gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл





Принято на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогического Совета

Протокол № 8 от 22.08.2008г. директор МОУ - СОШ № 2

_____________ Н.В.Седюкова
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« Школа – модель предпрофильной подготовки

и профильного обучения обучающихся»

Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения: образовательный процесс.


Организация заявитель: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Асино.
Руководитель проекта:

Седюкова Наталья Валентинова, директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 города Асино.

База выполнения проекта: 1-11 классы, 699 участников из обучающихся.


Срок выполнения проекта: 09.2008 – 06.2013 года (5 лет)


Автор проекта:

Зайцева Светлана Энгельсовна

заместитель директора по

учебно – воспитательной работе

МОУ – СОШ №2 город Асино

Томской области

Описание проекта


  1. Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 2 города Асино Томской области

  2. Разработчики проекта:

  • Седюкова Н.В., директор МОУ – СОШ № 2 – автор проектной идеи.

  • Зайцева С.Э., зам. директора по УВР – куратор профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников, разработчик модели предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся, планирования реализации данного проекта, руководитель реализации проекта.

  • Сарычева М.О., – участник разработки модели предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся, планирования реализации данного проекта.

  • Баркова Ю.Н., педагог-психолог – разработчик системы психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе к профильному обучению и предпрофильной подготовки.

  • Микулич Н.В., социальный педагог, участник разработки модели предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся, разработчик программы эклюзивного обучения.

  • Весь педагогический коллектив школы принимает участие в реализации проекта, так как изменения произошли во всей педагогической системе образовательного учреждения.




  1. Тип проекта (проектной идеи)

- новый проект

- реализуемый проект

- реализованный проект




  1. Название проекта (проектной идеи): разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в рамках реализации программы модернизации образования РФ.

  2. Идея проекта: разработка системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения подрастающего поколения школы в рамках профилизации обучения.

  3. Проблема, на решение которой направлен проект (проектная идея):

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС НА ПРОФИЛИЗАЦИЮ ШКОЛЫ

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном, складывается в 9-м классе». При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

Наиболее эффективной нами видится именно целенаправленная, системная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители, взаимодействие с вузами. Необходимо понимание единства целей и задач всеми сторонами, чего, к сожалению, не скажешь на сегодняшний день. Если со стороны педагогов наблюдается единодушие, то со стороны родителей - отстраненность от школьных проблем, а дети зачастую не задумываются о выборе будущей профессии.

Выход из данной ситуации видится в следующем: школа должна стать не только местом обучения детей, но и центром профессиональной ориентации и социализации личности, а также культурным и оздоровительным центром. Следовательно, речь идет об инновационном процессе, затрагивающем не только все стороны школьной жизни, но и процессе, изменяющем роль и место нашей школы в обществе.

В процессе реализации проекта предполагается развитие и осуществление нескольких направлений педагогической работы (исследовательской, инновационной, экспериментальной), объединенных важнейшими приоритетами: личность участников образовательного процесса (учитель – ученик), развитие ее когнитивных способностей

(памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании), ориентированность на развитие творческих способностей; гуманизм – важная составляющая образовательного процесса, определяющего место человека в современном обществе.

В результате проводимого эксперимента за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно будут учитываться интересы и способности обучающихся, будут созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными запросами и профильное обучение станет средством дифференциации и индивидуализации обучения.

Кроме того, в процессе реализации проекта предполагается рост профессионального мастерства учителя за счет овладения новыми моделями обучения и современными технологиями, внедряемыми в учебно – воспитательный процесс школы.


7. Цели проекта:

* Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

* отработка школьной модели пофориентационной, предпрофильной подготовки и профильного обучения подрастающего поколения в условиях современной массовой школы.

* обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.


