gazya.ru страница 1
скачать файл

УДК 330.82

Орлянский Е.А.

Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

г. Омск, Россия

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОСНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭТИКИ ТРАДИЦИОННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Проблема преодоления кризисных явлений в рыночной экономике всегда являлась одной из центральных проблем экономической теории. Начиная с исчезновения автоматического рыночного антикризисного механизма, это становится проблемой государственной макроэкономической политики. Однако даже двухсотлетней истории глобальных мировых кризисов и почти семидесятилетней истории антикризисного регулирования оказалось недостаточно, чтобы найти способ обеспечения бескризисного развития. Лучшее достижение господствующей макроэкономической теории и политики в этом плане – кейнсианская теоретическая модель стимулирования экономического роста в период кризиса перепроизводства, порожденного недостатком совокупного («эффективного», в терминологии Кейнса) спроса. Однако, ни подход Кейнса, ни одна другая теоретическая модель, предлагаемая представителями так называемого «мэйнстрима» (группы ведущих школ в западной экономической теории), не может объяснить исходную причину колебаний экономической активности и предложить механизм превентивного антикризисного воздействия. Поэтому, государству лишь остается пассивно ожидать наступления очередного рецессионного провала, чтобы попытаться смягчить его последствия. В рамках господствующих теорий, циклические колебания представляются порождением различных факторов экстернального (внешнего) и интернального (характера). Однако эти факторы являются лишь непосредственными причинами колебаний конъюнктуры, приводящих к кризисам. Одним из принципиальных моментов в этой ситуации является проблема фатальности действия этих факторов. Господствующим мнением является ныне мнение о неизбежности циклических колебаний ввиду хаотичности и непредсказуемости действия рыночных механизмов. Однако, параллельно, признается особая опасность экономических кризисов сегодня, в условиях высокого уровня исчерпанности ресурсов, обострения экологических и социальных проблем.

Представляется, что такая ситуация не является нормальной. Признание фатальности кризисов неприемлемо. Современный научный «мэйнстрим» не дает ответа на данный вопрос. Соответственно, необходимо рассмотреть альтернативные позиции.



Вообще, из известных теоретических школ, за пределами «мэйнстрима» осталась историческая школа и институционализм. Как известно, именно институционалисты обосновывали необходимость учета влияния неэкономических факторов на экономику. Экономисты же немецкой исторической школы пытались осуществить генезис рыночной экономики и выявить ее психолого-ментальную основу. Особенно интересной представляется точка зрения Вернера Зомбарта о формировании современной рыночной модели . Переход от традиционной к современной рыночной экономической модели произошел на рубеже 18-19 века. Именно в этот период зарождается классическая экономическая теория, ставшая основой для формирования нового экономического сознания у тогдашних лидеров политики и экономики. И именно с начала 19 века мы сталкиваемся с феноменом мировых экономических кризисов, как невиданного до сих пор явления. Вернер Зомбарт отмечает главную особенность, отличающую новую систему от старой. Это смена целевых ориентиров хозяйственной деятельности. Ранее (в традиционной рыночной экономике), этой целью было обеспечение потребления человека. Экономика же ради дохода и богатства оценивалась сугубо отрицательно. И это полностью соответствовало этно-религиозной хозяйственной этике практически всех (как минимум, европейских) наций. Такая оценка роли и значения экономики в жизни этноса прослеживается от языческой мифологии, через античную философию (Аристотеля, например) и вплоть до хозяйственной этики Нового Завета и христианского богословия.1 В современной же рыночной системе целью становится самовозрастание комплекса хозяйственных показателей: объема производства, дохода, прибыли (в различных вариантах, в зависимости от сектора экономики). Безболезненное восприятие такой целевой установки возможно только при наличии соответствующе подготовленной психолого-ментальной почвы. А ее как раз и не было у большинства этносов. К тому времени этническое сознание европейских наций прочно базировалось на христианстве. Хозяйственная этика же, основанная на христианском мировоззрении, формирует совершенно иную ментальность. Любая христианская доктрина рассматривает «этот мир» лишь как промежуточный этап в духовном существовании субъекта. Земные богатства рассматриваются, в лучшем случае, как средство, но не цель существования. Наконец, христианство имеет ярко выраженный идеал бедности. Отсюда и особенности христианской хозяйственной этики. Приветствуется хозяйственная деятельность, направленная только на удовлетворение традиционных потребностей. Отрицается максимизация прибыли как абсолютная целевая установка. Осуждается процентное ростовщичество. На такой хозяйственной этике строится вся традиционная рыночная хозяйственная система. В ней присутствуют все основные элементы рыночной экономики (частная собственность, товарное производство, капитал, конъюнктура и т.п.). Но христианская этика ставит пределы стремлению к наживе. В центре экономических интересов находится человек, а не абстрактная самовозрастающая величина.

