gazya.ru страница 1
скачать файл

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

Решение задач по генетике
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 022300 «Физическая культура и спорт»

Нижний Новгород

2008
УДК 575

ББК Е 04


Ф 47

Решение задач по генетике: Учебно-методическое пособие. Составитель: Копылова С.В. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008.- 37с.


Рецензенты: д.б.н., профессор Гладышева О.С.

д.м.н., профессор Смирнов В.П.
Учебное пособие предназначено для студентов первого курса факультета физической культуры и спорта, изучающих предмет «Биология с основами экологии». В нем представлены генетические закономерности и задачи. Содержание учебного пособия направлено на формирование у студентов целостного представления о генетике, что включает в себя рассмотрение генетических закономерностей в наследовании признаков и решения генетических задач.

УДК 575


ББК Е 04


1

Генетическая символика

4

2

Моногибридное скрещивание

5




2.1 Наследование при полном и неполном доминировании при моногибридном скрещивании

5

3

Дигибридное скрещивание

13




3.1 Дигибридное скрещивание при полном доминировании

13




3.2 Взаимодействие неаллельных генов

17

4

Наследование признаков, сцепленных с полом

30




Литература

36


Содержание

Стр.


1. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Символика — перечень и объяснение условных названий и тер­минов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.

Основы генетической символики были заложены Грегором Менде­лем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латин­ского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгеб­раическая форма выражения законов наследования признаков.

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим­волом ♂ (зеркало Венеры), мужской — ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «Х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.



Генотип — совокупность наследственных задатков (генов) орга­низма.

Первое по­коление обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.



Гомозиготными называют особей, получивших от родительских особей одинаковые наследственные задатки (гены) по какому-то конкретному признаку.

Гетерозиготными называют особей, получивших от родительских особей разные гены. Таким образом, по генотипу особи могут быть гомозиготными (АА или аа) или гетерозиготными (Аа).

Фенотип — совокупность всех внешних признаков и свойств организма, до­ступных наблюдению и анализу.

Аллели (аллельные гены) — разные формы одного гена, возникшие в результате мутаций и расположенные в одинаковых точках (локусах) парных гомологичных хромосом.


  1. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ



2.1 Наследование при полном и неполном доминировании при моногибридном скрещивании

Моногибридным скрещиванием называют скрещивание, при котором родительские особи различаются по одной паре признаков.

I закон Менделя - Закон единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании гомозиготных родительских форм, различающихся по своим признакам, первое поколение получается единообразным по фенотипу и геноти­пу.

II закон Менделя - Правило расщепления признаков: во втором поколении моногибридного скрещивания наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу в соотношении 1:2:1 (одна часть особей, гомози­готных по доминантному признаку, две части гетерозиготных и одна часть гомозиготных по рецессивному признаку).

Правило чистоты гамет: у гетерозиготных особей наследственные
задатки (гены) не смешиваются друг с другом, а передаются в половые
клетки и сохраняются «в чистом» (неизменном) виде.

Скрещивание гибридов F1 (Aa) с особями, сходными по генотипу с родственными формами (АА или аа) т. е. с исходными особями, назы­вается возвратным.

Скрещивание с рецессивной родительской формой (аа) называется анализирующим.

Оно позволяет установить генотип интересующей нас особи (АА или Аа). Во втором случае расщепление у потомства по фе­нотипу и генотипу 1 : 1 или 50: 50.



Реципрокным называют два скрещивания, в одном из которых оп­ределенным признаком обладает отец, а во втором мать.

Решение типовой задачи
Скрещиваются гомозиготная черная морская свинка с белым самцом. Известно, что у морских свинок черная масть (А) доминирует над белой (а). Требуется установить, какой масти бу­дет потомство F1 и F2 .


Дано: Решение задачи:

черная масть — А Р ♀ АА Х ♂аа

белая масть — а Гаметы А а

F1 — ? F1 Аа

Фенотип все свинки черные

Единообразие гибридов F1 (I закон Менделя)

Р ♀ Аа Х ♂Аа

Гаметы А а А а

F2 АА : Аа : Аа : аа (II закон Менделя)

Фенотип Чер : Чер : Чер : Бел

3 : 1


Ответ: От скрещивания черной морской свинки с белым самцом в F1 получено потомство черной масти (Аа); от скрещивания черных морских свинок, полученных в F1 , получено потомство в F2 - 3 – черных (АА, 2Аа) и 1 – белая (аа)..
Кроме полного доминирования существует ряд других взаи­модействий аллельных генов — промежуточное наследование, непол­ное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование и др.

При промежуточном характере наследования (отсутствие доминиро­вания) потомство F1 сохраняет единообразие, но не походит полнос­тью ни на одного из родителей, а обладает признаком промежуточного характера.

При неполном доминировании у гибридов F1 признак занимает не среднее положение, а уклоняется в сторону родителя с доминирующим признаком.

При сверхдоминировании у гибридов F1 проявляется гетерозис (превосходство над родителями по жизнеспособности, энергии роста, плодовитости, продуктивности).



Решение типовой задачи
При скрещивании между собой растения красноплодной земляники всегда дают потомство с красными плодами, а растения белоплодной – с белыми. От скрещивания этих сортов получаются растения, дающие розовые плоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой растений земляники с розовыми подами?

Дано: Решение задачи:

Красные плоды – А Р ♀ АА Х ♂ АА

Белые плоды - а Гаметы А А

F4 — ? F1 АА

Фенотип все плоды красные

Единообразие гибридов F1
Р ♀ аа Х ♂ аа

Гаметы а а

F2 аа

Фенотип все плоды белые

Единообразие гибридов

Р ♀ АА Х ♂ аа

Гаметы А а

F3 Аа

Фенотип все плоды розовые (неполное доминирование)
Р ♀ Аа Х ♂ Аа

Гаметы А а А а

F4 1АА : 2Аа : 1аа

Фенотип красные розовые белые

Ответ: при скрещивании между собой растений земляники с розовыми подами было получено - 1 часть растений с красными плодами (АА), 2 части растений с розовыми подами, 1 часть растений с белыми плодами.

