gazya.ru страница 1
скачать файл

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ.

Роль пищи в сохранении здоровья

(Материал для беседы с родителями)
Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят и правильное рациональное питание.

Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Связь питания и здоровья была подмечена еще в древности. Люди видели, что от неправильного питания дети плохо растут и развиваются, взрослые болеют, быстро утомляются, плохо работают и погибают.

В XVII веке адмирал английского флота Джордж Ансон в сражениях с испанской флотилией не потерял ни одного солдата, а от вспыхнувшей на кораблях цинги у него погибло 800 человек из 1000. Отсутствие витаминов в пище оказалось сильнее и опаснее оружия врагов.

После того, как на Алеутские острова в 1912 году были завезены рафинированные продукты (сахар, мука, консервы), у детей быстро распространился кариес зубов и уже в 1924 году почти все молодое население Алеут, употреблявшие новую завезенную пищу, страдало от кариеса (из исследований E. Nuron). История пестрит подобными случаями. Наблюдения показывают зависимость возникновения язв, опухолей и других заболеваний ЖКТ и других систем организма от качества пищи, недостаточности в ней витаминных комплексов. Одновременно с этим можно привести примеры и обратной зависимости, когда с улучшением питания значительно снижалось заболеваемость населения.

Основные нарушения в питании, наблюдаемые в различных возрастных и профессиональных группах обычно одинаковы. Это, в первую очередь, избыток в пище углеводов и жиров животного происхождения и дефицит овощей, фруктов и ягод, а также наиболее страшное последствие изменения ритма жизни – нарушение режима питания.

Каждое из этих нарушений, даже отдельно взятое, может влиять на состояние здоровья человека. Я попробую проанализировать каждое из этих нарушений.

При избытке углеводов, особенно чистых сахаров, физиологически в организме происходит задержка воды, отмечается отечность и постозность, повышается расход витамина В1 и как результат–дефицит В1, ведущий к нарушению деятельности ЦНС. В организме появляются неокисленные продукты, повышается уровень пировиноградной кислоты, а значит и увеличение ацидозного состояния всего организма. Увеличение биосинтеза холестерина с увеличением жирообразования (возникает опасность возникновения атеросклероза и ожирения). Понижаются защитные свойства организма, увеличивается риск заболеваемости онкологическими болезнями и сахарным диабетом из-за нарушения функционирования поджелудочной железы. Не стоит забывать и кариес.

Исследования в США показали, что увеличение сердечно-сосудистых заболеваний совпадает с общим увеличением потребления сахара. Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что потребление большого количества сахара (особенно белого рафинированного). При правильном построении питания надо стремиться к уменьшению потребления белого сахара за счет искусственных заменителей сахара, меда, вареньев, плодово-ягодных культур.

Что касается избытка животных жиров и дефицита жиров растительного происхождения, то для избежания этого нарушения в питании нет особых сложностей. Надо лишь довести до населения сведения о необходимости вводить ежедневно в рацион 20-30 грамм растительных жиров, вместо 5-10, так как исключая из рациона питания растительные жиры, человечество лишает себя полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), в особенности линолевой и линоленовой, которые весьма важны для деятельности сердечной мышцы, клеток печени мозга и гонад. Они являются строительным материалом клеточных мембран, соединительной ткани, миелина и входят в состав нуклеиновых кислот. ПНЖК повышают выведение холестерина из организма и увеличивают эластичность сосудов. Также, сохраняя определённый необходимый уровень иммунной системы, защищает организм от радиации. При недостатке ПНЖК холестерин соединяясь с насыщенными жирными кислотами откладывается в стенках сосудов и как результат – повышается заболеваемость тромбозами и опухолями могут появляться язвы желудка.

Дефицит овощей, фруктов, ягод более серьезен и трудно устраним. Изучения питания и самой пищи, проведенное различными авторами в разных странах мира показало, что потребление овощей оставляет желать лучшего.

