gazya.ru страница 1
скачать файл



Проект ПРООН/ГЭФ

Учет экологических факторов при подготовке и проведении Олимпиады Сочи 2014:Стратегия и план действий для формирования «Зеленого наследия»



Стратегический документ по подходам к компенсации углеродных выбросов

Эрик Маталон



eric@vecteurcarbone.fr

Март 2012

Содержание



Введение
Список сокращений


  1. Предварительные шаги




  1. Возможные действия по снижению заявленного углеродного следа путем снижения эмиссии углерода




  1. Возможные действия по компенсации с помощью Схем зеленых инвестиций («внутренние» действия)




  1. Возможные действия по привлечению спонсоров/партнеров и зрителей к финансированию остаточного углеродного следа («внешние» действия)

4.1. Официальные партнеры

4.2. Крупные российские компании/российские регионы и муниципалитеты

4.3. Крупные международные компании, широко представленные в России

4.4. Крупные международные компании с развитой глобальной сетью и проявляющие интерес к проблемам устойчивого развития

4.5. Отдельные путешественники и зрители

4.6. Прошлый опыт: интересный пример British Petroleum Target Neutral




  1. Выбор компенсационных проектов

6. Процесс привлечения партнеров и спонсоров для компенсации выбросов углерода

6.1. Поиск, взаимодействие и заключение контрактов с потенциальными партнерами и спонсорами

6.2. Детальные спонсорские пакеты

6.2.1. Общее представление Олимпийских игр и организации, осуществляющей подготовку проекта: Организационный комитет Олимпиады Сочи 2014

6.2.2. Описание углеродной компенсационной программы в свете зеленого наследия для игр с нулевым углеродным балансом

6.2.3. Спонсорские предложения для покупки подготовленных конкретных лотов углеродной компенсации

6.2.4. Количественная бюджетная оценка и некоторые приложения
Заключение

Приложения
Приложение 1 – Отдельные схемы компенсации выбросов углерода

Приложение 2 – Модельные расчеты доходов, которые могли бы быть получены путем использования шести отдельных схем компенсации углеродных выбросов

Приложение 3 – Алгоритм привлечения партнеров и спонсоров для компенсации выбросов углерода
Введение
Необходимо иметь ввиду, что компенсация выбросов углерода в процессе организации и проведения Олимпиады в Сочи не является обязательным требованием, предусмотренным

какими-либо российскими или международными нормативно-правовыми документами. Оргкомитет Сочи-2014 реализует одностороннее и добровольное решение Российской Федерации о компенсации выбросов углерода и достижении углеродной нейтральности Олимпийских игр в Сочи, которое отражено в Заявочной книге.



1- Предварительные шаги

Во-первых, Оргкомитет Сочи-2014 при технической поддержке консультантов должен определить глобальный углеродный след зимних Олимпийских игр Сочи-2014.

Во-вторых, Оргкомитет Сочи-2014 при консультационной поддержке экспертов должен стратегически определить точные границы своей ответственности в отношении углеродного следа или наследия.

2- Возможные действия по снижению заявленного углеродного следа путем снижения эмиссии углерода

Сокращение выбросов углерода было бы наиболее естественным и наименее затратным вариантом уменьшения углеродного следа зимних Олимпийских игр Сочи-2014. Это могло бы быть сделано путем применения собственных инноваций и практик Олимпиады Сочи-2014, например, зеленого строительства, использования низкоуглеродного транспорта, комплексных IT решений, оптимизация режимов охлаждения и нагрева помещений и т.д.



3- Возможные действия по компенсации с помощью Схем зеленых инвестиций («внутренние» действия)



Установленные квоты на выбросы и Схемы зеленых инвестиций.

Схемы зеленых инвестиций (СЗИ) предполагают, что если в процессе развития экономики сторона Киотского Протокола (в данном случае Российская Федерация) не до конца использует квоту на выбросы углерода, определенную Киотским Протоколом, то она имеет право продать излишек другой стороне. Торговля квотами могла бы быть хорошим вариантом для Российской Федерации для получения средств на реализацию СЗИ. Этот вариант, конечно, должен быть тщательно проанализирован российской стороной, включая Оргкомитет Сочи-2104 и государственные органы. Реализация этого варианта означает, что Российская Федерация 1) принимает решение о продаже квот на выбросы 2) имеет возможность найти покупателей и 3) использует средства, вырученные от продажи, для «озеленения» Сочинского региона.




