gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл



НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Направление подготовки030300 «Психология»

Квалификации выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2012


Психологическое консультирование: рабочая программа / авт.-сост. Е. В. Есликова. — СПб.: ИВЭСЭП, 2012. — 21 с.

Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии,

протокол № 2 от 24 сентября 2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 2 от 24 октября 2012 г.


Автор-составитель:

кандидат психологических наук, доцент

Е. В. Есликова

Рецензенты:

кандидат психологических наук, профессор,

М. И. Коваленко

кандидат медицинских наук, кандидат психологических наук, доцент,

И.В. Берно-Беллекур

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель — вооружение студентов-психологов знаниями теоретических основ современного психологического консультирования, отработка умений, необходимых для решения профессиональных задач, связанных с оказанием психологической помощи, а также овладение студентами знаниями и навыками теоретико-методологических основ в области психоконсультирования и применение различных психоконсультативных методик и технологий в практической работе будущих психологов.

Задачи:

• раскрыть значение психологического консультирования в системе психолого-педагогического воздействия на формирование, развитие и функционирование личности; психологические механизмы, лежащие в основе коррекционного эффекта методов психологического консультирования и психологической коррекции личности;

• показать основные закономерности процесса психологического консультирования и специфику их воздействия на личность;

• ознакомить с основными методами психологического консультирования детей и взрослых, обращающихся за психологической помощью.

• ознакомить с историей, предметом и задачами психологического консультирования;

• ознакомить (теоретически и практически) с современными методами психологического консультирования, психологическими механизмами терапевтического эффекта, техниками и средствами психотерапевтического воздействия;

• обучить основам индивидуального, группового и семейного консультирования.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психологическое консультирование» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Студент, обучающийся по данной программе, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию, а также знания, умения, навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Психодиагностика», «Основы патопсихологии». Очень важны межпредметные связи также с дисциплинами, существенно дополняющими теоретико-методологические и инструментально-прикладные параметры, заявленных в данной программе компетенций: «Основы психотерапии», «Психология дезадаптированной личности» и «Возрастная психодиагностика».

Основное внимание в курсе уделяется построению консультативной ситуации, организации взаимодействия «консультант - клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структура и динамика процесса консультирования, отрабатываются приемы диалогического общения.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

— способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-1);

— готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлении доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

— готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием (ПК-4);

— способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

— готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

— способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

— способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

— готовность к реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
По завершении курса «Психологическое консультирование» бакалавры должны:
знать

— общую характеристику психологического консультирования,

— общие принципы психологического консультирования,

— виды психологической помощи человеку и группе,

— различные подходы в консультировании;
уметь

— разбираться в межличностных интеракциях, человеческих проблемах, вопросах воспитания детей;

— организовать психокоррекционную работу с взрослыми и детьми,

выстраивать взаимодействия «консультант — клиент» в консультативной ситуации;

— работать с различными проблемами;
владеть

— навыками диагностической и коррекционной работы с группой и ее отдельными членами;

— навыками помощи семье и личности в вопросах воспитания детей, дезорганизации супружеских отношений;

— навыками различных психотехнических приемов диалогического и хронологического методов консультативной работы;

— видами и составом деятельности, необходимыми для решения консультативных задач;
демонстрировать способность и готовность к:

— анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био-психосоциальных составляющих функционирования;

— выявлению специфики психического функционирования человека в семье с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска с учетом принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

— диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и семейных групп на основе инновационных разработок;

— разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения субъекта в семье.

Приобретенные в процессе изучения этого курса знания являются фундаментом для формирования собственного методического стиля практического психолога из многообразия различных психотехнических подходов.



В процессе изучения курса бакалавры должны приобрести навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой, познакомиться с некоторыми диагностическими методами и психотехническими приемами практической психологии.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

В 8-м семестре

Аудиторные занятия (всего)

40/1,0

В том числе:

-

Лекции

20/0,5

Семинары (С)

20/0,5

Самостоятельная работа (всего)

86/2,5

В том числе:

-

Контрольные работы




Работа с источниками научной литературы в рамках подготовки к семинарам




Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

Общая трудоемкость часы зачетные единицы

126

3,5


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Тема 1.1. Цели и задачи психологического консультирования

Определение психологического консультирования. Отличие психологического консультирования от психотерапии по целям, задачам, непрерывности и длительности контактов психолога с клиентом, по активности ролей, по их ответственности и стилю общения. Определение цели и задач психологического консультирования, их многообразие, различные цели взаимодействия психолога в процессе оказания психологической помощи. Прояснение проблемы клиента. Применение психологического консультирования вместе с другими методами практического психологического воздействия на клиента. Информирование клиента. Изучение клиента как личности. Психопрофилактическая работа консультанта с клиентом. Сообщение клиенту элементарных практических психологических знаний. 
Тема 1.2. Теории личности и практика консультирования

Базовые теоретические принципы основных школ консультирования и психотерапии: психоаналитическое направление, адлерианское направление, терапия поведения, рационально-эмотивная терапия, ориентированная на клиента терапия, экзистенциальная терапия. Условия результативности психологического консультирования. Виды психологиче­ского консультирования, их классификация. Зависимость видов психологического консультирования от личностных особенностей клиента и от его проблем. Личностно-ориентированное психологическое консультирование, его специфика и разновидности. 