Значение же их огромно. Они являются поставщиком углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ. Овощи и фрукты повышают аппетит и способствуют усвоению другой пищи, выводят токсины, обладают бактерицидными свойствами, нормализуют деятельность ЦНС, ПНС и ЖКТ, повышают работоспособность человека, обладают органолептическими свойствами, предавая потребляемой пище различный вкус. Овощи делают рацион питания более вкусным и полезным. Овощи, фрукты и ягоды занимают почетное место в диетическом и лечебном питании. Некоторые из них усиливают лактацию, сказываются и на качестве грудного молока. По данным института питания АМН в среднем на человека в день необходимо 500-700 грамм этих продуктов. При этом это должно содержать не менее 10-15 наименований.

Приходиться признавать, что попытки заменить овощи другими продуктами и искусственными добавками не увенчались успехом.

О благотворном влиянии овощей люди знали еще в глубокой древности. Гиппократ лечил нервные расстройства сельдереем. Основатель фитотерапии Амбродик-Максимович писал в 1785 году, что самая лучшая пища приготавливается из растений. В настоящее время значение овощей, фруктов и ягодных культур подтверждено научными данными.

Уменьшение в рационах питания доли овощей, богатых клетчаткой, небезразлично, т.к. недостаток клетчатки является одним из факторов риска заболеваний ЖКТ, сахарным диабетом, атеросклерозом, ИБС. Уровень холестерина в крови напрямую зависит от клетчатки. И, хотя механизм действия клетчатки ещё недостаточно изучен, уже известно, что метилцеллюлоза связывает аммиак в толстом кишечнике, пищевые волокна связывают воду, являясь также абсорбентами органических веществ, усиливают эвакуаторную функцию кишечника, выводят жир и желчные кислоты.

Но, к сожалению, растения подвержены сезонности произрастания, климатическим условиям среды, играет роль и недооценка овощей населением.



Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье. Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех-пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона на отдельные приемы, увеличение ужина до 35-65% вместо 20%, увеличение интервалов между приемами пищи с 4-5 до 7-8. Забываются заповеди народной мудрости о питании: «Укороти ужин – удлини жизнь; Разумно есть – долго жить».

За многие годы были сформулированы три правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. К сожалению, убыстрение темпа жизни современного человека, на всех стадиях жизни отбрасывается все эти правила. Взять бы всех студентов, которые в погоне за знаниями напрочь уходят от заботы о своем здоровье. Виновны не только они сами, но и образовательная система, само общество, хотя кому будет нужен больной новоиспеченный инженер.

На данном этапе одной из основных задач является внедрение в практику научных основ питания. Уже появились научно-обоснованные концепции питания (Л.В.Баранов основал «Школу рационального питания»). Не надо забывать и о корректировании энергетической емкости пищи для разных групп населения.

Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Фактор питания является одним из важнейших в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности. Поэтому важно не только организовать централизованный выпуск питательных добавок и витаминных комплексов, но и обратить особое внимание населения на проблемы разумного потребления пищи, используя для этого различные возможности санпросвет работы.



Классный час в 5 классе

«Мы едим для того, чтобы жить»
Цель: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания.

Оборудование: плакаты “Здоровое питание”, «Польза витаминов», таблички с витаминами, рецепты кулинара «Всезнайки».

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему. “Здоровый образ жизни” - это словосочетание в последнее время слышится очень часто.

- А как вы думаете, ребята, что значит вести здоровый образ жизни?



(Ответы детей).

Учитель: Ребята, “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сегодня.

Тема нашего классного часа - “Мы едим для того, чтобы жить».

Учитель: Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.

- А какой должна быть еда? (Вкусной, разнообразной)

- Почему? (В разных продуктах содержатся разные питательные вещества и витамины).

Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.

(Повесить вывеску: Здоровое питание: )

Учитель: Все ли жители Земли едят одинаково?

1 Ученик: Нет. В одних краях едят только свежие фрукты и овощи, да еще орехи и насекомых.

2 Ученик: В других – сырое мясо и рыбу.

3 Ученик: В третьих - молоко во всех его возможных видах.

Учитель: Правильно, и перечислять можно долго. Но что удивительно: во всех этих столь непохожих культурах питания дети нормально растут и развиваются! Что же, значит, нет никаких «законов питания», можно есть все, что хочется? На самом деле, это не так. Законы питания есть, и они твердо установлены современной наукой. Вот только знанием этих законов могут похвастаться, к сожалению, далеко не многие. А нам нужно их знать, чтобы не совершать ошибок, чтобы ваше питание было максимально полезным, вкусным и безопасным.

