gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

Муниципальное образовательное учреждение

«Чапаевская средняя общеобразовательная школа»

Колосовского района Омской области

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО БИОЛОГИИ

«Биология в истории культуры и цивилизаций».


11 класс.

Учитель: Филимонова Анна Геннадьевна




Аннотация.
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» посвящен истории становления и развития естествознания, биологии и философской мысли в человеческой культуре с древнейших времен до настоящего времени.

В предлагаемом курсе открытия в области естественных наук и биологии рассматриваются на фоне той историко-культурной обстановки, которая вызвала и обусловила научное исследование, позволила практически использовать его результаты. Знакомство с историей науки позволит не только обогатить знания учащихся по биологии, но и показать, что наука – это не собрание отдельных фактов и законов, а плод усилий многих поколений исследователей, живших в прошлом и живущих ныне в разных странах мира.

Основные тенденции развития естественных наук и биологии в третьем тысячелетии обсуждаются в заключении.

Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса как профильной естественнонаучной и гуманитарной, так и общеобразовательной школ. Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания связей между естественными и гуманитарными науками, повышения интереса учащихся к их изучению, что поможет определиться с выбором профессии, своего места в обществе, а может быть и в науке.

Для обеспечения результативности и качественного изучения материала предполагается использовать современные педагогические технологии: лекционно-семинарскую систему знаний, конференции, диспуты, круглые столы, дискуссии, проектную деятельность. Применение различных форм учебной деятельности является одним из важных факторов дифференцированного и индивидуального подходов.

В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет, формирование умений конспектирования, реферирования, публичного выступления. Самостоятельная деятельность учащихся будет содействовать развитию исследовательских и прогностических умений, подготовке к вузовской системе обучения.



Пояснительная записка.
Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Отдельные отрасли знаний – естественные, гуманитарные, технические – не формируют целостного представления об окружающем мире, поликультурной грамотности и экологического сознания учащихся. Это может быть достигнуто только на основе интеграции естественных наук с философией, историей и человеческой культурой. В основе курса лежит исторический обзор основных открытий в области естествознания и биологии, подкрепленный философско-методологическим обоснованием и социально-культурным фоном, на котором они происходили.

Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определенное мировоззрение личности, ее отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это в свою очередь, определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение к окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом.

Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром культуры.

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся как естественного, так и гуманитарного профиля. Он связан с базовым курсом биологии полной средней школы и является его естественным дополнением в плане ознакомления учащихся с основными этапами истории науки о жизни. Развитие естествознания и становление наук о природе рассматриваются в неразрывной связи с формированием общественных формаций и картины мира. Это даст возможность расширить и интегрировать знания не только по биологии, но и по химии, физике, экологии, истории, философии, литературе и искусству. Восприятие человеком природы и его попытки постичь тайны мироздания прослеживается с первобытного общества до настоящего времени, а также рассматриваются перспективы развития естествознания и биологии в XXI в.



Цель курса.
Формирование знаний об истории биологии в свете социокультурного аспекта человеческого бытия, рассмотрение основных концепций современного естествознания в аспекте их исторической обусловленности, как основы для развития творческого потенциала личности.
Задачи курса.
Ознакомление учащихся с историей становления естествознания и биологии как науки и их неразрывная связь с философией и культурой на каждом этапе развития человеческой цивилизации.

Развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения социальных и культурных условий, философских учений, оказавших влияние на развитие естествознания и биологии как науки.

Установление причин дифференциации естественных наук и биологии на ранних этапах и их интеграции на современном этапе развития человеческого общества, оформление пограничных наук, тесной связи биологии с гуманитарными науками.

Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем современности, их глобальной значимости в настоящее время.

Усиление гуманистического потенциала биологического образования, воспитание нравственного отношения к природе и культурным ценностям человечества.

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении истории того или иного биологического открытия, оценивать значимость этих открытий для развития науки и человеческого общества.

Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.

Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня, мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.




Формы организации и методы обучения учащихся.
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятости должна быть вузовская система. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры и дискуссии, предполагающие творческое погружение учащихся в ту или иную ситуацию, школьные конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности учащихся.
На школьной лекции предусматривается крупноблочное обобщенное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности составляет 1 : 3.
Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным биологическим проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
При изучении программного материала курса предполагается также использование модульных технологий и соотнесение отдельных тем элективного курса с базовым разделом «Общая биология». В этом случае учебный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов, проектов по соответствующим темам основных разделов биологии.
При проведении занятий предполагается демонстрация диафильмов, слайдов, учебных и художественных видеофильмов, художественных альбомов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
В программе предусматриваются широкие возможности для реализации межпредметных связей. При изучении ряда тем и организации семинарских занятий, конференций, защиты проектов возможно привлечение преподавателей истории, литературы, физики, географии, химии, искусства.


