Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований
имени А.В. Полетаева
Программа дисциплины
История естественно-научных знаний
в культуре и практической деятельности
для направления 030600.68 «История» подготовки магистра
Автор: к. ф.-м. н. Д. А. Баюк
dmtr.bayuk@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры истории идей и
методологии исторической науки «__»____________2011 г.
Зав. кафедрой И.Н. Данилевский
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.
Председатель Н.А. Проскурякова
Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.
Ученый секретарь О.С. Воскобойников
Москва 2011
Пояснительная записка
Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления 030600.68 «история» подготовки магистра, изучающих историю естествознания и техники. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история». При ее разработке учитывался гуманитарный характер общего контекста программы и отсутствие у студентов специальных навыков и приемов, характерных для наук, история которых изучается.
Основная сложность в преподавании
истории точных и естественных наук вообще заключается в том, что ее логика существенно отличается от логики преподавания самих этих наук. Изучение каждой конкретной дисциплины идет, с одной стороны, от простого к сложному, а с другой — от фундаментального к прикладному. И в том и в другом случае преподавание строится исходя из актуального состояния изучаемой науки. Однако никакая наука не развивается в соответствии с этой схемой. Фундаментальные концепции — всегда плод довольно длительного развития. Именно поэтому к истории изучаемой дисциплины на естественных факультетах университетов приходят лишь на заключительном этапе образования. Для ученых-гуманитариев такое знание вообще не предполагается и предполагаться не может. Поэтому рассказ о развитии естественно-научных концепций должен вестись в контексте рассказа о самих этих концепциях, как «выживших» и сохранивших актуальность до наших дней, так и навсегда ушедших из научного обращения.
Вторая принципиальная сложность заключается в том, что развитие естественно-научных концепций связано с историческим развитием общества лишь через посредство множества других социальных институтов — технику, искусство, военное дело, технологии государственного управления и общественного контроля. Базовая интенция предлагаемого курса в том, чтобы каждый раз подробно иллюстрировать наличие научного фундамента, на котором воздвигаются социальные институты, или социальной потребности, потворствующей развитию научных концепций.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «история естественно-научных знаний в культуре и практической деятельности» является знакомство с методами исторического развития науки и техники зарубежных стран и России, их основными направлениями и тенденциями развития. Предполагается, что в ходе освоения программы учащиеся освоят некоторые ключевые концепции и методы исследования, характерные для дисциплин, история которых изучается, в определенную историческую эпоху. Учащимся предлагается увидеть тесную взаимосвязь культурной жизни общества и его повседневной практики с социально значимыми представлениями о природе и базовыми технологиями.
В результате изучения истории естественно-научных знаний студент должен освоить в определенной степени профессиональную терминологию той или иной изучаемой дисциплины и ее эволюцию с течением времени. Он должен иметь представление о тех задачах, которые считались наиболее важными в те или иные исторические периоды, и уметь пользоваться некоторыми теоретическими приемами соответствующих дисциплин.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла магистерской программы. Ее изучение направлено на приобретение самых общих преставлений о математических и естественно-научных теорий, формировании абстракций и их воздействии на культурную жизнь общества в различные эпохи. Одна из главных ее целей состоит в том, чтобы продемонстрировать, каким образом и в каких отношениях познание природы становится объектом гуманитарного исследования. От студентов не ожидается никаких специальных знаний математики или естественных наук, выходящие за пределы элементарных и ознакомительных курсов средней школы. В то же время от них ожидается достаточно глубокое знание всеобщей и российской истории, истории искусства и основных философских доктрин.
Компетенции, которые обучающийся приобретает или совершенствует по мере прохождения дисциплины
Компетенция
|
Код по ФГОС ВПО, утв. пр. №772 минобрнауки РФ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
|
ОК-1
|
Приобретаются знания из незнакомой области, которые используются для решения конкретных профессиональных задач
|
Лекции, практические занятия
|
Способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта
|
ОК-3
|
Необходимость гуманитарного анализа человеческого опыта познания природы и его конкретных социальных обстоятельств
|
Работа с первоисточниками и их анализ с последующей презентацией результатов в устной и письменной форме
|
Способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и [в том числе] экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания [...] основ информатики и элементы естественно-научного знания;
способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, не связанных непосредственно со сферой деятельности
|
ПК-1;
ПК-2;
ПК-3
|
Гуманитарный анализ человеческого опыта познания природы и его конкретных социальных обстоятельств проводится на основании ранее полученных профессиональных знаний и навыков
|
Работа с первоисточниками и их анализ с последующей презентацией результатов в устной и письменной форме
|
Знание современных методологических принципов и методологических приемов современного исторического исследования, умение использовать различные сетевые и библиографические ресурсы, способность к проведению научных семинаров и участию в них и редактированию профессиональных научных публикаций
|
ПК-13;
ПК-14;
ПК-15
|
|
|
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№
|
ТЕМЫ
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
п/п
|
Лекции
|
Семинары
|
1.
