gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

Тетяна Тимофіївна ПОДОЛИННА,


методист НМЦ зарубіжної літератури

та іноземних мов

ІППО КМПУ ім. Б.Д. Грінченка

О преподавании русского языка и литературы


в 2009-2010 учебном году
Значительные перемены, которые происходят в школьном обучении языку, обусловлены прежде всего необходимостью усилить практическую направленность, функциональность языковых курсов, приблизить их к реальным жизненным потребностям.

Современная методическая мысль включает три понимания языка (язык – система знаков; язык – инструмент коммуникации; язык – орудие познания и мышления) и культурологический подход, предполагающий введение учащихся в язык как в «царство смысла», т.е. работу со значениями слов и выявления их культурных смыслов, формирующих ценностную языковую картину мира. Особенно остро стоит сегодня проблема сужения лексического запаса учащихся. Проблема связана с комплексом причин – это дефицит общения с высокохудожественными литературными произведениями, снижение речевой культуры современной семьи, а также устной речевой активности на уроках русского языка. Для компенсации указанной проблемы в программах по русскому языку всех уровней серьезное внимание уделяется формированию речевых умений и навыков учащихся. В программы включен перечень речевых тем, ориентированный на смыслообразы.

Учащиеся 5-9-х классов школ с русским языком обучения продолжат обучаться по Програмі для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання/ Н.Г.Озерова, Г.О.Михайловська, Л.В.Давидюк, В.І.Стативка, К.І.Бикова. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.

Данной программе соответствуют учебники:



  • Русский язык, 9 класс. Быкова Е.И., Давидюк Л.В., Стативка В.И. – К.: Зодиак-Эко, 2009.

  • Русский язык, 9 класс. Михайловская Г.А., Пашковская Н.А., Корсаков В.А., Барабашова О.В. – К.: Освіта, 2009.

В 9 классе завершается изучение системы языка, поэтому очень важно, чтобы ученик понимал, что существительное – это не только часть речи, но и способ создавать картину мира (например: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»), а деепричастие (особая форма глагола) – может дорисовывать движения (например: кипя, шипя, журча, ворча, …

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!).

Выполняя упражнения по орфографии и пунктуации, учащиеся могут и должны воспринимать слова и вязь этих слов не как мертвое сочетание букв, а как живые словесные образы. Поэтому необходимо обратить внимание на совершенствование навыков рационального чтения учебных, художественных, научно-популярных, публицистических текстов, формировать на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста.

Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение.

Первый этап овладения анализом текста - умение задавать вопросы и отвечать на них:



  1. К какому стилю и типу речи относится текст?

  2. О чем этот текст? Какова его тема?

  3. Какую проблему затрагивает автор текста? Что его волнует? Какова авторская позиция по этому вопросу?

  4. Какова основная мысль текста?

  5. О чем этот текст заставляет задумываться? Какие выводы можно сделать?

  6. Какие языковые средства помогают автору выразить свою мысль?

Следующий этап работы – создание собственного речевого высказывания

в соответствии с коммуникативной задачей.

Для отработки навыков построения текстов необходимо использовать упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей.


Образцы упражнений
Задание: восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные буквы.

При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли.

Своим авторитетом Аристотель на много веков закр...пил ложное мнение, что Земля — неподвижный центр Вселенной.

Он утв...рждал, что лунные затмения прои...ходят, когда Луна поп...дает в тень, отбрасываемую Землей.

Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шар...образна и что шар...образны, по-видимому, все небесные тела.

И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шар...образную форму.

На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.
Задание: восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее? Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Географическая карта (н...)раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. Взгляните на таблицу Менделеева — вам охотно подтвердят это германий и франций, европий и америций, скандий и калифорний. Считают, что (по)острову Кипр названа (по)латыни медь — купрум.

В XVI в. испанский капитан Себастьян Кабот плыл (в)верх по течению реки в Южной Америке; пораж...ный количеством серебра, которое его матросы награбили у мес...ых жителей, живших на берегах реки, он решил назвать ее Ла-Платой, т.е. серебр...ной (по)испански “плата” — серебро). (От)сюда (в)последстви... произ...шло и название всей страны. (В)начале XIX века владычество Испании кончилось, и, что(бы) н... вспоминать об этом печальном п...риоде, жители страны латинизировали ее название. Так на географических картах появилось слово “Аргентина”.
Задание: из исходного текста исключите предложения, в которых нет страдательных причастий и получите сжатый текст.

Кипрей – высокое растение с красными, собранными в большие кисти цветами. Это очень теплый цветок. Даже если ударивший осенний мороз и выпавший иней посеребрит траву, около кипрея вы не увидите инея. Этот цветок стоит, окруженный теплым воздухом, потому что он выделяет теплоту. Согретые ласковым теплом цветка растут себе без страха соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, от неожиданного сильного холода у кипрея отсохнет вся отмороженная верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!