Задачи


  1. У собак висячие уши (Н) доминируют над стоячими (h). Опре­делите:

а) какое расщепление по генотипу ожидается в F1, если гетерозиготная сука с висячими ушами покрыта кобелем, имеющим стоячие уши;

б) какое произойдет расщепление по фенотипу в F1 при спаривании двух гетерозигот с висячими ушами.



  1. У свиней сростнопалость доминирует над нормальным строе­нием ноги (парнокопытностью). Какое ожидается расщепление в по­томстве:

а) если гетерозиготный сростнопалый хряк-производитель спарен с гетерозиготной сростнопалой свиноматкой;

б) если хряк с нормальными ногами (парнокопытный) спарен с такой же маткой.



  1. От спаривания самки со стоячими ушами с кобелем было по­лучено 9 щенят. Четверо из них имели стоячие уши, а у остальных были висячие. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если известно, что висячие уши (Н) доминируют над стоячими (h).

  2. От спаривания свиноматки с хряком-производите­лем было получено 12 поросят. У 4-х поросят строение конечностей было нормальным (парнокопытность), а у остальных по­росят они были сростнопалыми. Определите генотипы и фенотипы ро­дителей и потомства, если известно, что у свиней сростнопалость до­минирует над парнокопытностью.

  3. Кареглазый мужчина, отец которого имел карие глаза, а мать — голубые, женился на голубоглазой женщине, родители которой имели карие глаза. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над голубоглазостью?

  4. В одной семье было четверо детей. У троих из них цвет глаз был карим, а у четвертого — голубой. Определите генотипы родителей и детей, если известно, что ген карих глаз доминирует над голубоглазостью.

  5. Преимущественное умение владеть правой рукой доминирует над преимущественным владением левой рукой. Определите:

а) будет ли расщепление по фенотипу в семье, где оба родителя левши;

б) какое расщепление по фенотипу и генотипу будет у потомков, если оба родителя гетерозиготные.



  1. Мужчина левша, родители которого владели преимуществен­но правой рукой, женился на женщине правше, отец которой был прав­ша, а мать левша. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген преимущественного владения правой рукой доминирует над геном владения левой рукой?

  2. У кур коротконогость (D) доминирует над нормальными но­гами (d). При скрещивании кур было получено 362 цыпленка, из кото­рых 89 имели нормальные ноги. Определите генотипы родителей и по­томства.

  3. Скрещены 2 линии мышей: в первой мыши имеют извитую
    шерсть, а в другой — прямую. У гибридов F1 шерсть была прямой. В анализирующем скрещивании получено 40 мышат. Какой генотип и фенотип будет в Faн?

  4. Мужчина с нормальным цветом зубов, у родителей которого наблюдалось потемнение зубов, женился на женщине с потемневши­ми зубами, отец которой имел потемневшие зубы, а мать — нормаль­ные. Определите вероятность рождения в этой семье ребенка без ано­малии, если известно, что потемнение зубов определяется доминантным геном.

  5. Одна из форм агаммаглобулинемии, сочетающаяся с почти пол­ным отсутствием лимфатической ткани, наследуется как аутосомный рецессивный признак. Здоровый мужчина, мать которого страдала этим заболеванием, женился на гетерозиготной женщине. Какова вероятность того, что в этой семье родится больной ребенок?

  6. Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в резуль­тате которого развивается слабоумие) наследуется как рецессивный при­знак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготные по этому признаку?

  7. Детская форма семейной идиотии (синдром Тэй-Сакса) насле­дуется как рецессивный признак и заканчивается обычно смертельным исходом к 4-5 годам. Первый ребенок в семье умер от данной болезни. Определите генотипы родителей и вероятность того, что второй ребе­нок также будет страдать этой же болезнью?

  8. В семье, где оба родителя имеют нормальный слух, родился
    глухой ребенок. Установите, какой из этих признаков доминирует? Ка­кова вероятность рождения в этой семье детей с нормальным слухом?

  9. У шортгорнского скота чалую окраску имеют особи, гетерози­готные по аллелям красной и белой окрасок. Белые шортгорнские тел­ки часто бывают бесплодными. Имеется сообщение, что от одного бе­лого шортгорнского быка было получено 20 чалых и красных телок с нормальной плодовитостью и 10 белых телок, которые оказались бес­плодными. Нет ли в этом сообщении чего-то, вызывающего сомнение в его достоверности?

  10. При скрещивании курчавоперых кур с, петухами, имеющими нор­мальное оперение, было получено 203 курчавоперых и 197 нормальных по оперению цыплят. При дальнейшем скрещивании курчавоперых кур из F, друг с другом было получено следующее потомство: 78 курчавопе­рых; 45 с нормальным оперением; 40 сильно курчавоперых. Как насле­дуется курчавоперость у кур? Каковы генотипы всех особей, участвовав­ших в скрещивании? Какого потомства следует ожидать от скрещивания сильно курчавоперых особей с нормальными?

  11. Редкий аллель а вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок). Аллель А обусловливает нормальное развитие глаза. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги ге­терозиготны по гену А. Определите расщепление в F: по генотипу и по фенотипу. Мужчина гетерозиготный по гену А (с уменьшенными глазными яблоками) женился на женщине с нормальным развитием глаз. Какое расщепление по фенотипу окажется среди его детей?

  12. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти, в гомозиготном состоянии ведет к гибели потомства. При скрещивании двух нормальных догов часть потомства погибла. При скрещивании того же самца с другой самкой гибели потомства не было. Однако при скрещивании между собой потомков этих двух скрещиваний опять наблюдалась гибель щенков. Определите генотипы всех скрещиваемых особей.

  13. Желтая морская свинка при скрещивании с белой всегда дает
    кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дает расщепление — 1 желтая, 1 белая, 2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какого потомства следует ожидать при скрещивании кремовой морской свинки с белой?

  14. Кохинуровые норки (светлая окраска меха с черным крестом на
    шее) получаются в результате скрещивания белых норок с темными.
    Скрещивание между собой темных норок дает темное потомство, а скрещивание между собой белых - белое. На звероферме АО «Мягкое золото» скрещивания кохинуровых норок получено потомство — 185 белых, 3 темных и 380 кохинуровых. Сколько и какие особи будут гомозиготными? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

  15. В одном из кролиководческих хозяйств Донецкой области
    от скрещивания кроликов дикой окраски с гималайскими получено 120 крольчат, из них 60 с окраской дикого типа, 29 гималайских и 32 альбиносов. Определите генотипы родителей и потомков.

