gazya.ru страница 1
скачать файл

Программа профилактики профессионального выгорания сотрудников

Основные цели:

- познакомить сотрудников с синдромом профессионального выгорания;

- выявить наличие или отсутствие этого синдрома у сотрудников;

- оказать помощь сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.



Задачи:

- совершенствование психологических технологий по профессиональному выгоранию сотрудников;

- создание рабочей группы для реализации мероприятий по Программе;

- осуществление взаимодействия между сотрудниками;

- помощь в адаптации в деятельности сотрудников;

- просвещение сотрудников в вопросах психологической поддержки в разнообразных жизненных ситуациях;

- предупреждение возникновения психологического давления со стороны других в повседневной жизни.

Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются:



  • психологическая поддержка;

  • психологическое консультирование;

  • психологическая коррекция.

Основные методы:

  • психологическое просвещение;

  • психологическое консультирование;

  • психологическая диагностика;

  • психологические беседы;

  • психологическая коррекция;

  • другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Представление о профессиональном выгорании

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: социальных работников, психологов, врачей, социальные педагоги, специалисты по специальной работе - всех, чья деятельность невозможна без общения.

Синдром профессионального развивается постепенно. Он проходит три стадии:



Первая стадия:

- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;



Вторая стадия:

- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровня.

Третья стадия:

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания сотрудников

Первый - снижение самооценки.

Второй - одиночество.

Третий - эмоциональное истощение, соматизация.

Симптомы профессионального выгорания сотрудников



Первая группа:

Психофизические симптомы:

- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.



Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия;

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы;

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;

- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель затрудняется в принятии решений;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Три фактора профессионального выгорания сотрудников

Личностный фактор

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствую также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.



Ролевой фактор

Развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет психолога от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.



Организационный фактор

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководство, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимость, важности выполняемой работы.



Группа риска

Первая группа

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это:

- руководители;

- медицинские работники;

- социальные работники;

- социальные педагоги и т.п.



Вторая группа

Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности, которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избыток жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.



Третья группа

Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.



Четвертая группа

Это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей.



Пятая группа

Работки, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.



Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием сотрудников

Забота о себе и снижение уровня стресса:

- стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

- удовольствие (релаксация, игра);

- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

- трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утрата смысла и безнадежности:

- стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

- стремление бороться со своими негативными убеждениями;

- создание сообщества.



Саморегуляция

Саморегуляция – это управление своими психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.



Эффекты саморегуляции:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).



Способы саморегуляции:

- смех, улыбка, юмор;

- размышления о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так.



Работа с супервизором

«Супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Супервизия позволяет:

- поделиться своими чувствами;

- выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;

- получить обратную связь о проделанной работе;

- проанализировать причины своих затруднений;

- расширить свои теоретические и практические представления;

- наметить пути дальнейшей работы с клиентом.

ТИПЫ СУПЕРВИЗИИ



Один на один

Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.



Групповая супервизия

Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.



Неформальная супервизия

Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.



Кризисная супервизия

Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.

Самое главное, никогда не бойтесь попросить о помощи, не волнуйтесь по поводу «глупых» вопросов, никто из специалистов не должен быть в изоляции.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используете каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

- Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и четко, говорите о них семье, друзьям и на работе.

- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

ПОЛОЖЕНИЕ

1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1 Программа «Профилактика профессионального выгорания сотрудников» является необходимым компонентом в системе центра социального обслуживания, которая бы обеспечила развитие индивидуальных особенностей, межличностных отношений и повышение работоспособности сотрудников. Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, поведения человека, взаимоотношений между сотрудниками, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода и групповых занятий с сотрудниками, определяет его способности, причины профессионального выгорания и пути их психологической коррекции.

1.2. Основными направлениями профилактики профессионального выгорания сотрудников являются:


  • психологическая поддержка- содействие полноценному психическому развитию личности сотрудника.

  • психологическое консультирование-оказание помощи сотрудникам в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях.

  • психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на устранение симптомов, причин профессионального выгорания сотрудников, которая дают гармонизацию личности и межличностных отношений между сотрудниками, а так же повышает работоспособность.

2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ

2.1. Программа «Профилактики профессионального выгорания сотрудников» осуществляется в целях:

- ознакомления сотрудников с синдромом профессионального выгорания;

- выявления наличия или отсутствие этого синдрома у сотрудников;

- оказания помощи сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.



2.2.Основные методы:

- психологическое просвещение;

- психологическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологические беседы;

- психологическая коррекция;

- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

3. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Индивидуальные беседы и групповые работы проводятся круглогодично 3 раза в месяц.



4. ПРАВА

Участниками программы является любой из сотрудников.



5.ПРОГРАММА

Программа «профилактика профессионального выгорания сотрудников» предусматривает разработку плана работы, который доводится до сведения всех сотрудников и заинтересованных в данном направлении лиц.



6.ОБЯЗАННОСТИ

6.1. Участники этой программы:

- посещают занятия, согласно графику. Если сотрудник не сможет придти, об этом он сообщает руководителю;

- все занятия посещаются добровольно.

6.2. Руководитель:

- формирует список всех сотрудников с адресами и телефонами, оповещает о дате начала занятий;

-организует проведение занятий;

-осуществляет подбор информационного материала;

-сохраняет вверенное имущество.

7.ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

Руководитель ведет следующую документацию:

- программа проведения занятий, согласованна и утвержденная администрацией;

- планы занятий;

- график занятий;

- папки с методическими разработками;

- журнал записи и учета;

- журнал посещений занятий;



- список сотрудников.
скачать файл



Смотрите также:
Программа профилактики профессионального выгорания сотрудников Основные
107.3kb.
Примерная программа профессионального модуля
375.39kb.
Данное издание представляет собой справочное пособие по наиболее часто встречающимся заразным и незаразным заболеваниям кроликов и нутрий. В нем также приведены способы лечения болезней и основные методы их профилактики
1846.48kb.
Техническая экспертиза программы профессионального модуля
43.65kb.
Учебное пособие для вузов. М.: Книга-Серви
243.47kb.
Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности сотрудников овд» на тему
526kb.
Курсовая работа по предмету : «стратегический инновационный менеджмент» на тему: «организация стратегического контроля на предприятии»
509.15kb.
Рабочая программа дисциплины «Компьютерная графика» /сост. А. В. Сидоров – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. – 18 с
345kb.
Примерная программа профессионального модуля
574.88kb.
Т. М. Ожерельева 2011 г
328.5kb.
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Цели программы
147.9kb.
Рабочая программа дисциплины «основы технологии электронной компонентной базы» Направление подготовки
152.12kb.