Тема 1.3. Задачи взаимодействия психолога и клиента. Психологический запрос

Действительность психологической проблемы клиента. Длительность психологической консультации. Возможность разногласий между консультантом и клиентом. Действия психолога в случае разногласий. Необходимость соблюдения клиентом рекомендаций психолога. Благоприятная обстановка для проведения психологического консультирования. Психологический запрос, формы и методы работы с ним. Основные причины обращения к психологу: тревога; сомнения, неуверенность; уныние; потрясение; круг конфликта; поиск участия; управление – манипуляция.
Раздел 2. РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА

В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Тема 2.1. Требования к личности консультанта. Система ценностей консультанта

Понятие об общем профессиональном образовании психолога-консультанта. Личностные качества психолога-консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие познания себя, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубокие отношения с другими людьми, постановка реалистических целей, эмпатия. Три постулата зрелости психологического консультирования: внутренняя зрелость консультанта; межличностная зрелость консультанта; зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. Система ценностей консультанта. 
Тема 2.2. Этические принципы в психологическом консультировании 

Этические принципы в психологическом консультировании. Ответственность перед клиентом за результаты психологического консультирования. Сохранение в тайне личных сведений о клиенте (конфиденциальность). Взаимоотношения консультанта и клиента в ходе консультаций.
Тема 2.3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта: явление «профессионального выгорания»

Явление «профессионального истощения». Основные причины: монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов; строгая регламентация времени работы; работа с немотивированными клиентами; напряженность и конфликты среди коллег; нехватка самовыражения личности на работе; работа без возможности профессионального совершенствования; нерешенные конфликты личности консультанта. Факторы развития «профессионального истощения»: личностный, ролевой, организационный. Предупреждение и профессиональная помощь при явлении «профессионального истощения». 
Раздел 3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ
Тема 3.1. Физические компоненты терапевтического климата

Определение консультативного контакта. Характерные черты консультативного контакта: (эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, оказание поддержки, добросовестность). Роль и значение консультативного контакта в различных психоло­гических направлениях. Физические компоненты терапевтического климата. Обстановка консультирования. Общие вопросы подготовки к психологическому консультированию. Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. Техническое оборудование психологической консультации. Оформление помещения консультации, подготовка помещения консультации к проведению психологического консультирования. Структурирование консультативного пространства: встреча клиента, знакомство, позиция сидения консультанта и клиента, дистанция между консультантом и клиентом, физическое прикосновение к клиенту. Структурирование времени консультирования: оптимальный режим работы психологической консультации для клиентов, внутренний режим работы психологической консультации для сотрудников. Режим индивидуальной работы психолога-консультанта. Общая продолжительность консультирования. Частота встреч консультанта и клиента.
Тема 3.2. Эмоциональные компоненты терапевтического климата

Создание обоюдного доверия. Ответственность консультанта. Вопросы, объясняющие условия возникновения взаимного доверия. Установки консультанта в отношении клиентов. Искренность консультативного контакта (конгруэнтность). Степень искренности консультанта в различных психологических направлениях.

Эмпатия в консультировании. Безоценочное «вхождение» в мир клиента. Идентификация консультанта с клиентом. Степень идентификации. Передача эмпатии клиенту. Способы демонстрации эмпатичного понимания (молчание, отражение чувств, своевременная интерпретация, метафора и т.д.). Позитивное уважение клиента. Уровень уважения. Безусловность уважения.Навыки создания и поддержания консультативного контакта. Невербальное общение: структурирование невербального общения; невербальное поведение и структурирование времени; невербальное общение с использованием голоса; невербальное общение и структурирование окружения. Несоответствие вербального и невербального поведения клиентов. Интерпретация невербального поведения. Условия физического пребывания консультанта и клиента. Вербальное общение: активное слушание клиента; эмпатия.

Тема 3.3. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании

Перенос в консультировании. Определение переноса. Перенос как универсальный ком­понент консультативного контакта. Черты переноса. Ценность переноса в консультировании. Проблема нерешенного переноса. Контрперенос. Определение контрпереноса, тотальное и классическое. Формы контрпереноса. Терапевтичность и антитерапевтичность контрпереноса.
Раздел 4. ПРОЦЕСС

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Тема 4.1. Психологический анамнез. Семейное положение, профессия, образование. Актуальные проблемы и нарушения. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения)

Первая встреча в консультировании.

Место и приемы встречи клиента в психологическом консультировании. Внешний вид психолога-консультанта. Личное знакомство психолога-консультанта с клиентом. Формы речевого этикета (приветствие, приглашение, обращение, знакомство, выражение радости, удовольствия от беседы). Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Ознакомление клиента с процедурой психологического консультирования. Сопротивление клиента. Ответственность консультанта и клиента. Основные цели первой консультативной встречи.

