gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Кафедра экономики и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Организационное поведение

Специальность:

080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Барнаул


2009

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра экономики и менеджмента
Учебно-методический комплекс дисциплины
Организационное поведение

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины/модуля/спецкурса

Теория поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.


2. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Курс «Организационное поведение» тесно взаимосвязан с вузовскими курсами: теория организации, психология управления, социальная психология, деловое общение, управление персоналом, менеджмент.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  1. Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа дисциплины.

  2. Теоретический блок: содержание лекций.

  3. Практический блок: планы и структура практических занятий.

  4. Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, тесты текущей и промежуточной аттестации.

  5. Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК: Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины/модуля/спецкурса:

    1. ГОС ВПО по специальности.


Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины
Организационное поведение

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

Организационное поведение

Специальность

080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»



Курс обучения 4

Семестр VII

Всего часов по учебному плану: 150

В том числе по формам обучения: очная – 150

- лекции 28

- практика 26

- самостоятельная работа 96



Формы итогового контроля знаний:

- зачет 7 сем.


Барнаул

2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Научная дисциплина «Организационное поведение» (ОП) изучает поведение работников организационных структур с целью оказания действенного влияния на результативность деятельности организаций. Она направлена на разработку методов изучения поведения людей в различных ор­ганизационных ситуациях, обобщение практического опыта в объяснении причин поступков работников, разработку вероятной модели поведе­ния работника и управление его поведением.

По существу, организационное поведение является приложением психологии к решению проблем менеджмента — «адаптированная психология». Понимание людей и управление людьми и составляет суть организационного поведения.

Таким образом, можно заключить, что организационное поведение занимается изучением и использованием человеческого фактора

в организации и в менеджменте. Организационное поведение аккумулирует опыт не только прикладной психологии, но и опыт менеджмента (а еще шире — науки управления) в решении проблем поведения человека на рабочем месте.

Основная проблематика вопросов, рассматриваемых в рамках организационного поведения, включает: эффект группы и групповую динамику, лидерство и связанные с этим эффектом стили руководства, проблемы трудовой мотивации, межличностное и деловое общение в трудовом коллективе, конфликты, их причины и способы разрешения конфликтов, проблемы строения организации, проблемы адаптации, проблемы проектирования рабочего места и т.д.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины – изучение закономерностей и особенностей организационного поведения работников, результативных форм и методов воздействия на их поведение для управления эффективностью всей организации.

Задачи:

• сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения;

• изучить возможности организационного проектирования таких систем, в ко­торых работник, его способности и потребности поставлены в центр внимания;

• сформировать представление о сущности и содержании труда руководителя и научиться вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации;

• проанализировать причины поведения работников, изучить методы, методику описания их поведения в условиях постоянно изменяющейся внешней среды;

• развить навыки современного управления поведением работника и рабочей группы в соответствии с критериями эффективности деятельности организации.

Данная программа составлена в соответствии с государственным стандартом и согласована с комплексом других программ для данной специальности. Она имеет типовую для АФ МГУКИ структуру. Кроме того, приведен примерный список контрольных вопросов для проведения экзаменов и зачетов.

Обучение студентов по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий. Самостоятельная работа заключается в изучении соответствующих учебных пособий и выполнении индивидуальных заданий с последующим контролем преподавателя.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения этого курса студенты должны:



  1. иметь представление современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения;

  2. излагать и формулировать содержание основных положений науки организационное поведение;

  3. знать сущность и содержание труда руководителя и уметь вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации;

  4. уметь анализировать управленческие ситуации с позиций теории организационного поведения;

  5. применять основные положения этой теории для решения проблем менеджмента организации.