|
Познание природы как фундамент культуры. Когнитивные и институциональные формы
|
15
|
2
|
4
|
2.
|
Наука в античности. Архаичные научные школы и методы консервации знаний
|
18
|
2
|
6
|
3.
|
Средние века. Формирование и трансляция арабской учености
|
11
|
2
|
2
|
4.
|
Эпоха Возрождения и Научной революции. Начало Нового времени
|
13
|
2
|
2
|
5.
|
Естествознание донаполеоновской эпохи. Классический век
|
30
|
6
|
6
|
6.
|
Кризис классического периода, его природа, истоки и причины. Движущая сила научных кризисов
|
34
|
6
|
10
|
7.
|
Особенности советского опыта и его сравнения с научными системами других тоталитарных социумов.
|
12
|
2
|
2
|
8.
|
Чем информация отличается от массовой информации? Универсальный компьютер Тьюринга
|
11
|
2
|
2
|
Итого:
|
|
144
|
24
|
34
|
III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Модуль
|
Параметры
|
Текущий
|
Реферат
|
3
|
10–12 тыс. зн.
|
Текущий
|
Реферат
|
4
|
10–12 тыс. зн.
|
Итоговый
|
Экзамен
|
4
|
Устный тест
|
Критерии оценки знаний и навыков
В процессе обучения проверяются следующие знания и навыки: умение устно и письменно формулировать мысли, умение выступать перед слушателями равной квалификации, навык публичных научных дискуссий и начальный навык научного и литературного редактирования специальных научных текстов.
Итоговая оценка знаний и навыков складывается из трех частей: оценок за два реферата и одной за устный экзамен. Реферату предшествует устный доклад на семинаре по выбранной теме и обсуждение этого доклада. Кроме того, на экзамене представляется редактура одного из рефератов своего однокурсника. Таким образом, окончательная схема вычисления оценки выглядит так:
10% — первый реферат;
15% — второй реферат;
15% — научное и литературное редактирование;
30% — ответ на экзамене;
30% — работа на семинарах;
Размер реферата выбран с таким расчетом, чтобы он примерно соответствовал 15-минутному устному выступлению.
Образовательные технологии
Данный курс состоит из лекций и семинарских занятий. В ходе семинаров проигрываются некоторые конкретные формы научных собраний, характерных для разных стран и разных эпох: математический кружок, университетская лекция, научный семинар, заседание научного общества, встреча академиков. Поскольку каждому из студентов за время прохождения дисциплины предстоит представить два реферата, в центре ролевой игры почти всегда оказывается сообщение одного из студентов по теме реферата и общая дискуссия. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной для них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты, выполняют задания по анализу текстов, проводят самостоятельные модельные исследования.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Базовые учебники:
Базовый учебник с требуемыми качествами по данной дисциплине отсутствует. В западной литературе наиболее полно требуемыми качествами обладают американские университетские учебники:
Ede A., Cormack L. A History of Science in Society. Peterborough, Ont.: Broadview Press, 2004 и
McClellan J., Dorn H. Science and Technology in World History. An Introduction. Baltimore, Md.: The Johns Hopkins University Press, 1999. Но при всех своих достоинствах эти учебники обладают и определенной избыточностью: в них слишком много сведений, нужных только довольно узким специалистам. Между тем курс охватывает исключительно продолжительный исторический период — от поздней античности до первой половины ХХ века, — и его конспективность неизбежна. Из отечественных пособий прежде всего может быть порекомендована книга Микешиной «Философия науки» (М., 2006).
IV.1. ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Раздел 1. Познание природы как фундамент культуры. Его когнитивные и институциональные формы
-
Парадоксальность естественно-научного знания в системе культуры, внутренние напряжения и взаимная обусловленность. Посредническая роль техники. Внеисторический характер науки. Презентизм и антикваризм.