4- Возможные действия по привлечению спонсоров/партнеров и зрителей к финансированию остаточного углеродного следа («внешние» действия)




4.1. Официальные партнеры


Официальные партнеры могут принять решение компенсировать а) свой собственный вклад в выбросы углерода (как Coca Cola) и/или б) могут также стать спонсорами какого-то конкретного компенсационного лота. При наличии целесообразности их привлечения со стратегической и юридической точки зрения, Оргкомитет Сочи-2014 должен предпринять специальные меры для того, чтобы правильно интегрировать будущую схему спонсорского участия официальных партнеров в существующую программу партнерского сотрудничества.

4.2. Крупные российские компании/российские регионы и муниципалитеты


Крупные российские компании стремятся получить известность любыми средствами и поэтому программы компенсации выбросов углерода могут быть для них привлекательными. Однако это может потребовать их обучения принципам углеродной компенсации. Кроме крупных компаний, в качестве потенциальных партнеров следует также рассматривать отдельные муниципалитеты и регионы, которые стремятся продемонстрировать свою заинтересованность в решении экологических проблем. Необходимо выявить таких потенциальных спонсоров и привлечь их к реализации проектов.

4.3. Крупные международные компании, широко представленные в России


Эти компании обычно уже находятся в стадии реализации своих собственных компенсационных программ и в то же время стремятся продемонстрировать российским заинтересованным сторонам, что они предпринимают действия, направленные на решение экологических проблем России, как страны, где они ведут бизнес. Такие компании могут быть выявлены и с ними следует установить связь.


4.4. Крупные международные компании с развитой глобальной сетью и проявляющие интерес к проблемам устойчивого развития


Существует целая группа компаний, расположенных преимущественно в Европе, США и Австралии, но также в Латинской Америке и Северной Азии, которые являются реальными промоутерами компенсации выбросов углерода и осуществляют ее применительно к своему углеродному следу. Они могут счесть целесообразным продемонстрировать всему миру свою долгосрочную углеродную политику путем оказания спонсорской поддержки такому заметному международному мероприятию. Эти компании также следует выявить.


4.5. Отдельные путешественники и зрители

Путешественники и зрители могут на добровольной основе принять участие в компенсации выбросов углерода в следующих схемах: 1) транспорт, 2) пребывание в отелях и 3) продажа билетов на спортивные мероприятия.



1) Транспорт: Оргкомитет Сочи-2014 мог бы заключить соглашение с авиакомпаниями (например, Аэрофлотом) о введении специального сбора с пассажиров, который будет использоваться для финансирования программы по компенсации выбросов углерода. Аналогичное соглашение может быть заключено и с железнодорожной компанией (например, РЖД) и другими компаниями, осуществляющими пассажирские перевозки (например, автобусные), применительно к маршрутам, доставляющих пассажиров в Сочи и к местам проведения спортивных мероприятий. Похожие модели могут быть использованы и для автомобильного транспорта, пересекающего границы Сочинского региона.

2) Пребывание в отелях: По договоренности Оргкомитета Сочи-2014 с местными туристическими структурами Сочинского региона в отелях можно ввести дополнительный специальный сбор в счет компенсации углеродного следа, связанного с функционированием отеля. Крупные международные сети отелей уже давно используют подобного рода схемы безвозмездной помощи.

3) Продажа билетов на спортивные мероприятия. Часть затрат на компенсацию выбросов углерода может быть включена в стоимость билетов на спортивные мероприятия. Что касается полной компенсации, то этот вопрос должен стать предметом соглашения между Оргкомитетом Сочи- 2014, структурами, осуществляющими продажу билетов, а также Международным Олимпийским Комитетом. Одним из компромиссных вариантов может быть участие зрителей в лотереях.

Во всех случаях участие зрителей должно быть необязательным, при этом следует использовать модели типа В2В2С (Бизнес-Бизнес-Потребитель), то есть все пожертвования делаются конечным потребителем, а не организациями, предоставляющими транспортные или гостиничные услуги.



4.6. Прошлый опыт: интересный пример British Petroleum Target Neutral

BP Target Neutral – это официальный партнер по компенсации выбросов на летних олимпийских играх 2012 г., она взяла на себя обязательство компенсировать все выбросы CO2 от услуг по семейным переездам на игры, а также по запуску программы активности зрителей и партнеров с помощью Target Neutral.



