gazya.ru страница 1
скачать файл

МБОУ ДОД

Стрелецкая детская школа искусств

Орловского района Орловской области

ПО.01.УП.02.

Учебная программа

предмета «Прикладное творчество»

к дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области

изобразительного искусства «Живопись»

Срок реализации: 8 лет

Возраст детей: с 6 лет 6 мес. до 9 лет

2012г.










Пояснительная записка
Данная программа предназначена для работы в 1-3 классах ДШИ по ОП «Живопись». Для создания программы были переработаны типовые и авторские программы по прикладному творчеству. (Программа по предмету «Прикладное творчество» ДШИ г. Обь).

Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в эстетическом воспитании.

Все окружающие предметы, выполняя практические функции, создавая удобства жизни, одновременно обладают эстетическими качествами, относятся к произведениям прикладного искусства. Прикладное искусство формирует предметную эстетическую среду, в которой живут и работают люди. Именно поэтому так важно научить детей видеть прекрасное в обычных предметах, в окружающем мире, а также направлять их силы на создание художественных изделий, вызывающих у человека самые лучшие чувства.

Изучение предмета «Прикладное искусство» помогает детям активно осмыслить окружающий мир, творчески воплощая его в формах ДПИ. Очень важно показать детям богатство выразительных средств художественного творчества, дать им возможность создать своими руками красивую вещь.



Цель программы – развитие интереса к предмету путем освоения первых навыков работы в материале.

Задачи курса обучения: знакомство с различными видами прикладного искусства, с теоретическим основами художественной грамотности, с последующим применением на практике полученных знаний; знакомство с технологическими особенностями обработки различных материалов; приобретение навыков в работе с различными материалами и инструментами, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие глазомера, воспитание аккуратности и терпения в работе, развитие образного мышления, формирование и развитие эстетического чувства, расширение кругозора, формирование навыков индивидуальной и групповой работы, воспитание самостоятельности, и в то же время чувства коллектива, развитие стремления к самостоятельному получению знаний и дальнейшему совершенствованию умений и навыков, полученных на занятиях.

Декоративно-прикладная деятельность включает разнообразные художественные работы и техники: роспись гуашью, аппликация, мозаика, конструирование из бумаги, работа с природными материалами и многое другое.

Срок реализации программы - 3 года.

Распределение часов по классам.



Количество учебных часов в неделю

1 класс

2 класс

3 класс

Прикладное творчество

2

2

2

Программа предназначена для учащихся от 6 лет 6 месяцев до 9 лет.

Принцип организации занятий – мелкогрупповые. Количество учащихся в группе – 4-10 человек.

Основная форма занятия - практическое занятие. Кроме того, используются такие формы работы, как беседа, игра, конкурс. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие).



Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). Учитывая возрастные особенности учащихся, считаем возможным заменить просмотр выставкой. Итоговая аттестация осуществляется в виде выставки или просмотра в конце курса обучения (май).


Тематический план

1 класс



  1. Аппликация из полос «Заборчик» 2 ч.

  2. Аппликация из полос «Лесенка» 2 ч.

  3. Аппликация из полос «Тортик» 2 ч.

  4. Аппликация из полос «Море и кораблик» 2 ч.

  5. Аппликация из квадратов «Рыба 2 ч.

  6. Аппликация из квадратов «Сказочный замок 2 ч.

  7. Аппликация «Фрукты 2 ч.

  8. Аппликация «Солнышко» 2 ч.

  9. Изготовление стрекоз и бабочек 4 ч.

  10. Аппликация из треугольников «Мухоморы» 2 ч.

  11. Аппликация из овалов и треугольников «Кактусы» 2 ч.

  12. Изготовление снежинок из бумаги 4 ч.

  13. Аппликация из кругов «Лошарик» 2 ч.

  14. Аппликация в круге 2 ч.

  15. Аппликация «Забавные строчки» в полосе 4 ч.

  16. Конструирование из бумаги 6 ч.

  17. Конструирование из природных материалов 4 ч.

  18. Аппликация из опилок или круп 4 ч.

  19. Бусы с орнаментальной росписью 4 ч.

  20. Эскиз обоев на тему «Кувшины» 4 ч.