  16. Одна из форм цистинурии — нарушение метаболизма некоторых аминокислот (в моче больных обнаруживаются цистин, лизин, орнитин) наследуется как аутосомный рецессивный признак. У гетерозигот наблюдается лишь повышенное содержание цистина в моче, гомозигот образуются цистиновые камни в почках. Определите возможные формы проявления цистинурии в семье, где один супруг страдал этим заболеванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче. Какие формы цистинурии возможны у детей в семье, где один из супругов страдал камнями почек, а другой был нормален отношении анализируемого признака?

  17. Платиновые лисицы иногда ценятся выше, чем серебристые,
    что диктуется модой. В это время звероводческие хозяйства стараются исключить как можно больше платиновых щенков. Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если известно, что платиновость и серебристость определяются аллельными аутосомными генами, платиновость доминирует над серебристостью, но в го­мозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

  18. Серповидноклеточная анемия — замена нормального гемоглобина А на S — гемоглобин, в результате чего эритроциты принимают форму серпа в условиях пониженного содержания кислорода в ат­мосфере. У гомозиготных индивидов заболевание приводит к смерти обычно в раннем возрасте. Гетерозиготные люди жизнеспособны, их выявляют, помещая каплю крови в газовую среду без кислорода. Инте­ресно, что малярийный плазмодий не может использовать для своего питания S-гемоглобин, поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией. Наибольшее распространение этот ген имеет в странах Средиземноморья. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен по гену серповидноклеточной анемии.


3. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
3.1 Дигибридное скрещивание при полном доминировании
Скрещивание особей, различающихся по двум парам альтернативных признаков, называется дигибридным.

Скрещивание особей, разли­чающихся по многим признакам, называется полигибридным.



III закон Менделя - Закон независимого наследования признаков состоит в том, при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с нами разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1.
Решение типовой задачи
У свиней белая окраска щетины доминирует над черной, а сростнопалость — над двупалостью. Какой фенотип и генотипа будет иметь потомство в F1 и F2 от спаривания дигомозиготных белых скоростнопалых свиноматок с гомозиготным черным двупалым хряком?


Дано: Решение задачи:

Белая щетина – А Р ♀ ААВВ Х ♂ ааbb

Черная щетина – а Гаметы АВ ab

Сростнопалость – В F1 AaBb

Двупалость – b Фенотип Белые сростнопалые

F1 - ?

F2 - ?

Р ♀ AаBb X ♂AaBb


AB

AB

Ab

Ab

aB

aB

ab

ab
Гаметы

F2: 9 А_В_ : 3 А_ вв : 3 ааВ_ : 1 аавв


Решетка Пеннета:

Гаметы



AB

Ab

aB

ab

AB

AABB


Белые

сростнопалые



AABb


Белые сростнопалые

AaBB


Белые сростнопалые

АaВb


белые сростнопалые

Ab

AABb

Белые сростнопалые



AAbb


Белые

двупалые

AaBb

Белые сростнопалые


аabb


Белые

двупалые

aB

AaBB


Белые

сростнопалые



AaBb


Белые сростнопалые

aaBB


Черные

сростнопалые


аaBb


Черные ростнопалые

ab

AaBb

Белые


сростнопалые

Aabb


Белые

двупалые

aaBb

Черные


сростнопалые

аabb


Черные

двупалые


Ответ: Все потомство F1 единообразное – по фенотипу белой масти сроснопалое, а по генотипу – дигетерозиготное (АаВb).



Соотношение в F2 по фенотипу составляет 9:3:3:1

Задачи


  1. У кроликов длинная шерсть (пух) обусловливается рецессивным геном d, его аллель D контролирует развитие короткой шерсти, ген верной окраски шерсти S доминирует над геном альбинизма s. Дигетерозиготный черный короткошерстный кролик был скрещен с белыми гетерозиготными по короткошерстности самками. Получили 24 кроль­чонка. Определите генотипы и фенотипы потомства.

  2. Две курицы «С» и «Д» скрещены с петухами «А» и «В». Все четыре птицы имеют оперенные ноги и гороховидный гребень. Петух «А» с обеими курами дает потомство только с оперенными ногами и горохо­видным гребнем. Петух «В» с курицей «С» дает как оперенных, так и го­лоногих цыплят, но с гороховидными гребнями; при скрещивании с ку­рицей «Д» он дает цыплят только с оперенными ногами, некоторые из них имеют гороховидные, а некоторые простые гребни. Начертите схемы скрещивания кур. Определите генотипы всех осо­бей: «А», «В», «С» и «Д».

  3. Куры, имеющие белоснежный пух (s) и гороховидный гребень
    (Р), скрещены с петухом с кремовым пухом (S) и простым гребнем
    (р). Определите фенотипы потомства в F1 и F2.

  4. У кур ген черного оперения (Е) доминирует над бурым (е) опе­рением, наличие хохолка (S) на голове — над его отсутствием (s).
    Черная курица без хохолка скрещена с бурым хохлатым петухом. Поло­вина потомства оказалась черным хохлатым, половина — бурым хохла­тым. Определите генотипы родителей и потомства.

  5. Ген цветного оперения уток (О) доминирует над белым оперением (о), ген наличия хохолка на голове (D) в гомозиготном состо­янии обладает летальным действием — эмбрионы гибнут перед вылуплением из яйца. На ферме все утки и селезни имеют хохолок на голове
    и цветное оперение (OoDd). В инкубатор было заложено 2400 яиц полученных в этом стаде. Составьте схему скрещивания и определите фенотипы потомства. Сколько утят не вылупится из яиц? Какое количе­ство полученных утят будет иметь хохолок на голове?

  6. У свиней черная масть (С) доминирует над рыжей (с), пря­мой профиль головы (К) — над изогнутым (к). От черного с прямым профилем головы хряка и такой же свиномат­ки за два опороса получено 20 поросят, в том числе 7 черных с прямым, 4 черных с изогнутым профилем, 6 рыжих прямоголовых и 3 рыжих с изогнутым профилем. Составьте схему скрещивания и определите гено­типы и фенотипы родителей и потомков.

