gazya.ru страница 1
скачать файл

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: – М.: Дрофа, 2012

Учитель: Уразовская В.И., IКК
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Деятельностная: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, преобразовывать информацию;

находить обобщающие слова перед однородными членами, ставить знаки препинания, составлять схемы предложений.



Содержательная: дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; развивать культуру речи учащихся; предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке, развивать навыки адекватной самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I.Этап мотивации

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Приветствие

На доске фраза: УЧИТЬСЯ-всегда……

-Продолжите фразу.

-Как вы понимаете данное выражение?

- Зачем вам необходимо учиться? Сколько человеку необходимо учиться?

Откройте тетради, запищите число.



Ответы учащихся.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


II. Этап актуализации изученного

Цель: актуализация полученных ранее знаний.

Графический диктант: Составить схемы предложений с однородными членами.

1) Весной прилетают грачи, скворцы, журавли, утки.

2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

3) Зазнайство не возвышает, а унижает.

4) Интересны мне и звери, и черви, и птицы.

5) Катится клубочек по высоким горам и зелёным лугам, по топким болотам и глухим местам.



Взаимопроверка в парах или по эталону (слайд)

- Что нужно обязательно обозначать в схемах? (в кружках обозначить, какие это однородные члены.

(Знаки препинания при однородных членах:

1.однородные подлежащие

2. однородные дополнения с одиночным союзом и

3. однородные сказуемые с противительным союзом а

4. однородные подлежащие с повторяющимся союзом и

5. однородные обстоятельства объединенные в пары с союзом и)

ОЦЕНИТЕ результаты своей деятельности.


Самостоятельно составляют схемы предложений, анализируют и устраняют ошибки, оценивают результаты


Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели).



Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


III. Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

осознание причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Материал для наблюдений представлен с помощью презентации «Определяем проблему урока».

Ученики выполняют задание на поиск «четвёртого лишнего». (слайд)

– Почему слова обувь, мебель, посуда лишние? (Это не конкретные, а общие, родовые названия для каждого вида наименований.)

Могут ли оставшиеся слова из каждой группы быть однородными членами предложения?

Поставьте обобщающее слово впереди группы однородных членов. Что вы заметили?


1.Высказывают предположения на основе наблюдений.

Обосновывают свой выбор.




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)




IV. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Учащиеся устно составляют предложения с однородными членами, пробуют употребить вместе с однородными членами общие слова, наблюдают за интонацией и формулируют ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы:

«Как особую интонацию показать на письме? Какие необходимы при этом знаки препинания?

Каковы цели нашего урока?


Отвечают на вопросы.

Составляют предложения с однородными членами, наблюдают за интонацией.

Формулируют вопросы (проблему) урока и его цель.







V Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.


ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Вводится понятие «обобщающее слово».

Работа проводится в виде беседы по тексту (тексты распечатаны).



2.Наблюдение над интонацией и пунктуацией в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами. Ученики на основе заданий делают выводы о знаках препинания.

Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.

Понаблюдайте за интонацией в предложении

Какую особенность интонации вы заметили?

Как это показано на письме? Определите часть речи обобщающего слова и однородных членов предложения.

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах.



После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.

Сравните свои выводы с правилом в учебнике (стр.159)


Как в тексте определить обобщающее слово с однородными членами предложения? Попробуем составить план нахождения и постановки знаков препинания

Ученики вычитывают из текста главную информацию (что такое обобщающее слово), выписывают ключевое слово, подбирают однокоренные к нему.

-Высказывают варианты ключевых слов урока, -предположения знака препинания после обобщающего слова.

Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм:


  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).

4.Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( моделирование)


VI. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.


– Как графически обозначаются обобщающие слова?

– Как это представлено в схеме предложения?

– Где находится обобщающее слово по отношению к однородным членам?

– Запишите ключевые слова урока. (Обобщающее слово, однородные члены, двоеточие.)



В цирке можно увидеть разных животных: тигров, слонов, бегемотов.

Составим схему данного предложения




находят однородные члены и обобщающие слова перед ними, обосновывают своё решение, наблюдают за интонацией (пауза перед однородными членами) и пунктуацией (двоеточием на месте паузы), делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Составляют схему

Познавательные УУД

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)





VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях.