Планируемые общие и специальные компетенции учащихся.
В результате изучения элективного курса учащиеся научатся следующему.
Называть:

  • главные исторические вехи в развитии биологии; имена выдающихся ученых – естественников, биологов и философов, внесших вклад в развитие наук о природе;

  • важнейшие научные факты, законы, теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения;

  • причины, приведшие к дифференциации и интеграции естествознания и биологических дисциплин на современном этапе развития общества.


Характеризовать:

  • естественнонаучные, социально-экономические предпосылки важнейших открытий в естествознании и биологии;

  • основные положения, содержащиеся в научных трудах выдающихся ученых – естественников и философов;

  • систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека на разных исторических этапах развития человеческой цивилизации.


Обосновывать:

  • значение естествознания и биологии в контексте общечеловеческой культуры;

  • неизбежность синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации.


Сравнивать:

  • взгляды на взаимоотношения человека, природы и общества на разных исторических этапах развития;

  • естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества; материальные и духовные начала в его сознании и мышлении.


Оценивать:

  • значение и перспективы эпохальных научных открытий для развития естествознания и биологии;

  • роль философских концепций и учений в построении методологии естественных наук и биологии;

  • информацию о современных исследованиях в области биологии, их практическое и нравственно-этическое значение.


Приводить примеры:

  • использования достижений естественных наук для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем современности;

  • положительного и отрицательного влияния человека на природу на разных исторических этапах развития человеческих цивилизаций;

  • применения знаний о живой природе для сохранения биоразнообразия жизни на Земле как непременного условия устойчивого существования биосферы.


Делать выводы:

  • о социокультурных, философских и экономических причинах развития естественных наук, в том числе и биологии;

  • о значимости открытий в биологии для развития цивилизации.


Участвовать:

  • в обсуждении научных и исторических проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;

  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям или выполнении проекта.


Способы оценивания результатов достижений учащихся.
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщения получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на семинарах, учебных конференциях, круглых столах; умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, вступать в спор; уровень поликультурной грамотности.

Для оценки результатов достижений учащихся используется зачетная система. Зачет выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия школьника в семинарских занятиях, дискуссиях, проектной деятельности и т.д. По окончании изучения всего курса выставляется общий зачет на основе зачетов по разделам. В некоторых случаях для оценивания достижений отдельных учащихся, достигших творческого уровня усвоения учебного материала, подготовивших наиболее интересные проекты или сообщения, выставляется зачет с оценкой «отлично».

Информация, которая является необязательной или используется как дополнительная, дается в скобках и выделена курсивом с подчеркиванием.

Содержание курса.

Общее количество часов – 34.
Введение (1 ч.)
Естествознание – неотъемлемая и важная часть культуры человечества. Место биологии в системе естественных наук. Значение процесса познания окружающего мира. Определение понятия «жизнь» в мифологической, религиозной и научной картинах мира. Философские взгляды на проблему жизни. Научные, этические, ценностные, эстетические аспекты понятия «жизнь».
I. Первые представления о живой природе. (5 ч.)
1. Сведения о живой природе в первобытном обществе и древнейших цивилизациях Востока.
Представления о живой природе в первобытном обществе. Наскальные и пещерные рисунки эпохи кроманьонского человека – первые изображения биологических объектов. Первобытный антропоморфизм и религиозный анимизм как отождествление человека с живой природой. Влияние неолитической революции. Доместикация животных и растений как начальный этап взаимоотношений человека и природы. Культы животных. Преобразование природы человеком и начало социально-экологической революции.

Крупнейшие очаги древнейших цивилизаций, время и место возникновения культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Сведения о живой природе в государствах Средиземноморья и Месопотамии. Божественные культы животных. Представления древних египтян о человеке (VI до н.э.). Развитие медицины и использование лекарственных растений.

Магико-религиозные представления о живой природе в Древней Индии. Сочинение «Аюр-веды» (VI до н.э.), индийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» как первые описания образа жизни человека, животных и растений. Искусство врачевания в древней Индии.

Представления о природе в Древнем Китае. Древнекитайская философия. Единство двух начал – Неба (янь) и Земли (инь). Великая триада: Небо – Человек – Земля. Развитие медицины в Древнем Китае.