Не случайно, что именно на такие представления была предпринята идеологическая атака и была создана соответствующая общественная атмосфера. Особую роль здесь сыграла классическая экономическая теория. На рубеже 18 и 19 веков произошел гигантский интеллектуальный залп литературных работ посвященных апологетике новой хозяйственной этики. Этому были посвящены не только труду чистых экономистов типа А. Смита и Д. Рикардо, но и философов Дж. Локка и Д. Юма, политиков и публицистов Б. Франклина и А. Тюрго. Новая идеология быстро приобретала бешеную популярность. Происходила своеобразная секуляризация общественного мнения. Стал господствовать рационализм (вспомним смитианский принцип «экономического человека»). Традиционные этнические и религиозные ценности объявлялись устаревшими и мешающими экономическому прогрессу. Не стоит забывать, что этой апологетике новой хозяйственной этики была создана хорошая почва в виде пропаганды идей французских просветителей, в которых антропоцентризм и антирелигиозность занимали отнюдь не последнее место. На этом фоне и произошло рождение новой экономической системы.

Однако, скорее всего, трансформация общественного сознания не была необратимой. Глубин ментального сознания христианских этносов она, по-видимому, не задела. Противоречие между христианской моралью и новой рационально-эгоистической хозяйственной этикой сохранялось. Это, думается, и внесло элемент иррациональности в экономические процессы. Вернер Зомбарт отмечает, что поведение, современных ему, европейских и американских предпринимателей имеет черты иррационализма. Их хозяйственная деятельность по достижению прибыли становится беспредельной, лишенной рациональной логики. Он приводит яркие высказывания крупнейших предпринимателей (А. Карнеги, В. Ратенау и др.), рассказывающих как сам процесс производства заставлял их беспрерывно расширять операции, хотя это и не входило в их планы и не определялось их личными интересами.2 Экономика перестала ориентироваться на человека как цель и превратилась в самодовлеющую силу, устанавливающую контроль над остальными сегментами социума. Экономические процессы вышли из-под рационального контроля. Это и привело к возникновению кризисов, как хронического явления хозяйственной жизни.

Как уже было сказано выше, комплекс объяснений происхождения кризисов, не может считаться абсолютно приемлемым. Экономисты, рассматривающие этот вопрос, в лучшем случае, показывают взаимосвязи между циклическими колебаниями и различными внешними или внутриэкономическими явлениями (войнами, стихийными бедствиями, научными открытиями, динамикой инвестиций и денежной массы, процессом обновления основного капитала, строительством объектов инфраструктуры и т.д.). Но ни один из них не смог удовлетворительно объяснить, почему эти кризисы нельзя предотвратить. Это объясняется тем, что ответ, возможно, лежит в экстернальной плоскости (т.е. за пределами «чистой» экономики). Если согласится с тем, что существует противоречие между этнической ментальной сущностью европейцев и совершенно противоречащей ей новой хозяйственной этикой, то станет понятно объяснение экономических кризисов, например, Торстеном Вебленом, основателем институциональной теории. Как известно, Веблен считал, что в кризисах «виновата» финансовая сфера, поставившая в кредитную зависимость реальные сектора производства. Он полагал, что само существование этой сферы (к которой он добавлял и профессиональную юридическую деятельность в области отношений собственности), в огромных масштабах, дестабилизирует экономику. Финансисты и юристы, по Веблену, «занимаются исключительно частными моментами хищнического мошенничества, либо устройством своих махинаций, либо расстройством махинаций других».3 При этом надо понимать, что эти виды деятельности получили широкое признание именно после пропаганды ученых классической школы. Для традиционной экономики они были мало приемлемы и сводились к минимуму. В финансово-юридической деятельности в концентрированном виде проявилась иррациональность целевых установок новой экономики. Здесь прирост и прибыль (пусть и в другой терминологии) являются самоцелью в полном отрыве от реального производства. Здесь действительно «деньги делаются из денег». Тем не менее, до сих пор колебания финансовых рынков способны рождать глобальные макроэкономические потрясения. Можно вспомнить, что и «Великая депрессия» началась с падения курсовых стоимостей на Уолл-стрите, а истоки российского кризиса 1998 года находятся в проблемах азиатского фондового рынка. И последний мировой экономический кризис также зародился на одном из сегментов финансового рынка (на рынке американской ипотеки). Рационального объяснения этим взаимосвязям (с точки зрения макроэкономической полезности) найти невозможно.