РАБОТА У ДОСКИ

развивается умение находить обобщающие слова при однородных членах и пунктуационно оформлять такие предложения, графически обозначать условия постановки знаков препинания.

Проговаривание алгоритма поиска смыслового отрезка – однородных членов с обобщающим словом – и постановки знаков препинания.

Чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо

найти смысловой отрезок и определить его вид;

установить границы смыслового отрезка – однородных членов предложения;

выявить наличие обобщающего слова;

определить место обобщающего слова;

выбрать нужные знаки препинания.



Образец рассуждения (может предложить учитель или по алгоритму работает один из учеников):

По упр 474.( 1 предложение)

– Посмотрим, есть ли в предложении смысловой отрезок – однородные члены. В данном предложении есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову росли и отвечают на один и тот же вопрос что? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловой отрезок – однородные члены предложения. Необходимо определить, есть ли среди них обобщающее слово. Для этого надо сравнить значение слова цветы и остальных однородных членов предложения. Слово цветы имеет более общее значение, чем слова гвоздики, лилии, тюльпаны, оно общее для всех этих слов. Следовательно, это обобщающее слово, после него перед однородными членами надо поставить двоеточие.

Следующие примеры учащиеся разбирают самостоятельно.



Пробуют находить обобщающие слова при однородных членах и пунктуационно оформлять такие предложения, графически обозначать условия постановки знаков препинания.

Составляют алгоритм поиска смыслового отрезка




Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.



VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Упр 476. Выписать предложения с однородными членами и расставить знаки препинания самостоятельно. Графически обозначить однородные члены предложения.


Направляющими вопросами подводит к выводам.

Выводы: В устной речи: обобщающее слово выделяется интонацией (пауза), с последующим. перечислением однородных членов.



В письменной – после обобщающего слова перед однородными ставится двоеточие

По аналогии пробуют определить постановку знаков препинания.

Регулятивные УУД

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения


IX. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Упр. 473 – развивается умение составлять предложения с однородными членами по заданным обобщающим словам, правильно оформлять такие предложения на письме.


Составляют предложения, записывают и графически обозначают обобщающее слово и однородные члены предложения, составляют схему.

Познавательные УУД

Действие по аналогии

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях.

Для чего изучаем русский язык?

Ответили на проблемные вопросы поставленные на уроке?

Достигли целей поставленных в начале урока?

– Какие трудности в написании могут возникнуть?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Самооценка по этапам урока:

-Какое было задание?

-Выполнил? Сам?

Что себе поставишь?


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Оценивают свою работу по ТОУУ (Карточки у каждого ученика)




Регулятивные УУД

1.Самоопределение

2.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

ТОУУ


Домашнее задание.


На выбор:

  1. Упр. 478

  2. Сочинить лингвистическую сказку

  3. Придумать игру-задание для одноклассников по теме




Регулятивные УУД

1.Уметь делать выбор соответственно своей мотивации.

скачать файл



Смотрите также:
Учебник для общеобразовательных учреждений: М.: Дрофа, 2012 Учитель: Уразовская В. И., I кк
119.65kb.
Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. М.: Дрофа, 2012г
490.25kb.
Учебник Юдовская А. Я. Новая история 1500 1800гг.: учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2009
153.32kb.
Финикия страна мореплавателей
118.08kb.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений «География. Природа и люди» под редакцией А. И. Алексеева, страницы 74 164
112.9kb.
Количество часов: 68 2 часа в неделю
1443.15kb.
План-конспект урока ( Действительные числа)
150.14kb.
Рабочая программа по математике
360.05kb.
Примерная программа по иностранному языку для 10 класса (источник сайт mon gov ru) Учебник: Кузовлев В. П. Английский язык: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008
91.15kb.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 70 часов, 2 часов в неделю
1758.8kb.
Инструкция по выполнению работы
237.31kb.
Учебно-тематическое планирование Паластрова Галина Васильевна учитель географии, биологии, краеведения
667.37kb.