-
Социальные последствия научных теорий. Интернализм и экстернализм. Взаимосвязь науки с образованием. Научные институты — академия, школа, библиотека, университет, научное общество, снова академия, общество любителей науки и т.п.
-
Законы природы: дилемма объективности и индуктивности. Особая роль математики. Теория, наблюдение и эксперимент. Двоякий смысл понятия «природа». Универсальные высказывания и абстракции. Открытие и опровержение законов природы.
-
Проблема классификации в естествознании.
Литература
Витковски Н. Сентиментальная история науки. М.: КоЛибри, 2007.
Успенский В.А. Апология математики. СПб.: Амфора, 2007.
Трефил Дж. 200 законов мироздания. М.: Гелеос, 2007.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: В 2 т. М.: Наука, 1980–1987.
Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. С. 38–58.
Микешина Л.А. Философия науки. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Издательство международных университетов, 2006.
Dear P. The Intelligibility of Nature: How Science Makes Sense of the World. Chicago: University of Chicago Press, 2006.
Тема 2. Наука в античности. Архаичные научные школы и методы консервации знаний
-
Поэтические истоки познания природы. Поэмы Парменида и Эмпедокла. Их отражения в физике атомистов и перипатетиков.
-
Первое доказательство. Пифагор или Фалес?
-
Что есть наука? — проблема начала и демаркации. Особое значение Александрии истории науки до 17 в..
-
Философия природы в архаичных школах — Академия, Ликей, Стоя, Библиотека. Консервация знания.
Литература
Платон. Парменид / Пер. Н. Н. Томасова //
Платон. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346–412.
Евклид. Начала. М.; Л.: ГТТИ, 1949–1951.
Архимед. Сочинения. М.: Физматлит, 1962.
Поппер К. Мир Парменида (избранные главы) / Пер. с англ. Н. Ф. Овчинникова // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. С. 672–702 и 2003. № 2. С. 64–101.
Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Т. 1: Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: Физматлит, 1959 (переиздание: КомКнига, 2006).
Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Т. 2: Рождение астрономии. М.: Наука, 1990.
Розов М.А. Карл Бэр о формировании науки и «Божественная эпистемология» // Вопросы истории естествознания и техники. 1992. № 4. С. 85–91.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988.
Федорова О.
Б. Четыре элемента Эмпедокл: текстологический анализ проблемы // Вопросы истории естествознания и техники. 2005. № 2. С. 1–65.
Тема 3. Средние века. Формирование и трансляция арабской учености
-
Забвение в культуре. Что именно было забыто в европейской культуре после падения Римской империи? Переоткрытие античной культуры на арабском востоке.
-
Происхождение и фундаментальное значение позиционной записи чисел. Кто и когда придумал арабские цифры? Темперация и проблема иррациональности в позднесредневековой музыке.
-
Эпоха Возрождения и начало Научной революции. Почему живописи понадобилась перспектива, а Католической церкви новый календарь? Пересадка бога на Солнце и раскручивание Земли.
Литература
Орем Н. О конфигурации качеств. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Буридан Ж. О точке //
Зубов В.П. Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006.
Коперник Н. О вращении небесных сфер. СПб.: Амфора, 2010.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: В 2 т. М.: Наука, 1980–1987.
Микешина Л.А. Философия науки. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Издательство международных университетов, 2006.
Юшкевич А.П. История математики в Средние века. М.: Физматлит, 1961.
Де Либера А. Средневековое мышление. М.: Праксис, 2004.
Зубов В.П. Жан Буридан и концепция точки в XIV веке // Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006. С. 295–310.
Зубов В.П. Из истории химической терминологии // Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006. С. 181–237.
Lindberg D.C. The Beginnings of Western Science. Chicago: University of Chicago Press: 2008.
Тема 4. Эпоха Возрождения и Научной революции. Начало Нового времени
-
Классические традиции в «европейской Александрии»: Реформация, Контрреформация, диалог и соперничество.
-
Культурные инновации. Почему живописи понадобилась перспектива, а Католической церкви новый календарь?
-
Книга, которую никто не читал. Пересадка бога на Солнце и раскручивание Земли.
-
Беседы и диалоги. Создание научной терминологии на новых языках. Двойная польза от спутников Юпитера.
-
Установление государственных научных институтов. Коллективное и публичное достижение согласия в обществе джентльменов.
-
Окончание Научной революции XVII в. Математические начала и открытие первых физических законов. От магии к рациональной химии и обратно.
