Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класса /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение,2012.
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
|
Основные понятия
|
Вид конт-роля
|
Мате-риал учеб-ника
|
Оборудова-ние
|
Дата проведения
план/факт
|
1
|
Введение. Новейшая история как историческая эпоха.
|
Изу-чение нового
мате-риала
|
Новейшая история как историческая эпоха.
|
ЗНАТЬ периодизацию новейшей истории и особенности исторического развития. Основные события и вехи XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.
|
Новейшая история, научно – технический прогресс, модернизация, эшелоны развития капитализма,; Доиндустриальное, индустриальное (промышленное),
Постиндустриальное (информационное) общесво.
|
Фронталь- ный опрос
|
С.6-7
|
Карты «Мир в начале XX века», «Политическая карта мира»
|
|
2
|
Индустриальное общество в начале XX века.
|
Ком-бини-рован-ный
|
Модернизация. Неравномерность развития различных стран и регионов: аграрные, аграрно-индустриальные, индустриально-аграрные, индустриальные страны.
Новая индустриальная эпоха. Основные черты индустриального общества: начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике, расширение социальных функций государства.
|
ЗНАТЬ причины важнейших перемен в экономическом развитии стран Европы в начале XXв.; основные черты индустриального общества.
УМЕТЬ группировать исторические факты по предложенным критериям, делать обобщающие выводы.
|
Индустриальное (промышленное) общество, неравномерность экономического развития
|
Фронталь- ный опрос
|
§ 1-2
|
Карта «Мир в конце XIX – начале XX века», схема, таблицы
|
|
3
|
Политическое развитие стран в начале XX века.
|
Ком-бини-рован-ный
|
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XXв. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. (Религиозные и националистические партии и движения). Социалистическое движение в нач.XXв.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти.(Особенности политического развития в Европе и США в начале XXв.). Рабочее движение в новую индустриальную эпоху
|
ЗНАТЬ понятия: общественно-политические течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм.
УМЕТЬ сравнивать, находить общее, различать, обобщать и делать выводы.
|
Демократизация общества, политические партии, идеологические направления: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм.; национализм.
|
Составить сравнительную таблицу.
|
§3
|
Карта «Мир в конце XIX – начале XX века», схемы, таблица.
|
|
4
|
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
|
Ком-бини-рован-ный
|
Главные черты и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в нач.XXв. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политичесиких союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. (Локальные конфликтык.XIX- начала XXвв. Как предвестники «Великой войны»). Рост националистических настроений в европейском обществе.
|
ЗНАТЬ признаки и причины возникновения «нового империализма»; причины мировых войн, военные блоки, основные понятия темы
УМЕТЬ анализировать, сравнивать, делать выводы
|
Империализм, Тройственный союз, Антанта.
|
Тестовый
|
§4
|
Карта «Европа в начале XX века», схема.
|
|
5
|
Первая мировая война
|
Изу-чение нового
мате-риала
|
Повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений.
|
УМЕТЬ устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи.
ЗНАТЬ события и показывать их на карте. Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны.
|
Мировая война, империалистическая война, блицкриг, позиционная война, аннексии, контрибуции, сепаратный мир.
|
Составить хронологи-ческую таблицу событий Первой мировой войны.
|
§5
|
Карта «Первая мировая война».
|
|
6
|
Мирное урегулирование. Версальско-Вашиногтонская война.
|
Изу-чение нового
мате-риала
|
Парижская мирная конференция (1919г.): надежды и планы участников. «14 пунктов» В.Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея создания Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. (Устав Лиги Наций). Вашингтонская конференция (1921-1922гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско – Вашингтонской системы послевоенного мирного урегулирования и её противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости.
|
ЗНАТЬ основные положения урока.
УМЕТЬ устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи.
Показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе.
|
Компьенское перемирие, тайная дипломатия, «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига наций, Версальско-Вашингтонская система.
|
Таблица «Итоги Первой мировой войны».
Понятий- ный блок.
|
§6
|
Карта «Страны Европы после I мировой войны».
|
|
7
|
Последствия войны: революции и распад империй.
|
Иссле- дова- тельская
деятель- ность
(работа в груп- пах)
|
XX век – новая национальная история. Революции в Германии, Австро – Венгрии, России. Распад империй.
|
Понимание изучаемых исторических источников.
УМЕТЬ соотнести события в России с мировыми, знание событий.
|
Революционный подъём, Интернационал, Раскол в рабочем и социалистическом движении(леворадикальное движение, реформистский центр, праворадикальное экстремистское движение)
|
Работа с тетрадью, анализ табличного материала.
|
§7
|
Карта «Мир после I мировой войны».
|
|
8
|
Особенности экономического развития стран Европы и США в 20-е гг.Международные отношения в 20-е гг.
|
Лабора-торная работа, иссле- дования процес- сов в разных странах.
|
Особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание» по-американски. Германия и Англия в стабилизации.
|
Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны.