3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр







VII

Общая трудоемкость дисциплины

150

150

Аудиторные занятия

54

54

Лекции




28

Практические занятия (ПЗ)




26

Семинары (С)







Лабораторные занятия (ЛЗ)







Самостоятельная работа

96

96

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачёт


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



n/n

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

Самостоятельная работа

1

2

3

4




1

Генезис и развитие науки «организационное поведение». Предмет и задачи курса

2




8

2

Личность и организация. Теории поведения личности в организации

2

2

8

3

Коммуникативное поведение в организации

2

4

8

4

Мотивация и результативность организации

4

4

8

5

Формирование группового поведения в организации.

2

2

8

6

Анализ и конструирование организации. Индивидуальное планирование работы

2

2

8

7

Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

2

2

8

8

Формальные и неформальные группы и их виды

2

2

8

9

Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

4

2

8

10

Лидерство в организации

2

2

8

11

Изменения в организации и индивидуальное поведение. Управление нововведениями в организации

2

2

8

12

Организационное поведение в системе международного бизнеса

2

2

8




Всего за 7-й семестр

28

26

96


4.2. Содержание разделов дисциплины

  1. Генезис и развитие науки «организационное поведение». Предмет и задачи курса

Организационные процессы и организационные отношения в системе менеджмента. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение». Человек в системе современного менеджмента. Появление дисциплины «Организационное поведение» в 60-е годы XX века как новый подход в обучении руководителей. Сущность и содержание труда руководителя, специалиста, работника. Управляющий и его социальная значимость. Методы, используемые в исследовании организационного поведения. Ис­пользование знаний ОП в практическом управлении организацией. Значение дисциплины «Организационное поведение» в подготовке современных руководителей и специалистов. Организационное по­ведение и другие науки, изучающие поведение личности. Развитие тенденции по превращению ОП в конкретную область знаний, свя­занную с эффективностью управления организацией и ее персоналом.

2. Личность и организация. Теории поведения личности в организации.

Сущность организации, ее виды. Цели и задачи организации. Причинность и взаимосвязь поведения личности, группы, организации. Эффективность деятельности личности. Эффективность деятельности группы. Эффективность деятельно­сти организации. Индивидуальное поведение как основа коллективного поведения. Диалектика эффективности деятельности личности, группы, организации. Составляющие репутации личности, группы, организации. Формирование репутации фирмы как элемента стратегии организации. Формирование репутации личности как элемента жизненной стратегии. Выде­ление репутационно значимых черт организации и доведение их до потребителей. Конечный критерий эффективности личности – самореализация. Конечный критерий эф­фективности организации – ее выживание на рынке. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные критерии личной и организационной эффективности. Показатели личной и организационной эффективности. Временная модель эффективности. Формиро­вание привлекательного ОП. Формирование организационного по­ведения для создания, поддержания и развития организационной и личной репутации.

Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая тео­рия управления (Тейлор, Уорвик, Файоль); школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевио­ризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

Индивид, личность, индивидуальность. Личность как центр и основа ор­ганизационного поведения. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения. Особенности личности, определяющие ее поведение. Факторы, влияющие на поведение личности в организации. Понимание внутреннего мира человека как основа для понимания мотивации индивидуального поведения. Личностная и социальная идентичность. Представление о себе (Я-концепция). Я-концепция личности и психологические ме­ханизмы защиты. Структура сознания личности. Оценка и самооценка личности. Вы­ражение ценностных ориентаций. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в ОП. Компоненты установок. Мо­дель самоопределения личности. Способы изменения установок. Страх как один из регуляторов поведения индивида. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением. Типология поведения личности. Деформация по­ведения личности. Преданность организации. Восприятие реальности и развитие личности. Влияние культурных различий на рабочее поведение.



3.Коммуникативное поведение в организаци

Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации («коммуникативные нормы и правила», «роли», «коммуникативные сети», «коммуникативное поведение» и пр.). Роль и место коммуникации в системе организа­ционных отношений. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникационные процессы в организации. Функционирование коммуникаций в организациях: трансляция организационного социокультурного опыта. Коммуника­тивное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные по­требности. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Направленность общения. Невербальные компоненты коммуникации. Слухи. Проблема отношения к незнакомому в традициях различных организационных культур. Межличност­ные коммуникации в организации. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. Барьеры эффективного общения. Обучение общению. Развитие форм прямого общения. Формы делового общения. Деловое общение с руководством: формы, регламентация, эффективность. Влияние стиля управления на формы делового общения. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур. Отношение «Я – другие» как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности.



