gazya.ru страница 1
скачать файл

Разработка урока по изобразительному искусству

учителя изобразительного искусства МОУ Худоеланской СОШ Администрации «Нижнеудинского района» Иркутской области по теме лекции №6 «Архетипические образы – вечные модели образного мышления» дистанционного курса повышения квалификации «Педагогический университет Первое сентября»: «Как разбудить в ребенке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства)»

Программа: Т.Я. Шпикаловой, 1 учебная четверть. Урок №8.

Класс: 5
Тема урока: Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства



Цели и задачи урока: Расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве, научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию, формировать потребность обучающихся в самовыражении через исторический и художественный опыт мифотворчества и искусства.

Оборудование: компьютер, проектор, работы учащихся, фотографии

Вид творческой работы: рельефная декоративная плакетка «Дерево»

Материалы изображения: цветной пластилин, лист картона или фанеры

План урока:

  1. Орг.момент – 1 мин

  2. Работа по теме (беседа) – 15мин

  3. Практическая часть урока – 20 мин

  4. Итог урока – 4 мин

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Беседа:

Образ-символ «древо » в культуре раз­ных народов остается одним из самых распрост­раненных в искусстве. Издавна произведения устного народного творчества прославляли живо­творящее дерево. Чаще всего мотив искусства «древо жизни – мировое дерево» встречается в различных изделиях народных мастеров — вышивке, кружеве, росписи и резьбе по дереву и камню.

Показ слайд – презентации.

1-й слайд. Обратите внимание на изысканный драгоценный белокаменный резной убор Дмитриевского собора, который органически слит с его изуми­тельной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, за­тканной выпуклыми изображениями ткани, ото­роченной по краям пышной узорчатой «бахро­мой» колончатого пояса. Белокаменные резные изображения, покрывающие стены, портал, аркатурно-колончатый пояс, сплелись в картину удивительной красоты. Многочисленные рельефы святых окружены орнаментом, включающим рас­тительные мотивы, разнообразных зверей и птиц.

2-3 слайд. В сложной системе средневековых образов все имело свой символический смысл. Пластическое убранство Дмитриевского собора во Владимире и Рождественского собора в Суздале языком ино­сказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном — о смысле жизни.

С древних времен образ дерева олицетворял мирное произрастание всего живого на Земле.



4 - 5. – слайд. Замечательный исследователь народного творчества В. А. Василенко отмечал: «Олицетворяя мироздание, произрастание всего живого на Зем­ле, этот образ раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта - никогда не прекращающее­ся развитие». Действительно, Мировое дерево – прежде всего является центром мира. По вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир: наверху – птицы, в середине – копытные животные, внизу – хищники, ночные животные, земноводные, черви. Древо что лестница – по его ветвям можно достигнуть неба, через корни в подземный мир

6 слайд. Для современных художников и народных мастеров традиционные образы народного искус­ства стали прежде всего поэтическими мотивами, сказочными темами, которые они часто сочетают в своих работах с современной символикой, с те­мами современности.

Разнообразие художественных материалов и технических приемов при изображении образа-символа «Древа», свидетельствует об ог­ромном значении в творчестве многих мастеров ведущего символического мотива всех народов мира.

К этому уроку ребята готовили небольшой материал о символическом значении «Мирового дерева». Выступление учащихся.


На уроке мы выполним рельефную декоративную плакет­ку «Дерево», используя первообраз Мирового Дерева. Одной из разновидностей рельефа является так называемое плакатное искусство. Плакетка - это дощечка пластинка прямоугольной или близкой к прямоугольной форме из металла, керамики или других материалов с рельефным изображением. Обычно плакетки размещаются в залах для украшения интерьеров. Рельеф на плакетке может быть выполнен в технике барельефа (изображение возвышается над плоскостью фона менее чем на половину реального объема) и го­рельефа (изображение возвышается — более чем наполовину).

Создавая свой образ дерева, постарайся преодолеть буквальное понимание сюжета. Художественный образ на твоей плакетке может быть представлен в виде как дерева, так и куста, ветки с плодами (рябины, винограда, желудей, орехов и т. д.).



3. Практическая часть:

— За основу плакетки возьми лист картона или фанеры. Его сле­дует покрыть тонким слоем пластилина, а затем нанести на эту поверхность рисунок.

— Отметь, что рельефное изображение можно выполнять разны­ми способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпук­лые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нуж­ные места рисунка.


  1. Итог урока:

В чем смысл мироздания на основе первообраза «Мирового дерева»?

О чем, по-твоему, свидетельствует разно­образие произведений, техник, сюжетов, связан­ных с изображением мотива «мирового дерева»?

Есть ли среди резных каменных рельефов те изображения, которые исполнены в высоком рельефе или в плоском с обилием деталей ор­наментального характера? Назови их.

Выставка работ учащихся. Составление фриза из декоративных плиток. Выставление оценок.



  1. Д\З: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением деревьев.
скачать файл



Смотрите также:
Программа: Т. Я. Шпикаловой, 1 учебная четверть. Урок №8. Класс: 5
41.24kb.
Программа «опк» О. Л. Янушкявичене (начальная школа). 2-й год обучения, I четверть, урок №6,
157.53kb.
Учебная программа (рабочий вариант) по специальности
235.84kb.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов заочной формы обучения
437.29kb.
Рабочая учебная программа основного общего образования
129.35kb.
Правила игры: класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл
41.04kb.
Учебная программа для специальностей: 1 23 01 08-04 Журналистика
196.49kb.
Программы по географии для основного общего образования: Герасимова Т. П. «Начальный курс географии», 6 класс; Душина И. В. «География материков и океанов», 7 класс; Баринова И. И. 8 класс, Дронов В. П
1686.53kb.
Урок развития речи в 7 классе Тема: «Фотография из семейного альбома» 22 Устный журнал в 6 -ых классах Тема: «Кто и когда нам письмена сотворил» 27 Урок-портрет по творчеству А. А. Фета (10 класс) 40 Литература 63
648.1kb.
Учебная программа предмета «Прикладное творчество» к дополнительной предпрофессиональной
151.75kb.
Урок: окружающий мир 2 класс тема: Про воду… ( Урок-путешествие) Цель урока: ознакомить детей с мерами по охране водоемов от загрязнения
44.85kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Латинский язык По направлению подготовки
155.52kb.