  21. Коллективная работа. Аппликация «Цветущее дерево» или

«Полянка» 6 ч.

Всего за год 64 ч.



  1. класс




  1. Работа с природными материалами 6 ч.

  2. Аппликация из засушенных трав и листьев 6 ч.

  3. Аппликация из окружностей «Бабочка 4 ч.

  4. Зооморфный орнамент 4 ч.

  5. Лес. Ритмическая композиция 4 ч.

  6. Жостовский букет 8 ч.

  7. Народная игрушка. Матрешка 4 ч.

  8. Орнаментальная композиция по мотивам гжельской росписи 8 ч.

  9. Конструирование из бумаги 8 ч.

  10. Праздничная открытка 4 ч.

  11. Золотая Хохлома 8 ч.

  12. Подготовка к выставке 2 ч.

Всего за год 66 ч.



  1. класс




  1. Конструирование из бумаги. Коллективная работа 8 ч.

  2. Нарядный фартук 4 ч.

  3. Лубок. Народная картинка 8 ч.

  4. Эскиз украшений и головных уборов 4 ч.

  5. Импровизация на тему Городецкой росписи 8 ч.

  6. Торцевая аппликация 8 ч.

  7. Народная кукла 8 ч.

  8. Расписные яйца 6 ч.

  9. Аппликация из природных материалов 10 ч.

  10. Подготовка к выставке 2 ч.

Всего за год 66 ч.

Содержание курса

1 класс


I полугодие – 32 часа

Тема 1

2 часа


Аппликация из полос «Заборчик».

Задачи: учить отрезать полосы цветной бумаги, дать простейшее понятие о композиции, воспитание аккуратности в работе.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 2

2 часа


Аппликация из полос «Лесенка».

Задачи: закрепление умений и навыков, полученных ранее, развитие мелкой моторики рук.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 3

2 часа


Аппликация из полос «Тортик».

Задачи: закрепление умений и навыков, развивать умение подбирать цвета.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 4

2 часа


Аппликация из полос «Море и кораблик».

Задачи: закрепление умений и навыков, воспитание внимания и аккуратности в работе.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 5

2 часа


Аппликация из квадратов «Рыба».

Задачи: учить отрезать квадраты и складывать из них фигуры, развитие образного мышления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 6

2 часа


Аппликация из квадратов «Сказочный замок».

Задачи: закрепление умений и навыков, развитие образного мышления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 7

2 часа


Аппликация «Фрукты».

Задачи: учить отрывать мелкие кусочки бумаги, учить подбирать цвета, понятие о форме предмета, развитие мелкой моторики рук.

Материалы: белая и цветная бумага, клей.


Тема 8

2 часа


Аппликация «Солнышко». Коллективная работа.

Задачи: закрепление умений отрывать кусочки и подбирать цвета, развитие чувства коллективизма.

Материалы: белая и цветная бумага, клей.


Тема 9

4 часа


Изготовление стрекоз и бабочек.

Задачи: дать понятие о симметрии, приобретение практических навыков.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 10

2 часа


Аппликация из треугольников «Мухоморы».

Задачи: учить отрезать треугольники, закрепление навыка подбора цветов, развитие образного мышления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 11

2 часа


Аппликация из овалов и треугольников «Кактусы».

Задачи: учить работать с шаблонами и вырезать овальные формы, развитие образного мышления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 12

4 часа


Изготовление снежинок из бумаги.

Задачи: знакомство с приемами вырезания снежинок, понятие об орнаменте.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы.


Тема 13

2 часа


Аппликация из кругов «Лошарик».

Задачи: закрепление умений работать с шаблонами и вырезать круги, развитие мелкой моторики рук.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 14

2 часа


Аппликация в круге. Блюдо.

Задачи: знакомство с композицией орнамента в круге, закрепление понятия ритм.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


II полугодие – 34 часа




Тема 15

4 часа


Аппликация «Забавные строчки» в полосе.

Задачи: знакомство с понятием ритм.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.


Тема 16

6 часов


Конструирование из бумаги.

Задание: изготовление подвесного украшения с фигурками птиц.

Задачи: развитие практических навыков работы с бумагой, развитие пространственного мышления.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, нитки.



Тема 17

4 часа


Конструирование из природных материалов.