8. Задачи проекта:

*создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе;
* создать образовательную сеть специализированной подготовки учащихся 9-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
* апробировать новое содержание, формы и методы профилизации с учетом рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;
* наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
* раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
* осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;
* разработать, апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;
* повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива, обеспечить профессиональный рост педагогов;
* способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижений высокой квалификации в ней.
9 . Функции проекта:

Образовательная функция выражается

- в активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- в формировании самостоятельности и ответственности обучающихся;

- в формировании умения школьников планировать и организовывать свою деятельность.



Развивающая функция заключается в развитии творческого потенциала обучающихся, познавательных и личностных возможностей.

Диагностическая функция реализуется в том, что ученик, осуществляя активную пробу сил, выбирая траекторию своего развития, а в дальнейшем и профиль обучения, выявляет у себя наличие способностей, интересов, умений и навыков.
10. Этапы реализации проекта включают следующие направления -

I Профориентационную работу
II Предпрофильную подготовку
III Профильное обучение
в основу которых входят:

1. Гуманизация образовательных программ, расширение общекультурной составляющей образования (введение курсов, спецкурсов за счет школьного компонента и дополнительного образования).

2. Корректировка и создание авторских программ и учебных курсов в целях реализации проекта – концепции развития школы.

3. Внедрение дистанционного и сетевого обучения, новых моделей уроков и технологий в процессе реализации эффективного оптимального образования учащихся школы, видов деятельности учитель – ученик.

4. Оказание педагогической помощи учащимся с учетом образовательных услуг, проектирования жизненного самоопределения и выбора профессий на основе специализации по профилям: физико- математический с химическим модулем, социально – экономический.

5. Организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями района через образовательную сеть и сетевой учебный план.

6. Организация итоговой государственной и промежуточной аттестации с обязательной сдачей профилирующих предметов.

7. Проведение диагностики и прогнозирование развития личности учащихся, наблюдение за их мотивацией, личным опытом, развитием и здоровьем, через работу Методического совета и методических объединений школы.

8. Практическая апробация и коррекция управления реализацией проекта и мониторинга результатов.

Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями района, области; с социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями района. Программа осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы на всех ступенях обучения.


11. План реализации проекта

Учебный год

Этапы

Виды управленческой деятельности

Мероприятия

2007- 2009

I. Анали

тико – подготовитель

ный этап



*организация социологического опроса, определение тенденций социального заказа в образовательном округе;

*анализ и целенаправленное формирование кадровых, учебно – методических, материально – технических, финансовых ресурсов;

*укрепление внешних связей с ближайшими ОУ;

* организация блока дополнительного образования с целью предотвращения случайного выбора профиля.




* Изучение концепции модернизации образования,

концепции профильного обучения:

- учебно-методические семинары;

- педагогические советы.

* Просветительская деятельность:

- собрания учащихся, родителей, педагогов;

- стендовая информация;

- педагогические советы.

* Обучение педагогов формам и методам

организации образовательной деятельности в системе профилизации, к написанию и преподаванию

элективных курсов:

- проблемные семинары;

- заседания методических объединений;

- курсовая переподготовка.

* Организация диагностики, профессиональных

предпочтений учащихся.

* Подбор кадров

* Создание сети дополнительных образовательных услуг

* Организация сетевого взаимодействия с ОУ района :

- методические семинары;

-круглые столы.


2009 -

2011

II Проек

тировочно – подготовитель

ный этап



* обоснование модели профильной школы;

* определение профилей обучения и их апробация;

* обновление материально – технического обеспечения ОУ;

* проектирование и разработка содержания образования;

* организация мониторинга;

* повышение квалификации и профессиональной подготовки педагогов.



* Разработка:

- проекта модели программы;

- модели выпускника;

- проекта учебных планов;

- образовательных программ профильных курсов;

- нормативно – правовых документов;

- школьного расписания;

* Решение вопросов методического, материально –

технического обеспечения

* Совершенствование системы методической службы ОУ

* Обучение кадров

* Апробация учебных планов, образовательных программ,

школьного расписания


2011-2012

III Основ

ной этап


* отработка модели предпрофильной подготовки и профильного обучение в образовательном округе


* Создание организационно – педагогических условий

для реализации программы:



- учебная деятельность;

- исследовательская деятельность;

- творческая деятельность;

- проектная деятельность;

- трудовая деятельность;

* Оформление нормативно – правовой базы:

- портфолио;

- учебные практики

* Открытие профильных групп

* Сотрудничество с организациями и учреждениями муниципального образования.