  7. У человека глаукома взрослых имеет две формы: одна опреде­ляется доминантным аутосомным геном, другая — рецессивным аутосомным не сцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией, если оба родителя гетерозиготы по обеим парам патологических генов? Какова вероятность рождения детей с аномалией, если один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а дру­гой нормален по зрению и гомозиготен по обеим парам генов?

8. У крупного рогатого скота черная масть (В) доминирует над красной (в), а комолость (Р) над рогатостью (р). В хозяйстве в течение ряда лет скрещивались черные комолые ко­ровы с черными комолыми быками. Было получено 1280 телят, из них 722 черных комолых и 234 — красных комолых. Определите генотипы родителей и количество рогатых телят. Установите, сколько было по­лучено красных рогатых телят?

9.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого мужчины с другой кареглазой правшой родилось 9 кареглазых детей, все правши. Каковы генотипы всех трех родителей?

10. Наследственная слепота у людей может быть обусловлена многими причинами. В этой задаче предполагается два вида слепоты, причина каждого из которых определяется своим рецессивным геном. Какова вероятность, что ребенок родится слепым. Если отец и мать страдают одним и тем же видом наследственной слепоты? А если различными видами?

11.У человека полидактилия, близорукость и отсутствие малых
коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где
оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по
всем трем парам генов?

Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье,


где бабка по линии жены была полидактильной, а дед близорукий, по
остальным признакам они нормальны. Их дочь унаследовала обе ано­малии. Бабка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дед был нормален в отноше­нии всех трех признаков. Сын унаследовал аномалию матери.
3.2 Взаимодействие неаллельных генов.
У сельскохозяйственных животных и птицы выявлены все формы взаимодействия неаллельных генов (новообразование, комплементарность, модифицирующее действие, эпистаз, полимерия).

Схемы записи результатов гибридологического анализа при всех этих типах взаимодействиях неаллельных генов ничем не отличаются от записи их при дигибридном или полигибридном скрещивании. Сходны и результаты скрещивания по типам гамет на различных этапах скрещивания, по типам и количественному соотношению генотипов. Единственное различие — в типах и количественном соотношении фенотипов. Для каждого из этих скрещиваний они специфичны, и именно по этому показателю определяется сам тип взаимодействия.



Комплементарность – это взаимодействие неаллельных генов, которые в гомозиготном или гетерозиготном состоя­нии вызывают развитие нового признака, отсутствующего у родителей. При комплементарном взаимодействии неаллельных генов у потомков в F2 могут быть следующие расщепления: 9:3:3:1, 9:6:1, 9:7.

Решение типовой задачи

При скрещивании кур и петухов, имеющих ореховидные гребни, получили 279 цыплят с ореховидным гребнем, 115-с гороховидным, 106 – с розовидным, 35- с простым. Объясните результаты, определите генотипы исходных кур и петухов. Каков тип взаимодействия генов?




Дано: Решение задачи:

Ореховидный Р ♀ AAbb Х ♂ aaBB

гребень - A_B_ Гаметы Аb aB

Гороховидный F1 AaBb

гребень – А_bb Фенотип Ореховидный гребень

Розовидный единообразие F1

гребень – ааВ_

Простой

гребень – ааbb




P - ?


F2 - ? Р ♀ AаBb X ♂ AaBb

Гаметы AB AB

Ab Ab

aB aB


ab ab
F2 9 А_В_ : 3 А_ вв : 3 ааВ_ : 1 аавв

Орех. : розов. : горох. : простой





Гаметы








АB

Аb

aB

ab

AB

AABB


ореховидный

AABb


ореховидный

AaBB


ореховидный

АaBb


ореховидный

Ab

АABb

ореховидный


AAbb


розовидный

AaBb


ореховидный

Aabb


розовидный

aB

АaBB

ореховидный


AaBb


ореховидный

aaBB


гороховидный

aaBb


гороховидный

ab

АaBb

ореховидный


Aabb


розовидный

aaBb


гороховидный

аabb


простой

Ответ: Форма гребня у кур контролируется двумя генами, взаимодействующими по типу комплементарности, с расщеплением 9:3:3:1.



Эпистаз — тип взаимодействия неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие другого неаллельного гена (А > В или А < В). Гены, подавляющие действие других генов, называются ингиби­торами (супрессорами, эпистатичными), а подавляемые — гипостатичными.

При доминантном эпистазе в качестве ингибатора (эпистатичного) выступает доминантный ген, а при рецессивном эпистазе — ре­цессивный. При доминантном эпистазе у потомков F2 могут быть два типа расщепления: 12:3:1 или 13:3; а при рецессивном эпистазе 9:3:4.

Решение типовой задачи
У лошадей серая доминирующая масть, связанная с ранним поседением, перекрывает все другие масти. При скрещивании се­рой лошади генотипа ССВВ с рыжей, генотипа ccbb, в F1 все потомки будут серыми с генотипом СсВb. При скрещивании потомков F1 между собой в F2 наблюдается расщепление по фенотипу: 12 серых, 3 вороных и 1 рыжая. Аллель серой масти (С) перекрывает действие других независимых генов окраски. Все лошади, имеющие в генотипе аллель С, будут серыми. Если аллель С отсутствует, при наличии в генотипе аллеля В лошадь будет вороной. Объясните результаты, определите генотипы исходных родительских форм.


Дано: Решение задачи:

Ингибитор окраски – С Р ♀ ССВВ Х ♂ссbb

Проявление окраски – В Гаметы CD cb



F1 СсBb

Р ? Фенотип серая

F1-? единообразие F1

Р ♀ СсBb X ♂СсBb




СB

СB

Сb

Сb

сB

сB

сb

сb
Гаметы

F2: 9 С_В_ : 3 С_ вв : 3 ссВ_ : 1 ссвв

серая : серая : вороная : рыжая

Решетка Пеннета:






Гаметы







СB


Сb


сB


сb

СB

CCBB


Серая

CCBb


Серая

CcBB


Серая

CcBb


Серая

Сb

CCBb

Серая


CCbb


Серая

CcBb


Серая

Ccbb


Серая

сB

CcBB

Серая


CcBb


Серая

ccBB


Вороная

ccBb


Вороная

сb

СcBb

Серая



Ccbb


Серая

сcBb


Вороная

ccbb


Рыжая

Ответ: 1.Масть у лошадей контролируется двумя независимо наследуемыми генами, взаимодействующими по типу доминантного эпистаза с расщеплением 12:3:1.



