gazya.ru страница 1
скачать файл

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ В 11

КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА « Судьбы людей в революции»

(по роману М.Булгакова «Белая гвардия».
Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора( по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия».

в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.



Задачи урока:

-обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;

-обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению -отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Учащиеся должны :

1. учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.

2. учащиеся должны закрепить полученные знания о причинах гражданской войны и основных этапов.

3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору.



Ход урока
I .Учитель литературы :

-Почему мы обращаемся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»?

( учащиеся отвечают)
Учитель истории:

Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа?


(Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении)
II. Реализация домашнего задания

Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики.

I. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены — .печальные складки.
2 Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патен­тная улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!».
3. Агексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон часть 1, глава 5).
4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли , приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним героев, которых напоминает Николка: пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира».
5 Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова была очень красива странной и печальной, и привлекательной красо­чней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, один уголок рта приспущен печально», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».
6.Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант 6 штабе князя Белорукова, «наглые гла­за», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме тако­го голоса, как у Шервинского»).
7.Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «ма­ленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».
8.Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!)
9.Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуаль­ность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похо­роны Най-Турса (Николка).
10.Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответствен­ность все!..все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12).
11.Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой».
Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора.

III. Беседа
Учитель литературы:

Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного насле­дия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.


  • Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интелли­генции? (Они считали интеллигенцию хранительницей русской куль­туры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представите­лями. М.А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Тур­биных показал трагизм и ужас братоубийственной войны.)

Учитель истории: : Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и потрясений, неисчислимых жертв… Не зря его называют «железным веком»…и самым страшным испытанием явилась революция. Существует мнение, что революция-это беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу.

Литература помогает нам ответить на волнующие вопросы, раскрывая перед нами историческую сущность эпохи, породившей спорные, такие неоднозначные взгляды на это время. Революция разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. Но страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей. Вот мы и подошли к решению важной проблемы: как обычный, простой человек перенёс эти трагические события? (Обычный человек: кто он? Ответ-Это мать , ребёнок, старик ,крестьянин, рабочий).Фактически революцию пережили, но все по-разному: кто-то участвовал в военных событиях, защищая идеи революции, кто-то перемолчал, перетрусил, расстреливал в окопах и пустырях, в бою и совершал самосуд…А всему объяснение одно- время. Время было очень и очень непростое.

Никто из писателей и поэтов не мог остаться равнодушным к этой теме. Как сказал Гейне, что у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце.

Учитель литературы:


  • По каким нравственным законам живут Турбины? семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная ска­терть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жиз­ни»,— пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому знамени, но и товарище­ству, долгу перед младшими и слабыми.)



  • Какова роль образа русской литературы в романе? (Русская литера­тура присутствует в романе как полноправный герой.. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведь­ма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской доч­ки». Вены Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермон­товский Демон.)



  • Каково отношение Турбиных к интеллигенции? (Турбины счита­ют интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для: них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не мо­гут предать.)




  • Дружелюбна ли история к Турбиным? (История выступает как нечто враждебное частной жизни людей.)

Учитель истории: . Мы рассмотрели 2 точки зрения, как 2 стороны медали - отношение человека к этому историческому периоду с 1917 –1922г. Каким же ощущал себя человек, пройдя такие испытания, увидев кровь и жестокость? Запишите: Эхо Гражданской войны долго отзывалось в душах людей, многие ею себя мерили, т.е. мерили свою жизнь степенью участия в борьбе.

Мы пришли к пониманию того, что Революция – это схватка Бога и Дьявола, это кровь и жестокость. Но главное, страна наша всегда держалась тем духовным стержнем, который позволил вновь возродить всё лучшее, что было нам присуще.




  • Можно ли избежать столкновения с Историей, с революцией ? (Рево­люцию нельзя пересидеть за уютными кремовыми шторами или закрыв­шись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турби­ных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неиз­бежны революционные разгромы и взрывы.)



Учитель литературы:

Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.




  • Что вы можете рассказать о судьбе Алексея? (Алексей Тур­бин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок собы­тий», — мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный монархист и белогвардеец, решитель­ный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве док­тора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно пере­живает крушение своей веры.)




  • Какой вывод делает Алексей из пережитого? (А. Турбин, заблужда­ясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью род­ную землю)



  • Что сближает автора с его героем? ( Многое: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)

— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Николай — самый юный герой «Белой гвардии», ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с обра­зом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. Младше­му Турбину принадлежат слова: «...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сооб­щить им о его героической смерти и достойно похоронить.



Пиколка быстро взрослеет, время не сломило его, а помогло про­явить лучшие качества, закалить характер.)

  • Проанализируйте эпизод «Николка в бою».




  • В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот централь­ный образ в романе? (Елена — хранительница семейного очага и семей­ных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это ука­зывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золо­тая, красивая. Трагедия ее —в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домаш­него очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мыс­ли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».

В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «...все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)


  • Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время? (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Бул­гакова — друзья Турбинных, Най-Турс — сохраняют человеческое му­жество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной человеческой жизни, к любви.)

Учитель истории: ) Отношения “человек - время - война”. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, “показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.

  • Расскажите о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве.


Учитель литературы:


  • Кто из персонажей романа противопоставлен этим героям? (Преж­де всего Талъберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за бес­принципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишен­ная малейшего понятия о чести!» Талъберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчет­ливый, циничный Талъберг, с его «двухслойными глазами», не обреме­нен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и дела­ет карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с крас­ным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий по­бежкой из дома Талъберг — не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями, Все, что происходит вок­руг, его не касается, только бы пережить бурю.)
Учитель литературы:

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает ис­ключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни сове­сти, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Л исовича за трусость и бесхребетность; дворника, пытающегося задержать Николку, — за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложе­ние; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисо­вич наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифили­сом, Горболаз—тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.)

Учитель истории:

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, рас­поряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — рево­люция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунто­вавшаяся народная масса.


1У. Итог урока
Учитель истории:

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гет­мана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.

Роман наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда исто­рии, блоковским чувством возмездия.
Учитель литературы:

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4).


— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей пе­ред историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турби­ным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсе. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уно­сит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеоб­разный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль се­мейная соединяется с мыслью народною.)
Y.Рефлексия.
YI.Оценка учителями ответов учащихся.

Домашнее задание. По вариантам: проанализировать две ключевых сце­ны романа — вечеринка у Турбиных (часть 1, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).



Написать сочинение-миниатюру на тему «Человек- частица истории».
скачать файл



Смотрите также:
«Судьбы людей в революции»
127.14kb.
Урок внеклассного чтения
136.18kb.
А. В. Ахутин. Поворотные времена
1070.91kb.
1. Причины, характер и особенности революции 1905 1907 гг
359.44kb.
Социальная революция в эпоху неолита: от чаёню к чатал-гююку
275.17kb.
Дочинец Мирослав Вечник. Исповедь на перевале духа ббк 84
3202.23kb.
Влияние мировых ученых и научных достижений на формирование научно-технической революции
232.21kb.
Беды России, как сейчас принято думать, начались с Октябрьской революции
1991.53kb.
Пояснительная записка. Главная цель общения людей понимать друг друга
78.86kb.
Удивительные судьбы
9.35kb.
Анатолийский полуостров, составляющий сегодня азиатскую часть Турции, это настоящий музей под открытым небом, место, где переплелись судьбы десятков племен, государств, цивилизаций
963.96kb.
Мир на пороге четвертой информационной революции
111.75kb.