2012/

2013

IV Завер

шаю

щий этап


* организация мониторинга, диагностики;

* подведение итогов работы.





* Экспертиза образовательной среды

* Оценка качества работы над программой

* Оформление наработок нормативно – правовой базы,

форм и методов обучения, организации образовательной

деятельности

* Определение перспективных направлений дальнейшей

деятельности




12. Ожидаемые результаты:


п/п

Направление

Ожидаемые результаты

1

Базисный учебный план

- Отработка механизма формирования учебных планов по информационно – технологическому и социально – гуманитарному профилям.

- Обеспечение углубленного изучения дисциплин, включенных в учебный план школы.



2

Учебно – методический комплекс ( УМК)

- Апробация УМК для преподавания предметов на базовом и профильном уровнях.

- Определение наиболее оптимальных вариантов построения содержания профилей.

- Отбор УМК.



3

Апробация элективных, предпрофильных и профильных курсов

- Оптимизация состава элективных, предпрофильных и профильных курсов, направленность их содержания.

- Внедрение курсов в образовательный процесс.

- Дистанционное и сетевое обучение.


4

Система оценивания достижений учащихся

- Модель портфолио и рекомендации по ее использованию в оценке учебных достижений учащихся.

- Формы и методы контроля в системе профилизации.



5

Профориентационная работа

- Модель организации профориентационной работы.

- Типология форм, методов, моделей организации работы.

- Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности.


6

Предпрофильная подготовка

- Методология проведения предпрофильной подготовки в условиях современной школы.

- Формы и методы контроля в системе профилизации.

- Результативность предлагаемой модели .

- Формирование устойчивого интереса к обучению.



7

Профильное обучение

- Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.

- Модель сетевого взаимодействия профильного обучения.

- Повышение качества образования.


8

Педагогические кадры

- Формы организации повышения квалификации педкадров.

- Разработка модели внутришкольного обучения.



9

Нормативно – правовая база

- Проекты нормативно – правовых документов.

- Отработка модели финансирования предпрофильной подготовки и профильного обучения.


Проект обеспечивает не только равное качество образования для всех детей, но и позволяет вести индивидуализированное профильное обучение, которое способствует развитию ребенка в соответствии с его талантами, интересами и склонностями в процессе получения общего образования.

На данный момент мы находимся на основном этапе реализации данного проекта, т.е. проект успешно внедряется в работу, совершенствуется и дополняется новыми разработками.


Введение

Проблема современной школы – перегруженность учебного процесса. Стремительно увеличивается количество учащихся, испытывающих серьезные затруднения в учебной деятельности. Неоправданно объемные программы учебных предметов, отягощенные чрезмерным количеством информации, зачастую не являющейся необходимой для всех и не находящей применения в практической жизни, отрицательно влияют на здоровье учащихся, создают проблемы в учебной деятельности, не способствуют развитию интереса к образованию.

«Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения», одобренная Правительством РФ, предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей».

Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах – это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований – быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от рынка труда.

Современная школа не в полной мере решает эти новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. Сегодня у многих учащихся нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа

Цель введения модели предпрофильного обучения и профильного образования: создать условия для осознанного выбора направления дальнейшего обучения на старшей ступени и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

В рамках заявленной цели предстоит решить следующие задачи:


  • Подготовка учащихся к ситуации выбора профиля через организацию предпрофильной подготовки в 8 – 9 классах.

  • Выявление образовательного запроса учащихся.

  • Апробация различных моделей профильного обучения.

  • Моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.

  • Оценка готовности школьника к продолжению образования или профессиональной деятельности.