  1. Генотип родителей серая масть – ССВВ, рыжая – ссbb, генотип гибридов F1 – CcBb.


Полимерией называется такое явление, когда развитие того или иного признака организма обусловлено взаимодействием двух или более пар генов, оказывающих сходное воздействие на развитие этого признака.

По типу полимерии наследуются все количественные признаки (масса, прирост, яйценоскость и т.д.)

Полимерные гены обозначаются одинаковыми буквами с соответствующим индексом (А1А1 А2А2 А3А3). При полимерии у потомков F2 может быть расщепление: 15:1.
Решение типовой задачи
Допустим, что различие по урожайности между двумя чистыми сортами овса, один из которых дает около 4 г. зерна, а другой – около 10 г. на одно растение, зависит от трех несцепленных полигенов А1, А2. Каковы будут фенотипы F1 и F2 от скрещивания между этими сортами?
Дано: Решение задачи:

10г. зерна — А1А1 А2А2 Р ♀ А1А1 А2А2 X ♂ а1а1 а2а2

4г. зерна — а1а1 а2а2 Гаметы А1 А2 а1 а2

F1 А1а1 А2а2



F1 - ? Фенотип 7 г.

F2 -? единообразие F1

Р ♀ А1а1А2а2 X ♂ А1а1А2а2


А1 А2

А1 А2

А1 а2

А1 а2

а1 А2

а1 А2

а1 а2

а1 а2
Гаметы

F2 : 1/16 А1 А1 А2 А2 – 10г

4/16 А1 А1 А2 а2 – 8,5г

6/16 А1 а1 А2 а1 – 7г

4/16 А1 а1 а2 а2 – 5,5г

1/16 а1 а1 а2 а2 – 4г


Решетка Пеннета:





Гаметы






А1А2




А1а2



а1А2



а1а2


А1А2



А1 А1 А2 А2

10 г

А1 А1 А2 а2

8,5г

А1 а1 А2 А2

8,5г

А1 а1 А2 а1


А1а2


А1 А1 А2 а2

8,5

А1 А1 а2 а2


А1 а1 А2 а2


А1 а1 а2 а2

5,5г

а1А2


А1 а1 А2 А2

8,5г

А1 а1 А2 а2



а1 а1 А2 А2


а1 а1 А2 а2

5,5г

а1а2


А1 а1 А2 а2



А1 а1 а2 а2

5,5г

а1 а1 А2 а2

5,5г

а1 а1 а2 а2




Ответ: 1. Фенотип F1 - урожайность зерна на одно растение равно 7 г.

2. Фенотип F2 – 1 часть растений с урожайностью 10 г., 4 – с урожайностью 8,5 г., 6 – с урожайностью 7 г., 4 – с урожайностью 5,5 г., 1 – с урожайностью 4 г.

Задачи


  1. В первом поколении от скрещивания зеленого и белого волнис­тых попугайчиков все потомство оказалось зеленым. Во втором поколе­нии выделяются фенотипические классы в следующем отношении: 29 зе­леных, 8 желтых, 9 голубых, 2 белых попугайчиков. Каковы генотипы родителей и потомков? Какие еще два фенотипических класса попугаев можно скрестить, чтобы получить такое же расщепление в F2?

  2. От скрещивания платиновой норки с серебристо-соболиным самцом было получено 6 коричневых норок и 5 серебристо-соболиных. При скрещивании той же самки с другим серебристо-соболиным самцом в нескольких пометах получили: 7 — серебристо-соболиных, 6 — с очень редкой и красивой окраской «дыхание весны», 8 — коричневых, 6 — пла­тиновых норок. При скрещивании между собой двух норок с окраской меха «дыха­ние весны» в потомстве всегда выщеплялась примерно треть особей с платиновой окраской. Определите генотипы родителей и потомков. Как наследуется окраска меха «дыхание весны» у норок? Какого потомства следует ожидать от скрещивания норок с окраской меха «дыхание вес­ны» с коричневым самцом?

  3. В зверохозяйстве «Дар Валдая» скрещиваются две линии норок с бежевой и серой окраской меха. У гибридов F1 наблюдается коричне­вая окраска меха (дикий тип). У гибридов F2 получили следующее рас­щепление: 14 серых, 46 коричневых, 5 кремовых, 16 бежевых норок. Как наследуются эти окраски? Какое может быть получено потомство от скрещивания гибридных коричневых норок с кремовыми?

  4. От скрещивания зеленых и алых меченосцев в первом поколе­нии все рыбки были кирпично-красной окраски, а во втором поколе­нии получено 50 кирпично-красных, 5 лимонных, 18 алых и 17 зеленых. Как наследуется окраска тела у меченосцев? Определите генотипы исходных родительских форм рыб. Что получится, если скрестить алых меченосцев с лимонными?

  5. Белое оперение у кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашен­ное оперение, рецессивный — белое оперение. В другой паре доминан­тный ген подавляет окраску, рецессивный — не подавляет окраску.

А) При скрещивании белых кур получено потомство из 1680 цып­лят. Среди них 315 цыплят имели окрашенное оперение, а остальные — белое. Определите генотипы родителей и окрашенных цыплят.

Б) На птицеферме скрещивали белых кур с пес­трыми и получили 5055 белых цыплят, окрашенных — 3033. Определи­те генотипы родителей и потомства.

В) На птицефабрике «Алексеевская» от скрещивания кур белой и пестрой окраски получено 917 пестрых и 915 белых цыплят. Определить генотипы родителей и потомства.


  1. При скрещивании черных собак породы коккер-спаниель по­лучается потомство четырех мастей: 18 черных, 6 рыжих, 6 коричневых, 2 светло-желтых щенка. Черный коккер-спаниель был скрещен со свет­ло-желтым. От этого скрещивания в потомстве был светло-желтый щенок. Какое соотношение мастей в потомстве можно ожидать от скре­щивания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним гено­типа?