4. Мотивация и результативность организации.

Понятия мотив, мотивация, мотивационный процесс. Мотивация поведения и деятельности работника в организации. Мотивация личности работника – основа формирования организационного поведения. Понимание человеческой «потребности» как основы мотивации индивидуального поведения. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Использование содержательных теорий мотивации. Использование процессуальных теорий мотивации. Модель мотивации. Мотивационный механизм формирования орга­низационного поведения личности. Мотивационные побуждения. Важность внутреннего удовлетворения. Социокультурная ори­ентация личности работника в организации. Корпоративная культура в системе мотива­ции личности работника. Влияние организационной структуры на систему мотивации. Мотивация и эффективность управления.

Прикладное значение теорий мотивации. Экономическое стимулирование работника. Обыденное понимание как способ интерпретации повседневных явлений в организации. Зависимость между удовлетворением и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Ограниченность групповых стимулирующих систем.

Оценка результативности. Создание эффективной системы вознаграждений в организации.



5. Формирование группового поведения в организации.

Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования. Виды групп и факторы их создания. Условия достижения синергетического эффекта в группе. Степень сплоченности группы. Методы определе­ния сплоченности группы. Факторы, определяющие групповое поведение в организа­ции, групповую работоспособность.

Организационные основы формирования группового пове­дения. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы фор­мирования групп. Появление общественного мнения в группе. Явление конформизма. Внутренний и внешний конформизм. Поведение личности в условиях группового давления.

6. Анализ и конструирование организации. Индивидуальное планирование работы.

Анализ отношений в организации. Конструирование организации. Конструирование организационных отношений и их регламентирование. Понятие организационной патологии. Этапы организационного конструирования. Проектирование работы в организации. Факторы проектирования организации: со­стояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников. Элементы проектирования организации: разделение труда, кооперация, связи, масштаб управляемости, распределение пол­номочий, дифференциация и интеграция, процесс принятия решений, формы взаи­мосвязи структурных подразделений (структурно-функциональные связи). Степень централизации и децентрализации организации. Качество трудовой жизни и проектирование. Возникновение в организации пространства, где существует представление о ценности индивидуальности.

Современные способы конструирования организации и организационное поведение. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Способы (критерии) оценки реальности. Влияние организационного пространства на эмоционально-психологические состояния человека (агрессивность, страх, тревога, радость и т.д.). Принципы управления (первичность целей, координация и делегирование полномочий и ответственности, диапазон контроля, соответствие полномочий и контроля, влияние основных структурных решений) на поведение индивидуума. Роль дивизиональных структур в расширении свободы поведения личности. Анализ индивидуальной деятельности и планирование личной работы. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации. Повышение качества индивидуальной работы путем интенсификации труда. Техника учета бюджета времени. Типичные отвлекающие факторы и их устранение. Определение и исправление своих трудовых навыков. Системы планирования. Влияние гибкого графика работы на индивидуальное поведение. Подходы к оценке эффективности поведения личности. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. Стиль как индивидуальный или групповой «почерк жизни».

7. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение наиболее привлекательного поведения работников для повышения эффективности деятельности организации. Типология поведения со­трудников. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

Особенности организационного поведения на стадии формирования организации. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных свя­зей.

Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации.

Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, фор­мализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям. Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации органи­зационного поведения отдельных работников, рабочих групп.

8. Формальные и неформальные группы и их виды

Основные системные факторы функционирования формальных групп. Разно­видности формальных групп. Рабочие группы как формы функционирования лично­сти в организации. Принципы создания рабочих групп и роли отдельных личностей. Регламенты организационного поведения в рабочих группах. Рабочие группы и эффективность работы. Опыт формирования рабочих групп в различных организациях. Групповая «спаянность» и групповая производительность. «Мозговой центр» группы и его влияние на эффективность работы группы. Команды в условиях современных органи­заций. Особенности самоуправляемых команд.