  • Разработка и утверждение нормативно-правовых документов по профильному обучению

  • Методическое обеспечение профильного обучения (обработка содержания, в том числе программ).

  • Переподготовка кадров для работы в профильных классах и ведения в них элективных и профильных курсов.

В результате проводимого эксперимента за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно будут учитываться интересы и способности обучающихся, будут созданы условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными запросами и профильное обучение станет средством дифференциации и индивидуализации обучения.
Описание идеи проекта, включая ключевую область изменений, предмет изменений

Переход к профильному обучению на старшей ступени влечет за собой изменения педагогической системы школы по всем направлениям. Изменяется:



  • Содержание образования (новые предметы на всех ступенях, двухуровневое обучение, элективные курсы, новый базисный учебный план)

  • Технологии образования (внедрение современных продуктивных образовательных технологий на всех ступенях образования)

  • Организация обучения (новые формы организации учебного процесса – предметно-поточная, модульное расписание, расширение информационного пространства школы и внешних связей)

  • Системы оценки достижений учеников и педагогов (система портфолио учеников и педагогов, внедрение зачетной системы)

  • Воспитательная система (новые технологии внеклассной работы и дополнительного образования, система тьюторского сопровождения, новое содержание воспитательной работы, развитие ученического самоуправления, развитие конкурсной среды, здоровьесберегающий уклад школьной жизни)

  • Учебные результаты школьников (возрастет качество обучения по профильным предметам, так как их выбор соответствует индивидуальным склонностям, способностям и профессиональным перспективам; выпускники профильных групп будут продолжать образование в соответствие с собственной траекторией)

  • Компетентность педагогов (работа в профильных группах требует высокой квалификации и специальной подготовки - разработан перспективный план повышения квалификации педагогов в соответствии с поэтапным переходом на профильное обучение и предпрофильную подготовку школьников).

  • Система управления (демократизация и информатизация сферы управления)

  • Материально-техническая база (современное оснащение всего образовательно-реабилитационного процесса)

  • Финансирование (привлечение спонсорских средств, участие в грантах)

  • Нормативно-правовая база (разработка новых локальных актов)


Предполагаемый результат

Ожидаемые результаты внедрения проекта:



  • Высокий уровень познавательного интереса у выпускников начальной школы (по данным психолого-педагогических диагностик).

  • Высокая мотивация на продолжение обучения по индивидуальным образовательным программам у выпускников основной школы (9 класс) – большинство выбирают профильное образование в 10-11 классах (более 75%).

  • Положительная динамика готовности к профессиональному самоопределению учащихся старших классов (коэффициент ожидаемого результата не менее 0.8).

  • Полное удовлетворение образовательных запросов учащихся (переход на двухуровневое обучение по всем предметам на старшей ступени).

  • Сформированность у учащихся компетенций в выбранном профиле (высокие показатели результатов ЕГЭ).

  • Высокий уровень усвоения программ непрофильных предметов (высокие показатели качества обучения в выпускных классах).

  • Готовность к продолжению образования, соответствие выбранному профилю (результаты поступления выпускников в выбранные вузы и успешное обучение в них).

  • Стопроцентная вовлеченность учащихся профильных групп в проектную и исследовательскую деятельность (защита проектных и исследовательских зачетных работ).

  • Положительная динамика участия воспитанников школы-интерната в районных, городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах.

  • Высокий уровень гражданской зрелости и социальной активности у выпускников школы-интерната (участие в работе школьной самоуправления и в социальных проектах).

  • Высокий уровень ИКТ-компетентностей у выпускников средней и старшей школы (широкое применение ИКТ-технологий в самостоятельной работе учащихся и на уроках).

  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности всех субъектов образовательного процесса (учащихся, специалистов школы и родителей) в сохранении и укреплении здоровья.

  • Повышение квалификации персонала, обеспечивающего профильное образование и высокую мотивацию достижений в школе-интернате № 1

  • Расширение пространства социальных практик.

  • Наличие нормативно-правовой базы учреждения, обеспечивающей профильное образование.