  2. У человека имеется несколько форм наследственной близору­кости: умеренная (от -2,0 до -4,0) и высокая (выше -4,0). Они обус­ловлены аутосомными доминантными (А и В) несцепленными между собой генами. В семье, где мать была близорукой, а отец имел нормаль­ное зрение, родилось двое детей: дочь и сын. У дочери оказалась уме­ренная форма близорукости, а у сына высокая.

  3. Форма гребня у кур может быть листовидной, гороховидной, розовидной и ореховидной. При скрещивании кур, имеющих орехо­видные гребни, потомство получилось со всеми четырьмя формами гребней в отношении: 9 ореховидных, 3 гороховидных, 3 розовидных, 1 листовидный. Определите вероятные соотношения фенотипов в потомстве от скрещивания получившихся 3 гороховидных особей с 3 розовидными особями

  4. Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами среды и условно ограничиться лишь тремя парами генов, то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все рецессивные гены и рост 150 см, самые высокие — все доминантные гены и рост 180 см.

А). Определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам ге­нов роста.

Б). Низкорослая женщина вышла замуж за мужчину среднего роста. У них было четверо детей, которые имели рост 165 см, 160 см, 155 см и 150 см. Определите генотипы родителей и их рост.



  1. У разводимых в звероводческих хозяйствах норок цвет меха определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Доминантные гены обоих аллелей определяют коричневую, а рецессив­ные — платиновую окраску меха.

А) Какое потомство получится при скрещивании двух гетерозигот­ных по обеим парам генов норок?

Б) При скрещивании каких родительских пар все потомство ока­жется коричневым?



  1. При скрещивании кур с розовидным и гороховидным гребнем, все потомство оказалось с ореховидными гребнями. Возвратное скре­щивание их с родителями, имеющими розовидный гребень, дало поло­вину потомков с ореховидным гребнем и половину с розовидным. При скрещивании потомков F1 друг с другом помимо уже имеющихся форм гребня в потомстве появились особи с простым листовидным гребнем (примерно 1/16 часть). Как это можно объяснить? Как наследуется форма гребня у кур?

  2. У человека описаны две формы глухонемоты, которые опре­деляются рецессивными аутосомными несцепленными генами. Како­ва вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты и являются гетерозигот­ными по второй форме глухонемоты?

  3. Какова вероятность рождения глухонемых детей в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты и одновременно являются гетерозиготными по другой форме глухонемоты?

  4. Глаукома у взрослых людей наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая — ре­цессивным аутосомным, не сцепленным с первым геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов? Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в семье, где один из родителей болен и является гетерозиготным по обоим парам генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обоим генов?

  5. У человека известно два вида наследственной слепоты, каж­дая из которых определяется собственным рецессивным аутосомным геном. Эти гены находятся в разных хромосомах. Определите вероятность рождения ребенка слепым, если мать и отец страдают разными видами наследственной слепоты (имея в виду, что по обеим парам генов они гомозиготны).

  6. Определите вероятность рождения слепого ребенка, если известно, что родители его зрячие, но обе бабушки страдают одинаковым видом наследственной слепоты и являются гомозиготными по доминантному аллелю другого гена. В родословных со стороны дедушек наследствен­ной слепоты не отмечено.

  7. Белое оперение у кур определяется двумя парами несцеплен­ных генов. В одной паре доминантный аллель определяет окрашенное оперение, рецессивный — белое. В другой паре аллелей доминантный ген подавляет проявление окраски, рецессивный — не влияет на про­явление окраски.

А) При скрещивании белых кур было получено 1680 цыплят, из них 315 окрашенных, а остальные — белые. Определите генотипы белых и окрашенных цыплят.

Б) На птицеферме скрещивали белых кур с пестрыми и получили 5055 белых цыплят и 3033 окрашенных. Определите генотипы родите­лей и потомства.



  1. У рыжего таракана прусака известны две доминантные мутации по окраске тела: бледное тело и черное тело. При скрещивании двух тараканов с бледным телом, в потомстве выщепилась 1/8 часть пруса­ков дикого типа и 1/8 часть особей с черным телом. Определите харак­тер взаимодействия генов и генотипы обоих родителей.

  2. При скрещивании кроликов агути с черными в первом поко­лении получили крольчат с окраской агути, а во втором — 8 агути, 17 черных, 6 голубых крольчат. Объясните полученные результаты и определите генотипы родите­лей. Как проверить правильность Вашего предположения?

  3. От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потом­ства большого числа браков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные и белые потомки, му­латы, а также темные и светлые мулаты. Определите количество генов, обусловливающих окраску кожи, ха­рактер их взаимодействия, генотипы родителей и потомков. Может ли от брака белой женщины с мулатом или африканским негром родиться совершенно черный ребенок — негр? Почему?

  4. Различие в длине шерсти у овец обусловливается взаимо­действием трех пар однозначных генов, имеющих кумулятивный эф­фект. У одной породы овец, имеющей все гены в доминантном состо­янии, длина шерсти составляет 42 см, а у другой, имеющей все гены в рецессивном состоянии, длина шерсти равна 12 см. При скрещивании гетерозиготных по всем парам генов овец с такими же баранами полу­чено 64 ягненка. Сколько ягнят будет иметь такую же длину шерсти, как и родите­ли; какой длины (более короткой или более длинной) будет шерсть у остальных ягнят?

  5. При скрещивании собак коричневой масти с белыми все по­томство имело белую масть. От скрещивания собак F1 между собой получено 40 белых, 11 черных и 3 коричневых щенка. Определите ге­нотип родителей и потомков.

  6. У лошадей ген С обусловливает серую масть и является эпи-статичным по отношению к гену В, обусловливающему вороную масть. При генотипе гомозиготном по обеим парам рецессивных генов масть рыжая (гнедая). От спаривания лошадей вороной линии с лошадьми серой масти, несущих гены вороной окраски, получено 12 потомков, Какое будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?