Очень важно, чтобы ученики различали в готовом тексте тезисы, доказательства, выводы, переход от одной мысли к другой.
Сделать уроки русского языка интересными помогают нестандартные задания. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с деятельностью, которую психологи называют продуктивной, творческой.

К нестандартным заданиям можно отнести следующие упражнения.


Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Архитектурное строение" пчел.


Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном.


Задание 3. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов.

1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание 4. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот.

2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствован-ных словах).

4. Пропала буква (детективное расследование).
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне):

работать с научно-популярной литературой и справочниками;

анализировать языковые единицы; формулировать выводы;

составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Учащиеся 10-11 классов продолжают обучение по программам 2001 года «Программы для средних общеобразовательных школ с русским языком обучения. Русский язык 5-11 классы» //Русская словесность в школах Украины, 2001. - № 4 или Русская словесность в школах Украины, 2003, - №1.

Преподавание русского языка в 10-11-х классах будет осуществляться на основе учебника:

Русский язык, 10-11 класс. Пашковская Н.А., Корсаков В.А. – К.: Освита, 2001 и учебного пособия Л.В. Вознюк. Синтаксис 10-11 классы - К.: Освита, 2001.

В старшем звене важнейшей задачей становится обобщение знаний о системе языка, о нормах речи, формировании индивидуального стиля учащегося, его коммуникативной компетенции. Одной из важных задач на этом этапе речевого развития становится овладение навыками публичной речи, элементами деловой речи. Серьезное внимание следует уделить анализу содержания и структуры текста, формированию умения различать в ней главную и второстепенную информацию, находить основную мысль каждого абзаца, определять виды связи между предложениями в тексте и между абзацами, создавать собственные тексты во всех стилях и типах речи.



В связи с переходом на профильное обучение подготовлена Программа «Русский язык для 10-11 классов филологического профиля общеобразовательных учебных заведений» (автор З.П. Барабанщикова). – К.: Педагогічна преса, 2005.

Профильная подготовка обеспечивается не только наличием в курсе углубленных теоретических сведений о языке, но и усилением практической части.

Серьезное внимание следует уделять овладению жанрами, существующими в реальной речевой практике (отзыв, дискуссия, интервью, репортаж, информационное сообщение, корректура, редактирование предложенных текстов, составление библиографии к собственной исследовательской работе), развитию речевых умений и навыков учащихся.

Формировать индивидуальные особенности речевого развития каждого ученика и класса в целом помогают задания, нацеленные на выработку умений публично высказывать свою точку зрения, обосновывать свои суждения. Например:



Выскажите свою точку зрения.

  1. «Чтобы изменить людей, их надо любить» (И.Песталоцци). Можно ли любить всех? Докажите свою точку зрения.

  2. Эмпатия – это способность к сопереживанию, состраданию, умению понять другого человека. Приведите примеры ситуаций, в которых вам (или другим людям) удалось проявить эту способность.

  3. Согласны ли вы с фразой: «Цель оправдывает средства»? Докажите свою точку зрения.

  4. Как вы думаете, что важнее: протекция или интеллект? Согласны ли вы с утверждением: интеллект всегда пробьет себе дорогу? Докажите или опровергните это утверждение.

  5. Существует мнение, что орфография и пунктуация не нужны. Например, в чатах все понимают друг друга. Согласны ли вы с этим утверждением?

  6. Сейчас обсуждается вопрос: «Нужна ли молодежь в высших эшелонах власти?» Выразите свое мнение по этому поводу.

  7. Право на индивидуальность. Как вы это понимаете?

Преподавание русского языка в 5-9 классах школ с украинским языком обучения (для тех, кто изучал русский язык в начальной школе) будет осуществляться по программе: Російська мова: Програма для 5-12 класів загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання/ Н.Ф.Баландіна, К.В.Дегтярьова, С.О.Лебеденко. – Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2005.


Данному курсу соответствуют следующие учебники:

Русский язык, 9 класс / Пашковская Н.А., Михайловская А.А., Распопова С.А. – К:. Освіта, 2009.

Русский язык, 9 класс /Рудяков О.Н., Фролова Т.Я. К.: – «Грамота», 2009.
Цель курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения, грамотного письма, необходимых для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской и украинской культур.

На этом этапе необходимо обучать учащихся точно и полно передавать содержание текста, последовательность фактов и микротем, воссоздавать особенности языка и стиля текста, уметь определять его тему, идею, композицию, создавать на основе исходного текста собственное речевое высказывание.