Литература
Коперник Н. О вращении небесных сфер. СПб.: Амфора, 2010.
Кеплер И. Сон, или посмертное сочинение о лунной астрономии //
Он же. О шестиугольных снежинках. М.: Наука, 1982.
Галилей Г. Диалог //
Галилей Г. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1964. Т. 1.
Декарт Р. Мир, или Трактат о свете //
Декарт Р. Сочинения в 2 т. М.: Мысль. Т. 1. С. 179–249.
Лейбниц Г.-В. Переписка с Фуше и Мальбраншем //
Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4 т. Москва: Мысль. Т. 3. С. 267–344.
Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
Герье В.И. Лейбниц и его век. М.: Наука, 2008.
Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская академия. М.: Наука, 2008.
Косарева Л.А. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: ИП РАН, 1997.
Ольшки Л. История научной литературы на новых языках: В 3 т. М.; Л., 1933–1934 (переизд. М.: ЦИФИ, 2000).
Тема 5. Естествознание донаполеоновской эпохи. Классический век
-
Никогда не выполненные эксперименты: обман Шарля Кулона.
-
Аналитика прогресса на паровой тяге. «Лунное общество» — улучшение человеческой породы путем просвещения.
-
Что объединяет создателя парового двигателя и врача, сочиняющего поэмы на ботанические темы?
-
Первые экспедиции Санкт-Петербургской академии наук. Астрономические и географические открытия вдали от столицы.
-
Первый расцвет классической математики. Отец прекрасных бессмысленностью задач — Пьер Ферма. Создание теории вероятностей.
-
Великая французская революция и Институт Франции. Казнь Лавуазье, или почему химия оказалась не нужна революции. В какие ячейки периодической таблицы вписывать изотопы?
-
Лазарь и Сади Карно — идеал тепловой машины. Страдание по вечному двигателю. Вечно растущая энтропия.
-
Преодоление концептуального хаоса в химии и триумф классического атомизма. Молекулярно-кинетическая теория. Преодолима ли грань между механикой и термодинамикой, или кто стоит за смертью Больцмана?
-
Открытие новой формы существования материи — электромагнитного поля. Превращение электричества в магнетизм и обратно. Почему после открытий Дж. Максвелла скорость роста продолжительности жизни изменилась скачком?
-
Восторги вокруг дарвинизма. Эволюционный принцип. Гибридизация и селекция. Борьба за выживание против взаимопомощи видов.
-
Концепция вида и проблема наименования. Систематика от Линней до Дарвина и после.
-
Открытие гена в опытах Менделя. Причины забвения. Второе рождение генетики и ее связь с законами Гальтона и дискретным анализом.
Литература
Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. М.: Наука, 1989.
Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе. СПб.: Наука, 2002.
Дарвин Ч. Путешествие натуралиста. М.; Л., 1935.
Дербишер Д. Простая одержимость. М.: Корпус, 2010.
Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1981.
Марков А. В. Рождение сложности. М.: Корпус, 2010.
Knight D. M. The making of modern science: Science, technology, medicine and modernity: 1789-1914. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity, 2009.
Тема 6. Кризис классического периода, его природа, истоки и причины
-
Настроение fin-de-siècle. Технократический проект улучшения условий существования общества. Двойственность «инженерного оптимизма». Размышления Эрнста Вернера фон Сименса у Ниагарского водопада.
-
Общий кризис классического естествознания. Парадоксы и антиномии, их плодотворность.
-
Теория научных революций Томаса Куна, ее противоречия и революционных характер. Критика теории Куна И. Лакатосом и К. Поппером.
-
Абстрактный объект в мышлении и воображении.
-
Неевклидова геометрия и ее отражения в литературе и живописи. Красота ирреального.
-
На пути к современной алгебре. Мнимости в геометрии. Конец линейной перспективы. Утрата «точки зрения» в живописи и ее гносеологический смысл.
-
Познание бесконечности и русская религиозная мысль. Тезис Л. Грэхэма и его оппоненты.
-
Квант и относительность — ключевые открытия ХХ в. Роль физических аналогий в объективации представлений о социальном порядке и роль социальных аналогий в новой физике. Коллективные эффекты в науке и общественной жизни. Казус Дэвида Линча.
-
О величии Эйнштейна. Почему Эйнштейн не ездил в Париж. За что и как Эйнштейна не любят в России.
-
Квантовая бомба. Исчезновение материи. Исчезновение атомов. Интерпретация Д. Бома.