Накопление людьми знаний об окружающей среде. Воздействие на окружающую среду в эпоху древнейших цивилизаций. Обратимые и необратимые последствия преобразования окружающей среды в эпоху древнейших цивилизаций. Обособление естественнонаучных воззрений от религии и магии. Зарождение эмпирического научного знания.
Межпредметные связи.

История. История древнего мира человек и природа, зарождение искусств, первобытные верования. Древний Восток: Египет, передняя Азия, Индия, Китай. Картина мира в сознании человека древности. Культурное наследие Древнего Востока. Социальная мотивация человека в китайско-конфуцианской и индо-буддийской традициях.

Литература. Философское осмысление мира и человека в литературе Востока. Сборник басен и сатирических новелл «Панчатантра» - памятник литературы древней Индии.

Искусство. Первобытное искусство, его магическая и познавательная функции. Ритуальный характер наскальных изображений. Искусство Древнего Египта (скульптура, настенные росписи).
2. Развитие наук о природе в античном мире.
Возникновение городов и изменение окружающей среды человеком в государствах Древней Греции и Рима. Меры, направленные на сохранение природной среды. Общие философские концепции античности (VII – VI вв. до н.э.).

Знания о живой природе в Древней Греции. Возникновение науки как отрицания мифологии. Натурфилософия как первая форма научного знания в истории культуры. Историко-культурные условия развития натурфилософии. Натурфилософские воззрения в ионической, афинский, эллинистические этапы. Поиски первоначала мира первыми натурфилософами. Философия Пифагора и его учение. Первая философия материализма. Атомистическое учение Демокрита и его влияние на развитие естествознания. Возникновение медицины. Воззрения Гиппократа на организм человека. Гиппократов сборник.

Философия идеализма. Природа в представлениях Платона и Аристотеля. Четыре элемента мироздания: земля, ада, воздух, огонь. Душа как источник движения, происходящего в природе. Обособление биологических знаний (IV – III вв. до н.э.). Аристотель – основоположник зоологии. Теофраст – основоположник ботаники.

Древнеримская натурфилософия (III – I вв. до н.э.). Развитее естествознания в эпоху Римской империи. Развитие идей атомизма в трудах Эпикура и Лукреция Кара. «Естественная история» Плиния Старшего – первая энциклопедия знаний о природе. Развитие экспериментальной медицины в Древнем Риме. Воззрения Клавдия Галена на человеческий организм и его божественную природу. Использование и выращивание лекарственных растений.


Межпредметные связи.

История. История древнего мира легенды о людях и богах. Особенности мифологического сознания и причины возникновения религиозных верований. Древняя Греция. Полис – город-государство и община свободных граждан. Культурное наследие Древней Греции. Платон и Аристотель – вершины древнегреческой мысли. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Древний Рим. Римское общество и законы. Культурное наследие Древнего Рима.

Литература. Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение явлений природы. Мифология и литература Древней Греции и Рима. Мир людей и богов. Своеобразие гомеровского эпоса. Мифы Древней Греции. «Одиссея» Гомера. Сочинения Горация.

Искусство. Роль мифов в формировании художественного сознания. Гармонические соединения личных и общественных интересов Древней Греции. Искусство Древнего Рима.
3. Сведения о живой природе в эпоху средневековья.
Историко-культурные условия развития естествознания в раннем средневековье. Преобразование природы в средние века. Рост городов. Экология средневекового города. Христианское мировоззрение и средневековая картина мира. Библейские сказания о сотворении мира и происхождении человека. Растения и животные как символы христианства.

Развитие естествознания в позднем средневековье. Открытие школ и университетов в Европе. «Семь свободных искусств» и их влияние на взаимоотношения человека, природы и общества. Преемственность античной философии как явления средневековой культуры. Поиски философского камня. Знания о природе в трудах ученых средневековья. Вклад Альберта Великого в становление биологических знаний.

Первые рукописные сведения о растениях и животных в православном мире. «Шестоднев» Иоанна Болгарского и «Поучение» Владимира Мономаха (X – XI вв.).

Наука и религия в мусульманском мире. Особенности арабской философии и воззрений на природу. «Кокон медицины» Ибн-Сины (Авиценны).


Межпредметные связи.

История. Средневековье как историческая эпоха. Светская и духовная власть в средневековье. Две ветви христианства. Арабское общество и возникновение ислама. Духовный мир средневекового человека. Культура и религия в средневековых обществах Запада и Востока. Образование Древнерусского государства. Князь Владимир и крещение Руси. Культура Древней Руси (былинный эпос, летописи, литература, памятники зодчества).