Предлагаем вашему вниманию один из вариантов творческой работы.

Задание. Проанализируйте и дополните данный текст.

1. Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, – синее, огромное и удивительно нежное небо. (Бунин. 30 сл.)


  1. Каким настроением пронизаны эти строки? Как создается поэтическая

картина зимнего утра?

  1. Какие слова, синтаксические конструкции придают описанию особую

лиричность и торжественность?

  1. Какую роль играют в отрывке односоставные предложения?

  2. Творческое задание. Продолжите описание: подумайте, что еще можно увидеть, если смотреть “в кусочек окна”. Какие предложения вы включите в текст, чтобы сохранить ощущение торжественности, восхищения красотой зимней природы, заданное началом описания?

Продолжить работу по отработке навыков написания сжатого изложения. Данный вид деятельности требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего умения отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию (отличить главное от второстепенного, выделить существенное из общего). При этом изложение должно сохранять логику исходного текста.

Те, кто изучает русский язык с 5 класса, будет обучаться по Программе для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Русский язык. 5-12 классы./ И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаков. Чернівці: Видавничий дім “Букрек”, 2006.

Этой программе соответствуют учебники:

Ґудзик И. Ф. Корсаков В.А., Сакович О.К. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения: 5 год обучения – К.: Освіта, 2009.

Полякова Т.М., Самонова О.И., Примак А.М. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений с укр. языком обучения 5 год обучения – К.: Ґенеза, 2009.


Грамматический материал подается на основе линейно-ступенчатого принципа, то есть в 6-7 классах дается общее представление о синтаксисе, частях речи с последующим нарастанием в 8-9 классах теоретических сведений по изучаемым языковым единицам и формированием умений пользоваться языком как средством общения. Система работы над языковыми средствами выразительности должна строиться так, чтобы дети видели образцы ответов, схему их построения, “заготовку”

Постепенно усложняя систему заданий, мы поможем учащимся осознанно определять тему, стиль, тип текста, озаглавливать текст, выделять микротемы, составлять план, создавать собственное речевое высказывание как в устной, так и в письменной форме.


При обучении синтаксису необходимо уделить внимание отработке навыков лексической и грамматической сочетаемости слов в словосочетании.

С этой целью можно использовать упражнения следующих видов:



  1. Найдите и устраните ошибки.

Сжали рожь, сжали урожай; ширина натуры, ширина реки; могущественное государство, могущественное дерево; раздеть ребенка, раздеть сапоги; поехал обратно, заболел обратно; сделали подвиги, сделали вылазку.

  1. Вместо точек поставьте нужные вопросы:

обратить внимание на что?

привлечь внимание …

сосредоточить внимание …

противопоставлен кому? чему?

сопоставить …

обращался с кем? к кому?

относился …

сообщить что? о чем?

довести до сведения (кого-либо) …

особый спрос с кого?

особые требования …

касаться чего?

прикасаться …

Составьте 2-3 предложения, используя по выбору словосочетания.

  1. Проанализируйте, какова роль в тексте словосочетаний для достижения точности, связанности, выразительности высказывания.

Какова основная мысль данного текста? Как его можно озаглавить?
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь … Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа (К.Паустовский).
Выделите из каждого предложения словосочетание, построенное по образцу: “отношение к языку”. Что достигается благодаря повторению словосочетаний такого типа в тексте? Повтором какого слова в каждом предложении закрепляется его связность?
Критерии оценивания учебных достижений учащихся, программы по языку уделяют особое внимание развитию диалогической речи, умению составлять устные и письменные пересказы, сочинения. Для этого отводится значительная часть учебного времени. Указанные речевые умения являются объектом обязательного контроля и оценивания.
Перечень проверки работ разных вариантов курса языка подано в следующих таблицах.
Для школ с русским языком обучения

Параметри

Перевірки



5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

12 кл.

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

І

ІІ

Знання з мови та мовні вміння

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

Аудіювання

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Говоріння:

Діалог

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

1*

1*

-

-

-

-

-

-


усний переказ

-

1*




1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

усний твір

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

-

1*

Читання:

Мовчки

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1


Вголос

-

1*

-

1*

-

1*

.-

1*

-

1*

-

-

-

-

-

-

Письмо:

слуховий диктант


-

1

-

1

-

1

-

1

1

1

1

1

1

1

1



1

зорово-слуховий диктант

-

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

списування

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Письмовий переказ

-

1

-

1

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

Письмовий твір

-

-

-

-

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Загальна кількість показників, на основі яких виводиться загальний бал




6

12

4

11

5

11

5

11

6

11

3

7

3

7

3

7

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Тетяна Тимофіївна подолинна
393.17kb.