделение «Детский сад 326» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование психологической базы речи у детей дошкольного возраста»
107.25kb.
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по программе «Планета знаний», учитель высшей категории Дятлова В. Н. Тема «Сказки К. Г. Паустовского»
93.32kb.