  7. Уши кроликов породы Баран имеют длину 28 см, а у других пород — 12 см. Различия в длине ушей зависят от двух пар генов с ку­мулятивным действием. В генотипе кроликов породы Баран все гены доминантные, а у обычных пород кроликов — рецессивные. Скрещивали кроликов породы Баран с обычными кроликами. Ка­кова длина ушей кроликов F1? Сколько будет генотипов в F2? Сколько кроликов F2 будут давать при разведении «в себе» нерасщепляющееся потомство?

  8. У кур живая масса определяется двумя парами неаллельных генов, которые в гомозиготном рецессивном состоянии определяют ми­нимальную массу, а в гомозиготном доминантном — максимальную массу. От скрещивания гетерозиготных кур из F1 с петухом, имеющим максимальную массу, получено 16 цыплят. Цыплята каких фенотипов и генотипов будут получены? Сколько цыплят будет иметь такую же массу, как у петуха?

  9. При скрещивании серебристо-голубых норок с алеутскими сам­цами в потомстве получают норок стандартной окраски. При скрещи­вании между собой стандартных норок в F2 ожидается получение алеутских, серебристо-голубых, сапфировых и стандартных норок. Каково соотношение норок различной окраски?

  10. При скрещивании кур породы белый леггорн IIСC с петухом породы белый плимутрок (iicc) в F2 наряду с белыми появляются окра­шенные цыплята в соотношении, примерно 13 белых на 3 черных. В этом случае доминантный ген I является ингибитором другого доминантно­го гена (С) черного оперения. Поясните эту форму наследования.

  11. Породы кур с оперенными ногами гомозиготны по двум па­рам доминантных генов А1А1А2А2, а породы с неоперенными ногами имеет генотип alala2a2. При скрещивании пород кур с оперенными и неоперенными нога­ми все потомство F1, единообразно, с оперенными ногами. Проведите анализ расщепления по фенотипу у потомства F2.

  12. Сплошная окраска у кроликов зависит от четырех доминант­ных аллелей 1А1А2А2А3А3А4А4), а белая масть обусловлена рецессив­ными (а1а1а2а2азаза4а4). Величина окрашенных участков тела зависит от числа доминантных аллелей в генотипе животных. При спаривании го­мозиготных особей в F1 получают тетрагибридных, единообразных животных с генотипом А1а1А2а2Аза3А4а4. Какое расщепление тетрагибридов по фенотипу будет в F2?


4. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Гены, расположенные в половых хромосомах, называются сцепленными с полом.

В любом кариотипе имеется одна пара половых хромосом, а остальные -аутосомы. Половые хромосомы XX определяют гомогаметный пол и чаще женский; ХУ - гетерогаметный пол и чаще мужской. Однако, бывает и наоборот, например, у некоторых видов птиц, рыб и насекомых.

Половые хромосомы X и У отличаются друг от друга по морфологии и по содержанию генов: У - хромосома генетически инертна, т.е. она или совсем не содержит аллелей генов - как у дрозофилы, или очень мало, например, как у человека. Поэтому, любая рецессивная аллель у гетерогаметного пола будет иметь фенотипическое проявление, т.к. в У - хромосоме нет противоаллели (кроме редких случаев).

У человека известны случаи наследования признаков, сцепленных с полом. К ним относятся, в частности, дальтонизм, гемофилия и др. В У-хромосоме выявлен ген гипертрихоза - рост волос по краю ушной раковины; перепончатость пальцев ног и д.р.

Учитывая, что у людей гетерогаметным полом является мужской, поэтому заболевания, обусловленные генами в Х-хромосоме, чаще проявляются у мужчин, а передатчиками этих заболеваний являются фенотипически здоровые женщины, несущие данные гены в гетерозиготном состоянии. Признаки, обусловленные генами в У-хромосоме будут передаваться только от отца к сыну.

Решение типовой задачи
Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосо­мой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отме­ченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Какова вероятность рождения следующего сына с аномалией зубной эмали?
Дано: Решение задачи:

Гипоплазия – А Р ♀ ХАХа Х ♂ ХАY

Нормальные зубы – а Гаметы ХА Ха ХА Y

F1 - ? F1 ХАХА : ХАХа : ХАY : ХаY



Ответ: Вероятность рождения сына с аномалией равна 50%.
Задачи


  1. Полосатая окраска (В) или ее отсутствие (в) сцеплены с полом,
    а гены наличия гребня (С) или его отсутствие (с) с локализованы в од­ной из пар аутосом. Две полосатые птицы (самец и самка) с нормаль­ным гребнем дали двух цыплят: полосатого петушка с гребешком и
    неполосатую курочку без гребешка. Определить: генотипы родительских пар; ожидаемое распределение потомства по полу, полосатости и наличию или отсутствию гребня в дальнейшем от скрещивания этих особей.

  2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на женщине, не имеющей этой болезни. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, кото­рые вступают в брак с нестрадающими гемофилией лицами. Обнару­жится ли у внуков вновь гемофилия, и какова вероятность появления больных детей в семьях дочерей и сыновей? Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак с нормальной женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здо­ровых детей.

  3. Пигментный ретинит (прогрессирующее сужение поля зрения усиливающаяся ночная слепота, нередко приводящая к полной слепоте может наследоваться тремя путями: как аутосомный доминантный признак, как аутосомный рецессивный и как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где мать больна пигментным ретинином и является гетерозиготной по всем трем парам генов, а отец нормален по всем трем признакам и здоров.

  4. У молодых цыплят нет заметных половых признаков, а между тем экономически целесообразно установить для будущих петушков и курочек различные режимы кормления. Нельзя ли для выявления пола воспользоваться тем обстоятельством, что ген, определяющий черную или
    рябую окраску, находится в Z-хромосоме, причем рябая окраска доми­нирует? Различия между обеими окрасками становятся заметными сразу же после вылупления цыплят.

  5. У индеек бронзовой породы наблюдается наследственный при­ знак своеобразного дрожания («вибрирование»), обусловленный рецессивным геном v, сцепленным с полом. Жизнеспособность такой птицы нормальная. При спаривании нормальной индейки с «вибриру­ющим» индюком получено 36 потомков. Все потомки женского пола
    аномальны, а потомки мужского пола нормальны. Каковы их генотипы? Как объяснить это явление?