5- Выбор компенсационных проектов

Выбранные компенсационные проекты должны относиться к категории проектов совместного осуществления, механизма чистого развития или добровольного углеродного рынка. Для обеспечения их надежности, прозрачности и контролируемости, проекты должны отвечать целому ряду отборочных критериев.


Наиболее вероятно, что Оргкомитет Сочи-2014 примет решение о концентрации усилий по подготовке проектов совместного осуществления, а не добровольного углеродного рынка.

6- Процесс привлечения партнеров и спонсоров для компенсации выбросов углерода

В число 4 основных средств существенного снижения углеродного следа Олимпиады Сочи-2014 входят: снижение выбросов, схемы зеленых инвестиций, индивидуальные пожертвования

на компенсацию углеродных выбросов, компенсация инвесторами и девелоперами (в случае принятия вынуждающих мер российскими властями).

Однако очень многое будет зависеть от границ ответственности Оргкомитета Сочи-2014. Возможны два сценария: 1. Ответственность ограничена путешествием зрителей и спортсменов и 2. Ответственность расширена и включает транспортировку строительных материалов, строительство и путешествие зрителей и спортсменов.


В случае реализации варианта расширенной ответственности необходимо привлечение не одного, а нескольких спонсоров, т.к. потребуется компенсировать весьма значительные объемы выбросов углерода. При этом надо учитывать, что организации, участвующие в обеспечении путешествий зрителей и спортсменов, и организации, занимающиеся транспортировкой грузов и строительством будут находиться в неравных конкурентных условиях.

В случае реализации варианта ограниченной ответственности потребуется только один спонсор, деятельность которого может быть аналогична схеме, использованной компанией British Petroleum Target Neutral – спонсором Летних олимпийских игр Лондон-2012.




6.1. Поиск, взаимодействие и заключение контрактов с потенциальными партнерами и спонсорами

Исходя из того, что предполагаемый объем выбросов углерода, подлежащий компенсации, составляет несколько миллионов тонн, целесообразно создать систему поиска партнеров и спонсоров, а не проводить отдельный тендер для одного спонсора. Для решения этой задачи может быть привлечена консалтинговая фирма, которая должна работать под контролем Оргкомитета Сочи-2014.



6.2. Детальные спонсорские пакеты

Пакет спонсорских материалов должен представлять собой письменный документ ясного и точного содержания. Он должен быть одновременно креативным, оригинальным и очень рациональным и включать 4 основных элемента:



  • Общее представление Олимпийских игр и организации, осуществляющей подготовку проекта: Организационный комитет Олимпиады Сочи 2014

  • Описание углеродной компенсационной программы в свете зеленого наследия Игр с нулевым углеродным балансом

  • Спонсорские предложения для покупки подготовленных конкретных лотов (проектов) углеродной компенсации

  • Количественная бюджетная оценка и некоторые приложения


Алгоритм привлечения партнеров и спонсоров
А. Идентификация партнеров и спонсоров


  • Официальные партнеры

  • Крупные российские компании, регионы и муниципалитеты

  • Крупные международные компании, широко представленные в России

  • Крупные международные компании с развитой глобальной сетью и проявляющие интерес к проблемам устойчивого развития.


Б. Презентация пакета материалов для спонсоров



  • Общая презентация Олимпийских игр и Оргкомитета Сочи-2014

  • Описание программы компенсации выбросов углерода

  • Презентация спонсорского предложения на покупку конкретных компенсационных лотов

  • Оценка бюджета


В. Определение эффективного по затратам портфеля углеродных кредитов


  • Поиски источников финансирования и выбор компенсационных проектов на добровольных углеродных рынках

  • Заключение контрактов с разработчиками проектов

  • Составление оптимального портфеля проектов для каждого лота при координации с заинтересованными спонсорами/партнерами

  • Реализация схемы компенсации выбросов углерода с партнерами/спонсорами



6.2.2. Описание углеродной компенсационной программы в свете зеленого наследия для игр с нулевым углеродным балансом
6.2.3. Спонсорские предложения для покупки подготовленных конкретных лотов углеродной компенсации
6.2.4. Количественная бюджетная оценка и некоторые приложения


Заключение

После измерения углеродного следа и четкого определения границ ответственности

Оргкомитета Сочи-2014 будет реализована политика компенсации выбросов углерода, в которой поставлены контролируемые количественные и качественные цели.