Причины присоединения индивида к группе. Функции неформальных групп. Разно­видности неформальных групп. Преимущества и недостатки неформальных групп. Управление неформальными группами и организациями. Особенности создания неформальных групп в различных организациях. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.

9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

Современный взгляд на конфликты в организации. Понятие конфликта. Противоречия и конфликты. Функции и виды конфликтов (функциональные и нефункциональные конфликты). Типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые конфликты). Конфликт как процесс. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. Руководство межгрупповыми конфликтами как средство их разрешения. Методы разрешения конфликта (разъяснение требований к работе, координации и интеграции, комплексных целей, системы вознаграждений). Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов. Смягчение отрицательных последствий внутригрупповых конфликтов. «Кружки качества» и решение проблем единства группы. Стресс и синдром общей адаптации. Стресс как результат нововведений. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Индивидуальный, организационный, «событийный» (повседневный) стрессы. Фрустрация. Виды стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Стресс и показатели выполнения производственных заданий. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.



10. Лидерство в организации

Сущность лидерства. Понятие лидерства в управлении организацией. Сравни­тельный анализ моделей лидерства. Истоки и классические исследования лидерства. Фор­мальное и неформальное лидерство. Авторитет. Влияние лидера на поведе­ние личности, группы, организации в целом в организациях разно­го типа. Проблемы форми­рования лидера в организации (малые, средние, крупные орга­низации, быстрорастущие организации, организации различ­ных форм собственности и т.п.). Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.

Формальное лидерство и его природа. Власть и полномочия как условия фор­мального лидерства. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.

Условия неформального лидерства. Разновидности неформального лидерст­ва. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров. Возможные конфликты между формальными и неформальными лидерами. Формы и методы их преодоления.



11. Изменения в организации и индивидуальное поведение. Управление нововведениями в организации.

Изменения, с которыми сталкиваются организации в своем развитии. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры. Понятие организационного развития. Ценности организационного развития. Модель управления органи­зационным развитием. Направления и фор­мы организационного поведения. Меры по осуществлению эффектив­ного руководства процессом преобразований. Принципы обучения в рамках органи­зационного развития.

Организационные изменения как угроза личной свободе. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Подготовка работников к необходимости изменений. Изменения в процессе труда. Участие работников в реорганизации как способ преодоления их сопротивления нововведениям. Критерии успешного осуществления изменений. Концепция научения по­ведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно-поведенческого исследования. Поведенческий маркетинг.

12. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

Общая характеристика организационного поведения в системе международного бизнеса. Особенности организационного поведения представителей западноевропейского бизнеса. Особенности организационного поведения представителей азиатского бизнеса. Характеристика организационного поведения представителей российского бизнеса. Сравнительный анализ отечественной и зарубежных моделей организационного поведения в бизнесе.


5. . Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Аширов Д.А. Организационное поведение: Учебник/ Д.А.Аширов.– М.: Проспект. - 2006. – 360 с.

  2. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – М.: Эксмо, 2008.

  3. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учебник/ Л.В.Карташова Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина – М.: ИНФРА-М, 2005. – 220 с. – (Высшее образование)

  4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2008.

  6. Мясоедов С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах: Учеб. пособие. – М.: Вершина, 2009.

  7. Оксинойд К.Э. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2009.

  8. Организационное поведение: Учебник/ Под ред. Г.Р.Латфулина, О.Н.Громковой. – Спб и др.: Питер, 2007. – 432 с.

  9. Шейн, Эдгар Организационная культура и лидерство: Учебник/ Э.Шейн. – 3-е изд. – Спб и др.: Питер, 2008. – 336 с. – (Классика МВА)


Дополнительная:
1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

  1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., 1985.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заве­дений. – М., 2000.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. 11. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М., 1992.