УМЕТЬ рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования).
|
Стабилизация, экономический рост, либеральные реформы.
|
Фронталь-ный, тестовый
|
§8,9
|
|
|
9
|
Мировой экономический кризис 1930-х гг. Пути выхода из кризиса.
|
Ком-бини-рован-ный урок
|
Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы:
-
«Новый курс» США – либерально-демократическая модель.
-
Тоталитарная модель.
|
Анализировать особенности экономического кризиса.
ЗНАТЬ основные понятия
|
Мировой экономический кризис, циклическое развитие рыночной экономики, фондовая биржа, падение курса акций, вмешательство государства в экономику, дефицит бюджета, разрушение мирового рынка, массовая безработица. «Новый курс», система социального обеспечения, социальные гарантии, государственное регулирование экономики, либеральный реформизм.
|
Понятий-ный блок
|
§10,11
|
|
|
10
|
Особенности экономического кризиса 1929-1933гг. в Великобритании и Франции.
|
Лекция
|
Размеры кризиса. Модели борьбы. (Курс Чемберлена, Блюма)
Значение либерально-демократической модели.
|
Либерально-демократическая модель. Участие в дискуссии. Анализ информации.
|
Мировой экономический кризис, пути выхода из кризиса, кейнсианство, рыночная экономика.
|
Работа с заданиями
|
§12
|
Карта «Европа после I мировой войны»
|
|
11
|
Формирование тоталитарных и авторитальных режимов в странах Европы.
|
Изу-чение нового
мате-риала
|
Методы решения социальных и политических проблем.
Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании.
|
Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. Национализм.
|
Тоталитарный режим, тоталитарный режим, нацизм, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, национализм, «холокост», антисемитизм, фашизм, концентрационные лагеря, Народный фронт.
|
Вопросы и задания
|
§13-14
|
Карта «Европа после I мировой войны»
|
|
12
|
Страны Востока в первой половине XX века.
|
Лабора-торная работа, иссле- дования процес- сов в разных странах.
|
Особенности экономического и политического развития стран Востока. Проблемы модернизации.
|
ЗНАТЬ понятия «Восток». Реформы и революции. Пути модернизации.
УМЕТЬ сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
Экспансия, модернизация, реформы.
|
Составле-ние таблицы
|
§15-16
|
Атлас
|
|
13
|
Латинская Америка в первой половине ХХ века.
|
Изу-чение нового
мате-риала
|
Культурно – цивилизационное своеобразие. Способы модернизации.
|
Разбираться в методе «революции – реформы – диктатура – революция».
Сравнивать со странами мира.
|
Диктатура, революция, рабство, латифундии, импортозаменяющая индустриализация.
|
Тестовый
|
§17,18
|
Атлас
|
|
14
|
Международные отношения
в 30-е гг.
|
Лекция
с эле-
мента-
ми ис-
следо-
вания
|
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета.
|
УМЕТЬ анализировать изменение в международной обстановке, вести дискуссию, работать с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Государства-агрессоры, система коллективной безопасности, политика умиротворения.
|
Проверка лекцион-ных записей, понятий-ный блок
|
§19
|
Карта «Европа после I мировой войны», рабочая тетрадь.
|
|
15
|
Вторая мировая война.
|
Семинарское за-
нятие
|
Причины, характер, ход военных действий Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.
|
ЗНАТЬ причины, ход военных действий и итоги Второй мировой войны. Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
«Молниеносная война», основные театры действий, Великая Отечественная война, нацистский «новый порядок» в оккупированных странах, движение Сопротивления, геноцид (холокост).
|
Участие в работе семинара, проверка материалов к семинару.
|
§20
|
Карта «Вторая мировая война»
|
|
16
|
Международные отношения в годы Второй мировой войны.
|
Ком-бини-рован-ный урок
|
Создание антигитлеровской коалиции. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции.
|
ЗНАТЬ основные положения урока.
УМЕТЬ устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи.
|
Антигитлеровская коалиция, закон о ленд-лизе, Второй фронт.
|
Составле-ние таблицы
|
§21
|
Карта «Вторая мировая война»
|
|
17
|
«Холодная война»
|
Лабора-
торное
занятие по документам.
|
Предпосылки биполярности. Противостояние общественно-политических систем.
|
ЗНАТЬ основные положения и понятия урока.; сдерживающие факторы. На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны».
|
«Холодная война», «железный занавес», гонка вооружений, военно-политические блоки: ООН, НАТО, ОВД.
|
Работа с историчес-кими докумен-тами.
|
§23
|
«Политическая карта мира».
|
|
18
|
Завершение эпохи индустриального общества. Становление информационного общества.
|
Ком-бини-рован-ный урок
|
Особенности экономического восстановления. Факторы экономического подъема. Экономическая интеграция. Роль и место НТР. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал-реформистский, консервативно-реформистский).
|
УМЕТЬ критически оценивать программы развития. Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального.
