gazya.ru страница 1
скачать файл

Тема 8: Среда группа, коллектив в педагогике и психологии.

План:

  1. Понятие малой группы в психологии.

  2. Социально-психологические процессы в малых группах.

  3. Понятие коллектива как малой группы.

  4. Социальный феномен власти в коллективе.

1. Исследование психологических проблем в малых группах на­чиналось в 20-х годах.

В отечественной теории и практике, прежде всего педагоги­ческой, акцент делается на разработке аксеологического и деятельностного подходов к пониманию групповых процессов фор­мирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, тру­дового, воинского). Изучались проблемы межличностных отноше­ний в коллективе, формирования общих суждений, мнений, на­строений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др.

Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).

Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной груп­пы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.

Основными характеристиками группы являются: ее композиция (состав), структура, групповые проблемы (динамические соци­ально-психологические процессы), групповые нормы и ценно­сти, систему санкций в группе.

Под малой социальной группой целесообразно понимать кон­тактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.

Малые социальные группы различаются:

а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;

б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (не­формальные) и специально создающиеся (формальные) для ре­шения определенных задач;

в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;

г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;

д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;

е) по уровню развития: диффузные группы, группы-коопера­ции, корпорации, коллективы;

ж) по степени принятия личностью групповых норм и вклю­ченности ее в групповые отношения: группы членства и референт­ные группы.

Для социальной психологии малая группа представляет инте­рес как носитель групповой, массовой психики, как система пси­хологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.

Психика группы — это реальное сознание людей данной общ­ности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен­ным, эстетическим, политическим, профессиональным, право­вым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это слож­ная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.
2. Социально-психологические процессы и явления в малых груп­пах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного созна­ния (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).

Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, инте­ресы, установки), другие — главным образом выполняют функ­цию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преиму­щественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполня­ют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.

Существуют разные подходы к выделению феноменов группо­вой психики и их классификации.

По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде­ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мне­ния, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).

По степени устойчивости различают статические, динамиче­ские и статико-динамические социально-психологические процес­сы и явления (А.Д. Глоточкин).

По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.

По тому, кто выступает носителем групповых процессов и яв­лений, различают:

а) массовидные социально-психологические процессы и явле­ния, характеризующие группу в целом (общие для группы по­требности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, мо­рально-психологическая атмосфера и др.);

б) процессы и явления, характеризующие социально-психо­логические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, кон­формизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);

в) социально-психологические процессы и явления, характе­ризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, кон-фликтность и др.).

г) социально-психологические процессы и яв­ления, выступающие формой существования группового созна­ния, психики, и социально-психологические процессы и явле­ния, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, пси­хическое заражение, подражание, принуждение, групповое мыш­ление и др. Все это социально-психологические механизмы взаи­мовлияния людей в группе.

Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной со­вокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями дея­тельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влия­ние на содержание, направленность и уровень функционирова­ния групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, дей­ствительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.

В целом содержание, направленность и уровень функциониро­вания групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не яв­ляется исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и де­ятельности данной группы, экономическими, политическими,правовыми и другими социальными условиями, своеобразием дея­тельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др.

Что же касается специфики психики социальной группы, кол­лектива, то она определяется в первую очередь ее группообразующими признаками: для группы подростков — подростковый воз­раст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этниче­ской группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воин­ского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (воен­но-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).
3. В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».

Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.

Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:

1) общественно полезная цель деятельности людей данной общ­ности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский)',

2) контактность (как непосредственная, так и опосредован­ная);

3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Мака­ренко)

4) определенный уровень развития коллективистической пси­хологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, по­мощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.

Во многих видах современной профессиональной деятельно­сти коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.

Коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверж­дения личности, удовлетворения многих значимых для нее по­требностей.

Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдель­ные феномены являются своеобразной призмой, трансформато­ром, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива.

Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С.Макаренко счи­тал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная груп­па может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попусти­тельства, корпоративности, группового эгоизма.



Уровни развития коллектива:

Первый — внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоот­ношения между членами группы основаны на взаимных или од­носторонних симпатиях — антипатиях, доверии — недоверии, вле­чении — отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разру­шаются. Это поверхностный слой взаимоотношений.

Второй — более глубинный слой межличностных отноше­ний, когда они обусловлены технологией и результатами совмест­ной деятельности, использованием средств и способов по ее осу­ществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией.

Третий — ядро, база коллективистских отношений и при­знак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их це­лей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.