1 Ученик: А что такое законы питания?

Учитель: Человек берет свою энергию, которая позволяет ему ходить и бегать, говорить и писать, рубить дрова и строить дома, сражаться с врагом, только из пищи, другого источника нет. Из чего же состоит наша пища? Что в составе нашей пиши главное, без чего человек, в том числе и ребенок, не может жить? Кто из вас знает?

2 Ученик: Я читал, что пища человека бывает растительного и животного происхож-дения. Растительная пища крайне необходима для организма человека, она редко бывает богата жирами, кроме орехов, а животная пища содержит большое количество жира.

3 Ученик: В Особенно это относится к свинине и баранине, а также к продуктам, сделанным из мясного фарша (котлеты, сосиски, колбасы).

Учитель: Да, ребята, правильно, животные жиры, в том числе сливочное масло, в отличие от растительных, практически не несут в себе витаминов, но в малых количествах они также необходимы нашему организму. Вот почему детей ни в коем случае нельзя ограничивать в употреблении животной пищи – как минимум молока и яиц, а также рыбы.

1 Ученик: А вот я люблю блюда из овощей и всегда помогаю маме на кухне.

Всезнайка: Молодец. Но вначале прислушайся к моим советам, прежде, чем начнешь хозяйничать на кухне.

Посмотри на свои руки, чистые ли они. Но руки – это еще не все. Теперь взгляни на себя в зеркало. Посмотри на свою прическу и во что ты одет. В одежде, в которой гуляешь или играешь дома, не готовят. Надо обязательно надеть фартук, а если у тебя длинные волосы, надень косынку. Теперь ты настоящий поваренок.



Учитель: А ну-ка ребята, отгадайте старинную загадку: « На железном мосту солнышки растут, что это такое?».

2 Ученик : Я знаю, это подсолнухи.

3 Ученик : Нет, это оладьи.

Всезнайка: Правильно, их жарят из пшеничной муки, но можно их приготовить из картофеля.

2 Ученик : Из картофеля? Не может быть.

1 Ученик : Может, может… Моя бабушка тоже из картофеля готовит.

Учитель: Ребята, а кто знает, как картофель «завоевал» Россию? И что раньше его даже боялись сажать, чтобы не навлечь на свои поля беду. Узнайте к следующему разу историю разведения картофеля в России. А кто знает, какую непитательную пищу, особенно любимую детьми, есть вредно? Врачи называют ее мусорной едой.

Всезнайка: Кто часто смотрит рекламу, тот знает, что она пропагандирует чипсы, шоколадные батончики, пепси и кока-колу, так называемый фаст-фуд. От такой еды поправляются гораздо быстрее, чем от обычной калорийной пищи. А вы знаете, что пепси и кока-колу называют «жидкими леденцами».

2 Ученик : Почему?

Учитель: Нам достаточно в день десяти-двенадцати чайных ложек сахара в день. Примерно такое же количество содержится всего в одной пол-литровой бутылочке кока-колы, при бесконтрольном употреблении таких напитков можно получить множество болезней: от ожирения до остеопороза (хрупкость костей из-за вымывания кальция в организме).

2 Ученик : Почему, давайте лучше пить соки, они стимулируют наше пищеварении и усвоение пищи. Кто мне скажет, какие соки самые полезные?

Ученики : перечисляют соки (яблочный, томатный и др.)

Всезнайка: Самые полезные соки: гранатовый и морковный, они предупреждают преждевременное старение организма и развитие раковых заболеваний

Учитель: Сок винограда и крыжовника стимулирует обмен веществ. Очень полезны овощные соки: свекольный помогает при нервных перегрузках и стрессах, томатный хорошо утоляет жажду, он улучшает деятельность сердца, огуречный сок укрепляет сердце и сосуды, он также повышает аппетит и улучшает память, сок петрушки хорош для восстановления сил, не случайно еще в древности его ценили на вес золота.

Всезнайка: А тем, кто много работает у компьютера, полезно пить сок петрушки вместе с морковным. Ребята, я хочу у вас спросить, кто знает семь золотых правил приема пищи.
1 Ученик : Есть надо регулярно, и в одно и то же вовремя.