ЗНАТЬ основные положения и понятия урока..
|
Постиндустриальное общество, трёхволновая история человечества, глобализация, три центра мировой экономики, неокейсианство, социальное государство.
|
Фронталь-ный, тестовый
|
§24
|
«Политическая карта мира».
|
|
19
|
Политическое развитие мира во второй половине XX века.
|
Лекция с состав-лением опорно-го конс-пекта
|
Идейно-политические течения и партии (либерализм, консерватизм, социализм, комунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско-демократических партий.
|
УМЕТЬ отличать и сравнивать политические движения.
ЗНАТЬ причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма.
УМЕТЬ составлять опорный конспект.
|
Эволюция политических идеологий., демократизация.
|
Опорный конспект.
|
§26
|
Карта «Мир во второй половине XX века», опорный конспект.
|
|
20
|
Гражданское общество. Социальные движения.
|
Ком-бини-рован-ный урок
|
Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества.
|
ЗНАТЬ основные положения урока.
УМЕТЬ отличать и сравнивать социальные движения, характеризовать гражданское общество.
|
Гражданское общество, движения:
-
антивоенное,
-
молодёжное,
-
студенческое,
-
экологическое,
-
феминистское,
-
этнические движения,
-
обновленческие процессы в церкви.
|
Сооб-щения по теме.
|
§27
|
Рабочая тетрадь
|
|
21 – 22
|
Страны Западной Европы и США во второй половине XX века.
|
Семинар-карусель
|
Основные тенденции развития стран Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии, Италии) и США во второй половине XX века.
|
ЗНАТЬ особенности политического и экономического развития стран. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку.
|
|
Составле-ние таблицы
|
§28-32
|
Карта «Европа во второй половине XX века», перфокарты.
|
|
23
|
Страны Восточной Европы.
|
Лекция
с эле-
мента-
ми лабо-ратор-ной работы
|
Послевоенное развитие стран Восточной Европы. Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований.
|
ЗНАТЬ понятие «Восточная Европа».
УМЕТЬ объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку.
|
Восточная Европа, тоталитарный социализм, «шоковая терапия»
|
Вопросы и задания.
|
§33
|
Карта «Европа во второй половине XX века».
|
|
24
|
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в современном мире.
|
Ком-бини-рован-ный урок
|
Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латино-американского и африканского регионов. Влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие стран.
|
ЗНАТЬ основные положения урока;
особенности проблемы «мирового юга»
УМЕТЬ сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
Деколонизация, идеология «третьего пути», религиозный фундаментализм.
|
Тестовый контроль.
|
§34,35
|
Карта «Европа во второй половине XX века», перфокарты.
|
|
25
|
Основные этапы международных отношений. Глобализация в конце XX века.
|
Лекция с элемен-тами проб-лемной беседы
|
Мировые войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм.
|
ЗНАТЬ основные положения урока.
УМЕТЬ ориентироваться в направлениях деятельности ООН.
|
Социально-психологические и демографические причины войн. Становление новой структуры миропорядка, современной карты мира. Интеграция, глобализация, ЕС, ЕЭС, СБСЕ (ОБСЕ), ОПЕК.
|
Письмен-ная работа
|
§37,39
|
«Политическая карта мира»
|
|
26
|
Духовная культура периода новейшей истории.
|
Семинарское за-
нятие
|
Изменение в научной картине мира. Основные направления в развитии культуры.
|
В информационном плане ознакомиться с
-
постмодернизмом,
-
культурой хай-тека,
-
элитарной культурой,
-
массовой культурой,
-
контр-культурой;
с нарастанием
технократизма и иррацмонализма в массовом сознании.
|
Информационные технологии; модернизм и авангардизм в художественной культуре; символизм в музыке; литература критического реализма; постмодернизм в архитектуре; философия: от экзистенциализма до постмодернизма; массовая культура и элитарное искусство.
|
Тестовый контроль
|
§38
|
Портреты художников, репродук-ции картин, портреты писателей, музыкаль-ные произ-ведения.
|
|
27
|
Итоговый урок
|
Обоб-щаю-щий урок
|
|
Обобщение и структурирование материала.
|
|
Фронталь-ный опрос, тестовый контроль.
|
|
|
|