  5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1990.

  6. Вейм П. Искусство менеджмента. – М., 1993.

  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М., 1996.

  8. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – М., 2000.

  9. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000.

  10. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – М., 1995.

  11. Еропкин А.М. Организационное поведение: Конспект лекций. – М., 1998.

  12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.

  13. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

  14. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 1997.

  15. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организа­ции: Учебник. – М., 1999.

  16. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практическое пособие. – М., 1997.

  17. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менедж­мента в повседневной работе. – М., 1996.

  18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретические и прикладные аспекты. – М., 1991.

  19. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. – М., 1999.

  20. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие органи­зации: Пер.с англ. – М., 1996.

  21. Молл Е.Г. Организационное поведение: Учебное пособие. – М., 1998.

  22. Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. – Тюмень, 1998.

  23. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский опыт. – М., 1984.

  24. Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций. – М., 1998.

  25. Раппопорт В.С. Диагностика в управленческом консультировании. – М., 1987.

  26. Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2-х тт. – М., 1997.

  27. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румян­цевой, Н.А. Саломатина. – М., 2000.

  28. Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Лей-манна. – М., 1993.

  29. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. – М., 1992.

  30. Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. – Минск, 1990.

  31. Шейнов В.П. Как сделать совещание более эффективным, но менее про­должительным. Как подготовить хорошее выступление. – Минск, 1990.

  32. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство ме­неджера). – Минск, 1990.

  33. Шейнов В.П. Оптимальный стиль руководства. – Минск, 1990.

  34. Шейнов В.П. Техника личной работы: взять недостающее время. – Минск, 1990.

  35. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. – Минск, 1991.

  36. Шепель В.М. Человедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. – М., 1999.

  37. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., 2003.

  38. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. – М., 1997.

  39. Якокка Л. Карьера менеджера. – М., 1990.



5.2. Дополнительные средства обеспечения освоения дисциплины:
Для освоения учебной дисциплины «Организационное поведение» необходимы:
Электронное пособие «Психология делового общения», учебное пособие Березуцкая Ю.П. Межличностное общение в трудовом коллективе: психологические аспекты деловых взаимоотношений. – Барнаул: БГПУ, 2002г.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:



  1. оборудованные аудитории (специальная мебель и организационные средства);

технические средства обучения: компьютер, принтер, ксерокс; учебно-наглядные пособия, доска.
7. Содержание текущего и промежуточного контроля

7.1. Текущий контроль

Текущий контроль по курсу «Организационное поведение» реализуется в форме контрольных заданий и вопросов по темам, в процессе осуществления анализа и разрешения проблемных ситуаций, проведения деловых игр, выполнения тестовых заданий, обсуждения актуальных аспектов дисциплины. Контрольные работы не предусмотрены.



7.2. Промежуточный контроль

Промежуточный контроль реализуется в форме зачёта в 6 семестре и экзамена в 7 семестре.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)».
Программу составили:

Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент
Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента

Протокол № от 2009 г.


Заведующий кафедрой: ____________

Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра экономики и менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины


Организационное поведение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Ведущий лектор

Березуцкая Ю.П., к.п.н., доцент


Барнаул

2009
СТРУКТУРА КОНСПЕКТА ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Организационное поведение»

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины организационное поведение Специальность
1317.8kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
1979.59kb.
Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение»
676.62kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) Связи с общественностью
347.46kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
781.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
2298.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
420.7kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине зарубежная литература XIX века (реализм) Специальность: 031001. 65 Филология
711.19kb.
Учебно-методический комплекс по специальности 080801: Прикладная информатика в экономике Санкт-Петербург 2006
221.72kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение
616.99kb.
Эффективная коммуникативность учебно-методический комплекс дисциплины по выбору
252.53kb.
Учебно-методический комплекс Дополнение к рабочей программе по литературе для студентов направления 080115. 65 «Таможенное дело» очной формы обучения
10.33kb.