gazya.ru страница 1
скачать файл



Разработка урока в 6 классе по теме: «АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ»

Цель урока: сформировать представление об атмосферном давлении как элементе погоды.

Задачи урока:

образовательные:

сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении;

сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением;

развивающие:

продолжить формирование общеучебных умений и навыков;



воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе, совместно отвечать за результаты своей деятельности.



Оборудование:

физическая карта РФ, синоптическая карта, атласы для 6 класса; учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. - М.: Дрофа.



План изучения нового материала:

1. Что такое атмосферное давление.

2. Как измеряется атмосферное давление.

3. Как изменяется атмосферное давление с высотой.

4. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности.

(План записывается на доске).

Ход урока

1. Организационная часть урока

- Взаимное приветствие.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Проверка наглядного материала, оборудования.



2. Актуализация знаний учащихся. Используя опорную план-схему по теме “Атмосфера” и рисунок “Строение атмосферы”, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:

- Какую тему мы изучаем?

- Что такое атмосфера?

- Какие характеристики погоды мы даем? От чего зависит t воздуха?

- Дать характеристику погоды за 18.03.2012 года; сделать выводы о погоде.

3. Сообщение темы, цели и плана урока.

Учитель: В ходе изучения нового материала вы должны найти ответ на следующие вопросы:

1. Что такое атмосферное давление?

2. Как измеряется атмосферное давление?

3. Как изменяется атмосферное давление с высотой?

4. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?

Для работы и ответа на вопросы вам необходимо объединиться в 5 групп метеорологов- синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: “Метеора” - атмосферные явления; “Синоптик” - способный всё обозреть.

Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?

Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл и как устроен прибор для измерения атмосферного давления?

Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?

Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление с высотой?

Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности?



4. Работа над новым материалом.

4.1.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий.



Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе самостоятельной работы в группах:

Первая группа: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие предметы. Учащимися делается запись в тетради.

Вторая группа метеорологов должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисто Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелисто Торричелли. Он наполнил ртутью запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления.

Третья группа метеорологов должна подготовить выступление по теме “Нормальное атмосферное давление” следующего содержания: “Нормальным давлением принято считать давление 760 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне моря на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”.

Четвёртая группа метеорологов работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается. Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над географическими задачами учащиеся должны дать следующие ответы: “С высотой давление понижается”, “Выше расположен поселок А, в котором атмосферное давление равно 748 мм”.

Пятая группа метеорологов по таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод записывают в тетради).

4. 2. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУПП. Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащиеся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.



5. Закрепление нового материала.

Учитель раздает учащимся географические задачи. Учащиеся зачитывают задачу вслух.

1. Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом (Нд) или лесом (Вд)?

2. Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно одинаково? Почему?

3. Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.

6. Практическая работа.

Тема: «Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места».

1. Используя знания, полученные на уроке, и текст учебника ( § 38 ), заполните таблицу:



Высота места

над уровнем моря ( м )

Атмосферное давление

( мм рт. ст. )

Температура воздуха

( tо С )

0 м *

 

 

1000 м

660

18о

4150 м

 

 


* Для определения атмосферного давления абсолютную высоту места предлагаю принять за 2,5 м

2. Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!

3. Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.



7. Подведение итога урока.

Учитель задает вопросы:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке? Почему?

- Что бы хотелось выполнить еще раз?

8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке и выставление отметок за работу.

Учитывать: самостоятельность, правильность ответа и оригинальность.



9. Домашнее задание: п. 38.

скачать файл



Смотрите также:
Разработка урока в 6 классе по теме: «атмосферное давление»
58.75kb.
§ Атмосферное давление. Опыт Торричелли
24.45kb.
Урок немецкого языка по теме «защита окружающей среды»
54.99kb.
Методическая разработка открытого урока в 8 классе Тема урока: «Поступки и чувства персонажей оперы»
88.43kb.
План-конспект урока в 6 классе по теме "Earth Day. Ways to solve local environmental problems." Гоу сош №207 Центрального района Санкт-Петербурга
49.33kb.
Е. М. Калинина о рим! О вечный город
125.88kb.
Урока английского языка в 11 классе по теме «Новая Зеландия» учитель английского языка: Гусева Е. М
30.01kb.
«Решение задач с использованием производной»
110.25kb.
Разработка урока с применением кто в 9 классе
97.25kb.
Отдел образования и молодежной политики администрации г
69.95kb.
Урок-контроль по модулю «Первая историческая эпоха» в 5 классе
248.82kb.
Разработка урока в 8 классе. Тема: «Terra australis incognita»
56.49kb.