  • Материально-техническая база, полностью обеспечивающая профильное образование.

Механизм реализации проекта

Механизм введения профильного обучения на старшей ступени общего образования включает несколько этапов:

- диагностико-прогностическая работа (педагог-психолог, классные руководители);

- организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (завуч школы, учителя-предметники);

- организация профильного обучения на старшей ступени общего образования (завуч школы, учителя-предметники);

- материально-техническое оснащение (директор, зам. по АХЧ).

Диагностико-прогностическая работа предполагает проведение анализа и диагностики имеющихся условий для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе. На этом этапе работы осуществляется разработка образовательной территории, подготовка информационных материалов и мероприятий для учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями школы в новых условиях.

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении будущего обучения в 10-11 классах

Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению, сформировать готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Для реализации этой цели необходимо:

- введение за счёт школьного компонента курсов по выбору: предметных, межпредметных, ориентационных;

- введение активных методов преподавания курсов по выбору;

- введение краткосрочных 8-16 часовых курсов предпрофильной подготовки;

- безотметочная система предпрофильной подготовки;

- введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу портфолио ученика;

- прохождение всеми учащимися 9-х классов курса по выбору профильного обучения;

- переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учебных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально.

Основной целью профильного обучения на старшей ступени общего образования должна стать подготовка человека, имеющего качественную базовую подготовку, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к перемене профессии в течение всей жизни.

Профильное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Для этого необходимо:

- введение большого количества разнообразных элективных курсов;

- введение активных методов преподавания элективных курсов;

- введение модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов;

- апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;

- организация повышения квалификации и переподготовки кадров для работы в профильном обучении.

Это должно обеспечить:


  • равные условия получения образования для всех детей (одаренных, нуждающихся в коррекции, с соответствующим возрасту уровнем развития) через дифференциацию и индивидуализацию обучения, выстраивание воспитанником собственной образовательной траектории на основе личного выбора;

  • сформированность ключевых компетенций имеющих универсальное значение для различных сфер деятельности;

  • сохранение здоровья воспитанников через отсутствие перегрузки, а также систему психолого-педагогического сопровождения;

  • образовательную и социальную подготовку, способствующую формированию на высоком уровне способности выпускников к самоопределению, выбору дальнейшего жизненного пути, к социальному выбору, готовности жить в постоянно меняющемся мире.


Направления развития проекта
I Профориентационная работа
Профориентационная работа проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты поселка, района, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:

- профессиональное просвещение;

- развитие профессиональных интересов и склонностей;

- профессиональную консультацию;

- социально – профессиональную адаптацию.

Профориентационная работа осуществляется и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.

Класс

Тема

Задачи

Формы работы

1-2

Профессии наших

родителей



- Знакомство с профессиями родителей.

- Формирование положительного отношения к трудовой деятельности .



- классные часы, встречи;

-рассказы о профессиях;

- конкурсы рисунков, фотографий, проектов, сочинений, ДПИ;

- профориентационные игры;



3-4

Мир профессий

- Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.

- беседы о труде;

-внеклассные мероприятия;

- путешествия по миру профессий;


5-6

Кем быть?


- Формирование основ профессиональной направленности.


- анкетирование;

- тестирование;

- тренинги;


-Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

- сотрудничество со специалистами Центра занятости;

- консультации;

- акции;


- участие в ярмарках профессий, высших и средних профессиональных учебных заведений;

- посещение музеев;

- занятия в кружках и секциях ОУ и учреждениях дополнительного образования;


7-8

Самоопределение в области « человек – труд – профессия»

- Формирование профессионального самоопределения.

- Определение личностного смысла выбора профессии.


С 2009-2010г. разработана и опробируется программа экспериментального курса «Ранняя предпрофильная подготовка», связанная с профориентацией детей.


II Предпрофильная подготовка
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов определяется задачами профилизации, определенной « Концепцией профильного обучения». Переход на профильное обучение предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Система предпрофильной подготовки учащихся 9–х классов включает проведение краткосрочных курсов, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности. Цель проводимых курсов – поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углублении знаний в определенной области, расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету.