Коллективу присущи общие психологические черты (парамет­ры), к числу которых в первую очередь относятся:


  • достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

  • нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно кол­лективистических взаимоотношениях членов коллектива;

  • высокая организованность, дисциплинированность, управля­емость социальной группы;

  • достаточный уровень политической, правовой, в целом соци­альной зрелости членов коллектива;

  • морально-психологический кли­мат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфорт­ности.

При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив ха­рактер и успешность разрешения возникающих проблем во мно­гом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (актив­но или пассивно), какова мотивация его профессиональной дея­тельности.

Например, люди в коллективе могут в разной степени прояв­лять готовность принять профессиональные, нравственные и дру­гие ценности и нормы, правила группы, коллектива. На этом основании можно выделить 4 основных категории сотрудни­ков.

для 1-й группы — наличие радостного, мажорного настрое­ния, оптимизма, контактности, общительности, инициативы, творчества при решении задач;

для 2-й группы — благодушие, умиротворение, безынициатив­ность, стороннее наблюдение за ходом дел в коллективе. Они обычно останавливаются в своем профессиональном и творческом разви­тии, проявляют инертность в отношении инноваций, перемен, достаточно консервативны, устойчивы в своих позициях;

для 3-й группы — проявление уныния, пессимизма, замкнуто­сти, апатии и т.п.;

для 4-й группы — неудовлетворенность, тревожность, психи­ческая напряженность, проявления агрессии, нонконформности. Это повышенно конфликтные члены коллектива.

Очевидно, что мотивация поведения и деятельности сотрудников названных групп разная: для 1-й группы — это преимущественно мотивы делово­го, профессионального, деятельностного плана, мотивы дости­жения целей; для 2-й группы преобладают мотивы личностного престижа, самоутверждения в глазах сотрудников, в своем мне­нии, мотивы избегания неудач, мотивы одобрения своих качеств, достижений, мотивы статусного характера; для 3-й группы харак­терны мотивы так называемого вынужденно безысходного плана (страх остаться без дела, близость работы от дома, приемлемая сменность работы и т. п.); у 4-й группы чаще проявляются мотивы материального плана, связанные с престижем профессии, ее со­временным статусом, надежностью и др.
4. В социальной группе, производственном, трудовом коллекти­ве складываются различные структуры связей и отношений людей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ори­ентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.

Структура социальной власти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и ли­дерство.



Руководство — это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах си­стема регулирования поведения и деятельности прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответ­ствующих руководителей.

Руководители наделяются соответствующими вышестоящи­ми органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, кон­троля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и при­нуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в ин­тересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть своих свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в получении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).



Лидерство — это неофициальная, неформальная, психологи­ческая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений.

При лидерстве люди без принуждения признают человека ли­дером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отноше­ний нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно.

Эти две системы властных отношений в коллективе могут иметь разную степень согласованности между собой, совпадения. Успеш­ность решения производственных и других задач в коллективе, создания в нем благоприятной для сотрудников морально-психо­логической атмосферы находится в прямой зависимости от степе­ни адекватности социальной, официальной и психологической, неофициальной системы властных отношений. М. В. Фрунзе не без основания считал, что лучшим руководителем является тот, ко­торый достигает поставленной цели без всякого использования административной власти.

В психологии выделяют следующие основные стили руковод­ства, поведения и деятельности в зависимости от преимуществен­ной ориентированности человека, руководителя:



деловой стиль — решение профессиональных и других постав­ленных задач;

коммуникативный стиль — преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми.

В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллеги­альный, совещательный, демократический, либеральный, попу­стительский, анархический;



эгоистический стиль — преимущественное решение своих лич­ных проблем материального, карьерного и другого характера.

Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонно­сти, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности. Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адап­тивную, гибкую, нестереотипную личность.

Одной из характеристик и форм проявления групповой, кол­лективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает су­щественное влияние на процесс вхождения молодого специалис­та в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально-психологического феномена, особенности его возник­новения, формирования и развития.

Групповое, коллективное мнение — это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем направленности групповой психи­ки. Оно является своеобразным синтезом, сплавом индивидуаль­ных мнений членов коллектива, одной из форм рационального, умозрительного проявления группового, коллективного сознания и выступает мощной побудительной силой поведения и деятель­ности членов коллектива. В общем мнении, сложившемся в кол­лективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого кол­лектива.

В коллективе наряду с официальным мнением, которое выра­жается публично, может существовать и неофициальное мнение. Оно обычно формируется тогда, когда у членов коллектива есть расхождение с официальными оценками, нормами, правилами. Такое мнение может не только не совпадать с официальным, но и быть противоположно направленным. В таком случае неофици­альное мнение не способствует сплочению коллектива, созданию и стабилизации в нем здоровой морально-психологической ат­мосферы. Оно — признак серьезных противоречий между членами коллектива.