-
Метафора элементарной частицы и метафизика множественных вселенных.
Литература
Эйнштейн А. Памяти Макса Планка // Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. Т. 4: Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики. М., 1967.
Сименс Э. В. Мои воспоминания / Пер. с нем. М. Б. Паппе. СПБ., 1893.
Абрагам. Время вспять. М.: Наука, 1991.
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман? М.: КоЛибри, 2008.
Успенский В.А. Апология математики. СПб.: Амфора, 2007.
Трефил Дж. 200 законов мироздания. М.: Гелеос, 2007.
Дойч Д. Структура реальности. М.; Ижевск: РХД, 2001.
Bowler P.J.; Morus I.R. Making Modern Science: A Historical Survey. Chicago: University of Chicago Press, 2005.
Graham L., Kantor J.-M. Naming infinity. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2009.
Тема 7. Особенности советского опыта и его сравнение с научными системами других тоталитарных социумов
-
Объективное знание и классовые интересы. Национальный образ науки и национальная картина мира.
-
Гражданская война и прогресс просвещения. Образовательная поляризация населения. Полярность интенций и близость результатов Таврического университета и «философского парохода».
-
«Яровизация» Академии наук. Своевременные и несвоевременные атомные взрывы, главные песни о космосе. Несостоявшаяся атака на «физический идеализм».
-
Особенности познания мира в иных тоталитарных системах. Биологические основания расизма: «неполноценная» генетика евреев, пекинский человек. Атомные проекты Германии и Японии во время Второй мировой войны.
Литература
Есаков В. Д. Николай Иванович Вавилов. Страницы биографии. М.: Наука, 2008.
Kojevnikov A. B.
Stalin's great
science. World Scientific Publishing Company, 2004.
Холловэй Д. Сталин и бомба. Советский Союз и атомная энергия 1939–1956 гг. / Пер. с англ. Б. Б. Дьяков и В. Я. Френкель. Новосибирск, 1997.
Россиянов К. О. Опасные связи. И. И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 1.
Тема 8. Чем информация отличается от массовой информации? Релейные системы и универсальный компьютер Тьюринга
-
Рождение радиолокации и телеуправления. Передача сигналов и их распознавание, термодинамические аналогии. Работы К. Шеннона по теории информации.
-
Специфика систем «человек-машина» и «человек-человек». О невозможности однозначного ответа на вопросы: «сколько информации получает человеческий мозг в одну минуту?», «сколько информации нас окружает?», «сколько информации содержится в одной газете?». Формирование теории коммуникаций и ее гуманитарный характер.
-
Определение вычислительного процесса. Первые релейные системы. Почему В. Шестаков не стал русским Шенноном. А. Тьюринг и универсальный компьютер из карандаша и бумажной ленты. Регистры и гейты.
-
Электронно-вычислительная и материально-техническая изнанка массовой культуры. Перерождение мифов культуры Возрождения и научные контрреволюции.
Литература
Винер Н. Я — математик / Сокр. пер. с англ. Ю.С.Роман. М.: Наука, 1967.
Винер Н. Кибернетика и общество. Москва: Издательство иностранной литературы, 1958.
Лем С. Сумма технологии / Пер. с польского. М.: Мир, 1968.
Из истории вычислительных устройств (по материалам Архива АН СССР) // Историко-математические исследования. Вып.14. М.: Наука, 1961. С.551–586.
Тьюринг А. Может ли машина мыслить? - Москва: Физматгиз, 1960.
Gerovitch S. From newspeak to cyberspeak. A history of Soviet cybernetics. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002.
Mazlish B. The man-machine and artificial intelligence // Mechanical
Bodies, Computational Minds / Edшеув by S. Franchi, G. Guzeldere. Cambridge: MIT
Press, 2005. P. 175–201.
IV.2. Примеры вопросов и дискуссионных тем к семинарским занятиям
Общие рекомендации:
Обсуждение тем курса и литературных источников проводится с трех различных позиций: теоретической, практической или прикладной.
-
В основе теоретического обсуждения лежит та или иная научная проблема, как правило, вызывающая неоднозначную философскую или общественную реакцию (примеры: теория Дарвина, общая теория относительности или теория двойной истины). Обсуждение следует либо за заранее подготовленным докладом, либо проходит в свободной форме.