Всезнайка: В перерывах не перекусывать, избегать фаст-фуда, пепси и кока-колы, как можно меньше есть сладостей.

2 Ученик : За столом не читать, не разговаривать по телефону, не смотреть телевизор.

Учитель: Принимать пищу, не торопясь. Есть надо медленно, тщательно пережевывая.

Всезнайка: Еда должна быть разнообразной и вкусной, в меню должны обязательно присутствовать витамины в виде овощей и фруктов

3 Ученик : Есть надо часто, но мало (четыре раза в день).

Учитель: Последний прием пищи должен быть не позднее 19 часов. Не надо есть перед сном, можно выпить стакан молока или кефира или съесть яблоко.
Вывешивается плакат «Полезные витамины»:

Название

К чему приводит недостаток

В чем содержится

Витамин С

Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи

Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи

В1 (тиамин)

Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка

Пшеничные отруби, клубника, печень, почки

В2 (рибофлавин)

Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта

Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры

В2 (пиридоксин)

Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость

Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы

В12

Анемия

Печень, почки

РР (никотиновая кислота)

Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства

Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки

Витамин А

Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения

Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир

Витамин Е

Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца

Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы

Учитель: Витамины-это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины. (Выходят Витамины, несут подносы с продуктами).

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять?

Заключение. Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье,


Оно для дальнего пути – Главнейшее условие.

А вот вам задание к нашей следующей встрече. Ответьте на вопросы анкеты:



Питание и Я

1. Когда ты съедаешь больше еды:



  • в первой половине дня;

  • во второй половине.

2. Делаешь ли ты зарядку?

  • да;

  • нет.

3. Занимаются ли кто-нибудь в твоей семье спортом?

  • борьба шейпинг;

  • бег велосипед;

  • теннис лыжи;

  • бассейн фитнесс.

3. Любишь ли ты уроки физкультуры?

  • да;

  • нет.

4. Охотно ли ты ходишь на нее?

  • да;

  • нет.

5. Если бы родители разрешили не ходить на урок физкультуры, ты бы

а) обрадовался;


б) огорчился;
в) все равно бы пошел;
г) все равно.

6. Какой отдых ты любишь?



  • активный (походы, экскурсии и т.д.);

  • пассивный (лежать и загорать на солнце).

7. Твоей любимой едой являются (поставь в порядке убывания):

а)  __________________________________________________


б)  __________________________________________________
в)  __________________________________________________
г)  __________________________________________________

8. Часто ли тебе удается питаться чипсами, кириешками, шипучками

а) каждый день;
б) только иногда;
в) готов есть всегда;
г) вообще не ем.

9. Напиши обычный рацион питания дома (что чаще всего ест ваша семья)

а) __________________________________________________
б) __________________________________________________
в) __________________________________________________
г) __________________________________________________
д) __________________________________________________
10. Домашний работы ты выполняешь с помощью бытовой техники?

да;
нет.

11. Если у тебя ничего не получается, тебя обидели, у тебя плохое настроение

а) ты “заедаешь” стресс;


б) не ешь ничего сладкого, мучного.

12. Новинки продуктов питания в твоей семье едят

а) часто;
б) нечасто;
в) не едим.

13. Как часто в твоей семье едят фаст-фуд и полуфабрикаты



а) больше 4 раз в неделю;
б) 3 раза в неделю;
в) 1–2 раза в неделю;
г) не едим вообще.
скачать файл



Смотрите также:
Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья
121.63kb.
Старение и здоровье (ко Всемирному Дню здоровья)
205.53kb.
Из устава ирландской полиции Глава первая
156.73kb.
Использование свободного программного обеспечения в образовании
32.01kb.
Пакет pspo
35.63kb.
Решение проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений невозможно без мер финансовой поддержки молодых специалистов выпускников педагогических вузов (ссузов)
203.23kb.
Человек и его здоровье
89.41kb.
Проблема загрязнения окружающей среды свинцом и его соединениями одна из наиболее актуальных экологических проблем в мире, в том числе и в России
27.71kb.
Урок здоровья: «Чистота залог здоровья»
100.75kb.
Скажем «нет» полицейскому произволу
21.42kb.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя… Профессия педагога одна из важнейших в современном мире
19.28kb.
Поль с. Брегг чудо голодания
621.99kb.