Отношение к введению профильного обучения у опрошенных родителей учащихся 8-11 классов выражается в следующих цифрах: 23% считают его хорошим нововведением, которое поможет ребенку лучше подготовиться к выбору профессии, 44% считают, что ребенок в 9-м классе плохо представляет себе будущее, 26% находят профильное обучение хорошим нововведением, потому что оно избавит ребенка от изучения ненужных ему в дальнейшем предметов, и близкий к этому процент -7% не думают, что это серьезно повлияет на качество образования.

Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя следующие этапы:

- ознакомительный (в период обучения в 8 классе), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов и вводится система семичасовых элективных курсов под общим названием «Человек - профессия»;

- основной (в период обучения в 9 классе), где осуществляется моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших и других профессиональных образовательных учреждений.


Список элективных курсов



«По страницам учебника математики» (8кл, 0,5 ч/н)

Полякова Н.В.

«Русская речь» (8 кл, 1 ч/н)

Макарова В.Г.

«Физическая география Томской области» (8кл, 0,5 ч/н)

Жердина Н.А.

Предпрофильная подготовка




«Черчение» (9 классы, 0,5ч/н)

Козюкова Е.А.

«Комплексный анализ текста» (9 кл, 0,5ч/н)

Рябущенко Г.С.

«Уроки коррекции по математике» (9 кл, 0,5 ч/н)

Полякова Н.В.

«Законы движения тел» (9 класс, 0,25 ч/н)

Полякова Н.В.

«Питание и здоровье человека» (9 кл, 0,25ч/н)

Тихонова С.А.

« История в лицах» (9 класс, 0,25 ч /н)

Швецова Н.Д.

« Решение задач повышенной трудности» (9 кл, 0,25 ч/н)

Петроченко В.Н.,

«Алгебра. Коррекционный курс» (9 кл, 0,5ч/н)

Пасько О.М.,

Предпрофильные курсы традиционно строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения.



Результатом предпрофильной подготовки можно считать:

- профессиональное самоопределение учащихся;

- выбор учащимися предметов профильного уровня, элективных курсов;

- составленные индивидуальные учебные планы учащихся на 10-11 классы.



Помимо этого на решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы учебно – воспитательной работы школы:


Внеклассная деятельность

Общешкольные мероприятия

профориентационная работа на преподаваемых курсах, в том числе и дистанционных

посещение ярмарки профессий

экскурсии

участие в дистанционных, районных и областных конкурсах, олимпиадах

проектно-исследовательские работы

проведение акций

системные классные часы

деятельность системы дополнительного образования

анкетирование, тестирование

наглядная агитация

собеседования

сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями района

посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей




самостоятельная работа с источниками информации




занятия в центрах дополнительного образования





Календарный план информационной и профориентационной работы




Действие (задача)

Мероприятие

Сроки

Результаты

1

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях

Проведение рабочего совещания

сентябрь

Наличие у каждого классного руководителя 9 кл. инструкции о работе с родителями и учащимися , касающихся проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения

2

Ознакомить родителей, учащихся с целями и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения

Ученические и родительские собрания по вопросам организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Октябрь-ноябрь

Информированность учащихся и родителей

3

Ознакомить родителей с организацией работы в городской сети предпрофильной подготовки и профильного обучения

Общешкольные родительские собрания для 8-9 кл.

март

Знакомство родителей и учащихся с условием организации проведения профильного обучения

4

Выявить профильные направленности учащихся

Анкетирование учащихся 8 классов, 9 классов

Ноябрь, март-апрель

Наличие материалов для аналитической деятельности и разработки курсов по выбору

5

Диагностировать интересы и склонности, направленность личности учащихся

Анкетирование учащихся 9 кл.