-
Исходным пунктом обсуждения во втором случае служит та или иная конкретная задача, сформулированная в рамках той или иной естественно-научной дисциплины той или иной исторической эпохи (примеры: доказательство бесконечности простых чисел или несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны в рамках «Начал» Евклида или вычисление скорости естественного спуска по хорде окружности в рамках механики Галилея).
-
В третьем случае обсуждение начинается с того или иного культурного явления (или явления из обыденной жизни). Примерами могут служить задача темперации в музыке, устойчивость мостов или сводов храма, необходимость создания эффекта глубины на картине. Тогда техническая или художественная задача сводится к научной проблеме, которая либо решается в ходе занятия, либо (если решение заранее известно или если его получение слишком сложно для слушателей) обсуждается и иллюстрируется.
Тема 1. Познание природы как фундамент культуры. Его когнитивные и институциональные формы
-
В чем различие искусственного и естественного?
-
Как эволюционировали эти понятия? В чем разница в трактовке этих понятий в гуманитарных и естественных науках?
-
Каковы естественно-научные основания в технических особенностях различных видов искусства или практической деятельности определенных исторических эпох?
Тема 2. Наука в античности. Архаичные научные школы и методы консервации знаний
-
Античная натурфилософская поэтика.
-
Как Парменид доказывает иллюзорность движения? В чем сходство и в чем различия в понимании материального единства мира у Эмпедокла и Лукреция?
-
Как доказать несоизмеримость стороны квадрата и его диагонали? Как измерить размер Земли, считая ее шаром?
Тема 3. Средние века. Формирование и трансляция арабской учености
-
Как вывести закон рычага, не пользуясь законами Ньютона?
-
Что влекло христианских монахов в арабские библиотеки?
-
Можно ли считать точку частью прямой?
-
Возможно ли измерить качество?
Тема 4. Эпоха Возрождения и Научной революции. Начало Нового времени
-
Как можно придать объем (или его видимость) картине? Какое искусство следует считать более возвышенным — живопись или скульптуру?
-
Противоположность тональности и ладовости в музыке Нового времени.
-
Где находится загробный мир? Нашел ли вход в него Христофор Колумб?
-
Зачем понадобилось переносить Бога на Солнце?
Тема 5. Естествознание донаполеоновской эпохи. Классический век
-
Что можно измерить, проводя один и тот же опыт в разных точках земного шара?
-
Итоги эпохи географических открытий.
-
Существует ли случайность?
-
Как получить золото из свинца? Движения от алхимии к рациональной химии и обратно.
-
Идеальный цикл. Адиабатические и изотермические процессы. На чем происходит потеря энергии в идеальной тепловой машине? Как посчитать к.п.д. тепловой машины? Когда к.п.д имеет смысл?
-
Как познается магнитное поле? Можно ли получить магнитное поле из электрического?
-
Где живут драконы и монстры? Чем классификационная система Альдрованди отличается от систематики К. Линнея?
-
Кто родится в семье негра с китаянкой? Почему законы Менделя пришлось открывать дважды?
Тема 6. Кризис классического периода, его природа, истоки и причины
-
Представление о парадоксе. Парадоксы классического естествознания.
-
Свидетельствуют ли научные революции о бессилии науки?
-
Теория Куна и ее критика Лакатовом и Поппером.
-
Можно ли складывать и умножать что-то кроме чисел?
-
Существует ли кривое вне плоского?
-
Противоречит ли законам оптики обратная и круговая перспектива?
-
Для чего в науке был нужен эфир? Что его похоронило?
-
Свойства часов Фейнмана. Движется ли время в кромешной тьме?
-
За что не любят Эйнштейна и его теорию?
-
Что такое квант? Как объяснить, что заглавие романа Денни Шейнмана «Random acts of heroic love» было переведено на русский язык как «Квантовая теория любви»?
Тема 11. Особенности советского опыта и его сравнение с научными системами других тоталитарных социумов
-
Стоило ли проводить в Москве 7 Генетический конгресс?
-
«Физический идеализм» препятствовал созданию нового оружия в СССР или помогал ему?
-
Какие научные направления поддерживались в гитлеровской Германии как приоритетные перед войной?
Тема 12. Чем информация отличается от массовой информации? Релейные системы и универсальный компьютер Тьюринга.
-
Чем различаются гейты и регистры?
-
Как выглядит бумажная лента компьютера Тьюринга для реализации алгоритма Евклида?
-
Что связывает массовую информацию с массовой культурой?