Если допустить верность гипотез Зомбарта и Веблена, то необходимо иначе взглянуть на сущность и значение государственной антикризисной макроэкономической политики. В этом случае она уже может выйти за пределы действий пожарной команды после того, как пожар состоялся. Эта политика может не только устранять последствия кризисов, но и нейтрализовывать их причины. Для этого необходимо восстановить адекватность хозяйственной этики этническому ментальному сознанию соответствующего этноса. Если речь идет о христианских народах Европы, то необходимо опираться на нормы именно христианской хозяйственной этики и отсекать все, ей не соответствующее.

Центральным моментом этой этики является целевая установка хозяйственной деятельности. В традиционной экономике этой целевой установкой является удовлетворение потребностей на привычном уровне, а не максимизация прибыли. Поэтому, если государство получит полномочия по поводу ограничения уровня рентабельности, например, то динамика многих экономических показателей станет вполне предсказуемой. Тем более что эта мера не является какой-то принципиальной новацией для современной рыночной экономики. Она применяется к монополизированным структурам (особенно к «естественным монополиям»). Там доля прибыли в цене определяется в зависимости от альтернативной ценности затрат на производство. Кстати, официально это аргументируется как ориентация на «справедливую» прибыль (термины «справедливая прибыль» и справедливая цена» восходят к традиционной экономике, основанной на христианской хозяйственной этике). В данном случае речь идет лишь о расширении круга применения этой меры. Этим образом можно и регулировать динамику цен. Ведь спекулятивные колебания этой динамики происходят именно за счет изменения (роста) доли прибыли в цене, а отнюдь не себестоимости. Ограничивать уровень рентабельности можно и через индивидуализацию налоговых мероприятий (введение паушального или потоварного налога для субъектов, завышающих долю прибыли в цене выше «справедливого» уровня). Естественно, что такие меры должны распространяться и на финансовый сектор в более жестком варианте.

Таким образом, государственное антикризисное макроэкономическое регулирование должно перейти с реагирующего на упреждающий уровень. Вышеуказанными мерами по прямому ограничению рентабельности государство частично блокирует иррациональную целевую установку современной экономики. Очевидно, что эти мероприятия должны сопровождаться мерами по трансформации общественного мнения, морально-этических критериев. Общественное мнение должно максимально близко вернуться к глубинным этно-религиозным ментальным установкам. Важно еще и то, что если это произойдет, то и такое государственное вмешательство в экономику станет излишним. Ведь в традиционной рыночной экономике стабильность обеспечивалась не государственными регламентациями, а обычным правом, основанным на этно-религиозных установках.

Таким образом, восстановление взаимной адекватности ментального сознания этноса и типа хозяйственной этики должно быть залогом преодоления порочного круга циклического кризисного развития рыночной экономики и решит многие другие проблемы современного общества.


Литература:




  1. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: «Наука», 1984.

  2. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. - М.: «Айрис-пресс», 2004.

  3. Орлянский Е.А. Этно-религиозный фактор в истории экономической мысли. - Омск: Издатель Погорелова Е.В., 2008.




1 Орлянский Е.А. Этно-религиозный фактор в истории экономической мысли. Омск: Издатель Погорелова Е.В., 2008. - С. 22-28, 43-55.

2 Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. - М.: «Айрис-пресс», 2004. - С. 170-172


3 Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: «Наука», 1984. - С. 233.

скачать файл



Смотрите также:
Современное значение этно-религиозных основ хозяйственной этики традиционной рыночной экономики
89.73kb.
Основной вопрос повестки дня "О ходе эксперимента по введению преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" в 4-5 классах средней школы"
57.67kb.
Пути повышения конкурентоспособности фирмы
957.25kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
46.57kb.
«Мне о России надо говорить»
38.37kb.
Краткая характеристика предприятия
781.65kb.
Опд. Ф. 06. 02 Маркетинг
196.09kb.
Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
134.2kb.
Собственности на капитал, а его хозяйственным формам, в которых он выступает как субъект рыночного хозяйства
113.05kb.
Курсы обучения массажа Методом Китайской традиционной медицины
38.62kb.
Учение живой этики
3752.41kb.
При изучении основ естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала
106.87kb.