Ноябрь, Март-апрель

Материалы к открытию в гимназии профильных классов на старшей ступени общего образования

6

Оказать психологическую помощь в выборе профессии

Консультации психологов

1 раз в неделю (четверг) в течение года

Получение индивидуальных консультаций, оказание помощи

7

Оказать социально-психологическую помощь в выборе профессий

Проведение тренинга «Моя будущая профессия», классных часов

октябрь

Выбор учащимися будущей профессии

8

Ознакомить учащихся с курсами по выбору и различным профессиям

Презентация элективных курсов

апрель

Получение информации о курсах по выбору

9

Ознакомить с образовательными учреждениями города, реализующих профильное образование

Разработка образовательной карты

Апрель-май

Информационный бюллетень

10

Знакомить учащихся с перечнями профессий, специальностей

Посещение дней открытых дверей в ПТУ, техникумах «Где, чему и как учат»

март-

май


Наличие информации о профессиональных учебных заведениях

11

Ознакомить с перечнем профессий, востребованных в городе

организация встреч родителей и учащихся с работниками центра занятости

март

Осведомленность о профессиях, востребованных на рынке труда

12

Знакомить учащихся с миром профессий

Создание рекламных уголков

Март-апрель

Выбор учащимися своей будущей профессии

13

Помочь учащимся в осознанном выборе профиля обучения

Организация презентации профилей и курсов по выбору

апрель

Выбор учащимися профиля обучения

14

Ознакомить учащихся с различными производствами, работой промышленных предприятий

Проведение экскурсий на предприятиях города

В течение года

Информация и представления учащихся о промышленных предприятиях города и профессиях


















III. Профильное обучение

С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, в рамках системы профильного обучения, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества, кадровый состав, разработанность основных курсов в данном направлении, обеспеченность материально – технической базой в ходе реализации проекта предполагается внедрение в образовательный процесс модели социально – экономического профиля и физико-математического с химическим модулем

Учитывая несформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний обучающихся при составлении учебного плана неизменным остается федеральный компонент базисного учебного плана ( универсальный вариант). Вариативная часть базисного учебного плана строится с учетом социального заказа семьи и обучающегося, перечня экзаменов по выбору в рамках ЕГЭ.

Структура профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, учебную практику, а так же систему внеклассной работы деятельности, общешкольных мероприятий, дополнительное образование. Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубления отдельных предметов:


Профильные классы нашей школы

11 класс

10 класс

Социально – экономический профиль

Профильные предметы:

обществознание - 4 часа

экономика - 2 часа

право - 2 часа

социальная география - 3 часа


Физико - математический профиль (с химическим модулем)

Профильные предметы:

алгебра - 4 часа

информатика - 4 часа

физика - 5 часов

химия - 3 часа


Социально – экономический профиль

Профильные предметы:

обществознание - 4 часа

экономика - 2 часа

право - 2 часа

социальная география - 3 часа


Физико - математический профиль (с химическим модулем)

Профильные предметы:

алгебра - 4 часа

информатика - 4 часа

физика - 5 часов



химия - 3 часа

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Седюкова Наталья Валентинова, директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 города Асино
1124.47kb.
Информационная карта муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 карасукского района, проходящего государственную аккредитацию в 2013-2014 учебном году
1632.69kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алгасовской средней общеобразовательной школы
2052.04kb.
Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования город-курорт Геленджик
43.1kb.
Общая структура образовательной программы ступени образования имеет следующий вид
4153.87kb.
Публичный отчёт государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский Самарской области за 2011-2012 уч г
683.14kb.
Положение о Методической службе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №58 городского округа Самара
101.57kb.
Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс: учебник
199.94kb.
Положение о Педагогическом совете государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №403
49.5kb.
Учебный план первого класса мкоу мамонтовской основной общеобразовательной школы построен на основе фгос второго поколения и обеспечивает его реализацию
114.49kb.
Программа информатизации образовательной среды маоу «Средней общеобразовательной школы №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района города Казани на 20010 – 2011 год
123.92kb.
Программа информатизации Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Ук
192.22kb.