IV.3. Примерный перечень тем рефератов
-
Об иллюзорности движения: поэма Парменида и апории Зенона.
-
Абстракция и эксперимент, определение и теорема — формализация научного знания в Древней Греции.
-
Архимед — математик или инженер?
-
Карл Бэр о рождении науки в Александрии эллинистического периода.
-
Внедрение арабской учености в интеллектуальную жизнь средневековой Испании.
-
Аргументы Жана Буридана и Николая Орема за и против суточного вращения Земли.
-
Контур коперниканской революции.
-
Роль теологических аргументов в космологии Иоганна Кеплера.
-
Преступление Галилея.
-
Живые системы Лейбница.
-
Ньютон против Лейбница.
-
Зачем и кому понадобилась научная литература на новых языках?
-
Возможность вечного двигателя.
-
Что было классического в классической науке? Теминологический анализ.
-
Неопределенность атомизма в химии 19 в. Открытие периодического закона.
-
Проблема наименований и систематики на примере биологии.
-
Законы наследственности. Эволюция и статистика.
-
Дарвиновская революция.
-
Открытие поля: взаимодействие теории и эксперимента.
-
Технократическая волна рубежа 19 и 20 вв.
-
Возможность и смысл научных революций.
-
Реформа естествознания в 20 в.
IV.4. Примерный список вопросов к экзамену
-
Парадоксальность естественно-научного знания в системе культуры.
-
Презентизм и антикваризм.
-
Интернализм и экстернализм.
-
Двоякий смысл понятия «природа» и его эволюция.
-
Элементы. Поэма Эмпедокла. Учение Аристотеля о началах.
-
Основные черты представлений Аристотеля о природе.
-
В какой мере определение «научный институт» приложимо к Александрийской библиотеке?
-
«Начала» Евклида. Общая характеристика.
-
Высшие достижения арабской науки. Краткий обзор.
-
Реализм и номинализм.
-
Абак, счеты и позиционная система записи чисел.
-
«Пифагорейская» система мира Коперника. Какие еще системы мира бывают?
-
Астрономия на службе колонизаторов.
-
Законы геометрической оптики и правила перспективы.
-
Эпоха великих открытий: география практическая, мифическая и легендарная.
-
Научные общества как отражение политического парламентаризма.
-
Законы Ньютона. Что символизировало собой яблоко, якобы свалившееся на голову ученого в саду вулсторпского имения?
-
Роль магии в научной революции 17 в.
-
Основание академии наук в России. Идеология просвещения и цели просвещенного дилетантизма в 19 в.
-
Электромагнитное поле и его открытие.
-
Предыстория и эволюция эволюционной биологии.
-
Законы Менделя и двойное открытие генетики. Развитие концепции доминантных и рецессивных признаков.
-
Когнитивные и институциональные предпосылки открытия периодического закона.
-
Неевклидовы пространства и иные математические объекты, противоречащие здравому смыслу.
-
От физической относительности к мировоззренческому релятивизму.
-
Квантовые законы природы и квантовые метафоры в политике и социальной жизни.
-
Принцип неопределенности и параллельные вселенные.
-
Национальные и классовые ценности в науке. Специфика советского опыта.
-
Значение теории информации при создании цифрового мира.
V. Список рекомендуемой литературы
V.1. Первоисточники
Платон. Парменид / Пер. Н. Н. Томасова //
Платон. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346–412.
Евклид. Начала. М.; Л.: ГТТИ, 1949–1951.
Архимед. Сочинения. М.: Физматлит, 1962.
Орем Н. О конфигурации качеств. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Буридан Ж. О точке // Зубов В.П. Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006.
Коперник Н. О вращении небесных сфер. СПб.: Амфора, 2010.
Кеплер И. Сон, или посмертное сочинение о лунной астрономии //
Кеплер И. О шестиугольных снежинках. М.: Наука, 1982.
Галилей Г. Диалог //
Галилей Г.
Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1964. Т. 1.
Декарт Р. Мир, или Трактат о свете //
Декарт Р. Сочинения. Т. 1. С. 179–249.
Лейбниц Г.-В. Переписка с Фуше и Мальбраншем //
Лейбниц Г.-В. Сочинения. Т. 3. С. 267–344.
Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. М.: Наука, 1989.
Эйлер Л. Письма к немецкой принцессе. СПб.: Наука, 2002.
Дарвин Ч. Путешествие натуралиста. М.; Л., 1935.