Задачи: развитие практических навыков работы с природными материалами, развитие пространственного мышления.

Материалы: веточки, пластилин, ракушки, желуди.


Тема 18

4 часа


Аппликация из опилок или круп.

Задачи: знакомство с новой техникой, применение новых знаний на практике.

Материалы: картон, карандаш, клей ПВА.


Тема 19

4 часа


Бусы с орнаментальной росписью.

Задачи: закрепление практических навыков и знаний об орнаменте.

Материалы: соленое тесто, карандаш, гуашь, кисти, лак, шнурок.


Тема 20

4 часа


Эскиз обоев на тему «Кувшины».

Задачи: закрепление понятия ритм.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


Тема 21

4 часа


Коллективная работа. Аппликация «Цветущее дерево» или

«Полянка».

Задачи: закрепление умений и навыков, полученных в течение года, развитие навыков коллективной работы.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.



2 класс.


I полугодие – 32 часа


Тема 22

6 часов


Работа с природными материалами.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков работы.

Материалы: шишки, пластилин.


Тема 23

6 часов


Аппликация из засушенных трав и листьев.

Задание: аппликация на тему «Ковер из листьев», «Кто в лесу живет».

Задачи: развитие образного мышления, гармоничное заполнение плоскости листа.

Материалы: цветной картон, засушенные листья, клей «Момент».



Тема 24

4 часа


Аппликация из окружностей «Бабочка».

Задачи: закрепление и развитие умений вырезать круги и гармонично подбирать цвета.

Материалы: цветная бумага и картон, клей, ножницы.


Тема 25

4 часа


Зооморфный орнамент.

Задание: эскиз детского коврика на анималистическую тему.

Задачи: конструирование силуэтных изображений животных из кусочков цветной бумаги определенных геометрических форм.

Материалы: цветная бумага и картон, клей, ножницы.



Тема 26

4 часа


Лес. Ритмическая композиция.

Задачи: закрепление понятия о ритме, развитие умений вырезать сложные фигуры.

Материалы: цветная бумага и картон, клей, ножницы.


Тема 27

8 часов


Жостовский букет.

Задачи: знакомство с техникой выполнения росписи, приобретение практических навыков работы.

Задание: выполнение элементов росписи, выполнение эскиза росписи подноса.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



II полугодие – 34 часа




Тема 28

4 часа


Народная игрушка. Матрешка.

Задачи: знакомство со стилистическими особенностями деревянных расписных игрушек, понятие о стиле.

Материалы: бумага, карандаш, акварель, кисти, гелевая ручка.


Тема 29

8 часов


Орнаментальная композиция по мотивам гжельской росписи.

Задачи: знакомство со стилистическими особенностями росписи, закрепление знаний об орнаменте.

Задание: выполнение элементов растительного орнамента, выполнение эскиза росписи в прямоугольнике.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



Тема 30

8 часов


Конструирование из бумаги.

Задание: создание объемных фигурок животных и птиц.

Задачи: развитие практических навыков работы с бумагой, развитие пространственного мышления и фантазии.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.



Тема 31

4 часа


Праздничная открытка.

Задачи: знакомство с новыми приемами работы с бумагой, воспитание аккуратности.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, карандаш, линейка.


Тема 32

8 часов


Золотая Хохлома.

Задачи: знакомство со стилистическими особенностями росписи, связь декора с формой предметов.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


Тема 33

2 часа


Подготовка к выставке.



  1. класс

I полугодие – 32 часа

Тема 34

8 часов


Конструирование из бумаги. Коллективная работа.

Задание: выполнение коллективной работы на тему «Подводный мир», «Зоопарк».

Задачи: закрепление практических навыков работы с бумагой, развитие пространственно-образного мышления, развитие чувства коллективизма.

Материалы: бумага, картон, ножницы, клей ПВА.



Тема 35

4 часа


Нарядный фартук.

Задание: украшение фартука из ткани или бумаги орнаментом при помощи штампов.

Задачи: знакомство с композицией народного костюма и особенностями размещения орнамента.

Материалы: ткань, краски, кисти, штампы.



Тема 36

8 часов


Лубок. Народная картинка.

Задачи: знакомство с народной картинкой, ее стилистикой и сюжетами, закрепление понятия о стиле.