Наиболее вероятно, что политика компенсации выбросов углерода будет предусматривать комплекс различных вариантов от таких как (1) снижение эмиссии углерода, (2) торговля квотами на выбросы и соответствующие схемы зеленых инвестиций до (3) привлечения спонсоров/партнеров и зрителей для компенсации портфеля проектов совместного осуществления - ПСО (наиболее вероятно) и верифицированного сокращения выбросов парниковых газов – ВСВ (наименее вероятно). Именно так было сделано на последних спортивных мероприятиях (зимней олимпиаде в Ванкувере и летней олимпиаде в Лондоне), где предлагался широкий спектр возможностей для снижения рисков, связанных с единственным решением. Кроме того, российские власти могли бы настойчиво посоветовать инвесторам и девелоперам Олимпиады Сочи-2014 или даже заставить их выступить в роли спонсоров части проектов.


Основные стратегии компенсации выбросов углерода для зимней Олимпиады Сочи-2014



  1. Снижение выбросов углерода

  2. Схемы зеленых инвестиций

  3. Добровольные схемы

  • Транспорт

  • Пребывание в отелях

  • Продажа билетов на спортивные мероприятия

Рекомендуется участие зрителей/путешественников в лотереях для увеличения их активности

  1. Партнеры и спонсоры

  • Официальные партнеры

  • Крупные российские компании, регионы и муниципалитеты

  • Крупные международные компании, широко представленные в России

  • Крупные международные компании с развитой глобальной сетью и проявляющие интерес к проблемам устойчивого развития.

На определенном этапе критерии выбора спонсора или нескольких спонсоров станут ключевым вопросом, возможно после проведения грубой оценки (1) масштаба углеродного следа, подлежащего компенсации, (2) потенциала снижения выбросов углерода и (3) возможностей Оргкомитета Сочи-2014 договориться с российскими властями о доходах от продаж квот на выбросы для финансирования Схем зеленых инвестиций в районе Сочи и обеспечения компенсации выбросов углерода за счет внутренних ресурсов.


Ощутимые сокращения выбросов углерода в сочетании с использованием Схем зеленых инвестиций и созданием портфеля компенсационных проектов, демонстрирующих применение чистых технологий, которые преимущественно заимствованы из проектов, реализуемых в Российской Федерации, ярко продемонстрируют мировому сообществу, что зимняя Олимпиада Сочи-2014 и в целом Россия осуществляют переход к низкоуглеродной экономике.


/


скачать файл



Смотрите также:
Проект проон/гэф
121.76kb.
Форма представления предложения поставщика
103.41kb.
Проект «Знак качества «Сделано в Костроме» за 2010 год
52.36kb.
Заключение №143 на проект решения Собрания депутатов Ванинского муниципального района «О районном бюджета на 2013 год», после проведения публичных слушаний
202.09kb.
Вид проекта. Если это учебный проект, в рамках какого предмета и по какой теме проводится работа по проекту. Если проект образовательный, то на каких предметах по каким темам он может быть использован
148.74kb.
Международные проекты с участием города Петрозаводска проект a. S. A. P., 2006-2008 гг
97.4kb.
Исходные данные Проект 01/06 3-ар (фасады, разрезы, план кровли, план 5-го этажа). Проект 01/06 3-км1 (планы, разрезы, узлы, ведомость элементов, техническая спецификация). Особые условия
23.49kb.
Проект№23 Инвестиционный проект “Виллы у моря”. Сущность проекта
33.91kb.
Естественно, возникает необходимость сравнения этих документов, которое поможет решить либо выбрать один из них, либо на их основе сделать единый и непротиворечивый документ
221.53kb.
1. Проект планировки жилого района «Замелекесье» выполнен по заказу «Главинвестстроя» Министертсва строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства рт и Администрации г
244.97kb.
«Время вернуться домой» (Википедия российских деревень и городов) Проект «Время вернуться домой»
35.64kb.
[69] Тальских В. Н., Мустафаева З. А. Систематический список водорослей перифитона в водных экосистемах Сары-Челекского заповедника / Труды заповедников Кыргызстана. Государственная лесная служба кр
1826.52kb.