Эйнштейн А. Памяти Макса Планка // Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. Т. 4: Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики. М., 1967.
Абрагам. Время вспять. М.: Наука, 1991.
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман? М.: КоЛибри, 2008.
Сименс Э. В. Мои воспоминания / Пер. с нем. М. Б. Паппе. СПБ., 1893.
V.2. Книги по истории науки
V.2.1. Общая литература
Витковски Н. Сентиментальная история науки. М.: КоЛибри, 2007.
Успенский В.А. Апология математики. СПб.: Амфора, 2007.
Трефил Дж. 200 законов мироздания. М.: Гелеос, 2007.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: В 2 т. М.: Наука, 1980–1987.
Мамардашвили М. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. С. 38–58.
Микешина Л.А. Философия науки. Хрестоматия. 2-е изд. М.: Издательство международных университетов, 2006.
Поппер К. Мир Парменида (избранные главы) / Пер. с англ. Н. Ф. Овчинникова // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4. С. 672–702 и 2003. № 2. С. 64–101.
Dear P. The Intelligibility of Nature: How Science Makes Sense of the World. Chicago: University of Chicago Press, 2006.
V.2.2. Античность
Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Т. 1: Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: Физматлит, 1959 (переиздание: КомКнига, 2006).
Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. Т. 2: Рождение астрономии. М.: Наука, 1990.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979.
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988.
V.2.3. Средние века
Юшкевич А.П. История математики в Средние века. М.: Физматлит, 1961.
Де Либера А. Средневековое мышление. М.: Праксис, 2004.
Lindberg D.C. The Beginnings of Western Science. Chicago: University of Chicago Press: 2008.
Зубов В.П. Жан Буридан и концепция точки в XIV веке // Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006. С. 295–310.
Зубов В.П. Из истории химической терминологии // Из истории мировой науки. СПб.: Алетейя, 2006. С. 181–237.
V.2.4. Неевропейские цивилизации
Лысенко В.Г. Философия природы в Индии. Атомизм школы вайшешика. М.: Восточная литература, 1986.
Chen Cheng-Yih. Early Chinese work in natural science: А re-examination of the physics of motion, acoustics, astronomy and scientific thoughts. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1996.
V.2.5. Возрождение и ранее Новое время
Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987.
Герье В.И. Лейбниц и его век. М.: Наука, 2008.
Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская академия. М.: Наука, 2008.
Косарева Л.А. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: ИП РАН, 1997.
Ольшки Л. История научной литературы на новых языках: В 3 т. М.; Л., 1933–1934 (переизд. М.: ЦИФИ, 2000).
V.2.6. Классическое естествознание
Дербишер Д. Простая одержимость. М.: Corpus, 2010.
Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1981.
Марков А. В. Рождение сложности. М.: Корпус, 2010.
Knight D. M. The making of modern science: Science, technology, medicine and modernity: 1789-1914. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity, 2009.
V.2.7. Неклассическое и пост-неклассическое естествознание
Есаков В. Д. Николай Иванович Вавилов. Страницы биографии. М.: Наука, 2008.
Холловэй Д. Сталин и бомба. Советский Союз и атомная энергия 1939–1956 гг. / Пер. с англ. Б. Б. Дьяков и В. Я. Френкель. Новосибирск, 1997.
Россиянов К. О. Опасные связи. И. И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 1.
Дойч Д. Структура реальности. М.; Ижевск: РХД, 2001.
Винер Н. Я — математик / Сокр. пер. с англ. Ю.С.Роман. М.: Наука, 1967.
Винер Н. Кибернетика и общество. Москва: Издательство иностранной литературы, 1958.
Лем С. Сумма технологии / Пер. с польского. М.: Мир, 1968.
Из истории вычислительных устройств (по материалам Архива АН СССР) // Историко-математические исследования. Вып.14. М.: Наука, 1961. С.551–586.
Тьюринг А. Может ли машина мыслить? - Москва: Физматгиз, 1960.
Graham L., Kantor J.-M. Naming infinity. Cambridge: Harvard Univ. Press, 2009.
Kojevnikov A. B.
Stalin's great
science. World Scientific Publishing Company, 2004.
Gerovitch S. From newspeak to cyberspeak. A history of Soviet cybernetics. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2002.
Mazlish B. The man-machine and artificial intelligence // Mechanical
Bodies, Computational Minds / Edшеув by S. Franchi, G. Guzeldere. Cambridge: MIT
Press, 2005. P. 175–201.