Тестирование в практике психологического консультирования.

Индивидуальность проблемы клиента. Проведение постконсультационной психодиагностики клиента. Важность органического включения процедуры тестирования в процесс психологического консультирования. Информирование клиента о результатах его психологического тестирования.
Тема 4.2. Основные процедуры и техники консультирования

Постановка вопросов. Закрытые и открытые вопросы. Обоснованность вопроса. Правила постановки вопросов. Ободрение и успокаивание. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение и обобщение чувств. Паузы молчания в консультировании. Важнейшие смыслы молчания. Терапевтическая ценность молчания. Представление информации. Интерпретация. Типы интерпретации. Конфронтация. Основные случаи конфронтации в консультировании. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования. 

Тема 4.3. Интервью – основной метод консультирования

Отличие интервью от других методов работы психолога. Зависимость целей интервью от теоретической направленности консультанта. Стадии интервью: первая стадия – структурирование, достижение взаимопонимания – «Привет!». Вторая стадия – сбор информации, выделение проблемы – «В чем проблема?». Третья стадия – определение желаемого результата – «Чего вы хотите добиться?». Четвертая стадия – выработка альтернативных решений – «Что еще можно сделать?». Пятая стадия – обобщение, переход от обучения к действию – «Вы будете это делать?». Практическая отработка модели интервью (консультант, клиент и наблюдатели). Возможные ошибки в интервью и пути их профилактики: отсутствие личностного обращения к интервьюируемому; поучения, советы; избыточная личная заинтересованность в содержании интервью; использование специальной терминологии; навязывание мнения; эмоциональное воздействие через оценку личностных качеств; отсутствие четких целей в интервью. 
Раздел 5. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Тема 5.1. Этапы проблемного анализа

Анализ содержания жалобы клиента. Субъективный и объективный анализ, локус жалобы. Самодиагноз, психологический запрос, подтекст жалобы или скрытое её содержание;

Анализ психологической ситуации. Определение обстоятельств, условий и факторов развития проблемы. Участники проблемной ситуации. Прогнозирование возможного развития ситуации. Причинно-следственное моделирование развития ситуации.

Анализ психологических проблем. Первичные психологические гипотезы. Идентификация проблем и трудностей клиента. Осуществление психодиагностики. Корректировка гипотез. Формулирование психологического диагноза. Формулирование психологического заключения. Сотрудничество со специалистами других сфер деятельности;

Формулирование терапевтической задачи. Констатация потребности в помощи. Пути достижения конкретных изменений. Способы эффективного решения психологических проблем. Оценка психологического прогноза. Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи.

Решение терапевтической задачи. Выработка тактики коррекционных действий. Способы и средства психологической помощи. Самостоятельное решение клиентом своих психологических проблем. Принятие ответственности. Анализ результативности психологической помощи.



Тема 5.2. Супервизорство как институт профессионального взаимодействия

История супервизорства. Начальный этап супервизорского процесса. Супервизорский процесс: границы профессионального и личностного отношений. Вопросы самооценки супервизируемого. Самооценка и роль супервизора. 

Тема 5.3. Специфические (типовые) проблемы в консультировании

Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента, по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами. Личностная психологическая проблематика. Практические рекомендации по психологическим защитам личности. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию. Практические рекомендации по проблемам межличностного консультирования. Практические рекомендации по проблемам семейного общения. Практические рекомендации по вопросам возрастного консультирования. Практические рекомендации по проблемам самочувствия, эмоций и состояния здоровья. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях, по деловому психологическому консультированию. Практические рекомендации по проблемам мотивации. Оценивание результатов психологического консультирования. Роль супервизии в консультативной работе, в подготовке консультантов. 
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п

Наименование связанных с данной (параллельно изучаемых) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения связанных с данной (параллельно изучаемых) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Основы психотератпии

+

+

+

+

+

2.

Психология дезадаптированной личности










+

+

3.

Возрастная психодиагностика










+

+
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа психологическое консультирование
335.01kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины Основы взаимозаменяемости
195.78kb.
Рабочая программа по специальности 111201. 65 Ветеринария 2010 г. Рабочая программа по дисциплине
178.11kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 18 Международное частное право по специальности
434.74kb.
Рабочая программа по дисциплине Язык в социолингвистическом аспекте по направлению Филологические науки
274.67kb.
Рабочая программа по английскому языку 4 класс Пояснительная записка к рабочей программе по умк «Enjoy English» для 4 класса
283.46kb.
Рабочая программа дисциплины «Компьютерная графика» /сост. А. В. Сидоров – Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011. – 18 с
345kb.
Рабочая программа по физической культуре
526.65kb.
Рабочая программа по английскому языку 9 класс
1036.7kb.
Рабочая программа по курсу «История Брянского края» к учебнику Полякова Г. П., Чубур А. А
186.5kb.
Рабочая программа учителя истории по учебному курсу
173.87kb.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 10 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
561.95kb.