Наиболее динамичной формой проявления групповой, кол­лективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой кол­лектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопе­реживаний людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени.

В отличие от индивидуальных эмоциональных состояний груп­повые настроения в большей степени обусловлены обществен­ным, групповым бытием людей. Групповые настроения динамич­ны, они способны быстро распространяться в коллективе, быстро менять полярность: от позитивных к негативным, от подъема к апатии. В общем настроении в коллективе могут быть разные и даже противоположные тенденции.

Коллективные настроения обычно несут в себе большой энер­гетический заряд, обладают большой действенностью, заразитель­ностью.

Настроения в коллективе часто обусловлены фактами и собы­тиями действительности, непосредственно воспринимаемыми людьми. В возникновении общих групповых настроений большую роль играет подсознание людей. Групповые настроения более ир­рациональны и менее обусловлены рассудочной, рациональной деятельностью людей. Такие настроения могут заглушать голос разума и даже превращать социальную группу в толпу (при воз­никновении паники, например).

Интегративной характеристикой и формой проявления груп­повой, коллективной психики выступает морально-психологиче­ское состояние (атмосфера) группы.

Морально-психологическое состояние коллектива — это обус­ловленное влиянием социальных, групповых, деятельностных и других факторов относительно устойчивое и ограниченное по вре­мени состояние мобилизованности и настроенности психики чле­нов коллектива; та или иная степень реализации, актуализации и проявления духовных возможностей коллектива; определенный функ­циональный настрой психики людей в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, реально действующие духовные силы лю­дей как фактор успешности действий и поведения.

Морально-психологическое состояние коллектива характери­зует степень психологической готовности людей решать те или иные задачи, осуществлять соответствующее поведение. Морально-психологическое состояние имеет свою психоло­гическую структуру, основными компонентами которой высту­пают умонастроения, эмоциональные и волевые состояния. Оно ха­рактеризуется конкретным содержанием (профессиональным, нравственным, политическим, эстетическим и др.): направлен­ностью, уровнем функционирования (от апатии до энтузиазма), степенью общности для данного коллектива, прочностью, на­дежностью.

Одной из интегральных характеристик групповой, коллектив­ной психики выступает сплоченность как та или иная степень ценностно-ориентационного единства группы. Сплоченность — это степень единомыслия, единочувствования и единодействия членов группы, коллектива, степень принятия ими соответству­ющих норм, правил, ценностей, отношений и т.п. Это степень единства членов коллектива, социальной группы на основе общности их потребностей, интересов, отношений, оценочных суждений, целей деятельности, взаимоотношений, подлинного коллективизма при решении профессиональных и других задач групповой жизни и деятельности. Степень единства может быть от полного согласования, совпадения до полного рассогласо­вания.



Сплочению коллектива способствуют как благоприятные внеш­ние, объективные обстоятельства (здоровая морально-психологи­ческая обстановка в обществе, высокий уровень престижности, социального статуса ведущей деятельности коллектива и др.), так и внутренние (коллективистическое самоопределение и самоут­верждение членов коллектива, общность их интересов, потребно­стей, позиций, высокий авторитет руководителей, актива кол­лектива). Особую роль в этом играет целенаправленная и система­тическая работа по сплочению коллектива, формированию в нем подлинно коллективистической психологии, характеризующейся отношениями взаимного уважения, сотрудничества, помощи, дружбы и товарищества, а также отношениями взаимной ответ­ственности и требовательности.
скачать файл



Смотрите также:
Тема 8: Среда группа, коллектив в педагогике и психологии. План
145.77kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения факультета специальной педагогики и психологии мгпу
426.64kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Психология, педагогика»
30.73kb.
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии
617.66kb.
Информационный листок питерского аа издается информационно-издательским комитетом
319.03kb.
Магистратура учебный план и преподавательский состав направление: 030300. 68 «Психология» специализация: психология личности квалификация: магистр психологии
29.09kb.
Фото месяца «Там, где рождаются праздники»
11.63kb.
План-конспект урока музыки по теме «Вечная тема мать и дитя» Учитель музыки Высшей категории моу «Таутовская сош»
61.86kb.
Различение объяснительной и описательной психологии не ново. В истории современной психологии неоднократно повторялись попытки проведения двух взаимно дополняющих способов трактовки ее
226.12kb.
Многофакторный план для 2-х независимых переменных и 2-х уровней их проявления
264.38kb.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
333.74kb.
Тема устно-речевого сообщения
32.57kb.