Литература. Тема любви к человеку в литературе средних веков. Истоки древнерусской литературы. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Фольклор. Мифы древних славян. Русские народные сказки и былины. «Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о полку Игореве».

Искусство. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, соборность, обращенность к человеку. Народные художественные промыслы России.
II. Накопление и систематизация знаний о живой природе. Становление биологии как науки. (8 ч.)
4. Эпоха Возрождения и революция в естествознании.
Культура Ренессанса. Революция в идеологии и естествознании. Великие географические открытия и их влияние на естественные науки. И.Гутенберг как изобретатель книгопечатания. Распространение книгопечатания и его влияние на развитие естествознания. Организация ботанических садов и естественнонаучных музеев как важный этап в накоплении естественнонаучных знаний. Первая классификация растений А.Чезальпино и животных К.Геснера.

Начало экспериментального изучения природы. Аналитический метод Ф.Бэкона и его значение для развития философии и естественных наук. Леонардо да Винчи как основоположник экспериментального естествознания. Г.Галилей и его роль в материалистическом воззрении на природу. Развитие принципов естественнонаучного познания природы. Роль И.Ньютона в создании научной картины мира. Развитие ятрохимии и технической химии.


Межпредметные связи.

История. Исторические предпосылки Возрождения. Великие географические открытия и их последствия. Духовная культура Возрождения. Мировоззренческие искания. Культура и быт на Руси в XIV – XVI вв. (школа, книгопечатание, литература, зодчество, расцвет иконописи).

География. Развитие географических знаний о Земле.

Физика. Законы Ньютона и классическая механика. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Принцип относительности Галилея.

Литература. Нравственно-этические ценности христианской культуры и их воплощение в литературе Западной Европы.

Искусство. Основные этапы развития зарубежного искусства. Знакомство с произведениями и творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Гуманизм и реалистическое восприятие мира в искусстве Возрождения.
5. Обособление биологии как самостоятельной области естествознания.
Изобретение микроскопа и первые микроскопические исследования живой природы. Открытие клеточного строения организмов. Первые микроскопические исследования растений и животных (Р.Гук, М.Мальпиги, Н.Грю, А.Левенгук). Открытие и изучение растительных и животных тканей. Микроскопические исследования многоклеточных организмов (Я.Сваммердам, Р.Грааф, А.Шумлянский).

Открытия в области анатомии и физиологии человека. Связь анатомии с практической медициной. Работы А.Везалия. Становление экспериментальной физиологии как науки. Работы В.Гарвея и их значение для развития экспериментального метода в естествознании.

Метафизический период в развитии естествознания. Систематизация живых организмов. Предпосылки создания систем классификации.

Введение основных систематических категорий «вид» и «род» Д.Реем и двоюродных названий К.Баугтным. установление принципов классификации в трудах к.Линнея. Введение в науку систематических категорий «отряд» и «класс». Систематика растений и животных К.Линнея. Философские воззрения К.Линнея на живую природу и его концепция постоянства видов. Значение трудов систематиков для описательного периода развития биологии.



Межпредметные связи.

История. Модернизация европейского общества в XVIII в. Мир человека Нового времени. Развитие техники в XVII – XVIII вв. Распространение образования.

Литература и искусство нового времени. Культура и быт России в XVII – XVIII вв. (усиление светского характера культуры, развитие литературы, зодчества). Изменения в культуре, «европеизация». Становление отечественной науки, литературы, искусства.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа элективного курса по биологии «Биология в истории культуры и цивилизаций». 11 класс
265.97kb.
Программа элективного курса по истории на тему: «Великие полководцы древности»
78.52kb.
Программа элективного курса
174.33kb.
Программа по биологии для поступающих в 10 химико-биологический класс
147.61kb.
Программа элективного курса «час здоровья»
91.09kb.
Составитель(и): учитель биологии Озерова Н. В. (вторая квалификационная категория) Рабочая программа по биологии. 5 класс Общая характеристика учебного предмета
114.56kb.
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Вид элективного курса: предметно -ориентированный
103.19kb.
Химический состав клетки
20.55kb.
Программа элективного курса
205.16kb.
Урока по биологии 6-класс Биология «Растения, бактерии, грибы и лишайники»
73.94kb.
Рабочая программа элективного курса по химии «Строение и свойства вещества» для 7 класса Учитель: Попова Наталья Петровна
78.88kb.
Составитель(и): учитель биологии Саталова Н. П. (первая квалификационная категория) Рабочая программа по географии. 5 класс
469.13kb.