Материалы: бумага, акварель, кисти, гелевая ручка.


Тема 37

4 часа


Эскиз украшений и головных уборов.

Задачи: применение знаний об орнаменте на практике, знакомство с символикой орнамента, гармоничное сочетание цветов.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.


Тема 38

8 часов


Импровизация на тему Городецкой росписи.

Задачи: закрепление навыков работы над декоративной композицией, развитие фантазии, чувства стиля.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

II полугодие – 34 часа



Тема 39

8 часов


Торцевая аппликация.

Задачи: знакомство с новыми приемами работы с бумагой и применение их на практике.

Материалы: бумага, картон, ножницы, клей ПВА.


Тема 40

8 часов


Народная кукла.

Задачи: знакомство с народной культурой, создание выразительного образа.

Материалы: ткань белая и цветная, нитки, ножницы, иглы.


Тема 41

6 часов


Расписные яйца.

Задачи: изучение приемов росписи, расширение кругозора.

Материалы: шаблоны из бумаги, кисти, гуашь, яичная скорлупа или яйца из папье-маше.


Тема 42

10 часов


Аппликация из природных материалов.

Задание: декоративная композиция в технике аппликации из яичной скорлупы.

Задачи: знакомство с новой техникой, воспитание аккуратности в работе.

Материалы: картон, яичная скорлупа, клей «Момент».



Тема 43

2 часа


Подготовка к выставке.


Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе

Результаты освоения программы «Прикладное творчество» должны отражать:

знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;

знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;

умение работать с различными материалами;

умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

умение изготавливать игрушки из различных материалов;

навыки заполнения объемной формы узором;

навыки ритмического заполнения поверхности;

навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.



Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование:

  • столы, стулья, классная доска, раковина, стеллажи и шкафы для хранения работ, скульптурные столики, муфельная печь, сушильный шкаф.

Материалы и инструменты:

  • глина и пластилин, стеки, кисти, краски: гуашь, акварель, темпера;

  • природные материалы: ракушки, шишки, желуди, листья; ножницы, утюг, клей ПВА;

  • ткань, нитки, иголки, альбомы для рисования, цветная бумага, картон и др.

Методические пособия, разработки, иллюстративный материал:

  • образцы изделий и игрушек мастеров народных промыслов;

  • лучшие образцы работ учащихся прошлых лет, творческие работы преподавателя;

  • методические пособия и литература по изготовлению изделий декоративно­прикладного искусства, иллюстрации работ народных мастеров;

учебники по декоративно-прикладному искусству, композиции, рисунку.

Список литературы


  1. Афонькин С.Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира.- С.-П., 1998.

  2. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесеых ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1999.

  3. Гумянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала.- М. «Просвещение», 1991.

  4. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет.- М., «Изобразительное искусство», 2000.

  5. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.-М., «Педагогика», 1983.

  6. Климова Н. Г. Народный орнамент в композиции художественных изделий.- М.,»Изобразительное искусство», 1993.

  7. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М., «Просвещение», 1985

  8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  9. Основы художественного ремесла.- М. «Просвещение», 1978.

  10. Рогов А.П. Кладовая радости. Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах.- М., «Просвещение», 1982.

  11. Тюрина Н.Чудо-кожа. – М. «Аст-пресс», 1999.

скачать файл



Смотрите также:
Учебная программа предмета «Прикладное творчество» к дополнительной предпрофессиональной
151.75kb.
Учебная программа (рабочий вариант) по специальности
235.84kb.
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия и морфология человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
1406.45kb.
Программа дополнительной профессиональной программы
164.69kb.
Обзор Большого, Малого и Современного экономических словарей, а также научной и учебной литературы по оценке предприятий и бизнеса 2002-2003 гг
143.31kb.
Общая характеристика предмета
277.07kb.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов заочной формы обучения
437.29kb.
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол»
260.92kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 Лингвострановедение программа подготовки специалиста с присвоением дополнительной квалификации
368.31kb.
Наименование предмета
78.74kb.
Учебная программа для специальностей: 1 23 01 08-04 Журналистика
196.49kb.
Программа: Т. Я. Шпикаловой, 1 учебная четверть. Урок №8. Класс: 5
41.24kb.