  6. У бронзовых индеек вибрация (дрожание) тела передается ге­ном, сцепленным с полом (с Z-хромосомой). При спаривании вибрирующих индюков и нормальных самок в F, все самки были вибрирую­щими, а самцы — нормальными. Определите, какой из двух признаков доминирует, и установите генотипы родителей.

  7. Известно, что «трехшерстные» кошки — всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х-хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при со­четании рыжего и черного цвета формируются «трехшерстные» особи. Какова вероятность получения в потомстве «трехшерстных» котят от скрещивания «трехшерстной» кошки с черным котом? Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?

  8. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х-хромосо­мой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали отме­ченной аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет их второй сын?

  9. У человека ген, вызывающий одну из форм цветовой слепоты, или дальтонизм, локализован в Х-хромосме. Состояние болезни вызывается рецессивным геном, состояние здоровья — доминантным. Девушка с нормальным зрением, отец которой страдал цветовой слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого так­же страдал цветовой слепотой. Какое зрение следует ожидать у детей от этого брака?

  10. Мужчина и женщина с нормальным зрением имеют:

а) сына-дальтоника, имеющего нормальную дочь;

б) нормальную дочь, имеющую одного нормального сына и одного сына-дальтоника;



в) нормальную дочь, имеющую пятерых нормальных сыновей.
Каковы генотипы родителей, детей и внуков?

  1. Гипертрихоз наследуется как признак, сцепленный с Y-xpoмосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в се­мье, где отец страдает гипертрихозом?

  2. Гипертрихоз наследуется как рецессивный, сцепленный с Y-хромосомой признак, который проявляется лишь к 17 годам жизни. Одна из форм ихтиоза наследуется как рецессивный признак, сцепленных с Х-хромосомой. В семье, где женщина нормальна по обоим признакам,
    страдает гипертрихозом, родился мальчик с признаками ихтиоза. Определите вероятность проявления у этого мальчика гипертрихоза. Определите вероятность рождения в этой семье детей без обеих аномалий, какого они будут пола.

  3. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия (смерть в 10—20 лет) в некоторых семьях зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчи­ков. Почему? Если больные мальчики умирают до деторождения, то по­чему эта болезнь не элиминируется из популяции?

  4. В Северной Каролине (США) изучали появление в некоторых семьях лиц, характеризующихся недостатком фосфора в крови. Это явление было связано с заболеванием специфической формой рахита, не поддающейся лечению витамином D. В потомстве от браков 14 муж­чин, больных этой формой рахита, со здоровыми женщинами родились 21 дочь и 16 сыновей. Все дочери страдали недостатком фосфора в крови, а все сыновья были здоровы. Какова генетическая обусловлен­ность этого заболевания? Чем оно отличается от гемофилии?

  5. Ангидрозная эктодермальная дисплазия (отсутствие потоотде­ления, нарушение терморегуляции) передается у людей как рецессив­ный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Юноша, не страдающий, этим недостатком, женится на девушке, отец которой лишен потовых желез, а мать и ее предки здоровы. Какова вероятность того, то дети от этого брака будут страдать отсутствием потовых желез?

  6. Нормальная женщина выходит замуж за мужчину, больного ангидрозной дисплазией. У них рождаются больная девочка и здоровый сын. Определите вероятность рождения следующего ребенка без аномалии.

  7. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за го­лубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Какого потомства можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген цветовой слепоты — как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой?

  8. Гипертрихоз передается через Y-хромосому, а полидактилия — как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать — полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребе­нок в этой семье будет также без обеих аномалий?

  9. Женщина правша с карими глазами и нормальным зрением вышла замуж за мужчину правшу, голубоглазого и дальтоника. У них родилась голубоглазая дочь левша, страдающая дальтонизмом. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет голубоглазым, левшой и дальтоником, если известно, что карий цвет глаз и умение владеть правой рукой — доминантные аутосомные несцепленные между собой признаки, а дальтонизм — рецессивный, сцепленный Х-хромосомой признак? Какой цвет глаз возможен у больных детей?

Литература





  1. Алтухов Ю.П., Глазер В.М., Ким А.И., Орлова Н.Н., Удина И.Г. Задачи по современной генетике, Книжный дом Университет, 2005, 224с.

  2. Бакай А.В., Кочиш И.И., Скрипниченко Г.Г Генетика Учебник для вузов КОЛОСС, 2006, 447с.

  3. Вавилов Ю.Л. Сборник задач по генетике (методическое пособие для практических занятий), Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008.- 101с.

  4. Гинтер Е.К Медицинская генетика: Учебник М., Медицина, 2003, 448с.

  5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика, изд. Новосибирского ун-та, Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2002, 459с.


Решение задач по генетике
Учебное пособие

Составитель:

Копылова Светлана Вячеславовна
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».

603950, Нижний Новгород, проспект Гагарина,23.


Подписано к печати. Формат 60×84 1/16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл.печ.л.2,2. Уч.-изд.л.1,9

Заказ. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии госуниверситета им. Н.И.Лобачевского

603600, г.Н.Новгород, ул. Большая Покровская, 37

Лицензия ПД № 18-0099 от 14.05.01.







скачать файл



Смотрите также:
Решение задач по генетике Учебно-методическое пособие
470.01kb.
Учебно-методическое пособие разработано старшим преподавателем кафедры экологии и природопользования, кандидатом биологических наук Т. В. Денисовой
619.14kb.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»
822.57kb.
Учебно-методическое пособие по курсу «управление банковским продуктом»
352.92kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению №030900 Юриспруденция, квалификация бакалавр
829.56kb.
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
726.04kb.
Учебно-методическое пособие Cаратов 2011 Б53 Диканев Т. В спектральный анализ сигналов. Учебно-методическое пособие для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий. Саратов, 2011. 24 с
242.38kb.
Учебно-методическое пособие для контроля знаний студентов, обучающихся по специальностям 1-74 03 01«Зоотехния» и1-74 03 02 «Ветеринарная медицина»
434.15kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история
745kb.
Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений Саранск 2012
1172.79kb.
С. И. Валиулина Полевая археологическая практика Казанского государственного университета. Учебно-методическое пособие
274.58kb.
С. В. Сташевский основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения учебно-методическое пособие
1018.55kb.